Научная статья на тему 'Содержательно-функциональная модель формирования творческого мышления у курсантов образовательных организаций МВД России'

Содержательно-функциональная модель формирования творческого мышления у курсантов образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / КУРСАНТ МВД РОССИИ / ЛИЧНОСТЬ / МЫШЛЕНИЕ / FORMATION / CADET OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION / PERSONALITY / THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евсеева Ирина Георгиевна

Анализируется модель формирования творческого мышления у курсантов образовательных организаций МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евсеева Ирина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A CONTENT-FUNCTIONAL MODEL OF THE FORMATION OF CREATIVE THINKING AMONG CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

In article the model of formation of creative thinking at cadets of the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation is analyzed.

Текст научной работы на тему «Содержательно-функциональная модель формирования творческого мышления у курсантов образовательных организаций МВД России»

УДК 378

ББК 74 © И.Г. Евсеева, 2018

Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Ирина Георгиевна Евсеева,

(123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1, издательство «Юнити-Дана»)

E-mail: [email protected]

Аннотация. Анализируется модель формирования творческого мышления у курсантов образовательных организаций МВД России.

Ключевые слова: формирование, курсант МВД России, личность, мышление.

A CONTENT-FUNCTIONAL MODEL OF THE FORMATION OF CREATIVE THINKING AMONG CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Irina G. Evseeva,

(123298, Moscow, ul. Irina Levchenko, d. 1, Unity-Dana publishing house)

Abstract. In article the model of formation of creative thinking at cadets of the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation is analyzed.

Keywords: formation, cadet of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, personality, thinking.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Евсеева И.Г. Содержательно-функциональная модель формирования творческого мышления у курсантов образовательных организаций МВД России. Вестник экономической безопасности. 2018;(3):231-4.

Реализация Федерального Закона «О полиции» и иных нормативных правовых актов регламентирующих оперативно-служебную деятельность сотрудников полиции, введение новых ФГОС в рамках обеспечения повышения качества образования и оценивания потенциала выпускников образовательных организаций МВД России вызывает необходимость внедрения новых методов в профессиональную подготовку курсантов. Важным аспектом профессиональной подготовки сотрудника полиции является процесс формирования творческого мышления, так как при решении оперативно-служебных задач сотрудник полиции не всегда может следовать алгоритму действий, который определен нормативными актами и должностной инструкцией.

А.Ф. Лосев, выдвинул предположение о том, что мышление это процесс отражения действительности, действительность есть вечное творчество, т.е. мышление обязательно есть вечное творчество [7].

3.И. Калмыкова считает, что мышление не может быть продуктивным без опоры на прошлый опыт, оно предполагает выход за его пределы, открытие

новых знаний, благодаря чему «расширяется фонд их и тем самым увеличивается возможность решения все новых и новых, более сложных задач» [3].

При анализе психолого-педагогической литературы, по проблеме творческого мышления, был сделан вывод о том, что творчество направлено не только на получение объективно нового, не существующего в мире, но и на самого человека, на самосозидание, на развитие в человеке всех сущностных сил и способностей.

Б.М. Теплов определяет содержательную сущность творческого мышления через такие качества ума, как системность, самостоятельность, гибкость, критичность, логичность, прогностичность, реактивность [8]. Для педагогики это имеет существенное значение, так как позволяет раскрыть пути формирования творческого мышления, а качества ума, выступающие реальностями, можно измерить и сделать объектами педагогического воздействия.

Творческое мышление в научной литературе определяется, как способность привносить нечто новое в опыт, порождать оригинальные идеи в ус-

ловиях разрешения или постановки новых проблем, осознавать пробелы и противоречия, формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации, а также как личностная характеристика, способствующая реализации человеком собственной индивидуальности.

Ценной является мысль А.М. Матюшкиной о том, что специфика творческого мышления состоит в обнаружении субъективно нового, которое ведет к формированию психических новообразований личности [9]. При всем разнообразии личностных особенностей ученые стремятся выделить главное качество творческой личности: свобода мысли; чувство самоидентичности; интеллектуальная инициатива; открытость; склонность личности к хаосу; способность к новому и необычному кодированию информации.

Несмотря на то, что существует достаточно большое количество работ по проблемам формирования мышления, отсутствует научно обоснованная методика формирования творческого мышления у курсантов образовательных организаций МВД России. Таким образом, возникла потребность в разработке содержательно-функциональной модели формирования творческого мышления у курсантов образовательных организаций МВД России и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогической теории и практике.

Модель во многих случаях наряду с познавательной, преследует и формирующую цель. Другими словами, процесс моделирования имеет не только познавательную, «но и неразрывно связанную с ней формирующую функцию, так как модель не только инструмент познания, но является прообразом состояния моделируемого объекта, несет в себе структуру того, чего еще нет в объективной реальности» [9].

Процесс формирования творческого мышления у к

Процесс формирования творческого мышления у курсантов образовательных организаций МВД России проходит ряд этапов (табл. 1). Движущей силой в смене этапов, как показала опытно-поисковая работа, выступает познавательная мотивация.

В понимании цели управления процессом формирования творческого мышления педагогическое руководство воспитанием к творческому мышлению заключается в организации соответствующей творческой среды, в учете индивидуальных особенностей курсантов образовательных организаций МВД России, в направлении мыслительной деятельности и формировании готовности к поиску нового, еще не познанного.

Представленная в виде блоков модель процесса формирования творческого мышления у курсантов образовательных организаций МВД России (рис. 1) позволяет не только проследить процесс формирования творческого мышления курсанта, но и определить уровень сформированности мотивационно-ценностного, интеллектуально-когнитивного, дея-тельностного компонентов.

Для нас наиболее адекватной стала структурно-функциональная модель исследуемого процесса, которая отражает целостный педагогический процесс как взаимосвязь цели, содержания, методов, форм, результата и этапов исследуемого феномена, позволяет проектировать направления развития и коррекции протекания процесса в будущем. Появление в настоящее время разнообразных систем, технологий и методик предоставляет профессорско-преподавательскому составу образовательных организаций МВД России возможность выбора наиболее продуктивной модели.

Прогнозируемым результатом (за счет внедрения комплекса дидактических условий) является курсант

Таблица 1

>сантов образовательных организаций МВД России

Этапы процесса Проявление результата Методы диагностики

1. Подготовительный Положительная мотивация к служебной деятельности, оценка сущности творческого мышления с точки зрения «творчество — нетворчество» Логическая анкета — инструментарий творческого мышления, тестирование, беседы, создание культуро-творческих ситуаций служебной деятельности, целенаправленное педагогическое наблюдение, методы математической статистики, метод взаимных оценок, ранжирование, проектирование и др.

2. Основной Осознание значимости творческого мышления курсанта для реализации оперативно-служебных задач

3. Заключительный Индивидуально окрашенная система способов формирования творческого мышления, самореализация в учебно-служебной деятельности

Цель: формирование творческого мышления у курсантов образовательных организаций МВД России Подход: культурологический

Принципы: дополнительности, управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в условиях реальной оперативной обстановки, рефлексия

принятие ценности творческого мышления; диагностика уровня сформированности творческого мышления; ситуации выбора

• сюжетно-ролевые игры;

• педагогические тренинги

Субъект, с ценностным отношением к творческому мышлению

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

К

о р

р

е

к ц

и я

р

е ф

л е к с и я

Увлеченность творчеством; Система ситуаций возникающих в реальной оперативно-служебной деятельности, построенных на практических знаниях.

• проблемные игры, семинары, практикумы

Субъект, систематически и осознанно применяющий творческие умения

ОСНОВНОЙ ЭТАП

К

о р

р

е

к ц

и я

Р

е ф

л е к с и я

Совершенствование творческого мышления. Сознательный отбор новых форм и методов формирования творческого мышления.

• Индивидуальная исследовательская деятельность

Субъект, способный творчески решать новые проблемы

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Творческое пространство учебно-служебной деятельности

О

Специфика образовательной организации МВД России

О

Курсант с сформированным творческим мышлением Рис. 1. Структурно-функциональная модель формирования творческого мышления студента вуза

образовательной организации МВД России, обладающий творческим мышлением и способный к постоянному творческому самосовершенствованию и саморазвитию. Его отличает интерес к нестандартным ситуациям, возникающим в ходе реализации служебных задач, убежденность в ценности творческого мышления, анализ литературы по его формированию, самостоятельная постановка и решение новых проблем, рефлексия данного процесса.

В своей основе рефлексивная деятельность основана на переносе из одного пространства опыта в другой. Она есть основная, сущностная составляющая творческого мышления. Чтобы обучать курсантов умениям осуществлять творческую деятельность, необходимо обучать их осуществлять рефлексию.

В результате системной рефлексии происходит понимание проблемы творческого мышления курсантов образовательных организаций МВД России, значимости его формирования (в единстве всех со-

ставляющих), осознание ценности деятельности по формированию творческого мышления курсантов в образовательном процессе, организация видов деятельности и проектирование рефлексивного пространства (табл. 2).

Таким образом можно сделать вывод о том, что структурно-функциональная модель формирования творческого мышления у курсантов образовательных организаций МВД России базируется на принципах дополнительности, управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в реальных условиях оперативной обстановки, рефлексии, составляющих ее инвариант.

Модель отражает целостный педагогический процесс как взаимосвязь цели (формирование творческого мышления у курсантов), содержания (творческое взаимодействие профессорско-преподавательского состава и курсантов образовательных организаций МВД России по отбору материала,

Таблица 2

Рефлексивное взаимодействие профессорско-преподавательского состава с курсантами образовательных организаций МВД России в процессе формирования творческого мышления

Стадии Действия преподавателя Действия курсантов Поле взаимодействия Результат взаимодействия

Рефлексивный анализ • создание ситуации рефлексивного анализа; • фиксация внимания курсантов в ходе анализа на ключевых моментах субъектного опыта; • рефлексия служебной деятельности • анализ своего субъектного опыта в рефлексивной позиции; • понимание субъектного опыта других; • осознание стратегий и установок преподавателя Совместная деятельность преподавателей и курсантов по поводу актуализации и анализа субъектного опыта творческой деятельности Структура субъектного опыта творческого мышления (ценностные отношения, знания и умения)

Конструктивная ориентация • проблема предъявляется и обсуждается; • инициирование к конструированию плана действий; • постановка совместно с курсантами ситуаций служебной деятельности и их решение; • оценка решения разыгрываемой ситуации служебной по множеству критериев • восстановление прежнего опыта в рефлексивной позиции; • выделение в индивидуальном опыте сильных сторон и недостатков; • опора на свои индивидуальные ресурсы в процессе решения ситуаций служебной деятельности и поиска общих ориентиров творческой деятельности Совместная деятельность преподавателей и курсантов в плане построения своей творческой деятельности Самоопределение преподавателей и курсантов в предстоящей деятельностив практических подразделениях ОВД

Стабилизация • реализация обратных положительных и отрицательных связей; • консультирование курсантов • планирование собственной творческой деятельности; • реализация планов; кооперирование с другими субъектами по достижению целей совместной деятельности Совместная деятельность преподавателей и курсантов по реализации поставленных целей Достижение цели (решение нестандартных ситуации служебной деятельности и формирование творческого мышления у курсантов)

средств, организации повышения уровня сформи-рованности творческого мышления, по созданию творческого продукта), методов (проблемных, эвристических, исследовательских), форм (ролевые и проблемные игры, педагогические тренинги, исследовательская деятельность курсантов), результата и этапов исследуемого феномена.

Литература

1. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления / О.С. Анисимов. М.: Экономика, 2011.

2. Бабанский Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований / Ю.К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982.

3. Блонский П.П. Педология: кн. для препод, и студ. высш. пед. учеб. заведений / П. П. Блонский; под ред. В.А. Сластенина. М.: ВЛАДОС, 2010.

4. Горбачев С.Н., Шумилин А.П. Развитие профессиональных качеств, обусловливающих принятие решений в экстремальной деятельности // Пси-

хопедагогика в правоохранительных органах. 2010. № 1.

5. Горлинский И.В. Технология педагогического процесса в образовательных учреждениях МВД России: Учебно-методическое пособие. М., 2001.

6. Груненков Ю.П., Ратова И.В., Трофимов А.В. Подготовка и проведение учебных занятий в системе дополнительного профессионального образования МВД России при блочно-модульном (инновационном) обучении. Опыт ВИПК МВД России: Учебно-методическое пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2007.

7. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. М.: Логос, 2011.

8. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: Изб. психол. тр. / Б.М. Теплов; под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Ин-т практ. психологии». Воронеж: МОДЭК, 1998.

9. Туник Е.Е. Природа и диагностика творческих способностей: Методические рекомендации для психологов и педагогов. СПб., 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.