Научная статья на тему 'Региональная система инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья'

Региональная система инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
695
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЛИЦО С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / INCLUSIVE TEACHING / PERSON WITH HEALTH DISABILITIES / PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалов Алексей Юрьевич, Коновалов Юрий Николаевич, Османов Эседулла Маллаалиевич, Маньяков Рустам Ринатович

Рассмотрены вопросы инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в среднем профессиональном образовательном учреждении. По данным Всемирной организации здравоохранения детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья насчитывается более 10-12 миллионов, многие из которых до сих пор не обучаются в общеобразовательных школах. И число таких детей с каждым годом только увеличивается. В основе происходящих в последние годы в России качественно новых изменений в сфере образования лежит вектор не только повышения качества образования для всех детей, в том числе детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, но и создания условий для их развития с учетом персонифицированных особенностей каждого ребенка. Во многом эти задачи будут решены путем организации системы инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коновалов Алексей Юрьевич, Коновалов Юрий Николаевич, Османов Эседулла Маллаалиевич, Маньяков Рустам Ринатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional system of inclusive professional education of the disabled and people with health disabilities

The issues of inclusive teaching of the disabled people and people with health disabilities in secondary technical schools are considered. According to the data of World Health Organization of the Disabled Children and People with Health Disabilities there are more than 10-12 millions disabled children, most of which do not study in secondary schools yet. And the amount of such children is increasing. The basis of the latest changes in Russia in the sphere of education is not only the vector of quality of education increase for all children, including the disabled children and people with health disabilities, but also the creation of the conditions for their development taking into consideration personified peculiarities of every child. Mostly these tasks will be decided by the organization of inclusive education system.

Текст научной работы на тему «Региональная система инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 376.1+614.2

DOI: 10.20310/1810-0201 -2018-23-1 (171 )-76-82

РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

© Алексей Юрьевич КОНОВАЛОВ1-1, Юрий Николаевич КОНОВАЛОВ2), Эседулла Маллаалиевич ОСМАНОВ1-, Рустам Ринатович МАНЬЯКОВ1-

1)1 ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 2) ТОГАОУ СПО «Техникум отраслевых технологий» 392024, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Рылеева, 77 Е-шаП: osmanov@bk.ru

Аннотация. Рассмотрены вопросы инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в среднем профессиональном образовательном учреждении. По данным Всемирной организации здравоохранения детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья насчитывается более 10-12 миллионов, многие из которых до сих пор не обучаются в общеобразовательных школах. И число таких детей с каждым годом только увеличивается. В основе происходящих в последние годы в России качественно новых изменений в сфере образования лежит вектор не только повышения качества образования для всех детей, в том числе детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, но и создания условий для их развития с учетом персонифицированных особенностей каждого ребенка. Во многом эти задачи будут решены путем организации системы инклюзивного образования.

Ключевые слова: инклюзивное обучение; лицо с ограниченными возможностями здоровья; профессиональная образовательная организация

Инвалидность детей и подростков наряду с демографическими показателями и заболеваемостью детского населения является одной из основных характеристик общественного здоровья и социального благополучия страны [1].

Инвалидность следует рассматривать как оценочный параметр тяжести клинического течения болезни. Но поводом для установления инвалидности является не сама болезнь или травма, а их последствия, которые проявляются в виде нарушений или анатомической структуры или функции, приводящих к ограничению жизнедеятельности и социальной недостаточности. Инвалидность имеет большое социальное значение, так как характеризует потери трудового потенциала населения [2].

Применительно к детскому возрасту под инвалидностью следует понимать, прежде всего, социальную недостаточность вследствие первоначального отсутствия функций органов или систем, выражающуюся не в утрате трудоспособности, а в таких разнообразных проявлениях ограничения жизнедеятельности, как снижение способности к игровой деятельности и обучению, общению в

коллективе сверстников, контролю над собой и т. д. Другими словами, инвалидность у детей - более тяжелое явление, чем инвалидность у взрослых, ибо оказывает влияние на развитие психики, приобретение навыков, усвоение знаний [3].

Количество детей-инвалидов в возрасте 0-17 лет в Российской Федерации в 2011 г. составило 505,2 тыс. человек, в 2012 г. -511,0 тыс. человек, в 2013 г. - 521,6 тыс. человек, в 2014 г. - 540,8 тыс. человек [4], что свидетельствует о неуклонном росте детской инвалидности.

По итогам профилактического медицинского осмотра детей в возрасте 0-17 лет в 2014 г. I группа здоровья установлена у одной трети детей (в 32,7 % случаев), II группа - в 52,9 %, 12,8 % детей имели хронические заболевания, у 1,2 % детей была установлена инвалидность [5].

Таким образом, высокий уровень детской заболеваемости и инвалидности населения Российской Федерации диктует необходимость в совершенствовании существующих и разработке новых мероприятий по их профессиональной адаптации и социальной интеграции в общество. В 2008 г. Россия

подписала конвенцию «О правах инвалидов», после чего политика государства кардинально изменилась в отношении инвалидов, и работа в данном направлении получила новое развитие [6-9].

Основным координирующим и стимулирующим документом в Российской Федерации является государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 гг., утвержденная Правительством Российской Федерации 1 декабря 2015 г., цель которой - это создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни1.

Одной из задач программы является обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству [10-13].

Под понятие «инклюзивное образование» в современной педагогической литературе понимается процесс обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся (как для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так и для лиц, не имеющих таких ограничений) с учетом вариативности образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, на основе создания единого образовательного пространства. Главная идея инклюзивного образования состоит в отсутствии любой дискриминации личности.

Цель исследования - обобщение опыта организации инклюзивного образования в среднем профессиональном образовательном учреждении.

Исследование проводилось в Педагогическом институте Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. Основные методы: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по вопросам инклюзивного образования.

В Тамбовской области обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов ведется в 16 из 19 профессиональных образовательных организациях и

1 Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 г. № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011— 2020 гг.». Доступ из СПС Гарант. URL: http://base. garant.ru/71265834/ (дата обращения: 20.05.2017).

в одной организации высшего образования. Профессиональное обучение осуществляется по 39 профессиям и специальностям.

В областных государственных профессиональных организациях обучаются более 300 человек из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Под руководством Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального учебно-методического центра в Тамбовской области идет формирование новой идеологии, законодательства и практики в сфере инклюзивного профессионального образования инвалидов.

Для развития региональной системы инклюзивного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в Тамбовской области в 2016 г. в соответствии с приказом Управления образования и науки Тамбовской области № 2877 от 13 октября 2016 г. на базе Тамбовского областного государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Техникум отраслевых технологий» создана базовая профессиональная образовательная организация (БПОО), обеспечивающая поддержку функционирования системы инклюзивного профессионального образования лиц с ОВЗ и инвалидов2.

Деятельность БПОО направлена на методическое сопровождение организаций и реализации инклюзивного профессионального образования в профессиональных образовательных организациях области (рис. 1).

Центр инклюзивного образования является структурным подразделением БПОО, на который возложена ответственность за организацию получения образования инвалидами и лицами с ОВЗ.

Основной целью Центра инклюзивного образования является создание специальных условий для получения образования инвалидами и лицами с ОВЗ. В задачи Центра входит создание условий для инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, сопровождение инклюзивного обучения, координация деятельности сетевого ресурсного центра

2 О создании базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку функционирования системы инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ: Приказ управления образования и науки Тамбовской области № 2877 от 13.10.2016 г. URL: spotot-tambov.ucoz.ru (дата обращения: 20.05.2017).

ТОГАПОУ «Аграрно-промышленный

колледж»

ТОГБОУ СПО

«Многоотраслевой техникум»

К

V"

г

БПОО

ТОГАОУ СПО

«Техникум отраслевых технологий»

Л г

\

ТОГБОУ СПО

«Котовский индустриальный колледж»

ТОГБОУ СПО

«Мичуринский аграрный техникум»

ТОГАОУ СПО «Многопрофильный

колледж им. И.Т. Карасева»

Рис. 1. Профессиональные образовательные организации Тамбовской области, деятельность которых по инклюзивному образованию координирует базовая профессиональная образовательная организация

профориентации и профессионального самоопределения, развитие информационно-технологической базы инклюзивного обучения, реализация программ дистанционного обучения, содействие трудоустройству, развитие безбарьерной среды, координация межведомственного взаимодействия.

Обучение лиц с ОВЗ и инвалидностью в Центре инклюзивного образования осуществляется по четырем специальностям: земельно-имущественные отношения; парикмахерское искусство; программирование в компьютерных системах; техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта; пяти профессиям: сварщик; парикмахер; автомеханик; мастер отделочных строительных работ; оператор швейного оборудования; трем программам профессионального обучения: изготовитель художественных изделий из бересты, выжигальщик по дереву; штукатур, маляр; столяр, плотник.

По всем указанным специальностям, профессиям и программам профессионального обучения с 2015/2016 учебного года обучение ведется по адаптированным образовательным программам.

В 2016/2017 и 2017/2018 учебные годы на базе Тамбовского техникума отраслевых технологий культивировалось семь видов спортивных секций, в которых на регулярной основе ведется тренировочный процесс: настольный теннис, волейбол, футбол, греко-римская борьба, баскетбол, общая физическая подготовка, пулевая стрельба. Необходимо отметить, что за посещение студентами спортивных секций плата не взимается. Занятия в спортивных секциях проводят опытные тренеры-преподаватели из числа штатных работников, также тренерами на договорной основе.

Важным направлением в развитии адаптивного физического воспитания в учреждении является увеличение числа культивируемых видов спортивных секций. На диаграмме представлена динамика количества культивируемых видов спортивных секций, из которой видно, что с каждым годом происходит увеличение количества спортивных секций (рис. 2). Данный факт свидетельствует о положительной динамике в развитии физической культуры учреждения.

Рис. 2. Количество культивируемых видов спортивных секций

26-27 октября 2016 г. на базе БПОО прошел I региональный чемпионат профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс», на котором по 9 компетенциям соревновались 65 человек. Опыт проведения чемпионата профессионального мастерства для людей с инвалидностью свидетельствует об имеющемся потенциале учреждения, наличии социально-бытовой инфраструктуры, а также «безбарьерной среды» для участия инвалидов и лиц с ОВЗ. При этом учредители подготовили соревновательные площадки, провели тренировочные занятия при подготовке к соревнованиям, привлекли экспертов из числа работодателей, а также волонтеров из образовательных организаций. Осуществлялась психолого-медико-педагогическая поддержка участников. В качестве экспертов работали в том числе и выпускники-инвалиды, ставшие мастерами в своем деле. В рамках чемпионата проведен семинар для экспертов, практикоориентиро-ванный семинар «Методическое обеспечение чемпионатов «Абилимпикс», «круглый стол» для руководителей учреждений СПО «Развитие движения «Абилимпикс», обучающая сессия руководителей волонтерских отрядов профессиональных образовательных организаций, областная ярмарка вакансий учебных и рабочих мест для выпускников и студентов с инвалидностью.

Команда Тамбовского региона приняла участие во II Всероссийском чемпионате, и двое обучающихся заняли первые места в компетенциях «Облицовка плиткой» и «Малярное дело».

Таким образом, в учреждении имеется как спортивная, так и социально-бытовая инфраструктура, что свидетельствует о потенциальной возможности проведения спортивно-массовых мероприятий для лиц ОВЗ и инвалидностью.

Список литературы

1. ЕрмолаеваД.О. Инвалидность детей и подростков как медико-социальная проблема // Российская академия естествознания. 2007. № 10. С. 5-6.

2. Артемова И.Г. Эпидемиологическая характеристика детской инвалидности и медико -социальные аспекты реабилитации детей с ограниченными возможностями: автореф. дис. ... канд. мед. наук. Омск, 2007. 32 с.

3. Рожаевский Л.А. Медико-социальные проблемы детской инвалидности // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2006. № 6. C. 23-25.

4. Евсеева О.Э., Евсеев С.П. Технологии физ-культурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: электронные текстовые данные. М.: Сов. спорт, 2013. 392 с. URL: http://www.iprbookshop.ru/40821.html. ЭБС «IPRbooks» (дата обращения: 20.09.2017).

5. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Тер-лецкая Р.Н., Антонова Е.В., Устинова Н.В., Байбарина Е.Н., Чумакова О.В. Итоги профилактических медицинских осмотров детского населения Российской Федерации в 2014 году // Педиатр. 2017. Т. 8. № 1. С. 33-39.

6. Артюшенко Н.П. Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2010. 24 с.

7. Беленкова Л.Ю. Инновационные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: от интеграции к инк-люзиции // Интеграция образования. 2011. № 1. С. 59-64.

8. Медова Н.А. Особенности развития муниципальной образовательной системы в рамках формирования инклюзивного образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 8. С. 73-77.

9. Назарова Н. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Социальная педагогика. 2010. № 1. С. 77-87.

10. Воронич Е.А. Сущность инклюзивного подхода в образовании // ФЭН-наука. Бугульма, 2013. № 1 (16). С. 18.

11. Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф., Романович Н.А. Организация инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях. Челябинск: Полиграф-Мастер, 2016. 101 с.

12. Олтаржевская Л.Е. Адаптивно-воспитательная среда в условиях инклюзивного образования // Социальная политика и социология. 2011. № 9. С. 374-379.

13. Суворов А.В. Инклюзивное образование и личностная инклюзия // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. С. 27-31.

Поступила в редакцию 27.06.2017 г. Отрецензирована 14.07.2017 г. Принята в печать 03.11.2017 г. Конфликт интересов отсутствует.

Информация об авторах

Коновалов Алексей Юрьевич, аспирант, кафедра теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: leshatmb@mail.ru

Коновалов Юрий Николаевич, руководитель кафедры физического воспитания. Техникум отраслевых технологий, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: tot-tambov@yandex.ru

Османов Эседулла Маллаалиевич, доктор медицинских наук, профессор, зам. ректора по социально-экономическим вопросам. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: osmanov@bk.ru

Маньяков Рустам Ринатович, кандидат медицинских наук, преподаватель кафедры патологии. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: patolog_tgu@mail.ru

Для корреспонденции: Коновалов А.Ю., e-mail: leshatmb@mail.ru

Для цитирования

Коновалов А.Ю., Коновалов Ю.Н., Османов Э.М., Маньяков Р.Р. Региональная система инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23. Вып. 1 (171). С. 76-82. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-1(171)-76-82.

DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-1(171)-76-82

REGIONAL SYSTEM OF INCLUSIVE PROFESSIONAL EDUCATION OF THE DISABLED AND PEOPLE WITH HEALTH DISABILITIES

Aleksey Yurevich KONOVALOV1), Yuriy Nikolaevich KONOVALOV2), Esedulla Mallaalievich OSMANOV1), Rustam Rinatovich MANYAKOV1)

Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation 2) Training College of Field Technologies 77 Ryleev St., Tambov 392024, Russian Federation E-mail: osmanov@bk.ru

Abstract. The issues of inclusive teaching of the disabled people and people with health disabilities in secondary technical schools are considered. According to the data of World Health Organization of the Disabled Children and People with Health Disabilities there are more than 10-12 millions disabled children, most of which do not study in secondary schools yet. And the amount of such children is increasing. The basis of the latest changes in Russia in the sphere of education is not only the vector of quality of education increase for all children, including the disabled children and people with health disabilities, but also the creation of the conditions for their development taking into consideration personified peculiarities of every child. Mostly these tasks will be decided by the organization of inclusive education system.

Keywords: inclusive teaching; person with health disabilities; professional educational organization

References

1. Ermolaeva D.O. Invalidnost' detey i podrostkov kak mediko-sotsial'naya problema [Disability of children and teenagers as medical and social problem]. Rossiyskaya akademiya estestvoznaniya - Russian Academy of Natural History, 2007, no. 10, pp. 5-6. (In Russian).

2. Artemova I.G. Epidemiologicheskaya kharakteristika detskoy invalidnosti i mediko-sotsial'nye aspekty reabilitatsii detey s ogranichennymi vozmozhnostyami: avtoref. dis. ... kand. med. nauk [Epidemiologic Characteristics of Children Disability and Medical-Social Aspects of Children Rehabilitation with Health Disabilities. Cand. med. sci. diss. abstr.]. Omsk, 2007, 32 p. (In Russian).

3. Rozhaevskiy L.A. Mediko-sotsial'nye problemy detskoy invalidnosti [Medical-social problems of children's disability]. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny - Problems of Social Hygiene, Public Health and History of Medicine. 2006, no. 6, pp. 23-25. (In Russian).

4. Evseeva O.E., Evseev S.P. Tekhnologii Jizkul'turno-sportivnoy deyatel'nosti v adaptivnoy fizicheskoy kul'ture: elektron-nye tekstovye dannye [Technologies of Physical-Sport Activity in Adaptive Physical Culture: Electronic Text Data]. Moscow, Soviet sport Publ., 2013, 392 p. (In Russian). Available at: http://www.iprbook-shop.ru/40821.html. EBS "IPRbooks" (accessed 20.09.2017).

5. Baranov A.A., Namazova-Baranova L.S., Terletskaya R.N., Antonova E.V., Ustinova N.V., Baybarina E.N., Chumakova O.V. Itogi profilakticheskikh meditsinskikh osmotrov detskogo naseleniya Rossiyskoy Federatsii v 2014 godu [The results of preventive maintenance of children population of the Russian Federation in 2014]. Pediatr [Pediatrician], 2017, vol. 8, no. 1, pp. 33-39. (In Russian).

6. Artyushenko N.P. Organizatsionno-pedagogi-cheskie usloviya obucheniya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya sredstvami inklyuzivnogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Organizational-Pedagogic Conditions of Teaching Children with Health Disabilities by Means of Inclusive Education. Cand. med. sci. diss. abstr.]. Tomsk, 2010, 24 p. (In Russian).

7. Belenkova L.Y. Innovatsionnye podkhody k obrazovaniyu detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: ot integratsii k inklyuzitsii [Innovative approaches to children's education with health disabilities: from integration to inclusion]. Integratsiya obrazovaniya - Integration of Education, 2011, no. 1, pp. 59-64. (In Russian).

8. Medova N.A. Osobennosti razvitiya munitsipal'noy obrazovatel'noy sistemy v ramkakh formirovaniya inklyuzivnogo obrazovaniya [Development peculiarities of municipal educational system within the framework of inclusive education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, no. 8, pp. 73-77. (In Russian).

9. Nazarova N. Integrirovannoe (inklyuzivnoe) obrazovanie: genezis i problemy vnedreniya [Integrated (inclusive) education: genesis and problems of implementation]. Sotsial'naya pedagogika - Social Pedagogy, 2010, no. 1, pp. 77-87. (In Russian).

10. Voronich E.A. Sushchnost' inklyuzivnogo podkhoda v obrazovanii [Essence of inclusive approach in education]. FdN-nauka. Bugulma, 2013, no. 1 (16), pp. 18. (In Russian).

11. Martynova E.A., Romanenkova D.F., Romanovich N.A. Organizatsiya inklyuzivnogo obuche-niya invalidov i lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v professional'nykh obrazovatel'nykh organizatsiyakh [Organization of Inclusive Teaching of the Disabled People and People with Health Disabilities in Professional Educational Organizations]. Chelyabinsk, Poligraf-Master Publ., 2016, 101 p. (In Russian).

12. Oltarzhevskaya L.E. Adaptivno-vospitatel'naya sreda v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya [Adaptive-educational sphere in the conditions of inclusive education]. Sotsial'naya politika i sotsiologiya - Social Policy and Sociology, 2011, no. 9, pp. 374-379. (In Russian).

13. Suvorov A.V. Inklyuzivnoe obrazovanie i lichnostnaya inklyuziya [Inclusive Education and Personal Inclusion]. Psik-hologicheskaya nauka i obrazovanie - Psychological Science and Education, 2011, no. 3, pp. 27-31. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Received 27 June 2017 Reviewed 14 July 2017 Accepted for press 3 November 2017 There is no conflict of interests.

Information about the authors

Konovalov Aleksey Yurevich, Post-Graduate Student, Theory and Methods of Physical Culture and Sport Disciplines Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: leshatmb@mail.ru Konovalov Yuriy Nikolaevich, Chief of Physical Education Department. Training College of Field Technologies, Tambov, Russian Federation. E-mail: tot-tambov@yandex.ru

Osmanov Esedulla Mallaalievich, Doctor of Medicine, Professor, Deputy Director for Social-Economic Issues. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: osmanov@bk.ru

Manyakov Rustam Rinatovich, Candidate of Medicine, Lecturer of Pathology Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: patolog_tgu@mail.ru For correspondence: Konovalov A.Y, e-mail: leshatmb@mail.ru

For citation

Konovalov A.Y., Konovalov Y.N., Osmanov E.M., Manyakov R.R. Regional'naya sistema ink-lyuzivnogo professional'nogo obrazovaniya invalidov i lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Regional system of inclusive professional education of the disabled and people with health disabilities]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, vol. 23, no. 1 (171), pp. 76-82. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-1(171)-76-82. (In Russian, Abstr. in Engl.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.