к курсу пропедевтики. Конструктивно-аналитический этап проектирования заключается в выполнении планировочных схем, ортогональных и аксонометрических проекций, перспективных изображений будущих объектов.
Цифровые технологии используются в процессе последующей деталировки объектов и на дальнейших этапах проектирования.
Большое внимание в процессе обучения уделяется развитию и использованию техник и приемов уникальной ручной графики. Свободный эскизный поиск на начальном этапе работы, а также проработка проекта на завершающем этапе выполнения проектного задания. Следует отметить индивидуальный подход к каждому студенту в процессе обучения, отсутствие ограничений в технике подачи материала, что обеспечивает успешное сочетание рукотворной графики с цифровыми форматами.
Большое внимание в учебном процессе по дисциплине «Проектирование» уделяется организации и проведению мастер-классов, посещению специализированных салонов по оборудованию, строительным и отделочным материалам, реальных объектов интересных с дизайнерской точки зрения, на которых можно проследить работу дизайнера, этапы возведения или отделки объектов. В рамках учебного процесса к преподаванию привлекаются известные дизайнеры и архитекторы, которые делятся своим профессиональным опытом со студентами.
Проектное обучение для дизайнера среды должно быть главным в системе дизайнерской подготовки.
Педагогические технологии, применяемые в дисциплине «Проектирование» по направлению подготовки «Дизайн», разнообразны, у каждого преподавателя свой подход и свои наработки в этой области, но все они призваны обеспечить готовность выпускника решать следующие профессиональные задачи:
- в художественной деятельности: выполнение художественного моделирования и эскизирова-ния; владения навыками композиционного формообразования и объемного макетирования; владение информационными технологиями, различных видов изобразительных искусств и проектной графики;
- в проектной деятельности: выполнение комплексных дизайн-проектов, изделий и систем, предметных и информационных комплексов на основе методики ведения проектно-художественной деятельности; владение технологиями изготовления объектов дизайна и макетирования; владение методами эргономики и антропометрии;
- в информационно-технологической деятельности: владение современными информационными технологиями для создания графических образов, проектной документации, компьютерного моделирования [2].
Список литературы
1. Степанюк, И. В. Формирование креативного мышления на уроках / И. В. Степанюк // Молодой учёный. - 2015. - № 16. - С. 426-428.
2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс] : приказ М-ва образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № 1004. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71375254 (дата обращения: 20.06.2017).
УДК 316.73:341.232.7(4/5)
В. И. Матис
Алтайский государственный институт культуры,
Барнаул, Россия
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ПРОСТРАНСТВА ПОЛИКУЛЬТУРЫ
В статье на основе поликультурного подхода в образовании и культурной сфере представлены условия формирования евразийского культурного пространства, его структура, где совокупность национальных культур - это проявление и выражение интересов всех этнических культур в общей культуре. Чем больше локальных национальных особенностей отражено в общей цивилизационной культуре, тем более устойчиво в своём функционировании будет евразийская поликультура.
Ключевые слова: евразийская культура, поликультурное сообщество, поликультурная картина мира, глобализационные процессы, взаимообогащение культур, этнопедагогические особенности, межкультурное сотрудничество, культура межнационального общения, модели поликультурного общества, социально-культурные условия, компоненты евразийского культурного пространства, задачи
формирования евразийской культуры, знаниевый, мировоззренческий, поведенческий компоненты формирования культуры межнационального общения, межкультурные компетенции.
V. I. Matis Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia
SOCIO-CULTURAL CONDITIONS OF FORMATION THE EURASIAN SPACE POLYCULTURES
The author based on the multicultural approach in education and the culture shows some conditions for the Eurasian cultural space formation, its structure, where the sum of ethnic cultures is a manifestation of the interests of all ethnic cultures in a common culture. The more local ethnic features are reflected in the common civi-lizational culture, the more stable the Eurasian polyculture will be in its functioning.
Keywords: Eurasian culture, multicultural society, multicultural worldview, globalization processes, mutual enrichment of ethnic cultures, ethnical and pedagogical peculiarities, cross-cultural cooperation, the culture of interethnic communication, multicultural society models, social and cultural conditions, the elements of the Eurasian cultural space, a task of the Eurasian culture forming, knowledge and ideological and behavioral components of interethnic communication culture formation, intercultural competence.
Становление евразийской культуры - это довольно сложный аспект социально-культурной жизни, который требует специального анализа и учёта исторических, политических, социально-культурных и этнокультурных условий, при которых происходит решение множества задач. В первую очередь к этим условиям относится характеристика этнокультурной ситуации в мире и регионах.
Что касается исторических условий, евразийство опиралось на богатое интеллектуальное прошлое и зарождалось в период между двумя мировыми войнами. Движение евразийства объединило вокруг себя высокообразованных интеллектуалов, интересы и специализация которых были различны: востоковедение, география, история, культура, музыка, религия, философия, экономическая география, этнография, языкознание и др.
Из этой встречи между разными науками, разными взглядами на мир и родилась идеология, претендовавшая на универсальность, на полноту охвата, располагавшая внутренней логикой, объединяющей эти науки вокруг одного и того же понятия - «Евразия» [1, с. 31].
Движение евразийства включало в свои ряды многих выдающихся деятелей русской эмиграции -географа и экономиста П. Н. Савицкого, этнографа, культуролога, лингвиста Н. С. Трубецкого, лингвиста Р. О. Якобсона, философа Л. П. Карсавина, историка Г. В. Вернадского, критика музыковеда П. П. Сувчинского, религиозного мыслителя Г. В. Фроловского, философа права Н. Н. Алексеева, литературного критика Д. П. Святополк-Мирского, востоковеда В. П. Никитина.
Большинство исследователей считают датой возникновения евразийства август 1921 г., когда в столице болгарского государства - г. Софии - появился первый коллективный труд четырех авторов-основоположников нового течения общественно-политической мысли под общим названием «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев». Однако, отмечает исследователь евразийства В. Я. Пащенко [4], дату рождения евразийства следует сдвинуть на год раньше, когда в 1920 г. в той же Софии скромным тиражом появилась небольшая работа князя Н. С. Трубецкого под названием «Европа и человечество» [5].
В книге нет анализа социально-политических процессов в России, еще не упоминается термин «евразийство», не говорится о путях преобразования российского общества, вообще отсутствует какая-либо конкретика в плане стран и народов. Но книга закладывает методологию нового учения, в абстрактных построениях автора создаются принципы и модели социально-исторического исследования, применимые не к отдельным странам и народам, а к более высоким степеням абстракций, к отношениям культур и цивилизаций. «... Без «Европы и человечества» евразийская концепция не стала бы логично отточенной, ни столь оригинальной и, в конечном счете, столь привлекательной для широких слоев интеллектуалов» [4, с. 23-24], - так пишет В. Я. Пащенко.
Итак, первый интеллектуальный импульс евразийскому движению дала указанная выше книга Н. С. Трубецкого. Соотношение культур и цивилизаций, прогресса и регресса, национального и интернационального, проблемы историософии и социальной философии, и многие другие, затронутые в ней вопросы стали точкой отсчета, неким импульсом общетеоретического, методологического характера работ евразийцев. И в этом, прежде всего, её основное значение для решения конкретных задач, теорий и концепций, выдвинутых впоследствии евразийскими исследователями.
Однако в советское время творческое наследие как евразийцев в целом, так и Н. С. Трубецкого в частности, замалчивалась. Это объяснялось идеологическими соображениями: концепция евразийцев
(и, соответственно, Н. С. Трубецкого, как одного из наиболее ярких представителей течения философ-ско-политической, историософской мысли), входила в противоречие с официальной идейно-философской, политической доктриной СССР. Интерес к евразийской теории пробудился в российской историографии лишь в конце 80-х - начале 90-х гг. ХХ в. Однако и до сегодняшнего дня процесс изучения и переосмысления феномена евразийства далек от завершения.
С момента своего становления идеология евразийства была отмечена глубокими противоречиями. Оно представляло себя как учение на стыке географии, геополитики, этнографии, истории, философии и др., как синтез наук и идей, при этом обсуждая разные подходы границ и влияний культур Европы и Азии.
Тем не менее, появление понятия «евразийская культура», свидетельствует об усилении взаимосвязей между всеми народами и взаимопроникновении культур, становлении и формировании современной культуры на огромной территории Европы и Азии в противоречивый, но единый системный комплекс, который развивается во многом стихийно, сталкивается со своими собственными ограничениями, но, тем не менее, развивается и обогащается.
Сегодня мир - это пестрая картина национального многообразия, которая не упрощается, а постоянно усложняется и, тем самым, обогащает все человечество, развивает его цивилизованность. Все это один из важнейших аспектов национальных процессов, и в то же самое время - характеристика современного поликультурного сообщества [2, 3].
В современном мире проживает 3,5 тыс. этносов, включающих нации, народности и племена. Большинство народов объединены в многонациональные государства. Если в США, Канаде, Латинской Америке, например, проживает около 600 наций и народностей, то в странах Азии, Африки и в Австралии - более 2600 различных этнических образований, а в Европе - ещё около 300. Если учесть, что культур (гендерных, конфессиональных, национальных, поселенческих, профессиональных и др.) ещё больше, то наличие множества культур - не просто характеристика этнонациональной поликультурной картины мира. В условиях мобильности населения планеты, развития туризма, усиления взаимосвязей и взаимозависимостей стран и наконец, глобализационные процессы, неумолимо происходящие в мире, осуществляют проникновение, смешение и взаимообогащение культур. Поэтому само понятие евразийская культура не просто гипотетически имеет право на жизнь. Это результат совершенно реальных процессов, происходящих в мире. На политической карте мира к концу ХХ - началу XXI вв. практически не осталось регионов, где в той или иной форме не обнаруживалось бы сближение и взаимопроникновение культур. Хотя следует отметить, что при таком смешении культур сохраняются некоторые этнические оттенки и особенности. При формировании евразийского пространства культуры необходимо аккуратно и осторожно подходить к сохранению и развитию национальных культур, особенно в образовательной сфере, где обучение в первую очередь должно строиться на этнопедагогических особенностях и национальной методике.
21 ноября 2012 г. принята Евразийская Декларация, подписанная представителями российских зауральских регионов. Евразийская идея получила межрегиональную поддержку в организации Международного координационного совета «Наш общий дом - Алтай» (Россия, Казахстан, Китай, Монголия), Международного этнокультурного фестиваля «Ердынские игры» (Иркутская область). Организаторами Международной научно-творческой конференции «Алтай в цивилизационном пространстве Евразии» являются Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай, Правительство Республики Алтай, Научно-исследовательский институт алтаистики им. С. С. Суразакова, Горно-Алтайский государственный университет.
В современных условиях многие проблемы национальных культур могут успешно решаться в ходе развертывания межкультурного сотрудничества, разумного использования достижений и опыта, установления нового порядка во взаимоотношениях, взаимосвязях между культурами. Однако эти сложные процессы сопровождаются различными противоречиями в сфере межнациональных отношений. С одной стороны, мы являемся свидетелями усиления взаимосвязей и взаимозависимостей между народами, культурами, а с другой - мы наблюдаем обострение между этими субъектами социально-культурной жизни. И это касается всего мирового сообщества. Причем обнаруживается тенденция к увеличению так называемых «горячих точек», где в той или иной степени обостряются межкультурные, межэтнические конфликты с различным уровнем трагичности.
Другой аспект социально-культурных и философских условий рассмотрения проблем межкультурных отношений и понимания евразийской культуры - определение и характеристика поликультурного общества, где и осуществляются процессы в межэтнической сфере, в том числе и воспитание культуры межнационального общения, развитие межкультурных коммуникаций.
Интеграция людей в глобальную целостность, в поликультурное сообщество - главная тенденция современности, хотя следует признать, что существуют и противоположные разрушительные тенденции. Примером последних и служат назревающие глобальные проблемы и необходимость их совместного и комплексного разрешения.
Поликультурное общество, на наш взгляд, - важнейшая и основополагающая категория социальной философии и теоретической социологии, означающая исторически конкретный тип социальной системы, т. е. объединение людей различных культур, конфессий, национальностей, мест проживания со всей совокупностью форм взаимодействия и взаимозависимостей, в которой экономика выполняет функцию адаптации, политика - целедостижения, а культурные символы - поддержания образца взаимодействий в системе [2].
Самодостаточность поликультурного общества состоит в его способности институционализировать определенные культурные компоненты, предоставить широкий репертуар ролей и обеспечить личную мотивацию действующих в нём индивидов с учётом их социокультурных особенностей, а также в достаточной мере контролировать «технико-экономический» комплекс и определенную территорию.
Характеристика поликультурного общества, как новой целостности, на наш взгляд, может иметь различные основания, но в основе своей все они, так или иначе, будут затрагивать взаимоотношения между представителями различных культур (конфессиональных, национальных, поселенческих, профессиональных и др.), перспективы взаимодействия и взаимосвязей между ними.
Если эти индикаторы взять за основу, то типологизация может выглядеть как модели поликультурного общества [2].
Первая модель поликультурного общества может выглядеть как «однообразно-единое». Достижению целей такой модели общества способствуют различные доктрины «стирания граней...», «стирания существенных различий.», «создания монолитного общества» и т. д. Такая целостность, на наш взгляд, бесперспективная, поскольку, как показывает практика, сопровождается жестким подавлением уникального разнообразия различных этнических, региональных, местных и других особенностей. Основным стратегическим принципом в таком обществе является теория «плавильного котла», при котором переплавляются и перемалываются все особенности культуры. Принципом руководства и жизнедеятельности такой целостности выступает авторитаризм, тоталитаризм. Образно такое поликультурное общество ассоциируется с серой однообразностью в черно-белом фильме (Северная Корея, Албания и др.).
Вторая модель поликультурного общества может выглядеть как «многообразно-расчленённое». В таких обществах основным руководящим принципом является «разделяй и властвуй». Эту модель характеризует разобщенность и хаос, где все этнические образования и их культуры обособленны или обосабливаются и не контактируют. Образно такая поликультура ассоциируется с многоцветным, но дисгармоничным хаосом или с басней И. А. Крылова «Квартет» или героями другой: «Лебедь, щук и рак». Примером такого общества могут служить отношения в Испании, Франции, Германии, где увлечение мультикультурализмом привело не к налаживанию гармонии, а к обострению межнациональных отношений.
Третья модель характеризуется многообразием в едином. Это перспективная целостность, использующая стратегию демократического объединения народов и их культур для прогрессивного продвижения общества к более высшим формам. Такая модель общества предполагает развитие и раскрытие особенностей всех культур, которые желают развиваться, сохранять свои корни и заботиться о перспективах. Это может осуществляться через участие различных некоммерческих объединений общественных организаций и национально-культурных автономий в социально-культурной и даже политической жизни. Образное представление такой модели может ассоциироваться с многоцветной гармонией красок в единой цельной картине. В этой характеристике - суть гражданского поликультурного общества.
Если придерживаться определения, что поликультурное общество - это гражданское общество -общество граждан высокого социально-политического, экономического, культурного уровня или статуса, создающее совместно с государством развитые правовые отношения, то первое, что необходимо заметить, общественные (национальные, конфессиональные, поселенческие, профессиональные и др.) объединения и организации - это элементы гражданского общества.
Второе - это то, что они могут принести ощутимую пользу в процессе формирования гражданского общества при определенных социально-политических условиях: соответствующем внимании государства. Не случайно демократически развитым обществом сегодня считается то, где общественные организации при поддержке государства и бизнеса активно включены в процессы стабилизации социальной системы, реализации прав и свобод людей, роста их образовательного и культурного уровня, сохранении и развитии национального своеобразия.
И, наконец, третье - формирование гражданского поликультурного общества - это целенаправленное и активное движение самих людей. Никакие инициативы «сверху» даже способствовать формированию гражданского общества не могут, если народ сам этого не захочет.
Таким образом, в «многообразно-единой» модели поликультурного общества вырисовывается триада общественные организации-бизнес-государство. Только их взаимопонимание взаимоподдержка и взаимосотрудничество могут способствовать развитию институтов гражданского поликультурного общества, решать не только свои, но и общественные (национальные, конфессиональные, поселенческие, культурные и др.) проблемы.
Причем их взаимодействие, взаимопроникновение, интеграция возможны только на добровольной основе. При этом их сотрудничество измеряется не только материальными, но и другими эквивалентами, такими как информационные, образовательные, культурные, национальные, конфессиональные и др. ресурсы, которые имеются у государства, организаций и бизнеса.
Третий аспект социально-культурных условий формирования евразийской культуры - заключается в характеристике содержания процесса культурного сотрудничества и взаимодействия. Компонентами евразийского культурного пространства выступают: ценностно-содержательный; личностно-ориентированный; операционно-деятельностный; регионально-интеграционный.
Они (компоненты) отражают целый комплекс отношений: к личности как высшей ценности в культурном взаимодействии, как субъекту жизни, способной к культурному самоопределению и самоизменению; к педагогу как посреднику между человеком и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать помощь и поддержку каждой личности в индивидуальном самоопределении в мире отношений, ценностей и деятельности; к культурному учреждению как к целостному, поликультурному пространству, где живут и воссоздаются культурные ценности, осуществляется интеркультурная коммуникация, межнациональное воспитание человека культуры; к образованию, его содержанию как культурному процессу, в основе которого стоят личность, личностный смысл, общечеловеческие и национальные ценности, диалог и сотрудничество.
В связи с задачами формирования евразийской культуры и пространства, в содержательном плане этот процесс должен включать в качестве основных элементов: знаниевый, мировоззренческий, поведенческий компоненты [2].
Это довольно сложный аспект понимания, который требует специального анализа, и мы просто должны это учитывать.
В первую очередь следует отметить знаниевый компонент, который включает: историю и культуру, традиции и обычаи собственного народа, организации, поселения. Затем следует история и культура, традиции и обычаи партнёра и место истории и культуры, традиций и обычаев собственного народа, организации, поселения и этноса партнера в культуре общества и государства. Важнейшим элементом знаниевого компонента является язык родного этноса и языки межнационального и международного общения (билингвизм и полилингвизм).
Однако очевидно, что формирование пространства евразийской поликультуры не должно сводиться только к знаниям. Одни знания не могут гарантировать, что в практических ситуациях общения в поликультурной среде, будет всегда достигнута ситуация успеха. На наш взгляд, следующим компонентом будет мировоззренческий аспект, который включает: способность противостоять антиподам культуры взаимодействия и сотрудничества - национальной ограниченности и замкнутости, национальной предвзятости и неприязни, национальному недоверию и отчужденности, национальному эгоизму и этноцентризму, национальному тщеславию и спеси. Важную роль в этом процессе имеют социально и профессионально ориентированные реакции на характер, стиль и особенности поведения людей других национальностей и особенности национальной культуры как выражения национальной психологии, нормы и правила, которые регулируют взаимоотношения представителей разных этнических общностей или их выработку во взаимных интересах. Успех в формировании евразийской культуры будет зависеть и от потребности утверждать на практике взаимно согласованные принципы бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества в ходе межнационального межкультурного взаимодействия.
Понятие межкультурной компетенции наряду со знаниевыми и мировоззренческими компонентами, включает навыки, умения, и качества личности, которые составляют компетенцию субъектов межкультурного общения в условиях евразийской культуры.
Следующим мы отмечаем поведенческий компонент, включающий ряд поведенческих качеств личности, которые составляют межкультурную компетенцию при коммуникации с представителями иных культур. Здесь основой несущей конструкции являются толерантность и эмпатитя, включающие на поведенческом уровне: соблюдение сложившихся традиционных или стереотипных форм межнационального общения; проявление уважения и позитивной оценки другого человека; позитивную, лишённую предубеждений реакцию на поведение представителя другой культуры; принятие точки зрения собеседника, способность взглянуть на событие с его позиции; толерантность к неожиданному повороту событий, способность справиться с ранее неизвестной и неопределённой ситуацией, не показывая своего замешательства.
Таким образом, анализ социально-культурных и организационных условий формирования евразийского пространства культуры приводит к выводу, что евразийская культура, как структура -это не только совокупность национальных культур, это проявление и выражение интересов всех этнических культур в общей культуре, чем больше локальных национальных особенностей отражено в общей цивилизационной культуре, тем более устойчиво в своём функционировании будет евразийская поликультура.
Список литературы
1. Ларюель, М. Идеология русского евразийства, или Мысли о величии империи / М. Ларюель ; пер. с фр. - Москва : Наталис, 2004. - 287 с.
2. Матис, В. И. Личность в системе национально-культурных связей : учеб. пособие / В. И. Матис. -Барнаул : АЗБУКА, 2014. - 398 с.
3. Матис, В. И. Школа глобальной ориентации (поликультурный подход в образовании) : [моногр.] / В. И. Матис. - Барнаул : АЗБУКА, 2014. - 246 с.
4. Пащенко, В. Я. Евразийские начала / В. Я. Пащенко // На рубеже веков. - 1997. - № 2. - [Б. и.].
5. Трубецкой, Н. С. Наследие Чингисхана / Н. С. Трубецкой // Европа и человечество. - Москва : Эксмо, 2007. - 736 с.
УДК 37.062.3:159.924.24
А. С. Ремезова
Алтайский государственный институт культуры,
Барнаул, Россия
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ 1 КУРСА
В статье определяется значимость формирования креативного мышления у студентов-дизайнеров вузов культуры. Даются примеры его формирования.
Ключевые слова: подготовка дизайнеров в вузах культуры, креативное мышление, способы обучения.
A. S. Remezova Altai State Institute of Culture,
Barnaul, Russia
THE DEVELOPMENT OF CREATIVE THINKING IN 1st COURSE STUDENTS
The article defines the importance of the formation of creative thinking among design students of universities of culture. Examples of this formation are given.
Keywords: designers training in universities of culture, creative thinking, ways of teaching.
Первостепенной целью высшего образования является не непосредственная передача знаний от преподавателя к студенту, а фактическое развитие способностей студента самостоятельно определять актуальность проблемы, формулировать этапы решения поставленной задачи, а так же самостоятельно оценить итог, проведенной работы. Преподавателю ВУЗа предстоит решить непростую купергань: развитие креативного мышления у студентов, обучающихся на первом и втором курсе. Ядром развития служит человеческая любознательность, желание докопаться до сути, будь то интерес к здоровью, к истории, либо к природе. Из чего следует, что желательно инклюзивно подходить к разработке заданий по предмету «Проектирование» и «Пропедевтика». Это является необходимым условием для усовершенствования творческого мышления. Что есть творчество для будущих дизайнеров? Несомненно, это процесс создания уникального, нового продукта, вне зависимости от его утилитарных свойств. Креативность - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящих в структуру одаренности в качестве независимого фактора [1]. В английском языке существует выражение: «мыслить вне рамок», точно передающее понятие креативности. В ходе многочисленных исследований было выявлено, что возможность развития креативности наиболее актуальна на первых курсах учебы в высших учебных заведениях. Вместе с тем были лоцированны два типа людей: у первой группы креативное мышление достигает максимального развития в юношестве, у второй группы этот показатель постепенно увеличивается, достигая высшей степени в средние года.
Согласно выводам ученых, имеются две гипотезы по возникновению креативных способностей. В первой гипотезе говорится о том, что творческие способности возникли у Homo sapiens (человек современного типа) постепенно, долговременно, вследствие чего стали причиной культурных и демографических изменений человечества. А именно - увеличение численности населения, путём сочетания способностей самых сообразительных и талантливых особей в популяциях, с последующим закреплением данных аллелей в генах потомства. Вторую гипотезу, предложенную в 2002 году высказал американский палеоантрополог, специалист по палеоантропологии Африки и Европы, член Американской академии искусств и наук, именной профессор антропологии и биологии Стэнфорда Ричард Клайн [2]. Его книга «The Human Career» посвящена вопросу происхождения человека. Профессор обоснованно указывает, что