Научная статья на тему 'Формирование нравственно-волевых качеств сотрудников полиции в образовательных организациях МВД России'

Формирование нравственно-волевых качеств сотрудников полиции в образовательных организациях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
637
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нравственно-волевые качества / сотрудники полиции / учебно-тренировочный процесс / предстрессовые состояния / психолого-педагогические условия / образовательные организации МВД России. / moral volitional qualities / police officers / the course of learning and training / pre-stress states / psychology-pedagogical conditions / the Russian Ministry of Internal Affairs educational organizations.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гричанов Антон Сергеевич, Морозов Владимир Анатолиевич, Федулов Борис Александрович

Введение. Обосновываются необходимость и возможность формирования нравственно-волевых качеств сотрудников полиции в рамках учебно-тренировочного процесса. Цель — выявление особенностей процесса формирования нравственноволевых качеств сотрудников полиции и определение направлений его совершенствования. Материалы, методы и результаты. Выделены бинарные психологические состояния: благоприятные и неблагоприятные, актуальные и потенциальные. Выявлена важная роль как внутренних психических процессов, так и внешних обстоятельств деятельности в формировании нравственно-волевых качеств. Приведена классификация предстрессовых состояний, возникающих в служебной деятельности сотрудников полиции, и раскрыто их содержание. В рамках комплексного подхода к решению педагогических задач обозначены основные компоненты методики формирования нравственно-волевых качеств. Предложены методы, последовательность и психолого-педагогические условия формирования нравственно-волевых качеств сотрудников полиции в учебно-тренировочном процессе образовательных организаций МВД России. Выводы. Нравственно-волевые качества как личностные характеристики позволяют осознанно регулировать человеку свое поведение и деятельность, выражающиеся в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гричанов Антон Сергеевич, Морозов Владимир Анатолиевич, Федулов Борис Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Moral Volitional Qualities of Police Officers at the Russian Ministry of Internal Affairs' Educational Organizations

Introduction. The necessity and possibility of forming police officers' moral volitional qualities in the course of learning and training are substantiated. The aim is to reveal the peculiarities of police officers' moral volitional qualities' formation and identify the areas of its improvement. Materials, Methods and Results. Binary psychological states are revealed: conducive and unfavourable, relevant and potential. The paper defines an important role of both internal psychic processes and external circumstances of activity in formation of moral volitional qualities. The classification of pre-stress states arising in police work is given, their content disclosed. The authors outline the main elements of the method of forming moral volitional qualities within the complex approach to the solution of pedagogical tasks. The paper comprises some methods, sequence and psychology-pedagogical conditions of police officers' moral volitional qualities' formation in the course of learning and training at the Russian Ministry of Internal Affairs' educational organizations. Conclusions. Moral volitional qualities as personal characteristics enable a man to consciously control his behaviour and activity manifested in his ability to overcome internal and external difficulties when performing purposeful actions and deeds.

Текст научной работы на тему «Формирование нравственно-волевых качеств сотрудников полиции в образовательных организациях МВД России»

Психолого-педагогические аспекты становления и развития личности

Psychological and pedagogical aspects of personality formation and development

УДК 378.634 © А. С. Гричанов, В. А. Морозов, Б. А. Федулов, 2019 DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-13003

13.00.08 Теория и методика профессионального образования

Формирование нравственно-волевых качеств сотрудников полиции в образовательных организациях МВД России

Гричанов Антон Сергеевич \

кандидат педагогических наук, доцент кафедры тактико-специальной подготовки. Е-mail: g-ton@mail. ш

Морозов Владимир Анатолиевич \

кандидат педагогических наук, начальник кафедры тактико-специальной подготовки. Е-mail: [email protected]

Федулов Борис Александрович \

доктор педагогических наук, профессор кафедры тактико-специальной подготовки. Е-mail: [email protected]

1 Барнаульский юридический институт МВД России, 656038, Барнаул, ул. Чкалова, 49, Россия

Аннотация

Введение. Обосновываются необходимость и возможность формирования нравственно-волевых качеств сотрудников полиции в рамках учебно-тренировочного процесса. Цель — выявление особенностей процесса формирования нравственно-волевых качеств сотрудников полиции и определение направлений его совершенствования.

Материалы, методы и результаты. Выделены бинарные психологические состояния: благоприятные и неблагоприятные, актуальные и потенциальные. Выявлена важная роль как внутренних психических процессов, так и внешних обстоятельств деятельности в формировании нравственно-волевых качеств. Приведена классификация предстрессовых состояний, возникающих в служебной деятельности сотрудников полиции, и раскрыто их содержание. В рамках комплексного подхода к решению педагогических задач обозначены основные компоненты методики формирования нравственно-волевых качеств. Предложены методы, последовательность и психолого-педагогические условия формирования нравственно-волевых качеств сотрудников полиции в учебно-тренировочном процессе образовательных организаций МВД России.

Выводы. Нравственно-волевые качества как личностные характеристики позволяют осознанно регулировать человеку свое поведение и деятельность, выражающиеся в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Ключевые слова: нравственно-волевые качества; сотрудники полиции; учебно-тренировочный процесс; предстрессовые состояния; психолого-педагогические условия; образовательные организации МВД России.

Для цитирования: Гричанов А. С., Морозов В. А, Федулов Б. А. Формирование нравственно-волевых качеств сотрудников полиции в образовательных организациях МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24, № 3(78). С. 263-268. DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-13003

Основные положения

1. Уточнены психологические процессы и педагогические особенности, способствующие формированию нравственно-волевых качеств сотрудников полиции.

2. Выявлены условия и методы, обеспечивающие интериоризацию моральных норм правоохранительной деятельности и развитие волевых качеств средствами учебно-тренировочного процесса.

Введение

Актуальность и значимость. Профессиональная деятельность сотрудников полиции вызывает необходимость противостоять длительному воздействию стрессогенных факторов, что требует от них высокой

нервно-психологической устойчивости, одним из компонентов которой является волевая сфера. В реальной жизни поведение человека определяется волевыми качествами, сочетающимися с нравственными установками. В связи с этим специальная психолого-педагогическая подготовка сотрудников полиции к действиям в условиях риска для здоровья и жизни приобретает особое значение. Актуализируется проблема совершенствования процесса формирования нравственно-волевых качеств сотрудников полиции.

Цель работы — выявить особенности процесса формирования нравственно-волевых качеств сотрудников полиции в учебно-тренировочном процессе и определить направления его совершенствования.

Теоретические предпосылки. Предпосылки формирования волевых качеств личности представлены в исследованиях Л. И. Божович, А. Г. Ковалева, И. С. Кона, В. А. Ф. Райс, И. Ф. Свадковского [1], где подчеркивается, что волевые качества должны формироваться с приобретением опыта морального поведения. Как считают Е. В. Панов, В. А. Филиппович, волевые качества личности формируются в деятельности, которая требует создания ситуаций преодоления трудностей [2]. Современные исследователи раскрывают морально-нравственную подготовку как один из важнейших показателей профессиональной готовности сотрудников полиции. Руководящие документы обязывают принимать исчерпывающие меры по поддержанию у сотрудников морально-психологического состояния, обеспечивающего безусловное выполнение возложенных на них задач оперативно-служебной деятельности в любых условиях обстановки [3, с. 6].

Формирование нравственно-волевых качеств вызвано также потребностью развития в образовательном процессе следующих профессиональных компетенций: уметь в ходе выполнения профессиональных задач преодолевать непредвиденные препятствия и неожиданные ситуации и принимать грамотные управленческие решения в сложных ситуациях правоохранительной деятельности; обладать личностно-профессиональными качествами, обеспечивающими немедленный переход к смелым, организованным и самостоятельным действиям [4, с. 46]. В данных условиях важным и своевременным является совершенствование процесса формирования нравственно-волевых качеств у будущих сотрудников полиции. При этом одним из эффективных средств в статье выделяется учебно-тренировочный процесс в образовательных организациях МВД России [5, с. 7].

При формировании нравственно-волевых качеств сотрудников полиции существенное значение имеет учет психологической составляющей. В современной психологии состояния, определяющие проявление нравственно-волевых качеств в связи с предстоящим выполнением сложных и опасных профессиональных задач, принято классифицировать на два вида — благоприятные и неблагоприятные [6, с. 36]. Благоприятные состояния способствуют выполнению поставленных задач, а неблагоприятные осложняют достижение предполагаемого результата. Возможность контроля указанных состояний непосредственно связана с наличием определенных нравственно-волевых качеств личности, которые необходимо целенаправленно формировать в учебно-тренировочном процессе.

В условиях риска для жизни и здоровья состояния сотрудника полиции в момент подготовки к реальной правоохранительной деятельности делятся на потенциальные и актуальные [7, с. 13]. Актуальные психологические состояния формируются по модели потенциальных состояний, воспроизводимых по памяти. Бинарное деление состояний на две категории — актуальные и потенциальные — подчеркивает как роль

внутренних психических процессов, так и внешних обстоятельств деятельности. Очевидно, что возможности и эффекты психорегуляции отмеченных состояний будут различны для каждого сотрудника полиции [8, с. 105].

Потенциальные психологические состояния можно эффективно регулировать методами индивидуальной волевой психорегуляции, в то время как актуальные психологические состояния чаще поддаются сознательной коррекции и регуляции с помощью групповых методов, например, таких как командные обсуждения, установки на победу, ролевой психотренинг [9, с. 3].

Современная личностно ориентированная парадигма предполагает комплексный подход к решению педагогических задач и поиск ответов на них в следующих компонентах педагогической системы: целевом, дидактическом, содержательном, коммуникативном, гносеологическом, гностическом и организационном [10, с. 134]. Поэтому, рассматривая круг вопросов, обусловливающих педагогическое воздействие на развитие нравственно-волевых качеств, следует выделить в них аксиологическую, когнитивную, эмотивную и конатив-ную составляющие, которые определяют содержание новообразований личности.

Таким образом, в отечественной [2; 3; 7] и зарубежной [6; 9] литературе отражен значительный опыт по развитию волевых качеств и приобретению морального опыта поведения, в то же время аспекты формирования нравственно-волевых качеств сотрудников полиции средствами учебно-тренировочного процесса раскрыты еще недостаточно. В исследованиях не акцентируется внимание на механизмах перехода внешних моральных требований во внутренние нравственные мотивы и связи их с волевыми установками. Средства учебно-тренировочного процесса в некоторой степени позволяют решить эту задачу, когда личные мотивы добиться победы или успеха (самоактуализации) совмещаются с социальными — совершенствования своего профессионального мастерства (самореализации) при включении обучающегося в квазипрофессиональную деятельность. Учебно-тренировочный процесс позволяет также комплексно реализовать личностно ориентированный и де-ятельностный подходы, что обеспечивает формирование новых потребностей и ценностей, проявляющихся в нравственно-волевых качествах личности сотрудника полиции.

Материалы, методы и результаты. Исследование позволило уточнить существующие методики формирования нравственно-волевых качеств и выделить целесообразные методы, условия и практические приемы действий. Так, выделены наиболее эффективные методы: игровые, имитационные, тренинговые, соревновательные, самовоспитания [11, с. 48], а также методы регуляции психологических состояний (рефрейминг, аутогенные и идеомоторные тренировки). Эти методы следует комплексно применять с элементами различных спортивных мероприятий при проведении практических занятий по специальным дисциплинам.

Предложенная методика предполагает соблюдение следующих условий:

1. Формирование воли необходимо начинать с преодоления сравнительно незначительных трудностей, с систематическим введением дополнительных.

2. Преодоление препятствий должно сопровождаться достижением конкретных целей.

3. Принятие решения на выполнение каждого задания.

4. Наличие плана действий с этапами достижения конечного результата.

5. Организация занятий, обеспечивающих формирование нравственно-волевых качеств, должна включать оптимальный выбор тем, постановку конкретных целей и определять содержание с учетом их актуальности, дискуссионных возможностей и моделирования ситуаций, возникающих в правоохранительной деятельности [12, с. 56].

При использовании методов формирования воли выделим следующие практические приемы: отвлечение внимания от нежелательных действий через актуализацию других потребностей; объективная оценка возможных последствий, реализация положительных факторов для преодоления страха через убеждения, что только так можно достичь положительного результата; повышение мотивации за счет актуализации цели.

Для самовоспитания целесообразно системно реа-лизовывать следующие процессы: самопознания, самоопределения, самопобуждения, самоубеждения, самоприучения, саморегуляции и самоконтроля [10, с. 96].

Средства учебно-тренировочного процесса включают психорегулирующую тренировку с использованием словесных формул, вызывающих мышечное расслабление, ярких образных представлений, воздействующих на психическое состояние; психотехнические упражнения, направленные на развитие воображения, способности концентрации внимания, повышение помехоустойчивости; групповые и индивидуальные беседы, способствующие формированию интереса к предстоящим занятиям по совершенствованию профессиональных навыков, повышению объема знаний о психологической подготовке и ее значении.

Определяя последовательность формирования воли, следует иметь в виду, что первыми в основном получают развитие динамические физические качества. К ним относятся скорость реакции, быстрота, сила и т. д. В последующем вырабатываются такие качества, которые основываются на способности выдерживать большие и длительные нагрузки. Это выносливость, настойчивость, терпение, выдержка. В последнюю очередь формируются более сложные и тонкие волевые качества: концентрация внимания, работоспособность и сосредоточенность.

Ввиду того что воля и нравственность рассматриваются разными науками и определяются различными структурами личности, то их формирование осуществляется разными методами. В то же время воля без нравственности и нравственность без воли — нонсенс, поэтому необходим комплексный подход, и их формирование должно осуществляться в рамках занятия, в котором реализуются разные подходы, методы и формы.

Наряду с рассмотренными подходами к формированию воли выделим нравственное направление при формировании нравственных качеств.

Нравственные качества сотрудника полиции — это интегративное свойство, которое проявляется через внутреннюю активность и субъектное отношение к социально значимой цели правоохранительной деятельности, выражающееся в осознанном служении интересам своего государства и народа.

Назовем важнейшие нравственные качества сотрудника полиции: высокий уровень правосознания и гуманность, совесть и обостренное чувство личной ответственности, честность и деловая требовательность, самоотдача в работе, коллективизм, умение работать в команде, самообладание, умение переносить личные проблемы и служебные трудности, принципиальность, последовательность в соблюдении своих нравственных позиций, самокритичность.

Проявление нравственных качеств осуществляется через такие элементы в структуре личности, как теоретическое сознание, идеальные потребности и гуманистические ценностные ориентации, совокупность которых представляет собой внутренний источник социальной активности личности.

Основными задачами формирования нравственных качеств являются разъяснение необходимости решительной борьбы с преступностью, личной ответственности каждого сотрудника за порученное дело; пропаганда примеров мужества и героизма сотрудников, образцового исполнения служебных обязанностей; изучение истории органов внутренних дел, своего коллектива, его служебного пути, популяризация верности традициям органов внутренних дел, стремление их развивать и приумножать; обеспечение преемственности поколений, постоянная забота о ветеранах органов внутренних дел, семьях погибших сотрудников.

Высший уровень формирования нравственных качеств можно характеризовать как способность реализо-вывать социально значимую и общественно полезную деятельность, готовность к достойным поступкам в любых профессиональных и бытовых ситуациях.

Формирование нравственно-волевых качеств. Для формирования нравственно-волевых качеств сотрудника полиции в основных компонентах педагогической системы предлагается реализовать ряд социально-педагогических условий. В целевом — определение формирования нравственно-волевых качеств как одной из основных целей воспитательной работы в вузе МВД. В содержательном — обеспечение решения задач развития гуманистических ценностных ориентаций и духовных потребностей, а также волевых качеств в процессе профессиональной подготовки. В дидактическом — внедрение личностно ориентированного, деятельностного и квазипрофессионального подходов. В коммуникативном — реализация субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и обучающегося. В организационном — проведение целенаправленного педагогического воздействия средствами учебно-тренировочного процесса [4, с. 215-217].

Отличие предложенной методики от ранее применявшихся заключается в том, что при проведении практических занятий в них включаются игровые и интерактивные методы, а также элементы профессиональных соревнований, конкурсов и викторин, когда оцениваются результаты лично каждого обучающегося, которые ранжируются и представляются в официальных итогах и награждениях, а также результаты команд (игровых коллективов) по степени эффективности решения поставленных задач в правоохранительной деятельности, что актуализирует высокую социальную и личностную значимость для каждого сотрудника полиции.

Рассмотренные положения позволяют определить нравственно-волевые качества как факторы психофизической регуляции, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в конкретных ситуациях, связанных с преодолением трудностей в профессиональной деятельности, а также реализующие ее социально-нравственный характер. Понятие «нравственные» подчеркивает, что эти качества — проявление личностных характеристик, в отличие от моральных как внешних требований. Наличие нравственно-волевых качеств обусловливается не только стремлением к успеху, избеганием неудач, но и нравственными установками.

Перечислим основные нравственно-волевые качества сотрудников полиции: гуманность, целеустремленность, инициативность, упорство, терпеливость, настойчивость, самообладание, дисциплинированность, ответственность, решительность, мужество, принципиальность, смелость, самоотверженность.

Учебно-тренировочный процесс включает в себя практические занятия по специальным дисциплинам, реализующие комплекс игровых и интерактивных методов, а также элементы разнообразных профессиональных соревнований, конкурсов и викторин, требующих максимального морального, психологического и физического напряжения. Обучающимся предлагаются профессиональные роли, условия, ставятся задачи, создается конкретная ситуация, взятая из правоохранительной деятельности. В процессе решения поставленных задач обучающиеся стремятся максимально реализовать свои возможности, активно взаимодействуют и развивают свои нравственно-волевые качества.

Разработанная нами методика прошла апробацию в ряде образовательных организаций МВД России [13]. Проведенный педагогический эксперимент подтвердил эффективность применения предложенных методов и реализации выделенных условий.

В процессе опытно-экспериментальной работы нами были созданы контрольная и экспериментальная группы. Для оценки выделялись аксиологические, когнитивные, эмотивные и конативные критерии, показателями выступили уровни сформированности нравственно-волевых качеств, результаты обучения и участия в различных соревнованиях. Оценка проводилась экспертами, анкетированием, а также тестами. Применялись психологические

стандартные тесты *, а также методики изучения морально-психологического состояния личного состава ОВД.

В ходе опытно-экспериментальной работы было выявлено пять этапов формирования нравственно-волевых качеств сотрудников полиции. На первом этапе давались необходимые знания и формировалось гуманистическое ценностное отношение к правоохранительной деятельности. Задача второго этапа — развитие устойчивых психологических состояний, характеризующих волевые качества, а также реализация согласованности в проявлении социально значимых мыслей, чувств и действий. Третий этап — создание готовности проявлять нравственно-волевые качества, направленные на эффективные и адекватные действия в профессиональной сфере. На четвертом происходит закрепление приобретенных психофизиологических характеристик вне зависимости от возникающих сложностей деятельности и общения. На пятом этапе обеспечивается проверка устойчивости сформированно-сти нравственно-волевых качеств.

Оценка сформированности нравственно-волевых качеств осуществлялась по таким уровням, как недопустимый, критический, допустимый, оптимальный. Оптимальный уровень характеризуется наличием устойчивых психологических процессов и состояний, развитых социально значимых мотивов деятельности и гуманистических ценностных ориентаций. Данный уровень устанавливает соответствие между внутренними стремлениями личности и социальными требованиями профессиональной деятельности.

Результаты формирующего эксперимента показали существенный рост по всем показателям в экспериментальных группах по сравнению с контрольными. Так, по аксиологическому критерию рост составил 30%, когнитивному — 38, по эмотивному — 32 и по конативно-му — 30%. Оценка достоверности полученных результатов производилась с помощью критерия «Хи-квадрат». В экспериментальной и контрольной группах на начало эксперимента он составлял 1,5 (Р = 0,05), табличный критерий «Хи-квадрат» для наших выборок — 7,8 (Р = 0,05), после проведенного формирующего эксперимента он составил 14,2 (Р = 0,05), что подтверждает статистическую значимость полученных результатов.

Предлагаемые рекомендации реализованы в учебно-методических разработках по проведению практических занятий в учебно-тренировочном процессе юридических институтов МВД России. Выполненное исследование дополняет представление о существующих методиках формирования нравственно-волевых качеств сотрудников полиции.

Выводы

1. Нравственно-волевые качества следует определить как личностные характеристики, которые позволяют осознанно регулировать человеком свое поведение и деятельность, выражающиеся в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

* Большая энциклопедия психологических тестов. М., 2006. С. 39, 193, 407.

2. Нравственно-волевые качества проявляются быть использованы в различных образовательных орга-только в сознательно направленной активности, когда че- низациях МВД России и других силовых структурах. ловек осознанно ставит цель и борется за ее достижение, В работе представлено одно из направлений решения преодолевая трудности и прилагая волевые усилия. поставленной задачи, но предложенный подход может

3. В формировании нравственно-волевых качеств в перспективе использоваться для выявления новых путей сотрудников полиции определяющее значение име- и вариантов совершенствования методики формирования ет психолого-педагогическая подготовка, реализуемая нравственно-волевых качеств сотрудников полиции.

в учебно-тренировочном процессе с привлечением не Направлением дальнейших исследований данной

только тренерского и профессорско-преподавательского темы может быть разработка комплексного приме-

состава, но и психолога. нения индивидуальных, групповых и массовых форм

4. Предложенные подходы, методы, условия и при- проведения занятий, реализующих потенциал учебно-емы формирования нравственно-волевых качеств могут тренировочного процесса.

Список литературы

1. Дворкин В. М. Физическая культура и спорт в борьбе с актуальными проблемами в молодежной среде // Совершенствование боевой и физической подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений силовых ведомств : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. : в 2 т. Красноярск, 2013. Т. 2. С. 152-156.

2. Панов Е. В., Филиппович В. А. Актуальные проблемы формирования психофизической готовности курсантов вузов правоохранительной системы к профессиональной деятельности // Образование, наука и практика в деятельности по обеспечению прав граждан и борьбе с преступностью : сб. науч. тр. Хабаровск, 2016. С. 159-161.

3. Кубышко В. Л., Крук В. М., Караваев А. Ф., Касперович Ю. Г., Виноградов М. В. Морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности ОВД в период подготовки и проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года (обзор материалов учебно-методического сбора) // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 2(73). С. 5-13.

4. Федулов Б. А., Авдюшкин Е. Г., Булах С. И. и др. Основы воспитательной работы с курсантами в вузах МВД России. Барнаул, 2001. 231 с.

5. Гричанов А. С., Денискин В. В. Управление предстартовыми состояниями спортсменов-курсантов образовательных учреждений МВД России в подготовке к соревнованиям. Красноярск, 2007. 33 с.

6. Tompkins K. P. Role Playing. Simulation. The Internet TESL Journal, 1998. Vol. 4. No. 8. Pp. 45-56.

7. Волков В. Н., Сиваков В. И. Определенные условия подготовки спортсменов к соревнованиям // Теория и практика физической культуры. 2001. № 3. С. 12-16.

8. Зуев В. М., Гричанов А. С. Формирование профессиональной психологической устойчивости сотрудника ОВД // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2013. № 2(25). С. 104-106.

9. McClelland D. C. Testing for Competence Rather Than for «Intelligence». American Psychologist, 1973. Pp. 1-14.

10. Федулов Б. А., Рудченко В. Д., Паутова А. В. Формирование духовных основ образа жизни студенческой молодежи : монография. Барнаул, 2008. 171 с.

11. Морозов В. А., Федулов Б. А., Чернов Ю. Н. Государственно-правовые аспекты формирования личностно-профессионального отношения сотрудника полиции // Алтайский юридический вестник 2016. № 2(14). С. 45-48.

12. Федулов Б. А., Рудченко В. Д., Пегарева Л. Б. Применение развивающих игр в личностно-ориентированном педагогическом процессе : монография. Барнаул, 2010. 219 с.

13. Гричанов А. С. Моделирование ситуаций служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел в образовательных организациях МВД России // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств : сб. мат-лов XVIII междунар. науч.-практ. конф. : в 2 т. Иркутск, 2016. Т. 2. С. 345-350.

Поступила 10.12.2018

UDC 378.634 © А. S. Grichanov, V. А. Morozov, B. А. Fedulov, 2019

DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-13003

13.00.08 Theory and Methods of Professional Education

Formation of Moral Volitional Qualities of Police Officers at the Russian Ministry of Internal Affairs' Educational Organizations

Anton S. Grichanov \

Candidate of Sciences (Pedagogy), assistant-professor at the Special Tactics Department. Е-mail: g-ton@mail. ru

Vladimir A. Morozov \

Candidate of Sciences (Pedagogy), chief of the Special Tactics Department. Е-mail: [email protected]

Boris A. Fedulov \

Doctor of Sciences (Pedagogy), professor at the Special Tactics Department. Е-mail: [email protected] 1 Barnaul Law Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs, 656038, Barnaul, Chkalov St., 49, Russia

Abstract

Introduction. The necessity and possibility of forming police officers' moral volitional qualities in the course of learning and training are substantiated. The aim is to reveal the peculiarities of police officers' moral volitional qualities' formation and identify the areas of its improvement.

Materials, Methods and Results. Binary psychological states are revealed: conducive and unfavourable, relevant and potential. The paper defines an important role of both internal psychic processes and external circumstances of activity in formation of moral volitional qualities.

The classification of pre-stress states arising in police work is given, their content disclosed. The authors outline the main elements of the method of forming moral volitional qualities within the complex approach to the solution of pedagogical tasks. The paper comprises some methods, sequence and psychology-pedagogical conditions of police officers' moral volitional qualities' formation in the course of learning and training at the Russian Ministry of Internal Affairs' educational organizations.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Conclusions. Moral volitional qualities as personal characteristics enable a man to consciously control his behaviour and activity manifested in his ability to overcome internal and external difficulties when performing purposeful actions and deeds.

Keywords: moral volitional qualities; police officers; the course of learning and training; pre-stress states; psychology-pedagogical conditions; the Russian Ministry of Internal Affairs educational organizations.

Citation: Grichanov A. S., Morozov V. A., Fedulov B. A. Formation of Moral Volitional Qualities of Police Officers at the Russian Ministry of Internal Affairs' Educational Organizations. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2019. Vol. 24, No 3(78). Pp. 263-268. DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-13003

References

1. Dvorkin V M. Physical Training and Sport in Tackling Relevant Problems of Youth. Improvement of Combat and Physical Training of Cadets and Trainees at Educational Institutions of Military and Police Ministries. International Science-to-Practice conference. Krasnoyarsk, 2013. vol. 2. Pp. 152-156. (In Russ.)

2. Panov E. V., Filippovich V. A. Vital Problems of Forming Psycho-Physical Readiness for Professional Activity of Cadets of Law Enforcement Higher Educational Institutions. Education, Science and Practice in Protecting Citizen's Rights and Fighting Crime. Khabarovsk, 2016. Pp. 159-161. (In Russ.)

3. Kubyshko V. L., Kruk V. M., Karavaev A. F., Kasperovich Yu. G., Vinogradov M. V. Moral Maintenance of Law Enforcement Operational Activities before and during the FIFA 2018 World Football Championship (review ofthe materials ofthe methodical meeting). Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 2(73) 2018. Pp. 5-13. (In Russ.)

4. Fedulov B. A., Avdyushkin E. G., Bulakh S. I. et. al. Fundamentals of Educational Work with Cadets at the Higher Educational Institutions of the Russian Ministry of Internal Affairs. Barnaul, 2001. 231 p. (In Russ.)

5. Grichanov A. S., Deniskin V. V. Managing Pre-Start Conditions of Cadet Athletes at the Russian Ministry of Internal Affairs' Educational Institutions when Preparing for the Competitions. Krasnoyarsk, 2007. 33 p. (In Russ.)

6. Tompkins K. P. Role Playing. Simulation. The Internet TESL Journal. 1998. Vol. 4. No. 8. Pp. 45-56.

7. Volkov V. N., Sivakov V. I. Certain Conditions of Athletes Preparing for the Competitions. Theory and Practice of Physical Training. 2001. No 3. Pp. 12-16. (In Russ.)

8. Zuev V. M., Grichanov A. S. Formation of the Police Officer's Psychological Stability. Bulletin ofthe Barnaul Law Institute ofthe Russian Ministry of Internal Affairs. 2013. No 2(25). Pp. 104-106. (In Russ.)

9. McClelland D. C. Testing for Competence Rather Than for «Intelligence». American Psychologist, 1973. Pp. 1-14.

10. Fedulova B. A., Rudchenko V. D., Pautova A. V. Formation of Spiritual Fundamentals of Life Style in Youth Students. Barnaul, 2008. 171 p. (In Russ.)

11. Morozov V. A., Fedulov B. A., Chernov Yu. N. State Legal Aspects of Forming Police Officer's Personal-Professional Attitude. Altai Legal Bulletin. 2016. No 2(14). Pp. 45-48. (In Russ.)

12. Fedulov B. A., Rudchenko V. D., Pegareva L. B. Development Games in Personality-based Pedagogical Process. Barnaul, 2010. 219 p. (In Russ.)

13. Grichanov A. S. Modelling Situations of Police Officers' Service at the Russian Ministry of Internal Affairs' Educational Organizations. Improvement of Professional and Physical Training of Cadets and Trainees at the Educational Organizations and of Policing and Military Ministries' Officers. 28th International Science-to-Practice Conference. in 2 vol. Irkutsk, 2016. Pp. 345-350. (In Russ.)

Submitted 10.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.