УДК 378.095 © Ю. Н. Русскова, И. В. Ульянова, 2018 DOI: 10. 24411/1999-6241-2018-14012
Формирование профессиональных компетенций курсантов образовательных организаций МВД России посредством интерактивных технологий
Русскова Юлия Николаевна \
адъюнкт кафедры педагогики. E-mail: russkovaj@mail.ru
Ульянова Ирина Валентиновна \
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики. E-mail: iva2958@mail.ru
1 Московский университет МВД России им. В. Я. Кикотя, Москва, 117997, Россия
Аннотация. Представлен анализ особенностей формирования профессиональных компетенций у курсантов образовательных организаций МВД России. Показаны основные отечественные и зарубежные подходы к определению понятия «компетенция». Рассмотрены основные компоненты профессиональной компетенции и проведен их краткий обзор. Авторы обосновывают высокую значимость компетентностного подхода в профессиональной подготовке сотрудников полиции, а также определяют необходимость разработки новых технологических решений при формировании профессиональных компетенций у курсантов образовательных организаций МВД России. Предлагается разработка содержательно-функциональной модели формирования профессиональных компетенций посредством использования интерактивных технологий обучения.
Ключевые слова: компетенция; профессиональные компетенции; курсанты образовательных организаций МВД России; служебная деятельность; профессиональная подготовка; обучение.
Для цитирования: РуссковаЮ. Н., Ульянова И. В. Формирование профессиональных компетенций курсантов образовательных организаций МВД России посредством интерактивных технологий // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 4(75). С. 65-71. DOI: 10. 24411/1999-6241-2018-14012
Основные положения
1. Организация образовательного процесса, реализующего компетентностный подход, в частности формирование профессиональных компетенций, связана с решением следующих принципиальных задач: уточнение места, роли и содержания деятельности образовательных организаций МВД России при внедрении компетентностного подхода; технологизация процессов формирования профессиональных компетенций в содержании специализированных дисциплин; внедрение интерактивных технологий в образовательный процесс.
2. Несмотря на то что существует большое количество работ по проблемам формирования и оценки компетенций, отсутствует научно обоснованная методика формирования профессиональных компетенций у курсантов образовательных организаций МВД России посредством интерактивных технологий. Таким образом, возникает необходимость в разработке содержательно-функциональной модели формирования профессиональных компетенций у курсантов образовательных организаций МВД России посредством интерактивных технологий в связи с недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогической теории и практике.
Введение. Актуальность избранной темы исследования обусловлена тем, что повышение эффективности профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России предусматривает меры, направленные на совершенствование процесса воспитания и обучения будущих специалистов органов внутренних дел. В связи со сложностью стоящих перед министерством задач подразделения полиции нуждаются в инициативных сотрудниках, обладающих высоким
уровнем профессионального мастерства, профессионально компетентных в своей деятельности, способных мыслить масштабно и творчески, а также готовых принимать ответственные решения и прогнозировать их возможные последствия. Нормативные правовые акты, регламентирующие служебную деятельность сотрудников ОВД и их профессиональную подготовку, а также новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования определяют требования к профессиональным качествам полицейских и к конечным результатам их обучения в образовательных организациях МВД России.
В отличие от системы гражданского образования, дифференциация профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов нуждается в специфичном подходе к качеству подготовки специалистов в образовательных организациях МВД России и предъявляет повышенные требования к формированию профессиональных компетенций у курсантов, которые могут обеспечить выпускникам личную и профессиональную самореализацию [1].
Теоретический обзор проблемы исследования. Первые упоминания о компетенции датируются 1596 г., но только с 70-х гг. ХХ в. отмечается рост бурного интереса к ее значению, особенно в сфере менеджмента и образования [2].
В словарях содержится достаточно широкая интерпретация компетенции: как круг вопросов и явлений, в которых конкретное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом; как область полномочий, подлежащих чьему-нибудь ведению, предоставленной законом, уставом или иным актом конкретному органу '.
1 Толковый словарь русского языка / под ред. С. И. Ожегова и др. М., 2009. С. 206.
Зарубежные исследователи понимают компетенцию как модель поведения, включающую в себя набор знаний, умений и навыков, которые обеспечивают личности успешные действия. Так, К. Кин определяет компетенцию в качестве некой структуры, слагаемой из различных частей, и приводит образное сравнение ее с пальцами на руке, т. е. знания, навыки, опыт, профессиональные контакты, ценности — это пальцы, координирует их ладонь, и наконец, контроль над всем этим осуществляет нервная система, управляющая рукой в целом [3]. Р. Мирабил видит в сущности понятия «компетенция» знание, способность, навык, характеристику, связанные с выполнением профессиональной деятельности на высшем уровне [4].
Один из основателей теории компетенции Р. Бояцис выводит понятие «компетенция» из характеристик личности. Он подчеркивает, что это «основная характеристика личности, которая лежит в основе эффективного или превосходного выполнения работы». Кроме того, он выделяет мотивы, способности, аспекты представления индивида о самом себе или социальной роли, а также объем знаний, которым он пользуется [5].
С. Уиддет и С. Холлифорд трактуют компетенцию следующим образом: «Компетенции — это поведенческие модели, которые демонстрируют люди, эффективно выполняя рабочие задачи в организационном контексте» [6]. Речь идет о характеристиках, обусловливающих эффективность деятельности в конкретной организации, на конкретном уровне.
По мнению А. В. Хуторского, компетенция в системе образования рассматривается как совокупность взаимосвязанных личностных качеств, отражающих заданные требования к процессу профессионального образования [7, с. 19].
Н. А. Селезнева считает, что компетенция — личностное качество, и это понятие шире понятий «знание», «умение», «навык». Понятие «компетенция» включает не только когнитивный и операционально-технологический аспекты, но и мотивационный, этический, социальный и поведенческий [8, с. 36].
Компетенция, в отличие от предметных знаний и умений, имеет интегративную природу, она несводима к механической сумме знаний и способов действий, полученных в ходе изучения предметов. Следовательно, за формирование тех или иных компетенций не могут «отвечать» только отдельные учебные дисциплины. Формирование компетенций — это результат использования инновационных технологий, методов, организационных форм, усиливающих интегративные тенденции в образовательном процессе [9].
Под компетенцией в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (далее — ФГОС ВО) понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практи-
ческий опыт для успешной профессиональной деятельности. По мнению А. А. Кежова, профессиональную компетенцию сотрудника органов внутренних дел составляет такое понятие, как эффективность выполнения оперативно-служебной (административной, розыскной, уголовно-процессуальной) деятельности в процессе решения стандартных и нестандартных профессиональных задач, построенной на владении сотрудниками полиции знаниями, умениями и навыками, необходимыми в их профессиональной деятельности [10, с. 23].
В отличие от оперативно-служебной деятельности сотрудников ОВД, приоритетным направлением в учебно-служебной деятельности курсантов образовательных организаций МВД России является усиление практической составляющей профессиональной подготовки в свете реализации ФГОС ВО. Данный вид направленности нашел свое отражение в структуре понятия «практика», которое дано в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» 2. Помимо ряда традиционных целей, направленных на формирование, закрепление и развитие практических навыков, выделяется еще и иная, новая цель, подразумевающая формирование и совершенствование различных компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
В соответствии с новым образовательным стандартом 3 образовательные организации МВД России должны готовить специалистов, обладающих общекультурными компетенциями (ОК); профессиональными компетенциями (ПК); профессионально-специализированными компетенциями (ПСК) в зависимости от специализации образовательной организации системы МВД России.
Для нас представляют научный интерес профессиональные компетенции, в связи с чем целью настоящего исследования является разработка содержательно-функциональной модели формирования профессиональных компетенций у курсантов образовательных организаций МВД России.
Каждая профессиональная компетенция описывается с помощью определенных показателей, которые представляют собой стандарты поведения человека. Так, в отечественной педагогике применяется термин «знания, умения, навыки» (ЗУН) для обозначения интеллектуальных и поведенческих стандартов, которым должен соответствовать сотрудник. В современной практике профессиональная компетенция чаще всего определяет способность субъекта профессиональной деятельности выполнять задачи с заданными стандартами [11].
Профессиональная компетенция является сложным образованием и включает в себя три основных компонента (рис. 1).
2 Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования : утв. приказом Мин-обрнауки России от 14 января 2011 г. № 20. Зарегистрирован в Минюст России 11 апреля 2011 г. № 20457 .
Рис. 1. Компоненты профессиональной компетенции (Fig. 1. Components of professional competence)
Кратко рассмотрим каждый из компонентов профессиональной компетенции:
1) когнитивный — обусловлен профессиональными знаниями и способами их получения;
2) деятельностный — определяет процесс профессионального становления, основанного на формировании умений и получении знаний об их практическом применении, а также способствует адаптации полученных знаний и умений в профессиональной деятельности и иных жизненных ситуациях;
3) личностный — выражается в мотивах и ценностных установках личности, которые находят проявление в процессе реализации человеком своих компетенций.
Социальный заказ на профессиональную подготовку будущих сотрудников полиции конкретизируется в требованиях ФГОС ВО по соответствующему направлению. Это уровень образовательной программы, на котором цели подготовки сотрудника правоохранительных органов сформулированы в виде совокупности общекультурных и профессиональных компетенций. Применительно к предмету нашего исследования это совокупность профессиональных компетенций, состоящая из пяти групп: нормотворческие, правоприменительные, правоохранительные, экспертно-консультационные и педагогические [12]. Каждый из указанных видов имеет свой состав конкретных профессиональных компетенций, отражающих различные стороны процесса их формирования. Кроме того, каждая профессиональная компетенция может быть сформирована на разных уровнях, в числе которых мы выделяем пороговый, удовлетворительный и продвинутый. Для качественной характеристики профессиональной компетенции корректно будет опираться на критерии, выделенные в соответствии с вышеуказанной компонентной структурой.
Формирование профессиональных компетенций у курсантов образовательных организаций МВД России имеет свою специфику, которая связана со сложностями и рисками будущей профессиональной деятельности, ее высокой социальной ответственностью, ограниченным временем на усвоение особенностей деятельности в территориальных подразделениях ОВД, информационными и интеллектуальными ресурсами [13].
Правоохранительная деятельность многогранна, подготовка к ней и оценка ее эффективности осуществляются по нескольким различным направлениям деятельности: оперативно-служебной, нормативной правовой, организационно-аналитической, коммуникативно-социальной [14]. Внедрение компетентностного подхода требует новых технологических решений при формировании профессиональных компетенций у курсантов образовательных
организаций МВД России, что обусловлено спецификой реализации профессионального опыта, который представляет собой не только совокупность знаний, умений и навыков, но и их реальные проявления в тех социальных ролях и через те служебные задачи, которые будет выполнять курсант после выпуска по профилю полученной специальности [15]. В настоящее время курсанты образовательных организаций МВД России за период обучения должны освоить фундаментальные общеобразовательные и специальные знания, причем не просто овладеть ими, но и уметь применять их на практике в соответствии с должностным предназначением [16].
Организация образовательного процесса, реализующего компетентностный подход, в частности формирование профессиональных компетенций, связана с решением следующих принципиальных задач:
— уточнение места, роли и содержания деятельности образовательных организаций МВД России при внедрении компетентностного подхода;
— технологизация процессов формирования профессиональных компетенций в содержании специализированных дисциплин;
— внедрение интерактивных технологий в образовательный процесс.
В связи с этим требуются разработка содержательно-функциональной модели формирования профессиональных компетенций и модернизация системы промежуточных и итоговых аттестаций (оценочные средства и методики) в образовательной системе правоохранительных органов. Решать данные задачи предлагается посредством внедрения интерактивных технологий в учебный процесс образовательных организаций МВД России.
Термин «интерактивные технологии» появился в 1960-х гг. ХХ в., когда происходило активное развитие средств массовой информации. Четкого определения интерактивных средств и технологий тогда не существовало, под интеракцией понималось взаимодействие пользователя и программ, базы данных с субъектами управления программами [17, с. 56].
В 1975 г. немецким ученым Гансом Фрицем был введен термин «интерактивная педагогика» [18].
В начале 1980-х гг. в СССР в педагогике начинается практическое освоение методов активного (интерактивного) обучения, основу которых составляют диалоговые формы познаний. Однако официально методы обучения делились только на традиционные и активные. В конце 1980-х гг. В. В. Гузеевым, М. В. Клариным, Е. С. Полат, В. А. Сластениным среди моделей обучения, помимо активной и пассивной, была выделена интерактивная модель обучения [19].
В интерактивном обучении существует несколько принципов:
— диалоговое взаимодействие;
— работа в малой группе на основе сотрудничества и кооперации;
— активно-ролевое взаимодействие (сюжетно-ролевая игра);
— тренинг организации процесса обучения [20].
В интерактивных (диалоговых) технологиях главным ресурсом обучения является социальное взаимодействие, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, т. е. значительно повысить и углубить содержательную сущность изучаемых дисциплин. К интерактивным технологиям относятся не все технологии активного обучения, а лишь те, которые строятся на психологических механизмах усиления влияния учебной группы на процесс усвоения каждым обучающимся опыта взаимодействия и взаимообучения.
Классификация интерактивных технологий, направленных на формирование профессиональных компетенций у курсантов образовательных организаций МВД России, предусматривает технологии с узким спектром возможностей (развитие интеллектуальной сферы), технологии со средним спектром возможностей (развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер) и технологии с широким спектром возможностей (развитие интеллектуальной, эмоциональной и мотивационной сфер курсантов).
Практическая часть исследования. В зависимости от учебной программы и профиля специализированной подготовки и обучения курсанта необходимо использовать активные и интерактивные формы проведения учебных занятий, а именно:
1) моделирование и проигрывание ситуаций, возникающих в служебной деятельности;
2) обсуждение и рецензирование тематических фильмов о деятельности сотрудников правоохранительных органов;
3) групповые дискуссии на семинарских и практических занятиях, разбор казусов, возникающих при реализации оперативно-служебных задач;
4) практические аудиторные занятия с привлечением для их проведения сотрудников территориальных органов внутренних дел;
5) ролевые игры с элементами драматизации и ситуационные тренинги, направленные на развитие определенных профессиональных умений (преодоление коммуникативных барьеров, использование приемов установления доверительных отношений и психологического контакта и пр.).
Использование данных технологий в учебном процессе предъявляет особые требования и к личности самого преподавателя, конструирующего и внедряющего системно в структуру курса учебных дисциплин интерактивные технологии обучения. Это связано с тем, что в процессе обучения в связи с особенностью его деятельности он будет рассматриваться не только как преподаватель (педагог), но и как режиссер или руководитель в силу важности и сложности конструирования активных и интерактивных технологий и управления ими.
Указанные выше формы проведения учебных занятий, на наш взгляд, могут выступать также в качестве:
— способа интенсификации процесса интеллектуального развития и совершенствования курсантов образовательных организаций МВД России;
— средства информационно-методического обеспечения, включающего в себя программные средства учебно-
го назначения (проблемно-ориентированные, предметно-ориентированные, объектно-ориентированные);
— методического обеспечения (обучающие программные средства, тренажеры и др.);
— возможности эффективного управления образовательным процессом, обеспечивающего получение желаемого результата, а также контроля качества результатов учебной деятельности, позволяющего интенсифицировать инновационные процессы в профессиональном образовании курсантов.
Анализ проблем формирования профессиональных компетенций послужил основой для разработки содержательно-функциональной модели формирования профессиональных компетенций у курсантов образовательных организаций МВД России посредством внедрения интерактивных технологий в образовательный процесс (рис. 2).
Моделирование процесса формирования профессиональных компетенций у курсантов образовательных организаций МВД России с помощью интерактивных технологий призвано обеспечить наглядное выражение всех аспектов данной проблемы, начиная со среды функционирования модели, которой выступает образовательная организация МВД России. Безусловно, центрообразую-щую линию модели должно составить взаимоопределение цели деятельности и ожидаемого результата.
Вся работа модели, взаимодействие ее компонентов, будет происходить вокруг краеугольного камня рассматриваемого процесса. Поэтому в центр модели помещены профессиональные компетенции курсантов образовательных организаций МВД России, а также выявленные в процессе теоретического анализа их компоненты.
В общем виде модель педагогического процесса существует только в определенной среде, которая оказывает на нее влияние и сама изменяется под воздействием как достигнутого результата, так и микропроцессов, обеспечивающих достижение промежуточных результатов на этапах реализации процесса. Для этого модель должна учитывать и интегрировать такие ориентиры, определяющие образовательную среду, как основополагающий подход, избранный как наиболее эффективный в достижении поставленной цели, а также принципы, проистекающие из концептуального применения данного подхода. Таким образом, среда функционирования рассматриваемой модели — это учебный процесс образовательных организаций МВД России.
Существование модели обусловлено совокупностью таких факторов, как социальный заказ и социальные ожидания, с одной стороны, а также ведомственные традиции и ценности — с другой. Данные факторы можно рассматривать как условие существования модели.
Обязательными компонентами модели являются цель и этапы ее достижения, причем необходим контрольно-измерительный инструмент, который позволил бы контролировать правильность вектора движения к заданному результату, а также вносить поправки при объективных изменениях в среде функционирования модели или целеполагании.
V.
Заказ руководства
МВД России на качественную профессиональную подготовку кадров
Цель - формирование профессиональных компетенций \ у курсантов образовательных организаций МВД России у
Этапы процесса формирования профессиональных компетенций у курсантов
образовательных организаций МВД России
Стартовая Выбор конкретных Внедрение Мониторинг и
диагностика интерактивных интерактивных коррекция
технологий технологий в
учебный процесс
** " t f
С
Промежуточные диагностические срезы
Мотивационно-личностный (активная позиция к совершенствованию профессиональных компетенций)
Деятельностный (погружение х в практические ситуации служебной деятельности на учебных занятиях)
Компоненты профессиональных компетенций курсантов образовательных организаций МВД России
7V
Познавательный (профессиональные знания, умения и навыки)
Нравственно-ценностный
Потенциал профессорско-преподавательского состава образовательной организации МВД России -л-
Преподаватель
__V---
Компетентностный подход; интегративный социально-педагогический подход; личностно ориентированный подход; системно-деятельностный подход
Организационно-педагогические условия эффективного функционирования модели
Y
Критерии и показатели
V
Результат «
Рис. 2. Содержательно-функциональная модель формирования профессиональных компетенций у курсантов
образовательных организаций МВД России (Fig. 2. Content-functional model of formation of professional competences of cadets of educational institutions
of the Ministry of Internal Affairs of Russia)
Для каждого этапа также формулируются свои Очевидно, что логика расположения этапов, процесса
задачи и отбираются адекватные им методы, формы формирования профессиональных компетенций у курсан-и средства дальнейшего продвижения вперед. тов образовательных организаций МВД России будет пред-
ставлена так, что в стартовой точке ее развития должен находиться входной (стартовый) мониторинг, позволяющий соотнести имеющийся потенциал с ожидаемым результатом. Иными словами, уже на этом этапе необходимо применение полного пакета критериев, уровней и показателей сформи-рованности профессиональных компетенций. Постоянная сверка задач реализуемого в данный момент этапа с критериальной системой и основной целью осуществляется посредством диагностических срезов, выполняющих функцию обратной связи. Указанный процесс учитывает поэтапность не только формирования профессиональных компетенций, но и работы профессорско-преподавательского состава образовательных организаций МВД России.
Предложенную модель можно реализовывать на протяжении всего обучения курсанта в образовательной организации МВД России, причем развитие содержания будет носить концентрический характер, т. е. углубляя и расширяя в каждом последующем цикле те качества личности, которые усвоены на предыдущем. Тем самым количественное изменение постепенно перейдет в качественное.
Реализация модели предполагает также использование потенциала социума как площадки для оттачивания мастерства курсантов по применению своих профессиональных компетенций. И в этом видится существенная организационно-направляющая роль преподавателя как координирующего и связующего звена.
Заключение. Проведенный анализ проблемы формирования профессиональных компетенций у курсантов образовательных организаций МВД России посредством интерактивных технологий позволил сделать следующие выводы.
1. Термин «компетенция» является объектом изучения как отечественных, так и зарубежных исследователей. Формирование профессиональных компетенций у курсантов образовательных организаций МВД России является сложным и творческим процессом. В нем главная роль отводится профессорско-преподавательскому составу, так как от профессионального мастерства преподавателя зависит уровень воспринимаемости курсантом профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для оперативно-служебной деятельности.
2. Для успешной реализации компетентностного подхода, предусмотренного ФГОС ВО, в учебный процесс курсантов образовательных организаций МВД России необходимо внедрение интерактивных и активных методов обучения, что существенным образом будет способствовать качественному усвоению учебного материала общих и специализированных дисциплин.
3. Разработанная нами содержательно-функциональная модель формирования профессиональных компетенций посредством интерактивных технологий призвана обеспечить наглядное выражение всех аспектов изучаемой проблемы. Предложенную модель можно реализовывать на протяжении всего обучения курсанта в образовательной организации МВД России, причем развитие содержания будет носить концентрический характер, т. е. углубляя и расширяя в каждом последующем цикле те качества личности, которые усвоены на предыдущем.
4. Научные данные, изложенные в настоящей статье, послужат основой для дальнейших эксперименталь-
ных исследовании в заданном направлении. Список литературы
1. Грачев Ю. А. Повышение готовности курсантов к учебной деятельности в вузе МВД России : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2012. 23 с.
2. Звезда Л. М. Компетентностный подход в управлении развитием кадрового потенциала муниципальной образовательной системы : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Смоленск, 2005. 20 с.
3. Keen К. Competence: What is it and How can it be developed? K. Keen, J. Lowyck, P. de Potter, J. Elen (Eds.) // Instructional Design: Implementation Issues. Brussels: IBM Educational Center. 1992. Pp. 111-122.
4. Mirabile R. J. Everything you wanted to know about competency modeling R.J. Mirabile. Training and development. 1997. № 8. Pp. 73-77.
5. Boyatzis R. The Competent Manager: A Model for Effective Performance. R. Boyatzis. New York: Wiley- Interscience. 1982. 52 р.
6. Whiddett S. A. Practical Guide to Competences: How to Enhance Individual and Organizational Performance. S. Whiddett, S. A. Hollyforde. Charted Institute of Personnel and Development 2003. P. 114.
7. Хуторской А. В. Общепредметное содержание образовательных стандартов. М., 2012. 142 с.
8. Селезнева Н. А. Размышления о качестве образования: международный аспект // Высшее образование сегодня. 2004. № 4. С. 35-47.
9. Калинин С. В. Технология формирования профессиональных компетенций сотрудников полиции МВД России (на примере специальности «Правоохранительная деятельность») : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2015. 23 с.
10. Кежов А. А. Социально-педагогическое сопровождение формирования профессионально-личностных качеств сотрудников полиции в контексте профессионального и должностного роста : монография. СПб., 2017. C. 152 с.
11. Пилипишин Д. В. Личные компетенции против профессиональных. 2012. URL: http://www.e-xecutive.ru/career/adviser/1251153 (дата обращения : 18.01.2018).
12. Морозов В. А., Федулов Б. А., Чернов Ю. Н. Государственно-правовые аспекты формирования личностно-профессионального отношения сотрудника полиции к правоохранительной деятельности // Алтайский юридический вестник. 2016. № 2(14). С. 45-48.
13. Садеков Р. Р., Абрашкин Д. М. Значимость компетентностного подхода в профессиональной подготовке будущих психологов в вузах МВД России // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 10. С. 270-272.
14. Кочин А. А., Горелов С. А., Михайлов О. Г. Актуальность внедрения инновационных технологий в образовательный процесс по дисциплине «Тактико-специальная подготовка» в образовательных организациях МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. № 3(67). С. 145-149.
15. Лупырь В. Г. Организационно-педагогические условия профессиональной служебной и физической подготовки курсантов МВД России (междисциплинарный аспект) // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 2(61). С. 12-15.
16. Ульянова И. В., Евсеева И. Г. Формирование курсантами-будущими социальными педагогами компетенции в области различных информационных ресурсов и технологий // Вестник экономической безопасности. 2017. № 4. С. 34-39.
17. Можар Е. Н. Стимулирование учебно-познавательной активности старшеклассников средствами интерактивного обучения : дис. ... канд. пед. наук. Минск, 2006. 218 с.
18. Иванова О. В. Проектирование интерактивной визуальной системы обучения инженерной и компьютерной графике // Актуальные вопросы современной педагогической науки : мат-лы III Междунар. заочной науч.-практ. конф., 20 ноября 2010 г. Чебоксары, 2010. С. 136-142.
19. Капранова Е. А. Интерактивное обучение: концептуальные подходы // Вестник Полоцкого государственного университета. 2012. № 7. С. 59-62.
20. Ступина С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе : учеб.-метод. пособие. Саратов, 2009. 52 с.
Поступила 27.02.2018
UDC 378.095
Building Cadets' Professional Competences at the Russian MIA Educational Organizations via Interactive Technologies
Yulia N. Russkova
post-graduate student of the department of Pedagogy. E-mail: russkovaj@mail.ru
Irina V. Ulyanova ',
Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor at the department of Pedagogy. E-mail: iva2958@mail.ru 1 V. Ya. Kikot' Moscow University of the Russian Ministry of Internal Affairs. Moscow, 117997, Russia
Peculiarities of forming cadets' professional competences at the Russian MIA educational organizations are under study. The paper covers the main national and foreign approaches to the definition of the concept "competence". The authors review the main elements of professional competence and show a great importance of the competence-based approach in police officers' training. It is proved necessary to develop new technological solutions when building cadets' professional competences at the Russian MIA educational organizations. The authors suggest developing a content-functional model of building professional competences through interactive learning technologies.
Keywords: competence; professional competences; cadets of the Russian MIA educational organizations;
service; professional training; learning.
Citation: Russkova Yu. N., Ulyanova I. V. Building Professional Competences in Cadets of the Russian MIA Educational Organizations via Interactive Technologies. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 4(75). 2018. P. 65-71. DOI: 10. 24411/1999-6241-2018-14012
References
1. Grachev Yu. A. Improving the Cadets' Readiness for Studying at the Russian MIA Universities. Extended abstract of the Candidate of Sciences (in Pedagogy) dissertation. St Petersburg., 2012. 23 p. (In Russ.)
2. Zvezda L. M. Competence-Based Approach in Managing the Development of the Personnel Potential of the Municipal Educational System. Extended abstract of the Candidate of Sciences (in Pedagogy) dissertation. Smolensk, 2005. 20 p. (In Russ.)
3. Keen K. Competence: What can it be? K. Keen, J. Lowyck, P. de Potter, J. Elen (Eds.). Instructional Design: Implementation Issues. Brussels: IBM Educational Center. 1992. Pp. 111-112.
4. Mirabile R. J. Everything you wanted to know about competency modeling R.J. Mirabile. Training and Development. No. 8. 1997. Pp. 73-77.
5. Boyatzis R. The Competent Manager: A Model for Effective Performance. R. Boyatzis. New York: Wiley- Interscience. 1982. 52 p.
6. Whiddett S. A. Practical Guide to Competences: How to Enhance Individual and Organizational Performance. S. Whiddett, S. A. Hollyforde. Charted Institute of Personnel and Development 2003. P. 114.
7. Khutorskoy A. V. General Subject Content of Educational Standards. Moscow, 2012. 142 p. (In Russ.)
8. Selezneva N. A. Reflections on the Quality of Education: International Aspect. Higher Education Today. No. 4. 2004. Pp. 35-47. (In Russ.)
9. Kalinin S. V Technology of Formation of Professional Competences of Police Officers of the Russian Ministry of Internal Affairs (e.g. "Law Enforcement" specialty). Extended abstract of the Candidate of Sciences (in Pedagogy) dissertation. Barnaul, 2015. 23 p. (In Russ.)
10. Kezhov A. A. Socio-Pedagogical Support of the Formation of Professional and Personal Qualities of Police Officers in the context of Professional and Rank Advancement. St. Petersburg, 2017. 152 p. (In Russ.)
11. Pilipishin D. V. Personal Competencies versus Professional Ones. 2012. URL: http: //www.e-xecutive.ru/career/adviser/1251153 / (accessed 01/18/2018). (In Russ.)
12. Morozov V. A., Fedulov B. A., Chernov Yu. N. State-Legal Aspects of the Formation of Police Officer's Personal and Professional Attitude to Law Enforcement. Altai Law Journal. No. 2 (14). 2016. Pp. 45-48. (In Russ.)
13. Sadekov R. R., Abrashkin D. M. The Significance of the Competence-Based Approach in the Professional Training of Future Psychologists in the Higher Educational Institutions of the Ministry of the Interior of Russia. Bulletin of Moscow University of the Russian MIA. No. 10. 2012. Pp. 270-272.l(In Russ.)
14. Kochin A. A., Gorelov S. A., Mikhailov O. G. Relevance of the Introduction of Innovative Technologies in Teaching "Tactical and Special Training» in Educational Organizations of the Rusian MIA. Bulletin of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. No. 3 (67). 2015. Pp. 145-149. (In Russ.)
15. Lupyr V. G. Organizational and Pedagogical Conditions of Professional Service and Physical Training of Cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Interdisciplinary Aspect). Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 2 (61). 2015. Pp. 12-15. (In Russ.)
16. Ulyanova I. V., Evseeva I. G. Building Competence in the Field of Various Information Resources and Technologies by Cadets -Future Social Educators. Bulletin of Economic Security. No. 4. 2017. Pp. 34-39. (In Russ.)
17. Mozhar E. N. Stimulation of the Educational and Cognitive activity of High School Students by means of Interactive Learning: Candidate of Sciences (in Pedagogy) dissertation. Minsk, 2006. 218 p. (In Russ.)
18. Ivanova O. V. Designing an Interactive Visual System for Teaching Engineering and Computer Graphics. Actual Problems of Modern Pedagogical Science (materials of the 3rd International correspondence science-to-practice conference, November 20, 2010). Cheboksary, 2010. Pp. 136-142. (In Russ.)
19. Kapranova E. A. Interactive Learning: Conceptual Approaches. Vestnik of Polotsk State University. No. 7. 2012. Pp. 59-62. (In Russ.)
20. Stupina S. B. Technologies of Interactive Learning in Higher Education. Saratov, 2009. 52 p. (In Russ.)
Submitted 27.02.2018