Научная статья на тему 'Применение компетентностного подхода при организации занятий по физической подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России'

Применение компетентностного подхода при организации занятий по физической подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / КУРСАНТЫ И СЛУШАТЕЛИ / CADETS AND STUDENTS / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PHYSICAL TRAINING / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пряхин Андрей Сергеевич, Прилепин Евгений Петрович

Образовательные организации высшего образования предъявляют высокие требования приобщения курсантов и слушателей к ценностям мировой и отечественной культуры, формирования у них навыков эффективного социального взаимодействия, личностного развития и самосовершенствования. Физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел является определяющим фактором их эффективной профессиональной деятельности. В этой связи определение основных подходов, которые необходимо использовать при организации занятий по физической подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД Росси, является приоритетной задачей. В данной работе рассматриваются основные подходы, используемые при организации занятий по физической подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Особое место в данной системе уделяется компетентностному подходу. Обоснована его значимость в процессе организации занятий по физической подготовке профильного вуза. В работе представлены основные рекомендации по организации физической подготовки в образовательных организациях МВД России. Реализация современных требований к профессиональной подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России предполагает достижение интегрированного конечного результата образования, в качестве которого может рассматриваться сформированность у выпускника профессионально значимых компетенций как единства обобщенных знаний и умений, универсальных способностей и готовности к решению больших групп задач от личностных до социальных и профессиональных. Доказано, что применение компетентностного подхода к процессу организации физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России позволяет повысить эффективность общей подготовки будущих специалистов органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пряхин Андрей Сергеевич, Прилепин Евгений Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCY APPROACH USING IN THE ORGANIZATION OF EMPLOYMENT ON PHYSICAL PREPARATION OF CADETS AND STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF RUSSIAN MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

Educational institutions of higher education have high demands of familiarizing of cadets and listeners to the values of world and national culture, the formation of skills of effective social interaction, personal development and self-improvement. Physical training of police officers is a determining factor for their effective professional activity. In this regard, the definition of the main approaches to be used in the organization of employment on physical preparation of cadets and students of educational institutions Ministry of Internal Affairs of Russia is a priority. This paper examines the main approaches used in the organization of employment on physical training of cadets and students of educational institutions Ministry of Internal Affairs of Russia. A special place in this system is given the competence approach. In article substantiates the importance competency approach in the organization of employment on physical preparation of the profile of the university. The paper presents the basic guidelines for the organization of "physical training" in educational institutions Ministry of Internal Affairs of Russia. The implementation of modern requirements for training of cadets and students of educational institutions MIA of Russia assumes the achievement of an integrated end result of education, for which can be seen Maturity graduates of professionally significant competences as the unity of generalized knowledge and skills, universal capacity and preparedness to address large groups of tasks from personal to the social and professional. It is proved that, to use the competency approach to the process of the organization of physical training of cadets and students of educational institutions Russian Ministry of Internal Affairs improves the efficiency of the overall training of the future professionals of the Interior.

Текст научной работы на тему «Применение компетентностного подхода при организации занятий по физической подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России»

УДК 378.14

ПРЯХИН Андрей Сергеевич, Волгоградская академия МВД России, г. Волгоград, Россия Kole235@mail.ru

ПРИЛЕПИН Евгений Петрович, Волгоградская академия МВД России, г. Волгоград, Россия Kole235@mail.ru

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Образовательные организации высшего образования предъявляют высокие требования приобщения курсантов и слушателей к ценностям мировой и отечественной культуры, формирования у них навыков эффективного социального взаимодействия, личностного развития и самосовершенствования. Физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел является определяющим фактором их эффективной профессиональной деятельности. В этой связи определение основных подходов, которые необходимо использовать при организации занятий по физической подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД Росси, является приоритетной задачей. В данной работе рассматриваются основные подходы, используемые при организации занятий по физической подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Особое место в данной системе уделяется компетентностному подходу. Обоснована его значимость в процессе организации занятий по физической подготовке профильного вуза. В работе представлены основные рекомендации по организации физической подготовки в образовательных организациях МВД России. Реализация современных требований к профессиональной подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России предполагает достижение интегрированного конечного результата образования, в качестве которого может рассматриваться сформированность у выпускника профессионально значимых компетенций как единства обобщенных знаний и умений, универсальных способностей и готовности к решению больших групп задач - от личностных до социальных и профессиональных. Доказано, что применение компетентностного подхода к процессу организации физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России позволяет повысить эффективность общей подготовки будущих специалистов органов внутренних дел.

Ключевые слова: компетентностный подход, курсанты и слушатели, физическая подготовка, высшее образование

DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-1/2-213-216

PRYAKHIN Andrey S., Volgograd Academy of Russian Ministry of Internal Affairs,

Volgograd, Russia Kole235@mail.ru

PRILEPIN Evgeniy P., Volgograd Academy of Russian Ministry of Internal Affairs,

Volgograd, Russia Kole235@mail.ru

COMPETENCY APPROACH USING IN THE ORGANIZATION OF EMPLOYMENT ON PHYSICAL PREPARATION OF CADETS AND STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF RUSSIAN MINISTRY OF INTERNAL

AFFAIRS

Educational institutions of higher education have high demands of familiarizing of cadets and listeners to the values of world and national culture, the formation of skills of effective social interaction, personal development and self-improvement. Physical training of police officers is a determining factor for their effective professional activity. In this regard, the definition of the main approaches to be used in the organization of employment on physical preparation of cadets and students of educational institutions Ministry of Internal Affairs of Russia is a priority. This paper examines the main approaches used in the organization of employment on physical training of cadets and students of educational institutions Ministry of Internal Affairs of Russia. A special place in this system is given the competence approach. In article substantiates the importance competency approach in the organization of employment on physical preparation of the profile of the university. The paper presents the basic guidelines for the organization of "physical training" in educational institutions Ministry of Internal Affairs of Russia. The implementation of modern requirements for training of cadets and students of educational institutions MIA of Russia assumes the achievement of an integrated end result of education, for which can be seen Maturity graduates of professionally significant competences as the unity of generalized knowledge and skills, universal capacity and preparedness to address large groups of tasks - from personal to the social and professional. It is proved that, to use the competency approach to the process of the organization of physical training of cadets and students of educational institutions Russian Ministry of Internal Affairs improves the efficiency of the overall training of the future professionals of the Interior.

Keywords: competence approach, cadets and students, physical training, higher education

Органы внутренних дел Российской Федерации осуществляют не только юридическую, но и силовую, вооруженную защиту закона. Владение навыками самообороны, а также силового пресечения противоправных действий и задержания преступников и правонарушителей является оперативно-служебной необходимостью в деятельности сотрудников органов внутренних дел (ОВД), которым все чаще приходится сталкиваться с такими обстоятельствами, где без силового вмешательства невозможно выполнить поставленные задачи. Естественно, что в такой ситуации значение физической подготовленности полицейских является определяющим фактором их эффективной профессиональной деятельности. Основной целью физической подготовки сотрудников ОВД является формирование необходимой физической, психологической готовности для успешного выполнения оперативно-служебных и служебно-боевых задач в соответствии с их предназначением, умения применять физическую силу, боевые приемы борь-

бы, специальные средства при пресечении различных действий правонарушителями, а также обеспечивать высокий уровень работоспособности рядового и начальствующего состава в процессе служебной деятельности.

Одной из важнейших задач организации физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России является определение основных подходов, которые необходимо использовать в связи с современными процессами реформирования высшей школы. В этой связи, на наш взгляд, наиболее значимыми подходами являются: системный, дея-тельностный, личностно-ориентированный, культурологический, компетентностный [1].

Новый социально-государственный заказ, процессы информатизации в обществе предъявляют более высокие требования к организации профессиональной подготовки будущих специалистов на основе компетентностного подхода. Данный подход становится основным при разработке и обновлении образовательных стандартов, современной модели выпускника вуза, в том числе и в образовательных организациях мВд России. Ведущей функцией данного подхода является акцентирование внимания на результаты образования, то есть способность специалиста действовать в различных практических ситуациях грамотно и компетентно. Для этого человеку необходимо не только обладать некоторой совокупностью знаний, умений и навыков, но и целым рядом личностных и профессионально-значимых качеств, быть способным к присвоению новых знаний и опыта, быть готовым все это реализовывать на практике, где высоко ценится способность самостоятельного принятия решений и творческий подход к их воплощению. Компетенция характеризуется сложной социально-дидактической структурой личности, которая основывается на ценностных ориентациях, знаниях, опыте, приобретенных как в процессе обучения, так и вне его. Она выражается в степени проявления личностью полученных знаний, умений, поведенческих отношений в изменяющейся ситуации для решения разнообразных задач, в том числе с высоким уровнем сложности и неопределенности. В структуру компетенции входит сформированность у личности внутренней мотивации, психологической и практической готовности к достижению более качественных результатов в своей профессиональной деятельности, социальной жизни [2; 3].

Реализация компетентностного подхода на занятиях по физической подготовке курсантов и слушателей в образовательных организациях МВД предусматривает, что в результате освоения дисциплины выпускник будет способен: организовывать свою дальнейшую жизнь в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни, применять различные методы физического воспитания в целях повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, поддержания на высоком уровне физической подготовленности, которая необходима для обеспечения социальной активности и полноценной профессиональной деятельности; осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, использовать специальные средства, оружие, специальную технику для решения профессиональных задач; выполнять профессиональные задачи в особых условиях, чрезвычайных ситуациях, чрезвычайных обстоятельствах, в условиях военного времени и режима чрезвычайного положения; оказывать первую медицинскую помощь; обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения оперативно-служебных задач.

Комплексное формирование общекультурных и профессиональных компетенций возможно только при эффективно организованных занятиях по физической подготовке, основанных на соблюдении основных принципов, методов, средств подготовки, применении современного инвентаря и оборудования.

Основной целью занятий по физической подготовке является формирование у курсантов и слушателей социально-профессиональных компетенций, которые определят степень владения профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, а также позволят использование разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Организуя процесс физической подготовки курсантов и слушателей, необходимо использовать совокупность методов, способствующих успешной реализации поставленных задач:

— строго регламентированного упражнения, заключающегося в твердо предписанной программе движений, в возможно точном нормировании нагрузки и управлении динамикой по ходу упражнения, а также в нормировании интервалов отдыха и строго установленном чередовании их с фазами нагрузки;

— в структуре «круговой тренировки», представляющей серийное повторение нескольких видов физических упражнений, подобранных и объединенных в комплекс в соответствии с определенной упорядочивающей схемой;

— игрового и соревновательного методов, характеризующихся отсутствием жесткой регламентации действий, вероятностными условиями их выполнения, широкими возможностями для самостоятельного проявления творческих сил, моделированием эмоционально насыщенных межличностных и межгрупповых отношений.

Таким образом, реализация современных требований к профессиональной подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России предполагает достижение интегрированного конечного результата образования, в качестве которого может рассматриваться сформированность у выпускника профессионально значимых компетенций как единства обобщенных знаний и умений, универсальных способностей и готовности к решению больших групп задач - от личностных до социальных и профессиональных. Сформированность у курсанта соответствующих компетенций является главным критерием качества образования в образовательных организациях МВД России и показателем его профессионального становления. В этой связи актуализируется проблема определения путей и условий развития у курсантов компетенций и встает задача разработки содержательно-технологических и организационно-управленческих основ самостоятельной работы курсантов как важнейшей составляющей образовательного процесса, обеспечивающей формирование соответствующих компетенций. Таким образом, применение компетентностного подхода к процессу организации физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России позволяет повысить эффективность общей подготовки будущих специалистов органов внутренних дел. В этом случае подготовка компетентных, мобильных и способных к конкуренции выпускников соответствует современному социально-государственному заказу по обеспечению реального сектора экономики и социальной сферы кадрами.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Шепель Д.Н. Компетентностный подход к организации учебного процесса в образовательных учреждениях МВД России / Д.Н. Шепель // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 6 (49). - С. 41-42.

2. Панова О.С. Эффективность блочно-модульной технологии тренировочного процесса квалифицированных спринтеров в годичном цикле подготовки / О.С. Панова, А.С. Юдин // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 3-2. - С. 136-141.

3. Панова О.С. Условия и критерии эффективности инновационной деятельности в системе подготовки спортивного резерва российских легкоатлетов / О.С. Панова // Инновационные технологии в науке и образовании. - 2015. - № 1 (1). - С. 145-148.

REFERENCES

1. Shepel D.N. Competence approach to the organization of educational process in educational institutions of the Russian Interior Ministry. The world of science, culture and education. 2014. No. 6 (49). Pp. 41-42.

2. Panova O.S. The effectiveness of block-modular technology of training process of the qualified sprinters in the annual cycle of training. Actual problems of the humanities and natural sciences. 2015. No. 3-2. Pp. 136-141.

3. Panova O.S. Conditions and criteria for the effectiveness of innovation in the training of sports reserve Russian athletes. Innovative technologies in science and education. 2015. No. 1 (1). Pp. 145-148.

Информация об авторе

Пряхин Андрей Сергеевич, старший преподаватель, кафедра физической подготовки, Волгоградская академия МВД России, г. Волгоград, Россия Kole235@mail.ru

Прилепин Евгений Петрович, старший преподаватель, кафедра физической подготовки, Волгоградская академия МВД России, г. Волгоград, Россия Kole235@mail.ru

Получена: 20.02.2016

Для цитирования статьи: Пряхин А.С., Приле-пин Е.П. Применение компетентностного подхода при организации занятий по физической подготовке курсантов и слушателей образова-

Information about the author

Pryakhin Andrey S., Senior Lecturer, Department of Physical Training, Volgograd Academy of Russian Ministry of Internal Affairs, Volgograd, Russia Kole235@mail.ru

Prilepin Evgeniy P., Senior Lecturer, Department of Physical Training, Volgograd Academy of Russian Ministry of Internal Affairs, Volgograd, Russia Kole235@mail.ru

Received:20.02.2016

For article citation: Pryakhin A.S., Prilepin E.P. Competency approach using in the organization of employment on physical preparation of cadets and students of educational institutions of Rus-

тельных организаций МВД России. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 1. Часть 2. с. 213-216 с1о1: 10.17748/2075-9908-2016-8-1/2-213-216

sian Ministry of Internal Affairs. [Primenenie kompetentnostnogo podkhoda pri organizatsii zanyatiy po fizicheskoy podgotovke kursantov i slushateley obrazovatel'nykh organizatsiy MVD Rossii]. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Tom 8. № 1. Vol. 2. Pp. 213-216.

doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-1/2-213-216

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.