Научная статья на тему 'Формирование общекультурных компетенций у студентов-бакалавров на дисциплинах социально-гуманитарного цикла посредством бинарных занятий'

Формирование общекультурных компетенций у студентов-бакалавров на дисциплинах социально-гуманитарного цикла посредством бинарных занятий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИНАРНОЕ ЗАНЯТИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СЕРВИС / СОЦИАЛЬНЫЙ СЕРВИС / BINARY EMPLOYMENT / INTEGRATION / INTEGRATED EMPLOYMENT / COMPETENCE / INTERDISCIPLINARY COMMUNICATIONS / MODERNIZATION / COMMON CULTURAL COMPETENCE / SERVICE / SOCIAL SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бухалова Наталья Александровна, Павлова Ольга Анатольевна

В статье рассматривается сущность компетентностного подхода к обучению студентов бакалавров направления подготовки 100100 «Сервис» на дисциплинах социально-гуманитарного цикла и формирование общекультурных компетенций посредством бинарных занятий. Дисциплины социально-гуманитарного цикла представляют собой единство общекультурного, социально-нравственного, профессионального развития и самообразования личности студента независимо от конкретной специальности. Основным направлением работы преподавателей социально-гуманитарных дисциплин является сочетание усвоения предметных знаний, умений и навыков с развитием общекультурных компетенций. Для формирования общекультурных компетенций студента необходим комплексный подход, включающий в себя содержание учебных программ, методик преподавания дисциплин, требования к результатам освоения знаний. Одним из эффективных методических приемов способствующих формированию общекультурной компетентности является методика бинарных занятий. Данная методика позволяет решить проблему предметной разобщённости и фрагментарности мировоззрения студентов, в то время как в современном мире преобладают тенденции к исторической, политической, культурной, социальной, философской интеграции. Методика бинарных занятий позволяет преодолеть изолированность предметов, их слабую связь друг с другом и сформировать у студентов целостную картину мира. Вышеизложенное позволяет утверждать, что особая значимость бинарных занятий в формировании компетентностного подхода, заключается не только в их особой структуре, но и в их уникальной возможности осуществления целостной связи теории с практикой и рассмотрения основополагающих тем дисциплин социально-гуманитарного знания через призму конкретных наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бухалова Наталья Александровна, Павлова Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE COMMON CULTURAL COMPETENCES AT STUDENTS-BACHELORS ON DISCIPLINES OF THE SOCIALLY-HUMANITARIAN CYCLE BY MEANS OF BINARY LESSONS

In article the essence competentive the approach to training students of bachelors of a direction of preparation 100100 "Service" on disciplines of a socially-humanitarian cycle and formation common cultural competences by means of binary employment is considered. Disciplines of a socially-humanitarian cycle represent unity of common cultural, socially-moral, professional progress and self-education of the person of the student irrespective of a specific speciality. The basic direction of work of teachers of socially-humanitarian disciplines is the combination of mastering of subject knowledge, skills to progress common cultural competences. The complex approach including a content of curriculums, procedures of teaching of disciplines is necessary For formation common cultural competences the student, the requirement to results of development of knowledge. One of effective methodical receptions assisting formation of common cultural competence is the procedure of binary employment. The given procedure allows solving a problem of subject dissociation and a fragmentariness of outlook of students while in the modern world tendencies to historical, political, cultural, social, philosophical integration prevail. The procedure of binary employment allows to overcome isolability of subject matters, their weak communication with each other and to generate at students a complete picture of the world. The special importance of binary employment in formation the competentive approach allows approving the above-stated that consists not only in their special structure, but also in their unique possibility of realization of complete communication of the theory with practice and considerations of fundamental subject matters of disciplines of socially-humanitarian knowledge through a prism of specific sciences.

Текст научной работы на тему «Формирование общекультурных компетенций у студентов-бакалавров на дисциплинах социально-гуманитарного цикла посредством бинарных занятий»

УДК 378.02

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ НА ДИСЦИПЛИНАХ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА ПОСРЕДСТВОМ

БИНАРНЫХ ЗАНЯТИЙ

© 2014

Н.А. Бухалова, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Гуманитарные науки» О.А. Павлова, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Гуманитарные науки» Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Княгинино (Россия)

Аннотация: В статье рассматривается сущность компетентностного подхода к обучению студентов бакалавров направления подготовки 100100 «Сервис» на дисциплинах социально-гуманитарного цикла и формирование общекультурных компетенций посредством бинарных занятий. Дисциплины социально-гуманитарного цикла представляют собой единство общекультурного, социально-нравственного, профессионального развития и самообразования личности студента независимо от конкретной специальности. Основным направлением работы преподавателей социально-гуманитарных дисциплин является сочетание усвоения предметных знаний, умений и навыков с развитием общекультурных компетенций. Для формирования общекультурных компетенций студента необходим комплексный подход, включающий в себя содержание учебных программ, методик преподавания дисциплин, требования к результатам освоения знаний. Одним из эффективных методических приемов способствующих формированию общекультурной компетентности является методика бинарных занятий. Данная методика позволяет решить проблему предметной разобщённости и фрагментарности мировоззрения студентов, в то время как в современном мире преобладают тенденции к исторической, политической, культурной, социальной, философской интеграции. Методика бинарных занятий позволяет преодолеть изолированность предметов, их слабую связь друг с другом и сформировать у студентов целостную картину мира. Вышеизложенное позволяет утверждать, что особая значимость бинарных занятий в формировании компетентностного подхода, заключается не только в их особой структуре, но и в их уникальной возможности осуществления целостной связи теории с практикой и рассмотрения основополагающих тем дисциплин социально-гуманитарного знания через призму конкретных наук.

Ключевые слова: бинарное занятие, интеграция, интегрированное занятие, компетенция, междисциплинарные связи, модернизация, общекультурная компетенция, сервис, социальный сервис.

Модернизация системы высшего образования в настоящее время во многом связана с понятием компетенции. Об актуальности данной проблематики свидетельствует значительное количество научных работ авторов: А. К. Маркова, Э.Ф. Зеер, A. B. Баранников, В. И. Байденко, Б. Оскарссон, A. M. Новиков и др. Причина такого интереса к компетенциям в современном российском образовании связана с новыми требованиями к уровню подготовки выпускников ВУЗов и оптимальной взаимосвязи, интеграции образования и профессиональной деятельности. В толковом словаре С. И. Ожегова компетенция определяется как «круг вопросов, в которых ты хорошо осведомлен. Круг чьих-либо полномочий, прав. Компетентный - знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области»

В образовании понятие «компетенция» появилось в результате модернизации общеевропейской системы образования, целью которой являлась универсализация технологий оценки качества образования и создания единых для Европы критериев оценки знаний студентов. С 2001 года в Европе, а с 2006 года в России началась реализация проекта TUNING (ТЕМПУС - российский вариант) [2].

Задачей и в европейском, и в российском проекте было установление сопоставимого образовательного стандарта при сохранении культурного многообразия, которое не должно исчезнуть ни в связи с ростом образовательной мобильности, ни из-за унификации требований к освоению дисциплин [3, С. 35-36].

По мнению Рощиной Л. Г. компетенции имеют сложную структуру. В них входят знания и умения, связанные с изучением конкретных учебных предметов [4, С. 6]. Компетенцию следует рассматривать как условие установления связи между знанием и практической деятельностью, способность принимать решения в конкретных ситуациях в процессе профессиональной деятельности [5, 6, 7].

Целью изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла является единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития, саморазвития и самообразования личности студента независимо от конкретной специальности. Основным направлением работы преподавателей социально-гу-

манитарных дисциплин является сочетание усвоения предметных знаний, умений и навыков с развитием общекультурных компетенций.

Рассмотрим особенности формирования общекультурных компетенций на дисциплинах социально-гуманитарного цикла у студентов-бакалавров направления подготовки 100100 «Сервис», профиль «Социальный сервис».

В требованиях к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата записано, что выпускник должен обладать общекультурными и профессиональными компетенциями. На дисциплинах гуманитарного, социального и экономического цикла формируются общекультурные компетенции.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (третьего поколения) по направлению 100100 «Сервис» предполагает формирование следующих общекультурных компетенций:

- владение культурой мышления, целостной системой научных знаний об окружающем мире, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);

- готовность использовать базовые положения математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-2);

- готовность принимать меры по сохранению и защите экосистемы в ходе общественной и профессиональной деятельности (ОК-3);

- владение основными методами организации безопасности жизнедеятельности людей, их защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-4);

- способность к анализу социально значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни (ОК-5);

- готовность демонстрировать гражданскую позицию, интегрированность в современное общество, нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии (ОК-6);

- владением письменной и устной речью на русском языке, методами создания текстов; способность использовать профессионально ориентированную риторику,

осуществлять социальное взаимодействие на одном из иностранных языков (ОК-7);

- способность к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, социальных стандартов, готовностью демонстрировать уважение к людям, толерантность к другой культуре, поддерживать партнерские отношения (ОК-8);

- способность к работе в коллективе, в том числе применяя принципы и методы организации и управления малыми и средними коллективами (ОК-9);

- способность осуществлять деятельность, связанную с руководством или действиями отдельных сотрудников, оказывать помощь подчиненным (ОК-10);

- способность на научной основе организовать свой труд, оценивать с большой степенью самостоятельности результаты своей деятельности; владением навыками самостоятельной работы (ОК-11);

- готовность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, соблюдать основные требования информационной безопасности (ОК-12);

- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией; умением работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

- способность участвовать в работе над инновационными проектами, используя базовые методы исследовательской деятельности (ОК-14);

- стремление к постоянному личностному развитию и повышению профессионального мастерства; критическому оцениванию с помощью коллег своих достоинств и недостатков, обобщению необходимых выводов (ОК-15);

- готовность самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, развития социальных и профессиональных компетенций, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (ОК-16);

- обладание культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, систематизации, постановке целей и выбору путей их достижения; умением логически верно, аргументировано и ясно строить свою речь (ОК-17);

- готовность к компромиссу с потребителем по возможному варианту и требуемому качеству обслуживания (ОК-18);

- умение владеть средствами самостоятельного методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья; готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-19).

Таблица 1 - Общекультурные компетенции, формируемые на дисциплинах социально-гуманитарного, экономического цикла

Данные таблицы свидетельствуют о том, что для формирования общекультурных компетенций студента необходим комплексный подход, включающий в себя содержание учебных программ, методик преподавания дисциплин, требования к результатам освоения знаний. В связи с этим актуальными становятся педагогические технологии, основанные на интеграции гуманитарных учебных курсов, которые способствует созданию поликультурной компетентности студентов.

Интеграция в переводе с латинского - восстановление, восполнение, объединение частей в одно целое, причем не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие.

Задача интегрирования в области гуманитарных наук - не просто показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую, реальную связь, дать студентам представление о единстве социально-гуманитарного знания [8-12]. Иначе интеграция превратится в поверхностную констатацию фактов.

Выделяется два вида интеграции:

- Горизонтальная - объедение сходного материала в разных учебных дисциплинах.

- Вертикальная - объединение одним преподавателем в рамках читаемой дисциплины материала, который тематически повторяется на разном уровне сложности.

Сегодня предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения студентов, в то время как в современном мире преобладают тенденции к исторической, политической, культурной, социальной, философской интеграции. Таким образом, изолированность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у студентов целостной картины мира.

Формированию целостной картины мира в области социально-гуманитарного знания способствуют такие дисциплины, как история, философия, социология, политология, культурология. Их интеграция не только обеспечивает единство образовательного процесса, но и помогает развитию личности студента и будущего специалиста. Достижение указанных целей предполагает единство научно-теоретических и практических знаний, которые обеспечивают непрерывность процесса осознания студентами социально-исторических законов развития общества и формирования культурно-нравственных и правовых ценностей личности.

При организации бинарных занятий следует обратить внимание на важный принцип обеспечения субъектной позиции студента, поскольку, став в позицию субъекта деятельности, личность проявляет максимальную активность в усвоении знаний; самостоятельном определении цели и задач деятельности; коммуникативном взаимодействии.

В педагогической практике в режиме апробирования нами осуществляется интегрирование гуманитарных знаний в рамках дисциплин: «Отечественная история», «Культурология», «Социология», «Философия», «Политология» для подготовки будущих специалистов и бакалавров.

Целесообразно выделить следующие формы учебного процесса, в которых проявляются различные уровни интеграции:

1. Изучение одной темы на основе двух или нескольких дисциплин.

2. Блокирование разных разделов учебных дисциплин.

3. Курсы, объединяющие знания на основе обобщения фундаментальных научных категорий.

Уровни интеграции.

1. Тематическая - две-три учебных дисциплины раскрывают смежные темы (иллюстративно-объяснительный характер).

2. Проблемная - одну проблему студенты решают,

Дисциплина Общекультурные компетенции

1 : 3 4 5 б 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Философия

История России

Иностранный

Основы социального государства

Культурология

Психология и педагогика

Религиоведение

История социальной

Психология

Право™.

социального сервиса

Правоведение 1 1 *

Социология

Политология

используя методологию различных гуманитарных дисциплин.

3. Концептуальная - концепция рассматривается через категориальный аппарат различных дисциплин.

4. Проектная - решение конкретных практических задач путем синтеза знаний дисциплин гуманитарного цикла.

Первые три уровня интеграции развивают познавательные способности студентов, побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию личности, коммуникативных способностей. Четвертый уровень способствует формированию навыков практического применения полученных знаний.

Структура интегрированных занятий отличается от классических четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе занятия, большой информативной емкостью материала.

Одной из эффективных форм интеграции гуманитарных знаний выступает бинарная модель взаимодействии, когда два (или более) преподавателя (двух дисциплин; преподаватель и студент и т. д.) последовательно осуществляют междисциплинарную связь, передачу системы знаний на интеграционной основе, развитие интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей студентов.

Бинарное занятие (лекции, семинары) как одна из форм интеграции при организации процесса обучения в высшем образовании используется для реализации различных дидактических целей:

- освоение, систематизация и обобщение знаний;

- обеспечение внутрипредметных и межпредметных связей;

- формирование навыков решения практических задач.

Смысл обучения заключается в подготовке человека к самостоятельной практической деятельности. Интегрируясь в единое целое, знания приобретают прочность. При раздельном обучении этот процесс замедляется. При бинарном - протекает как непрерывная смена шагов в обучении. Усваиваемые знания не являются однородными, они имеют развернутый характер - вся их ссовокупность переводится в плоскость практического действия. Информация, которая носит интегрированный характер, всегда будет качественно новой. Умея применять усвоенные знания и обладая ссоответствующими навыками, будущий специалист, в конечном счете, приобретает профессиональную самостоятельность. Такая самостоятельность именно и есть интегративные знания, умения, навыки.

Бинарные занятия по своей структуре и характеру существенно отличается от других видов обучения, от традиционных лекций и семинарских занятий, т.к. в них осуществляется целостная связь теории с практикой и объединяются темы опорных знаний. Основу бинарного занятия составляет шаговая организация познавательной и практической деятельности студентов. При этом общая структура занятия включает сообщение плана работы, постановку цели и задач, мотивацию на достижение поставленных целей, актуализацию опорных знаний; последовательное раскрытие содержания учебного материала, подведение итогов, оценка работы студентов и т.д.

Двумя основными разновидностями бинарного взаимодействия являются лекция и семинарское занятие.

Лекция в практике высшей школы - наиболее распространенная форма организации учебного процесса.

Бинарная лекция представляет для слушателей определенную сложность, которая обусловлена ведением занятия двумя (или более) преподавателями, по двум (или более) дисциплинам, что в то же время вызывает у студентов интерес. При этом преподавателям легче поддерживать контакт с аудиторией.

На бинарном занятии диалог сменяется полилогом, который активизирует познавательную деятельность студентов, воздействуя на каждого, стимулирует их к активному участию в рассмотрении предлагаемого вопроса.

Задачей бинарной лекции является не только усвоение знания, но и понимание связей между явлениями, системность в решении определенных практических или теоретических проблем разных предметных областей. Более того, бинарная лекция способствует осуществлению индивидуализации и дифференциации обучения с учетом интересов и способностей каждого студента, потому что, как доказано психологами, воспринимаемый на слух материал максимум через 15-20 минут переключает внимание слушателей на другого лектора, что увеличивает время произвольного внимания студентов.

Чтение бинарной лекции предполагает не простое чтение по печатному тексту, а глубокое знание и осмысление материала преподавателем, для создания атмосферы открытости важно личностное обращение к аудитории, в том числе между преподавателями и студентами, то есть полилогичное конструирование знания.

В зависимости от метода бинарная лекция может иметь различный вид:

- лекция-беседа;

- лекция-дискуссия;

- кинолекция;

- проблемная лекция;

- лекция с запланированными ошибками;

- лекция-конференция.

В ходе бинарной лекции нами используются средства наглядности: слайд-презентация (подготовленная преподавателями, студентами), CD, DVD, Internet-ресурсы, а также традиционные средства [13-16].

Организация семинара в бинарном режиме предъявляет высокие требования к уровню самостоятельности и инициативности студентов. Вместе с тем такой семинар более благоприятен в плане создания условий для дискуссий и диспутов, для реализации различных форм индивидуальной и коллективной работы [17-22]. Бинарные семинары в силу своей специфики проходят достаточно эффективно, если использовать метод дебатов, позволяющий стимулировать критическое мышление, развивать умения аргументировано, лаконично и точно формулировать свои суждения.

На бинарных семинарских занятиях обеспечивается через интенсификацию учебного процесса, общепредметных понятий и правил, развитие межпредметных учебных умений, постоянное увеличение доли исследовательского характера деятельности студентов.

Следует отметить возможность использования различных видов семинаров (вводные, обзорные, самоорганизующие, поисковые, индивидуальные и групповые, семинары-проекты, семинары по решению задач), позволяющие строить взаимодействие через позиции участников, регламентируемые следующим образом:

- равенство возможностей участников образовательного процесса при решении поставленных вопросов;

- свобода выбора каждым участником образовательного процесса форм участия в учебной деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- плодотворное сотрудничество на основе широкого и свободного обсуждения; цивилизованное разрешение конфликтов и противоречий.

Таким образом, многообразие форм и методов, педагогических технологий, характера деятельности студентов в учебной работе на основе интегрированного подхода приводит к формированию межкультурной коммуникативной компетенции, что находит отражение в:

- углублении знаний учащихся;

- в развитии монологической речи, обогащении словарного запаса;

- в формировании умения выделять причинно-следственные связи;

- культурно- исторических явлений;

- обогащении духовного мира личности, формировании толерантности, высокой мотивации к дальнейшему овладению знаниями;

- формировании ситуации успеха в учебной деятельности.

Дисциплины социально-гуманитарного цикла в современной системе образования важны не только теоретическим знанием, но играют основополагающую роль в формировании общекультурных компетенций выпускника вуза. Активно помогают развивать студентам самостоятельность, уверенность в своих силах, ответственность, умение доводить дело до конца.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова, 41089 словарных статей. М. : Издательство «Азъ», 1992. 874 с.

2. Горылев А. И. Методология TUNING: компетент-ностный подход при определении содержания образовательных программ / А. И. Горылев, Е. А. Пономарева, А. В. Русаков, электронное методическое пособие. - Н. Новгород: изд-во ННГУ, 2011. 46 с.

3. Рыбакова М. В. Гуманитарные дисциплины как средство формирования общекультурных компетенций студентов / М. В. Рыбакова, Л. П. Зернова, А. Д. Матраева // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сборник статей по материалам XXXVII международной научно-практической конференции, № 5 (37). - Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014. С. 34-50.

4. Рощина Л. Г. Роль гуманитарных предметов в формировании профессиональной компетентности специалистов / Л. Г. Рощина, автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п.н. М.: Институт развития профессионального образования, 2005. 20 с.

5. Старченко Е.В. Формирование у выпускников вузов профессиональных компетенций в научно-исследовательской деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 287-290.

6. Бахарев Н.Р., Беляева Ю.В. Формирование общекультурной компетенции у студента вуза // Синергетика природных, технических и социально-экономических систем. 2011. № 9. С. 207-210.

7. Руденко И.В. Проблема формирования и оценивания профессиональных компетенций в области научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 223-226.

8. Полевая Н.М., Лейфа А.В. Интеграция учебных дисциплин и различных видов практик в профессиональной подготовке по специальности «Социальная работа» // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 195-200.

9. Абросимов А.А. Гуманитарная подготовка и академическая успеваемость студентов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 2 (18). С. 5-9.

10. Бахарев Н.П., Гордеев А.В. Интеграция учебных планов при непрерывном образовании // Интеграция образования. 2000. № 1. С. 27-28.

11. Харченко С.А. Сотрудничество как междисциплинарная категория современного гуманитарного знания // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 235-239.

12. Абдуразакова Д.М. Потенциал гуманитарных дисциплин в воспитании толерантности учащихся // Известия Южного федерального университета.

Педагогические науки. 2009. № 1. С. 73-80.

13. Ярыгина Н.А. Современные требования к преподаванию экономических дисциплин // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012.№ 2. С. 352-355.

14. Кондаурова И.К., Кулибаба О.М. Средства, формы, методы и технологии профессионально-методической подготовки будущих учителей математики в условиях классического университета // Научные исследования в образовании. 2008. № 8. С. 19-21.

15. Бекоева М.И., Кокаева Ф.А., Кубанцева Г.С. Аудиовизуальные технологии обучения как средство повышения качества педагогического образования // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2011. № 1. С. 30-33.

16. Третьякова Е.М. Использование средств мультимедиа в учебном процессе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011.№ 2. С. 183-187.

17. Терентьева Н.П., Арзыбова О.В. Роль студенческого научно-практического семинара в формировании профессиональных компетенций бакалавра по направлению "Специальное (дефектологическое) образование" // Самарский научный вестник. 2013. № 3 (4). С. 13-16.

18. Ордабаева Ж.Ж. Научно-исследовательская работа студентов в педагогическом процессе высшего учебного заведения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 132-135.

19. Павлова И.Н., Евдокимов М.А. Презентация как форма организации самостоятельной работы студентов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 2 (18). С. 161-165.

20. Коновалова Е.Ю. Уровень речеведческой компетентности студентов как условие адекватности воспроизведения содержания учебных текстов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 1. С. 74-78.

21. Павлова И.Н., Евдокимов М.А. Повышение качества обучения путем совершенствования самостоятельной работы студентов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 1. С. 145-150.

22. Гнатышина Е.А. Сущность, цели и содержание самостоятельной работы обучающихся в современном образовательном процессе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 60-63.

FORMATION OF THE COMMON CULTURAL COMPETENCES AT STUDENTS-BACHELORS ON DISCIPLINES OF THE SOCIALLY-HUMANITARIAN CYCLE BY MEANS

OF BINARY LESSONS

© 2014

N. A. Bukhalova, candidate of sociological sciences, the docent, the manager of the chair «Humanities» O. A. Pavlova, candidate of historical sciences, the docent of the chair «Humanities»

Nizhny Novgorod State Engineer-Economic Institute, Knyaginino (Russia)

Annotation: In article the essence competentive the approach to training students of bachelors of a direction of preparation 100100 "Service" on disciplines of a socially-humanitarian cycle and formation common cultural competences by means of binary employment is considered. Disciplines of a socially-humanitarian cycle represent unity of common cultural, socially-moral, professional progress and self-education of the person of the student irrespective of a specific speciality. The basic direction of work of teachers of socially-humanitarian disciplines is the combination of mastering of subject knowledge, skills to progress common cultural competences. The complex approach including a content of curriculums, procedures of teaching of disciplines is necessary For formation common cultural competences the student, the requirement to results of development of knowledge. One of effective methodical receptions assisting formation of common cultural competence is the procedure of binary employment. The given procedure allows solving a problem of subject dissociation and a fragmentariness of outlook of students while in the modern world tendencies to historical, political, cultural, social, philosophical integration prevail. The procedure of binary employment allows to overcome isolability of subject matters, their weak communication with each other and to generate at students a complete picture of the world. The special importance of binary employment in formation the competentive approach allows approving the above-stated that consists not only in their special structure, but also in their unique possibility of realization of complete communication of the theory with practice and considerations of fundamental subject matters of disciplines of socially-humanitarian knowledge through a prism of specific sciences.

Keywords: binary employment, the integration, the integrated employment, the competence, interdisciplinary communications, modernization, the common cultural competence, service, social service.

УДК 378.146

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОЛОРИТ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КАК ЕДИНИЦА МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

© 2014

Д.В. Быкова, старший преподаватель кафедры «Иностранные языки» Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Княгинино (Россия)

Аннотация: Произведения художественной литературы всегда отмечены печатью эпохи своего создания или же описываемого в них периода. Такие произведения, удаленные на различное расстояние от современности, написаны совершенно иным языком. Слово выполняет не только смысловую функцию, но также образно-эстетическую. Лексика литературного произведения является источником сведений об истории, культуре, традициях народа, на языке которого написано произведение. Практика и методика преподавания иностранных языков, и, в частности, зарубежной художественной литературы, всегда сталкивается с проблемой достаточной мотивации обучающихся к изучению предмета. Данная статья затрагивает актуальную тему методики преподавания английского языка и предлагает один из способов привлечения внимания студентов неязыковых ВУЗов к изучению английского. Среди способов мотивации студентов выделяется чтение отрывков их художественных произведений, и, в частности, изучение реалий страны изучаемого языка. Тем самым повышается интерес не только к английскому языку как учебному предмету, но и к культуре, истории, литературе страны изучаемого языка. Для отбора текстов используются следующие критерии: культурологическая ценность материала; критерий типичности или своеобразности; актуальность содержания учебного материала, критерий возрастных особенностей; критерий привлекательности, тематический критерий, критерий функциональности.

Ключевые слова: ВУЗ, коммуникативная компетенция, критерий, методика преподавания, мотивация, национальный колорит, понятие, реалия, студент, художественная литература, чтение.

«Очевидное возрастание роли коммуникативной проблемно-коммуникативная задача как средство ин-

компетенции в современном профессиональном со- теллектуального затруднения в языковом и содержа-

обществе привело к увеличению значимости иноязыч- тельном плане, а структура курса обучения может быть

ной подготовки в системе вузовского образования. представлена как система проблемных задач. Расширение международного сотрудничества, необхо- Элементы метода решения задач наилучшим обра-

димость установления новых деловых контактов и эф- зом находят своё применение в обучении такому виду

фективного поддержания уже имеющихся, требуют от коммуникативной речевой деятельности, как чтению,

специалистов, инженеров, менеджеров и ученых техни- поскольку выполнение данного задания может занять

ческих специальностей активного владения, по крайней несколько дней и даже недель, и, таким образом, будет

мере, одним иностранным языком». [4, с. 232] частью самостоятельной работы студента или группы

В техническом ВУЗе иностранный язык как учеб- студентов. ный предмет «выполняет очень важную функцию, он При отборе материала, отображающего националь-

способствует гуманитаризации инженерно-техническо- ные особенности, используются следующие критерии: го образования, оказывая тем самым влияние на имидж 1. «Культурологическая ценность материала. В со-

студента, формируя личность, обладающую когнитив- держании обучения национальные реалии способствуют

ной ментальностью, владеющую культурными норма- повышению общекультурного уровня и содействуют

ми, ценностями, ориентирами» [7, с. 4]. Полноценная формирования основ национально-культурной компе-

коммуникация достигается тогда, когда с помощью лек- тенции;

сических единиц иностранного языка обучающиеся зна- 2. Критерий типичности или своеобразности. Надо

комятся как с национальной, так и с интернациональной учить сравнивать и сопоставлять конкретные стороны

культурой. жизни в стране изучаемого языка и у себя на родине;

Учебной единицей метода решения задач является_3. Актуальность содержания учебного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.