Научная статья на тему 'Психологические условия формирования позитивного отношения у студентов образовательных учреждений высшего образования к предметам общегуманитарного цикла'

Психологические условия формирования позитивного отношения у студентов образовательных учреждений высшего образования к предметам общегуманитарного цикла Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ALL-HUMANITARIAN ACADEMIC DISCIPLINES / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / SPECIAL COURSES OF STUDY / РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ / IMPROVEMENT OF STUDENT'S PERSONALITY / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / FINE LITERATURE / ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / POETRY / СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY'S STRUCTURE / ВОСПИТАНИЕ / UPBRINGING / ОБЩЕГУМАНИТАРНЫЕ ПРЕДМЕТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукьянова З.Н.

В статье раскрывается проблема взаимодействия предметов общегуманитарного цикла с рядом специальных предметов, соответствующих избранной профессии. Эта необходимость возникла в связи с утвердившимся мнением студентов, а иногда и преподавателей, что самыми главными в обучении являются специальные дисциплины. Но специалиста высокого уровня не может быть без знания им основ гуманитарных наук, их сущности и содержания, возможности проникновения их ценностей в интеллектуальный мир обучающегося и уже выпускника. Автор статьи не противопоставляет значимость общегуманитарных и специальных дисциплин, но старается установить точки их соприкосновения в овладении будущей специальностью, определить общие ценности, которые есть в тех и других учебных предметах. В статье рассматриваются методические приёмы формирования позитивного отношения у студентов к предметам общегуманитарного цикла. В этом отношении новый курс «Введение в гуманитарные науки», включённый в практику обучения хореографического факультета Алтайского государственного института культуры (г. Барнаул, Россия) направления «Гуманитарные науки», профиль «Танец и современная пластическая культура», явился хорошим дополнением подтверждения связи гуманитарных и специальных дисциплин в деле формирования специалиста высокого профессионального уровня, действительно всесторонне развитой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукьянова З.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CONDITIONS FOR FORMING POSITIVE ATTITUDE TOWARDS HUMANITARIAN ACADEMIC DISCIPLINES IN STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The article is dedicated a question of interrelation between humanitarian academic disciplines and special courses of study corresponding with a type of professional activity, chosen by a student of a higher education institution. The need of considering such issue is determined by widely-held view among today's students (as well as among teachers, sometimes), special academic courses surely dominate in educational program. The formation of a modern high-qualified specialist is impossible without his (her) knowledge of basics of humanitarian disciplines, its foundations, possibility of its penetration to a student's (and a graduate) intellectual world. The author of the article does not make an opposition between the significance of all-humanitarian and social academic disciplines, but tries to detect theirs touch points and to find values that are common for both of them. The paper considers several methodical rules for forming today's students' positive attitude towards all-humanitarian academic disciplines. In connection with this, “Introduction to Humanitarian Sciences’, the new academic course included into the educational program for students of choreographic faculty of the Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia) (“Humanitarian Science’’, the educational direction, “Dance and Contemporary Plastic Culture’’, the educational profile) is good confirmation for connection between humanitarian and special academic courses in high-qualified and many-sided specialists' forming.

Текст научной работы на тему «Психологические условия формирования позитивного отношения у студентов образовательных учреждений высшего образования к предметам общегуманитарного цикла»

отдельные упражнения на изучение и отработку иностранной лексики; при этом главные типы таких заданий представляют собой упражнения [7], в которых объясняются значение заимствованных лексем, а также анализируется тип заимствования и их классифицирующие признаки.

Рассмотрим некоторые из них.

1. Определение типа заимствованной лексемы из предложенного списка вариантов заимствований.

По источнику слова, слово "Копи" - это_.

Ответ: фонетическое заимствование.

Определите типы следующих заимствований:

Клонирование бандаж (3)ЙШ4 диско (4)^^

грузовик (5)Ж#Жвеленевая бумага

Ответ: Фонетические заимствования: клонирование, диско

Перевод по фонетике и значению: бандаж

Полукальки: грузовик, веленевая бумага

2. Характеристика лексического корпуса языка.

_____^о

Лексика китайского зыка делится на ..., ..., ..., ....,......

Ответ: базовая (общелитературная) лексика, неологизмы, архаизмы, заимствования, диалектизмы.

3. Определение типа заимствования.

В современном китайском языке есть 3 типа заимствований:

, и заимствования из японского языка.

Й#

Ответ: фонетические заимствования, заимствования вольного перевода.

Библиографический список

Определите типы следующих заимствований:

хадак (2)ЙК юмор (3) ЩШ пиво (4)ШШ^ витамин (5)"nb Ш (англ. gypsy) цыган мороженое клуб

(8)VCD

Ответ: (1)#i$ Фонетические заимствования Со-

четание перевода по звукам и значениям (3)#-ВДпШ$ Перевод по фонетике и значению Сочетание перевода по зву-

кам и значениям (5)#i$ Фонетические заимствований

Полукальки Сочетание перевода по звукам

и значениям Сохранение написания английского

слова.

А.±^,ЩШ ВЖШ,ШМ С.ЙШЛЙ D.E^^ff

Какая группа - фонетические заимствования?

A. божество, пиво B. клонирование, отрыв C. китайская водка, мотор D. балет, джип

Ответ: D

Мы считаем, что развитие общества влияет на развитие языка, что язык (особенно его лексический ярус) чутко реагирует на потребность общества в создании или заимствовании тех языковых единиц, которые оказываются востребованными в связи с появлением новых реалий в окружающей нас действительности.

Заимствованные слова играют положительную роль в китайском языке, выполняя в нем самые разные функции. При этом к явлению заимствования среди лингвистов-китаеведов отношение неоднозначное: отмечаются как положительные, так и отрицательные стороны этого процесса. Но чтобы не впасть в крайность, к заимствованию надо относиться объективно, всесторонне и диалектически. Много заимствованных слов для наименования новых явлений, предметов обогащают и пополняют китайский язык. И многие иностранные слова или точнее выражают значения уже существующих в китайском языке слов, или отвечают языковому «принципу экономии». Эти слова соответствуют нормам культуры китайской речи, поэтому содействуют развитию этой культуры.

1. Цзян Яньхун. Социолингвистическое изучение заимствований в русском и китайском языках. Пекин, 2000.

2. Crystal David English as a global language. Cambridge, MA: Cambridge University Press, 1997.

3. Словарь новых слов (Ли Синьцзян и др.). Издательство Китайского словаря, 1993.

4. Люй Цзипин. Нормализация китайского языка и иероглифов в ближайшее время. [M]. Шанхай: Шанхайское воспитательное издательство, 2000.

5. Словарь новых китайских слов. (Ли Дарен и др.). Шанхайская словарная Пресса, 2004.

6. Ши Ювэй Заимствования в китайском языке. Пекин, Коммерческое издательство, 2000.

7. Го Шуфэнь. Новое явление словообразования в современном русском языке. [J]. Преподавание русского языка в Китае. 1997; Раздел 2: 16 - 20.

References

1. Czyan Yan'hun. Sociolingvisticheskoe izuchenie zaimstvovanij v russkom i kitajskom yazykah. Pekin, 2000.

2. Srystal David English as a global language. Cambridge, MA: Cambridge University Press, 1997.

3. Slovar'novyh slov (Li Sin'czyan i dr.). Izdatel'stvo Kitajskogo slovarya, 1993.

4. Lyuj Czipin. Normalizaciya kitajskogo yazyka i ieroglifov vblizhajshee vremya. [M]. Shanhaj: Shanhajskoe vospitatel'noe izdatel'stvo, 2000.

5. Slovar' novyh kitajskih slov. (Li Daren i dr.). Shanhajskaya slovarnaya Pressa, 2004.

6. Shi Yuv'ej Zaimstvovaniya vkitajskom yazyke. Pekin, Kommercheskoe izdatel'stvo, 2000.

7. Go Shuf'en'. Novoe yavlenie slovoobrazovaniya v sovremennom russkom yazyke. [J]. Prepodavanie russkogo yazyka v Kitae. 1997; Razdel 2: 16 - 20.

Статья поступила в редакцию 15.06.18

УДК 37.015.31:168.522-057.875

Lukyanova Z.N., Cand. of Sciences (Psychology), Professor, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),

E-mail: umu-td@br.ru

PSYCHOLOGICAL CONDITIONS FOR FORMING POSITIVE ATTITUDE TOWARDS HUMANITARIAN ACADEMIC DISCIPLINES IN STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS. The article is dedicated a question of interrelation between humanitarian academic disciplines and special courses of study corresponding with a type of professional activity, chosen by a student of a higher education institution. The need of considering such issue is determined by widely-held view among today's students (as well as among teachers, sometimes), special academic courses surely dominate in educational program. The formation of a modern high-qualified specialist is impossible without his (her) knowledge of basics of humanitarian disciplines, its foundations, possibility of its penetration to a student's (and a graduate) intellectual world. The author of the article does not make an opposition between the significance of all-humanitarian and social academic disciplines, but tries to detect theirs touch points and to find values that are common for both of them. The paper considers several methodical rules for forming today's students' positive attitude towards all-humanitarian academic disciplines. In connection with this, "Introduction to Humanitarian Sciences', the new academic course included into the educational program for students of choreographic faculty of the Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia) ("Humanitarian Science", the educational direction, "Dance and Contemporary Plastic Culture", the educational profile) is

good confirmation for connection between humanitarian and special academic courses in high-qualified and many-sided specialists' forming.

Key words: all-humanitarian academic disciplines, special courses of study, improvement of student's personality, fine literature, poetry, personality's structure, upbringing.

З.Н. Лукьянова, канд. психол. наук, проф., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,

Е-mail: umu-td@bk.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПРЕДМЕТАМ ОБЩЕГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

В статье раскрывается проблема взаимодействия предметов общегуманитарного цикла с рядом специальных предметов, соответствующих избранной профессии. Эта необходимость возникла в связи с утвердившимся мнением студентов, а иногда и преподавателей, что самыми главными в обучении являются специальные дисциплины. Но специалиста высокого уровня не может быть без знания им основ гуманитарных наук, их сущности и содержания, возможности проникновения их ценностей в интеллектуальный мир обучающегося и уже выпускника. Автор статьи не противопоставляет значимость общегуманитарных и специальных дисциплин, но старается установить точки их соприкосновения в овладении будущей специальностью, определить общие ценности, которые есть в тех и других учебных предметах. В статье рассматриваются методические приёмы формирования позитивного отношения у студентов к предметам общегуманитарного цикла. В этом отношении новый курс «Введение в гуманитарные науки», включённый в практику обучения хореографического факультета Алтайского государственного института культуры (г. Барнаул, Россия) направления «Гуманитарные науки», профиль «Танец и современная пластическая культура», явился хорошим дополнением подтверждения связи гуманитарных и специальных дисциплин в деле формирования специалиста высокого профессионального уровня, действительно всесторонне развитой личности.

Ключевые слова: общегуманитарные предметы, специальные дисциплины, развитие и формирование личности обучающегося, художественная литература, поэтическое творчество, структура личности, воспитание.

Предметы общегуманитарного цикла являются неотъемлемой частью учебного процесса в высшем учебном заведении, но не всегда студенты уделяют им должное внимание, считая, что для них главное - овладеть специальными дисциплинами. При этом не учитывается, что грамотного специалиста не может получиться без проникновения человека в мир культуры и искусства с его разносторонними гранями. В этом отношении учебный предмет «Введение в гуманитарные науки», читаемый впервые на хореографическом отделении I курса направления «Гуманитарные науки», профиль «Танец и современная пластическая культура», даёт обнадёживающие результаты. Его содержание находится на стыке философии и психологии, и в зависимости от того, кто преподаёт этот курс, будет усилена та или иная составляющая. Но при этом остаётся единая цель: воспитать у обучающихся заинтересованное позитивное отношение к гуманитарным предметам, ориентируясь на их знания и представления школьной программы. Индивидуальные задания, их обсуждение пробуждают самостоятельность, независимость суждений, желание выполнять творческие работы (анализ любимого стихотворения, рецензия на кинофильм, обращение к историческим событиям, поразившим воображение, раскрытие смысла картины художника того или иного времени и другие задания) позволяют глубже заглянуть в содержание гуманитарных предметов, которые изучаются, или будут изучаться на протяжении вузовского периода обучения. Поскольку психология находится между естественными и гуманитарными науками, особенности её частных дисциплин тоже рассматриваются, причём с обращением к материалам художественной литературы. В центре изучения той или иной отрасли психологии всегда остаётся человек, формирующаяся личность с её основными целями и духовным содержанием, и потому здесь представляется уместным анализировать поэтическое и прозаическое творчество художников слова разных лет.

Рассматривая проблемы формирования и развития личности, ценности человеческого бытия, предлагается обратиться к стихотворению Евгения Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет». И в качестве итогового обсуждения каждому студенту предлагается прочесть стихотворение любого автора с соответствующей тематикой. Автор статьи и преподаватель этого предмета, не боясь быть уличённым в нескромности, делится своим любительским опытом поэтического творчества, говоря об ответственности человека перед собой и миром:

Путник одинокий У горы стоит, В странники пошёл бы, Да не тот уж вид -Прежней силы нету,

Ноги - «под косяк», И бредёт, бредёт по свету Ослабевший раб.

Дайте ему силу -Это мы идём, В каждом одиноком Путь свой узнаём, Не пройти бы мимо, И помочь бы встать, Путнику далёкому Руку бы подать.

Путник одинокий -Это ты и я, Бродим мы по свету В тайнах бытия, Не пройти бы мимо Горя и мечты, Путнику далёкому Свет бы донести.

Путник одинокий -Это ты и я, В вечности далёкой Ищем мы себя, Обретая вечность, Обретаем свет, На дороге этой, Где возврата нет...

В соответствии с поставленными задачами курса, а именно: изучение человека в различных ипостасях культуры, а в наших условиях это отражается в обращении к гуманитарным наукам и соответствующим учебным предметам (литературоведение, история, иностранный язык, искусствоведение и др.), мы можем выделить основные направления, составляющие зерно этого курса. Это следующие:

1. Общие методологические проблемы гуманитарных наук.

2. Изучение человека в античных философско-психологи-ческих учениях.

3. Содержание акмеологического учения как проблема гуманитарного исследования.

4. Поиск смысла жизни в работах ведущих представителей гуманитарных наук.

5. Отражение духовности и нравственности в литературоведческих исследованиях.

6. Основные проблемы развития научных знаний об историческом развитии культуры.

7. Гуманитарные основы воспитания и образования.

В рамках данной статьи мы не раскрываем содержание этих направлений, поскольку каждое из них может быть предметом отдельной статьи, а рассмотреть психологические аспекты взаимодействия специальных дисциплин с предметами общегуманитарного цикла, одним из которых является психология, возможным представляется.

При изучении каждой гуманитарной дисциплины можно выделить основные приоритетные составляющие, т.е. чем должен владеть преподаватель того или иного предмета.

Первое, и самое главное: найти точки соприкосновения изучаемых дисциплин, специальных и общегуманитарных, являющиеся отправным материалом для формирования личности будущего специалиста, профессионально-грамотного, высококультурного, гармонично развитого человека.

Вторым фактором может быть попытка соединения основных положений изучаемых дисциплин, направленных на освоение того или иного курса с целью взаимодополнения учебного материала.

И третий момент, может быть, наиболее важный в практическом плане: переработать теоретический материал, чтобы необходимые данные изучаемой гуманитарной дисциплины могли войти в виде методических рекомендаций в своеобразную «профессиональную копилку» [1].

Не претендуя на углубленное изучение специальных дисциплин, но всё же имея о них представление, преподаватель гуманитарных дисциплин получает возможность вести свой предмет, учитывая особенности и специфику будущей специальности в конкретном учебном процессе.

Дисциплины психолого-педагогического цикла помогут будущему специалисту познать себя, свою самооценку, общую и профессиональную, научиться выстраивать отношения с коллегами, видеть уровень своих достижений и возможностей, определяя перспективы дальнейшего роста и развития.

В этом отношении, как показывает опыт учебного взаимодействия со студентами заочной формы обучения, рассмотрение теоретического материала подкрепляется анализом ситуаций профессиональной сферы, причём с опорой на учебный материал специальных дисциплин. Эти положительные моменты творческого восприятия учебного материала подтверждают мысль, что мы идём к одной цели: воспитание специалиста высокого уровня.

На занятиях дневной формы обучения за отведённое время изучения общей психологии студент получает возможность увидеть пути формирования личности, её самосовершенствования, профессионального развития. В этом отношении не теряет своего значения обращение к самооценке личности, общей и профессиональной, поскольку студент I курса, как правило, ещё не имеет опыта практической деятельности, а иногда поступает на то или иное отделение не потому, что так хотелось, а потому, что не удалось пройти по конкурсу на желаемую специальность. В любом случае перед преподавателями стоит задача обучения студента навыкам восприятия учебного материала различных дисциплин, гуманитарных в том числе. Что касается обращения к самооценке, то она может быть представлена как суммарное единение частных самооценок, одной из которых является самооценка учебной деятельности. И если мы говорим о воспитании позитивного отношения к гуманитарным дисциплинам, то в первую очередь необходимо побудить студента выработать позитивное отношение к самому себе в рамках восприятия учебного материала. Отправным моментом здесь может быть изучение структуры личности через призму собственной индивидуальности. Каким образом обращение к составляющим структуры личности может формировать позитивную активность?

Авторы имеющихся в психологии структур личности С.Л. Рубинштейн [2], А.Г. Ковалёв [3], К.К. Платонов [4] центральным звеном рассматривают компонент направленности с его основными качествами: интересы, убеждения, ценностные ориентации, ценности-цели, потребности, идеалы, мировоззрение, доминирующие мотивы деятельности, устойчивость, действенность, моральные качества. Содержание этих качеств хорошо представлено в произведениях художественной литературы. В качестве примера для анализа самопознания личности можно обратиться к стихотворению Франсуа Вийона «Баллада примет».

Я знаю, кто по-щёгольски одет, Я знаю, весел кто и кто не в духе,

Я знаю тьму кромешную и свет, Я знаю - у монаха крест на брюхе,

Я знаю, как трезвонят завирухи, Я знаю, врут они, в трубу трубя, Я знаю, свахи кто, кто повитухи, Я знаю всё, но только не себя.

Я знаю летопись далёких лет, Я знаю, сколько крох в сухой краюхе, Я знаю, что у принца на обед, Я знаю - богачи в тепле и в сухе,

Я знаю, что они бывают глухи, Я знаю - нет им дела до тебя, Я знаю все затрещины, все плюхи, Я знаю всё, но только не себя.

Я знаю, кто работает, кто нет, Я знаю, как румянятся старухи, Я знаю много всяческих примет, Я знаю, как смеются потаскухи,

Я знаю - проведут тебя простухи, Я знаю - пропадёшь с такой, любя, Я знаю - пропадают с голодухи, Я знаю всё, но только не себя.

Я знаю, как на мёд садятся мухи, Я знаю смерть, что рыщет, всё губя, Я знаю книги, истины и слухи, Я знаю всё, но только не себя.

При обсуждении текста стихотворения предлагается выделить качества личности автора, от лица которого идёт повествование о сложной задаче познания себя и об отношении к человеческим ценностям. Затем предлагается определить свою систему ценностей и проследить, являются ли эти качества вечными или они преходящи, значимые только на момент конкретного исторического отрезка времени? И уже забытый термин «активная жизненная позиция», применяемый в конце 70-х годов ХХ века в политических целях, обретает новый смысл, не исключая и политическую активность. Далее предлагается вспомнить, в каких ещё произведениях художественной литературы, изучаемых в школе и самостоятельно, прослеживается линия нравственности, ответственного отношения к себе и другим, к собственным поступкам и интересам, проявляется ли готовность самому жить по тем нормам и заповедям, которые отражены в художественной литературе. И уже после такого анализа можно переходить к следующим компонентам структуры личности, которые тоже отражают богатство человеческой индивидуальности. Особенно ярко это проявляется в блоке индивидуально-типологических особенностей: темперамент, характер, способности, которые, с незначительной разницей в расположении компонентов, присутствуют у всех вышеназванных авторов и которые детально проанализированы ими с выделением опорных качеств личности, приводящих человека к позитивному восприятию себя с возможной реализацией своего потенциала. Обращение к таким качествам личности повышает интерес студента к данной теме и к психологии в целом.

Повышение уровня заинтересованности студента в изучении основных проблем психологии, в свою очередь, приводит к повышению интереса к другим предметам гуманитарного цикла, где изучается человек с его сложным внутренним миром: литература, философия, педагогика, этнопедагогика, история - поскольку исторические события происходят с участием человека и с его отношением к ним, история религии, т. к. в каждом основном духовном документе (Библия, Тора, Коран, другие источники) воплощены ценности человеческого бытия от древности до наших дней. И происходит в то же время обратный процесс - интерес к другим предметам, даже в качестве общего представления о них (если какие-то пока не изучаются) пробуждает дополнительный интерес к темам психологии.

Всё сказанное позволяет сделать вывод о неразрывной связи общегуманитарных предметов со специальными дисциплинами при решении задачи воспитания культурного, гармонично развитого человека с хорошим уровнем профессиональных возможностей, а введённый для хореографов спецкурс является хорошим методическим приёмом (и примером!) осуществления взаимосвязи общих и специальных дисциплин.

Библиографический список

1. Лукьянова З.Н. Воспитание у студентов позитивного отношения к предметам общегуманитарного цикла. Теория, история и практика образования в сфере культуры. Материалы XVIII международной научно-методической конференции. Барнаул: Издательство Алт. гос. ин-та культуры, 2018: 169 - 171.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2002: 679 - 699.

3. Ковалёв А.Г. Психология личности. Москва: Просвещение, 2009.

4. Платонов К.К. Структура и развитие личности. Москва: Наука, 1986.

References

1. Luk'yanova Z.N. Vospitanie u studentov pozitivnogo otnosheniya k predmetam obschegumanitarnogo cikla. Teoriya, istoriya i praktika obrazovaniya v sfere kul'tury. Materialy XVIII mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii. Barnaul: Izdatel'stvo Alt. gos. in-ta kul'tury, 2018: 169 - 171.

2. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschej psihologii. Sankt-Peterburg: Piter, 2002: 679 - 699.

3. Kovalev A.G. Psihologiya lichnosti. Moskva: Prosveschenie, 2009.

4. Platonov K.K. Struktura irazvitie lichnosti. Moskva: Nauka, 1986.

Статья поступила в редакцию 20.06.18

УДК 378.016:351.74:355.233.22

Maletin S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: maletin-stanislav@mail.ru

Grichanov A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: G-TON@mail.ru

Tyukin V.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: n.rbydfcbkbq10061981@mail.ru

Matveychuk N.S., senior teacher, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: wrestrus01@mail.ru

FEATURES OF FORMATION OF MOTIVATION TO PHYSICAL CULTURE EXERCISE AT STUDENTS OF LAW INSTITUTES.

The research considers a problem of training of students in law institutes for future professional activity. On the basis of the revealed problemic factors of formation of professionally important qualities in future experts of a law profile the authors present their quantitative and qualitative analysis of changes in the process of development of the motivation and motivational priorities of students of law institutes to physical culture exercise and sport. They, in turn, will promote high-quality performance of professional tasks by future experts in the field of law. The work presents features of requirements, motives and the interests of students of law institutes in the sphere of physical culture. Features of the contents of physical training of experts of this category focused on the principle of consciousness are defined. The research describes motivational component of occupations physical culture promoting formation of requirements to occupations physical exercises and sports self-improvement.

Key words: students of law institutes, physical culture exercises, motivation, requirements, principle of consciousness, professional activity.

С.В. Малетин, канд. пед. наук, ст. преп. каф. физической подготовки, Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: maletin-stanislav@mail.ru

A.С. Гричанов, канд. пед. наук, доц. каф. тактико-специальной подготовки, Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: G-TON@mail.ru

B.Г. Тюкин, канд. пед. наук, ст. преп. каф. физической подготовки, Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: n.rbydfcbkbq10061981@mail.ru

Н.С. Матвейчук, преп. каф. физической подготовки, Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: wrestrus01@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ

В статье рассматривается проблема подготовки студентов юридических вузов к будущей профессиональной деятельности. На основе выявленных проблемных факторов формирования профессионально важных качеств будущих специалистов юридического профиля сделан количественный и качественный анализ изменений в процессе формирования мотиваци-онного компонента, предполагающего определение мотивационных приоритетов студентов юридических вузов к занятиям физической культурой и спортом, что, в свою очередь, будет способствовать качественному выполнению профессиональных задач будущими специалистами в области права. В работе раскрыты особенности потребностей, мотивов и интересов студентов юридических вузов в сфере физической культуры, определены особенности содержания физической подготовки специалистов данной категории, ориентированной на принцип сознательности, представлена мотивационная составляющая занятий физической культурой, способствующая формированию потребностей к занятиям физическими упражнениями и спортивным самосовершенствованием.

Ключевые слова: студенты юридических вузов, занятия физической культурой, мотивация, потребности, принцип сознательности, профессиональная деятельность.

На современном этапе развития общества к молодым специалистам предъявляются повышенные требования, касающиеся не только их профессионального уровня, но и их физического и морально-психологического состояния. Необходимый кадровый резерв для различных сфер деятельности - это современные студенты, обучающиеся в многочисленных вузах нашей страны. Их здоровье и физическое состояние во многом оказывает влияние на качество приобретаемых ими знаний, умений и навыков,

что в свою очередь сказывается на профессиональном уровне выпускников как будущих специалистов в той или иной профессиональной деятельности.

Студенты юридических вузов также входят в число тех, чьи специальности непосредственно связаны с тесными общественно-правовыми и социально-профессиональными взаимоотношениями [1, с. 102]. Спектр юридической сферы профессиональной деятельности достаточно обширен. Профессионалы данной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.