Библиографический список
1. Оленёв С.В. Моделирование динамики русской языковой личности. Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2007.
2. Лингвоперсонология иличностно-ориентированное обучение языку: учебное пособие для студентов вузов. Кемеровский государственный университет, Лаборатория развития языковой личности. Редколлегия: Н.Д. Голев, Н.В. Мельник и др. Кемерово, 2009.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Available at: http://standart.edu.ru/
4. Особенности реализации другой дисциплины в магистерской программе «Педагогическая инноватика в начальном образовании» рассмотрены в статье Никитина Л.А. Становление исследовательской компетентности в магистерской подготовке учителя - условие формирования образовательной культуры Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2016; 7: 18 - 25.
5. Сахарный Л.В. Язык правого полушария: миф или реальность? XI Всероссийский симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации «Язык, сознание, культура, этнос: теория и прагматика». Институт языкознания РАН. Москва, 1994: 48 - 50.
6. Соболева О.Л. О главных особенностях программы и учебников. Available at: http://www.metodika.ru/?id=37
7. Голев Н.Д. Развитие и языковой личности в текстовой деятельности Лингвоперсонология: типы языковых личностей и личност-но-ориентированное обучение: монография. Под ред. Н.Д. Голева, Н.В. Сайковой, Э.П. Хомич. Барнаул. Кемерово: Издательство БГПУ, 2006.
8. Лукьянова Н.Н., Федорова И.В. Языковое образование младших школьников Вестник Алтайской государственной педагогической академии. Серия: Гуманитарные науки. Барнаул, 2014; Вып. 21: 134 - 136.
References
1. Olenev S.V. Modelirovanie dinamiki russkoj yazykovoj lichnosti. Tomsk: Izdatel'stvo Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2007.
2. Lingvopersonologiya i lichnostno-orientirovannoe obuchenie yazyku: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. Kemerovskij gosudarstvennyj universitet, Laboratoriya razvitiya yazykovoj lichnosti. Redkollegiya: N.D. Golev, N.V. Mel'nik i dr. Kemerovo, 2009.
3. Federal'nyjgosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya. Available at: http://standart.edu.ru/
4. Osobennosti realizacii drugoj discipliny v magisterskoj programme «Pedagogicheskaya innovatika v nachal'nom obrazovanii» rassmotreny v stat'e Nikitina L.A. Stanovlenie issledovatel'skoj kompetentnosti v magisterskoj podgotovke uchitelya - uslovie formirovaniya obrazovatel'noj kul'tury Nauchnoe obozrenie: gumanitarnye issledovaniya. 2016; 7: 18 - 25.
5. Saharnyj L.V. Yazyk pravogo polushariya: mif ili real'nost'? XI Vserossijskij simpozium po psiholingvistike i teorii kommunikacii «Yazyk, soznanie, kul'tura, 'etnos: teoriya ipragmatika». Institut yazykoznaniya RAN. Moskva, 1994: 48 - 50.
6. Soboleva O.L. O glavnyh osobennostyah programmy i uchebnikov. Available at: http://www.metodika.ru/?id=37
7. Golev N.D. Razvitie i yazykovoj lichnosti v tekstovoj deyatel'nosti Lingvopersonologiya: tipy yazykovyh lichnostej i lichnostno-orientirovannoe obuchenie: monografiya. Pod red. N.D. Goleva, N.V. Sajkovoj, 'E.P. Homich. Barnaul. Kemerovo: Izdatel'stvo BGPU, 2006.
8. Luk'yanova N.N., Fedorova I.V. Yazykovoe obrazovanie mladshih shkol'nikov Vestnik Altajskoj gosudarstvennojpedagogicheskoj akademii. Seriya: Gumanitarnye nauki. Barnaul, 2014; Vyp. 21: 134 - 136.
Статья поступила в редакцию 15.05.17
УДК 796.011
Krainik V.L., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Sport Disciplines, Institute of Physical Culture and
Sports, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: kraynikviktor@mail.ru
Mitrokhin E.A., postgraduate, senior teacher, Siberian Institute of Management, Branch of Russian Academy of National
Economy and State Service under the President of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: mig3672@mail.ru
INDIVIDUALIZATION IN THE CLASSROOM OF PHYSICAL EDUCATION IN MIXED GROUPS. The article studies an issue of inclusive education in higher education institutions. In connection with amendments to the federal law "On education in Russian Federation" there have been changes in the organization of education for students with disabilities (Article 79), to guarantee education for any person regardless of his personal features and abilities. On the basis of the sociological survey of students the authors carry out the analysis of the relationship of students to inclusive education. Special attention is paid to the possibility of introducing elements of inclusive education at practical classes for physical culture taking into account the individualization of education. The authors draw attention to the need of individualization in connection with the ability of students with disabilities to engage at will in the main group (4, p. 73 №273 fed. law "About education in Russian Federation"). The article attempts to develop the stages of implementation of inclusive education in the classroom for physical culture taking into account the individual characteristics and physical abilities of students.
Key words: individualization, inclusive education, physical education, persons with disabilities, mixed groups.
В.Л. Крайник, д-р пед. наук, проф., зав. каф. спортивных дисциплин института физической культуры и спорта
Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул, E-mail: kraynikviktor@mail.ru
Е.А. Митрохин, аспирант, ст. преп. Сибирского института управления - филиала РАНХиГС, г. Новосибирск,
E-mail: mig3672@mail.ru
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В СМЕШАННЫХ ГРУППАХ
Статья посвящена актуальной проблеме внедрения инклюзивного образования в высших учебных заведениях. В связи с внесенными поправками в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» произошли изменения в организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями (ст. 79), гарантирующие получение образования любому лицу независимо от его личных особенностей и возможностей. На основании социологического опроса студентов был проведен анализ отношений студентов к инклюзивному образованию. Особое внимание уделяется возможности внедрения элементов инклюзивного образования на практических занятиях по физической культуре с учетом индивидуализации обучения. Авторы обращают внимание на необходимость индивидуализации в связи с возможностью студентов с ограниченными возможностями заниматься по желанию в сновной группе (п. 4, ст. 73 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). В статье предпринята попытка разработать этапы внедрения инклюзивного образования на занятиях по физической культуре с учётом индивидуальных особенностей и физических возможностей студентов.
Ключевые слова: индивидуализация, инклюзивное образование, физическая культура, лица с ОВЗ, смешанные группы.
Социально-экономические условия развития современного общества обусловили изменение целей и смыслов образования. Цель образования сегодня состоит в формировании и развитии личности таким образом, чтобы она могла ориентироваться в окружающем её мире, адаптироваться к условиям, в которых ей предстоит функциональность, что, в свою очередь, актуализирует проблемы индивидуализации обучения [1]. Данное направление имеет множество аспектов, одним из которых является реализация инклюзивного образования, его взаимосвязь с инте-гративным образованием, которое было предшествующим этапом адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов. Именно в этом контексте индивидуальный подход интерпретируется как предоставление равных прав на получение образования каждому студенту вне зависимости от его возможностей.
Государственный интерес к проблеме индивидуализации обучения находит подтверждение в правительственных документах. В «Национальной доктрине образования Российской Федерации» ожидаемым результатом ее реализации является индивидуализация образовательного процесса, обеспеченная многообразием образовательных программ, видов и форм обучения [2].
Известные в современной педагогике формы индивидуализации обучения чаще всего классифицируются следующим образом: дифференциация обучения, то есть группировка студентов на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для обучения по нескольким различным учебным планам или программам; внутригрупповая индивидуализация учебной работы; прохождение учебного курса в индивидуальном темпе [1].Так, например, в Сибирском институте управления -филиале РАНХиГС (далее СИУ) - учебный процесс реализуется в рамках образовательных программ, а для лиц с ОВЗ есть возможность обучения по адаптированным образовательным программ с учетом их нозологии. Разрабатываются программы и создаются условия для получения образования лицами с ОВЗ, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
В силу возрастающих требований к профессиональной подготовке будущих специалистов, наличия вступительных испытаний, предусматривающих оценку уровня физической подготовленности, и приобщения общества к участию в сдаче нормативов ГТО, изучение дисциплин по физической культуре и спорту выходит на первый план.
В отличие от большинства дисциплин, занятие физической культурой является более сложной задачей внедрения инклю-
зивного образования. Так изучения теоретического материала достаточно укомплектовать необходимым оборудованием аудитории и обеспечить в них доступ. После создания этих условий занятие проходит в режиме в основном не отличающемся от обычного. На занятиях же по физической культуре необходимо не только обеспечить доступ к спортивным сооружениям и специальным образом оборудованному спортивному залу, но и крайне важно организовать учебный процесс в смешанной группе, соблюдая при этом принцип индивидуализации для всех обучающихся в данной группе [3].
В научных статьях преимущественно принято описывать интеграцию инвалидов и лиц с ОВЗ с определенной нозологией. В данной работе рассматривается вопрос о проведении занятий по физической культуре в смешанной группе, то есть без разделения обучающихся по их ограничениям. Целью индивидуализации в данном случае выступает обеспечение занятия студентов с ОВЗ в обычных группах, так как в противном случае нивелируется основная идея инклюзивного образования, заключающаяся в создании безбарьерной среды в коллективе сверстников. Данный тезис адекватно отражает суть инклюзии, которая состоит в процессе развития образования, подразумевающего его доступность для всех без исключения детей и приспособление к их особым потребностям [4]. При этом важнейшей задачей является практическая реализация теоретически обоснованных положений, разработка конкретных методик проведения академических занятий в смешанной группе по дисциплине «Физическая культура».
В Сибирском институте управления - филиале РАНХиГС было проведено социологическое исследование с целью выяснения отношения студентов к совместному обучению в смешанных группах на занятиях по физической культуре. Основным методом данного исследования выступал анкетный опрос, в котором приняло участие 160 студентов очного отделения. Из них: 40 студентов - основная группа, 52 студента - специальная медицинская группа (СМГ) А, 30 студентов - специальная медицинская группа Б и 38 студентов - экспериментальная (смешанная) группа (основная + СМГ А).
По результатам опроса выяснилось, что среди всех групп -47,5% студентов положительно относятся к инклюзивному образованию. В тоже время, ряд респондентов(16,5%)выразили к нему отрицательное отношение, обосновывая свой выбор недопустимостью совместных занятий, так как, по их мнению, лица с ОВЗ должны заниматься в отдельных группах или индивидуально. На рисунке 1 представлены ответы студентов по медицинским группам здоровья.
Рис.1. Отношение студентов к инклюзивному образованию I - нейтрально;11-положительно; III - положительно,наличиесерьозныхОВЗ;
IV - отрицательно.
16 14 12 10 8 6 4 2 0
□ Основная группа ■ СМГ А ■ СМГ Б ■ Смешанная группа
I
а
i
ii
ш
IV
V
Рис. 2. Отношение и возможное поведение студентов в смешанной группе I - срзвниваюсебясдругими;11 -будунезамечать; III - им разрешают не все выполнять; IV - они выполняют свое, иногда совместное; V - нейтральное, я выполняю свое в своем ритме.
Одним из вопросов в анкете была ситуационная задача. Студентов попросили представить, что они занимаются в смешанной группе и предлагалось оценить свое отношения к занятиям в данных условиях и возможные действия, чувства (рис. 2).
Из рисунка 2 видно, что в целом студенты из всех групп будут преимущественно придерживаться сценария «игнорирования», то есть по возможности не замечать студентов с ОВЗ, при условии, что все работают в едином ритме. Студенты из основной группы (70,2%) прогнозируют нейтральное отношение, которое объясняется, по их мнению, во-первых, тем, что выполнение заданий и физических упражнений носит персонифицированный характер, во-вторых - помимо персональных заданий проводятся и совместные упражнения. Выбор студентов из СМГ А, которые частично относятся к лицам с оВз, говорит о положительном
отношении к занятиям в смешанной группе. Они считают, что это создает дополнительную мотивацию к занятиям, посредствам сравнения своих возможностей с сокурсниками.
Одним из главных условий успешного внедрения инклюзивного образования является психологический комфорт в группе. В этой связи в анкете присутствовал ряд вопросов, суть которых заключалась в определении психофизического комфорта на занятиях. Один из них имел следующую форму: «Чувствуете ли Вы себя на занятиях по физической культуре неполноценным, ущемленным или ограниченным?». Выяснилось, что более половины студентов (52,5%) считают себя физически развитыми, и только 11,4% - физически ограниченными (рис. 3). Это даёт основание для вывода о том, что в целом психологический комфорт в группе будет оптимальным для занятий.
Рис.З.Самооценкастудентами физическогоразвитияназанятиях пофизическойкультуре I - да, я физически ограничен; II - нет, я физически развит; III - не думаю об этом; IV - нет, преподавательдаетзадание по моим возможностям.
Рис. 4. Основные мотивы студентов к занятиям физической культурой I - поддержкафигуры;М-здоровый сон;Ш-снятиестресса;^-укреплениездоровья^-умственнаяработоспособность,
VI - поднятие настроения.
Помимо психологического комфорта в группе, для соблюдения принципов индивидуализации важны характер и уровень мотивации студентов к занятиям физической культурой. Какие причины, кроме необходимости прохождения промежуточной аттестации, побуждают их к физической активности? Данные опроса приведенынарис.4.
Как видно из рисунка 4, студенты всех групп, за исключением СМГ Б, отдают предпочтение поддержанию физической формы и укреплению здоровья, на третьем месте - снятие эмоционального напряжения и стресса средствами физической культуры. Студенты СМГ Б, посещения занятий по физической культуре, хотят, прежде всего, повысить умственную работоспособность и поднять настроение.
Исходя из анализа научно-исследовательской, учебно-методической литературы и основываясь на собственном практическом опыте, считаем возможным утверждать, что внедрение инклюзивного образования и эффективная индивидуализация на занятиях по физической культуре в смешанных группах требует разложенияучебного процессанаэтапы.
Согласно данным проведённого опроса, 52% студентов считают, что занятия в смешанных группах, ввиду их особой направленности, могут не давать ожидаемого эффекта или даже отрицательно сказываться на физическом развитии. В этой связи первый из выделяемых этапов должен быть посвящён предварительной подготовке группы студентов с ОВЗ к совместным занятиям. Необходимо раскрытие функций физической культуры, разъяснение значимости посещения занятий для психического и телесного здоровья. Занимающихся следует убедить в том, что не только никто не будет ущемлён, а, наоборот, будут созданы условия, способствующие социализации и формированию командного духа.
Второй этап направлен на выяснение особенностей студентов, заключающихся в их индивидуальных ограничениях в сфере физической активности - исключение бега, прыжков, статических напряжений,работевнаклонеипр.
Третий этап связан с собственно проведением базовых занятий в смешанных группах. Их основная цель - поддержание, а по возможности и развитие ведущих физических качеств, от которых непосредственно зависит качество жизни обучающихся.
Четвёртый этап предполагает построение учебного процесса на индивидуализации. В целом ход занятия, его динамика и структура остаются общими для всех, но с учетом ранее выявленных физических ограничений преподаватель видоизменяет задания для лиц с ОВЗ таким образом, чтобы данные студенты не исключались из совместного процесса и сохраняли направленность на развитие тех двигательных навыков и физических качеств, над совершенствованием которых работает группа.
Анализ результатов социологического исследования показал, что современные студенты в целом готовы к занятиям по физической культуре в смешанных группах. При этом наиболее актуальным, требующим особого внимания как исследователей, так и практиков, остаётся вопрос организационно-методического обеспечения таких занятий, учитывающего индивидуальные особенности каждого студента и не ущемляющего их интересы и потребности в физическом совершенствовании любого уровня.
Разработанная схема внедрения инклюзивного образования в смешанных группах уже получила первые положительные отзывы и находится на завершающем этапе реализации [5]. Но уже сейчас можно достаточно обоснованно говорить о необходимости выделения пятого этапа, содержанием которого должно стать привлечение студентов с ОВЗ к массовым физкультурно-спор-тивным мероприятиям по формированию здорового образа жиз-ниипрофессионально-прикладныхнавыков.
Таким образом, результаты социологического исследования и экспериментальный опыт внедрения свидетельствуют о готовности общества к инклюзивному образованию и возможности проведения занятий в смешанных группах на основе индивидуализации.
Библиографическийсписок
1. Захарова О.Л. Индивидуализация обучения будущих специалистов в вузе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Новосибирск, 2012.
2. Бурлакова Т.В. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов в современном педагогическом вузе. Автореферат диссертации...докторапедагогическихнаук.Ярославль,2012.
3. Золотухина И.А., Крайник В.Л. Технологические аспекты развития индивидуальности будущего педагога на занятиях по физической культуре. Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2012; 11-12: 19 - 22.
4. Мунирова Е.А., Мазитова Н.В. Сравнительный анализ результатов социологического исследования по изучения отношения к инклюзивному образованию. Библиотека международной спортивной информации. Available at: http://bmsi.ru/doc/1cc444c8-30e9-4e29-850f-b0e46f8a998d
5. Самсонова Е.А., Самсонов А.Ю., Митрохин Е.А., Юдин Д.С. Адаптация студентов специальной медицинской группы на занятиях по дисциплинам физической культуры. Двигательная активность в формировании образа жизни и профессионального становления специалиста в области физической культуры и спорта: материалы региональной научно-практической конференции с международным участием, 2 декабря, Новосибирск: НГПУ, 2017: 124 - 128.
References
1. Zaharova O.L. Individualizaciya obucheniya buduschih specialistov v vuze. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Novosibirsk, 2012.
2. Burlakova T.V. Individualizaciya professional'noj podgotovki studentov v sovremennom pedagogicheskom vuze. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Yaroslavl', 2012.
3. Zolotuhina I.A., Krajnik V.L. Tehnologicheskie aspekty razvitiya individual'nosti buduschego pedagoga na zanyatiyah po fizicheskoj kul'ture. Vestnik Altajskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2012; 11-12: 19 - 22.
4. Munirova E.A., Mazitova N.V. Sravnitel'nyj analiz rezul'tatov sociologicheskogo issledovaniya po izucheniya otnosheniya k inklyuzivnomu obrazovaniyu. Biblioteka mezhdunarodnoj sportivnojinformacii. Available at: http://bmsi.ru/doc/1cc444c8-30e9-4e29-850f-b0e46f8a998d
5. Samsonova E.A., Samsonov A.Yu., Mitrohin E.A., Yudin D.S. Adaptaciya studentov special'noj medicinskoj gruppy na zanyatiyah po disciplinam fizicheskoj kul'tury. Dvigatel'naya aktivnost' v formirovanii obraza zhizni i professional'nogo stanovleniya specialista v oblasti fizicheskoj kul'tury i sporta: materialy regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, 2 dekabrya, Novosibirsk: NGPU, 2017: 124 - 128.
Статья поступила в редакцию 03.05.17
УДК 796.07
Krainik V.L., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Sport Disciplines, Institute of Physical Culture and Sports, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: kraynikviktor@mail.ru
Yudin D.S., postgraduate, Head of Department of Physical Education and Recreation, Siberian Institute of Management, Branch of Russian Academy of National Economy and State Service under the President of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: yudin@siu.ranepa.ru
IMPLEMENTATION OF PEDAGOGICAL POTENTIAL OF MARTIAL ARTS AS A NEW MEANS OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS OF A NON-PHYSICAL EDUCATION UNIVERSITY. The article raises a problem of influence of different types of physical activity on intellectual abilities, proved the relationship between the nature of physical activity and the ability of students to carry out learning activities. Wrestling is considered as an effective means of improving the quality of vocational education of students at a university with no physical education as a major subject. It is noted that the specific mode of physical activity in the process of fighting, peculiarities of manifestations of mental properties of the person can successfully develop creative thinking of students. The authors share their experience in the development and implementation of the experimental procedure of professional training of students of non-physical education university, based on the inclusion in educational process of elements of combat sports. The obtained results are discussed, which reflects the increasing number of qualitative indicators of educational activities.
Key words: students of non-physical education university, martial arts, development of professional skills.
В.Л. Крайник, д-р пед. наук, проф., зав. каф. спортивных дисциплин института физической культуры и спорта Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул, E-mail: kraynikviktor@mail.ru Д.С. Юдин, аспирант, зав. каф. физического образования и рекреации Сибирского института управления -филиала РАНГХиГС, г. Новосибирск, E-mail: yudin@siu.ranepa.ru
РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СПОРТИВНЫХ ЕДИНОБОРСТВ КАК НОВОЕ СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НЕФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА
В статье поднимается проблема влияния различных видов физической активности человека на его интеллектуальные возможности, доказывается взаимосвязь между характером физической нагрузки и способностью студентов осуществлять учебную деятельность. В качестве эффективного средства повышения качества профессионального образования студентов нефизкультурного вуза рассматриваются спортивные единоборства. Утверждается, что специфический режим физической активности в процессе борцовского поединка, особенности проявления психических свойств личности позволяют успешно развивать творческое мышление студентов. Авторы делятся опытом разработки и реализации экспериментальной методики профессиональной подготовки студентов нефизкультурного вуза, основанной на включении в педагогический процесс элементов спортивных единоборств. Обсуждаются полученные результаты, отражающие повышение ряда качественных показателей учебной деятельности.
Ключевые слова: студенты нефизкультурных вузов, спортсмены-единоборцы, развитие профессиональных качеств.
Научные исследования и существующая учебно-спортивная практика развития личности студентов, прежде всего нефизкультурных вузов показывают, что существует целый перечень условий и факторов регулярных занятий спортом, способствующих благоприятному влиянию тренировок, физкультурных занятий на повышение качества их профессионального образования, освоение навыков, умений будущей работы по выбранной специальности. Названое влияние спортивных тренировок на развитие индивидуального сознания обучающихся в вузах заложено природой физической культуры и спорта, которая во все времена существования человеческой цивилизации служила выполнению именно этой цели. История развития ясно указывает на общность подходов к вопросам формирования личности, к пониманию необходимости ежедневной двигательной активности для здоровья человека и духовно-нравственного воспитания
современного общества. Физические упражнения всегда были и остаются до настоящего времени органической частью процесса воспитания граждан разного возраста во многих странах мира [1]. Они всегда входили в реестр основных воспитательных мер, которые использовались не просто в жизни семейств и родов, но и были важной составной частью государственной политики по социально-экономическому развитию стран и народов различных регионов мира [2].
Использование физических упражнений в воспитании здоровой, гармонично развивающейся личности всегда имело, в начале, эмпирическую (культ тела в Древней Греции и Римской империи), а затем и научную основу. Она формировалась на наблюдениях за тем, как мышцы, входящие в состав тела человека, способны оказывать прямое действие на гармонию развития всех пяти сфер действующего сознания человека (телесную, эмоци-