ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В СМЕШАННЫХ ГРУППАХ КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И УСЛОВИЕ ИНТЕГРАЦИИ СТУДЕНТОВ С ОВЗ
В современном обществе все больше стали уделять внимание условиям образования лиц с ограниченными возможностями (далее ОВЗ), при этом в обществе бытует мнение, что из-за инклюзивного образования будет ухудшаться качество образования здоровых обучающихся. Стоит обратить внимание, что основная идея качества образования - подготовить кадры, согласно государственному стандарту, при этом оно распространяется на все категории граждан, основываясь на образовательной стратегии для формирования и развития человеческого капитала в системе образования разных уровней. Соответственно, возникает проблема повышения качества образования не только здоровых обучающихся, но и обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Успешная интеграция в обществе зависит не только от умственных способностей и знаний, коммуникативных навыков, но и физических возможностей или адаптации организма к внешним условиям, с учетом физических ограничений. В данной статье интеграция студентов ОВЗ будет рассматриваться на примере совместных занятий по дисциплинам физической культуры в Сибирском институте управления - филиала РАНХиГС. Проведенный анализ эффективности совместных занятий по дисциплинам физической культуры показывает о готовности здоровых студентов к инклюзивному образованию и положительной атмосфере взаимоотношений в экспериментальной группе.
Кточевые слова: качество образования, интеграция, инклюзивное образование, студенты с ограниченными возможностями здоровья, совместные занятия, физическая культура, обучение в вузе.
Постоянное реформирование в сфере образования, пересмотр ФГОС ВО направлены на улучшение качества образования, в том числе для обучающихся с ОВЗ, основная цель пересмотров и реформ - формирование и совершенствование полученных в ходе обучения профессиональных и прикладных компетенций будущих бакалавров и специалистов. Повышение качества образования обучающихся с ОВЗ зависит от ряда условий, которые будут способствовать интеграции данной группы обучающихся в социальной, профессиональной и личной сферах жизни. Это материально-техническое обеспечение вуза; содержание образовательного процесса; формы обучения; профессионально-педагогический состав с определенным образованием и сопровождением тьюторами /ассистентами и другие нововведения. Все созданные условия и изменения во ФГОС ВО направлены на успешную интеграцию студентов с ОВЗ для полноценного существования в профессиональной сфере и обществе в целом.
Интеграцию студентов с ОВЗ принято рассматривать с точки зрения социальных аспектов, но одним из наиболее важных является физическая адаптация и физическая активность студентов разных категорий.
Специальные исследования показали, что эффективность умственной деятельности в условиях низкой физической активности уже на вторые сутки снижается почти на 50% при этом резко ухудшается концентрация внимания, растет нервное напряжение, существенно увеличивается время решения задач, быстро развивается утомление, апатия и безразличие к выполняемой работе, человек становится раздражительным, вспыльчивым. Таким образом, самый верный и эффективный путь к высокой работоспособности, творческой активности, физическому совершенству и долголетию - оптимальная двигательная активность [1, с. 86]. Для студентов с ОВЗ двигательная активность одна из главных ежедневных задач. Им необходимо регулярно заниматься ЛФК, поэтому при поступлении в вузы они уже владеют навыками различных физических упражнений и необходимыми комплексами корригирующих упражнений, прописанных врачами ЛФК, с учетом их нозологии и сопутствующих заболеваний, они обладают знаниями, что им разрешеноичтокатегорически запрвщвно. Эти навыкизначительно облетают работу ППС вузов, в большинстве вузов со студентов с ОВЗ требуется только справки с медицинчиихучрождений очыокожденкинуто°в е<бК и ычсннклины
физической культуры им засчитывают на основании справок либо переводят данных студентов на теоретические курсы и письменные работы. С появлением инклюзивного образования, введением п.4, ст.73 №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [2], а также приказа №301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [3] образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах или в отдельных организациях. Соответственно, в данном случае речь идет о личностном подходе в смешанной группе.
В связи с вышесказанным, студенты с ОВЗ в рамках инклюзивного образования вправе сами избрать форму занятия: совместную, в отдельной группе или в медицинском учреждении. Если рассматривать данное нововведение по теоретическим дисциплинам, здесь трудности есть, но решаемы, сложнее проблемы возникают на дисциплинах по физической культуре.
В отличие от большинства дисциплин, занятие физической культурой является более сложной задачей внедрения инклюзивного образования. Так изучения теоретического материала достаточно укомплектовать необходимым оборудованием аудитории и обеспечить в них доступ. После создания этих условий занятие происходит в режиме, в основном, не отличающемся от обычного. На занятиях же по физической культуре необходимо не только обеспечить доступ к спортивным сооружениям и специальным образом оборудованному спортивному залу, но и крайне важно организовать учебный процесс в смешанной группе, соблюдая при этом принцип индивидуализации для всех обучающихся в данной группе [4, с. 128].
Уже неоднократно в многочисленных работах говорится о личностном подходе на занятиях по физической культуре - это важный компонент успешного и качественного образования. В работах В.Л. Крайника сформулировано определение [5, с. 21]: личностно ориентированное образование - это не формирование ликносчи с заыанныеи стчйстаими. и свкдаеее условий для полноценного проявления и развития личностных функций воспитанников [5, с. 21]. Данное опреде-ланид поехкдиткрасемвтьвеие во просов обучения на практических занятиях по
Рис. 1. Отношение студентов к инклюзивному образованию на занятиях по физической культуре
Рис. 2. Отношение студентов на совместных занятиях по физической культуре
дисциплинам физической культуры и подчеркивает основную цель для профес-сорско-преподавательскогосоставаипостроениязанятия.
Значимость физической культуры для развития индивидуального стиля учебной деятельности студентов видится, прежде всего, в том, что её средства позволяют не только развивать физические качества, двигательные навыки, но и совершенствовать инициативу, творческую и социальную активность личности студента [6, с. 128]. Следовательно, замена практических занятий на теоретические для лиц с ОВЗ в вузах является отрицательным фактором. Недостаточная двигательная активность сказывается не только на осуществление бытовой и трудовой деятельности студента, но и на его органы и функциональные системы [7, с. 286 - 287].
Отношение к занятиям в совместных группах (смешанных) по дисциплинам физической культуры носит не однозначный характер. Из-за сложившихся стереотипов принято считать, что лица с ОВЗ и инвалиды обязаны заниматься в отдельных группах или индивидуально с врачами, в то время как инклюзивное образование предоставило право данным студентам самим выбирать где, с кем и как они ходят заниматься. Это касается всех преподаваемых дисциплин, в том числе дисциплинфизическойкультуры.
На протяжении 2 лет в Сибирском институте управления - филиале РАН-ХиГС проводится социологическое исследование с целью выяснения отношения студентов к совместному обучению в смешанных группах на занятиях по дисциплинам физической культуры. Анализируя полученные результаты год назад [4, с. 128 - 130] и сопоставляя с полученными результатами в этом году, можно отметить, что у студентов меняется отношения к инклюзивному образованию в поло-
жительную сторону. В прошлом году 16,5% респондентов выразили отрицательное отношение к совместным занятиям в инклюзивном образовании, апеллируя стереотипами, описанными выше. В этом году процент опрошенных студентов, кто относится негативно к данным формам занятия уменьшился вдвое (рис. 1). Результаты по данному вопросу свидетельствуют о том, что у студентов меняется мнение и связано это не только с разъяснительными беседами, информацией в СМИ, но и наглядный пример в экспериментальной смешанной группе, студенты которой делятся своими впечатлениями от занятий в данной группе.
Ответы на ситуационную задачу или опыт, полученный на занятиях в смешанной группе на совместных занятиях, тоже отличается от результатов прошлого года (рис. 2). Из рисунка 2 видно, что студенты теперь не обращают внимание на студентов с ОВЗ, а выполняют задания профессорско-преподавательского состава (ППС), при этом пришло понимание, почему студенты с ОВЗ не выполняют определенные задания, а заменяют своими, при этом у студентов пробудилось соперничество, все работают и сравнивают себя со студентами с ОВЗ. Соответственно, данные полученные при опросе показывают об успешности интеграции студентов с ОВЗ в экспериментальной группе, и о наличии повышения мотивации студентов из основной группы к качественному выполнению заданий и подготовке к сдаче нормативов. Ведь оценка в модульно-рейтинговой системе Сибирского института управления - филиала РАНХиГС стала еще дополнительным мотиватором к физическому развитию и совершенствованию.
Рассматривая вопрос о самооценке физической развитости на занятиях по физической культуре, отмечаем положительную динамику (рис. 3), это может объяснить следующими факторами - студенты на фоне соперничества и допол-
Рис. 3. Уровень самооценки физической развитости на занятиях по физической культуре самими студентами
Рис. 4. Мотивы студентов к занятиям физической культурой
нительной мотивации стали больше заниматься своим физическим развитием; ППС изменило структуру занятия и сами задания для студентов; были пересмотрены контрольные нормативы. При этом обращаем внимание, что 4% студентов в 2017 - 2018 году все-таки испытывают неполноценность и ограниченность на занятиях, но только на зачетной неделе при сдаче контрольных нормативов. При дополнительном опросе у данных студентов выяснилось, что им хотелось бы принимать участие на равных со студентами из основной группы, но из-за ряда физических ограничений их ППС не допускает к сдаче определенных нормативов и заменяет их на более традиционные с особыми условиями под них.
В заключении интересно было вновь посмотреть тенденцию мотивов студентов к занятиям по физической культуре помимо прохождения промежуточной аттестации и духа соперничества (которое появилось в 2017 - 2018 учебном году). На рисунке 4 показаны ведущие мотивы студентов на совместных занятиях по физической культуре.
Таким образом, проведённый анализ отношения к занятиям в совместных группах на занятиях по физической культуре на базе Сибирского института управления - филиала РАНХиГС показал положительную динамику в построении экспериментальной группы, созданной в противоречие общепринятых стереотипов и основ.
Помимо проведения ежегодных опросов на базе Сибирского института управления - филиала РАНХиГС сформировано три экспериментальных
Библиографический список
группы 2, 3 и 4 курсов, где совместно занимаются все желающие - как здоровые студенты, так и студенты с незначительными ограничениями (подготовительная, СМГ «А» и избранно из СМГ «Б» с согласованием врача) в зале аэробики и тренажерном зале в рамках дисциплины элективные курсы по физической культуре и спорту по направлению «общая физическая подготовка». Структура занятия содержит все те же части: подготовительная, основная и заключительная. В подготовительной части проводятся об-щеразвивающие упражнения, аэробные упражнения (для студентов СМГ с учетом их ограничений). В основной части проводятся силовые упражнения по планам или по системе круговой тренировки, где студентам с ОВЗ запрещающие упражнения заменяются на облегченные, но на ту же группу мышц. В заключительной части используются как аэробные, так и анаэробные виды нагрузок, а студенты с ОВЗ выполняют корригирующие упражнения, рекомендованные им врачом ЛФК. По итогам двух прошедших лет, показатели зачетных нормативов у студентов с ОВЗ улучшились на 55%, у здоровых поднялись показатели на 30%, в целом прослеживается положительная динамика смешанных групп.
В то же время, следует отметить, что с каждым годом общество все более становится подготовленным к различным нововведениям, стало более социально пластичным к студентам с ОВЗ, при этом соблюдая основной принцип индивидуализации в процессе обучения.
1. Витун В.Г., Витун Е.В. Повышение адаптационных возможностей студентов средствами физической культуры: учебное пособие. Оренбургский гос. ун-т. Оренбург: ОГУ, 2015.
2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
3. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры: Приказ Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301 (Зарегистрировано в Минюсте России 14.07.2017 № 47415) Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71621568/
4. Крайник В.Л., Митрохин Е.А. Индивидуализация на занятиях физической культурой в смешанных группах. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 3 (64): 127 - 131.
5. Крайник В.Л. Формирование культуры учебной деятельности будущего педагога. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Барнаул, 2008.
6. Золотухина И.А., Крайник В.Л. Технологические аспекты развития индивидуальности будущего педагога на занятиях по физической культуре. Вестник Алтайского государственного педагогического университета: психолого-педагогические и гуманитарные науки. Барнаул: АлГПУ 2012; № 11-12: 19 - 22.
7. Самсонова Е.А., Самсонов А.Ю. Готовность высших учебных заведений к проведению профессионально-ориентированных видов двигательной активности для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Материалы X Международной научно-практической конференции, посвященной памяти В.С. Пирусского. Томск: ООО «СТТ», 2016: 283 - 288.
References
1. Vitun V.G., Vitun E.V. Povyshenie adaptacionnyh vozmozhnostejstudentov sredstvami fizicheskojkul'tury: uchebnoe posobie. Orenburgskij gos. un-t. Orenburg: OGU, 2015.
2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyjzakon ot 29.12.2012 № 273-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
3. Ob utverzhdenii Poryadka organizacii i osuschestvleniya obrazovatel'noj deyatel'nosti po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovaniya - programmam bakalavriata, programmam specialiteta, programmam magistratury: Prikaz Minobrnauki Rossii ot 05.04.2017 № 301 (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 14.07.2017 № 47415) Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71621568/
4. Krajnik V.L., Mitrohin E.A. Individualizaciya na zanyatiyah fizicheskoj kul'turoj v smeshannyh gruppah. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 3 (64): 127 - 131.
5. Krajnik V.L. Formirovanie kul'tury uchebnojdeyatel'nostibuduschegopedagoga. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2008.
6. Zolotuhina I.A., Krajnik V.L. Tehnologicheskie aspekty razvitiya individual'nosti buduschego pedagoga na zanyatiyah po fizicheskoj kul'ture. VestnikAltajskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta: psihologo-pedagogicheskie i gumanitarnye nauki. Barnaul: AlGPU, 2012; № 11-12: 19 - 22.
7. Samsonova E.A., Samsonov A.Yu. Gotovnost' vysshih uchebnyh zavedenij k provedeniyu professional'no-orientirovannyh vidov dvigatel'noj aktivnosti dlya lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. Materialy XMezhdunarodnojnauchno-prakiicheskojkonferencii, posvyaschennojpamyati V.S. Pirusskogo. Tomsk: OOO «STT», 2016: 283 - 288.
Статья поступила в редакцию 25.01.19
УДК 379.634:371.4
Morozov V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
Kalinin S.V., senior teacher, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Levchenko A.A., senior teacher, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
FORMING READINESS OF POLICE STAFF TO IMPLEMENTATION OF TASKS IN THE SERVICE TEAM OF ATS RUSSIA. The article deals with a problem of determining the pedagogical conditions of forming the readiness of police officers to perform tasks in service teams of the ATS of Russia in new socio-cultural conditions. The directions of the formation of employees' readiness positions for teamwork, which should be considered as the development of social and moral orientation and personal-professional qualities of students, as well as the creation of a team from an educational group, are substantiated. The specific features of the development process of an educational group into a team are clarified through the use of the following methods: group cohesion, parallel and individual exposure, instilling trust, mutual assistance, responsibility based on personality-oriented, contextual and activity approaches. A method of forming the readiness of students to work in a team is proposed, its main elements are presented in the main components of the pedagogical system: axiological, didactic, informative, communicative, gnostic and organizational ones.
Key words: performing tasks in team, key competences, police collaborators, training and education methods, staff, educational organizations of Ministry of Internal Affairs of Russia.
B.А. Морозов, канд. пед. наук, доц., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]
C.В. Калинин, ст. преп., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]
А.А. Левченко, ст. преп., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАЧ В СЛУЖЕБНОМ КОЛЛЕКТИВЕ ОВД РОССИИ
В статье рассматривается проблема определения педагогических условий формирования готовности сотрудников полиции к выполнению задач в служебных коллективах ОВД России в новых социально-культурных условиях. Обосновываются направления формирования готовности сотрудников позиции к работе в команде, которыми следует считать развитие социально-нравственной направленности и личностно-профессиональных качеств обучаемых, а также создание из учебной группы коллектива. Уточнены особенности процесса развития учебной группы в коллектив через реализацию следующих методов: сплочения группы, параллельного и индивидуального воздействия, воспитания доверия, взаимовыручки, ответственности, основанных на лич-ностно-ориентированном, контекстном и деятельностном подходах. Предложена методика формирования готовности обучаемых к работе в команде, её основные элементы представлены в основных компонентах педагогической системы: аксиологическом, дидактическом, содержательном, коммуникативном, гностическом и организационном.
Ключевые слова: выполнение задач в команде, ключевые компетенции, сотрудники полиции, методы обучения и воспитания, служебный коллектив, образовательные организации МВД России.
В современных условиях для повышения качества обучения и воспитания в образовательных организациях МВЛ России необходимы новые подходы, в том числе по развитию ключевых компетенций сотрудников полиции. Проблема формирования готовности сотрудников полиции к работе в команде привлекает особое внимание, в связи с повышением сложности задач решаемых в ОВД, с особыми условиями достижения социально значимых целей, реальным риском для жизни и здоровья сотрудников полиции при выполнении служебных задач.
Эта задача требует нахождение путей для дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях МВД, при этом акцент должен быть сделан на значительном повышении внутренней активности, как отдельной личности обучаемого, так и в целом служебных коллективов. Поэтому внедрение новых педагогических методик, способствующих развитию профессиональных компетенций сотрудников полиции, среди которых мы выделяем умение работать в команде, как одну из ключевых компетенций специалиста, является актуальной темой.
В педагогической литературе накоплен достаточно большой опыт по развитию коллективов, выявлены принципы и методы для стимулирования коллективной деятельности, а также внедрения компетентностного подхода (Э.С. Кузнецов, А.С Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, Н.Е. Щуркова, Т.Д. Зинкович-Ев-стигнеева, К. Стефен, Г. Фопель). В рассмотренных литературных источниках констатируется, что содержание основных ключевых компетенций сотрудников полиции, как государственных служащих, включает следующие компоненты: способность работать в команде, адаптируемость, коммуникативные навыки, самосознание, самооценку и самостоятельность [1, с. 48].
Следовательно, готовность к командной работе является одной из ключевых компетенций сотрудника полиции, она проявляется в профессиональной деятельности через социальное взаимодействие, посредством передачи своих знаний, умений, навыков владения опытом, которые реально используются как руководство в практической деятельности. Вместе с тем, из анализа научных источников следует, что процесс формирования готовности обучаемых к работе в команде не подвергался достаточно глубокому исследованию, а в практике педагогической деятельности не в полной мере определены педагогические условия его решения для современных условий.
Проблема состоит в определении педагогических условий формирования готовности сотрудников полиции к выполнению задач в служебных коллективах ОВД России.
Цель работы - выявить пути и средства формирования готовности сотрудников полиции к выполнению задач в служебном коллективе ОВД России.
Методология проведения работы определена её целью и включает следующие методы: обобщение психолого-педагогических источников, изучение практи-
ческого опыта учебно-воспитательного процесса в юридических институтах МВД, теоретический анализ явлений и фактов в педагогической деятельности, экспертная оценка, тестирование, методы математической статистики и социометрии.
При реализации компетентностного подхода мы исходим из положения о том, что проблематично формировать готовность обучаемых к работе в команде без наличия самой команды [2, с. 37]. Понятие команды достаточно расплывчатое для решения поставленной задачи, поэтому в работе мы использовали категорию коллектив, как синоним команды, и одновременно реализовали имеющийся отечественный педагогический опыт по формированию коллективов. При этом следует подчеркнуть, что формирование готовности обучаемых и формирование учебного коллектива должно проводиться одновременно.
За базовое определение коллектива принято следующее определение: коллектив это относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной социально значимой задачи, которая основывается на общности целей, принципов принятых в органах внутренних дел [3, с. 182].
Первичными коллективами в ОВД являются отделы и службы, а также назначаемые наряды и группы для выполнения служебных задач, например для: задержания, обеспечения, применения специальных средств, охраны и конвоирования, охраны общественного порядка, засады, заслона, розыскного поста, следственно-оперативных действий, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, сопровождения транспортных средств и т. д. [4, с. 48]. Действия в данных командах отрабатываются на занятиях, на которых должны создаваться условия для сплочения коллективов и развития профессионально-личностных качеств сотрудников полиции.
Применительно для юридического института МВД России выделены следующие основные стадии развития коллектива, которые должны последовательно реализовываться в учебно-воспитательном процессе.
Стадия становления - начало возникновения новой структурой организации, происходит знакомство членов группы между собой, и задачами учебной деятельности, и условиями освоения образовательных программ.
Стадия организации - происходит внутренняя упорядоченность, выбирается орган управления и актив группы, происходит согласование действий различных микрогрупп. Стадия фуркации - определяются референтные автономные группы, отличающиеся направленностью, выделяются лидеры и ведомые.
Стадия сплочения - достигается единство группы на основе принципов принимаемых всеми её членами, которые влияют на дальнейшее содержание деятельности и общение в коллективе.
Стадия самоорганизации - реализуется при достижении социально-нравственного целеполагания в коллективе и создания условий для развития всех членов коллектива. Личности, имеющие более высокий уровень развития, вы-