Научная статья на тему 'К вопросу о применении интерактивных средств обучения на занятиях по физической подготовке курсантов образовательных организаций МВД России'

К вопросу о применении интерактивных средств обучения на занятиях по физической подготовке курсантов образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая подготовка / интерактивные технологии / профессиональное обучение / курсанты образовательных организаций МВД России / боевые приемы борьбы / physical training / interactive technologies / professional training / cadets of educational organizations of the MIA of Russia / fighting methods of fight

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергей Викторович Иванников

Проблема качественной профессиональной и служебной подготовки сотрудников органов внутренних дел является актуально значимой ввиду выполнения ими сложных, а порой и опасных для жизни и здоровья задач. В этой связи в учебный процесс курсантов образовательных организаций МВД России по дисциплине «физическая подготовка» необходимо внедрять новые педагогические методы и технологии профессионального обучения. Подчеркнута положительная роль интерактивных средств и технологий обучения. Проанализированы основные аспекты деятельности профессорско-преподавательского состава кафедры физической подготовки и описан положительный вклад интерактивных средств обучения в процесс профессионального обучения курсантов образовательных организаций МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергей Викторович Иванников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of the use of interactive learning tools in the classroom for physical training of cadets of educational institutions of the MIA of Russia

The problem of high-quality professional and service training of employees of the internal Affairs bodies is relevant and important, because of their performance of complex and sometimes dangerous to life and health tasks. In this regard, in the educational process of cadets of educational organizations of the MIA of Russia in the discipline «physical training» it is necessary to introduce new teaching methods and technologies of vocational training. This article presents an attempt to reflect the positive role of interactive learning tools and technologies. The author analyzed the main aspects of the activity of the faculty of the Department of physical training and described the positive contribution of interactive learning tools in the process of professional training of cadets of educational organizations of the MIA of Russia.

Текст научной работы на тему «К вопросу о применении интерактивных средств обучения на занятиях по физической подготовке курсантов образовательных организаций МВД России»

УДК 378 ББК 74

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10116 © С.В. Иванников, 2019

Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Сергей Викторович Иванников,

начальник кафедры физической подготовки, кандидат педагогических наук Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (390043, Рязань, ул. 1-ая Красная, д. 18)

E-mail: [email protected]

Аннотация. Проблема качественной профессиональной и служебной подготовки сотрудников органов внутренних дел является актуально значимой ввиду выполнения ими сложных, а порой и опасных для жизни и здоровья задач. В этой связи в учебный процесс курсантов образовательных организаций МВД России по дисциплине «физическая подготовка» необходимо внедрять новые педагогические методы и технологии профессионального обучения. Подчеркнута положительная роль интерактивных средств и технологий обучения. Проанализированы основные аспекты деятельности профессорско-преподавательского состава кафедры физической подготовки и описан положительный вклад интерактивных средств обучения в процесс профессионального обучения курсантов образовательных организаций МВД России.

Ключевые слова: физическая подготовка, интерактивные технологии, профессиональное обучение, курсанты образовательных организаций МВД России, боевые приемы борьбы.

TO THE QUESTION OF THE USE OF INTERACTIVE LEARNING TOOLS IN THE CLASSROOM FOR PHYSICAL TRAINING OF CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA

Sergey V. Ivannikov,

Head of the Department of Physical Training, Candidate of Pedagogical Sciences Ryazan branch of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'

(390043, Ryazan, ul. 1-st Krasnaya, d. 18)

Abstract. The problem of high-quality professional and service training of employees of the internal Affairs bodies is relevant and important, because of their performance of complex and sometimes dangerous to life and health tasks. In this regard, in the educational process of cadets of educational organizations of the MIA of Russia in the discipline «physical training» it is necessary to introduce new teaching methods and technologies of vocational training. This article presents an attempt to reflect the positive role of interactive learning tools and technologies. The author analyzed the main aspects of the activity of the faculty of the Department of physical training and described the positive contribution of interactive learning tools in the process of professional training of cadets of educational organizations of the MIA of Russia.

Keywords: physical training, interactive technologies, professional training, cadets of educational organizations of the MIA of Russia, fighting methods of fight.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Иванников С.В. К вопросу о применении интерактивных средств обучения на занятиях по физической подготовке курсантов образовательных организаций МВД России. Вестник экономической безопасности. 2019;(2):339-41.

Актуальность избранной проблемы исследования обусловлена тем, что повышение эффективности профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России предусматривает меры, направленные на совершенствование процесса воспитания и обучения курсантов образовательных организаций как будущих специалистов органов внутренних дел.

Сотрудники органов внутренних дел, ввиду своей компетенции, выполняют задачи по задержанию преступников, пресечению противоправных действий,

конвоированию и доставлению задержанных лиц, пресечению массовых беспорядков и др., в связи с чем им приходится применять физическую силу и боевые приемы борьбы. Нормативные правовые акты, регламентирующие оперативно-служебную деятельность сотрудников полиции и их профессиональную подготовку, а также новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования определяют требования к профессиональным качествам полицейских и к конечным результатам их обучения в образовательных организациях МВД России [1, с. 65—71].

На сегодняшний день в образовательном процессе основной упор делается на доступность, адекватность, мобильность, максимальную степень удовлетворения запросов и потребностей учеников и пр. Для достижения этих целей профессорско-преподавательскому составу необходимо разрабатывать, апробировать и внедрять инновационные педагогические подходы и технологии при проведении учебных занятий. Все это касается и дисциплины «физическая подготовка», так как в образовательных организациях МВД России она, наряду с дисциплиной «огневая подготовка», является одной из основных и осваивается курсантами на протяжении всего периода обучения. По мнению Е.И. Мещяриковой, «спецификой образовательного процесса является то, что в его центре находится обучающийся будущий специалист, и усилия всех субъектов процесса направлены на обеспечение достижений будущего специалиста в формировании компетенций на заданном образовательными стандартами уровне и на формирование целостной личности специалиста-профессионала органов внутренних дел» [2, с. 94—96].

Цель деятельности профессорско-преподавательского состава кафедр физической подготовки образовательных организаций МВД России заключается в формировании физических качеств, умений и навыков, которые необходимы для выполнения возложенных на сотрудников органов внутренних дел задач, а также в развитии психологической готовности курсантов и слушателей к применению физической силы и боевых приемов борьбы, в любых условиях служебной деятельности.

Курсантам образовательных организаций МВД России за период обучения необходимо освоить большой объем двигательных навыков, изучить боевые приемы борьбы, способствующие пресечению правонарушений, а также для самообороны при оказании сопротивления [3, с. 49—51]. Все это заставляет профессорско-преподавательский состав кафедры физической подготовки искать пути, направленные на оптимизацию процесса обучения, и разрабатывать новые формы проведения учебных занятий по физической подготовке.

Профессиональное формирование личности курсантов образовательных организаций МВД России на занятиях по физической подготовке является системным и многоуровневым процессом. Основ-

ная часть дисциплины «физическая подготовка» состоит из практического раздела «боевые приемы борьбы». При освоении данного раздела курсанты отрабатывают сложнокоординационные действия, а ввиду того, что координационные способности у курсантов развиты на разном уровне, то соответственно процесс освоения боевого раздела каждому курсанту может даваться по разному [4, с. 57—60]. В связи с этим представляется возможным внедрение интерактивных технологий обучения при ведении занятий по физической подготовке как наиболее эффективного способа передачи профессиональных знаний.

По мнению И.В. Ульяновой и Ю.Н. Руссковой, «основная задача интерактивных технологий обучения заключается в обеспечении развития и саморазвития личности курсантов образовательных организаций МВД России на основе выявления их индивидуальных особенностей и способностей, причем особое место отводится творческому мышлению, посредством которого курсант понимает внутренние противоречия изучаемых моделей и формирует собственный стиль их выполнения» [5, с. 534—536].

В рамках дисциплины «физическая подготовка» целесообразно применять следующие виды интерактивных средств обучения:

1) учебно-наглядные: плакаты, таблицы, фото, графики и пр.;

2) печатная продукция: спортивная литература, методические рекомендации, нормативные правовые акты и пр.;

3) наглядно-образные: мультимедийные обучающие комплексы, обучающие видео, видеосюжеты реальных ситуаций служебной деятельности с применением физической силы и боевых приемов борьбы и пр.;

4) спортивное оборудование и инвентарь: тренажеры, манекены, учебное оружие, спортивные снаряды и пр.;

5) разнообразные тренинги: социально-психологический, психофизический и пр.

С помощью интерактивных технологий и средств обучения, преподаватель погружает курсантов в творческий процесс, с помощью которого у них развиваются когнитивные способности, формируются профессиональные знания, умения и навыки и повышается мотивация к учебе [6].

340

Вестник экономической безопасности

№ 2/2019

При проведении занятия по дисциплине «физическая подготовка» с применение интерактивных средств обучения можно выделить несколько этапов:

• первый этап — визуальный, на данном этапе курсанты просматривают технику двигательных действий сотрудников полиции при задержании преступников с применением физической силы и боевых приемов борьбы (применяются учебные фильмы и мультимедиа). Цель этапа заключается в развитии абстрактного и образного мышления, а курсанты получают возможность увидеть, какие боевые приемы борьбы применяются в тех или иных ситуациях служебной деятельности;

• второй этап — технический, на данном этапе профессорско-преподавательский состав может использовать видеоаппаратуру, для съемки курсантов при отработке ими боевых приемов борьбы. Цель этапа в том, чтобы курсант посмотрел на свои ошибки со стороны, а курсанты развивают аналитическое мышление и изучают двигательные техники;

• третий этап — развивающий, на данном этапе курсанты учатся принимать решение по применению физической силы и боевых приемов борьбы, в различных ситуациях служебной деятельности. На данном этапе применим психофизический тренинг [7, с. 139—147], в рамках которого: создается соревновательная обстановка; курсанты выполняют упражнения, возникающие в ситуациях профессиональной деятельности; моделируются ситуации риска, опасности, ответственности, неизвестности, неожиданности, новизны; тренируется волевая сфера; курсантам даются упражнения на силу и ловкость, которую они должны применить в смоделированных преподавателем, ситуаций служебной деятельности с применением физической силы и боевых приемов борьбы; ситуации максимально должны быть максимально приближены к реальным и пр. Таким образом, проведенный анализ позволил

обосновать внедрение в образовательный процесс курсантов и слушателей интерактивные средства и технологии обучения. Предполагается, что интерактивные технологии и средства обучения позволят повысить эффективность и качество усваиваемого материала дисциплины «физическая подготовка», а также оптимизировать деятельность профессорско-препо-

давательского состава и сформировать на должном уровне у курсантов образовательных организаций МВД России профессиональные компетенции.

Проведенный теоретический анализ по изучаемой проблеме будет способствовать дальнейшим исследованиям и разработкам с целью усовершенствования проводимых занятий по дисциплине «физическая подготовка».

Литература

1. Русскова Ю.Н., Ульянова И.В. Формирование профессиональных компетенций курсантов образовательных организаций МВД России посредством интерактивных технологий // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 4(75).

2. Мещерякова Е.И. К вопросу о целостности образовательного процесса // Заметки ученого. Ростов н/Д., 2015. № 2.

3. Ушаков М.А., Корнюхин В.В., Егоров С.Н., Терентьев И.Б. Направления совершенствования учебной дисциплины «Служебно-прикладная физическая подготовка» в образовательных организациях системы МВД России // В сборнике: Научные исследования в области педагогики и психологии Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2018.

4. Мартынов А.П. Самостоятельная физическая подготовка курсантов и слушателей вузов МВД России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 36.

5. Ульянова И.В., Русскова Ю.Н. Опыт использования активных и интерактивных технологий в учебном процессе курсантов образовательных организаций // В сборнике: Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы Сборник научных трудов II Международной конференции. Рецензенты: И.Н. Медведев, А.С. Осипова. 2018.

6. Пачев А.В., Проскурин С.М. Активизация физической подготовки профессионально-прикладной направленности обучения // Актуальные проблемы науки: от теории к практике: материалы III Все-рос. науч.-практ. конф., 22 дек. 2015 г. М., 2016.

7. Чуманов Ю.В. Психофизический тренинг как способ развития способностей принимать решения в ситуациях неопределенности ориентиров поиска // Инновации в образовании. 2018. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.