УДК 378
Urtenova Z. Yu., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Department of Natural Sciences and Methods of Teaching,
Karachay-Cherkess State University n.a. U. D. Aliev (Karachaevsk, Russia), E-mail: zarema1177@yandex.ru
THE ORGANIZATION OF EXPERIMENTAL WORK IN FUTURE TEACHERS MAJORING IN ENVIRONMENTAL EDUCATION.
The article presents an example of organization of experimental work undertaken by students, undergraduates, graduate profile, environmental education. The paper describes the methodology of the study in the discipline of human ecology. Conducting experimental work with students, undergraduates and graduate students allows introducing them into scientific research, which is necessary for the further development of recreational complex of the region. This has a positive effect on the interaction of educational and recreational complex for the joint solution of tasks on improvement of economy of the republic.
Key words: experimental work, education of teachers, environmental factors, methods of research, excreta.
З.Ю. Уртенова, канд. биол. наук, доц. каф. естествознания и методики его преподавания, Карачаево-Черкесский
государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск, E-mail: zarema1177@yandex.ru
ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФИЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В статье приводится пример организации опытно-экспериментальной работы, проводимой со студентами, магистрантами, аспирантами профиля «Экологическое образование». В статье рассмотрена методика проведения исследования в рамках дисциплины Экология человека. Проведение опытно-экспериментальной работы со студентами, магистрантами, аспирантами позволяет приобщить их к научным исследованиям, необходимым для дальнейшего развития рекреационного комплекса региона. Это положительным образом сказывается на взаимодействии образовательного и рекреационного комплекса для совместного решения поставленных задач по совершенствованию экономики республики.
Ключевые слова: опытно-экспериментальная работа, педагогическое образование, экологические факторы среды, методы исследования, экскрет.
Опытно-экспериментальная работа занимает важную часть в профессиональной деятельности современного педагога. В этой связи в процесс профессиональной подготовки бакалавров, магистрантов, аспирантов по направлению педагогическое образование большое внимание уделяется научно-исследовательской работе. При этом сформированные компетенции в области научно-исследовательский работы помогут будущим педагогам грамотно организовать исследовательскую деятельность у учащихся общеобразовательных школ.
Педагогический факультет ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» занимается подготовкой педагогических кадров, в том числе для нужд образовательного комплекса Карачаево-Черкесской республики (КЧР) и других регионов.
Кафедра естествознания и методики его преподавания ведёт активную работу по подготовке бакалавров и магистров педагогики по 2 направлениям 44.04.01 Педагогическое образование профили: «Экологическое образование», «Биологическое образование», аспирантов по специальности 06.06.01. -Ботаника.
С учётом актуальности для КЧР проблем экологии человека, нами, совместно со студентами, магистрантами, аспирантами активно ведётся экспериментальная работа, связанная с данной проблематикой.
Рассмотрим один из интересных экспериментов, который проводился студентами и магистрантами в рамках дисциплины Экология человека.
Цель исследования - поиск альтернативных (простых, доступных) методов и приёмов количественного определения экс-кретируемых кожей человека азотистых метаболитов и оценка влияния экологических и других условий на динамику их выделения.
Задачи исследования:
1. Разработать неинвазивные методы забора проб с кожи человека для определения содержания в нем метаболитов, проходящих через кожную поверхность.
2. Адаптировать предложенные методы определения основных азотистых шлаков (мочевины, креатинина, аминоазота, аммиака) для изучения экскреторной функции кожи и выявление сферы применения.
Методы исследования. Для получения образцов кожного экскрета предложены два оригинальных метода забора проб.
П е р в ы й с п о с о б. На внутреннюю поверхность предплечья, где отсутствует волосяной покров, накладываются пинцетом смоченные дистиллированной водой 2-3 полоски хромато-графической бумаги (промокательной бумаги) размером 6х1 см2 и выдерживаются на коже до полного высыхания /7 - 10 мин./
В течение этого времени имеющиеся на поверхности кожи водорастворимые вещества, в том числе мочевина, суммарный ами-ноазот и аммиак /аммонийные соли/, экстрагируются в бумажную полоску.
Высохшие на коже полоски бумаги переносятся пинцетом в сухие пробирки. Каждую пробирку с бумажной полоской заливают 3 мл дистиллированной воды и тщательно встряхивают. Полученный экстракт используется для определения выше названных водорастворимых азотистых метаболитов. При манипуляциях, особенно с увлажненными полосками, необходимо пользоваться пинцетом.
Преимущество данной методики заключается в том, что полоски, набравшие азотистые вещества с кожи, могут храниться до анализа неограниченное время /Kropf, 1989 /. Следовательно, при необходимости забор азотистых метаболитов с помощью бумажной полоски можно проводить в полевых условиях (лагерные сборы). Бумажные полоски легко транспортируются в лабораторию, где и проводятся их анализы. Несмотря на все достоинства предложенной методики, есть существенные недостатки в процедуре забора экскрета с кожной поверхности. Так, например, не удалось определить в экскрете креатинина - вещества с достаточно низкой чувствительностью. Реакции на мочевину и аминокислоты отличаются высокой чувствительностью /пороговые концентрации порядка 10-3 моль/.
В связи с этим появилась необходимость новой модификации забора азотистых метаболитов с поверхности кожи.
В т о р о й с п о с о б. Испытуемый опускал мизинец или безымянный палец руки до уровня первой фаланги в сосуд типа делительной воронки /высотой 5 см и диаметром 2,0 х 2,2 см/, в которую было налито точно 3 мл дистиллированной воды. Высота пробирки не должна превышать длины IV и V фаланг пальцев. Палец выдерживался в таком положении 1 - 2 минуты с периодическим вращением для более полной экстракции поверхностных азотистых метаболитов. За это время с кожной поверхности концевой фаланги пальца в воду экскретируются различные метаболиты, в том числе и креатинин. Водный экстракт в количестве 2,5 мл переносится пипеткой в чистую пробирку. В выше указанном объеме кожного экстракта определялось содержание креатинина. С учетом того, что смачиваемая поверхность фаланги пальца была равна в среднем 9-12 см2, содержание креатинина в пробе пересчитывалась на 1 см2 поверхности кожи.
Достоинством такого способа является то, что его можно использовать для исследования всех водорастворимых азотосо-держащих веществ. Путем повторных экстракций одной и той же поверхности кожи можно определить скорость экскреции вышеупомянутых веществ с кожи и сопоставить экскреторную функцию кожи с другими органами /например, почками и легкими/.
В процесс экспериментальной работы применялись следующие методы определение азотистых соединений: метод Фиро-на-Арчибальда, нингидриновый метод и фенил-гипохлоридный метод [1 -3]
В процессе исследования необходимо было выявить влияние на состояние кожного экскрета азотистых метаболитов пониженного атмосферного давления при интенсивной инсоляции.
В процессе эксперимента восемь мужчин в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие высший спортивный разряд, принимали солнечные процедуры продолжительностью от 15 до 30 минут в течение 10 дней /пос. Архыз: 640 мм рт.ст., в условиях средне-горья/. Группа юношей была подобрана по визуальным признакам: белая кожа, светловолосые, голубоглазые. После первого и второго дня экспозиции наступала, как правило, гиперемия кожи.
Экскрет с кожи забирался первым способом путем напиты-вания в бумажные полоски. Испытуемые подвергались инсоляции с 9 часов утра в течение 10 дней с последующим активным отдыхом (катание на равнинных лыжах). Первые три дня испытуемые загорали по 15 минут, затем по 20 минут и последние 3 дня по 30 минут. Забор с кожи проводили ежедневно после приема солнечных ванн. Анализ результатов показал, что в экскретах кожи наблюдалось общее понижение азотистых метаболитов в первые 3 - 4 дня, в частности аминоазота на 40%, аммиака на 70%, как и ожидалось, этого весьма летучего вещества. М.Ф. Бабич /1988/ объясняет это нарушением кровоснабжения кожи при действии ультрафиолетовых лучей. Что касается аммиака, в виду его летучести на разогретой коже процесс улавливания ионов NH4+ затрудняется, вероятность задерживания солей аммония на коже уменьшается. В последующие дни количество азотистых метаболитов в экскрете кожи приближалось к контрольному уровню, а затем наблюдалась тенденция к повышению на 18 - 22%. Под влиянием ультрафиолетовых лучей увеличение содержания остаточного азота и азота аминокислот кожи отмечали многие авторы /Данциг Н.М., Богуцкий Б.В., Мац-
Библиографический список
кевич У., Lowe, 1980 - 1990 гг./. Результаты наших исследований совпадают с мнением вышеуказанных авторов. Кожа как орган защиты предохраняет организм от различных радиационных воздействий. Инфракрасные лучи почти целиком задерживаются роговым слоем, ультрафиолетовые - частично. Проникая в глубь эпидермиса, ультрафиолетовые лучи стимулируют выработку меланина, поглощающего ультрафиолетовые лучи, и тем самым защищающего клетки от вредного воздействия избыточной инсоляции. В конце пятых суток процесс метаболизма азотистых веществ на коже пришел к фоновой величине, и появилась тенденция к её повышению. Те дозы солнечных лучей, которые получили испытуемые, не приводят к существенным изменениям азотистых метаболитов, выводимых через кожу. Усиление перспирации при проведении сеансов инсоляции зарегистрировано в процессе исследований. Это облегчило взятие образцов с кожи и проведение затем биохимического анализа.
Резюмируя актуальность проведённого исследования отметим, что предложены два нетрадиционных способа взятия кожного экскрета, позволяющий хранить образцы анализа несколько месяцев /4 - 6 месяцев/. В кожном экскрете впервые определены продукты азотистого метаболизма /мочевина, сумма аминокислот, креатинин, аммиак/. Установлено, что факторы внешней среды, такие как инсоляция, температура, влажность, барометрическое давление в зависимости от степени интенсивности могут существенно влиять на обмен веществ организма и, следовательно, на продукты метаболизма.
Проведение опытно-экспериментальной работы со студентами, магистрантами, аспирантами позволяет приобщить их к научным исследованиям, необходимым для дальнейшего развития рекреационного комплекса региона. Это положительным образом сказывается на взаимодействии образовательного и рекреационного комплекса для совместного решения поставленных перед регионом задач по совершенствованию экономики республики.
1. Храмов В.А., Уртенова З.Ю. Теория и практика физической культуры. 1987; 8.
2. Lijnen П., Hespel П. и соавт. Фермент. 1985; 33: 134 - 142.
3. Schenplein Р. Дж., Бланк И. Х. Физиологический журнал. 1971; 51: 702 - 747.
References
1. Hramov V.A., Urtenova Z.Yu. Teoriya ipraktika fizicheskojkul'tury. 1987; 8.
2. Lijnen P., Hespel P. i soavt. Ferment. 1985; 33: 134 -142.
3. Schenplein R. Dzh., Blank I. H. Fiziologicheskij zhurnal. 1971; 51: 702 -747.
Статья поступила в редакцию 20.09.17
УДК 379.634:371.4
Fedulov B.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),
E-mail: fedulovb@mail.ru
Zarechnev D.O., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Barnaul Law Institute of MIA of Russia (Barnaul, Russia),
E-mail: info@buimvd.ru
Pirogov G.A., senior teacher, Barnaul Law Institute of MIA of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: info@buimvd.ru
MAINTENANCE OF PRACTICAL ORIENTATION OF TRAINING POLICE OFFICERS IN THE DISCIPLINES OF SPECIALIZATION. The article reveals a problem of increasing practical orientation of the pedagogical process in the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The main methods are revealed and their contents are studied taking into account the specifics of law enforcement activity. The sequence and organization of planning and conducting this kind of practical training has been determined. Directions have been singled out to ensure the strengthening of interdisciplinary connections between profiling chairs, as well as conditions and factors including the use of specialized classes, training grounds and information centers, as well as special means, equipment and weapons, which enhance the practical orientation of police officers training. Recommendations are offered that reveal the specifics of the process of realizing the practical orientation of training police officers in the disciplines of specialization.
Key words: practical orientation of training, police officers, law enforcement activity, methods of training, law and order, public safety, educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Б.А. Федулов, д-р пед. наук, проф. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул,
Е-mail: fedulovb@mail.ru
Д.О. Заречнев, канд. пед. наук, доц. Барнаульского юридического института МВД России, г. Барнаул,
Е-mail: info@buimvd.ru
Г.А. Пирогов, преп. Барнаульского юридического института МВД России, г. Барнаул,
Е-mail: info@buimvd.ru