Научная статья на тему 'Лучшие практики инклюзивного высшего образования в вузах Северо-Западного федерального округа'

Лучшие практики инклюзивного высшего образования в вузах Северо-Западного федерального округа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
487
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНВАЛИДЫ / ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ / INCLUSIVE HIGHER EDUCATION / PERSONS WITH DISABILITIES / BEST PRACTICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денисова Ольга Александровна, Леханова Ольга Леонидовна

В статье описаны лучшие практики инклюзивного высшего образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в университетах Северо-Западного федерального округа. Обобщенный опыт Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, созданного на базе Череповецкого государственного университета (РУМЦ СЗФО ЧГУ), показывает, что на закрепленной за ЧГУ территории к настоящему времени сформировался опыт, который включает лучшие практики РУМЦ СЗФО ЧГУ, транслированные в сеть вузов-партнеров; лучшие практики вузов-партнеров, сформированные в сети РУМЦ СЗФО ЧГУ. Представленные лучшие практики позволяют повысить доступность и качество инклюзивного высшего образования и транслировать в регионе образ социально-ориентированных университетов, являющихся центрами формирования и обобщения передового опыта в сфере профориентации, образования и трудоустройства инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Денисова Ольга Александровна, Леханова Ольга Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BEST PRACTICES OF INCLUSIVE HIGHER EDUCATION IN THE UNIVERSITIES OF THE NORTH-WESTERN FEDERAL DISTRICT

The article describes the best practices of inclusive higher education of disabled people and persons with disabilities in the universities of the North-West Federal district. The generalized experience of the Resource training center for the training of disabled people and persons with disabilities, created on the basis of Cherepovets State University (RUMC NWFD CHGU) shows that the assigned to CHGU territory to date has formed an experience that includes the best practices of RUMC NWFD CHGU, translated into a network of partner universities; best practices of partner universities, formed in the network of RUMC NWFD CHGU. The presented best practices make it possible to increase the availability and quality of inclusive higher education and to broadcast in the region the image of socially-oriented universities, which are the centers of formation and synthesis of best practices in the field of vocational guidance, education and employment of persons with disabilities.

Текст научной работы на тему «Лучшие практики инклюзивного высшего образования в вузах Северо-Западного федерального округа»

DOI 10. 23859/1994-0637-2018-6-87-17 УДК 376.0; 378.0

© Денисова О. А., Леханова О. Л., 2018

Денисова Ольга Александровна

Доктор педагогических наук, профессор, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) E-mail: denisova@inbox.ru

Denisova Olga Alexandrovna

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: denisova@inbox.ru

Леханова Ольга Леонидовна

Кандидат педагогических наук, доцент, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) E-mail: lehanovao@mail.ru

ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ ИНКЛЮЗИВНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Lekhanova Olga Leonidovna

PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: lehanovao@mail.ru

BEST PRACTICES OF INCLUSIVE HIGHER EDUCATION IN THE UNIVERSITIES OF THE NORTHWESTERN FEDERAL DISTRICT

Аннотация. В статье описаны лучшие практики инклюзивного высшего образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в университетах СевероЗападного федерального округа. Обобщенный опыт Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, созданного на базе Череповецкого государственного университета (РУМЦ СЗФО ЧГУ), показывает, что на закрепленной за ЧГУ территории к настоящему времени сформировался опыт, который включает лучшие практики РУМЦ СЗФО ЧГУ, транслированные в сеть вузов-партнеров; лучшие практики вузов-партнеров, сформированные в сети РУМЦ СЗФО ЧГУ. Представленные лучшие практики позволяют повысить доступность и качество инклюзивного высшего образования и транслировать в регионе образ социально-ориентированных университетов, являющихся центрами формирования и обобщения передового опыта в сфере профориентации, образования и трудоустройства инвалидов.

Abstract. The article describes the best practices of inclusive higher education of disabled people and persons with disabilities in the universities of the North-West Federal district. The generalized experience of the Resource training center for the training of disabled people and persons with disabilities, created on the basis of Cherepovets State University (RUMC NWFD CHGU) shows that the assigned to CHGU territory to date has formed an experience that includes the best practices of RUMC NWFD CHGU, translated into a network of partner universities; best practices of partner universities, formed in the network of RUMC NWFD CHGU. The presented best practices make it possible to increase the availability and quality of inclusive higher education and to broadcast in the region the image of socially-oriented universities, which are the centers of formation and synthesis of best practices in the field of vocational guidance, education and employment of persons with disabilities.

156 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6

Ключевые слова: инклюзивное высшее Keywords: inclusive higher education, per-образование, инвалиды, лучшие практики sons with disabilities, best practices

Введение

Инклюзивное образование входит в число приоритетов социальной политики государства и определяет ключевые принципы социально ориентированной модели российского общества [5], [7]. Высшее образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не только обеспечивает независимость и самостоятельность жизни граждан данной категории, но и позволяет существенно повысить качество жизни людей с ограничениями по здоровью и членов их семей. Это определяет современные задачи и перспективы в сфере обеспечения доступности и качества инклюзивного высшего образования, а также перечень мер по сопровождению профориентации, образования и трудоустройства инвалидов [4].

Опыт последних лет и достижения консолидированного профессионального сообщества показывают, что одним из самых масштабных и результативных проектов, обеспечивающих равные права инвалидов на образование, их включение в трудовые и общественные отношения, является проект по созданию в России сети Ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ) по вопросам обучения лиц с инвалидностью на базе образовательных организаций высшего образования (ОО ВО) [3], [6].

Разница географических, социально-экономических, социокультурных условий функционирования созданных на территории страны ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов определяет современную повестку дискуссии по вопросам обеспечения доступности и качества инклюзивного высшего образования. В число приоритетных для обсуждения проблем входит задача обобщения лучших практик профориентации, образования и трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ.

Опыт функционирования Ресурсного учебно-методического центра (РУМЦ) по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, созданного на базе Череповецкого государственного университета (РУМЦ СЗФО ЧГУ) [1], [2], показывает, что на закрепленной за ЧГУ территории Северо-Западного федерального округа (Архангельская, Вологодская, Калининградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области, Республика Карелия и Республика Коми) к настоящему времени сформировался опыт, относимый к категории передового в проблемном поле настоящей статьи и пригодный для трансляции и внедрения в сходных социокультурных и образовательных условиях.

Основная часть

В рамках настоящего исследования определение лучших практик инклюзивного высшего образования предполагает формализацию того уникального практического опыта, который сложился в вузах на закрепленной за РУМЦ СЗФО ЧГУ территории Северо-Западного федерального округа. Подобное обобщение рассматривается нами как условие передачи опыта и технологий оптимального достижения цели повышения доступности и качества инклюзивного высшего образования, что соответствует теории лучших практик Ф. Тейлора [8].

В целом, лучшие практики могут быть условно разделены на два блока:

Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6

157

1. Лучшие практики РУМЦ СЗФО ЧГУ, транслированные в сеть вузов-партнеров.

2. Лучшие практики вузов-партнеров, сформированные в сети РУМЦ СЗФО ЧГУ.

Представим перечень лучших практик РУМЦ СЗФО ЧГУ, транслированных в сеть вузов-партнеров:

1. Методика формирования готовности сотрудников вузов к инклюзивному образованию

Методика содержит два комплекта заданий: диагностический и обучающий. Первый комплект обеспечивает выявление степени готовности сотрудников вузов к работе со студентами с инвалидностью. Второй комплект представлен методическим инструментарием по саморазвитию профессионально важных качеств для работы в инклюзивной образовательной среде вуза. Создана рабочая тетрадь, инструментально обеспечивающая реализацию методики.

2. Портфель дифференцированных программ КПК в сфере инклюзивного образования

Портфель содержит полный комплект программ КПК для системы СПО и ВО, включающий набор учебно-методических материалов, презентационных кейсов, кейсов для самостоятельной работы и самопроверки по формированию компетенций ППС, администрации и других сотрудников вузов и ссузов в сфере инклюзивного образования в зависимости от стартового уровня ОО и слушателей.

3. Методика оценки успешности адаптации к вузу студентов с инвалидностью

Методика включает инструменты для оценки уровня адаптированности к вузу

студентов с инвалидностью. Экспресс-диагностика содержит шкалы оценки физической, познавательной и личностной адаптированности к вузу. Методика позволяет определить успешность адаптации к вузу студентов с инвалидностью. Динамика показателей адаптированности позволяет грамотно спланировать индивидуальную работу со студентами.

4. Портфель социально-ориентированных проектов и инициатив в сфере образования, социализации и реабилитации инвалидов

Портфель содержит описание проектов, реализованных и предложенных РУМЦ СЗФО ЧГУ в партнерстве с социально ориентированными НКО, учреждениями образования, здравоохранения, соцзащиты, службами занятости населения региона и рекрутинговыми агентствами. Портфель объединен общей целью - содействие профориентации, образованию, трудоустройству инвалидов и их успешной интеграции в общество.

5. Портфель технологий формирования продуктивного социального поведения

Портфель содержит описание ряда передовых технологий, в том числе технологий формирования копинг-поведения, технологии социально-контекстного обучения, технологии профилактики эмоционального выгорания. Каждая технология включает описание работы по формированию у студентов с ОВЗ и инвалидностью навыков совладания со сложными эмоциональными ситуациями, управления эмоциями и регулирования своих состояний в ситуациях психоэмоционального напряжения, моделированию контекстов проблемного социального взаимодействия и других моделей продуктивного социального поведения.

158 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6

6. Портфель научно-технических проектов по повышению доступности образования инвалидов

Портфель содержит описание проектов, реализуемых и предложенных для реализации РНТЦ ЧГУ и РУМЦ СЗФО ЧГУ по созданию инновационных решений, связанных с разработкой уникального оборудования для образования и реабилитации инвалидов.

7. Региональный «Атлас профессий» для лиц с ОВЗ и инвалидностью

Атлас содержит описание востребованных в регионе профессий, описание которых соотнесено с существующими в РФ ФГОС, профессиональными стандартами, картой ОО, обеспечивающих подготовку по профессии, а также с учетом нозологии нарушения. Каждая описанная профессия содержит описание условий труда, а также инструментов по обеспечению доступности работы по профессии, с учетом ограниченных функций жизнедеятельности и состояния здоровья инвалида.

8. Региональный портфель «историй успеха»

Портфель содержит видеоматериалы, описывающие истории профессиональной успешности выпускников, имеющих ограниченные возможности здоровья и инвалидность. Созданные в формате «мини-фильмов», истории успеха демонстрируют безграничные возможности и неограниченные ресурсы ребят с ОВЗ и инвалидностью.

Лучшие практики вузов-партнеров, сформированные в сети РУМЦ СЗФО ЧГУ, условно могут быть представлены блоками сформировавшихся в вузах кейсов:

1. ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»

• Кейс сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью в период обучения:

- круглый стол «Векторы профессионального развития лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью» (с участием органов власти, работодателей, образовательных организаций (ДОУ, СОШ, школы-интернаты, колледжи, вузы), НОК, а также Д. М. Варламовой, главного редактора проекта «Атлас новых профессий»);

- психолого-педагогический марафон «Профессии прошлого, настоящего, будущего» для обучающихся ГБУ КО «Школа-интернат»;

- настольная игра «Атлас новых профессий»;

- программа внеучебной деятельности «Основы журналистики»;

- методические рекомендации для профессорско-преподавательского состава БФУ им. И. Канта по работе со студентами с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, соматическими заболеваниями;

- встречи с представителями отдела по работе с инвалидами Центра занятости населения Калининградской области по вопросам трудоустройства (информация о государственных услугах, предоставляемых ЦЗН, о возможностях поддержки в рамках мероприятий активной политики, оказываемой выпускникам-инвалидам);

- проведение мониторинга с целью получения актуальной информации о занятости выпускников БФУ им. И. Канта (инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья);

- специализированные ярмарки вакансий, приглашение работодателей, ориентированных на помощь в трудоустройстве инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6

159

- консультирование по вопросам трудоустройства (вакансии, составление резюме и т. д.) по желанию выпускника.

• Лаборатория инклюзивного образования.

2. ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова»

• Кейс мероприятий по профориентации, образованию, трудоустройству и постдипломному сопровождению инвалидов и лиц с ОВЗ, по развитию инклюзивного образования:

- консультации студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе индивидуальные, по вопросам трудоустройства (поиск работы, написание резюме, рекомендательных писем и т. д.);

- содействие трудоустройству выпускников-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и их закреплению на рабочих местах (подбор одной или нескольких профессий или специальностей, доступных инвалиду в соответствии с состоянием здоровья, рекомендациями, указанными в индивидуальной программе реабилитации, его собственными интересами, склонностями и способностями) на основании имеющейся базы вакансий;

- содействие трудоустройству на квотируемые и специально оборудованные для инвалидов рабочие места в рамках специальных программ содействия занятости инвалидам и лицам с ОВЗ;

- активное взаимодействие с центром занятости населения г. Архангельска в части реализации специальных программ содействия занятости инвалидам и лицам с

ОВЗ;

- участие в проведении дней компании, презентационных лекций, мастер-классов, ярмарок вакансий для выпускников и других мероприятий, направленных на содействие трудоустройству выпускников САФУ;

- мероприятия по профориентации учащихся с ОВЗ общеобразовательных и коррекционных школ совместно с Центром занятости населения;

- экскурсии в Центр занятости населения;

- консультации для учащихся с ОВЗ;

- тренинги для учащихся с ОВЗ, проводимые специалистами Центра занятости;

- встречи с родителями детей с ОВЗ.

3. ФГБОУ ВО «Ухтинский государственный технический университет»

• Кейс сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью в период обучения:

- обеспечение необходимых условий для абитуриентов с ОВЗ и инвалидов;

- проведение инструктирования сотрудников, ответственных за сопровождение инвалидов в учебных корпусах и общежитиях;

- индивидуальная работа со студентами с ОВЗ и инвалидами: психологическая, консультационная и правовая помощь;

- вовлечение студентов с ОВЗ и инвалидов к занятиям спортом, к общественным, творческим мероприятиям;

- обеспечение условий обучения студентов с ОВЗ и инвалидов: создание безбарьерной среды в учебных корпусах; оснащение образовательного процесса обучения техническими средствами;

160 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6

- проведение квеста для людей с ОВЗ и инвалидов на республиканском спортивно-туристическом слете.

• Кейс мероприятий по трудоустройству выпускников с инвалидностью и ОВЗ:

- «Ярмарка вакансий», знакомство с ведущими организациями региона и Российской Федерации;

- изучение рынка труда и ознакомление с актуальными вакансиями, проведение собеседований и составление резюме;

- участие в мероприятиях по содействию трудоустройству выпускников с инвалидностью с участием основных работодателей региона и привлечением СМИ;

- сбор анкет-резюме выпускников;

- официальная переписка с работодателями.

• Кейс коммуникативного сопровождения государственной программы «Доступная среда»:

- онлайн-выставка детских рисунков ко Дню защиты прав инвалидов (в социальной сети «В контакте», в «Фейсбуке»);

- организация и проведение студенческого конкурса социальных плакатов «Образование и труд - право для всех»;

- проведение тренинга «Понимание инвалидности» на молодежном форуме «Иноватика. Крохаль - 2018».

4. ФГБОУ ВО «Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н. В. Верещагина»

• Кейс профориентационных практик лиц с ОВЗ и инвалидностью:

- профориентационное тестирование по комплексу «Профориентатор»;

- экскурсии по академии, факультетам, лабораториям и учебным корпусам группой или в индивидуальном порядке;

- интерактивное путешествие по студенческой жизни «Студент на 1 день»;

- День открытых дверей.

• Кейс мероприятий по сопровождению образования лиц с ОВЗ и инвалидностью:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- введение системы комплексного сопровождения образования лиц с ОВЗ и инвалидностью, включающего:

- организационно-педагогическое сопровождение (контроль учебной деятельности обучающихся с ОВЗ и инвалидов, в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного образования; помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания; организация индивидуальных консультаций при длительном отсутствии обучающихся; содействие в прохождении промежуточных аттестаций, сдаче зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей; коррекция взаимодействия обучающегося и преподавателя в учебном процессе);

- психолого-педагогическое сопровождение, которое осуществляется с целью оказания помощи обучающимся, имеющим проблемы в обучении, общении и социальной адаптации. Осуществляется сотрудниками отдела по внеучебной работе со студентами.

Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6

161

- медицинско-оздоровительное сопровождение включает диагностику физического состояния обучающихся, сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе. Осуществляется врачами «Городской поликлиники №5».

- социальное сопровождение представляет собой совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при инклюзивном образовании, включая содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, стипендиального обеспечения, материальной помощи.

• Кейс мероприятий по трудоустройству и постдипломному сопровождению выпускников с инвалидностью и ОВЗ:

- День карьеры (с перечнем вакансий для студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ);

- проведение индивидуальных консультаций студентов с ОВЗ и инвалидов по составлению резюме, других документов для поиска работы и трудоустройства, а также подборка подходящих вакансий из числа имеющихся;

- организация практики для студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ с возможностью последующего трудоустройства (в соответствии с направлением подготовки и индивидуальными особенностями);

- заключение договоров/соглашений с социальными партнерами о проведении практики и трудоустройстве студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ;

- программа содействия трудоустройству и постдипломному сопровождению выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ.

5. ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет»

• Кейс профориентационных практик лиц с ОВЗ и инвалидностью:

- заключение соглашений с образовательными организациями региона;

- профориентационное тестирование;

- Дни открытых дверей;

- консультации для инвалидов и родителей по вопросам приема и обучения;

- рекламно-информационные материалы для инвалидов;

- взаимодействие со специальными (коррекционными) образовательными организациями.

• Кейс мероприятий по сопровождению образования лиц с ОВЗ и инвалидностью:

- создание рабочей группы по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ;

- ведение специализированного учета обучающихся с ОВЗ и инвалидов на этапах поступления и обучения;

- медико-оздоровительное сопровождение;

- Центр воспитательной работы и молодежной политики;

- создание толерантной социокультурной среды, волонтерская помощь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.

• Кейс мероприятий по трудоустройству и постдипломному сопровождению выпускников с инвалидностью и ОВЗ:

162 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6

- проект «Галерея выпускников»;

- ассоциация «Ассоциация выпускников ВоГУ»;

- поиск потенциальных работодателей, предоставляющих работу, требующую высокой квалификации, но не требующую ежедневного присутствия специалистов данной категории в той организации, где они будут работать.

6. ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет»

• Кейс мероприятий по организации обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью:

- ведение базы данных студентов с ОВЗ и инвалидностью;

- ведение на сайте университета страницы «Доступная среда», отображающей наличие условий для обучения студентов с ОВЗ и инвалидностью;

- обеспечение индивидуальной психолого-педагогической и социальной помощи студентам с особыми образовательными потребностями.

• Кейс мероприятий по организации развития инклюзивного образования:

- проведение семинаров, круглых столов, форумов для педагогических работников и родителей, студентов, обучающихся по дефектологическим направлениям подготовки, по вопросам развития инклюзивного высшего образования;

- студенческий психолого-педагогический форум;

- создание условий для занятий физической культурой для студентов с ОВЗ и инвалидностью.

• Кейс мероприятий по профориентации лиц с ОВЗ и инвалидностью:

- проведение Дней открытых дверей;

- индивидуальное профессиональное консультирование инвалидов и лиц с ОВЗ, психологическое тестирование;

- групповые встречи и тренинги в рамках научно-практических конференций и образовательных выставок.

• Кейс мероприятий по трудоустройству и постдипломному сопровождению инвалидов и лиц с ОВЗ:

- формирование и актуализация базы данных вакансий для выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ на сайте университета;

- формирование базы данных организаций, предприятий и учреждений, оказывающих содействие в трудоустройстве инвалидов и лиц с ОВЗ;

- информирование работодателей об обучающихся и выпускниках из числа инвалидов и лиц с ОВЗ в соответствии с направлениями подготовки;

- организация и проведение мероприятий для выпускников, включая выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ;

- оказание помощи выпускникам из числа инвалидов и лиц с ОВЗ в поиске работы, составлении резюме, подготовке их к собеседованию;

- организация и проведение мероприятий совместно с работодателями для выпускников, включая выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ (организация экскурсий на предприятия и в организации, ярмарка вакансий, День карьеры, мастер-классы, тренинги и т. д.);

- организация совместной работы с представителями факультетов (институтов), кафедр по вопросам содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ;

- заключение индивидуальных договоров на проведение практик;

Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6

163

- организация и проведение анкетирования обучающихся и выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ по вопросам трудоустройства;

- информирование о получении дополнительного образования как о дополнительной возможности трудоустройства.

7. ФГБОУ ВО «Мурманский государственный технический университет»

• Кейсы мероприятий по профориентации, образованию, трудоустройству и постдипломному сопровождению инвалидов и лиц с ОВЗ, по развитию инклюзивного образования:

- исследование рынка труда и оценка состояния рынка рабочих мест для лиц с ОВЗ и инвалидностью;

- создание условий, способствующих расширению возможностей трудоустройства выпускников из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью;

- формирование планов совместных действий с внешними партнерами по трудоустройству выпускников с ОВЗ и инвалидностью;

- совершенствование системы практико-ориентированной подготовки студентов с ОВЗ и инвалидностью;

- совершенствование системы информирования обучающихся, выпускников и работодателей о содействии занятости студентов, трудоустройстве и профессиональном росте выпускников;

- совершенствование системы мониторинга трудоустройства выпускников с ОВЗ и инвалидностью.

8. ФГБОУ ВО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

• Кейсы мероприятий по профориентации, образованию, трудоустройству и постдипломному сопровождению инвалидов и лиц с ОВЗ, по развитию инклюзивного образования:

- Центр инклюзивного образования;

- Центр специальных технических средств обучения;

- специалисты, владеющие сурдопереводом и тифлосурдопереводом.

• Кейсы по развитию волонтерства:

- курсы волонтеров по теме: «Основы сопровождения слепоглухих людей» (организаторы курсов: Фонд поддержки слепоглухих «Соединение» и Ресурсный центр «Ясенева поляна» и ЦИО НовГУ);

- проекты (волонтерские): «Шрифт Брайля», «Нотный шрифт Брайля», «Мир незрячего или незрячий в мире», организаторы: ЦИО НовГУ и НОСБ «Веда».

9. ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»

• Кейс мероприятий профориентационной работы:

- цикл экскурсий и профориентационных встреч в ПетрГУ;

- цикл профориентационных встреч со студентами техникумов и колледжей;

- организация и проведение профориентационного мероприятия «Один день в вузе»;

- мастер-классы для школьников по определению профориентационных предпочтений и уровня интеллектуального развития;

- День открытых дверей ПетрГУ;

164 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6

- городское профориентационное мероприятие «Старт в профессию»;

- республиканское профориентационное мероприятие «Путь в профессию»;

- Дни открытых дверей институтов.

• Кейс мероприятий Центра карьеры по содействию трудоустройству:

- размещение вакансий на информационных ресурсах ПетрГУ (с наличием вакансий с квотируемыми рабочими местами);

- психологическое тестирование и консультирование («Профкарьера»);

- консультирование по вопросам построения карьерного пути;

- презентации и экскурсии на предприятия, мастер-классы от работодателей (в т. ч. организации, предлагающие квотируемые рабочие места);

- реализация проекта «Проектирование карьеры» на старших курсах;

- Ярмарка вакансий для технических и инженерных специальностей (в т. ч. с наличием вакансий квотируемых рабочих мест);

- Ярмарка вакансий временной занятости (в т. ч. с наличием вакансий квотируемых рабочих мест);

- педагогическая Ярмарка вакансий (в т. ч. с наличием вакансий квотируемых рабочих мест);

- цикл встреч по проекту «История успеха» (в т. ч. с лицами, имеющими инвалидность и добившихся карьерных успехов на предприятии);

- тренинги, направленные на развитие профессиональных компетенций (индивидуально по запросам студентов);

- встречи с представителями Центра занятости населения по вопросам карьерных траекторий для выпускника с инвалидностью и лиц с ОВЗ.

10. ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет»

• Кейсы мероприятий по профориентации, образованию, трудоустройству и постидпломному сопровождению инвалидов и лиц с ОВЗ, по развитию ИВО:

- Всероссийский семинар-совещание «Организация комплексного сопровождения и образования обучающихся по специальным индивидуальным программам развития в контексте требований ФГОС»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- мониторинг потребностей обучающихся из числа инвалидов и людей с ОВЗ;

- разработка и утверждение локальных нормативных актов, регулирующих вопросы организации профориентации и трудоустройства инвалидов и людей с ОВЗ;

- формирование базы данных потенциальных рабочих мест для инвалидов на территории г. Пскова и Псковской области (для каждой нозологической группы);

- проведение мастер-класса по трудоустройству «Успешный соискатель»;

- компьютерное тестирование для студентов «Профкарьера».

11. ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина»

• Кейс мероприятий, направленных на профориентацию лиц с ОВЗ и инвалидностью:

- профориентационные встречи «Школа в гостях у университета»;

- профориентационные встречи обучающихся образовательных организаций с ректором университета;

Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6

165

- профориентационные экскурсии для обучающихся образовательных организаций в музейный комплекс университета: Музей археологии и этнографии, Зоологический музей, Музей истории Коми пединститута, Музей книги, Музей истории просвещения Коми края, «Русский музей - виртуальный филиал»;

- профориентационный проект «Территория открытых лекций»;

- проект «День СГУ им. Питирима Сорокина в муниципальном образовании»;

- проект «День СГУ им. Питирима Сорокина в другом регионе»;

- профориентационные встречи со школьниками, родителями, обучающимися УСПО, в том числе в режиме видеоконференцсвязи;

- межрегиональный конкурс «Покори университет-2018!»;

- конкурсы и олимпиады, проводимые на базе университета.

• Кейс мероприятий, направленных на обеспечение трудоустройства выпускников с ОВЗ и инвалидностью:

- формирование базы данных обучающихся и выпускников, относящихся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ;

- формирование базы данных партнерских организаций, оказывающих содействие в трудоустройстве инвалидов и лиц с ОВЗ;

- развитие социального партнерства с целью трудоустройства выпускников с инвалидностью и ОВЗ;

- совершенствование системы практико-ориентированной подготовки студентов;

- совершенствование системы информирования, консультирования, социально-психологической поддержки обучающихся и выпускников с инвалидностью и ОВЗ;

- автоматизированная информационная система «Центр карьеры» на базе CMS (система управления содержимым) «Joomla», которая включает в себя функционал по поиску вакансий, личный кабинет работодателя, банк резюме выпускников и банк вакансий;

- услуги информационной, технической поддержки работодателей-партнеров университета, справочно-информационные услуги для студентов;

- индивидуальная работа с выпускниками и студентами (консультации);

- реализация профориентационного проекта для студентов и выпускников «Карьерный марафон», включающего День карьеры на предприятии; Дни карьеры по институтам; проведение тренингов, мастер-классов по способам адаптации и закрепления на рабочем месте, совершенствованию технологии поиска работы, прохождению собеседования с привлечением партнеров и работодателей; конкурсы «Лучший по специальности», «Формула карьеры»;

- Ярмарка вакансий;

- организация собеседований с работодателями, на предприятиях которых предусмотрено квотирование рабочих мест для лиц с инвалидностью;

- индивидуальное консультирование по участию в государственных программах содействия занятости.

Выводы

В целом, представленные практики инклюзивного высшего образования в вузах

166 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6

Северо-Западного федерального округа позволяют сделать выводы, что сетевое партнерство вузов в сети РУМЦ является базовым условием повышения качества и доступности высшего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ. Функционально описанные практики позволяют транслировать в регионе образ социально-ориентированных университетов со сформированной инклюзивной средой и инклюзивной культурой как инновационной площадки для инклюзивного образования лиц с ОВЗ и инвалидностью. Представленные практики обеспечивают удовлетворение потребностей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании, создание равных возможностей для современного качественного образования и позитивной социализации лиц с ОВЗ и инвалидностью, подготовки кадров, готовых к профессиональной деятельности в сфере удовлетворения особых потребностей данной категории граждан и обеспечивающих формирование в регионе инклюзивной культуры.

Литература

1. Афанасьев Д. В., Денисова О. А., Леханова О. Л. Специфика взаимодействия ресурсного учебно-методического центра Череповецкого государственного университета с субъектами инклюзивного образования на территории Северо-Западного федерального округа // Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход. Сборник статей. Москва, 2018. С. 72-82.

2. Денисова О. А., Леханова О. Л. Инклюзивное образование студентов с инвалидностью в региональном многопрофильном вузе на примере Череповецкого государственного университета // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. №1. С. 119-129.

3. Марголис А. А., Рубцов В. В., Серебрянникова О. А. Концепция проекта развития качества и доступности высшего образования для лиц с инвалидностью в Российской Федерации // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. №1. C. 10-17.

4. Межведомственный комплексный план мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2018 гг. (утв. Правительством РФ 23 мая 2016 г. № 3467п-П8) URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc /71322384/# ixzz5XI2NrvlC

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 №1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда на 20112020 годы"». URL: http://base.garant.ru/71265834/

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 октября 2017 г. №1021 «О внесении изменений в перечень образовательных организаций высшего образования, на базе которых создаются ресурсные учебно-методические центры по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья». URL: httpsV/инклюзивное-образование.рф/ .../df8f6186-3a87-43d2-a78d-67b754b8416e

7. Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». URL: http://base. garant. ru/70170950/

8. Kanigel R. The One Best Way: Frederick Winslow Taylor and the Enigma of Efficiency. Viking, New York, 1997.

References

1. Afanas'yev D. V., Denisova O. A., Lekhanova O. L. Spetsifika vzaimodeystviya resursnogo uchebno-metodicheskogo tsentra Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta s subyektami inklyuzivnogo obrazovaniya na territorii Severo-Zapadnogo federal'nogo okruga [The specificity of

Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6

167

the interaction of the resource educational and methodological center of Cherepovets State University with the subjects of inclusive education in the North-West Federal District]. Razvitiye inklyuzii v vysshem obrazovanii: setevoy podkhod. Sbornik statey [Development of inclusion in higher education: a network approach. Digest of articles]. Moscow, 2018, pp. 72-82.

2. Denisova O. A., Lekhanova O. L. Inklyuzivnoye obrazovaniye studentov s invalidnost'yu v regional'nom mnogoprofil'nom vuze na primere Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta [Inclusive education of students with disabilities in a regional multidisciplinary university on the example of Cherepovets State University]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye [Psychological Science and Education], 2017, vol. 22, no. 1, pp. 119-129.

3. Margolis A. A., Rubtsov V. V., Serebryannikova O. A. Kontseptsiya proyekta razvitiya kachestva i dostupnosti vysshego obrazovaniya dlya lits s invalidnost'yu v Rossiyskoy Fede- ratsii [Concept of a project to develop the quality and accessibility of higher education for persons with disabilities in the Russian Federation]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye [Psychological Science and Education], 2017, vol. 22, no. 1, pp. 10-17.

4. Mezhvedomstvennyy kompleksnyy plan meropriyatiy po obespecheniyu dostupnosti professional'nogo obrazovaniya dlya invalidov i lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya na 2016-2018 gody [The interdepartmental comprehensive plan of measures to ensure the accessibility of vocational education for persons with disabilities and persons with disabilities for 2016-2018]. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71322384/# ixzz5XI2NrvlC

5. Postanovleniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 01.12.2015 №1297 "Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii "Dostupnaya sreda na 2011-2020 gody " [Decree of the Government of the Russian Federation of 01.12.2015. No. 1297 "On Approval of the State Program of the Russian Federation" Accessible Environment for 2011-2020"]. Available at: http://base.garant.ru/ 71265834/

6. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 20 oktyabrya 2017 g. № 1021 "O vnesenii izmeneniy v perechen' obrazovatel'nykh organizatsiy vysshego obrazovaniya, na baze kotorykh sozdayutsya resursnyye uchebno-metodicheskiye tsentry po obucheniyu invalidov i lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya" [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 20, 2017. No. 1021 "On Amendments to the List of Educational Institutions of Higher Education, on the basis of which resource training and methodological centers for training disabled people and people with disabilities are created"]. Available at: http://HHHiro3HBH0e06pa30BaHHe.p$/. . . /df8f6186-3a87-43d2-a78d-67b754b8416e

7. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 5 maya 2012 g. № 597 "O meropriyatiyakh po realizatsii gosudarstvennoy sotsial'noy politiki" [Decree of the President of the Russian Federation of May 5, 2012. No. 597 "On measures for the implementation of the state social policy"]. Available at: http://base.garant.ru/70170950/

8. Kanigel R. The One Best Way: Frederick Winslow Taylor and the Enigma of Efficiency. Viking, New York, 1997.

Для цитирования: Денисова О. А., Леханова О. Л. Лучшие практики инклюзивного высшего образования в вузах Северо-Западного федерального округа // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. №6 (87). С. 156-169. DOI: 10.23859/1994-0637-2018-6-8717

For citation: Denisova O. A., Lekhanova O. L. Best practices of inclusive higher education in the universities of the north-western federal district. Bulletin of the Cherepovets State University, 2018, no. 6 (87), pp. 156-169. DOI: 10.23859/1994-0637-2018-6-87-17

168 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6

DOI 10.23859/1994-0637-2018-6-87-18 УДК 372.879.6

Киэлевяйнен Лариса Михайловна

Кандидат педагогических наук, доцент, Петрозаводский государственный университет (Петрозаводск, Россия) Е-таП: kielev@mail.ru

Умнов Владимир Павлович

Кандидат психологических наук, доцент, Петрозаводский государственный университет (Петрозаводск, Россия) Е-таП: uvpp@mail.ru

ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНЫХ ПРОГРАММ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация. Эффективность формирования инклюзивной среды через физическую культуру и спорт очевидна, т. к. именно в этой сфере наблюдается тесное эмоциональное и физическое взаимодействие между всеми участниками данного процесса. Реализация проекта по формированию инклюзивной среды в Петрозаводском государственном университете в области физической культуры осуществлялась, в том числе, на базе Центра адаптивной физической культуры. В статье представлены направления работы Центра и их содержание.

Ключевые слова: центр адаптивной физической культуры, инклюзивные физкультурно-оздоровительные программы, проектная деятельность, инвалидность, сопровождение

© Kro.TOBHHHeH J. M., yMHOB B. n., 2018

Kielevyaynen Larisa Mikhailovna

PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Petrozavodsk State University, (Petrozavodsk, Russia) Е-mail: kielev@mail.ru

Umnov Vladimir Pavlovich

PhD in Psychology Sciences, Associate Professor, Petrozavodsk State University, (Petrozavodsk, Russia) Е-mail: uvpp@mail.ru

THE PRACTICE OF IMPLEMENTING INCLUSIVE PROGRAMS FOR PHYSICAL EDUCATION ON THE EXAMPLE OF THE CENTRE OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE OF PETROZAVODSK STATE UNIVERSITY

Abstract. The effectiveness of the formation of an inclusive environment through physical culture and sport is obvious, because it is in this area there is emotional and physical interaction between all participants in this process. Implementation of the project on the formation of an inclusive environment in Petrozavodsk state University in the field of physical culture was carried out, including on the Basis of the center of adaptive physical culture. The article presents the directions of the Center and their contents.

Keywords: center of adaptive physical culture, inclusive programs on physical culture, project activity, disability, support

Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6

169

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.