УДК 378 ББК 74
DOI 10.24411/2414-3995-2019-10195 © М.С. Кожаев, 2019
Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
Максим Сергеевич Кожаев,
адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Отражены теоретико-методологические аспекты изучения творческого мышления и особенности его формирования у курсантов образовательных организаций МВД России. Сформулировано собственно-научное определение творческого мышления и показана возможность его формирования посредством интерактивных педагогических технологий. Отмечено, что профессиональная деятельность сотрудников полиции является творческой по своей специфике, в связи с этим в процессе профессионального обучения курсантов образовательных организаций МВД России должны использоваться инновационные педагогические технологии, нацеленные на формирование творческого мышления.
Ключевые слова: профессиональное обучение, творческое мышление, курсанты, образовательные организации МВД России, педагогические технологии.
ON THE QUESTION OF FORMATION OF CREATIVE THINKING OF STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA
Maxim S. Kozhaev,
adjunct faculty of training of scientific and pedagogical staff Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
Abstract. This study reflects the theoretical and methodological aspects of the study of creative thinking and the features of its formation in the cadets of educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia. The author formulates the actual scientific definition of creative thinking and shows the possibility of its formation through interactive pedagogical technologies. It is noted that the professional activity of police officers is creative in its specificity, in this regard, in the process of professional training of cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia, the faculty should use innovative pedagogical technologies in order to form creative thinking.
Keywords: vocational training, creative thinking, the students, educational institutions of the MIA of Russia, educational technology.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Кожаев М.С. К вопросу о формировании творческого мышления у курсантов образовательных организаций МВД России. Вестник экономической безопасности. 2019;(3):367-71.
Приоритеты в мировой педагогике начала XXI в. обусловлены социальными и экономическими факторами: лавинообразным потоком информации во всех областях знания и осознанной потребностью современного общества в гибких, адаптивных системах образования, предусматривающих возможность достаточно быстрой профессиональной переориентации, повышения квалификации, саморазвития на любом отрезке жизненного пути человека [1, с. 159—161].
В настоящее время в Российской Федерации система высшего образования претерпевает значительные изменения, связанные с модернизацией и
все большей личностной направленностью современного образовательного процесса. Становление современной личности и профессионала невозможно без овладения приемами творческого анализа, интегрированного использования информации, полученными в период обучения в образовательной организации.
Актуальность темы научного исследования связана с социальным заказом государства на качественную профессиональную подготовку высококвалифицированных кадров для подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — МВД России) как основных субъ-
ектов оперативно-служебной деятельности. Они обязаны стать конкурентоспособными на рынке труда, профессионально компетентными, с развитым творческим мышлением и умением самостоятельно действовать при принятии нестандартных решений в различных ситуациях служебной деятельности. При этом необходимо отметить, что организация целенаправленной профессиональной подготовки, обеспечивающей овладение и непрерывное совершенствование сотрудниками ОВД профессиональных компетенций, необходимых для эффективного выполнения оперативно-служебных задач, возложенных на систему МВД России.
Профессиональная деятельность сотрудника полиции является творческой по своей специфике, что предполагает наличие способностей, мотивов, знаний, выдвижения разных подходов и умения решать служебные задачи не только в обычных, но и в экстремальных условиях. Поэтому формирование творческого мышления у курсантов образовательных организаций МВД России, одновременно с поиском педагогического подхода к повышению эффективности оперативно-служебной деятельности является своевременно и необходимым.
Сравнительный анализ ведомственной информации показывает, что вопрос повышения качества профессионального обучения наиболее остро проявляются в том, что выпускники образовательных организаций МВД России (по отзывам руководителей комплектующих органов) не в полной мере используют полученные в ходе обучения профессиональные знания, умения и навыки при выполнении служебных задач. Нередко, обнаруживая неплохие теоретические знания, они не могут творчески применить эти знания на практике. В связи с этим возникает необходимость поиска новых педагогических идей и средств для их внедрения в процесс профессионального обучения курсантов образовательных организаций МВД России.
Прежде всего, творческое мышление рассматривается как мышление продуктивное, создающее нечто принципиально новое, выходящее за пределы сложившейся системы знаний. Творческое мышление — есть процесс образования новых систем связей, свойств личности, ее интеллектуальных
способностей, характеризующихся динамичностью и системностью. Оно характеризуется новизной своего конечного продукта, своеобразием процесса получения, существенным влиянием на уровень развития, осуществляет движение к новым знаниям [2, с. 71—73].
В рамках педагогических исследований творческое мышление изучается, в основном применительно к процессу обучения (В.И. Андреев, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, А.П. Тряпицына и др.). Более того, современная парадигма образования, предусматривающая в первую очередь формирование метапредметных компетенций, среди которых ключевой является работа с информацией, ее получение, анализ, обмен информацией, как раз нацеливает на развитие творческого подхода к освоению действительности [3, с. 97—100].
В педагогических исследованиях приводятся следующие процессуальные черты творческого мышления:
1) самостоятельное осуществление ближнего и дальнего, внутрисистемного и межсистемного переноса знаний и умений в новую ситуацию;
2) видение новой проблемы в традиционной ситуации, постановка новых вопросов или видение новых проблем в традиционной ситуации выступает как важнейший элемент творческого мышления;
3) видение структуры объекта;
4) видение новой функции объекта в отличие от традиционной;
5) учет альтернатив при решении проблемы;
6) комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы;
7) отбрасывание всего известного и создание принципиально нового подхода (способа, объяснения).
Проведенный анализ научной литературы позволил сформулировать собственно-научное определение творческого мышления. Под творческим мышлением, мы понимаем — вид мышления, проявляющийся как интегративное качество личности, характеризующийся ценностным отношением субъекта к творчеству, осмысленностью основных категорий, механизмов творческого мышления, осознанным применением логических операций и
эвристических приемов для решения обнаруженных проблем.
Учитывая, что на современном этапе деятельность сотрудника полиции все более и более приобретает характер алгоритмизации, ограничивается существенным количеством инструкций, то представляется достаточно сложным найти баланс в применении творческого подхода к решению повседневных или экстраординарных задач служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов. С одной стороны, наличие регламентов (протоколов) работы, применения тех или иных методов и средств, безусловно, способствует созданию единого правового поля, единства подходов к решению типовых ситуаций, что во многом призвано снизить статистику конфликтов между населением и правоохранительными органами, вызванных разночтением целесообразности использования тех или иных решений. Например, в ряде случаев, по мнению конкретного сотрудника исходя из конкретной ситуации, есть смысл при работе с обращением гражданина сделать акцент на ознакомление его с нормативной документацией, а в каких-то случаях акцент беседы смещается на морально-нравственные стороны обсуждаемой ситуации. Данный подход, при условии того, что действия сотрудника основаны на социально-психологическом анализе ситуации, а не на иных посылах, в том числе коррупционных или личной некомпетентности, способен приносить позитивный результат [4, с. 82—86].
Ю.Н Русскова и И.В. Ульянова считают, «что у курсанта при поступлении в образовательную организацию МВД России должны быть сформированы индивидуально-психологические особенности, базовые знания, умения и навыки (ЗУН), которые можно диагностировать с помощью достаточно широкого спектра методик и методов» [5, с. 65—71].
Второй индивидуальной составляющей формирования творческого мышления является совокупность целей и мотивов индивидуума, его стремлений. С учетом специфики направления профессиональной подготовки, представляется логичным рассматривать данный аспект в едином векторе с мотивационным компонентом «стать эффективным сотрудником правоохранительных органов». Т.е. курсант должен отчетливо понимать, где и ка-
ким образом он сможет применить в решении служебных задач творческие способности.
Третья составляющая — это доступность приемов и методов формирования у курсантов творческого мышления. Т.е. курсант в определенном смысле должен оказаться в сфере действия определенной программы обучения, воспитания и развития, в которой будет заложен механизм формирования творческих способностей.
Таким образом, мы можем выделить:
• психофизиологический аспект (природные способности);
• социально-педагогический аспект (интересы, ценности, мотивация);
• дидактический аспект (владение приемами и алгоритмами, необходимым объемом первоначальных представлений).
Наиболее управляемым фактором является дидактический, под которым понимается применение определенных методик формирования творческого мышления. С ним тесно связан социально-педагогический фактор, то есть создание у курсанта положительной мотивации и настроя к усвоению программы, участию в обучающих тренингах, саморазвитию.
Творческое мышление предполагают наличие у курсантов образовательных организаций МВД России совокупности знаний, умений и навыков, позволяющих моделировать образ будущей практической служебной деятельности и совершенствовать процесс своего личностного развития. Деятельность по моделированию, имеет структуру, которая включает звенья от целеполагания до коррекции. Мысленное моделирование профессиональной деятельности заключается в готовности курсантов образовательных организаций МВД России корректировать образ свой образ жизни на основе субъективно принятого образа — идеала. Деятельность с осознанной целью проявляется как творческое преобразование окружающего мира и самого себя и служит основой профессионального развития [6, с. 231— 234].
В основе процесса формирования творческого мышления курсантов образовательных организаций МВД России лежат следующие позиции:
• формирование академических успехов курсантов, их интеллектуального и нравственного раз-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Таблица 1
Содержание программы по формированию творческого мышления у курсантов образовательных организаций МВД России
Наименование блока программы Учебные задачи Методы
Формирование гибкости мышления Научить находить взаимосвязи между отдаленными явлениями Синектика
Научить применять навыки, приобретенные при решении одной задачи к решению другой
Научить анализировать ситуацию с разных точек зрения Сюжетно-ролевая игра
Организовать групповую работу так, чтобы у курсантов была возможность действовать из разных ролей (организатор, критик, исполнитель и т.д.)
Техники тренировки внимания (распределение, переключаемость)
Удерживать в поле внимания несколько объектов (разную информацию) одновременно
Формирование беглости мышления Научить генерировать идеи Мозговой штурм
Научить действовать и принимать
решения в условиях ограничения времени Необычное употребление привычных предметов. Парадоксальное определение понятий
Формирование оригинальности мышления Научить отходить от привычных стереотипов восприятия и мышления Необычное употребление привычных предметов. Парадоксальное определение понятий
Научить находить новые оригинальные способы действия Использование нестандартных способов действия в привычных ситуациях
Формирование стратегического мышления Научить ставить учебные цели Целеполагание
Научить достраивать целостный объект по фрагменту Ментальные карты
Научить моделировать ситуации в режиме реального времени Сюжетно-ролевая игра
Научить делать осознанный выбор Техники принятия решений (квадрат Декарта)
вития с использованием нестандартных занятий, форм, методов и приемов работы;
• внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности;
• создание условий для проявления творчества на занятии курсантов независимо от их личностных качеств;
• постоянное поддержание стремления курсанта к самостоятельной творческой деятельности. Творческое мышление курсанта образовательной организации МВД России формируется во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:
• наличие сформированного интереса к выполнению творческих заданий;
• реализация творческих заданий как важнейший компонент не только аудиторной, но и внеаудиторной деятельности курсанта;
• творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии курсантов друг с другом, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях.
Программа формирования творческого мышления (табл. 1) состоит из нескольких блоков, направленных на развитие разных аспектов творческих способностей.
Любая деятельность имеет свои, специфические условия существования и развития, поэтому для ее осуществления необходимо освоение определенных знаний, умений и навыков, характерных для данного вида деятельности. Творческая деятельность не является из этого исключением, но при этом обладает важной особенностью — универсальностью своих методик, которые применимы в любом виде профессиональной деятельности. Поэтому достижение успеха в профессиональной деятельности оперуполномоченных уголовного розыска возможно не только за счет знаний, умений и навыков, присущих этому виду деятельности, но и благодаря умелому использованию в этой деятельности методологии творческого процесса. И если для действующих оперуполномоченных уголовного розыска новизна решения сопоставляется с коллективным опытом всего человечества (объективная новизна), то для курсантов образовательных организаций МВД России достаточно, чтобы результат творческого решения был нов в рамках их индивидуального опыта [7, с. 17—22]. Таким образом, получение продукта, обладающего даже субъективной новизной, способствует формированию творческого мышления у курсантов образовательных организаций МВД России.
Появление в настоящее время разнообразных систем, технологий и методик предоставляет профессорско-преподавательскому составу возможность выбора наиболее продуктивной, по его мнению, педагогической технологии. Однако генеральную линию занимают практико-ориентиро-ванный и компетентностный подходы в образовании. Таким образом полученные результаты будут
способствовать дальнейшим опытно-экспериментальным исследованиям по изучаемой проблематике.
Литература
1. Бубнов Г. Г. Опыт внедрения инновационных информационных технологий в образовательную деятельность / Г.Г. Бубнов, Е.В. Никульчев, Е.В. Плужник // Высшее образование в России. 2015. № 1.
2. Евсеева И.Г., Кожаев М.С. Педагогические особенности формирования творческого мышления курсантов образовательных организаций МВД России // Достижения науки и образования. 2017. № 6 (19).
3. Кожаев М.С Актуальные вопросы формирования творческого мышления курсантов образовательных организаций МВД России посредством игровых методик // Перспективы науки и образования. 2018 № 4.
4. Кожаев М.С. Структурно-функциональная модель формирования творческого мышления у курсантов образовательных организаций МВД России // Социально-гуманитарное знание как фактор модернизации государства и общества: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 февраля 2019 г.: в 2-х ч. / Под общ. ред. Е. П. Ткачевой. Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2019.
5. Русскова Ю.Н., Ульянова И.В. Формирование профессиональных компетенций курсантов образовательных организаций МВД России посредством интерактивных технологий // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 4 (75). DOI: 10. 24411/1999-6241-2018-14012.
6. Евсеева И.Г. Содержательно-функциональная модель формирования творческого мышления у курсантов образовательных организаций МВД России // Вестник экономической безопасности. 2018. № 3.
7. Чуманов Ю.В., Лебедев И.Б. Принятие решения сотрудниками уголовного розыска в ситуациях неопределенности ориентиров поиска // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 3 (74).