Научная статья на тему 'Социально-педагогическая модель внедрения интерактивных технологий в учебный процесс курсантов образовательных организаций МВД России'

Социально-педагогическая модель внедрения интерактивных технологий в учебный процесс курсантов образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерактивные технологии / компетенции / компетентностный подход / образовательные организации / курсанты / сотрудники МВД России. / interactive technologies / competences / competence approach / educational organizations / cadets / employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ирина Георгиевна Евсеева, Юлия Николаевна Русскова

Освещаются педагогические особенности профессионального образования курсантов образовательных организаций МВД России. Проанализированы основные положения компетентного подхода и обоснована значимость внедрения интерактивных технологий в учебный процесс курсантов образовательных организаций МВД России. Представлена социально-педагогическая модель внедрения интерактивных технологий в учебный процесс курсантов, с помощью которой наглядно отражен процесс формирования профессиональных компетенций у курсантов образовательных организаций МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ирина Георгиевна Евсеева, Юлия Николаевна Русскова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PEDAGOGICAL MODEL OF THE INTRODUCTION OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

In this article pedagogical features of vocational education of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia are covered. The author analyzed the main provisions of the competent approach and substantiated the importance of the introduction of interactive technologies in the educational process of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The social-pedagogical model of the introduction of interactive technologies in the educational process of cadets is presented, with the help of which the process of forming professional competencies among cadets of educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая модель внедрения интерактивных технологий в учебный процесс курсантов образовательных организаций МВД России»

УДК 378 ББК 74

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10192 © И.Г. Евсеева, Ю.Н. Русскова, 2019

Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Ирина Георгиевна Евсеева,

профессор кафедры педагогики УНК ПСД, кандидат психологических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

Е-таП: [email protected];

Юлия Николаевна Русскова, адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

Е-таП: [email protected]

Аннотация. Освещаются педагогические особенности профессионального образования курсантов образовательных организаций МВД России. Проанализированы основные положения компетентного подхода и обоснована значимость внедрения интерактивных технологий в учебный процесс курсантов образовательных организаций МВД России. Представлена социально-педагогическая модель внедрения интерактивных технологий в учебный процесс курсантов, с помощью которой наглядно отражен процесс формирования профессиональных компетенций у курсантов образовательных организаций МВД России.

Ключевые слова: интерактивные технологии, компетенции, компетентностный подход, образовательные организации, курсанты, сотрудники МВД России.

SOCIO-PEDAGOGICAL MODEL OF THE INTRODUCTION OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Irina G. Evseeva,

Professor of the Department of pedagogy UNK PSD, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

E-mail: [email protected];

Yulia N. Russkova,

adjunct of the faculty of training of scientific, pedagogical and scientific personnel Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

E-mail: [email protected]

Abstract. In this article pedagogical features of vocational education of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia are covered. The author analyzed the main provisions of the competent approach and substantiated the importance of the introduction of interactive technologies in the educational process of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The social-pedagogical model of the introduction of interactive technologies in the educational process of cadets is presented, with the help of which the process of forming professional competencies among cadets of educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia.

Keywords: interactive technologies, competences, competence approach, educational organizations, cadets, employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Евсеева И.Г, Русскова Ю.Н. Социально-педагогическая модель внедрения интерактивных технологий в учебный процесс курсантов образовательных организаций МВД России. Вестник экономической безопасности. 2019;(3):351-6.

Актуальность избранной темы исследования обусловлена тем, что повышение эффективности профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России предусматривает меры, направленные на совершенствование про-

цесса воспитания и обучения будущих сотрудников полиции. В связи со сложностью стоящих перед органами внутренних дел задач, образовательным организациям необходимо готовить инициативных сотрудников, обладающих высоким уровнем про-

фессионального мастерства, профессионально компетентных в своей деятельности, способных мыслить масштабно и творчески, а также готовых принимать ответственные решения и прогнозировать их возможные последствия. Нормативные правовые акты, регламентирующие служебную деятельность сотрудников МВД России и их профессиональную подготовку, а также новые Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования определяют требования к профессиональным качествам сотрудников и к конечным результатам их обучения в образовательных организациях. С учетом указанных стандартов формируются рабочие программы по соответствующим дисциплинам и выделяются особенности проведения занятий среди будущих сотрудников МВД России [1; 2, с. 73—78; 3, с. 122—124; 4, с. 295—299].

Цель научной статьи заключается в рассмотрении педагогические аспектов профессионального образования и подготовки курсантов образовательных организаций МВД России. Приоритетным направлением в их учебно-служебной деятельности является усиление практической составляющей профессиональной подготовки в свете реализации ФГОСВО третьего поколения. Данный вид направленности нашел свое отражение в структуре понятия «практика», которое дано в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Помимо ряда традиционных целей, направленных на формирование, закрепление и развитие практических навыков, выделяется еще цель, полагающая формирование и совершенствование различных компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

В связи с введением нового образовательного стандарта Министерством образования и науки России1 образовательные организации МВД России должны готовить специалистов, обладающих общекультурными компетенциями (ОК); профессиональными компетенциями (ПК); профессионально-специализированные компетенции (ПСК) в зависимости от получаемой специализации и квалификации.

1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 14 января 2011 г. № 20. Зарегистрирован в Минюст России от 11 апреля 2011 г. № 20457.

Внедрение компетентностного подхода требует новых технологических решений при формировании профессиональных компетенций у курсантов, что обусловлено спецификой реализации профессионального опыта, который представляет собой не только совокупность знаний, умений и навыков, но и их реальные проявления в тех социальных ролях и через те служебные задачи, которые будет выполнять курсант после выпуска по профилю полученной специальности [5, с. 12—15]. В реалиях сегодняшнего дня курсанты образовательных организаций МВД России за период обучения должны освоить фундаментальные общеобразовательные и специальные знания, и не просто ими овладеть, но и уметь применять их на практике в соответствии с должностным предназначением [6, с. 34—39].

В то же время организация образовательного процесса, реализующего компетентностный подход, и, в частности, формирование профессиональных компетенций связаны с решением следующих принципиальных задач:

• уточнение места, роли и содержания деятельности образовательных организаций силовых ведомств, при внедрении компетентностного подхода;

• технологизация процессов формирования профессиональных компетенций в содержании специализированных дисциплин;

• внедрение интерактивных технологий в образовательный процесс.

Для реализации требований ФГОСВО профессорско-преподавательскому составу образовательных организаций необходимо овладевать инновационными педагогическими технологиями, способствующими решению социального заказа общества — формированию успешной, активной личности сотрудника силового ведомства Российской Федерации, способной к личной и профессиональной самореализации в условиях служебной деятельности.

В связи с этим преобладающее использование только традиционных стратегий организации урока становится неэффективным, замедляющим процесс приобретения обучающимися опыта интерактивного образования и готовности к его использованию в будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, можно выделить ряд противоречий:

• между новыми требованиями к качеству высшего образования и традиционными системами обучения;

• между приоритетной ролью использования интерактивных методов обучения как средства формирования компетенций обучающихся и недостаточной разработанностью научно-теоретической и методической базы их применения в образовательных организациях силовых ведомств [7];

• между требованиями, предъявляемыми государством, обществом, руководством МВД России к выпускникам ведомственных образовательных организаций и реальной их самореализацией в качестве сотрудников органов внутренних дел [8, с. 45—48].

Для успешного решения данной проблемы, на наш взгляд, необходимо решить следующие задачи:

1) профессорско-преподавательскому составу образовательных организаций повысить собственную профессиональную компетентность в области инновационных педагогических технологий;

2) изучить теоретико-методологические основы использования интерактивных методов, особенности их применения в системе высшего образования;

3) использовать наиболее перспективные технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, проектной деятельности, нестандартными формами проведения занятий;

4) планировать конструирование образовательной среды, позволяющей значительно повысить развивающий потенциал обучения, где каждый обучающийся становится полноправным, самостоятельным, инициативным, творческим участником данного процесса;

5) участвовать в мероприятиях разного уровня по обсуждению проблем интерактивных технологий.

В этой связи требуется разработка социально-педагогической модели применения интерактивных технологий в учебном процессе курсантов образовательных организаций МВД России и модернизация системы промежуточных и итоговых аттестаций (оценочные средства и методики) в образовательной системе правоохранительных органов. Решать

данные задачи предлагается посредством внедрения интерактивных технологий в учебный процесс образовательных организаций МВД России.

Термин «интерактивные технологии» возник в 1960-х гг. ХХ века. На данном временном этапе происходит активное развитее средств массовой информации, что поменяло характер общения, возник вопрос об информационной революции. Четкого определения интерактивных средств и технологий тогда не существовало, под интеракцией понималось взаимодействие пользователя и программ, базы данных с субъектами управления данными программами [9, с. 56].

В 1975 году немецким ученым Г. Фрицем, в гуманитарную сферу был введен термин «интерактивная педагогика» [10, с. 136—142]. Понятие «интерактивность», «интерактив» заимствованы из английского языка. «Inter» — между-, взаимо-, среди-, «akt» — действовать, следовательно, «Interakt» — взаимодействовать.

В начале 1980-х гг. в СССР в педагогике начинается практическое освоение методов активного (интерактивного) обучения, основу которых составляют диалоговые формы познаний. Хотя официально в градации методов обучения были только традиционные и активные. В конце 1980-х гг. В.В. Гузеевым, М.В. Клариным, Е.С. Полат, В.А. Сластениным среди моделей обучения помимо активной и пассивной, была выделена интерактивная модель обучения [11, с. 59—62].

Реализация интерактивного обучения опирается на принципы:

• диалогового взаимодействия;

• работы в малой группе, на основе сотрудничества и кооперации;

• активно-ролевого взаимодействия (сюжетно-ро-левая игра);

• тренинговой формы организации процесса обучения [12, с. 37].

Под интерактивными (диалоговые) технологиями понимаются такие технологии, в которых главным ресурсом обучения является социальное взаимодействие, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, т.е. значительно повысить и углубить содержательную сущность изучаемых дисциплин [13, с. 23—25]. К интерактивным технологиям относятся не все технологии активно-

го обучения, а лишь те, которые строятся на психологических механизмах усиления влияния учебной группы на процесс усвоения каждым обучаемым опыта взаимодействия и взаимообучения [14].

Предполагается, что главной отличительной особенностью процесса обучения, основанного на активном использовании интерактивных технологий, является движение не от теории к практике, как это присуще традиционной форме организации образовательного процесса, а от формирования но-

вого опыта в процессе активного целевого коммуникативного взаимодействия к его теоретическому осмыслению [15, с. 199—204].

На основании всего вышеизложенного была предпринята попытка разработать социально-педагогическую модель применения интерактивных технологий в учебном процессе курсантов образовательных организаций МВД России (рис. 1).

Моделирование процесса внедрения интерактивных технологий в учебный процесс курсантов

Заказ государства на качественную профессиональную подготовку специалистов правоохранительных органов

Цель — формирование практических знаний, умений и навыков у курсантов образовательных организаций МВД России; ориентация на повышение профессионализма в выполнении будущих служебных задач

Обеспечение, действенности педагогической системы профессионального образования: курсантов МВД России, с использованием интерактивных технологий обучения

ЗАДАЧИ

I

Разр аботка методики оцеНКй эффективности.

профессионального обучения посредством внедрения в учебный процесс интерактивных технологий

Создание оптимальных организационно-педагогических условий, направленных на

пр офессиона льНо -ориентировочное обучение посредством интерактивных технологий

Субмодуль-интеракция

Этапы процесса формирования профессиональных компетенций у курсантов образовательных организаций МВД России

Стартовая диагностика Выбор конкретных интерактивных технологий Внедрение1 интерактивных Технологий в учебный процесс Мониторинг и коррекция

±

т

Промежуточные диагностические срезы 11

Пр еподаватель

Подходы:

ко мпетентцостный; интегра тивно со цйально-педагогический; личностно-ориентированный; еистемно-деятельностный; синергетический

1

_

Принципы:

непрерывности Ж комплексности процесса

про фессио нального обра'.опа ния; ориентированности на профессиональное и личностное развитие; мотивированности на

саморазвитие; согласованности развития профессонаЛьнО-лйчностных характеристик курсантов

Критерии: адекватная самооценка своей профессиональной подготовленности; стремление и мотивапия к личностному совешценствованию: способность к конструктивному взаимодействию

ПС

Результат: высококвалифицированный специалист органов внутренних дел, обладающий развитыми профессиональными навыками и мотивированный на саморазвитие и добросовестное служение Отечеству; высокоразвитые общекультурные, профессиональные и профессионально-

специализированные компетенции

Рис. 1. Социально-педагогическая модель применения интерактивных технологий в учебном процессе курсантов образовательных организаций МВД России

МВД России призвано обеспечить наглядное выражение всех аспектов данной проблемы, начиная со среды функционирования модели. Безусловно, цен-трообразующую линию модели должно составить взаимоопределение цели деятельности и ожидаемого результата.

Функционирование модели, взаимодействие ее компонентов будет происходить вокруг центрального субмодуля — самой интеракции. В общем виде модель педагогического процесса существует только в определенной среде, которая оказывает на нее влияние и сама изменяется под воздействием как достигнутого результата, так и микропроцессов, обеспечивающих достижение промежуточных результатов на этапах реализации процесса. Для этого в модель включены: цель, задачи, принципы, подходы, критерии и конечный результат.

Среда функционирования рассматриваемой модели — это учебный процесс образовательных организаций МВД России.

Существование модели обусловлено совокупностью таких факторов, как социальный заказ и социальные ожидания с одной стороны, а также ведомственные традиции и ценности с другой стороны. Данные факторы можно рассматривать как условие существования модели.

Обязательными компонентами модели являются цель и этапы ее достижения, причем необходим контрольно-измерительный инструмент, который позволил бы контролировать правильность вектора движения к заданному результату, а также вносить поправки при объективных изменениях в среде функционирования модели или целеполагании.

Для каждого этапа формулируются свои задачи и отбираются адекватные им методы, формы и средства дальнейшего продвижения вперед.

Предложенную модель можно реализовывать на протяжении всего обучения курсанта в образовательной организации МВД России, причем развитие содержания будет носить концентрический характер, т.е. углублять и расширять в каждом последующем цикле те качества личности, которые усвоены на предыдущем. Тем самым количественные изменения постепенно перейдут в качественные.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс профессионального образования и профессиональной подготовки курсантов образовательных

организаций МВД России сложный творческий процесс. Для его успешной реализации необходимо внедрение в учебный процесс активных и интерактивных технологий обучения, что существенным образом будет способствовать качественному усвоению учебного материала общих и специализированных дисциплин.

Литература

1. Тихомиров С.Н. Организация и проведение семинарских занятий в образовательных учреждения МВД России. М., 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Осокин Р.Б. Методика проведения семинарских занятий с курсантами Тамбовского филиала Московского университета МВД России по дисциплинарным темам по конституционному и уголовному праву России: «Конституционные права и свободы человека и гражданина России» и «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» // Некоторые аспекты правоохранительной деятельности в современных условиях. Тамбов, 2006.

3. Осокин Р.Б. Методические рекомендации по проведению семинарских занятий по уголовному праву с курсантами Тамбовского филиала Московского университета МВД России // Некоторые аспекты правоохранительной деятельности в современных условиях: информационный бюллетень к 60-летию Великой Победы 1941—1945. Тамбов, 2005.

4. Злобина И.В. Некоторые аспекты организации и проведения семинарских занятий по дисциплинам кафедры гражданского права и гражданского процесса Краснодарского университета МВД России // Общество и право. 2010. № 4 (31).

5. Лупырь В.Г. Организационно-педагогические условия профессиональной служебной и физической подготовки курсантов МВД России (междисциплинарный аспект) // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 2(61).

6. Ульянова И.В., Евсеева И.Г. Формирование курсантами-будущими социальными педагогами компетенции в области различных информационных ресурсов и технологий // Вестник экономической безопасности. 2017. № 4.

7. Курышева И. В. Интерактивные методы обучения как фактор самореализации старшеклассников в учебной деятельности при изучении естественнонаучных дисциплин: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Н.Новгород, 2010.

8. Морозов В.А., Федулов Б.А., Чернов Ю.Н. Государственно-правовые аспекты формирования личностно-профессионального отношения сотрудника полиции к правоохранительной деятельности // Алтайский юридический вестник. 2016. № 2(14).

9. Русскова Ю.Н., Ульянова И.В. Формирование профессиональных компетенций курсантов образовательных организаций МВД России посредством интерактивных технологий // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 4(75). DOI: 10.24411/1999-6241-2018-14012

10. Иванова О.В. Проектирование интерактивной визуальной системы обучения инженерной и компьютерной графике // Актуальные вопросы современной педагогической науки: материалы III Междунар. заочной научно-практ. конф. Чебоксары, 2010.

11. Капранова Е.А. Интерактивное обучение: концептуальные подходы // Вестник Полоцкого государственного университета. 2012. № 7.

12. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учеб.-метод. пособие. Саратов. 2009.

13. Зауторова Э.В. Формирование профессиональной культуры курсантов и использование разнообразных форм и методов в образовательном процессе ведомственных вузов Федеральной службы исполнения наказаний // Международный пенитенциарный журнал. 2016. № 1.

14. Фролова Т.М. Оптимизация учебно-методического обеспечения образовательного процесса в вузе МВД РФ России на основе современных информационных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2014.

15. Сошникова И.А., Трипутин С.Н. Опыт применения интерактивных технологий в процессе воспитательной работы с обучающимися в Санкт-Петербургском университете МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 5 (73).

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

Профессиональная этика и служебный этикет. 2-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. В.Я. Кикотя. 527 с. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник».

СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ

УЧЕБНИК ВТОРОЕ ИЗДАНИЕ

Применительно к реалиям современного общества систематизи-рованно изложены нравственные основы правоохранительной деятельности. Рассмотрены этические основы специфики деятельности отдельных правоохранительных служб и учреждений.

Для студентов юридических вузов, изучающих курс профессиональной этики и служебного этикета, а также для практических работников системы правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.