В процесс экспериментальной работы применялись следующие методы определение азотистых соединений: метод Фиро-на-Арчибальда, нингидриновый метод и фенил-гипохлоридный метод [1 -3]
В процессе исследования необходимо было выявить влияние на состояние кожного экскрета азотистых метаболитов пониженного атмосферного давления при интенсивной инсоляции.
В процессе эксперимента восемь мужчин в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие высший спортивный разряд, принимали солнечные процедуры продолжительностью от 15 до 30 минут в течение 10 дней /пос. Архыз: 640 мм рт.ст., в условиях средне-горья/. Группа юношей была подобрана по визуальным признакам: белая кожа, светловолосые, голубоглазые. После первого и второго дня экспозиции наступала, как правило, гиперемия кожи.
Экскрет с кожи забирался первым способом путем напиты-вания в бумажные полоски. Испытуемые подвергались инсоляции с 9 часов утра в течение 10 дней с последующим активным отдыхом (катание на равнинных лыжах). Первые три дня испытуемые загорали по 15 минут, затем по 20 минут и последние 3 дня по 30 минут. Забор с кожи проводили ежедневно после приема солнечных ванн. Анализ результатов показал, что в экскретах кожи наблюдалось общее понижение азотистых метаболитов в первые 3 - 4 дня, в частности аминоазота на 40%, аммиака на 70%, как и ожидалось, этого весьма летучего вещества. М.Ф. Бабич /1988/ объясняет это нарушением кровоснабжения кожи при действии ультрафиолетовых лучей. Что касается аммиака, в виду его летучести на разогретой коже процесс улавливания ионов NH4+ затрудняется, вероятность задерживания солей аммония на коже уменьшается. В последующие дни количество азотистых метаболитов в экскрете кожи приближалось к контрольному уровню, а затем наблюдалась тенденция к повышению на 18 - 22%. Под влиянием ультрафиолетовых лучей увеличение содержания остаточного азота и азота аминокислот кожи отмечали многие авторы /Данциг Н.М., Богуцкий Б.В., Мац-
Библиографический список
кевич У., Lowe, 1980 - 1990 гг./. Результаты наших исследований совпадают с мнением вышеуказанных авторов. Кожа как орган защиты предохраняет организм от различных радиационных воздействий. Инфракрасные лучи почти целиком задерживаются роговым слоем, ультрафиолетовые - частично. Проникая в глубь эпидермиса, ультрафиолетовые лучи стимулируют выработку меланина, поглощающего ультрафиолетовые лучи, и тем самым защищающего клетки от вредного воздействия избыточной инсоляции. В конце пятых суток процесс метаболизма азотистых веществ на коже пришел к фоновой величине, и появилась тенденция к её повышению. Те дозы солнечных лучей, которые получили испытуемые, не приводят к существенным изменениям азотистых метаболитов, выводимых через кожу. Усиление перспирации при проведении сеансов инсоляции зарегистрировано в процессе исследований. Это облегчило взятие образцов с кожи и проведение затем биохимического анализа.
Резюмируя актуальность проведённого исследования отметим, что предложены два нетрадиционных способа взятия кожного экскрета, позволяющий хранить образцы анализа несколько месяцев /4 - 6 месяцев/. В кожном экскрете впервые определены продукты азотистого метаболизма /мочевина, сумма аминокислот, креатинин, аммиак/. Установлено, что факторы внешней среды, такие как инсоляция, температура, влажность, барометрическое давление в зависимости от степени интенсивности могут существенно влиять на обмен веществ организма и, следовательно, на продукты метаболизма.
Проведение опытно-экспериментальной работы со студентами, магистрантами, аспирантами позволяет приобщить их к научным исследованиям, необходимым для дальнейшего развития рекреационного комплекса региона. Это положительным образом сказывается на взаимодействии образовательного и рекреационного комплекса для совместного решения поставленных перед регионом задач по совершенствованию экономики республики.
1. Храмов В.А., Уртенова З.Ю. Теория и практика физической культуры. 1987; 8.
2. Lijnen П., Hespel П. и соавт. Фермент. 1985; 33: 134 - 142.
3. Schenplein Р. Дж., Бланк И. Х. Физиологический журнал. 1971; 51: 702 - 747.
References
1. Hramov V.A., Urtenova Z.Yu. Teoriya ipraktika fizicheskojkul'tury. 1987; 8.
2. Lijnen P., Hespel P. i soavt. Ferment. 1985; 33: 134 -142.
3. Schenplein R. Dzh., Blank I. H. Fiziologicheskij zhurnal. 1971; 51: 702 -747.
Статья поступила в редакцию 20.09.17
УДК 379.634:371.4
Fedulov B.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
Zarechnev D.O., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Barnaul Law Institute of MIA of Russia (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
Pirogov G.A., senior teacher, Barnaul Law Institute of MIA of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
MAINTENANCE OF PRACTICAL ORIENTATION OF TRAINING POLICE OFFICERS IN THE DISCIPLINES OF SPECIALIZATION. The article reveals a problem of increasing practical orientation of the pedagogical process in the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The main methods are revealed and their contents are studied taking into account the specifics of law enforcement activity. The sequence and organization of planning and conducting this kind of practical training has been determined. Directions have been singled out to ensure the strengthening of interdisciplinary connections between profiling chairs, as well as conditions and factors including the use of specialized classes, training grounds and information centers, as well as special means, equipment and weapons, which enhance the practical orientation of police officers training. Recommendations are offered that reveal the specifics of the process of realizing the practical orientation of training police officers in the disciplines of specialization.
Key words: practical orientation of training, police officers, law enforcement activity, methods of training, law and order, public safety, educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Б.А. Федулов, д-р пед. наук, проф. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул,
Е-mail: [email protected]
Д.О. Заречнев, канд. пед. наук, доц. Барнаульского юридического института МВД России, г. Барнаул,
Е-mail: [email protected]
Г.А. Пирогов, преп. Барнаульского юридического института МВД России, г. Барнаул,
Е-mail: [email protected]
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНАМ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
В статье раскрывается проблема повышения практической направленности педагогического процесса в образовательных организациях МВД России. Выявлены основные методы и раскрыто их содержание с учетом специфики обучения правоохранительной деятельности. Определена последовательность и организация планирования и проведения подобного рода практических занятий. Выделены направления, обеспечивающие укрепление межпредметных связей между профилирующими кафедрами, а также условия и факторы, включающие использование специализированных классов, полигонов и информационных центров, спецредств, экипировки и вооружения, способствующие повышению практической направленности обучения сотрудников полиции. Предложены рекомендации, раскрывающие особенности реализации практической направленности при обучении сотрудников полиции по дисциплинам специализации.
Ключевые слова: практическая направленность обучения, сотрудники полиции, правоохранительная деятельность, методы обучения, правопорядок, общественная безопасность, образовательные организации МВД России.
Учитывая достаточно сложную международную и внутреннюю криминальную обстановку в стране, Министерство внутренних дел Российской Федерации постоянно уделяет большое внимание совершенствованию профессиональной подготовки сотрудников полиции. Важным элементом в системе образовательных организаций МВД России является специальная подготовка, как составная часть профессионального обучения сотрудников полиции к обеспечению правопорядка и общественной безопасности. В современной концепции модернизации образования на компетентностной основе, одной из задач является обновление профессиональной подготовки путем усиления практической направленности обучения при сохранении его фундаментальности, что определяет актуальность данной темы.
Практическая направленность обучения в образовательных организациях МВД, на наш взгляд, в первую очередь определяется умениями, связанными с профессиональным опытом и реализации принципа связи обучения с жизнью. Проведенное исследование и обобщение различных научных источников по данному вопросу (содержанию и направлениям реализации практической направленности как принципа посвящены работы: П.Р. Атутова, Ю.К. Васильева, И.Д. Зверева, B.C. Леднева, М.Н. Скаткина и др.), показали, что наиболее полно эти требования обеспечивается при комплексной реализации различных организационных, имитационных, деловых игровых и проектных методов, межотраслевых комплексных занятий и специальных учений. Поэтому, далее рассмотрим особенности их организации и реализации по обеспечению повышения практической направленности обучения по дисциплинам специализации в образовательных организациях МВД России.
Организационно-деятельностную игру, следует рассматривать, как один из эффективных методов повышения практической направленности обучения. Данный метод обучения предусматривает в ходе освоения профессиональной деятельности применение вводных задач, которые создают препятствия и сложности при реализации служебных функций. Этот метод предполагает в процессе занятия моделировать социальное и предметное содержание профессиональной деятельности. Участникам не задаются строгие правила, активизация практической работы происходит за счёт организованного воздействия на личность заданными профессиональными обязанностями и нестандартной обстановкой.
Имитационная ролевая игра подставляет собой занятие, на котором реальные условия и процессы имитируются, что позволяет постоянно повышать плотность практических действий, что важно для отработки грамотного применения тактических действий и штатных спецсредств. Участникам предлагаются конкретные профессиональные роли и ставятся задачи, в процессе решения которых они вступают во взаимодействие и стремятся максимально реализовать их [1, с. 95]. С одной стороны, имитация понимается как замена реального процесса созданием и манипулированием с моделями и макетами его замещающими. С другой стороны, реализуются собственно ролевые методы, «ролевая имитация» и «имитация ролей», которые объединяются, за счет чего создается конкретная ситуация, взятая из реальной жизни и требующая профессиональной деятельности [2, р. 37].
Деловая игра, как метод обучения сочетает в себе отработку различных практических профессиональных действий, в том числе индивидуальных, групповых и коллективных. С ее помощью создается эмоциональная основа жизни коллектива, устанавливаются взаимные контакты, закрепляются нормы поведения; осуществляется своеобразная психотерапевтическая коррекция личности, ее самоутверждение и дальнейшее самоу-
совершенствование; снимается физическая усталость, делается переключение с одного вида деятельности на другой; развиваются ценностные ориентации в соответствии с базовыми общенациональными российскими ценностями: патриотизм, гражданственность, нравственность, сотрудничество [3, с. 81 - 82].
Проектное обучение — метод практического обучения, его цель -создание или совершенствование проектов, позволяющих формировать владение навыками моделировать кризисные ситуации в правоохранительной деятельности, и предотвращать возможные негативные последствия. Организационно обучаемые разбивают на игровые коллективы, каждый из которых разрабатывает свой проект, по заданной преподавателем проблемы. Проектное обучение осуществляется с функциональных позиций, что способствует получению нового взгляда на содержание изучаемого процесса, что является существенным активизирующим фактором для практических действий. Функциональная позиция каждого участника при проектировании определяется совокупностью потребностей и целей личного и коллективного характера, поэтому сам процесс игрового проектирования включает в себя механизм как личной, так и общественной безопасности.
Существенную роль в повышении практической направленности обучения сотрудников полиции играют межотраслевые комплексные занятия. Они представляют собой систему активных методов обучения, применяемых при решении общих проблем из различных областей деятельности. Системность обеспечивается за счет реализации междисциплинарной связи категорий из различных дисциплин, что дает возможность прогнозировать возможные негативные ситуации, умение предсказывать и осуществлять оперативное реагирование на них. Данный метод позволяет осуществлять систематизацию уже сформированной информации и приобретенного практического опыта, активизацию интереса и творческих побуждений, максимально приближая учебные действия к реальным.
Специальное учение является одной из наиболее эффективных форм обучения сотрудников обеспечению личной и общественной безопасности. Оно способствует развитию навыка грамотно оценивать обстановку при решении задач в правоохранительной деятельности, а так же применение на практике физических, технических, стрелковых, тактических, психологических навыков и проявлению нравственно-волевых качеств. В этой связи, необходимо комплексное меж предметное взаимодействия различных профилирующих кафедр. Наиболее эффективными показали себя учения с выездом в загородный учебный центр, они проводятся с сотрудникам полиции после завершения изучения курса специальных дисциплин. За данный период обучения сотрудники полиции уже приобрели определенные знания, навыки и умения, полученные при изучении основного блока дисциплин, а так же после прохождения практики в ОВД. Поэтому, на выездных учениях они могут более эффективно решать комплекс типовых оперативно-служебных задач в рамках основных направлений деятельности должностных лиц, по обеспечению правопорядка и общественной безопасности.
Далее, раскроем особенности организации и проведения занятий, реализующих практическую направленность. Не маловажным фактором при этом, является использование специализированных аудиторий, прежде всего это тактические полигоны, оборудованные персональными компьютерами с планшетами, использование специальных информационных комплектов для проведения занятий системе МВД РФ, а также ситуационные центры образовательной организации. В ситуационном центре имеется информационное, программное и техническое обеспечение, которое позволяет проводить всесторонний анализ и при-
нимать управленческие решения на выполнения задач по охране правопорядка и общественной безопасности.
Важной особенностью при проведении занятий, обеспечивающих практическую направленность, является то, что реализуются принципы индивидуализации и дифференциации, при этом каждому обучаемому предоставляется возможность самостоятельно принимать решения на выполнение практических типовых служебных задач в обстановке максимально приближенной к реальной. При этом они осуществляют свои действия в соответствии с ролями различных должностных лиц, согласно профессиональному предназначению. Проведение таких занятий, способствует: развитию инициативной и познавательной деятельности обучаемых; воспитанию чувства ответственности за принимаемые решения; выработке навыков слаженной работы в коллективе; владением методами и приемами руководства различными нарядами полиции, что обеспечивает формирование у обучаемых управленческой компетентности [4, с. 129].
Необходимо отметить, что подобные занятия способствуют обеспечению междисциплинарных связей различных кафедр по следующим вопросам: в оценке и квалификации действий правонарушителей - с уголовным и административным правом; в организации и тактики действий нарядов при пресечении правонарушения - с административным правом; при осуществлении поиска и задержании преступников - с оперативно розыскной деятельностью; при выполнении тактических приемов по задержанию или ликвидации вооруженных преступников - с огневой и физической подготовкой; ведение профилактической работы с различными группами населения, имеющих различные отклонения в поведении от девиантного, делинквентного и до криминального [5, с. 251] - с психологией в ОВД; при осуществлении анализа оперативной обстановки - с информатикой и вычислительной техникой; приемы и способы сохранения следов преступления на месте происшествия - криминалистикой.
К специфическим особенностям проведения занятий с практической направленностью является то, что обучаемые экипируются, для участия в специальных мероприятиях, средствами бронезащиты, штатным вооружением, саперными лопатками, радиостанциями; в качестве посредников и для имитационных действий правонарушителей привлекаются практические работники ОВД. По ходу совершения маршей в составе автоколонны, обучаемые отрабатывают различные тактические способы и приемы: отражение нападения на автоколонну; способы передвижения в составе подразделения, в условиях возможной встречи с противником; тактике действий в дозорах; организация и проведение поиска по задержанию вооруженных преступников; блокирование участков местности заслонами. Отработка учебных вопросов сопровождается применением имитационных средств, что воспроизводит обстановку приближенную к реальной.
Библиографический список
Выделим особенности организации занятий, обеспечивающих практическую направленность образовательного процесса. 1. Грамотный выбор тем, цели которых обеспечивают наиболее полно реализовать практическую направленность с учетом их актуальности, дискуссионных возможностей, содержания и позволит смоделировать ситуации, возникающие в практической деятельности [6, с. 51]. 2. Построение структурно-логической схемы занятия, с четкой разработкой практических заданий сотрудникам полиции, согласно специализации и предназначения групп различного тактического назначения. 3. Предварительное решение организационно -технических вопросов для проведения такого вида занятий: как, где, когда и каким составом. 4. Распределение обучаемых на учебно-служебные коллективы, на практике целесообразно выделение 5-6 команд по три-четыре человека. 5. Предварительное изучение обучаемыми теоретических материалов по разрабатываемой теме, текстуальная отработка различных вариантов решений, оформление служебных и графических документов. 6. Реализация комплексного подхода, предполагающего решения проблемы практической направленности в компонентах педагогической системы: целевом, дидактическом, содержательном, коммуникативном, гносеологическом и организационном [7, с. 201].
В заключении выделим следующие рекомендации, обеспечивающие реализацию практической направленности обучения в образовательных организациях МВД России: комплексное применение активных форм и методов обучения; учет специфики организации, обеспечивающей укрепление межпредметных связей и реализацию основных дидактических факторов; реализация связи теоретического обучения с практикой и условиями функционирования института полиции; увеличение количества часов на практические занятия без ущерба теоретической подготовки; привлечение к проведению занятий руководителей образовательных организаций и практических работников; совершенствование материально-технического обеспечения для проведения практических занятий; дальнейшая информатизация и компьютеризация учебно-воспитательного процесса.
Таким образом, предлагаемая система методов, а также специфика их организации и проведения в рамках учебного процесса юридического института МВЛ России позволяет достигать повышения практической направленности каждого занятия, стимулировать активность и самостоятельность в принятии оптимальны решений сотрудников полиции на решение задач по охране правопорядка и обеспечения общественной безопасности. Предложенная методика прошла апробацию в ряде юридических институтах МВД России. Результаты определялись по уровню сформированности профессиональной компетентности. Были выделены когнитивные, эмотивные и конативные критерии оценки, опытно-экспериментальная работа показала существенный рост по всем показателям в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.
1. Калинин С.В., Федулов Б.А., Чернов Ю.Н. Применение ролевых игр в воспитательной работе с будущими сотрудниками полиции. Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2014; 1 (26): 108.
2. Tompkins K.P. Role Playing / Simulation. The Internet TESL Journal. 1998; Vol. 4, No. 8. Available at:: http://iteslj.org / Techniques / Tompkins-RolePlaying.html
3. Гриневич Л.А., Федулов Б.А. Воспитание российской молодежи на общероссийских ценностях средствами социально-культурной деятельности: монография. Алтайская государственная академия культуры и искусств. Барнаул, 2013.
4. Морозов В.А., Федулов Б.А. Формирование управленческой компетентности будущего сотрудника полиции в процессе профессиональной подготовки. Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2014; 12-2: 208.
5. Мальченкова В.В., Федулов Б.А. Особенности профилактики делинквентности девушек-подростков социально-педагогическими и правовыми средствами. Современные проблемы науки и образования. 2012; 4: 376.
6. Crittenden B. Aims, intentions and purposes in reading and education. Educational Theory. 1974; 1: 286.
7. Федулов Б.А. Проблема смены педагогической парадигмы в новых социокультурных условиях. Педагогическое образование на Алтае. Барнаул, 2000; 20.
References
1. Kalinin S.V., Fedulov B.A., Chernov Yu.N. Primenenie rolevyh igr v vospitatel'noj rabote s buduschimi sotrudnikami policii. Vestnik Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2014; 1 (26): 108.
2. Tompkins K.P. Role Playing / Simulation. The Internet TESL Journal. 1998; Vol. 4, No. 8. Available at:: / Techniques / Tompkins-RolePlaying.html
3. Grinevich L.A., Fedulov B.A. Vospitanie rossijskoj molodezhi na obscherossijskih cennostyah sredstvami social'no-kul'turnoj deyatel'nosti: monografiya. Altajskaya gosudarstvennaya akademiya kul'tury i iskusstv. Barnaul, 2013.
4. Morozov V.A., Fedulov B.A. Formirovanie upravlencheskoj kompetentnosti buduschego sotrudnika policii v processe professional'noj podgotovki. Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyamii inymipravonarusheniyami. 2014; 12-2: 208.
5. Mal'chenkova V.V., Fedulov B.A. Osobennosti profilaktiki delinkventnosti devushek-podrostkov social'no-pedagogicheskimi i pravovymi sredstvami. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2012; 4: 376. 6. Crittenden B. Aims, intentions and purposes in reading and education. Educational Theory. 1974; 1: 286. 7. Fedulov B.A. Problema smeny pedagogicheskoj paradigmy v novyh sociokul'turnyh usloviyah. Pedagogicheskoe obrazovanie na Altae. Barnaul, 2000; 20.
Статья поступила в редакцию 29.09.17