4) психологически-эмоциональные (30%): получение положительных эмоций, психологическая разгрузка;
5) спортивно-соревновательные (10%): стремление проявить себя в различных видах спорта, улучшить спортивные достижения.
При этом в результате обработки результатов тестирования большинства девушек: 40% отдают предпочтение укреплению здоровья, 28% предпочитают виды физкультурной деятельности, направленные на формирование эстетически красивого телосложения, 25% девушек видят в посещении занятий по физической культуре и спорту лишь формальный аспект, 14% - эмоциональное удовлетворение, 3% - самореализация в различных видах спорта.
У юношей мотивация имеет ряд отличий: направленность на укрепление здоровья выбрали 30%, мотивированных на эстетику телосложения - 22 %, формально-пассивно высказалось 15% юношей, за эмоциональное удовлетворение - 16%, самореализацию в спорте - 7%.
Исследование среди студентов юридического профиля выявило наличие мотивации к занятиям физической культурой. Ведущими факторами в ней выступают желание хорошо выглядеть, укрепление и поддержание здоровья, развитие и совер-
Библиографический список
шенствование двигательных умений и навыков, получение положительных эмоций. В то же время остается высоким процент пассивного и формального отношения к занятию спортом, что, в свою очередь, оставляет актуальным вопрос о повышении мотивации студентов юридических вузов к занятиям физическими упражнениями и спортивным самосовершенствованием. Поэтому при формировании программы и учебно-методических рекомендаций по физическому воспитанию студентов юридических вузов необходимо учитывать выявленные мотивы и индивидуальные предпочтения, а также использовать разнообразные занятия по физической культуре и спорту, увеличивая разнообразия методов и подходов к практическим занятиям, повышением профессионального уровня профессорско-преподавательского состава, количество видов спорта и оздоровительной физической культуры, которые могли бы вызвать интерес у большинства студентов юридического профиля. По нашему мнению внесенные необходимые коррективы в практические занятия по физической культуре существенным образом будут способствовать повышению мотивации у студентов юридических вузов к занятиям, что в свою очередь положительно скажется на будущей профессиональной деятельности.
1. Кузнецова Л.В., Малетин ^В. Роль и место целеполагания в формировании ответственности субъекта в процессе профессионального образования. Мир науки, культуры, образования. 2013; 2 (39): 102 - 104.
2. Зуев В.М., Гричанов A.C. Формирование профессиональной психологической устойчивости сотрудника ОВД. Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2013; 2 (25): 104 - 106.
3. Малетин ^В. Формирование профессиональной ответственности сотрудника полиции в условиях гуманитарного образовательного пространства вуза. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014; 4 (59): 31 - 34.
4. Гричанов A.C. Особенности профессиональной подготовки будущих сотрудников полиции на этапе начального освоения специальности Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016; 2 (44): 118 - 119.
5. Немовенко A.A. Формирование профессиональной направленности специалиста (на опыте курсантов вузов МВД России). Известия Российского государственного педагогического Университета им. А.И. Герцена. 2007; 43 (2): 182 - 186.
6. Морозов ВА, Федулов БА, Гричанов A.C. Педагогическое обеспечение подготовки курсантов вуза МВД России к участию в спортивных соревнованиях и служебно-профессиональных конкурсах. Современные проблемы науки и образования. 2015; 4: 178.
7. Бородавко Л.Т. Формирование сознательной дисциплины как основа профессионального воспитания военнослужащих внутренних войск и сотрудников правоохранительных органов в вузе МВД России. Cанкт-Петербург: ОТбУ МВД России, 2001: 18 - 20.
References
1. Kuznecova L.V., Maletin S.V. Rol' i mesto celepolaganiya v formirovanii otvetstvennosti sub'ekta v processe professional'nogo obrazovaniya. Mirnauki, kuí'tury, obrazovaniya. 2013; 2 (39): 102 - 104.
2. Zuev V.M., Grichanov A.S. Formirovanie professional'noj psihologicheskoj ustojchivosti sotrudnika OVD. Vestnik Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2013; 2 (25): 104 - 106.
3. Maletin S.V. Formirovanie professional'noj otvetstvennosti sotrudnika policii v usloviyah gumanitarnogo obrazovatel'nogo prostranstva vuza. Psihopedagogika vpravoohranitel'nyh organah. 2014; 4 (59): 31 - 34.
4. Grichanov A.S. Osobennosti professional'noj podgotovki buduschih sotrudnikov policii na 'etape nachal'nogo osvoeniya special'nosti Vestnik Kaliningradskogo filiala Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2016; 2 (44): 118 - 119.
5. Nemovenko A.A. Formirovanie professional'noj napravlennosti specialista (na opyte kursantov vuzov MVD Rossii). Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo Universiteta im. A.I. Gercena. 2007; 43 (2): 182 - 186.
6. Morozov V.A., Fedulov B.A., Grichanov A.S. Pedagogicheskoe obespechenie podgotovki kursantov vuza MVD Rossii k uchastiyu v sportivnyh sorevnovaniyah i sluzhebno-professional'nyh konkursah. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; 4: 178.
7. Borodavko L.T. Formirovanie soznatel'noj discipliny kak osnova professional'nogo vospitaniya voennosluzhaschih vnutrennih vojsk i sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov v vuze MVD Rossii. Sankt-Peterburg: SPbU MVD Rossii, 2001: 18 - 20.
Статья поступила в редакцию 19.07.18
УДК [39+378.1]:001.891:005:378.1
Matis V.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
SCIENTIFIC SCHOOL AS THE METHODOLOGICAL BASIS FOR THE PRESERVATION AND DEVELOPMENT OF ETHNO-CULTURAL EDUCATION. The article reviews the interrelationship of development of ethnocultural education with the solution of problems of social and cultural activity in the sphere of cultural education of international and inter-confessional communication. The article presents a brief description of the activities of the scientific school "Multicultural approach in education and cultural sphere" in the direction of the development of ethnocultural education, scientific support for the development of research in the field of inter-ethnic relations. The paper reveals the role of the school in providing the consolidation of ethnocultural groups, as well as the main forms of cooperation with ethnocultural associations of the region such as the implementation of socially significant projects, organization of scientific, practical, concert, mass and sporting events of ethnocultural orientation, the development of manuals, repertoire collections.
Key words: ethnic culture, science, culture, interethnic communication, multicultural identity, multicultural approach to multiparadigm analysis, ethnocultural associations, implementation of projects.
В.И. Матис, д-р пед. наук, проф., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,
Е-mail: [email protected]
НАУЧНАЯ ШКОЛА КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается взаимосвязь развития этнокультурного образования с решением проблем социально-культурной деятельности в сфере воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения. Дается краткая характеристика деятельности научной школы «Поликультурный подход в образовании и культурной сфере» в направлении развития этнокультурного образования, научного обеспечения развития исследований в сфере межнациональных отношений. Обозначена роль школы в обеспечении консолидации этнокультурных коллективов, обозначены основные формы сотрудничества с этнокультурными общественными объединениями региона - реализация социально значимых проектов, проведение научно-практических, концертно-массовых, спортивных мероприятий этнокультурной направленности, разработка методических пособий, репертуарных сборников.
Ключевые слова: этническая культура, научная школа, культура межнационального общения, поликультурная личность, поликультурный подход, полипарадигмальный анализ, этнокультурные объединения, реализация проектов.
Очевидно, что каждый народ, для того чтобы сохранить свою самобытность, сам определяет судьбу культуры в своей стране. И важнейшим направлением этой деятельности может стать развитие этнокультурного образования как основы освоения культурного наследия своего народа при условии формировании уважительного отношения к культуре народов, проживающих в регионе. Однако, как показывает практика, никакое общество, никакой отдельно взятый социальный институт, если их коснулся всеобщий кризис (кризис культуры в том числе), не смогут справиться с этой задачей самостоятельно. Поэтому стремление к этнокультурному сотрудничеству в самых широких масштабах должно стать главным направлением культурной стратегии для любого поликультурного общества и всего мирового сообщества.
Не отрицая важности обмена мнениями на различных международных форумах, необходимо стремиться к поиску реальных практических мер, устанавливать действенные рабочие контакты между субъектами культуры во всех сотрудничающих этнокультурных объединениях с тем, чтобы наиболее эффективно решать общие проблемы, укреплять механизмы передачи результатов этнокультурных достижений, где бы они ни осуществлялись, и надежно и быстро распространять все новое.
Для многонационального населения Алтайского края характерен исторически сложившийся интерес не только к сохранению и развитию культуры и традиций своего народа, но к уважительному отношению к представителям других культур. В этом корни стремления, которое проявляют жители региона к изучению богатейшего этнокультурного наследия Алтая. Более того, отношение к другим народам, населяющим регион, основанное на эмпатии, отсутствие дихотомии «мы - они» создали условия для возникновения совершенно уникального феномена - культуры Сибири, уникальной совокупности историко-культурного наследия множества этносов. Все стороны-участники межкультурного сотрудничества выигрывают и обогащаются, когда их отношения основываются на партнерстве, взаимном сотрудничестве и следуют определенным принципам: сближение уровней культурных сообществ, разработка фундаментальных, значимых для всей человеческой культуры идей, обмен опытом, создание совместных структур, объединений, предназначенных для решения универсальных теоретических и практических задач развития культуры [1].
По нашему мнению, первостепенной задачей, которая должна быть решена с учетом современных тенденций развития науки в пространстве образовательных учреждений, является разрешение проблемы становления, функционирования и развития научных школ, которые в общем определяют конкретно-научный уровень методологии исследований всех проблем, связанных со стратегией развития науки в вузах, определяют значимость научных мероприятий и формируют единое научное пространство учреждения высшего образования.
Цель научной школы «Поликультурный подход в образовании и культурной сфере» (рук. д.п.н., профессор В.И. Матис), которая вот уже на протяжении 25 лет осуществляет свою деятельность не только на территории Алтайского края, но и за её пределами, определяется как исследование фундаментальных закономерностей сохранения и воспроизводства этнокультурного наследия народов Алтая через деятельность различных образовательных и культурных учреждений, созданных и действующих в крае творческих коллективов этнокультурной направленности, совершенствование межкультурных коммуникаций и содействие социализации личности в современном поликультурном обществе в условиях развития международных связей [2].
Научная школа «Поликультурный подход в образовании и культурной сфере» сегодня - это коллектив ученых, исследователей, практических творческих работников и сторонников школы в 45 человек из различных сфер жизнедеятельности, которые осуществляют свою научную и творческую работу по сохранению и развитию национальных обычаев, традиций и всей национальной культуры на территории региона.
Школа начала формироваться на основе полипарадигмаль-ного подхода (личностно-ориентированной, когнитивно-знание-вой, компетентностной и культурологической парадигм). Сегодня в рамках сотрудничества между научной школой «Поликультурный подход в образовании и культурной сфере» и этнокультурными объединениями Алтайского края реализуются задачи, направленные на достижение цели:
- формировать готовность молодёжи осуществлять научную, образовательную и социально-культурную деятельность по изучению, сохранению и воспроизводству этнокультурного наследия народов Алтая;
- совершенствовать межкультурные коммуникации в условиях развития межкультурных связей;
- воспитывать поликультурную личность, обладающую культурой межнационального и межконфессионального общения;
- воспитывать представителей разных культур и конфессий в духе толерантности и эмпатии;
- формировать межкультурные компетенции личности.
Именно на этих направлениях, открывших перспективы
научных исследований в области воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения, обеспечивших новые достижения в теории, методике и практике подготовки специалистов в сфере межкультурных коммуникаций, в воспитании поликультурной личности, сосредоточены усилия научной школы и сегодня.
В целом, исследования и работы, выполняемые на базе общей для всех участников научной школы «Поликультурный подход в образовании и культурной сфере» методологии, определили основные направления научного обеспечения развития исследований в сфере межнациональных отношений; в воспитании представителей разных культур и конфессий в духе толерантности и эмпатии; в формировании межкультурных компетенций личности; в подготовке педагогических кадров для современных школ. Сегодня в рамках общей темы АГИК «Образование и социально-культурная деятельность в поликультурном регионе» научная школа поставила цель - формирование готовности: осуществлять научную, образовательную и социально-культурную деятельность по изучению, сохранению и воспроизводству этнокультурного наследия народов Алтая (руководитель к.п.н., доцент О.С. Щербакова); совершенствовать межкультурные коммуникации в условиях развития международных связей (руководитель к.п.н., доцент Л.П. Айкина); воспитывать поликультурную личность, обладающую культурой межнационального и межконфессионального общения и способной осуществлять коммуникации в различных социально-культурных ситуациях (руководитель д.п.н., профессор В.И. Матис); моделировать и выстраивать общую систему ценностей как основания для поликультурного развития личности (руководитель д.п.н., профессор Б.А. Федулов).
Именно на этих направлениях, открывших перспективы исследований в области воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения в науке, обеспечивших новый прорыв в теории, методике и практике подготовки и формирования специалистов в сфере межкультурных коммуникаций, в
воспитании поликультурной личности, сосредоточены усилия научной школы и сегодня.
Под руководством лидера выполняется научно-исследовательская программа, решающая задачи по следующим направлениям:
Первое направление: практическое использование полученных результатов (прикладной аспект) включает:
- выпуск методических пособий, наглядно иллюстрирующих деятельность научной школы, например, уровень проведения национальных праздников и национальных календарей, отражающих основные календарные вехи истории и культуры этносов Алтая;
- использование в работе центров национальных культур положительного опыта коллег по проведению массовых мероприятий для сохранения традиций и обычаев в воспитании культуры межнационального общения;
- повышение уровня профессиональной подготовки руководителей творческих этнокультурных коллективов;
- включение этнокультурных коллективов в социально-культурную жизнь региона.
Второе направление - реализация совместных научно-исследовательских программ и грантов включает:
- организацию и проведение совместных научных и научно-практических конференций, семинаров, круглых столов регионального, всероссийского и международного уровней;
- подготовку совместных научных публикаций, методической и учебной литературы;
- организацию этнографических экспедиций.
В результате исследования проблемы «Социально-культурная деятельность этнонациональных субъектов, в совершенствовании межкультурных (межнациональных) связей на Алтае», было опубликовано учебные пособия для этнокультурных коллективов «Личность в системе социально-национальных связей» [3], «Культура межнационального общения» [4], монографии «Поликультурное образование в современном обществе» [5], «Аксиологические основы воспитания на общенациональной российской идее» [6], коллективная монография «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи» [7].
Научная школа, осуществляя консолидирующую роль этнокультурных коллективов и сотрудничество с диаспорами, продолжается и развивается в реализации совместных проектов и проведении научно-практических, культурно-массовых, спортивных мероприятий.
Наиболее активно сотрудничество развивается Алтайской краевой общественной организацией «Союз армян Алтайского края» - этнокультурным объединением, чья деятельность осуществляется в сфере формирования межнациональных культурных связей, духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в духе уважения к историческому прошлому этносов. Именно в этих направлениях и происходит взаимодействие и сотрудничество научной школы «Поликультурный подход в образовании и культурной сфере» с представителями армянской диаспоры.
Так, совместными усилиями на базе Союза армян Алтайского края организованы на регулярной основе занятия вокально-хореографического ансамбля, реализован ряд значимых для региона социально-ориентированных проектов - «Организация и проведение национальных армянских праздников» (2013 г.), «Мяч дружбы», посвященный Олимпийским играм - 2014 (2014 г.), «Мы - россияне» - цикл мероприятий, направленных на сохранение национальных традиций» (2014 г.), «Родные истоки» - цикл мероприятий по сохранению традиций народно-художественной культуры» (2015 г.), «Алтай - наш общий дом» (2017 г.), «Алтай - территория взаимопонимания» (2017 г.) и др. Одним из направлений совместной деятельности является ор-
Библиографический список
ганизация научных исследований, издание совместных научных и научно-публицистических изданий, проведение научно-практических семинаров с участием представителей муниципальных и краевых органов власти, лидеров и активистов общественных объединений этносов, проживающих в регионе.
С немецкой диаспорой сотрудничество осуществляется через Алтайскую краевую национально-культурную автономию российских немцев и Алтайский краевой Российско-Немецкий Дом. В рамках совместного сотрудничества организуются экспедиции в места компактных поселений немцев, собирается этнографический материал, из которого следует, что дольше и консервативнее этнографические черты сохраняются в конфессиональных общинах. В семьях верующих немцев, а их доля достаточно значима в общем массиве, сохранились не только религиозные обычаи, но и говор, и фольклорное творчество. В этих группах общение, исполнение песен и ритуалы осуществляются, как правило, на диалектах. По результатам экспедиций оформлена экспозиция в музее Алтайского государственного педагогического университета, выпущено несколько сборников научных статей.
В течение 20 лет организуется и проводится конкурс, ставший межрегиональным, «Мои этнические корни». Участниками этого конкурса ежегодно становятся представители Алтайского края, Омской, Томской, Новосибирской, Кемеровской областей, проводятся мастер-классы с руководителями этнокультурных коллективов, семинары и тренинги с представителями молодежных организаций. Совместно с активной частью немецкой диаспоры осуществляется подготовка и публикация книг об истории культуре, совместном сотрудничестве с представителями немецкого этноса. Среди таких изданий - «Барнаульский печальник» (1999), «Немецкий национальный район на Алтае» (2001), «Немцы Алтая» (2008), «Немцы в истории России: Люди и события» (2015), «Твои немцы, Алтай» (2016), «История села Николаевка в лицах» (2017) и др.
С украинцами, проживающими на Алтае, совместная работа с научной школой «Поликультурный подход в образовании и культурной сфере» осуществляется через Алтайскую краевую общественную организацию «Украинское землячество на Алтае». Так, на базе Алтайского государственного института культуры с участием представителей научной школы и творческих коллективов Украинского землячества на Алтае были проведены такие мероприятии, как семинар по украинскому народному танцу, концерт «Песни украинских переселенцев Алтая, подготовленный в рамках реализации проекта «Традиции в наследство». По результатам этнографических экспедиций в районы региона - места компактного проживания украинских переселенцев-украинцев был подготовлено и представлено репертуарно-мето-дическое пособие аудиоальбом «В саду гуляла» с песнями, записанными в Родинском, Романовском, Рубцовском, Целинном, Табунском, Баевском, Крутихинском, Змейногорском районах Алтайского края.
Прочные контакты у научной школы сложились с общественными организациями, представляющими казахскую, киргизскую, белорусскую, польскую, азербайджанскую и другие диаспоры. Подтверждением такому сотрудничеству служит ежегодно проводимый международный фестиваль-конкурс национальных культур «Палитра дружбы» с участием творческих коллективов этнокультурных объединений.
Таким образом, научная школа «Поликультурный подход в образовании и культурной сфере», как добровольный союз ученых, имеет особое значение именно в плане консолидации труда исследователей, проявления научного интереса к решению проблем поликультурного образования, социально-культурной деятельности, воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения и в целом - развития этнокультурного образования в регионе.
1. Айкина Л.П., Матис В.И. Некоторые черты генезиса международного сотрудничества в реализации образовательных проектов глобальной ориентации. Международный образовательный форум «Алтай-Азия 2016: Евразийское образовательное пространство - новые вызовы и лучшие практики»: сборник материалов (22 - 23 сентября 2016 г., Барнаул). Барнаул, 2016: 77 - 80.
2. Научная школа В.И. Матиса «Поликультурный подход в образовании и культурной сфере». Этапы развития: справочные материалы. Под общей редакцией А.С. Кондыкова. Барнаул: Издательство Алтайской государственной академии культуры и искусств, 2013.
3. Матис В.И. Личность в системе национально-культурных связей: Учебное пособие. Барнаул: АЗБУКА, 2014.
4. Матис В.И. Культура межнационального общения: учебное пособие. Барнаул: Издательство Алтайской государственной академии культуры и искусств, 2013.
5. Матис В.И. Поликультурное образование в современном обществе: монография. Барнаул: Издательство АГИК, 2016.
6. Федулов Б.А. Аксиологические основы воспитания на общенациональной российской идее: монография. Барнаул: Барнаульский юридический институт, 2015.
7. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодёжи: коллективная монография. Научный редактор В.И. Матис. Барнаул: Издательство Алтайского государственного института культуры, 2015.
References
1. Ajkina L.P., Matis V.I. Nekotorye cherty genezisa mezhdunarodnogo sotrudnichestva v realizacii obrazovatel'nyh proektov global'noj orientacii. Mezhdunarodnyj obrazovatel'nyj forum «Altaj-Aziya 2016: Evrazijskoe obrazovatel'noe prostranstvo - novye vyzovy i luchshie praktiki»: sbornik materialov (22 - 23 sentyabrya 2016 g., Barnaul). Barnaul, 2016: 77 - 80.
2. Nauchnaya shkola V.I. Matisa «Polikul'turnyj podhod v obrazovanii i kul'turnoj sfere». 'Etapy razvitiya: spravochnye materialy. Pod obschej redakciej A.S. Kondykova. Barnaul: Izdatel'stvo Altajskoj gosudarstvennoj akademii kul'tury i iskusstv, 2013.
3. Matis V.I. Lichnost' v sisteme nacional'no-kul'turnyh svyazej: Uchebnoe posobie. Barnaul: AZBUKA, 2014.
4. Matis V.I. Kul'tura mezhnacional'nogo obscheniya: uchebnoe posobie. Barnaul: Izdatel'stvo Altajskoj gosudarstvennoj akademii kul'tury i iskusstv, 2013.
5. Matis V.I. Polikul'turnoe obrazovanie vsovremennom obschestve: monografiya. Barnaul: Izdatel'stvo AGIK, 2016.
6. Fedulov B.A. Aksiologicheskie osnovy vospitaniya na obschenacional'noj rossijskoj idee: monografiya. Barnaul: Barnaul'skij yuridicheskij institut, 2015.
7. Duhovno-nravstvennoe ipatrioticheskoe vospitanie molodezhi: kollektivnaya monografiya. Nauchnyj redaktor V.I. Matis. Barnaul: Izdatel'stvo Altajskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury, 2015.
Статья поступила в редакцию 03.07.18
УДК 378
Nikolaichuk E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Kursk State University (Kursk, Russia),
E-mail: [email protected]
Tarasuk N.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Kursk State University (Kursk, Russia),
E-mail: [email protected]
REFLEXIVE CULTURE DEVELOPMENT ON THE BASIS OF INTERACTIVE COGNITIVE STRATEGIES IN FOREIGN LANGUAGE EDUCATION. The article produces description of the potential of interactive cognitive strategies in the reflexive culture development in the professional training of future foreign language teachers. The research includes the main stages of how the reflexive culture forms. The article contains the main theoretical positions providing the effectiveness of the development of the reflexive culture, when the interactive cognitive strategies are used. The most essential theoretical position can be articulated in the following way: professional knowledge should be gained by students themselves and should be used in order to solve new professional problems in the constantly changing professional environment. The authors believe that students should find, select, represent and modify information from available resources in order to improve the quality of the educational process. The authors single out the priority of the interactive cognitive strategies in the process of reflexive culture formation. The material of the article leads to the conclusion that the usage of the interactive cognitive strategies contributes to increasing of professional and personal potential of future specialists in foreign language teaching.
Key words: interactive cognitive strategies, foreign language education, reflexive culture, educational module.
Е.А. Николайчук, канд. пед. наук, ст. преп. Курского государственного университета, г. Курск,
E-mail: [email protected]
Н.А. Тарасюк, д-р пед. наук, проф. Курского государственного университета, г. Курск, E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ
Статья посвящена описанию потенциала интерактивных познавательных стратегий в процессе развития рефлексивной культуры будущего учителя иностранного языка. В статье представлены основные этапы развития рефлексивной культуры, которые обеспечивают эффективность применения интерактивных познавательных стратегий в процессе иноязычного профессионального образования. Статья включает в себя основные теоретические положения, обеспечивающие эффективность процесса развития рефлексивной культуры на основе применения интерактивных познавательных стратегий. Главным теоретическим положением является положение о том, что приоритетными становятся не сами знания, а то, как и где добывать их из различных источников, как их интерпретировать, модифицировать и применять с целью решения образовательных задач в сфере иноязычного педагогического образования. Представленный в статье материал позволяет сделать вывод, что применение интерактивных познавательных стратегий в процессе развития рефлексивной культуры способствует профессиональному и личностному развитию будущих специалистов иноязычного образования.
Ключевые слова: интерактивные познавательные стратегии, иноязычное профессиональное образование, рефлексивная культура, образовательный модуль.
Важнейшей составляющей профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка является развитие рефлексивной культуры. Рефлексивная культура - это интегративное качество личности, включающее в себя самоанализ, самооценку, самопроектирование, самореализацию, самоконтроль, саморазвитие будущего учителя иностранного языка с целью раскрытия его личностного и педагогического потенциала [1].
Рефлексивная культура учителя иностранного языка включает в себя знания относительно всех компонентов рефлексивной составляющей профессиональной деятельности; рефлексивные умения; опыт осуществления профессиональной деятельности в избранной профессиональной сфере; творчество как преобразование и перенос полученного опыта; ценностно-смысловое
отношение к профессиональной деятельности в иноязычном образовании.
Уровень сформированности рефлексивной культуры определяет эффективность решения учебных, развивающих, познавательных и воспитательных задач в сфере иноязычного педагогического образования.
Процесс развития рефлексивной культуры может быть значительно интенсифицирован посредством применения интерактивных познавательных стратегий, способствующих решению ряда образовательных задач в учебном, развивающем, познавательном и воспитательном аспектах иноязычного образования.
Применение интерактивных познавательных стратегий в процессе развития рефлексивной культуры способствует форми-