3. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1996.
4. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. Москва, 1991.
5. Штофф В.А. Моделирование и философия. Москва: Наука, 1966.
6. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. Санкт-Петербург: Питер, 2007. References
1. Abdul'hanova-Slavskaya K.A. Kategoriya lichnosti v sovetskoj psihologii. Psihologicheskijzhurnal. Moskva, 1989.
2. Tomilova A.E. Psihologicheskaya podgotovka i boevaya gotovnost' sotrudnikov OVD k dejstviyam v 'ekstremal'nyh situaciyah. Psihopedagogika vpravoohranitel'nyh organah. 1998; 1.
3. D'yachenko M.I., Kandybovich L.A. Psihologicheskie problemy gotovnosti k deyatel'nosti. Minsk, 1996.
4. Lebedev V.I. Lichnost' v 'ekstremal'nyh usloviyah. Moskva, 1991.
5. Shtoff V.A. Modelirovanie i filosofiya. Moskva: Nauka, 1966.
6. Hutorskoj A.V. Sovremennaya didaktika: uchebnik dlya vuzov. Sankt-Peterburg: Piter, 2007.
Статья поступила в редакцию 26.01.16
УДК 37814
Lyapkina N.A., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Rubtsovsk Industrial Institute (branch), Altai State Technical University n.a. I.I. Polzunov (Rubtsovsk, Russia), E-mail: [email protected]
Sevastyanova S.K., Doctor of Sciences (Philology), senior lecturer, Rubtsovsk Industrial Institute (branch), Altai State Technical University n.a. I.I. Polzunov (Rubtsovsk, Russia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL FEATURES OF INCLUSIVE EDUCATION IN HIGHER SCHOOL (CASE STUDY OF RUBTSOVSK INDUSTRIAL INSTITUTE). The article presents a study on the use of inclusive education in the higher education system. The authors propose to make this process efficient by integrated implementation of several areas, such as organization of educational process with complex support of students with disabilities, the use of distance learning equipment with material and technical base, organization the accessible environment in educational institutions with the introduction of ethics in communication with students with disabilities. The research is carried out in Rubtsovsk Industrial Institute and reveals the ways of how inclusive components can be introduced into the educational process. The authors study the potential innovative educational platform as a basis, which can be implemented as an integrated approach of social adaptation of students with disabilities and a systemic approach to train children with disabilities to produce accessible educational environment.
Key words: inclusive education, higher education, educational process organization, systemic approach, social adaptation, Rubtsovsk Industrial Institute, accessible educational environment for students with disabilities.
Н.А. Ляпкина, канд. экон. наук, доц. каф. менеджмента и экономики, Рубцовский индустриальный институт, филиал ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова», г. Рубцовск, E-mail: [email protected]
С.К. Севастьянова, д-р филол. наук, доц., декан гуманитарно-экономического факультета, Рубцовский индустриальный институт, филиал ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова», г. Рубцовск, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ РИИ АлтГТУ)
В статье рассматривается актуальная проблема внедрения инклюзивного обучения в систему высшего образования. Авторы предлагают сделать этот процесс эффективным за счёт комплексной реализации сразу нескольких направлений, сочетающих организацию учебного процесса с комплексным сопровождением студентов с ограниченными возможностями здоровья, применением дистанционных форм обучения с оснащением материально-технической базы, организацией доступной среды в образовательном учреждении с внедрением этики общения со студентами-инвалидами. В качестве примера вуза, недавно, но уверенно вводящего в образовательный процесс инклюзивную составляющую, приводится Рубцовский индустриальный институт, который рассматривается авторами как потенциальная инновационная педагогическая площадка, на базе которой может быть реализован комплексный подход социальной адаптации студентов-инвалидов и системный подход к обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья для создания благоприятной образовательной среды.
Ключевые слова: инклюзивное образование, высшее образование, организация образовательного процесса, системный подход, социальная адаптация, Рубцовский индустриальный институт, благоприятная образовательная среда для студентов-инвалидов.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-Ф3 от 29.12.2012; ред. от 21.07.2014; с изм. и доп. вступ. в силу с 01.01.2015) родители (законные представители) имеют право выбора способа получения образования и образовательного учреждения для детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). В Российской Федерации законодательно созданы условия для вхождения инклюзивной составляющей в образовательный процесс. Приказы Министерства образования и науки РФ № 1367 (от 19.12.2013) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования...» и № 1309 (от 09.11.2015) «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» законодательно закрепили определенный порядок социальной адаптации в высшей школе студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.
Проблема внедрения инклюзивного образования в сферу подготовки специалиста является сегодня актуальной во всем мире, поэтому количество сторонников данного процесса постоянно увеличивается. Особое внимание проблеме инклюзии в профессиональном образовании уже много лет уделяется в Европе и Америке [напр., 1-4], в последнее время и в России. Данная проблематика в 2015 году неоднократно обсуждалась и на страницах журнала «Мир науки, культуры, образования» - мы насчитали почти десяток статей (2015; 1 (50): 45 - 47, 103 - 108; 3 (52): 93 - 95, 127 - 129, 147 - 151; 4 (53): 116 - 118; 5 (54): 110 - 112; 6 (55): 74 - 77). Поднятые журналом направления исследования инклюзивного образования и внедрения его форм в образовательный процесс - особенности инклюзии в школьном образовании, общие вопросы инклюзивного образования, использование зарубежного опыта при внедрении инклюзивной формы обучения, создание прогрессивных форм и методов при введении инклюзивной составляющей в обучение, готовность обучающихся к социально-педагогической деятельности с инклю-
зивной доминантой, создание профессиональных компетенций для педагогов, работающих в инклюзивной среде и многие другие - все чаще актуализируются в современной отечественной педагогической мысли [5 - 7].
Обобщая российский теоретический опыт, можно заключить, что в нашей стране организация образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в высшей школе имеет свою специфику [8], обусловленную в том числе недостаточной готовностью общества к такому нововведению [9]. Дело в том, что до сегодняшнего дня люди, имеющие инвалидность, обучались, как правило, в специализированных учебных заведениях, работали на специализированных предприятиях, а их интеграция в общественную жизнь ассоциировалась с проблемами внедрения новых форм и способов обучения, доступных и понятных всем, и организации безбарьерной среды, в которой человек с ОВЗ имел бы равные с другими членами общества условия получения знаний, информации, передвижения и т. д. [10]. Поэтому практика внедрения инклюзии в систему высшего образования в России невелика, а учебно-методическая база для его решения пока недостаточно разработана, несмотря на то, что уже накоплен теоретический опыт по организации образовательного процесса для обучения инвалидов [11 - 12].
Для того чтобы осознать, что инклюзивное обучение в высших учебных заведениях не «проблема», а неотъемлемая часть современного образовательного процесса, считаем необходимым напомнить определения инвалидности. Существуют три подхода к пониманию обозначенных особенностей людей. Медицинский определяет инвалидность через наличие нарушений в состоянии здоровья человека. Индивиды с инвалидностью рассматриваются как «проблема», которую необходимо устранять, поэтому таких людей надо лечить и изолировать от остальных членов общества. Последователи традиционной точки зрения трактовали инвалидность как «проклятье» или «наказание» за проступки его самого или его родственников в прошлом. Представители социального подхода причину инвалидности видят не в заболевании человека, а в обществе, где существуют жёсткие правила, запреты, стереотипы, предрассудки [13]. Очевидно, что эффективная реализация инклюзивного образования возможна при социальном понимании инвалидности, где осознание проблем физического здоровья человека зависит от уровня развития общества [14 - 15]. При толерантном отношении к инвалиду в процессе его социализации и обучения должна быть создана такая система образования, которая в полном объеме обеспечит права студентов с особыми потребностями на полноценное
пребывание в вузе без дискриминации и пренебрежения. Следовательно, инклюзивное образование как процесс, который способствует развитию личности и способностей независимо от физических и иных барьеров, не терпит ограничений и изоляции, поскольку его реализация предполагает не только технические и организационные изменения системы обучения, но и перемену философии образования.
Таким образом, внедрение инклюзивного обучения в систему высшего образования есть долгосрочная стратегия, системный подход к организации образовательного процесса, в котором принимают участие разные субъекты: абитуриенты (позже - студенты) с инвалидностью и ОВЗ; их родители, опекуны и законные представители; администрация и преподаватели вузов, другие организации (медицинские учреждения, органы социальной защиты и проч.). Действия всех субъектов, как отмечают исследователи, основывается на взаимодействии, сотрудничестве, взаимопонимании, что в конечном итоге будет способствовать повышению качества и эффективности образовательного процесса [16].
Рубцовский индустриальный институт (филиал) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова» (далее - РИИ АлтГТУ) относительно недавно внедрил в свою образовательную деятельность инклюзивное образование. Привлекая внимание руководство вуза к данной проблеме, нам уже приходилось писать об организации образовательного процесса для лиц с ОВЗ, обучающимися в РИИ Ал-тГТУ [17]. Теперь, когда ситуация изменилась в лучшую сторону, хочется оценить предпринятые администрацией вуза действия по внедрению инклюзии и наметить дальнейшие пути развития образовательного процесса с инклюзивной составляющей.
В текущем 2015 - 016 учебном году в РИИ АлтГТУ обучается 6 студентов с инвалидностью и оВз. Несмотря на то, что общий процент их невысок, можно констатировать, что наш вуз постепенно и целенаправленно внедряет в процесс реализации подготовки бакалавров инклюзивное образование.
Распределение студентов по группам инвалидности в РИИ АлтГТУ выглядит следующим образом: 4 человека - со 2-й группой; два - с третьей. Данные обстоятельства не являются препятствием для получения этими студентами полноценного высшего образования, поскольку в институте созданы необходимые технические условия. Анализ данных о распределении инвалидов по курсам (таблица 1) показал, что большая доля таких студентов обучается на факультете, отвечающем за подготовку инженерных кадров.
Таблица 1
Распределение студентов с инвалидностью по курсам и факультетам
Курс Технический факультет Гуманитарно-экономический факультет В целом в РИИ АлтГТУ
чел. уд. вес, % чел. уд. вес, % чел. уд. вес, %
1 3 60 - - 3 50
2 1 20 - - 1 17
3 1 20 1 100 2 33
4 - - - - - -
Итого 5 100 1 100 6 100
35 30 25 20 15 10 5 0
013.03.02 (140400) электротехник Электроэнергетика и
■08.03.01 (270800) Строительство
015.03.05 (151900) - Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств
D23.03.03 (190600) Эксплуатация транспортно-
■38.03.01 (080100) - Экономика
%
Рис. 1. Распределение инвалидов по направлениям подготовки, реализуемым в РИИ АлтГТ У
Это объясняется тем, что на техническом факультете, в отличие от гуманитарно-экономического, где осуществляется только коммерческий набор, есть бюджетные места. Данное преимущество даёт возможность абитуриентам с инвалидностью получить образование, отвечающее современным требованиям рынка труда с минимальными затратами. Кроме того, анализ показывает, что наибольший удельный студентов с ОВЗ приходится на первокурсников. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что политика, которую осуществляет Правительство РФ о внедрении в отечественную систему образования инклюзивной составляющей, даёт свои результаты: абитуриенты знают о своих правах на получение высшего образования и реализуют их.
Исследуя выбор направлений подготовки в РИИ АлтГТУ, можно заключить, что особым предпочтением у студентов пользуется направление 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника»: здесь обучается 2 студента. Равнозначное предпочтение (по 1 человеку) отдано другим направлениям: 08.03.01 «Строительство», 15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств», 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» и 38.03.01 «Экономика» (рис. 1).
В РИИ АлтГТУ созданы необходимые условия для возможности приёма лиц с ОВЗ [18]: на входе в институт установлены пандус и кнопка связи с охраной учреждения и приемной комиссией; для абитуриентов и студентов с ОВЗ на первом этаже главного корпуса оборудовано помещение приёмной комиссии (аудитория 119) и туалетная комната с расширенным дверным проёмом.
Образовательная деятельность в части организации обучения инвалидов и лиц с ОВЗ строго регламентирована в соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 года № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами». На основании указанного документа в АлтГТУ разработано Положение об условиях обучения инвалидов и лиц с ОВЗ. Согласно данного Положения, в РИИ АлтГТУ инклюзивное образование студентов-инвалидов реализуется через модель полной инклюзии, которая предполагает, что обучающиеся инвалиды посещают образовательную организацию вместе со здоровыми сверстниками и проходят подготовку по общим или индивидуальным планам; данная группа студентов может участвовать в студенческих объединениях, мероприятиях.
Таким образом, в РИИ АлтГТУ предпринимаются заметные усилия по созданию необходимых условий для внедрения инклюзивного образования в общий процесс подготовки специалиста и адаптации в вузе инвалидов и лиц с ограничениями здоровья. Однако, на наш взгляд, этого недостаточно.
Существует, как известно, три типа социальной адаптации студента-инвалида к условиям высшей школы: освоение физического пространства высшего учебного заведения (пространственный компонент социальной адаптации), вовлечение в образовательный процесс вуза (образовательный компонент) и социально-психологическая адаптация к среде однокурсников, преподавательского состава высшего учебного заведения (социально-психологический компонент) [19, с. 76]. Средства оптимизации этой комплексной модели социальной адаптации студента-инвалида к условиям вуза в РИИ АлтГТУ, как видим, реализованы пока частично и не в полной мере.
Совершенно не разработан в нашем вузе образовательный компонент, включающий в себя особую образовательно-реабилитационную среду, благодаря которой в учебный процесс должны быть внедрены специальные учебные программы, дидактические средства, методическое обеспечение с учётом специфических потребностей студентов с ОВЗ. Заметим, что организация инклюзивного образовательного процесса в высшей школе в России осуществляется сегодня в соответствии с новейшими методическими рекомендациями по его организации [20]. При внедрении инклюзивного обучения в высшее образование работа ведется в следующих направлениях: организация учебного
Библиографический список
процесса с учетом нозологий инвалидов и ОВЗ; кадровое обеспечение инклюзивного образования; комплексное сопровождение студентов с инвалидностью и ОВЗ; оснащение материально-технической базы; применение дистанционных форм обучения; организация доступной среды в образовательном учреждении; внедрение этики общения в отношении студентов с инвалидностью и ОВЗ [21]. Комплексная реализация всех направлений позволяет сделать процесс инклюзивного образования в высшей школе эффективным.
На основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (№ АК-44/05 вн) в РИИ АлтГТУ предполагается включение специализированных адаптационных дисциплин (модулей) в основные образовательные программы для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ. Под специализированными адаптационными дисциплинами (модулями) подразумеваются дисциплины социально-гуманитарного, социально-правового назначения. Данные предметы формируют содержание вариативной части адаптированной образовательной программы обучающихся. В РИИ АлтГТУ выделяют следующие специализированные дисциплины: «Формирование социально-коммуникативных навыков у лиц с ОВЗ»; «Социально-правовые гарантии инвалидов и лиц с ОВЗ»; «Социализация и социальная адаптация инвалидов и лиц с ОВЗ»; «Технологии социальной адаптации инвалидов»; «Социальная адаптация и реабилитация молодых инвалидов на рынке труда». Включение указанных дисциплин в индивидуальные планы обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ, несомненно, ускорит процесс их социальной адаптации и повысит уровень их конкурентоспособности на рынке труда.
Однако хотелось бы обратить внимание на те категории студентов-инвалидов, чьи проблемы со здоровьем отягощены сенсорными дефектами, то есть недостаточностью зрения и слуха; сегодня в РИИ АлтГТУ значительная часть студентов-инвалидов имеет мышечно-суставную (проприоцептивную) недостаточность и двигательные нарушения. К сожалению, преподаватели РИИ АлтГТУ пока не имеют специализированных методических разработок для проведения учебных занятий со слабовидящими и слабослышащими ребятами. Однако опыт психолого-педагогического сопровождения студентов с сенсорными проблемами во многих российских вузах имеется [22], и разные подходы к решению данных проблем в отечественных высших образовательных учреждениях создают благоприятную образовательную среду для студентов-инвалидов с сенсорными проблемами [23, с. 324 - 325].
Неоценимую помощь в обучении студентов с отклонениями в зрении и слухе, как показывает опыт, может оказывает применение ИКТ-технологий: онлайн-тестирований, обращение к специально спрограммированным сайтам, интернет-тренажерам и т. д. [24]. Студентам с сенсорными дефектами предлагаются разнообразные программы озвучки. В учебный процесс включаются так называемые вспомогательные инструменты для помощи людям, лишённым полноценного зрения: оптические увеличительные средства (лупы, специальные очки, линзы); трости; диктофоны, озвученные книги, звуковые компьютерные программы, звуковые калькуляторы; Брайлевский дисплей, Брайлевские книги и журналы; специальная бумага, циркули и линейки, сантиметр с насечками, рельефные карты и многое другое [25].
Сегодня РИИ АлтГТУ обладает материальными, техническими и педагогическими возможностями для введения в образовательный процесс инклюзивной составляющей. Используя теоретический и практический опыт обучения студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, наш вуз может создать и благополучно реализовать комплексную программу социальной адаптации студентов-инвалидов и превратиться в инновационную педагогическую площадку с применением системного подхода к обучению инвалидов.
1. Инклюзивное образование в Европе и России: опыт, проблемы и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции. Федеральное агентство по образованию, Астраханский государственный университет. Под редакцией Л.Н. Давыдовой. Астрахань, 2009.
2. Курмышева Л.К. Инклюзивное образование: зарубежный опыт. Сибирский педагогический журнал. 2012; 9: 221 - 224.
3. Жаворонков Р.Н. Технология высшего инклюзивного образования инвалидов, применяемая в Соединенных Штатах Америки. Психологическая наука и образование. 2010; 5: 13 - 22.
4. Tsyrlina-Spady T., Jones V.L., Cote D.L., Pierson M. Special education inclusionary practices: an overview of Russia and the United States. Образование и саморазвитие. 2014; 2 (40): 212 - 216.
5. Кац А.М. Инклюзивное образование: комментарии к закону об образовании. Народное образование. 2014; 5: 59 - 64.
6. Егоров П.Р. Инклюзивное образование как образование для всех. Сибирский педагогический журнал. 2014; 4: 209 - 214.
7. Лышко О.П. Инклюзивное образование как современная модель образования // Материалы международного конгресса: в 2 т. Витебский государственный университет им. П.М. Машерова; 2014: 51 - 54.
8. Шилов В.С. Инклюзивное образование: российская специфика. Universum: Вестник Герценовского университета. 2008; 10: 44 - 45.
9. Горбань М.И. Как в России воспринимают идею инклюзивного образования. Прикладная эконометрика. 2012; 2: 37 - 52.
10. Аммосова Л.И. Инклюзивное образование - доступное образование - безбарьерная среда. Сборники конференций НИЦ Социосфе-ра. 2012; 41: 42 - 45.
11. Тихомирова Л.Ф., Бурыкина Н.М. Организационно-методические условия инклюзивного обучения. Ярославский педагогический вестник. 2014, т. 2; 4: 141 - 144.
12. Белухина Н.Н. Инклюзивное образование и электронное обучение: новые возможности. Электронное обучение в непрерывном образовании. 2015, т. 2; 1 (2): 14 - 18.
13. Инклюзивное образование: ключевые понятия. Авторы-составители Н.В. Борисова, С.А. Прушинский. Москва, 2009.
14. Опрышко А.А., Оржаховская И.Ю. Проблемы внедрения инклюзивного образования в обществе, реализующем гуманистические принципы. Культура. Нация. Интеграция. 2014; 3 (27): 91 - 96.
15. Кочеток Н.Г. Проблемы инклюзивного образования в условиях современного социума. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014; 5 (40): 317 - 319.
16. Дегтярева В.В. Условия формирования образовательных стратегий субъектов инклюзивного образования в современном вузе. Философия образования. 2014; 3: 162 - 173.
17. Natalya A. Lyapkina, Svetlana K. Sevastyanova, Piotr Mazur. Inclusive education in Higher education structure. Vocational training: some problems and contexts. Chetm, 2015; 145 - 147.
18. Сайт РИИ АлтГТУ. Available at: http://www.rubinst.ru/page/4509-usloviya-dlya-priema-lic-s-ogranichennymi-vozmozh
19. Крухмалев А.Е., Воеводина Е.В. Особенности социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья. Социологические исследования. 2012; 12: 72 - 79.
20. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса. Москва, 2014. Утверждено заместителем Министра образования и науки РФ А.А. Климовым 08.04.2014 за № АК-44/05вп.
21. Гонеев А.Д. Интегрированный подход в проектировании профессиональной подготовки бакалавров к работе в условиях инклюзивного образования. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015; 1 (141): 72 - 76.
22. Методические материалы по обучению студентов с ограниченными возможностями здоровья и студентов инвалидов. Available at: http://www.kspu.ru/page-17368.html
23. Щетинина Е.Б., Коновалова М.Д. Опыт организации психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья. Известия. Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2013; Т. 2, Вып. 3 (7): 323 - 327.
24. Кальгин Ю.А. Педагогические условия интеграции слабослышащих студентов в систему обучения в высшей школе. Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2010; 595: 138 - 151.
25. Проблемы высшего профессионального образования лиц с нарушением зрения. Available at: http://www.kamerata.org/soderzhanie-4/
References
1. Inklyuzivnoe obrazovanie v Evrope i Rossii: opyt, problemy i perspektivy: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Federal'noe agentstvo po obrazovaniyu, Astrahanskij gosudarstvennyj universitet. Pod redakciej L.N. Davydovoj. Astrahan', 2009.
2. Kurmysheva L.K. Inklyuzivnoe obrazovanie: zarubezhnyj opyt. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2012; 9: 221 - 224.
3. Zhavoronkov R.N. Tehnologiya vysshego inklyuzivnogo obrazovaniya invalidov, primenyaemaya v Soedinennyh Shtatah Ameriki. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2010; 5: 13 - 22.
4. Tsyrlina-Spady T., Jones V.L., Cote D.L., Pierson M. Special education inclusionary practices: an overview of Russia and the United States. Obrazovanie i samorazvitie. 2014; 2 (40): 212 - 216.
5. Kac A.M. Inklyuzivnoe obrazovanie: kommentarii k zakonu ob obrazovanii. Narodnoe obrazovanie. 2014; 5: 59 - 64.
6. Egorov P.R. Inklyuzivnoe obrazovanie kak obrazovanie dlya vseh. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2014; 4: 209 - 214.
7. Lyshko O.P. Inklyuzivnoe obrazovanie kak sovremennaya model' obrazovaniya // Materialy mezhdunarodnogo kongressa: v 2 t. Vitebskij gosudarstvennyj universitet im. P.M. Masherova; 2014: 51 - 54.
8. Shilov V.S. Inklyuzivnoe obrazovanie: rossijskaya specifika. Universum: Vestnik Gercenovskogo universiteta. 2008; 10: 44 - 45.
9. Gorban' M.I. Kak v Rossii vosprinimayut ideyu inklyuzivnogo obrazovaniya. Prikladnaya 'ekonometrika. 2012; 2: 37 - 52.
10. Ammosova L.I. Inklyuzivnoe obrazovanie - dostupnoe obrazovanie - bezbar'ernaya sreda. Sborniki konferencij NIC Sociosfera. 2012; 41: 42 - 45.
11. Tihomirova L.F., Burykina N.M. Organizacionno-metodicheskie usloviya inklyuzivnogo obucheniya. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik.
2014, t. 2; 4: 141 - 144.
12. Beluhina N.N. Inklyuzivnoe obrazovanie i 'elektronnoe obuchenie: novye vozmozhnosti. 'Elektronnoe obuchenie vnepreryvnom obrazovanii.
2015, t. 2; 1 (2): 14 - 18.
13. Inklyuzivnoe obrazovanie: klyuchevye ponyatiya. Avtory-sostaviteli N.V. Borisova, S.A. Prushinskij. Moskva, 2009.
14. Opryshko A.A., Orzhahovskaya I.Yu. Problemy vnedreniya inklyuzivnogo obrazovaniya v obschestve, realizuyuschem gumanisticheskie principy. Kul'tura. Naciya. Integraciya. 2014; 3 (27): 91 - 96.
15. Kochetok N.G. Problemy inklyuzivnogo obrazovaniya v usloviyah sovremennogo sociuma. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; 5 (40): 317 - 319.
16. Degtyareva V.V. Usloviya formirovaniya obrazovatel'nyh strategij sub'ektov inklyuzivnogo obrazovaniya v sovremennom vuze. Filosofiya obrazovaniya. 2014; 3: 162 - 173.
17. Natalya A. Lyapkina, Svetlana K. Sevastyanova, Piotr Mazur. Inclusive education in Higher education structure. Vocational training: some problems and contexts. Chetm, 2015; 145 - 147.
18. Sajt RII AltGTU. Available at: http://www.rubinst.ru/page/4509-usloviya-dlya-priema-lic-s-ogranichennymi-vozmozh
19. Kruhmalev A.E., Voevodina E.V. Osobennosti social'noj adaptacii studentov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. Sociologicheskie issledovaniya. 2012; 12: 72 - 79.
20. Metodicheskie rekomendacii po organizacii obrazovatel'nogo processa dlya obucheniya invalidov i lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v obrazovatel'nyh organizaciyah vysshego obrazovaniya, v tom chisle osnaschennosti obrazovatel'nogo processa. Moskva, 2014. Utverzhdeno zamestitelem Ministra obrazovaniya i nauki RF A.A. Klimovym 08.04.2014 za № AK-44/05vp.
21. Goneev A.D. Integrirovannyj podhod v proektirovanii professional'noj podgotovki bakalavrov k rabote v usloviyah inklyuzivnogo obrazovaniya. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2015; 1 (141): 72 - 76.
22. Metodicheskie materialy po obucheniyu studentov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya i studentov invalidov. Available at: http:// www.kspu.ru/page-17368.html
23. Schetinina E.B., Konovalova M.D. Opyt organizacii psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya studentov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. Izvestiya. Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. 2013; T. 2, Vyp. 3 (7): 323 - 327.
24. Kal'gin Yu.A. Pedagogicheskie usloviya integracii slaboslyshaschih studentov v sistemu obucheniya v vysshej shkole. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2010; 595: 138 - 151.
25. Problemy vysshego professional'nogo obrazovaniya lic s narusheniem zreniya. Available at: http://www.kamerata.org/soderzhanie-4/
Статья поступила в редакцию 02.02.16