Научная статья на тему 'Развитие адаптивного физического воспитания в системе инклюзивного профессионального образования'

Развитие адаптивного физического воспитания в системе инклюзивного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
877
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНВАЛИДНОСТЬ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION / INCLUSIVE EDUCATION / DISABILITY / HEALTH DISABILITIES / PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалов Алексей Юрьевич, Коновалов Юрий Николаевич, Османов Эседулла Маллаалиевич

В Тамбовской области под руководством Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального учебно-методического центра идет формирование новой идеологии, законодательства и практики в сфере инклюзивного профессионального образования инвалидов. Центром данной модели стала созданная в регионе базовая профессиональная образовательная организация (ТОГАПОУ «Техникум отраслевых технологий»), обеспечивающая поддержку функционирования системы инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В областных государственных профессиональных организациях обучается 169 студентов из числа инвалидов и 134 человека из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрены социально-демографические характеристики лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, обучающихся в условиях Центра инклюзивного образования (структурного подразделения техникума отраслевых технологий). Изученные характеристики позволят использовать их для разработки мероприятий по развитию адаптивного физического воспитания в условиях среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коновалов Алексей Юрьевич, Коновалов Юрий Николаевич, Османов Эседулла Маллаалиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION DEVELOPMENT IN THE SYSTEM OF INCLUSIVE PROFESSIONAL EDUCATION

The formation of a new ideology, legislation and practice in the field of inclusive professional education of disabled people is developed in Tambov Region under the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, the Federal Educational and Methodical Center. The center of this model is the basic professional educational organization (Tambov Regional State Autonomous Professional Educational Institution “Training College of Field Technologies”), which provides support for the functioning of the system of inclusive professional education of people with disabilities. In the regional state professional organizations there are 169 students of the disabled people and 134 people with disabilities. The socio-demographic characteristics of persons with disabilities who study in the conditions of the Center of Inclusive Education (structural subdivision of the Training College of Field Technologies) are considered. The studied characteristics will allow to use them for events to develop adaptive physical education in secondary professional education.

Текст научной работы на тему «Развитие адаптивного физического воспитания в системе инклюзивного профессионального образования»

DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-174-71-76 УДК 376.1+614.2

РАЗВИТИЕ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Алексей Юрьевич КОНОВАЛОВ1-1, Юрий Николаевич КОНОВАЛОВ20, Эседулла Маллаалиевич ОСМАНОВ1-,

1) ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: [email protected] 2) ТОГАПОУ «Техникум отраслевых технологий» 392024, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Рылеева, 77 E-mail: [email protected]

Аннотация. В Тамбовской области под руководством Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального учебно-методического центра идет формирование новой идеологии, законодательства и практики в сфере инклюзивного профессионального образования инвалидов. Центром данной модели стала созданная в регионе базовая профессиональная образовательная организация (ТОГАПОУ «Техникум отраслевых технологий»), обеспечивающая поддержку функционирования системы инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В областных государственных профессиональных организациях обучается 169 студентов из числа инвалидов и 134 человека из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрены социально-демографические характеристики лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, обучающихся в условиях Центра инклюзивного образования (структурного подразделения техникума отраслевых технологий). Изученные характеристики позволят использовать их для разработки мероприятий по развитию адаптивного физического воспитания в условиях среднего профессионального образования.

Ключевые слова: адаптивное физическое воспитание; инклюзивное образование; инвалидность; ограниченные возможности здоровья; профессиональная образовательная организация

Неуклонный рост уровня заболеваемости и инвалидности среди населения Российской Федерации диктует необходимость в совершенствовании существующих и разработке новых мероприятий по их профессиональной адаптации и социальной интеграции в общество.

При этом современное состояние как мирового, так и российского общества в настоящее время характеризуется изменением отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидам, выдвигая на первый план социальное равенство и толерантное отношение. С этой целью принимаются нормативно-правовые акты, проводятся научные изыскания, стимулирующие развитие данного направления.

В 2008 г. Россия подписала конвенцию «О правах инвалидов», после чего политика государства кардинально изменилась в отношении инвалидов, и работа в данном направлении получила новое развитие.

Основным координирующим и стимулирующим документом в Российской Федерации является государственная программа

«Доступная среда» на 2011-2020 гг., утвержденная Правительством Российской Федерации 1 декабря 2015 г. Цель программы -создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни1.

Одним из приоритетных направлений социальной политики в отношении лиц с ОВЗ и инвалидностью в Российской Федерации является их медико-социальная реабилитация.

По мнению исследователей, адаптивная физическая культура - это важнейший компонент системы реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидов, всех ее видов и форм, которая составляет фундамент, основу социально-трудовой, социально-бытовой и социально-культурной реабилитации; выступает в качестве важнейших средств и методов медицин-

1 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 20112020 годы: постановление Правительства РФ от 1.12.2015 № 1297. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».

© Коновалов А.Ю., Коновалов Ю.Н., Османов Э.М., 2018

71

ской, технической, психологической, педагогической реабилитации2 [1].

Адаптивная физическая культура - это новое направление в Российской системе реабилитации, с помощью которой вырабатывается уверенность в своих силах, готовность преодолеть физические нагрузки, а также вырабатывается потребность в занятиях физическими упражнениями [2; 3].

Так, в своих исследованиях Е.А. Бобровский указывает, что адаптивная физкультура и спорт в настоящее время активно развиваются, при этом люди с ОВЗ в зависимости от вида заболевания и инвалидности вовлечены в разной степени в занятия физической культурой и спортом [4; 5].

Исследователи выделяют следующие виды адаптивной физической культуры: адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация, адаптивная физическая реабилитация, креативные телесно-ориентированные практики адаптивной физической культуры, экстремальные виды двигательной деятельности [7-8].

Каждый из видов физической культуры выполняет свойственную ему задачу, при этом различные виды могут применяться одновременно или последовательно.

Одним из массовых видов адаптивной физической культуры в образовательных учреждениях является адаптивное физическое воспитание.

В настоящее время проводятся научные изыскания в области адаптивного физического воспитания с целью создания методик, подходов, программ для реализации в образовательных учреждениях различного уровня.

Однако анализ научной литературы свидетельствует, что вопросы адаптивного физического воспитания в системе инклюзивного профессионального образования изучены недостаточно, что обосновывает актуальность разработки мероприятий по развитию адаптивного физического воспитания в системе инклюзивного профессионального образования.

Цель исследования: изучить социально-демографические характеристики лиц с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся в условиях Центра инклюзивного образования для раз-

2 Здравоохранение в России. 2015: стат. сб. / Рос-стат. М., 2015. 174 с. URL: http://www.gks.ru/free_ doc/doc_2015/zdrav15.pdf (дата обращения: 12.02.2017).

работки мероприятий по развитию адаптивного физического воспитания.

Исследование в виде естественного констатирующего эксперимента проводилось в Центре инклюзивного образования на базе Тамбовского областного государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Техникум отраслевых технологий».

Продолжительность исследования составила период годичного цикла профессиональной подготовки студентов с 2016 по 2017 г. Для участия в исследовании отобран 101 студент с ОВЗ и инвалидностью.

Разработка мероприятий по совершенствованию организации управления адаптивным физическим воспитанием невозможна без изучения социально-демографических характеристик лиц с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся в рамках инклюзивного профессионального образования.

Так, изучение гендерных различий лиц с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся в условиях Центра инклюзивного образования, показало, что девушек обучается меньше, что, вероятнее всего, связано с перечнем специальностей и профессий, получаемых в условиях учреждения (табл. 1).

Анализ возрастных характеристик изучаемого контингента показал, что большинство лиц с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся в учреждении, находятся в возрастном диапазоне от 16 до 22 лет (рис. 1).

Изучение места жительства исследуемой группы лиц показало, что большинство из них (40,6 %) до поступления в Центр инклюзивного образования проживали в домах-интернатах.

Изучение категории нарушений среди исследуемого контингента показало, что более половины лиц с ОВЗ и инвалидностью (54,4 %) представлено в категории нарушения интеллекта (рис. 2).

Для занятий по физическому воспитанию по результатам психолого-медико-педагогической комиссии лица с ОВЗ и инвалидностью были распределены в основную группу - 43 (42,6 %) студента, в подготовительную - 29 (28,7 %) студентов и в специальную медицинскую группу - 29 (28,7 %) студентов.

Таблица 1

Гендерные различия лиц с ОВЗ и инвалидностью, получающих образование в условиях Центра инклюзивного образования

Группы Количество Всего

юноши девушки (и, %)

Лица с ОВЗ 30 4 34 (33,7)

Лица с инвалидностью 39 28 67 (66,3)

Итого 69 32 101 (100)

14 12 10 8 6 4 2 0

а

1

16 17 18 19 20 21 22 23 24 29

возраст

■ Лица с ОВЗ ■ Лица с инвалидностью

33

34 43

Рис. 1. Распределение лиц с ОВЗ и инвалидностью по возрасту

Таблица 2

Место жительства лиц с ОВЗ и инвалидностью до поступления в Центр инклюзивного образования

Группы Количество Всего (и, %)

Лица с ОВЗ Лица с инвалидностью

Городские 0 21 21 (20,8)

Иногородние 11 28 39 (38,6)

Из домов-интернатов 23 18 41 (40,6)

1 Лица с нарушением слуха

1 Лица с нарушением ОДА

Лица с задержкой психического развития

Лица с нарушением интеллекта

Рис. 2. Распределение лиц с ОВЗ и инвалидностью по нозологическому профилю заболеваний

Таблица 3

Распределение лиц с ОВЗ и инвалидностью по посещаемости занятий по ОФП до поступления в Центр отраслевых технологий

Группы ОФП Количество (и, %)

В основной группе 10 (9,90)

В подготовительной группе 9 (8,91)

В специальной медицинской группе 14 (13,86)

Не занимался вообще 68 (67,33)

Таким образом, большинство лиц с ОВЗ и инвалидностью распределены в подготовительную и специальную медицинские группы, что свидетельствует о необходимости для данной категории лиц адаптированных программ по физическому воспитанию, а также соответствующей спортивной инфраструктуры.

Занятия физической культурой и спортом должны прививаться с детского возраста, в этой связи нами проведено изучение вопроса посещения занятий по общей физической подготовке (ОФП) в период обучения до поступления в Центр отраслевых технологий, результаты которого показали, что большинство опрошенных лиц как в первой, так и во второй группе не занимались физической подготовкой вообще (табл. 3).

При изучении причин того, почему они не занимались ОФП, большинство указало на отсутствие заинтересованности со стороны учителей и соответствующих условий.

Таким образом, изучение социально-демографических характеристик лиц с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся в условиях Центра инклюзивного образования, показало, что большинство из них являются юношами (68,0 %) в возрастном диапазоне от 16 до 22 лет, большинство представлено в категории нарушения интеллекта (54,4 %), для занятий ОФП распределены в подготовительную и специальную медицинскую группы 57,4 %, лиц, проживающих до поступления в Центр в детских домах-интернатах - 40,6 %, 67,33 % лиц до поступления в Центр не занимались физической подготовкой вообще.

Выявленные особенности социально-демографических характеристик лиц с ОВЗ и инвалидностью будут использованы для разработки мероприятий по развитию адаптивного физического воспитания в условиях Центра инклюзивного образования.

Список литературы

1. Строгова Н.А. Социально-психологическая адаптация будущих специалистов по адаптивной физической культуре к особенностям профессии // Вестник спортивной науки. 2012. № 1. С. 58-61.

2. Соломко А.Д. Адаптивное физическое воспитание как метод коррекции аутичных детей // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2008. № 7. С. 234-239.

3. Федулов Б.А., Мишина Н.П., Гузев Д.В. Особенности социальной реабилитации лиц с ограниченными физическими возможностями на занятиях по адаптивной физической культуре // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 10-3 (64). С. 209-211.

4. Бобровский Е.А. Адаптивный спорт и физическая культура как метод реабилитации инвалидов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 4-2. С. 456-459.

5. Бобровский Е.А. Реабилитация инвалидов через адаптивный спорт и физическую культуру // Региональный вестник. 2017. № 2 (7). С. 24-26.

6. Борисова Г.Н., Зверева О.А. Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт: образование, наука и практика // Симбирский научный вестник. 2016. № 4 (26). С. 158-162.

7. Голякова Н.Н. Базовые и новые физкультур-но-спортивные виды в профессиональной подготовке будущих учителей адаптивной физической культуры // Обучение и воспитание: методики и практика. 2012. № 1. С. 277-281.

8. Евсеев С.П., Евсеева О.Э. Теоретические проблемы адаптивного спорта на современном этапе // Культура физическая и здоровье. 2015. № 4 (55). С. 78-83.

Поступила в редакцию 27.11.2017 г. Отрецензирована 29.12.2017 г. Принята в печать 16.05.2018 г. Конфликт интересов отсутствует.

Информация об авторах

Коновалов Алексей Юрьевич, аспирант, кафедра теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Коновалов Юрий Николаевич, руководитель кафедры физического воспитания. Техникум отраслевых технологий, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Османов Эседулла Маллаалиевич, доктор медицинских наук, профессор, директор медицинского института. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Для корреспонденции: Коновалов А.Ю., e-mail: [email protected]

Для цитирования

Коновалов А.Ю., Коновалов Ю.Н., Османов Э.М. Развитие адаптивного физического воспитания в системе инклюзивного профессионального образования // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23, № 174. С. 71-76. БО!: 10.20310/1810-0201-2018-23-174-71-76.

DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-174-71-76

ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION DEVELOPMENT IN THE SYSTEM OF INCLUSIVE PROFESSIONAL EDUCATION

Aleksey Yurevich KONOVALOV1), Yuriy Nikolaevich KONOVALOV2), Esedulla Mallaalievich OSMANOV1)

Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation E-mail: [email protected] 2) Training College of Field Technologies 77 Ryleev St., Tambov 392024, Russian Federation E-mail: [email protected]

Abstract. The formation of a new ideology, legislation and practice in the field of inclusive professional education of disabled people is developed in Tambov Region under the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, the Federal Educational and Methodical Center. The center of this model is the basic professional educational organization (Tambov Regional State Autonomous Professional Educational Institution "Training College of Field Technologies"), which provides support for the functioning of the system of inclusive professional education of people with disabilities. In the regional state professional organizations there are 169 students of the disabled people and 134 people with disabilities. The socio-demographic characteristics of persons with disabilities who study in the conditions of the Center of Inclusive Education (structural subdivision of the Training College of Field Technologies) are considered. The studied characteristics will allow to use them for events to develop adaptive physical education in secondary professional education.

Keywords: adaptive physical education; inclusive education; disability; health disabilities; professional educational organization

References

1. Strogova N.A. Sotsial'no-psikhologicheskaya adaptatsiya budushchikh spetsialistov po adaptivnoy fizicheskoy kul'ture k osobennostyam professii [Social and psychological adaptation of former adaptive physical culture specialists to profession pecularities]. Vestnik sportivnoy nauki - Sports Science Bulletin, 2012, no. 1, pp. 58-61. (In Russian).

2. Solomko A.D. Adaptivnoe fizicheskoe vospitanie kak metod korrektsii autichnykh detey [Adaptive physical training as a method of correction of aggressive behaviour of autistic children]. VestnikAdygeyskogo gosudarstvennogo universite-ta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya - The Bulletin of Adyghe State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, 2008, no. 7, pp. 234-239. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Fedulov B.A., Mishina N.P., Guzev D.V. Osobennosti sotsial'noy reabilitatsii lits s ogranichennymi fizicheskimi voz-mozhnostyami na zanyatiyakh po adaptivnoy fizicheskoy kul'ture [Peculiarities of social rehabilitation of disabled people at the lessons of adaptive physical education]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki - Philological Sciences. Issues of Theory and Practice, 2016, no. 10-3 (64), pp. 209-211. (In Russian).

4. Bobrovskiy E.A. Adaptivnyy sport i fizicheskaya kul'tura kak metod reabilitatsii invalidov [Adaptive physical culture and sport as a method of rehabilitation of disabled people]. Mezhdunarodnyy zhurnalprikladnykh i fundamental'nykh is-sledovaniy - International Journal of Applied and Fundamental Research, 2017, no. 4-2, pp. 456-459. (In Russian).

5. Bobrovskiy E.A. Reabilitatsiya invalidov cherez adaptivnyy sport i fizicheskuyu kul'turu [Rehabilitation of disabled persons through adaptive sport and physical culture]. Regional'nyy vestnik [Regional Bulletin], 2017, no. 2 (7), pp. 2426. (In Russian).

6. Borisova G.N., Zvereva O.A. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura i adaptivnyy sport: obrazovanie, nauka i praktika [Adaptive physical culture and adaptive sports: education, science and practice]. Simbirskiy nauchnyy vestnik - Simbirsk Scientific Journal, 2016, no. 4 (26), pp. 158-162. (In Russian).

7. Golyakova N.N. Bazovye i novye fizkul'turno-sportivnye vidy v professional'noy podgotovke budushchikh uchiteley adaptivnoy fizicheskoy kul'tury [Basic and new physical and sport types in professional preparation of future teachers of adaptive physical education]. Obuchenie i vospitanie: metodiki ipraktika [Learning and Education: Methods and Practice], 2012, no. 1, pp. 277-281. (In Russian).

8. Evseev S.P., Evseeva O.E. Teoreticheskie problemy adaptivnogo sporta na sovremennom etape [Theoretical problems of adaptive sport on modern stage]. Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e [Physical Culture and Health], 2015, no. 4 (55), pp. 78-83. (In Russian).

Received 27 November 2017 Reviewed 29 December 2017 Accepted for press 16 May 2018 There is no conflict of interests.

Information about the authors

Konovalov Aleksey Yurevich, Post-Graduate Student, Theory and Methods of Physical Culture and Sport Disciplines Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected] Konovalov Yuriy Nikolaevich, Chief of Physical Education Department. Training College of Field Technologies, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Osmanov Esedulla Mallaalievich, Doctor of Medicine, Professor, Director of Medical Institute. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected] For correspondence: Konovalov A.Y., e-mail: [email protected]

For citation

Konovalov A.Y., Konovalov Y.N., Osmanov E.M. Razvitie adaptivnogo fizicheskogo vospitaniya v sisteme inklyuziv-nogo professional'nogo obrazovaniya [Adaptive physical education development in the system of inclusive professional education]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, vol. 23, no. 174, pp. 71-76. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-174-71-76. (In Russian, Abstr. in Engl.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.