Библиографический список
1. Информационные технологии в деятельности учителя-предметника. Часть I. Пособие для системы дополнительного профессионального образования. Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007.
2. Цифровые образовательные ресурсы в школе: методика использования. Начальная школа: сборник учебно-методических материалов для педагогических вузов. Отв. ред. Н.П. Безрукова. Москва: Университетская книга, 2008.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден Приказом Минобрнауки России 06.10.2009, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009, рег. № 17785. - (с изменениями на 18 мая 2015 года). Available at: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/fgos/fgos-noo-s-izmeneniyami-na-18-maya-2015-goda.html
4. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н. Available at: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129
5. Пащенко О.И. Информатизация образовательного процесса в начальной школе. Нижневартовск: Издательство Нижневартовского гос. университета, 2014.
6. Бакланова Г.А. Формирование готовности будущего учителя начальных классов к использованию цифровых образовательных ресурсов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Барнаул, 2013.
References
1. Informacionnye tehnologii v deyatel'nosti uchitelya-predmetnika. Chast' I. Posobie dlya sistemy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Moskva: Rossijskaya politicheskaya 'enciklopediya (ROSSP'EN), 2007.
2. Cifrovye obrazovatel'nye resursy v shkole: metodika ispol'zovaniya. Nachal'naya shkola: sbornik uchebno-metodicheskih materialov dlya pedagogicheskih vuzov. Otv. red. N.P. Bezrukova. Moskva: Universitetskaya kniga, 2008.
3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya utverzhden Prikazom Minobrnauki Rossii 06.10.2009, zaregistrirovan v Minyuste Rossii 22.12.2009, reg. № 17785. - (s izmeneniyami na 18 maya 2015 goda). Available at: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/ nachalnaya-shkola/fgos/fgos-noo-s-izmeneniyami-na-18-maya-2015-goda.html
4. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obschego, osnovnogo obschego, srednego obschego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel'). Prikaz Ministerstva truda i social'noj zaschity Rossijskoj Federacii ot 18 oktyabrya 2013 g. № 544n. Available at: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129
5. Paschenko O.I. Informatizaciya obrazovatel'nogo processa v nachal'noj shkole. Nizhnevartovsk: Izdatel'stvo Nizhnevartovskogo gos. universiteta, 2014.
6. Baklanova G.A. Formirovanie gotovnosti buduschego uchitelya nachal'nyh klassov k ispol'zovaniyu cifrovyh obrazovatel'nyh resursov. Dissertaciya . kandidata pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2013.
Статья поступила в редакцию 09.11.16
УДК 378.637+373.1.013
Zayats Yu.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),
E-mail: julia_zs@mail.ru
Sviridova G.F., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),
E-mail: gfsviridova0404@mail.ru
Fyodorova I.V., senior teacher, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: ivitafed@mail.ru
ACTIVITY-SYSTEM APPROACH IN TRAINING UNDERGRADUATE STUDENTS IN PRIMARY EDUCATION. The researchers discuss an issue of changes in teaching methods of vocational training for future primary school teachers, caused by the introduction of the Federal State Educational Standard (FSES) in primary education. They present principles for implementing the activity-system approach in the training of university students and work out the activity-system approach on the basis of compulsory courses in the variable module of FSES in higher education, "Teacher Training", Code 44.03.01, specialization profile "Primary Education". The article highlights ways of engaging students in the activities that help to form the core professional competencies developing students' personalities. The authors describe sets of theoretical and practical assignments for Russian Linguistics Course (a teaching episode, a quest, virtual tours, case studies, etc.), disclose techniques of applying activity-system approach in such courses as Methods of Teaching Mathematics, Methods of Teaching Russian and Russian Literature (modification of didactic material to achieve meta-dis-ciplinary effects, alternate ways of motivating students and setting training objectives, etc.).
Key words: activity-system approach, vocational training, undergraduate students in primary education.
Ю.С. Заяц, канд. пед. наук, доц. Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,
Е-mail: julia_zs@mail.ru
Г.Ф. Свиридова, канд. филол. наук, доц. Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,
Е-mail: gfsviridova0404@mail.ru
И.В. Федорова, ст. преп. Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,
Е-mail: ivitafed@mail.ru
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена проблеме изменения методологии профессионального образования будущих учителей начальных классов в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: представлены принципы реализации деятельностного подхода в обучении студентов и разработка деятельностного подхода на примере изучения обязательных дисциплин вариативной части учебного плана ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (профиль «Начальное образование»). В статье раскрыты способы включения студентов в процессы, моделирующие требуемый вид деятельности, формирующие основные профессиональные компетенции, развивающие личность студента. Описаны виды системных теоретических и практических заданий по дисциплине «Русский язык» (образовательное событие, квесты, виртуальные экскурсии, кейсы и др.), проиллюстрированы приемы реализации деятельностного подхода при изучении курсов «Методика преподавания математики», «Методика обучения русскому языку и литературе» (преобразование дидактического материала в соответствии с целями достижения метапредметных результатов, выбор оптимальных способов развития мотивации учащихся и приемов постановки учебной задачи и др.).
Ключевые слова: деятельностный подход, профессиональная подготовка, бакалавры начального образования.
Одна из задач современного учителя начальных классов -научить младших школьников учиться. Решение этой задачи возможно при условии реализации системно-деятельностного подхода, поскольку и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) определена решающая роль «содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся» [1, с. 4]. Реализация деятельностного типа в обучении младших школьников требует пересмотра основных подходов к подготовке будущего учителя начальных классов. Реальная ситуация в высшем педагогическом образовании такова, что многие из поступающих в вузы учились по модели: восприятие готовой информации - запоминание - применение в знакомых типовых условиях. Подобная модель не всегда предполагала взаимодействие учеников друг с другом, их познавательную активность, поиск новой информации, самостоятельное открытие способов действия. Многие из первокурсников не владеют на достаточном уровне умением учиться, познавательными и коммуникативными действиями. Студенты чаще всего не имеют опыта поисковой, совместной и продуктивной учебной деятельности, и это создает определенные трудности в подготовке бакалавров начального образования к реализации идей деятельностного подхода в обучении.
Содержание деятельностного подхода предполагает включение студента в образовательный процесс, наличие у студента познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться), осознание им целей обучения и способов их достижения. Деятельность студента должна носить продуктивный характер и быть связанной с развитием теоретического, критического, абстрактного, методического и других видов мышления. Будущему учителю необходимо овладеть умением решать профессиональные задачи, которые могут возникнуть в практике работы начальной школы. Следовательно, профессиональная подготовка в вузе должна быть максимально приближена к тем условиям деятельности, в которых окажется выпускник. В деятельност-ном типе обучения может быть предусмотрено формирование у студентов умения контролировать свои действия, как по ходу решения профессиональных задач, так и после их завершения.
Для реализации деятельностного подхода в профессиональном образовании необходимо изменить методологию обучения студентов. Рефлексивно-деятельностная модель подготовки педагогов начального образования представлена в работах ученых (например, Е.И. Булин-Соколовой, А.С. Обухова [2]). Согласимся с их утверждением о том, что «если ставить целью педагогического образования подготовку учителей, которые будут работать в соответствии с ФГОС НОО, то готовить их нужно с помощью педагогических технологий и в условиях, органичных задачам, поставленным во ФГОС НОО» [2, с. 24].
Можно выделить следующие принципы реализации деятельностного подхода в подготовке бакалавров начального образования:
1. Принцип поэтапной реализации деятельностного подхода.
Последовательное формирование у студентов деятель-ностных умений предполагает перенос действий с различными объектами познания на другие разделы дисциплины, а также пользование ими при изучении других учебных предметов. Так, например, действие по выявлению перцептивной и сигнификативной функции фонемы может стать основой для понимания студентами сущности фонематического слуха и условий его развития у младших школьников.
2. Принцип овладения общим способом педагогической деятельности.
В процессе проектирования учебно-воспитательного процесса студенты выполняют определенную систему действий, связанных с выделением понятий, их свойств и законов, которые предстоит усвоить учащимся, с актуализацией собственных знаний; с установлением логики изучения основных вопросов содержания и их взаимосвязи; определением цели урока и системы задач, обеспечивающих ее достижение; с выбором способов и средств организации деятельности учащихся по решению учебной задачи и т. д. Для успешного проектирования педагогической деятельности студенту необходимо овладеть системой определенных умений, которые можно будет использовать на любом содержании, а также при подготовке уроков по разным учебным дисциплинам начальной школы.
3. Принцип интеграции психолого-педагогических, предметных и методических знаний для решения профессиональных задач.
В деятельностном типе обучения всё сконцентрировано вокруг решения конкретной практической задачи, при этом студенту необходимо применить знания психологии младшего школьника, педагогики, математические и лингвистические знания, а также использовать соответствующие методические умения.
4. Принцип дифференциации, учета индивидуальных возможностей обучающихся.
Студенты имеют разный уровень подготовки и отличаются мотивами учебно-профессиональной деятельности, поэтому могут осуществлять свой выбор заданий и способов их решения. Бакалаврам предоставляется возможность обратиться к разным источникам информации для решения учебно-профессиональных задач. Преподаватель при этом выступает в роли помощника, координатора, консультанта.
Деятельностный подход может быть реализован при изучении дисциплин как базовой, так и вариативной частей учебного плана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) [3]. Рассмотрим способы организации деятельности студентов в рамках этого подхода при изучении предметов вариативной части.
Суть деятельностного подхода к изучению дисциплины «Русский язык» в вузе состоит в том, «что «обучает» сам факт включённости обучаемого в процессы, моделирующие требуемый вид деятельности, вырабатывающие соответствующие умения и навыки, развивающие наиболее значимые стороны личности студента (в первую очередь такие, как креативность и самостоятельность)» [4, с. 11].
Каждый студент при таком подходе выполняет, во-первых, системные теоретические задания: логически и стилистически обрабатывает конспект лекций преподавателя (в 1 семестре по теме «Структура лексического значения слова»); готовит конспекты-схемы одной из тем базового учебника («Социосе-мантика»); изучает словарь терминов по определённому разделу лингвистики; разрабатывает «логическое дерево» содержания раздела и представляет его в электронной версии.
Практические задания, предполагающие действия с языковым материалом, соответствуют теоретическим основам раздела лингвистики. Так, при изучении семантического содержания категории вида глагола студенты анализируют тексты И. Бунина «Холодная осень», В. Богомолова «Сердца моего боль», Г. Яхи-ной «Винтовка»: определяют семантику глагольной лексики в контексте, называют вид глагола и его семантическое содержание, подбирают возможную коррелятивную пару, указывают формальные средства определения вида глагола, осмысливают поэтику произведений с точки зрения употребления писателями глагольной лексики.
Учителю начальных классов необходимо владеть коммуникативными компетенциями, поэтому в студенческие годы важна деятельность по подготовке к публичному представлению выполненных базовых заданий. Так, определение терминов «амфиболия», «конверсия», «концепт», «парадигматика», «семасиология», «синтагматика», «энантиосемия», «эпидигматика» и т. п. обычно представляется группе в электронном виде, сопровождается монологом, по окончании которого докладчик сам организует учебный диалог и полилог со студентами и преподавателем.
Обучение будущих бакалавров образования носит практи-ко-ориентированный характер, поэтому в вузе оно организуется в таких формах, как образовательное событие (лингводидакти-ческое представление темы в форме занятия или его фрагмента, например, «Способы определения типа спряжения глагола в школе и в вузе»), квесты (игровые задания: узнайте страну по словам-названиям одежды, блюда, музыкального инструмента), виртуальные экскурсии (на тему «Социолингвистическая система языка»), кейсы (дискурсы первокурсника и студента-выпускника в холле, буфете, в кабинете декана) и т. п.
Современные возможности интернета позволяют и преподавателю, и студентам знакомиться с учеными-лингвистами мирового уровня, слышать их, видеть и внимать им, понимать, осмысливать их теоретические воззрения. Стимул для творческой деятельности студента - выполнение эвристических заданий (криптонимы в русском языке) и исследовательских (на материале определенного раздела языкознания).
При изучении дисциплин «Методика преподавания математики», «Методика преподавания русского языка и литературного чтения» могут быть использованы следующие приемы, направ-
ленные на реализацию деятельностного подхода в подготовке бакалавров начального образования:
• сравнение различных способов изучения младшими школьниками одного и того же содержания;
• анализ проблемных ситуаций на уроке и выбор средств, необходимых для успешного достижения метапредметных результатов начального образования;
• преобразование дидактического материала в соответствии с целями достижения метапредметных результатов;
• выбор оптимальных способов развития мотивации учащихся, приемов постановки учебной задачи;
• анализ методических ошибок и их коррекция;
• планирование и конструирование способов реализации системно-деятельностного подхода в начальном образовании и др.
Приведем некоторые примеры методических заданий и задач, реализующих деятельностный подход в методической подготовке бакалавров начального образования.
Пример 1. На каком этапе (постановка учебной задачи, её решение, самоконтроль, контроль) изучения нумерации четырёхзначных чисел целесообразно предложить учащимся задание: «По какому правилу записаны числа в каждой паре?»
а) 375 б) 708 в) 481 г) 540
1375 3708 6481 5540
Запишите пары других чисел по тому же правилу.
В процессе обсуждения решения данной методической задачи студенты выбирают этап организации учебной деятельности младших школьников (постановка учебной задачи), обосновывают свой выбор, а также узнают один из приемов создания ситуации успеха и проблемной ситуации при изучении темы «Четырехзначные числа» - прием сравнения.
Пример 2. Прочитайте описание фрагментов двух уроков, на которых учителя знакомят учащихся со случаем умножения на 1, и ответьте на вопросы:
- Какое объяснение вы считаете правильным? Почему? Есть ли ошибки? Какие? [5]
Фрагмент 1
- Найдите значение выражения 1 • 5.
- Переставьте множители и найдите результат, используя переместительное свойство умножения: 1 • 5 = 5, 5 • 1 = 5.
Аналогично составлялись пары равенств:
1 • 6 = 6 1 • 8 = 8 1 • 12 = 12
6 • 1 = 6 8 • 1 = 8 12 • 1 = 12
Делается вывод: при умножении единицы на число и числа на 1 получаем это же число.
Фрагмент 2
- Сегодня на уроке мы будем изучать особый случай умножения на число 1. Мы не можем в данном случае заменить произведение суммой и получить результат. Нужно запомнить, что при умножении на единицу мы получаем то число, которое умножаем.
- Самостоятельно найдите значения произведений: 1 • 6, 1 • 7, 1 • 12.
- Сравните равенства в каждой паре.
6 • 1 = 6 1 • 7 = 7 1 • 12 = 12
1 • 6 = 6 7 • 1 = 7 12 • 1 = 12
- Какое свойство выполняется для случая умножения с единицей?
Сравнение фрагментов и обоснование выбора одного из них позволяет студентам интегрировать математические и собственно методические знания для решения конкретной методической задачи.
Пример 3. Проанализируйте фрагмент урока обучения грамоте [6, с. 58]. Определите, какие универсальные учебные действия можно формировать у учащихся на данном уроке. Обоснуйте выбор средств в достижении метапредметных результатов.
Решая данную методическую задачу, студенты анализируют содержание представленного фрагмента и обосновывают выбор средств, необходимых для успешного достижения метапредмет-ных результатов начального образования.
Пример 4. Познакомьтесь с языковым материалом к уроку русского языка по теме «Синонимы».
Зимой
Пришла зима. Выпало много снегу. Дети выбежали на улицу. Малыши катаются на санках. Ребята постарше бегают на лыжах и коньках. Весело детворе зимой!
Составьте вопросы для учащихся, помогающие им осознать сущность понятия «синонимы». Какие универсальные учебные действия способствуют осмыслению этого понятия?
Студенты конструируют серию вопросов, которые позволят детям выделить существенные признаки изучаемого языкового понятия, и называют действия анализа и синтеза, сравнения и обобщения.
Указанные принципы, формы и приемы реализации деятель-ностного подхода успешно применяются в практике подготовки бакалавров начального образования в ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет». Предполагаем, что изменение методологии обучения студентов в вузе будет способствовать повышению качества профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов.
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва, 2010.
2. Булин-Соколова Е.И., Обухов А.С. Рефлексивно-деятельностная модель подготовки педагогов для образования будущего. Наука и Школа. 2015; 5: 22 - 27.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования: бакалавриат. Направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование». Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf
4. Голев Н.Д. Учебник в формате «Ноотека!» - отражение современных требований к высшему образованию. Материалы всероссийской научно-практической конференции, Барнаул: АлтГПУ, 2009: 89 - 93.
5. Истомина Н. Б., Заяц Ю. С. Методика обучения математике в начальной школе. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2016.
6. Соловейчик М.С. Поурочные методические рекомендации к букварю и прописям для 1 класса общеобразовательных организаций. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015.
References
1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyjstandartnachal'nogo obschego obrazovaniya. Moskva, 2010.
2. Bulin-Sokolova E.I., Obuhov A.S. Refleksivno-deyatel'nostnaya model' podgotovki pedagogov dlya obrazovaniya buduschego. Nauka i Shkola. 2015; 5: 22 - 27.
3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya. Uroven' vysshego obrazovaniya: bakalavriat. Napravlenie podgotovki 44.03.01 «Pedagogicheskoe obrazovanie». Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf
4. Golev N.D. Uchebnik v formate «Nooteka!» - otrazhenie sovremennyh trebovanij k vysshemu obrazovaniyu. Materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Barnaul: AltGPU, 2009: 89 - 93.
5. Istomina N. B., Zayac Yu. S. Metodika obucheniya matematike vnachal'nojshkole. Smolensk: Associaciya XXI vek, 2016.
6. Solovejchik M.S. Pourochnye metodicheskie rekomendacii k bukvaryu i propisyam dlya 1 klassa obscheobrazovatel'nyh organizacij. Smolensk: Associaciya XXI vek, 2015.
Статья поступила в редакцию 21.11.16
УДК 378
Aleeva Yu.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: yaleeva73@mail.ru
Kazantseva V.V., postgraduate, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: yaleeva73@mail.ru