Научная статья на тему 'Особенности реализации активных методов при обучении личной безопасности сотрудников полиции'

Особенности реализации активных методов при обучении личной безопасности сотрудников полиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ / СЛУЖЕБНО-БОЕВЫЕ ЗАДАЧИ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ / PERSONAL SECURITY / POLICE OFFICERS / ACTIVE METHODS / LEARNING TECHNIQUES / SERVICE AND COMBAT TASKS / EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заречнев Дмитрий Олегович, Левченко Александр Александрович, Федулов Борис Александрович

В статье определена специфика образовательного процесса по обучению сотрудников полиции личной безопасности при решении задач в правоохранительной деятельности. Выделены особенности и приемы обучения при проведении занятий. Выявлены особенности таких активных методов, как игровое проектирование, «мозговая атака», межотраслевые практические занятия, тактико-специальные учения, организационно-деятельностные и ролевые игры. Обоснованы направления реализации активных методов обучения в образовательных организациях МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Заречнев Дмитрий Олегович, Левченко Александр Александрович, Федулов Борис Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF REALIZATION OF ACTIVE METHODS WHILE TRAINING POLICE OFFICERS IN PERSONAL SECURITY

In the article the specificity of the educational process in training police officers in personal security while solving tasks in law enforcement is identified. The peculiarities and techniques of teaching during classes are singled out. The features of such active methods as game projecting, brainstorming, inter-industry practical classes, tactical and special exercises, organizational-activity and role-playing games are revealed. The directions of the realization of active methods of teaching in the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation are justified.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации активных методов при обучении личной безопасности сотрудников полиции»

Заречнев Дмитрий Олегович, Левченко Александр Александрович, Федулов Борис Александрович ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

В статье определена специфика образовательного процесса по обучению сотрудников полиции личной безопасности при решении задач в правоохранительной деятельности. Выделены особенности и приемы обучения при проведении занятий. Выявлены особенности таких активных методов, как игровое проектирование, "мозговая атака", межотраслевые практические занятия, тактико-специальные учения, организационно-деятельностные и ролевые игры. Обоснованы направления реализации активных методов обучения в образовательных организациях МВД России. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272017y7-3761.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 7(73): в 3-х ч. Ч. 3. C. 204-206. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/7-3/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

204

^БЫ 1997-2911. № 7 (73) 2017. Ч. 3

УДК 378.634:351.74

В статье определена специфика образовательного процесса по обучению сотрудников полиции личной безопасности при решении задач в правоохранительной деятельности. Выделены особенности и приемы обучения при проведении занятий. Выявлены особенности таких активных методов, как игровое проектирование, «мозговая атака», межотраслевые практические занятия, тактико-специальные учения, организа-ционно-деятельностные и ролевые игры. Обоснованы направления реализации активных методов обучения в образовательных организациях МВД России.

Ключевые слова фразы: личная безопасность; сотрудники полиции; активные методы; приемы обучения; служебно-боевые задачи; учебно-воспитательный процесс; образовательные организации МВД России.

Заречнев Дмитрий Олегович, к. пед. н., доцент

Левченко Александр Александрович

Федулов Борис Александрович, д. пед. н., профессор

Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации info@buimvd. гы; zarechnev1964@mail. гы

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Практический опыт выполнения различных задач в правоохранительной сфере, а также повседневная деятельность сотрудников полиции показывает, что существует потребность в обеспечении их личной безопасности. Это вызвано опасностями, рисками и угрозами для жизни и здоровья личного состава органов внутренних дел и их родственников вследствие активности преступных элементов и повышенной вероятности несчастных случаев. Недооценка оперативно-служебных ситуаций в практической деятельности сотрудников полиции, степени их опасности, возможность различных агрессивных проявлений и других негативных факторов способны повлечь за собой крайне негативные последствия [5]. Степень тяжести этих проявлений в первую очередь зависит от уровня профессиональной подготовленности сотрудников ОВД к обеспечению личной безопасности, что определяет актуальность рассматриваемой темы.

В статье осуществлена попытка выявления и внедрения в учебно-воспитательный процесс образовательных организаций МВД России эффективных методов обучения личной безопасности сотрудников полиции. Разрешение противоречия в обеспечении личной и общественной безопасности осуществляется на основе ценностного подхода через развитие профессиональных и нравственных качеств сотрудников полиции [6, с. 20].

Проведенное исследование по данной теме выявило особенности образовательного процесса по обеспечению личной безопасности сотрудников при решении задач в правоохранительной деятельности. Эти особенности заключаются в том, что необходимо привить сотрудникам следующие знания и умения: грамотно оценивать обстановку с учетом негативного влияния различных факторов для сотрудника полиции; оперативно принимать оптимальные решения в экстремальных условиях, обеспечивающих правопорядок, общественную и личную безопасность; осуществлять саморегуляцию психологического состояния, снятие стресса, создание боевого транса; учитывать различные виды отклонений в поведении преступных элементов, такие как девиантные, делинквентные, криминальные; прогнозировать возможные негативные ситуации, умение предсказывать и осуществлять оперативное реагирование на них [3, с. 251].

Нами определены рациональные приемы при проведении занятий по подготовке сотрудников к обеспечению личной безопасности. Основными из них выделяются следующие: проведение комплектных занятий с использованием межпредметного взаимодействия различных кафедр; постоянное повышение плотности тактических действий в процессе учебных занятий; выполнение поставленных задач в условиях недостатка информации, наличие элементов опасности и непредвиденных ситуаций; моделирование обстановки, ведущей к частичным неудачам и требующей повышения активности; создание условий, требующих немедленного перехода к четким и уверенным действиям; организация действий по принципу соревнований, реализуя стимулы состязательности; моделирование предстоящей правоохранительной деятельности с учетом изменений внутренних и внешних негативных факторов; максимальное приближение практических действий к реальным условиям служебно-боевой деятельности; отработка тесного взаимодействия между сотрудниками и различными группами для обеспечения реализации возможностей каждого субъекта деятельности и взаимной безопасности; отработка грамотного применения тактических приемов и штатных спецсредств.

С учетом выявленной специфики и рациональных приемов обучения личной безопасности определены эффективные активные методы, а также особенности их применения в учебно-воспитательном процессе образовательных организаций МВД России. К основным методам следует отнести: игровое проектирование, метод «мозговой атаки», организационно-деятельностные и ролевые игры, межотраслевые практические занятия и тактико-специальные учения. Далее раскроем особенности реализации данных активных методов при обучении личной безопасности курсантов юридических институтов МВД России.

Так, игровое проектирование - метод интенсивного обучения, его цель - создание или совершенствование проектов, позволяющих формировать умение моделировать кризисные ситуации, в том числе для обеспечения

13.00.00 Педагогические науки

205

личной безопасности, и предвидеть возможные негативные последствия. Организационно обучаемых разбивают на игровые коллективы, каждый из которых разрабатывает свой проект по заданной преподавателем проблеме. Игровое проектирование осуществляется с функциональных позиций, что способствует получению нового взгляда на содержание изучаемого процесса, что является существенным активизирующим фактором. Функциональная позиция каждого участника при проектировании определяется совокупностью потребностей и целей личного и коллективного характера, поэтому сам процесс игрового проектирования включает в себя механизм как личной, так и общественной безопасности.

«Мозговая атака» - активный метод, применяемый при обучении способам обеспечения личной и общественной безопасности. Он заключается в создании условий, которые предполагают выбор оптимального способа выполнения сложной и опасной задачи, исходя из нескольких возможных вариантов. Обучаемым предлагается высказать как можно больше различных вариантов решения, в том числе самых невероятных. Организатор занятия последовательно и по этапам отбирает наиболее удачные из общего числа высказанных, которые могут быть реализованы на практике. При проведении занятия возможно ограничение времени на принятие решения, а также изменение условий обстановки, что способствует развитию умения принимать оптимальные решения из множества вариантов в кратчайшие сроки.

Организационно-деятельностная игра - метод обучения, который предусматривает в ходе профессиональной деятельности применение вводных задач, создающих сложности и препятствия при выполнении поставленных задач. Игра развивает умение грамотно оценивать обстановку при решении служебно-боевых задач, а также способность к саморегуляции психического состояния, снятию стресса, созданию боевого транса. Этот метод предполагает в процессе занятия моделировать социальное и предметное содержание профессиональной деятельности. В игровой форме организуется квазипрофессиональная деятельность, отражающая сущность, содержание, процессы и динамику правоохранительной сферы деятельности. Участникам не задаются строгие правила, активизация работы происходит за счет организованного достаточно жесткого давления на личность в связи с ее профессиональными обязанностями и нестандартными условиями обстановки.

Имитационная ролевая игра представляет собой занятие, на котором имитируются реальные процессы, условия и факторы, определяющие профессиональную деятельность, а также объекты, сопровождающие ее, что позволяет постоянно повышать плотность практических действий, что важно для отработки грамотного применения тактических действий и штатных спецсредств и обеспечения при этом личной безопасности сотрудников. Участникам предлагаются конкретные профессиональные роли и ставятся задачи, в процессе решения которых они вступают во взаимодействие и стремятся максимально реализовать их [2]. С одной стороны, имитация понимается как замена реального процесса созданием и манипулированием с моделями и макетами его замещающими. С другой стороны, реализуются собственно ролевые методы, «ролевая имитация» и «имитация ролей», которые объединяются, за счет чего создается конкретная ситуация, взятая из реальной жизни и требующая профессиональной деятельности [8].

Межотраслевое комплексное занятие рассматривается как комплекс активных методов обучения, применяемых при решении общих проблем из различных областей деятельности. На данном занятии реализуется конструирование и проведение комплексных мероприятий на основе интеграции учебного материала из нескольких сфер правоохранительной деятельности. Реализуется системность за счет реализации междисциплинарной связи категорий, что дает возможность прогнозировать возможные негативные ситуации, умение предсказывать и осуществлять оперативное реагирование на них. Метод позволяет осуществлять систематизацию уже сформированных знаний и навыков, активизацию интереса и творческих побуждений, создание оптимистического настроения, максимально приближая учебные действия к реальным, что имеет существенное значение для обеспечения личной безопасности.

Деловая игра как метод обучения сочетает в себе отработку различных профессиональных действий, в том числе индивидуальных, групповых и коллективных. Это позволяет решать не только учебные, но воспитательные задачи по развитию ценностных ориентаций, чувств и качеств, в частности, чести, достоинства, патриотизма, коллективизма, ответственности, товарищества, трудолюбия, а также формировать потребности: познания, созидания, творчества, реализации добра и справедливости, самосовершенствования. С помощью данного метода создается эмоциональная основа жизни коллектива, устанавливаются взаимные контакты, закрепляются нормы поведения; осуществляется своеобразная психотерапевтическая коррекция личности, ее самоутверждение и дальнейшее самоусовершенствование; снимается физическая усталость, делается эмоциональное переключение с одного вида деятельности на другой; организуется разумный досуг, направленный на профессиональное совершенствование; развиваются творчество и инициатива, закрепляется умение быстро ориентироваться в окружающей действительности.

Тактико-специальное учение является одной из наиболее эффективных форм обучения сотрудников обеспечению личной и общественной безопасности. Оно способствует развитию навыка грамотно оценивать обстановку при решении задач в правоохранительной деятельности, а также применению на практике физических, технических, стрелковых, тактических, психологических навыков и проявлению нравственно-волевых качеств. В этой связи необходимо комплексное межпредметное взаимодействие различных профилирующих кафедр. Учение предусматривает выполнение профессиональных задач в условиях дефицита информации и наличия факторов, вызывающих угрозы, опасности и непредвиденные ситуации, что позволяет приобретать навыки в управлении подчиненными, правильной оценке создавшейся обстановки, принятии наиболее целесообразных решений, постановке задач исполнителям и организации их выполнения. В ходе

206

ISSN 1997-2911. № 7 (73) 2017. Ч. 3

проведения учений курсанты приобретают опыт как в соблюдении мер личной безопасности, так и обеспечении взаимостраховки и взаимовыручки.

При внедрении содержания активных методов были реализованы следующие их существенные признаки: наличие проблемы или серии задач, требующих решения в правоохранительной сфере деятельности [4, с. 140]; моделирование педагогически управляемой деятельности курсантов, направленной на разрешение профессиональной проблемы или серии задач; наличие активных участников образовательного процесса, наделенных ролевыми функциями; многоальтернативность решения задач; организация личностно-ориентированного взаимодействия субъектов образовательного процесса в условиях состязательности [1]; выделение элементов технологии мониторинга, включающих специальное методическое сопровождение [7]; сочетание элементов индивидуальной и оценки результатов учебной деятельности с учетом мнения учебного коллектива. Предложенная методика прошла апробацию в ряде юридических институтах МВД России.

Таким образом, на современном этапе совершенствования высшего образования в учебных заведениях МВД России главной задачей профессиональной подготовки является воспитать и вооружить курсанта такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу, обеспечивая правопорядок, общественную и личную безопасность. Предложенные активные методы являются одним из путей решения поставленной проблемы, осуществляя интенсификацию учебного процесса через поиск и внедрение таких форм и методов обучения и такого учебно-методического обеспечения, которые предусматривали реализацию конкретных образовательных и воспитательных задач с учетом их особенностей. В данной работе раскрываются именно такие особенности применительно к обеспечению личной безопасности сотрудников полиции при выполнении задач в правоохранительной деятельности. Предложенные в статье методические рекомендации раскрывают содержание конкретных учебно-методических разработок по проведению практических занятий по темам дисциплины «Личная безопасность сотрудников полиции», где реализуются различного рода инновации. Данный подход реализуется средствами лич-ностно-ориентированного взаимодействия и диалога через субъект-субъектные отношения и возможностью работы в специализированных классах с применением компьютерных технологий, а также на местности и специализированных полигонах.

Список источников

1. Алексеев Н. А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: Изд-во Тюм. гос. унив., 2006. 216 с.

2. Калинин С. В., Федулов Б. А., Чернов Ю. Н. Применение ролевых игр в воспитательной работе с будущими сотрудниками полиции // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2014. № 1 (26). С. 94-96.

3. Мальченкова В. В., Федулов Б. А. Особенности профилактики делинквентности девушек-подростков социально-педагогическими и правовыми средствами // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4.

4. Морозов В. А., Заречнев Д. О., Чернов Ю. Н. Особенности реализации активных методов в воспитательной работе с будущими сотрудниками полиции // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 4.

5. Степанюк В. И. Аспекты личной безопасности сотрудников ОВД // Наука и практика. 2015. № 2 (63). С. 174-176.

6. Федулов Б. А. Проблема смены педагогической парадигмы в новых социокультурных условиях // Педагогическое образование на Алтае. 2000. № 2.

7. McClelland D. C. Testing for Competence Rather Than for «Intelligence» // American Psychologist. 1973. January. P. 1-14.

8. Tompkins K. P. Role Playing / Simulation [Электронный ресурс] // The Internet TESL Journal. 1998. Vol. 4. № 8. URL: http://iteslj.org/Techniques/Tompkins-RolePlaying.html (дата обращения: 08.06.2017).

THE PECULIARITIES OF REALIZATION OF ACTIVE METHODS WHILE TRAINING POLICE OFFICERS IN PERSONAL SECURITY

Zarechnev Dmitrii Olegovich, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Levchenko Aleksandr Aleksandrovich Fedulov Boris Aleksandrovich, Doctor in Pedagogy, Professor Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation info@buimvd. ru; zarechnev1964@mail. ru

In the article the specificity of the educational process in training police officers in personal security while solving tasks in law enforcement is identified. The peculiarities and techniques of teaching during classes are singled out. The features of such active methods as game projecting, brainstorming, inter-industry practical classes, tactical and special exercises, organizational-activity and role-playing games are revealed. The directions of the realization of active methods of teaching in the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation are justified.

Key words and phrases: personal security; police officers; active methods; learning techniques; service and combat tasks; educational process; educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.