на предмет, аудиторная работа не может быть нацелена на изучение теоретических формулировок, но должна включать в себя формирование практических навыков для выполнения основной задачи: владение иноязычной коммуникацией. Для подобной деятельности требуются особые виды тестовых заданий и упражнений, которые формируют указанные навыки пользования иностранным языком и должны быть подготовлены преподавателями кафедры. Выполнение самостоятельных и контрольных работ должно быть также направлено на умение пользоваться необходимым грамматическим материалом, имеющимся у студента на столе. Даже в этом случае можно установить достаточно точно результат формирования у студента соответствующих компетенций.
Библиографический список
В заключение следует еще раз подчеркнуть, что при обучении иностранному языку каждому преподавателю необходимо руководствоваться, прежде всего, компетентностным подходом, который позволит оптимизировать весь учебный процесс с учетом особенностей неязыкового вуза. В этой связи следует уделять большое внимание организации учебного материала, поскольку целью образования становятся не просто знания и умения студента, а определенные качества личности, формирование ключевых компетенций, которые должны готовить молодых людей к жизни в обществе. Важно помнить, что занятия по предмету «Иностранный язык» должны включать учебный материал, максимально приближенный к интересам вторичной (поликультурной) языковой личности.
1. Тевосова А.Р. Компетентностный подход при обучении иностранному языку. Available at: http://www.rusnauka.com/21_NIEK_2007/ Economics/24322.doc.htm
2. Комарицкая Г.В. Обучающие возможности игры на занятиях иностранного языка в неязыковом вузе. Актуальные проблемы лингвистики илингводидактики. Барнаул: Издательство Алтайской академии экономики и права, 2010: 36 - 39.
3. Владимирская Л.М. Особенности преподавания иностранного языка в общеобразовательной сфере. Иностранный язык в нелингвистическом вузе: реализация компетентностного подхода. Барнаул: Издательство ААЭП, 2010: 29 - 58.
4. Ларина Т.А., Аксенова С.П. Основные принципы и средства формирования иноязычной коммуникативной компетентности у студентов нелингвистических вузов. Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики. Барнаул: Издательство ааэп, 2014: 104 - 108.
5. Воронушкина О.В. Немецкий язык для направления «Психолого-педагогическое образование»: учебное пособие. Барнаул: АлтГПА, 2014: 122.
6. Владимирская Л.М. Актуальность «успеха» при изучении иностранного языка в неязыковом вузе. Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики. Барнаул: Издательство Алтайской академии экономики и права, 2008, 2: 15 - 18.
References
1. Tevosova A.R. Kompetentnostnyj podhod pri obuchenii inostrannomu yazyku. Available at: http://www.rusnauka.com/21_NIEK_2007/ Economics/24322.doc.htm
2. Komarickaya G.V. Obuchayuschie vozmozhnosti igry na zanyatiyah inostrannogo yazyka v neyazykovom vuze. Aktual'nye problemy lingvistiki ilingvodidaktiki. Barnaul: Izdatel'stvo Altajskoj akademii 'ekonomiki i prava, 2010: 36 - 39.
3. Vladimirskaya L.M. Osobennosti prepodavaniya inostrannogo yazyka v obscheobrazovatel'noj sfere. Inostrannyjyazyk vnelingvisticheskom vuze: realizaciya kompetentnostnogo podhoda. Barnaul: Izdatel'stvo AA'EP, 2010: 29 - 58.
4. Larina T.A., Aksenova S.P. Osnovnye principy i sredstva formirovaniya inoyazychnoj kommunikativnoj kompetentnosti u studentov nelingvisticheskih vuzov. Aktual'nye problemy lingvistiki i lingvodidaktiki. Barnaul: Izdatel'stvo AA'EP, 2014: 104 - 108.
5. Voronushkina O.V. Nemeckij yazyk dlya napravleniya «Psihologo-pedagogicheskoe obrazovanie»: uchebnoe posobie. Barnaul: AltGPA, 2014: 122.
6. Vladimirskaya L.M. Aktual'nost' «uspeha» pri izuchenii inostrannogo yazyka v neyazykovom vuze. Aktual'nye problemy lingvistiki i lingvodidaktiki. Barnaul: Izdatel'stvo Altajskoj akademii 'ekonomiki i prava, 2008, 2: 15 - 18.
Статья поступила в редакцию 29.05.17
УДК 378
Lukyanova N.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),
E-mail: n.n.lukjanov@mail.ru
TRAINED MASTERS TO IMPLEMENT LINGUOPHILOSOPHICAL APPROACH IN ELEMENTARY LANGUAGE EDUCATION.
The main subject of this article is the organization of an optional discipline "Linguophilosophical approach in primary language education". This discipline is realized in teaching master students of the pedagogics, who learn within a major educational program of "Pedagogical innovation in primary education". The author of research defines necessity of introduction of given discipline to the main education program of preparation of masters. It is important in connection with introduction of a new educational standard of training in elementary school. The main purpose of given research is representation of experience of the organization of new training course. Research problem there is the demonstration of results of practical approval of given training course. The author of the article emphasizes the value of the course "Linguophilosophical approach in primary language education" for training of pedagogy master students. This research material can be used in the practice of university teaching of language disciplines.
Key words: lingopresonology, language personality, standard of primary education, language training of masters of pedagogy.
Н.Н. Лукьянова, канд. филол. наук, доц. Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,
Е-mail: n.n.lukjanov@mail.ru
ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ЛИНГВОПЕРСОНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОМ ЯЗЫКОВОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье описывается организация курса по выбору «Лингвоперсонологический подход в начальном языковом образовании», который реализуется при подготовке магистров педагогики, обучающихся по программе подготовки «Педагогическая инноватика в начальном образовании». Определяется необходимость введения данной дисциплины в основную образовательную программу подготовки магистров, её связи с введением нового образовательного стандарта обучения в начальной школе. Определена цель и учебные задачи дисциплины. Обозначены результаты освоения курса с точки зрения реализации деятельностного подхода в личностно-ориентированном обучении младших школьников. Представлена характеристика дисциплины в общей языковой и методической подготовке будущих учителей начальной школы.
Ключевые слова: лингвоперсонология, языковая подготовка магистров педагогики, языковая личность, стандарт начального образования.
Языковая подготовка в общеобразовательной школе есть единство ее составляющих: родной язык, иностранный язык, язык художественной литературы, научный язык учебных книг. Владение родной речью во всех ее разновидностях осуществляется, прежде всего, как практическое владение, формируемое на основе деятельностных технологий развития языковой личности - носителя языковой способности.
Понятие языковой личности, идущее от работ Г.И. Богина и Ю.Н. Караулова, активно разрабатывается в трудах лингвистов в трех основных направлениях: структурном, коммуникативном и стратегическом [1, с.99 - 100]. Антропоцентрический подход к языку по новому расставляет акценты в языковой подготовке учителей. В классических и педагогических университетах разрабатываются и внедряются в программу вузовской подготовки учебные дисциплины, реализующие принцип личностно-ориен-тированного обучения [2, с. 229 - 247]. При обучении языку в педагогическом вузе рассмотрение понятия «языковая личность» носит прикладной характер. Для повышения уровня профессиональной компетенции будущих учителей начальных классов и был разработан курс по лингвоперсонологии.
Современные стандарты начальной школы по-новому представляют цели языкового образования учащихся, которые могут быть обозначены как формирование у младшего школьника элементарной языковой компетенции и обучение его речевой деятельности, при этом личностная ориентация предметного содержания определяется решением основных задач: отбором наиболее актуальных для этого этапа обучения предметных знаний, умений и навыков; формированием речевой деятельности младшего школьника, с учетом его возрастных потребностей и способностей; с учётом индивидуальности ребёнка, и в соответствии с этим построение разноуровневого обучения, направленного на «зону ближайшего развития» ученика и устремленного на зону актуального развития личности [3].
Переход на новые стандарты начального образования дает возможность) ввести при подготовке магистров педагогики лич-ностно-ориентированный лингвистический курс, находящейся на стыке лингвистики, психологии, педагогики и других наук, ставящих своей целью рассмотрение аспектов человеческой деятельности. Мы следующим образом определили цель дисциплины «Лингвоперсонологический подход в начальном языковом образовании» обеспечить теоретическую и практическую подготовку студентов- магистров к деятельности по развитию речевых способностей школьников и по формированию языковой личности учащегося на основе учета индивидуальных способностей. Предложенный курс реализуется в рамках магистерской программы «Педагогическая инноватика в начальном образовании» по направлению «Педагогическое образование» [4] в Алтайском государственном педагогическом университете.
Заявленная цель достигается посредством решения следующих задач:
• совершенствовать теоретическую подготовку магистров в области психолого-педагогических основ языкового развития младших школьников, в том числе развития различных видов их речевой деятельности;
• раскрыть лингвоперсонологическую концепцию языкового обучения в школе, соответствующую современным социальным и научно-лингвистическим потребностям;
• показать психолого-коммуникативное разнообразие языковых личностей как носителей типологических вариантов языковой способности;
• выявить в онтологическом аспекте собственно языковые параметры, определяющие типологию языковых личностей;
• отработать приемы психолого-педагогического мониторинга школьников (варианты контроля разных типов личностей);
• сформировать у студентов умения выявлять психолого-интеллектуальные способности школьника и разрабатывать варианты методик его обучения;
• выработать умения моделировать личностно-ориенти-рованное обучение русскому языку школьников;
• сформировать умения по составлению индивидуально-типовых программ развития речевых способностей учеников и их реализации.
Вышеозначенные задачи предполагают подробное рассмотрение таких тем, как «Лингвоперсонологическая гипотеза языка», «Понятие личности в гуманитарных науках», «Лингво-персонологическаие аспекты русского метаязыкового сознания», «Антропотекст», «Лингвоперсонологическая концепция языкового обучения и современные социальные потребности обще-
ства», «Двуполушарный подход в обучении», «Портретирование языковых личностей» и др. В основу построения содержания дисциплины положен системный подход, отражающий интеграцию психологического, педагогического и собственно лингвистического знания. Магистры овладевают основными приемами и технологиями развития языковых способностей у младших школьников.
Так, например, при изучении темы «Лингвоперсонологиче-ская гипотеза языка» организуется дискуссия о новом антропоцентрическом подходе в лингвистике и методике. Изучение темы «Двуполушарный подход в обучении» предполагает обсуждение проблемы противопоставления левополушарной и правополу-шарной грамматик, предложенной Л.В. Сахарным [5]. На семинарских занятиях магистры рассматривают особенности программы и учебников О.Л. Соболевой, которые построены как раз на основе теории двуполушарного подхода [6].
Предлагаемый студентам курс позволяет спроецировать теоретические знания, полученные студентами, в практическую плоскость, связанную с профессиональной деятельностью учителя, вписывается в систему подготовки магистров, которые самостоятельно исследуют проблемы развития речи детей в различных аспектах и диагностируют их языковые способности. Так, в качестве обязательного задания магистранты выполняют диагностики лингвистических способностей младших школьников и определяются с методикой их развития. При выборе приемов, позволяющих развивать языковую личность, студенты ориентируются на труды методистов, работающие в данном направлении: Г.Г. Граник, О.Л. Соболевой [6], Н.Д. Голева [7], Е.А. Ав-вакумовой, Н.Н. Лукьяновой и И.И. Федоровой [8] и др. Таким образом, освоение дисциплины обеспечивает становление у магистров научно-исследовательской деятельности, а также формирование базовой и специальных компетентностей в области овладения теоретическими основами языкового и речевого развития младших школьников.
Образовательным результатам освоения курса становится приобретение будущими учителями профессиональных компетенций, позволяющих им проектировать технологию развития конкретной языковой личности младшего школьника.
Данный результат возможен при выполнении исследовательских проектов по одной из нижезаявленных тем:
- проблема интуиции в современной науке и школе;
- орфографическая интуиция как компонент языковой интуиции;
- правое и левое полушария: исследования в психологии и в психолингвистике;
- развитие орфографической интуиции на уроках русского языка в начальной школе;
- методика правополушарных стратегий при обучении изложению разных видов;
- лингвоперсонологический портрет младшего школьника;
- лингвоперсонологический анализ текста и др.
Для магистров, которые приобрели знания и умения, овладели необходимыми компетенциями по данному спецкурсу и проявили профессиональный интерес к проблеме личностно-ориен-тированного обучения, предоставляется возможность написания диссертации, в которой рассматриваются вопросы формирования языковой личности младших школьников. Так, магистрант-ка О. Мячина в своей работе «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в зависимости от типа языковой личности» провела исследование по установлению типов языковой личности, выявила связь между коммуникативными действиями ученика и типом языковой личности, представила технологию обучения детей русскому языку на основе деятельностного подхода.
Таким образом, реализация стандарта начального общего образования, предполагающего личностно-ориентированное обучение, строится на самоидентификации личности младшего школьника, именно поэтому для учителя важно найти наиболее успешную стратегию работы. В качестве такой стратегии выбирается деятельностный подход на уроке, который акцентирует внимание на развитие языковой личности ребёнка, что предполагает владение педагогом способов реализации личностно-ориентированного обучения с точки зрения учета типов языковой личности. В связи с этим изучение дисциплины «Лингвоперсоно-логический подход в начальном языковом образовании» в рамках магистерской подготовки призвано помочь в выборе стратегии осуществления как деятельностного подхода, так и обогатить лингвистическую подготовку будущих педагогов.
Библиографический список
1. Оленёв С.В. Моделирование динамики русской языковой личности. Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2007.
2. Лингвоперсонология иличностно-ориентированное обучение языку: учебное пособие для студентов вузов. Кемеровский государственный университет, Лаборатория развития языковой личности. Редколлегия: Н.Д. Голев, Н.В. Мельник и др. Кемерово, 2009.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Available at: http://standart.edu.ru/
4. Особенности реализации другой дисциплины в магистерской программе «Педагогическая инноватика в начальном образовании» рассмотрены в статье Никитина Л.А. Становление исследовательской компетентности в магистерской подготовке учителя - условие формирования образовательной культуры Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2016; 7: 18 - 25.
5. Сахарный Л.В. Язык правого полушария: миф или реальность? XI Всероссийский симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации «Язык, сознание, культура, этнос: теория и прагматика». Институт языкознания РАН. Москва, 1994: 48 - 50.
6. Соболева О.Л. О главных особенностях программы и учебников. Available at: http://www.metodika.ru/?id=37
7. Голев Н.Д. Развитие и языковой личности в текстовой деятельности Лингвоперсонология: типы языковых личностей и личност-но-ориентированное обучение: монография. Под ред. Н.Д. Голева, Н.В. Сайковой, Э.П. Хомич. Барнаул. Кемерово: Издательство БГПУ, 2006.
8. Лукьянова Н.Н., Федорова И.В. Языковое образование младших школьников Вестник Алтайской государственной педагогической академии. Серия: Гуманитарные науки. Барнаул, 2014; Вып. 21: 134 - 136.
References
1. Olenev S.V. Modelirovanie dinamiki russkoj yazykovoj lichnosti. Tomsk: Izdatel'stvo Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2007.
2. Lingvopersonologiya i lichnostno-orientirovannoe obuchenie yazyku: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. Kemerovskij gosudarstvennyj universitet, Laboratoriya razvitiya yazykovoj lichnosti. Redkollegiya: N.D. Golev, N.V. Mel'nik i dr. Kemerovo, 2009.
3. Federal'nyjgosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya. Available at: http://standart.edu.ru/
4. Osobennosti realizacii drugoj discipliny v magisterskoj programme «Pedagogicheskaya innovatika v nachal'nom obrazovanii» rassmotreny v stat'e Nikitina L.A. Stanovlenie issledovatel'skoj kompetentnosti v magisterskoj podgotovke uchitelya - uslovie formirovaniya obrazovatel'noj kul'tury Nauchnoe obozrenie: gumanitarnye issledovaniya. 2016; 7: 18 - 25.
5. Saharnyj L.V. Yazyk pravogo polushariya: mif ili real'nost'? XI Vserossijskij simpozium po psiholingvistike i teorii kommunikacii «Yazyk, soznanie, kul'tura, 'etnos: teoriya ipragmatika». Institut yazykoznaniya RAN. Moskva, 1994: 48 - 50.
6. Soboleva O.L. O glavnyh osobennostyah programmy i uchebnikov. Available at: http://www.metodika.ru/?id=37
7. Golev N.D. Razvitie i yazykovoj lichnosti v tekstovoj deyatel'nosti Lingvopersonologiya: tipy yazykovyh lichnostej i lichnostno-orientirovannoe obuchenie: monografiya. Pod red. N.D. Goleva, N.V. Sajkovoj, 'E.P. Homich. Barnaul. Kemerovo: Izdatel'stvo BGPU, 2006.
8. Luk'yanova N.N., Fedorova I.V. Yazykovoe obrazovanie mladshih shkol'nikov Vestnik Altajskoj gosudarstvennojpedagogicheskoj akademii. Seriya: Gumanitarnye nauki. Barnaul, 2014; Vyp. 21: 134 - 136.
Статья поступила в редакцию 15.05.17
УДК 796.011
Krainik V.L., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Sport Disciplines, Institute of Physical Culture and
Sports, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: kraynikviktor@mail.ru
Mitrokhin E.A., postgraduate, senior teacher, Siberian Institute of Management, Branch of Russian Academy of National
Economy and State Service under the President of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: mig3672@mail.ru
INDIVIDUALIZATION IN THE CLASSROOM OF PHYSICAL EDUCATION IN MIXED GROUPS. The article studies an issue of inclusive education in higher education institutions. In connection with amendments to the federal law "On education in Russian Federation" there have been changes in the organization of education for students with disabilities (Article 79), to guarantee education for any person regardless of his personal features and abilities. On the basis of the sociological survey of students the authors carry out the analysis of the relationship of students to inclusive education. Special attention is paid to the possibility of introducing elements of inclusive education at practical classes for physical culture taking into account the individualization of education. The authors draw attention to the need of individualization in connection with the ability of students with disabilities to engage at will in the main group (4, p. 73 №273 fed. law "About education in Russian Federation"). The article attempts to develop the stages of implementation of inclusive education in the classroom for physical culture taking into account the individual characteristics and physical abilities of students.
Key words: individualization, inclusive education, physical education, persons with disabilities, mixed groups.
В.Л. Крайник, д-р пед. наук, проф., зав. каф. спортивных дисциплин института физической культуры и спорта
Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул, E-mail: kraynikviktor@mail.ru
Е.А. Митрохин, аспирант, ст. преп. Сибирского института управления - филиала РАНХиГС, г. Новосибирск,
E-mail: mig3672@mail.ru
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В СМЕШАННЫХ ГРУППАХ
Статья посвящена актуальной проблеме внедрения инклюзивного образования в высших учебных заведениях. В связи с внесенными поправками в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» произошли изменения в организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями (ст. 79), гарантирующие получение образования любому лицу независимо от его личных особенностей и возможностей. На основании социологического опроса студентов был проведен анализ отношений студентов к инклюзивному образованию. Особое внимание уделяется возможности внедрения элементов инклюзивного образования на практических занятиях по физической культуре с учетом индивидуализации обучения. Авторы обращают внимание на необходимость индивидуализации в связи с возможностью студентов с ограниченными возможностями заниматься по желанию в сновной группе (п. 4, ст. 73 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). В статье предпринята попытка разработать этапы внедрения инклюзивного образования на занятиях по физической культуре с учётом индивидуальных особенностей и физических возможностей студентов.
Ключевые слова: индивидуализация, инклюзивное образование, физическая культура, лица с ОВЗ, смешанные группы.