УДК 376
С. А. Бурилкина (Магнитогорск, Россия) А. С. Каминский (Магнитогорск, Россия)
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ И ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Аннотация. Актуальность выбранной темы обусловлена приоритетным направлением развития социальной политики государства в сфере инклюзивного образования, а также необходимостью формирования безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В статье представлены результаты эмпирического исследования отношения студенческой молодежи к инклюзивному образованию. Основной целью исследования стало изучение отношения студентов не только собственно к инклюзивному образованию, но и к совместному обучению с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Для решения поставленных задач использовались анализ научной литературы и анкетирование. По результатам исследования выявлено позитивное отношение к инклюзивному образованию и совместному обучению здоровых учащихся и лиц с ОВЗ. В общем массиве данных абсолютное большинство респондентов сформулировало положительные эффекты инклюзии как для учащихся с ОВЗ, так и для общества в целом. Однако одна пятая часть респондентов, признавая нормой инклюзивное образование в современный период, негативно оценивает необходимости реализации инклюзивного образования в образовательных организациях. Указанную группу составили студенты старших курсов, получающих профессиональную подготовку по направлению психолого-педагогического образования. Они имеют уже опыт работы с детьми, знают особенности людей с ОВЗ, знакомы с проблемами, возникающими в процессе образования таких обучающихся. Научная новизна работы заключается в эмпирическом исследовании отношения студенческой молодежи к инклюзивному образованию. Практическая значимость определяется возможностью применения полученных результатов исследования при разработке программ, затрагивающих проблемы инклюзивного образования.
Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная образовательная среда, отношение к инклюзивному образованию, человек с ограниченными возможностями здоровья, студенческая молодежь.
Согласно действующему Федеральному закону «Об образовании Российской Федерации»13, термин «инклюзивное образование» характеризуется предоставлением равного доступа к получению образования для всех лиц, учитывая личностные особенности и специальные образовательные потребности. Закон предъявляет требования к образовательным организациям по созданию особых условий с целью получения профессионального образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. Он регулирует также другие вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей (например, ст. 42, 55, 59, 79), закрепляющих право детей с ОВЗ, в т. ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями14.
Инклюзивная образовательная среда обеспечивает равный доступ к получению образования и создает необходимые условия для адаптации всех без исключения обучающихся, независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей, особенностей развития. Она предполагает активность и участие каждого обучающегося в академическом процессе и различных мероприятиях. При этом компетентность педагога выражается в организационном умении сформировать дружественную атмосферу, где все обучающиеся имеют возможность удовлетворить свои образовательные потребности и не рискуют оказаться в ситуации социальной депривации [7, с. 105-106].
В основе инклюзивного обучения лежит, с одной стороны, идея равенства в отношении ко всем обучающимся, с другой - требование создавать специальные условия для тех, кто имеет особые образовательные потребности. Одним из компонентов оценки готовности к инклюзивному образованию является определение отношения разных субъектов образовательного процесса к людям, имеющим ограничения по здоровью. В этой связи нам представляется важным
13 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». С изменениями и дополнениями от 7 марта 2018 г. [Электронный ресурс] // Портал ГАРАНТ.РУ (Garant.ru). URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/1:0 (дата обращения: 11.03.2018)
14 Там же.
определить отношение студентов высших учебных заведений к инклюзивным процессам в образовании. Наше исследование базируется на общей гуманистической парадигме образования, ориентирующей педагога на создание равных возможностей для реализации потенциала каждого учащегося и на проявление уважения к правам и свободам человека.
Теоретической базой исследования послужили работы ученых, реализующих аксиологический подход к инклюзии. В его рамках рассматриваются ценностные ориентации, выражающие внутреннее основание субъектов, например студентов, их отношение и позицию к инклюзивному образованию в целом и людям с ОВЗ. В современной научной литературе анализируются различные аспекты отношения общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование рассматривается в формате инклюзивного образовательного пространства [4; 7]. Ряд работ посвящен проблеме доступности и безбарьерной среде для лиц с ОВЗ [1; 6]. Поскольку инклюзивное образование подразумевает, что не ребенок должен приспосабливаться к системе, а, наоборот, система должна подстраиваться под нужды ребенка, то следует осознавать, что инклюзия в образовании охватывает не только детей с ограниченными возможностями, но всех детей, имеющих особые потребности. В этом плане появляются исследования важнейшего аспекта инклюзивного образования - включение обучающегося с ОВЗ в коллектив [9, с. 23].
Особое внимание в науке уделяется проблеме инклюзии в вузе, где предметом выступает совместное обучение здоровых студентов и студентов с ограниченными возможностями [2; 3; 8; 10]. У специалистов возникает и отдельный интерес к исследованиям отношения студентов к инклюзивному образованию [5], поскольку идея инклюзии сегодня становится ключевой не только для развития современной системы образования, но и профессиональной социальной работы [4, с. 73-75]. В большинстве работ констатируется наличие значительной социальной и психологической дистанции между основным населением и лицами с ограниченными возможностями развития.
Важно при организации совместного образования лиц, имеющих особенности развития, и их нормально развивающихся сверстников создать условия для сопровождения образовательного процесса. При этом остается актуальным и неизученным вопрос отношения студентов, не имеющих ограничений по здоровью, к сверстникам, у которых отмечаются физические и психологические особенности, препятствующие образованию.
Одним из важных условий совместного обучения студентов с людьми с особыми образовательными потребностями в высшем учебном заведении является готовность адекватно воспринимать и взаимодействовать со сверстниками, у которых ограничены физические или психологические возможности.
С целью определения отношения студентов к инклюзивному образованию и к совместному обучению с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в феврале 2018 года в Магнитогорском государственном техническом университете им. Г.И. Носова было проведено социологическое исследование. Сбор первичной социологической информации осуществлялся методом индивидуального анкетного опроса и охватил 200 человек. В исследовании приняли участие студенты 1-5 курсов гуманитарного и технического направлений подготовки университета в равных долях - по 100 человек.
Студенты, обучающиеся по направлениям подготовки психолого-педагогического образования и социальной работы, в своей дальнейшей профессиональной деятельности окажутся непосредственными участниками процессов взаимодействия с лицами с ограниченными возможностями здоровья. После окончания вуза они будут осуществлять сопровождение процессов социализации и интеграции детей с нарушениями развития, в том числе в ходе реализации образовательной деятельности.
Студенты, обучающиеся по техническим направлениям подготовки, с меньшей вероятностью будут непосредственно взаимодействовать с лицами с ОВЗ в профессиональной сфере, однако их отношение к совместному к инклюзивному образованию и совместному обучению с лицами, имеющими ограниченные возможности физического здоровья, также представляло для нас научный интерес.
В ходе исследования респондентам были предложены вопросы, касающиеся знаний об инклюзивном образовании, особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, их обучения, воспитания и развития.
Данные нашего исследования показали, что эмоции, которые вызывает человек с ограниченными возможностями, у респондентов, примерно одинаковы у двух групп. Однако среди гуманитариев эмоция «безразличие» регистрируется всего у 10 % студентов, а в другой группе у 30 % опрошенных. Студенты технического направления (10 %) отметили, что дружба с человеком, обладающим ограниченными возможностями здоровья, невозможна. 26 % респондентов данной группы не знакомы с термином «инклюзия», в отличие от первой группы, где о содержании термина знает большинство студентов (90 %). Бесспорно, результаты обусловлены спецификой обучения, и результаты анкетирования в этой части закономерны. Однако данные по второй группе свидетельствуют не о слабой теоретической подготовке обследуемых (она не предполагалась), а об отсутствии у студентов технических направлений опыта взаимодействия с людьми с ОВЗ в обыденной жизни. Большинство студентов второй группы не знают, как общаться и вести себя с людьми с ОВЗ; их представление таких людях построено на имеющихся стереотипах. Однако именно неосведомленность играет важнейшую роль в формировании желании или нежелании совместной деятельности.
Вопрос о целесообразности совместного обучения имеет право на существование. Специализированные учреждения обладают рядом преимуществ. Коллектив, включающий, как правило, обучающихся с каким-либо одним видом нарушения здоровья, представляет собой обособленное общество с собственной культурой. Несомненно, что в случае необходимости ребенку может быть оказана более квалифицированная медицинская и психологическая помощь. Однако участники такого коллектива могут испытывать затруднения во время общения с другими людьми. Специальное образование подразумевает овладение неким минимумом и не предоставляет возможности продолжить обучение дальше. Часто выпускники таких спецшкол не могут найти себе рабочее место, не готовы полноценно жить в социуме. Инклюзивное образование стремится предоставить всем детям возможность стать полноценными членами общества.
В целом по массиву данных студенты обеих групп имеют примерно одинаковое мнение. Около половины респондентов (40 %) считают, что дети с ОВЗ должны обучаться в специальных учреждениях, 32 % испытуемых - в общеобразовательных школах, 18 % - в коррекционных классах, 10 % - на дому. Совместное обучение людей с ОВЗ и здоровых учащихся одобряют большинство: студенты ответили: скорее да, чем, нет - 68 %, да - 20 %, скорее невозможно - 8 %, никогда - 4 %.
Толерантное отношению к инклюзивному образованию показали студенты института гуманитарного образования, среди них больше тех, кто положительно относится к обучению с людьми с ОВЗ: таких в группе оказалось - 50 %. Категорически отрицательное отношение продемонстрировали - 20 % студентов указанной группы. Расценивают условия совместного обучения как норму сегодняшнего дня 30 % опрошенных. Ответов «безразлично» в этой группе не отмечено.
Во второй группе оказалось меньше тех студентов, которые готовы обучаться вместе с лицами с ОВЗ (30 %), безразлично относятся к этому вопросу - 30 % членов группы, 40% воспринимают инклюзию как норму? Показательно, что во второй группе не было ответов «отрицательно». Большинство опрошенных студентов продемонстрировали вполне толерантное отношение к оценке индивидуальных особенностей людей.
Необходимо отметить, что большинство совпадений в ответах об отношении студентов обеих групп МГТУ им. Г.И. Носова к лицам с ОВЗ и инклюзивному образованию наблюдалось между студентами второй группе (технические направления подготовки) и ответами студентов младших курсов института гуманитарного образования. Общей тенденцией можно считать дифференциацию данных в зависимость от курса, на котором обучаются студенты.
Используя возможности программы VORTEX по отбору массива данных по конкретной переменной, мы определили в первой группе подгруппу респондентов, заявивших о негативном отношении к инклюзивному образованию. В ней оказалось 40 студентов старших курсов гуманитарного направления, получающих психолого-педагогическое образование, обучающихся социальной работе. По мнению студентов-старшекурсников, вид обучения и выбор образовательной организации для людей с ОВЗ зависит от степени тяжести их нездоровья и от характера дефекта. Однако они оценивали совместное обучение как возможное и перспективное. Среди преимуществ инклюзивного образования старшекурсники отмечали, что ребенок с ОВЗ научит-
ся взаимодействовать с детьми без ограничений здоровья (50 % опрошенных); ребенок с ОВЗ будет чувствовать себя более уверенно (50 %); у него появятся более широкие возможности проявить себя (10 %); общаясь со здоровыми детьми, ребенок с ОВЗ будет успешнее развиваться (10 %). Инклюзивное образование предоставляет детям с особыми потребностями уникальную возможность ощутить себя частью обычного коллектива, почувствовать свою полезность.
Однако нам следует признать, что действительно в некоторых случаях обучение в спецшколе является единственным решением: для некоторых детей обучение в общеобразовательной школе невозможно по состоянию здоровья или по другим причинам.
Старшекурсники убеждены, что инклюзивное образование должно стать нормой, но в то же время отмечают, что на обычных детей внедрение инклюзивного образования может оказать отрицательное воздействие. Такую оценку дали 40 % опрошенных в подгруппе. Присутствие ребенка с ОВЗ в образовательной организации рассматривается как негативный фактор, способный повлиять на достижения обычных детей. Поддерживались прогнозы, что в ходе образовательной деятельности ребенок с ОВЗ не будет успевать за другими детьми, что может способствовать снижению его самооценки и уверенности в себе. Образовательная нагрузка, рассчитанная на здоровых детей, усугубит физическое и психическое нездоровье детей с ОВЗ. У родителей такого ребенка возникнут дополнительные заботы. Внимания педагогов не будет хватать для того, чтобы ребенок с ОВЗ качественно усвоил материал наравне со здоровыми детьми. Половина студентов выделенной группы затруднились ответить на вопрос о готовности признать людей с ОВЗ равноправными членами образовательного процесса: частично согласились - 30 % респондентов, полностью согласились лишь 20 %.
Идея равенства людей вне зависимости от их возможностей и состояния здоровья является важной составляющей менталитета людей, принадлежащих к западной культуре. Следует признать, что в России люди с ограниченными возможностями часто не воспринимаются как полноправные члены общества. Эта же проблема проявляется и в сфере образования: обычные, без отклонений в здоровье дети, их родители и даже учителя не готовы взаимодействовать с детьми, у которых есть особые потребности.
Наше общество, по мнению студентов, не готово к инклюзивному образованию. Разные факторы могут помешать его реализации: несовершенство окружающей среды, недоступность транспорта, отсутствие специальной мебели, дефицит образовательных программ, отсутствие должного финансирования такого образования, несформированность позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями, отсутствие в образовательных организациях специалистов по комплексному сопровождению лиц с ОВЗ и т.п.
Не представляется возможным абсолютно во всех образовательных учреждениях сразу осуществить преобразование учебного процесса в соответствии с принципами инклюзии. Такие радикальные преобразования чаще всего не встречают поддержки со стороны населения, поскольку и само общественное сознание тоже нуждается в соответствующей подготовке. Необходимо внедрять инновации постепенно, одновременно контролировать, проводить мониторинг не только эффективности образовательного процесса, но и позитивных подвижек в общественном мнении. Важна целенаправленная, регулярная работа по следующим направлениям:
- формированию готовности населения к инклюзивному образованию людей с ограниченными возможностями здоровья;
- повышению компетентности педагогов в области коррекционной педагогики и специальной педагогики;
- организации просветительской деятельности с целью формирования адекватного отношения к реализации инклюзивного образования;
- привлечению внимания общественности и представителей власти к проблеме обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и успешного продвижения инклюзивного образования.
В этой связи считаем, что результаты нашего исследования свидетельствуют о необходимости проведения подобной работы среди студентов МГТУ им. Г.И. Носова, и не только в опрошенных группах.
Можно констатировать, что опрошенные нами студенты, в целом («теоретически») соглашаясь с целесообразностью и даже обязательностью инклюзивного образования, сами
оказались не готовы к личной вовлеченности в инклюзивные процессы.
Информирование студенческой молодежи по различным вопросам, касающимся развития, обучения, воспитания, социализации лиц с ОВЗ, а также обогащение личного опыта взаимодействия с людьми рассматриваемой категории будут способствовать формированию у студентов более адекватного, толерантного отношения к людям, имеющим специфические особенности психофизического развития.
Для реализации вузовской инклюзии важно развитие толерантного отношения со стороны всех участников образовательного процесса к лицам с ОВЗ; формирование у студентов и педагогов своеобразной инклюзивной культуры и компетенций, необходимых для эффективной и работы в условиях инклюзии, а также следует поддерживать такие компетенции на высоком уровне.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амосова Л. И. Инклюзивное образование - доступное образование - безбарьерная среда // Сборник конференций НИЦ Социосфера. 2012. № 41. С. 42-45.
2. Волосникова Л. М., Ефимова Г. З. Инклюзия в вузе: опыт регионального исследования // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2016. Т. 2. № 2. С. 30-43.
3. Гринина Е. С. Отношение студенческой молодежи к лицам с ограниченными возможностями здоровья // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т 4. Вып. 4 (16). С. 333-337.
4. Гурьянова И. В., Испулова С. Н., Клещева Е. А., Кузьменко Н. И., Слепухина Г. В., Халико-ва Д. А. Комплексное сопровождение субъектов инклюзивного образовательного пространства: Монография с международным участием. Новосибирск: АНС «СибАК», 2017. 132 с.
5. Кохан С. Т., Патеюк А. В., Антонов В. Л. Исследование отношения студентов к инклюзивному образованию в Забайкальском государственном университете // Бюллетень науки и практики. 2017. № 3 (16). С. 257-260.
6. Кузьменко Н. И. Гурьянова И. В. К проблеме исследования инклюзивной среды в образовательной организации // Гуманитарно-педагогические исследования. 2017. Т. 1 № 2 (2). С. 31-38.
7. Симаева И. Н., Хитрюк В. В. Инклюзивное образовательное пространство: swot-анализ // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. Вып. 5. С. 31-39.
8. Сманцер А. П. Приоритеты и ценностно-смысловое отношение к инклюзивному образованию: глазами студентов классического университета // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е. 2015. № 7. С. 2-8.
9. Черноусова Д. Ю. Образование как важная составляющая качественного образования // Инновационные технологии в машиностроении, образовании и экономике. 2017. № 2(4). С. 20-26.
S. A. Burilkina (Magnitogorsk, Russia) A. S. Kaminsky (Magnitogorsk, Russia)
YOUTH AND INCLUSIVE EDUCATION
Abstract: The topicality of the research is conditioned by the priority direction of the development of the state social policy in the sphere of inclusive education, as well as the need to create a barrier-free environment in education and vocational training of people with disabilities. The article presents the empirical study results of students' attitude to inclusive education. The main purpose of the study was to identify students' attitude to inclusive education and collaborative learning with people who have disabilities. To solve the tasks several methods were used: scientific literature analysis, questionnaire survey. According to the results of the study, a positive attitude to inclusive education and joint training of healthy and disabled students is revealed. The data proves that most respondents spoke about positive effects of inclusion both for students with HIA and for society. However, one fifth of the respondents (senior students who major in psychological and pedagogical education) being sure that inclusive education should be the standard nowadays, has a negative attitude to implementation of inclusive education in educational institutions. The results of the study showed that these respondents already have experience working with children, know peculiarities of people with disabilities, and are familiar with problems that appear in the process of teaching such students. The empirical research of students' attitude to inclusive education determines scientific novelty of the work. The possibility of applying the results of the study in the development of programs that address the
problem of inclusive education proves the practical significance of the study.
Keywords: inclusive education, inclusive educational environment, attitude to inclusive education, disabled person, youth, student.
REFERENCES
1. Amosova L. I. Inklyuzivnoe obrazovanie - dostupnoe obrazovanie - bezbar'ernaya sreda, Sbornik konferentsii NITs Sotsiosfera, 2012, no. 41, pp. 42-45.
2. Volosnikova L. M., Efimova G. Z. Inklyuziya v vuze: opyt regional'nogo issledova-niya, Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Sotsial'no-ekonomicheskie i pravovye issledovaniya [Tyumen State University Herald. Social, Economic, and Law Research], 2016, vol. 2, no. 2, pp. 30-43.
3. Grinina E. S. Otnoshenie studencheskoi molodezhi k litsam s ogranichennymi voz-mozhnostyami zdorov'ya, Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya [Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Educational Acmeology. Developmental Psychology], 2015, vol. 4 (16), pp. 333-337.
4. Gur'yanova I. V., Ispulova S. N., Kleshcheva E. A., Kuz'menko N. I., Slepukhina G. V., Kha-likova D. A. Kompleksnoe soprovozhdenie sub"ektov inklyuzivnogo obrazovatel'nogo prostranstva: Mono-grafiya s mezhdunarodnym uchastiem. Novosibirsk: ANS «SibAK», 2017, 132 p.
5. Kokhan S. T., Pateyuk A. V., Antonov V. L. Issledovanie otnosheniya studentov k ink-lyuzivnomu obrazovaniyu v Zabaikal'skom gosudarstvennom universitete, Byulleten' nauki i praktiki, 2017, no. 3 (16), pp. 257-260.
6. Kuz'menko N. I., Gur'yanova I. V. K probleme issledovaniya inklyuzivnoi sredy v obrazovatel'noi organizatsii, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2017, vol. 1, no. 2 (2), pp. 31-38.
7. Simaeva I. N., Khitryuk V. V. Inklyuzivnoe obrazovatel'noe prostranstvo: swot-analiz, Vestnik Bal-tiiskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta [IKBFU's Vestnik. Ser. Philology, pedagogy, and psychology]. 2014. vol. 5. pp. 31-39.
8. Smantser A. P. Prioritety i tsennostno-smyslovoe otnoshenie k inklyuzivnomu ob-razovaniyu: glazami studentov klassicheskogo universiteta, Vestnik Polotskogo gosudarst-vennogo universiteta [Vestnik of Polotsk State University], Seriya E, 2015, no. 7, pp. 2-8.
9. Chernousova D. Yu. Obrazovanie kak vazhnaya sostavlyayushchaya kachestvennogo obrazovaniya, Innovatsionnye tekhnologii v mashinostroenii, obrazovanii i ekonomike, 2017, no. 2(4), pp. 20-26.
Бурилкина С. А., Каминский А. С. Студенческая молодежь и инклюзивное образование // Гуманитарно-педагогические исследования. 2018. Т. 2. № 2. С. 24-29.
Burilkina S. A., Kaminsk A. S. Youth and Inclusive Education, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2018, vol. 2, no 2, pp. 24-29.
Сведения об авторах
Бурилкина Светлана Анатольевна - доцент, кандидат социологических наук, доцент каф. социальной работы и психолого-педагогического образования Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, Россия; [email protected]
Каминский Александр Сергеевич - доцент, кандидат педагогических наук, доцент каф. социальной работы и психолого-педагогического образования Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, Россия; [email protected]
Authors:
Svetlana A. Burilkina — PhD in Sociology, associate professor at the Department of Social Work and Psychological and Pedagogical Education, Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia; E-mail: [email protected]
Aleksandr S. Kaminsky - PhD in Pedagogy, associate professor at the Department of Social Work and Psychological and Pedagogical Education, Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University Magnitogorsk, Russia; E-mail: [email protected]