Научная статья на тему 'Научная школа как методологическая база сохранения и развития этнокультурного образования'

Научная школа как методологическая база сохранения и развития этнокультурного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / НАУЧНАЯ ШКОЛА / КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матис В.И., Айкина Л.П.

В статье рассматривается взаимосвязь развития этнокультурного образования с решением проблем социально-культурной деятельности в сфере воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения. Дается краткая характеристика деятельности научной школы «Поликультурный подход в образовании и культурной сфере» в направлении развития этнокультурного образования, научного обеспечения развития исследований в сфере межнациональных отношений. Обозначена роль школы в обеспечении консолидации этнокультурных коллективов, обозначены основные формы сотрудничества с этнокультурными общественными объединениями региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC SCHOOL AS THE METHODOLOGICAL BASIS FOR THE PRESERVATION AND DEVELOPMENT OF ETHNO-CULTURAL EDUCATION

The article reviews the interrelationship of development of ethno-cultural education with the solution of problems of social and cultural activity in the sphere of cultural education of international and inter-confessional communication. The article presents a brief description of the activities of the scientific school "Multicultural approach in education and cultural sphere" in the direction of the development of ethno-cultural education, scientific support for the development of research in the field of inter-ethnic relations. The role of the school in ensuring the consolidation of ethnocultural groups is designated, the main forms of cooperation with ethnocultural public associations of the region are indicated.

Текст научной работы на тему «Научная школа как методологическая база сохранения и развития этнокультурного образования»

1. Беспалько В. П. Теория учебника: Дидактический аспект. М. : Педагогика, 1988. 160 с.

2. Микк Я. А. Оптимизация сложности учебного текста: В помощь авторам и редакторам. М. : Просвещение, 1981. 119 с.

3. Михеева С. А. Система формализованных критериев оценки школьного учебника // Вопросы образования. 2015. № 4. С. 147-183.

4. Зеркаль О. В. Семантическая информация и подходы к ее оценке. Ч. 1. Семантико-прагматическая информация и логико-семантическая концепция // Философия науки. 2014. № 1. C. 53-69.

5. Криони Н. К., Никин А. Д., Филлипова А. В. Автоматизированная система анализа сложности учебных текстов // Вестник УГАТУ (Уфа). 2008, Т. 11. № 1(28). С. 101-107.

6. Оборнева И. В. Автоматизированная оценка сложности учебных текстов на основе статистических параметров : дис. ... канд. пед. наук. М., 2006. 165 с.

7. Davis В., Sumara D. Complexity and Education: Inquiries Into Learning, Teaching, and Research. Mahwah, New Jersey, London, 2006. 201 p.

УДК 37.013.43

НАУЧНАЯ ШКОЛА КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается взаимосвязь развития этнокультурного образования с решением проблем социально-культурной деятельности в сфере воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения. Дается краткая характеристика деятельности научной школы «Поликультурный подход в образовании и культурной сфере» в направлении развития этнокультурного образования, научного обеспечения развития исследований в сфере межнациональных отношений. Обозначена роль школы в обеспечении консолидации этнокультурных коллективов, обозначены основные формы сотрудничества с этнокультурными общественными объединениями региона.

Ключевые слова: этническая культура, научная школа, культура межнационального общения, поликультурная личность.

8. Майер Р. В. Контент-анализ школьных учебников по естественно-научным дисциплинам : моногр. [Электронное научное издание на компакт-диске]. Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т, 2016. 137 с.

9. Майер Р. В. Оценка терминологической и математической сложности учебников природоведения и физики // Вестник Владимирского государственного университета. 2017. № 31(50). С. 63-70.

10. Шалак В. И. Современный контент-анализ. Приложения в области: политологии, психологии, социологии, культурологии, экономики, рекламы. М. : Омега-Л, 2004. 272 с.

11. White M.D., Marsh E.E. Content analysis: A flexible methodology // Library trends. 2006. Vol. 55. № 1. P. 22-45. URL: http://muse.jhu.edu (дата обращения: 12.09.2018)

12. Майер Р. В. Оценка уровня абстрактности изложения материала в школьных учебниках по естественным наукам // Стандарты и мониторинг в образовании. 2017. № 1. С. 5863. DOI 10.12737/24530 (дата обращения: 12.09.2018).

© Майер Р. В., 2018

B. M. Mamuc, n. n. AÜKUHa W. I. Matis, L. P. Aikina

SCIENTIFIC SCHOOL AS THE METHODOLOGICAL BASIS FOR THE PRESERVATION AND DEVELOPMENT OF ETHNO-CULTURAL EDUCATION

The article reviews the interrelationship of development of ethno-cultural education with the solution of problems of social and cultural activity in the sphere of cultural education of international and inter-confessional communication. The article presents a brief description of the activities of the scientific school "Multicultural approach in education and cultural sphere" in the direction of the development of ethno-cultural education, scientific support for the development of research in the field of inter-ethnic relations. The role of the school in ensuring the consolidation of ethnocultural groups is designated, the main forms of cooperation with ethnocultural public associations of the region are indicated.

Keywords: ethnic culture, scientific school, culture of intercultural communication, multicultural personality.

Очевидно, что каждый народ, для того чтобы сохранить свою самобытность, сам определяет судьбу культуры в своей стране. И важнейшим направлением этой деятельности может стать развитие этнокультурного образования как основы освоения культурного наследия своего народа при условии формирования уважительного отношения к культуре народов, проживающих в регионе. Однако, как показывает практика, никакое общество, никакой отдельно взятый соци-

альный институт, если их коснулся всеобщий кризис (кризис культуры в том числе), не смогут справиться с этой задачей самостоятельно. Поэтому стремление к этнокультурному сотрудничеству в самых широких масштабах должно стать главным направлением культурной стратегии для любого поликультурного общества и всего мирового сообщества.

Не отрицая важности обмена мнениями на различных международных форумах, необходимо стремиться к поис-

1SC

Гуманитарные исследования • 2018 • № 3 (20)

ку реальных практических мер, устанавливать действенные рабочие контакты между субъектами культуры во всех сотрудничающих этнокультурных объединениях с тем, чтобы наиболее эффективно решать общие проблемы, укреплять механизмы передачи результатов этнокультурных достижений, где бы они ни осуществлялись, и надежно и быстро распространять все новое.

Для многонационального населения Алтайского края характерен исторически сложившийся интерес не только к сохранению и развитию культуры и традиций своего народа, но к уважительному отношению к представителям других культур. В этом корни стремления, которое проявляют жители региона к изучению богатейшего этнокультурного наследия Алтая. Более того, отношение к другим народам, населяющим регион, основанное на эмпатии, отсутствие дихотомии «мы - они» создали условия для возникновения совершенно уникального феномена - культуры Сибири, уникальной совокупности историко-культурного наследия множества этносов. Все стороны-участники межкультурного сотрудничества выигрывают и обогащаются, когда их отношения основываются на партнерстве, взаимном сотрудничестве и следуют определенным принципам: сближению уровней культурных сообществ, разработки фундаментальных, значимых для всей человеческой культуры идей, обмену опытом, созданию совместных структур, объединений, предназначенных для решения универсальных теоретических и практических задач развития культуры [1].

По нашему мнению, первостепенной задачей, которая должна быть решена с учетом современных тенденций развития науки в пространстве образовательных учреждений, является разрешение проблемы становления, функционирования и развития научных школ, которые в общем определяют конкретно-научный уровень методологии исследований всех проблем, связанных со стратегией развития науки в вузах, определяют значимость научных мероприятий и формируют единое научное пространство учреждения высшего образования.

Цель научной школы «Поликультурный подход в образовании и культурной сфере» (руководитель доктор педагогических наук, профессор В. И. Матис), которая вот уже на протяжении 25 лет осуществляет свою деятельность не только на территории Алтайского края, но и за ее пределами, определяется как исследование фундаментальных закономерностей сохранения и воспроизводства этнокультурного наследия народов Алтая через деятельность различных образовательных и культурных учреждений, созданных и действующих в крае творческих коллективов этнокультурной направленности, совершенствование межкультурных коммуникаций и содействие социализации личности в современном поликультурном обществе в условиях развития международных связей [2].

Научная школа «Поликультурный подход в образовании и культурной сфере» сегодня - это коллектив ученых, исследователей, практических творческих работников и сторонников школы в количестве 45 человек, которые осуществляют свою научную и творческую работу по сохранению и развитию национальных обычаев, традиций и всей национальной культуры на территории региона.

Школа начала формироваться на основе полипарадиг-мального подхода (личностно-ориентированной, когнитивно-знаниевой, компетентностной и культурологической парадигм). Сегодня в рамках сотрудничества между научной школой «Поликультурный подход в образовании и культурной сфере» и этнокультурными объединениями Алтайского края реализуются задачи, направленные на достижение целей:

- формировать готовность молодежи осуществлять научную, образовательную и социально-культурную деятельность по изучению, сохранению и воспроизводству этнокультурного наследия народов Алтая;

- совершенствовать межкультурные коммуникации в условиях развития межкультурных связей;

- воспитывать поликультурную личность, обладающую культурой межнационального и межконфессионального общения;

- воспитывать представителей разных культур и конфессий в духе толерантности и эмпатии;

- формировать межкультурные компетенции личности.

Именно на этих направлениях, открывших перспективы

научных исследований в области воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения, обеспечивших новые достижения в теории, методике и практике подготовки специалистов в сфере межкультурных коммуникаций, в воспитании поликультурной личности, сосредоточены усилия научной школы и сегодня.

В целом исследования и работы, выполняемые на базе общей для всех участников научной школы «Поликультурный подход в образовании и культурной сфере» методологии, определили основные направления научного обеспечения развития исследований в сфере межнациональных отношений; в воспитании представителей разных культур и конфессий в духе толерантности и эмпатии; в формировании межкультурных компетенций личности; в подготовке педагогических кадров для современных школ. Сегодня в рамках общей темы Алтайского государственного института культуры «Образование и социально-культурная деятельность в поликультурном регионе» научная школа поставила цель - формирование готовности: осуществлять научную, образовательную и социально-культурную деятельность по изучению, сохранению и воспроизводству этнокультурного наследия народов Алтая (руководитель кандидат педагогических наук, доцент О. С. Щербакова); совершенствовать межкультурные коммуникации в условиях развития международных связей (руководитель кандидат педагогических наук, доцент Л. П. Айкина); воспитывать поликультурную личность, обладающую культурой межнационального и межконфессионального общения и способной осуществлять коммуникации в различных социально-культурных ситуациях (руководитель доктор педагогических наук, профессор В. И. Матис); моделировать и выстраивать общую систему ценностей как основания для поликультурного развития личности (руководитель доктор педагогических наук, профессор Б. А. Федулов).

Именно на этих направлениях, открывших перспективы исследований в области воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения в науке, обеспечивших новый шаг в теории, методике и практике

подготовки и формирования специалистов в сфере межкультурных коммуникаций, в воспитании поликультурной личности, сосредоточены усилия научной школы сегодня.

Под руководством лидера выполняется научно-исследовательская программа, решающая задачи по следующим направлениям.

Первое направление - практическое использование полученных результатов (прикладной аспект) включает:

- выпуск методических пособий, наглядно иллюстрирующих деятельность научной школы, например, уровень проведения национальных праздников и национальных календарей, отражающих основные календарные вехи истории и культуры этносов Алтая;

- использование в работе центров национальных культур положительного опыта коллег по проведению массовых мероприятий для сохранения традиций и обычаев в воспитании культуры межнационального общения;

- повышение уровня профессиональной подготовки руководителей творческих этнокультурных коллективов;

- включение этнокультурных коллективов в социально-культурную жизнь региона.

Второе направление - реализация совместных научно-исследовательских программ и грантов включает:

- организацию и проведение совместных научных и научно-практических конференций, семинаров, круглых столов регионального, всероссийского и международного уровней;

- подготовку совместных научных публикаций, методической и учебной литературы;

- организацию этнографических экспедиций.

В результате исследования проблемы «Социально-культурная деятельность этнонациональных субъектов в совершенствовании межкультурных (межнациональных) связей на Алтае» были опубликованы учебные пособия для этнокультурных коллективов [3; 4], монографии [5; 6; 7].

Научная школа, осуществляя консолидирующую роль этнокультурных коллективов и сотрудничество с диаспорами, продолжается и развивается в реализации совместных проектов и проведении научно-практических, культурно-массовых, спортивных мероприятий.

Наиболее активно сотрудничество развивается Алтайской краевой общественной организацией «Союз армян Алтайского края» - этнокультурным объединением, чья деятельность осуществляется в сфере формирования межнациональных культурных связей, духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в духе уважения к историческому прошлому этносов. Именно в этих направлениях и происходит взаимодействие и сотрудничество научной школы «Поликультурный подход в образовании и культурной сфере» с представителями армянской диаспоры.

Так, совместными усилиями на базе Союза армян Алтайского края организованы на регулярной основе занятия вокально-хореографического ансамбля, реализован ряд значимых для региона социально-ориентированных проектов: «Организация и проведение национальных армянских праздников» (2013 г.), «Мяч дружбы», посвященный Олимпийским играм - 2014 (2014 г.), «Мы - россияне» - цикл мероприятий, направленных на сохранение национальных традиций (2014 г.), «Родные истоки» - цикл мероприятий по сохранению традиций народно-художественной культуры (2015 г.),

«Алтай - наш общий дом» (2017 г.), «Алтай - территория взаимопонимания» (2017 г.) и др. Одним из направлений совместной деятельности является организация научных исследований, издание совместных научных и научно-публицистических изданий, проведение научно-практических семинаров с участием представителей муниципальных и краевых органов власти, лидеров и активистов общественных объединений этносов, проживающих в регионе.

С немецкой диаспорой сотрудничество осуществляется через Алтайскую краевую национально-культурную автономию российских немцев и Алтайский краевой Российско-Немецкий Дом. В рамках совместного сотрудничества организуются экспедиции в места компактных поселений немцев, собирается этнографический материал, из которого следует, что дольше и консервативнее этнографические черты сохраняются в конфессиональных общинах. В семьях верующих немцев, а их доля достаточно значима в общем массиве, сохранились не только религиозные обычаи, но и говор, и фольклорное творчество. В этих группах общение, исполнение песен и ритуалы осуществляются, как правило, на диалектах. По результатам экспедиций оформлена экспозиция в музее Алтайского государственного педагогического университета, выпущено несколько сборников научных статей.

В течение 20 лет организуется и проводится конкурс, ставший межрегиональным, «Мои этнические корни». Участниками этого конкурса ежегодно становятся представители Алтайского края, Омской, Томской, Новосибирской, Кемеровской областей, проводятся мастер-классы с руководителями этнокультурных коллективов, семинары и тренинги с представителями молодежных организаций. Совместно с активной частью немецкой диаспоры осуществляется подготовка и публикация книг об истории, культуре, совместном сотрудничестве с представителями немецкого этноса. Среди таких изданий - «Барнаульский печальник» (1999), «Немецкий национальный район на Алтае» (2001), «Немцы Алтая» (2008), «Немцы в истории России: Люди и события» (2015), «Твои немцы, Алтай» (2016), «История села Никола-евка в лицах» (2017) и др.

С украинцами, проживающими на Алтае, совместная работа с научной школой «Поликультурный подход в образовании и культурной сфере» осуществляется через Алтайскую краевую общественную организацию «Украинское землячество на Алтае». Так, на базе Алтайского государственного института культуры с участием представителей научной школы и творческих коллективов украинского землячества на Алтае были проведены такие мероприятии, как семинар по украинскому народному танцу, концерт «Песни украинских переселенцев Алтая», подготовленный в рамках реализации проекта «Традиции в наследство». По результатам этнографических экспедиций в районы региона - места компактного проживания украинских переселенцев-украинцев был подготовлено и представлено репертуарно-мето-дическое пособие аудиоальбом «В саду гуляла» с песнями, записанными в Родинском, Романовском, Рубцовском, Целинном, Табунском, Баевском, Крутихинском, Змейногор-ском районах Алтайского края.

Прочные контакты у научной школы сложились с общественными организациями, представляющими казахскую,

152

Гуманитарные исследования • 2018 • № 3 (20)

киргизскую, белорусскую, польскую, азербайджанскую и другие диаспоры. Подтверждением такому сотрудничеству служит ежегодно проводимый международный фестиваль-конкурс национальных культур «Палитра дружбы» с участием творческих коллективов этнокультурных объединений.

Таким образом, научная школа «Поликультурный подход в образовании и культурной сфере» как добровольный союз ученых имеет особое значение именно в плане консолидации труда исследователей, проявления научного интереса к решению проблем поликультурного образования, социально-культурной деятельности, воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения и в целом -развития этнокультурного образования в регионе.

1. Айкина Л. П., Матис В. И. Некоторые черты генезиса международного сотрудничества в реализации образовательных проектов глобальной ориентации // Международный образовательный форум «Алтай-Азия 2016: Евразийское образовательное пространство - новые вызовы и лучшие практики» : сб. материалов (22-23 сентября 2016 г., Барнаул). Барнаул, 2016. С. 77-80.

2. Научная школа В. И. Матиса «Поликультурный подход в образовании и культурной сфере». Этапы развития : [справочные материалы] / под общ. ред. А. С. Кондыкова. Барнаул

: Изд-во Алт. гос. акад. культуры и искусств, 2013. 121 с.

3. Матис В. И. Личность в системе национально-культурных связей : учеб. пособие Алт. гос. акад. культуры и искусств. Барнаул : АЗБУКА, 2014. 400 с.

4. Матис В. И. Культура межнационального общения : учеб. пособие. Барнаул : Изд-во Алт. гос. акад. культуры и искусств, 2013. 400 с.

5. Матис В. И. Поликультурное образование в современном обществе : [моногр.] / Алт. гос. ин-т культуры. Барнаул : Изд-во АГИК, 2016. 307 с.

6. Федулов Б. А. Аксиологические основы воспитания на общенациональной российской идее : моногр. Барнаул : Барнаульский юрид. ин-т, 2015. 123 с.

7. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи: [коллектив. моногр.] / науч. ред. В. И. Матис ; Алт. гос. ин-т культуры. Баранул : Изд-во Алт. гос. ин-та культуры, 2015. 191 с.

© Матис В. И., Айкина Л. П., 2018

УДК 372.881.111.1 +81-112

СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИКЕ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (на примере английского перфекта)

В статье на примере английского перфекта обсуждается возможность использования сравнительно-сопоставительного анализа при преподавании грамматики иностранного языка. Такой анализ, с одной стороны, позволит вскрыть историю возникновения и развития изучаемой грамматической формы, рассмотреть эволюцию ее семантики и увидеть ее диахронически первичное значение, а с другой - позволит провести сравнение и сопоставление с родным языком обучающихся. Задача данного метода состоит в том, чтобы выявить типологически сходные явления в двух языках, родном и иностранном, сформулировать универсальный смысл перфектности и, опираясь на аналогичные периферических явлений родного языка, путем сравнения и сопоставления помочь учащимся осознать существо изучаемой грамматической категории.

Ключевые слова: методика обучения, сравнительно-сопоставительный анализ, перфект, диахронически первичное значение, транспозиция.

Н. В. Носенко, Б. В. Сапрыгин N. V. Nosenko, B. V. Saprygin

A COMPARATIVE-CONTRASTIVE ANALYSIS

IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE GRAMMAR (AS APPLIED TO THE ENGLISH PERFECT)

The article discusses the possibility of using a comparative-contrastive analysis in teaching a foreign language grammar, the English perfect taken as an example. Such an analysis, on the one hand, will make it possible to reveal the origin and development of the grammatical form under study, to examine its semantic evolution and to grasp its diachronically primary meaning and, on the other hand, it will make it possible to compare and contrast it with the native language of students. The objective of this method is to identify typologically similar phenomena in the two languages, native and foreign, to formulate the general meaning of the category of perfect and, on the basis of analogous peripheral phenomena in the native language and by means of comparing and contrasting, to help students understand the grammatical category under study. This will enable its semantization and start the mechanism of transposition.

Keywords: teaching methods, comparative-contrastive analysis, perfect, diachronically primary meaning, transposition.

При обучении иностранному языку грамматика справедливо рассматривается в качестве одной из основных областей интерференции, когда в незнакомых элементах системы чужого языка обучаемые невольно видят понятные им чер-

ты родного. Проблема осложняется характером традиционных подходов к преподаванию грамматики. Они нередко сводятся к перечислению ряда контекстуально обусловленных синтагматических значений той или иной грамматической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.