Научная статья на тему 'Особенности формирования мотивации к занятиям физической культурой у студентов юридических вузов'

Особенности формирования мотивации к занятиям физической культурой у студентов юридических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ / STUDENTS OF LAW INSTITUTES / ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ / PHYSICAL CULTURE EXERCISES / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ПОТРЕБНОСТИ / REQUIREMENTS / ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ / PRINCIPLE OF CONSCIOUSNESS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малетин С.В., Гричанов А.С., Тюкин В.Г., Матвейчук Н.С.

В статье рассматривается проблема подготовки студентов юридических вузов к будущей профессиональной деятельности. На основе выявленных проблемных факторов формирования профессионально важных качеств будущих специалистов юридического профиля сделан количественный и качественный анализ изменений в процессе формирования мотивационного компонента, предполагающего определение мотивационных приоритетов студентов юридических вузов к занятиям физической культурой и спортом, что, в свою очередь, будет способствовать качественному выполнению профессиональных задач будущими специалистами в области права. В работе раскрыты особенности потребностей, мотивов и интересов студентов юридических вузов в сфере физической культуры, определены особенности содержания физической подготовки специалистов данной категории, ориентированной на принцип сознательности, представлена мотивационная составляющая занятий физической культурой, способствующая формированию потребностей к занятиям физическими упражнениями и спортивным самосовершенствованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малетин С.В., Гричанов А.С., Тюкин В.Г., Матвейчук Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF MOTIVATION TO PHYSICAL CULTURE EXERCISE AT STUDENTS OF LAW INSTITUTES

The research considers a problem of training of students in law institutes for future professional activity. On the basis of the revealed problemic factors of formation of professionally important qualities in future experts of a law profile the authors present their quantitative and qualitative analysis of changes in the process of development of the motivation and motivational priorities of students of law institutes to physical culture exercise and sport. They, in turn, will promote high-quality performance of professional tasks by future experts in the field of law. The work presents features of requirements, motives and the interests of students of law institutes in the sphere of physical culture. Features of the contents of physical training of experts of this category focused on the principle of consciousness are defined. The research describes motivational component of occupations physical culture promoting formation of requirements to occupations physical exercises and sports self-improvement.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования мотивации к занятиям физической культурой у студентов юридических вузов»

Библиографический список

1. Лукьянова З.Н. Воспитание у студентов позитивного отношения к предметам общегуманитарного цикла. Теория, история и практика образования в сфере культуры. Материалы XVIII международной научно-методической конференции. Барнаул: Издательство Алт. гос. ин-та культуры, 2018: 169 - 171.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2002: 679 - 699.

3. Ковалёв А.Г. Психология личности. Москва: Просвещение, 2009.

4. Платонов К.К. Структура и развитие личности. Москва: Наука, 1986.

References

1. Luk'yanova Z.N. Vospitanie u studentov pozitivnogo otnosheniya k predmetam obschegumanitarnogo cikla. Teoriya, istoriya i praktika obrazovaniya v sfere kul'tury. Materialy XVIII mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii. Barnaul: Izdatel'stvo Alt. gos. in-ta kul'tury, 2018: 169 - 171.

2. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschej psihologii. Sankt-Peterburg: Piter, 2002: 679 - 699.

3. Kovalev A.G. Psihologiya lichnosti. Moskva: Prosveschenie, 2009.

4. Platonov K.K. Struktura irazvitie lichnosti. Moskva: Nauka, 1986.

Статья поступила в редакцию 20.06.18

УДК 378.016:351.74:355.233.22

Maletin S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: maletin-stanislav@mail.ru

Grichanov A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: G-TON@mail.ru

Tyukin V.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: n.rbydfcbkbq10061981@mail.ru

Matveychuk N.S., senior teacher, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: wrestrus01@mail.ru

FEATURES OF FORMATION OF MOTIVATION TO PHYSICAL CULTURE EXERCISE AT STUDENTS OF LAW INSTITUTES.

The research considers a problem of training of students in law institutes for future professional activity. On the basis of the revealed problemic factors of formation of professionally important qualities in future experts of a law profile the authors present their quantitative and qualitative analysis of changes in the process of development of the motivation and motivational priorities of students of law institutes to physical culture exercise and sport. They, in turn, will promote high-quality performance of professional tasks by future experts in the field of law. The work presents features of requirements, motives and the interests of students of law institutes in the sphere of physical culture. Features of the contents of physical training of experts of this category focused on the principle of consciousness are defined. The research describes motivational component of occupations physical culture promoting formation of requirements to occupations physical exercises and sports self-improvement.

Key words: students of law institutes, physical culture exercises, motivation, requirements, principle of consciousness, professional activity.

С.В. Малетин, канд. пед. наук, ст. преп. каф. физической подготовки, Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: maletin-stanislav@mail.ru

A.С. Гричанов, канд. пед. наук, доц. каф. тактико-специальной подготовки, Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: G-TON@mail.ru

B.Г. Тюкин, канд. пед. наук, ст. преп. каф. физической подготовки, Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: n.rbydfcbkbq10061981@mail.ru

Н.С. Матвейчук, преп. каф. физической подготовки, Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: wrestrus01@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ

В статье рассматривается проблема подготовки студентов юридических вузов к будущей профессиональной деятельности. На основе выявленных проблемных факторов формирования профессионально важных качеств будущих специалистов юридического профиля сделан количественный и качественный анализ изменений в процессе формирования мотиваци-онного компонента, предполагающего определение мотивационных приоритетов студентов юридических вузов к занятиям физической культурой и спортом, что, в свою очередь, будет способствовать качественному выполнению профессиональных задач будущими специалистами в области права. В работе раскрыты особенности потребностей, мотивов и интересов студентов юридических вузов в сфере физической культуры, определены особенности содержания физической подготовки специалистов данной категории, ориентированной на принцип сознательности, представлена мотивационная составляющая занятий физической культурой, способствующая формированию потребностей к занятиям физическими упражнениями и спортивным самосовершенствованием.

Ключевые слова: студенты юридических вузов, занятия физической культурой, мотивация, потребности, принцип сознательности, профессиональная деятельность.

На современном этапе развития общества к молодым специалистам предъявляются повышенные требования, касающиеся не только их профессионального уровня, но и их физического и морально-психологического состояния. Необходимый кадровый резерв для различных сфер деятельности - это современные студенты, обучающиеся в многочисленных вузах нашей страны. Их здоровье и физическое состояние во многом оказывает влияние на качество приобретаемых ими знаний, умений и навыков,

что в свою очередь сказывается на профессиональном уровне выпускников как будущих специалистов в той или иной профессиональной деятельности.

Студенты юридических вузов также входят в число тех, чьи специальности непосредственно связаны с тесными общественно-правовыми и социально-профессиональными взаимоотношениями [1, с. 102]. Спектр юридической сферы профессиональной деятельности достаточно обширен. Профессионалы данной

области необходимы практически в любой сфере трудовой деятельности. Физическая активность студентов юридических вузов является необходимой составляющей развития их профессионально важных качеств, что в свою очередь существенным образом оказывает влияние на уровень компетентности каждого выпускника данного вуза. Однако, как показывает практика, состояние физической развитости современных выпускников юридических вузов не соответствует тем требованиям, которые предъявляются на сегодняшний день специалистам в данной профессиональной деятельности. Одной из основных причин, влияющих на состояние физического здоровья молодежи, обучающихся в юридических вузах является низкий уровень двигательной активности. Большинство студентов, начиная с первого года обучения, не заинтересованы в занятиях по физической культуре и спорту. Большинство молодых будущих специалистов юридического профиля не видят в физкультуре и спорте позитивной составляющей для своей будущей профессиональной деятельности [2, с. 104]. По нашим данным большинство студентов не видят смысла и не хотят посещать занятия по физической культуре и пассивно к ним относятся, что, в свою очередь, подтверждает факт низкого уровня мотивации к занятиям физической культурой.

Современные реалии свидетельствуют о наличии проблемы эффективной организации занятий по физическому воспитанию студентов, в том числе по юридическим специальностям, где мотивация является основным компонентом эффективного выполнения любой профессиональной деятельности [3, с. 31]. При этом существует взаимосвязь между низким уровнем мотивации к занятиям физической культурой и снижением двигательной активности. Это приводит к уменьшению уровня общей умственной работоспособности, правильному восприятию информации и обработке необходимого объема научной и учебной литературы.

В связи с этим актуальным ставится вопрос поиска новых средств и методов, побуждающих к занятиям физической культурой студентов юридических вузов. Формирование мотивацион-ного компонента к занятиям физической культурой и спортом у данной категории обучающихся, представляется важной составляющей физкультурно-спортивной деятельности. Процесс формирования мотивационного компонента предполагает определение мотивационных приоритетов студентов юридических вузов к занятиям физической культурой и спортом. Анализ полученной информации позволит построить эффективную систему оценки процесса физической подготовки обучающихся, а также повлиять на формирование потребностей к систематическим занятиям физическими упражнениями [4, с. 118]. Поэтому основной целью нашего исследования явились изучение и анализ стремлений, потребностей и интересов студентов юридических вузов в сфере физической культуры.

Двигательные навыки, улучшение общего физического состояния, полученные за время занятий по физической культуре и спортом, формируют у студентов юридических вузов потребности к дальнейшему развитию и самосовершенствованию. Разнообразие этих потребностей достаточно широко: от потребности занятий физическими упражнениями для поддержания здоровья, до потребности в самореализации и самоутверждении в сфере профессионального спорта [5, с. 182]. Также на занятиях по физической культуре происходит своеобразная эмоциональная разрядка, когда после больших умственных нагрузок студенты могут в процессе, например, спортивной игры привести в норму свое физическое и психологическое самочувствие, тем самым улучшив свою работоспособность на продолжительное время. Потребность в занятиях по физической культуре позволяет студентам самостоятельно и рационально использовать свое собственное время, обеспечивая адекватную самооценку и самоконтроль [6, с. 178].

Ряд научных исследований свидетельствуют о том, что физическая подготовка становится значимой, если связать ее с возможностями самореализации в личностном отношении, либо своей будущей профессиональной деятельности [7, с. 18]. Понимание студентом положительного влияния физических упражнений на свой организм с научной точки зрения, вариативных возможностей собственного развития, как в профессиональном, так и в личностном отношении, позволяет сформировать и поставить осознанные цели. Основополагающее значение в ходе формирования мотивации в период активного развития интеллекта приобретает принцип сознательности. Известный факт, что детям характерна потребность в движении, взрослый человек

проявляет двигательную активность на основе сознательного побуждения. Из этого следует вывод о том, что в основе мотиваци-онно-формирующего процесса лежит принцип сознательности и активности.

Будущая профессиональная деятельность студентов юридических вузов сопряжена с переработкой большого объема информации, психологической и эмоциональной нагрузкой. Если будущие специалисты в области права не научаться правильно и вовремя себя психологически стабилизировать, это может привести ко многим психологическим проблемам, что в свою очередь скажется на профессиональной деятельности.

Физическая активность помогает психологически разгружаться и восстанавливает организм для дальнейшей качественной трудовой деятельности. Конечно, занятия физическими упражнениями и регулярные спортивные тренировки зависят, прежде всего, от внутренней позиции личности, ее желания достичь определенных результатов. Внутренняя мотивация - это активный интерес к занятиям физической культурой и спортом с целью достижения необходимых положительных результатов. Желание заниматься активными физическими упражнениями, вести здоровый образ жизни, соблюдать режим дня должно неизменно идти от самой личности, ее внутренних мотивов. Следует отметить, что формирование активного интереса к занятиям происходит при оптимальном соответствии возможностей занимающихся внешним мотивам и целям. От того, как будет происходить реализация мотивов и целей, зависит удовлетворенность результатом, возникновение желания продолжать занятия по собственной инициативе, а вдохновение успехом помогает формированию интереса к занятиям и, соответственно, внутренней мотивации.

Таким образом, сформированность мотивационного компонента к занятиям физической культурой у студентов юридических вузов является необходимым элементом будущей профессиональной деятельности.

Для выявления мотивов и потребностей студентов к занятиям физической культурой, было проведено исследование, которое показало, что физкультурно-спортивная деятельность студентов юридических вузов состоит из нескольких категорий мотивов и потребностей, которые условно были разделены на три группы:

- потребности в движении;

- потребности в спортивной деятельности;

- мотивация в выполнении спортивных нормативов.

При этом было выявлено, что мотивация студентов юридических вузов различных курсов обучения неоднородна и зависит от множества факторов (возрастных, половых, индивидуальных). В основном большинство студентов воспринимают физическую культуру как учебную дисциплину, соответственно мотивация сводится к тому, чтобы сдать зачет. Некоторые студенты старших курсов оценивают занятия по физической культуре как средство саморазвития и повышения спортивного тонуса, а также улучшения общего физического состояния, но данная категория студентов составляет абсолютное меньшинство.

Рассматривая мотивы занятий у девушек и юношей, можно прийти к выводу, что они имеют различную направленность. В первую очередь, обращает на себя внимание различие в понимании понятия «спорт». Девушки считают занятия спортом средством, направленным на формирование красивой фигуры и правильной осанки. Юноши отметили важность максимального совершенства в выбранном виде спорта, достижения наивысших спортивных результатов. Следующим компонентом, в понимании которого у юношей и девушек существуют разногласия, является целевая направленность занятий физической культурой. Большинство юношей нацелены на развитие быстроты, силы, выносливости, ловкости. У девушек доминирующими мотивами к занятиям физической культурой выступили желание повысить привлекательность телосложения, развитие силовых способностей.

В результате опроса около 200 студентов юридического профиля вузов г. Барнаула нами были выявлены мотивы в порядке отдаваемых предпочтений обучающимися:

1) оздоровительные (70%): укрепление здоровья и профилактика заболеваний;

2) эстетические (50%): улучшение внешнего вида, совершенствование телосложения;

3) формально-пассивные (40%): посещение занятий для получение зачета или экзамена;

4) психологически-эмоциональные (30%): получение положительных эмоций, психологическая разгрузка;

5) спортивно-соревновательные (10%): стремление проявить себя в различных видах спорта, улучшить спортивные достижения.

При этом в результате обработки результатов тестирования большинства девушек: 40% отдают предпочтение укреплению здоровья, 28% предпочитают виды физкультурной деятельности, направленные на формирование эстетически красивого телосложения, 25% девушек видят в посещении занятий по физической культуре и спорту лишь формальный аспект, 14% - эмоциональное удовлетворение, 3% - самореализация в различных видах спорта.

У юношей мотивация имеет ряд отличий: направленность на укрепление здоровья выбрали 30%, мотивированных на эстетику телосложения - 22 %, формально-пассивно высказалось 15% юношей, за эмоциональное удовлетворение - 16%, самореализацию в спорте - 7%.

Исследование среди студентов юридического профиля выявило наличие мотивации к занятиям физической культурой. Ведущими факторами в ней выступают желание хорошо выглядеть, укрепление и поддержание здоровья, развитие и совер-

Библиографический список

шенствование двигательных умений и навыков, получение положительных эмоций. В то же время остается высоким процент пассивного и формального отношения к занятию спортом, что, в свою очередь, оставляет актуальным вопрос о повышении мотивации студентов юридических вузов к занятиям физическими упражнениями и спортивным самосовершенствованием. Поэтому при формировании программы и учебно-методических рекомендаций по физическому воспитанию студентов юридических вузов необходимо учитывать выявленные мотивы и индивидуальные предпочтения, а также использовать разнообразные занятия по физической культуре и спорту, увеличивая разнообразия методов и подходов к практическим занятиям, повышением профессионального уровня профессорско-преподавательского состава, количество видов спорта и оздоровительной физической культуры, которые могли бы вызвать интерес у большинства студентов юридического профиля. По нашему мнению внесенные необходимые коррективы в практические занятия по физической культуре существенным образом будут способствовать повышению мотивации у студентов юридических вузов к занятиям, что в свою очередь положительно скажется на будущей профессиональной деятельности.

1. Кузнецова Л.В., Малетин С.В. Роль и место целеполагания в формировании ответственности субъекта в процессе профессионального образования. Мир науки, культуры, образования. 2013; 2 (39): 102 - 104.

2. Зуев В.М., Гричанов А.С. Формирование профессиональной психологической устойчивости сотрудника ОВД. Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2013; 2 (25): 104 - 106.

3. Малетин С.В. Формирование профессиональной ответственности сотрудника полиции в условиях гуманитарного образовательного пространства вуза. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014; 4 (59): 31 - 34.

4. Гричанов А.С. Особенности профессиональной подготовки будущих сотрудников полиции на этапе начального освоения специальности Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016; 2 (44): 118 - 119.

5. Немовенко А.А. Формирование профессиональной направленности специалиста (на опыте курсантов вузов МВД России). Известия Российского государственного педагогического Университета им. А.И. Герцена. 2007; 43 (2): 182 - 186.

6. Морозов В.А., Федулов Б.А., Гричанов А.С. Педагогическое обеспечение подготовки курсантов вуза МВД России к участию в спортивных соревнованиях и служебно-профессиональных конкурсах. Современные проблемы науки и образования. 2015; 4: 178.

7. Бородавко Л.Т. Формирование сознательной дисциплины как основа профессионального воспитания военнослужащих внутренних войск и сотрудников правоохранительных органов в вузе МВД России. Санкт-Петербург: СПбУ МВД России, 2001: 18 - 20.

References

1. Kuznecova L.V., Maletin S.V. Rol' i mesto celepolaganiya v formirovanii otvetstvennosti sub'ekta v processe professional'nogo obrazovaniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 2 (39): 102 - 104.

2. Zuev V.M., Grichanov A.S. Formirovanie professional'noj psihologicheskoj ustojchivosti sotrudnika OVD. Vestnik Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2013; 2 (25): 104 - 106.

3. Maletin S.V. Formirovanie professional'noj otvetstvennosti sotrudnika policii v usloviyah gumanitarnogo obrazovatel'nogo prostranstva vuza. Psihopedagogika vpravoohranitel'nyh organah. 2014; 4 (59): 31 - 34.

4. Grichanov A.S. Osobennosti professional'noj podgotovki buduschih sotrudnikov policii na 'etape nachal'nogo osvoeniya special'nosti Vestnik Kaliningradskogo filiala Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2016; 2 (44): 118 - 119.

5. Nemovenko A.A. Formirovanie professional'noj napravlennosti specialista (na opyte kursantov vuzov MVD Rossii). Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo Universiteta im. A.I. Gercena. 2007; 43 (2): 182 - 186.

6. Morozov V.A., Fedulov B.A., Grichanov A.S. Pedagogicheskoe obespechenie podgotovki kursantov vuza MVD Rossii k uchastiyu v sportivnyh sorevnovaniyah i sluzhebno-professional'nyh konkursah. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; 4: 178.

7. Borodavko L.T. Formirovanie soznatel'noj discipliny kak osnova professional'nogo vospitaniya voennosluzhaschih vnutrennih vojsk i sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov v vuze MVD Rossii. Sankt-Peterburg: SPbU MVD Rossii, 2001: 18 - 20.

Статья поступила в редакцию 19.07.18

УДК [39+378.1]:001.891:005:378.1

Matis V.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),

E-mail: vmatis@rambler.ru

SCIENTIFIC SCHOOL AS THE METHODOLOGICAL BASIS FOR THE PRESERVATION AND DEVELOPMENT OF ETHNO-CULTURAL EDUCATION. The article reviews the interrelationship of development of ethnocultural education with the solution of problems of social and cultural activity in the sphere of cultural education of international and inter-confessional communication. The article presents a brief description of the activities of the scientific school "Multicultural approach in education and cultural sphere" in the direction of the development of ethnocultural education, scientific support for the development of research in the field of inter-ethnic relations. The paper reveals the role of the school in providing the consolidation of ethnocultural groups, as well as the main forms of cooperation with ethnocultural associations of the region such as the implementation of socially significant projects, organization of scientific, practical, concert, mass and sporting events of ethnocultural orientation, the development of manuals, repertoire collections.

Key words: ethnic culture, science, culture, interethnic communication, multicultural identity, multicultural approach to multiparadigm analysis, ethnocultural associations, implementation of projects.

В.И. Матис, д-р пед. наук, проф., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,

Е-mail: vmatis@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.