Научная статья на тему 'Актуальные вопросы формирования творческого мышления курсантов образовательных организаций МВД России посредством игровых методик'

Актуальные вопросы формирования творческого мышления курсантов образовательных организаций МВД России посредством игровых методик Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / CREATIVE THINKING / ИГРОВЫЕ МЕТОДИКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ / EDUCATIONAL INSTITUTIONS ATTACHED TO INTERIOR MINISTRY OF RUSSIA / КУРСАНТЫ / СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SERVICE ACTIVITIES / GAME METHODS / MILITARY STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожаев Максим Сергеевич

В статье освещаются теоретические вопросы творческого мышления и особенности его формирования у курсантов образовательных организаций МВД России. Проведен анализ философской, психологической и педагогической литературы по изучаемой проблематике. Автор подчеркивает важность внедрения игровых методик в образовательный процесс вузов МВД России, так как это позволить более качественно сформировать творческое мышление у курсантов, что в свою очередь будет способствовать повышению эффективности оперативно-служебной деятельности сотрудников полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кожаев Максим Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical Issues of Creative Thinking Formation in Military Students of Educational Institutions Attached to Interior Ministry of Russia by Means of Game Methods

The article highlights the theoretical issues of creative thinking and peculiarities of its formation in military students of educational institutions attached to Interior Ministry of Russia. The analysis of philosophical, psychological and pedagogical literature is made as per the investigated problem. The author highlights the importance of incorporating the game methods in educational process of higher educational institutions attached to Interior Ministry of Russia, as it will enable to form better creative thinking in military students, which in its turn will promote increasing the efficiency of operational and service activities of police staff.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы формирования творческого мышления курсантов образовательных организаций МВД России посредством игровых методик»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Дата публикации: 1.09.2018

№ 4 (34). С. 96-100. .. —

УДК 37.013.32 М. с. Кожаев

Актуальные вопросы формирования творческого мышления курсантов образовательных организаций МВД России посредством игровых методик

В статье освещаются теоретические вопросы творческого мышления и особенности его формирования у курсантов образовательных организаций МВД России. Проведен анализ философской, психологической и педагогической литературы по изучаемой проблематике. Автор подчеркивает важность внедрения игровых методик в образовательный процесс вузов МВД России, так как это позволить более качественно сформировать творческое мышление у курсантов, что в свою очередь будет способствовать повышению эффективности оперативно-служебной деятельности сотрудников полиции.

Ключевые слова: творческое мышление, игровые методики, образовательные организации МВД России, курсанты, служебная деятельность

Perspectives of Science & Education. 2018. 4 (34)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Accepted: 25 June 2018 Published: 1 September 2018 No. 4 (34). pp. 96-100.

M. s. Kozhaev

Topical Issues of Creative Thinking Formation in Military Students of Educational Institutions Attached to Interior Ministry of Russia by Means of Game Methods

The article highlights the theoretical issues of creative thinking and peculiarities of its formation in military students of educational institutions attached to Interior Ministry of Russia. The analysis of philosophical, psychological and pedagogical literature is made as per the investigated problem. The author highlights the importance of incorporating the game methods in educational process of higher educational institutions attached to Interior Ministry of Russia, as it will enable to form better creative thinking in military students, which in its turn will promote increasing the efficiency of operational and service activities of police staff.

Key words: creative thinking; game methods; educational institutions attached to Interior Ministry of Russia; military students; service activities

А ктуальность изучаемой проблемы об// условлена тем, что на современном этапе служебная деятельность сотрудника полиции все более и более приобретает характер алгоритмизации, ограничивается существенным количеством инструкций, то представляется достаточно сложным найти баланс в применении творческого подхода к решению повседневных или экстраординарных задач служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов. С одной стороны, наличие регламентов (протоколов) работы, применения тех или иных методов и средств, безусловно, способствует созданию единого правового поля, единства подходов к решению типовых ситуаций, что во многом призвано снизить статистику конфликтов между населением и правоохранительными органами, вызванных разночтением целесообразности использования тех или иных решений. Например, в ряде случаев, по мнению конкретного сотрудника исходя из конкретной ситуации, есть смысл при работе с обращением гражданина сделать акцент на ознакомление его с нормативной документацией, а в каких-то случаях акцент беседы смещается на морально-нравственные стороны обсуждаемой ситуации. Данный подход, при условии того, что действия сотрудника основаны на социально-психологическом анализе ситуации, а не на иных посылах, в том числе коррупционных или личной некомпетентности, способен приносить позитивный результат. Но при этом в эпоху повсеместного распространения гаджетов и социальных сетей любой шаг сотрудника правоохранительных органов становится достоянием обсуждения широкой общественностью, которая не всегда в состоянии дать адекватную оценку деятельности сотрудника.

Наряду с данными фактами, следует заметить, что действие только по заранее регламентированному шаблону не всегда приводит к оптимальному результату, особенно в оперативно-служебной деятельности. Накопленный опыт практики российских и зарубежных правоохранительных органов неоднократно доказывает, что импровизация диалога (в рамках действующего законодательства) в ряде случаев позволяла добиться успеха в тактике разрешения бытовых конфликтов, допроса свидетелей и подозреваемых, опроса потерпевших, в переговорном процессе и при пресечении противоправных действий в ходе массовых беспорядков и аналогичных ситуациях.

Таким образом, определяется актуальность уточнения понятия «творческое мышление курсантов образовательных организаций МВД России». Более того, очевидно, что и механизм формирования данного качества личности будет иметь свою специфику, что обусловлено, с одной стороны, дальнейшим применением на практике рассматриваемого качества, а с другой

- сложившимися особенностями построения образовательного процесса в системе подготовки курсантов МВД России. Очевидно, что в таком аспекте потребуется детальный анализ всей дефиниции «формирование творческого мышления курсантов образовательных организаций МВД России».

Сущность творческого мышления рассматривалась учеными с позиции различных наук. Прежде всего, системоопределяющим понятием в векторе данной работы является понятие «творчество», а творческое мышление - это мышление, способное к творчеству.

Творчество может быть рассмотрено как процесс, как вид деятельности, как результат определенных усилий и действий. Творчество может выражаться в конечном продукте (в том числе, произведении искусства).

Так, в философии данная проблема представлена в трудах Н.А. Бердяева, который в произведении «Смысл творчества» отстаивал концепцию, согласно которой суть стремления к творчеству есть стремление человека обрести свободу, вырваться из рутины повседневного бытия. По Н.А. Бердяеву, «творчество есть творчество из ничего, то есть из свободы», а также «творческий акт всегда есть освобождение и преодоление» [1, с. 98].

М.С. Каган, рассматривавший методологию и теоретику культуры и ценностей, под творчеством понимал глубинные процессы рождения образов как вынашивания замысла и его материального воплощения: «общим законом художественного творчества является зависимость его успешного завершения изначальной образности, поэтичности замысла (в уже известном нам эстетическом значении этого термина)» [2]. С точки зрения философов, творческое мышление является материализацией замысла, рождающегося в процессе мыслительной деятельности личности. Следовательно, можно сделать вывод, что для начала процесса творчества личность должна обладать определенным базисом представлений и ценностей для генерирования новых образов и идей.

Безусловно, рассматривая категорию «творческое мышление», необходимо иметь четкое представления, что понимается под данным инфинитивом психологами, в компетенции которых находится данный психический процесс. Оговорим, что «психология творчества» является отдельной областью знания, и ее детальный анализ не входит в задачи данной работы. Среди психологических исследований в области творческого мышления, проявлений творчества методологически важны те, которые помогут приблизиться к структуре творческого мышления, соотношению управляемых и неуправляемых компонентов. Если рассматривать творчество сквозь призму психологии, то следует затронуть и такой процесс, как воображение, без которого

не возникнет новая идея. Это способность увидеть новый аспект существующей проблемы, абстрагироваться от сложившихся стереотипов.

Л. С. Выготский отмечал, что «воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в само течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображени-ем»[3]. В то же время Ж. Пиаже[4] рассматривал воображение абсолютно с противоположной оценкой, как явление, присущее детскому возрасту и не являющееся полезным, называя его «временной стадией искаженного отражения, и поэтому воображение деформирует представления ребенка о реальности, не давая взамен ему ничего нового, а лишь искажая картину самой действительности».

В научно-педагогический оборот сравнительно недавно введено понятие «креативный», понимаемое как разновидность творчества, но с более ярким, быстрым результатом - некое небольшое, но существенно важное здесь и сейчас «свежее решение», способное стать двигателем дальнейшего созидательного процесса. С точки зрения лексико-семантической, термины «креатив» и «творчество» синонимичны, но не случайно в русский язык понятие «креатив, креативный» вошло как самостоятельное.

Творческое мышление является и предметом изучения педагогов, в основном применительно к процессу обучения (В. И. Андреев, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, А. П. Тряпицына) [5]. Более того, современная парадигма образования, предусматривающая в первую очередь формирование метапредметных компетенций, среди которых ключевой является работа с информацией, ее получение, анализ, обмен информацией, как раз нацеливает на развитие творческого подхода к освоению действительности.

Педагогический аспект творчества не подразумевает создания значимого (товарного) продукта как такового. Он имеет функции мониторинга успешности освоения компетенций и тренировки слагаемых осваиваемой компетенции в процессе выполнения творческого задания, когда обучаемый ставится в проблемную ситуацию выбора средств решения задачи. В педагогическом аспекте творчество тесно связано с умением самостоятельно оперировать усвоенными знаниями, умениями, навыками, терминологией, компоновать их для получения итогового продукта. В процессе обучения продукт может быть условным, в виде учебного упражнения, выполнение которого позволяет оценить уровень творчества обучаемого, то

есть самостоятельного и свободного владения им формируемыми компетенциями.

Следовательно, педагогика обогатила представления о компонентах творчества, добавив к знаниям, способностям и приемам наличие активности личности, стремления и интереса у нее к творчеству и творческой деятельности.

С учетом специфики образовательных организаций МВД России следует сделать вывод, что под необходимым и достаточным творческим мышлением курсанта как будущего сотрудника следует понимать такой уровень развития творческого мышления, который позволит сотруднику эффективно, то есть быстро и качественно решать оперативно-служебные, аналитические и другие профессиональные задачи.

Индивидуальной составляющей формирования творческих способностей является совокупность целей и мотивов индивидуума, его стремлений. С учетом специфики направления профессиональной подготовки, представляется логичным рассматривать данный аспект в едином векторе с мотивационным компонентом «стать эффективным сотрудником правоохранительных органов». То есть курсант должен отчетливо понимать, где и каким образом он сможет применить в решении служебных задач творческие способности.

Еще одна составляющая - это доступность приемов и методов формирования у курсантов творческого мышления. То есть курсант в определенном смысле должен оказаться в сфере действия определенной программы обучения, воспитания и развития, в которой будет заложен механизм формирования творческих способностей.

Таким образом, можно выделить:

• психофизиологический аспект (природные способности)

• социально-педагогический аспект (интересы, ценности, мотивация)

• дидактический аспект (владение приемами и алгоритмами, необходимым объемом первоначальных представлений)

Наиболее управляемым фактором является дидактический, под которым понимается применение определенных методик формирования творческого мышления.

С ним тесно связан социально-педагогический фактор, то есть создание у курсанта положительной мотивации и настроя к усвоению программы, участию в обучающих тренингах, саморазвитию.

В качестве эффективного комплексного инструмента воздействия и на мотивацию к развитию у себя творческого мышления, и воздействия на имеющиеся задатки и способности с целью их укрепления и взращивания были предложены обучающие игры.

Использование в обучении взрослых, то есть в андрогогике, игр, предусматривающих моде-

лирование определенных жизненных ситуаций, является инновацией конца ХХ века. Они получили название «деловая игра». Введение деловой игры в практику подготовки специалистов управленческого звена связано с именем Г.П. Щедро-вицкого, который видел в деловой игре методологию обучения принятия решений [6].

Следующая ступень деловых игр - это ролевые игры. Как правило, часто используется эта методика при подготовке специалистов профессий системы «человек-человек» [7, с. 35], где ошибка, неловкость неопытного сотрудника не только отрицательно скажутся на результате работы в целом, но и нанесут вред объектам, на которые направлена деятельность - живым людям с их чувствами, восприятием. Беспомощно разводящий руками в сложной ситуации межличностного общения участковый уполномоченный, следователь, сотрудник патрульно-постовой службы - явление недопустимое. Активно используется деловая игра в обучении педагогов в виде «пробных уроков», экскурсий, где студент-педагог проводит занятие не для детей, а для своих товарищей и преподавателя. Таким образом, деловая игра оставляет обучаемому право на ошибку и ее безопасное устранение.

Фактически деловая игра - это целенаправленно, согласно сценарному плану, смоделированная обычная или несколько усложненная типичная рабочая ситуация, с которой будущий сотрудник внутренних дел, так или иначе будет часто встречаться в повседневной практике и должен быть готов профессионально грамотно, с соблюдением норм служебной этики и максимально эффективно найти общий язык с гражданином, оказавшимся в затруднительном положении, и устранить проблему.

В ходе деловой игры люди выполняют свою профессиональную деятельность, используя в качестве объектов воздействия статистов, причем из числа обучаемых, которые, находясь «по другую сторону баррикад», но обладая профессиональной подготовкой, могут объективно оценить действия коллег и детально обсудить с ними при модерации преподавателя реперные точки эффективности выполнения задания. Для качественного проведения деловой игры все ее участники должны четко представлять последовательность и промежуточный итог производственных операций имитируемого процесса [8].

Имитируется только ситуация - так как принятие решений в ходе решения проблемы не повлечет реальных материальных и правовых рисков. Все действия выполняются так, как это делается в реальной аналогичной ситуации.

Например, при проведении тренинга по действиям участкового уполномоченного при решении семейно-бытового конфликта в густонаселенной коммунальной квартире, роль соседей и родственников выполняют курсанты. Но все действия курсанта, назначенного на роль участково-

го, будут реальными: он следует предписанным инструкциям и процедурам, тщательно подбирает алгоритм общения, не отвечает на провокации участников конфликта.

Деятельность сотрудника правоохранительных органов подразумевает выстраивание адекватных социальных отношений, что делает, в свою очередь, актуальным процесс формирования социально значимых навыков: умение оказывать поддержку, обращаться за помощью, присоединиться к группе, давать инструкцию и следовать полученной инструкции, взаимодействовать с людьми, находящимися в раздраженном состоянии, конструктивно реагировать на неудачи, действовать решительно, оценивать свои возможности.

В педагогической теории принято различать игры деловые, дидактические, сюжетно-роле-вые, подвижные, игры-драматизации. В настоящее время появились такие направления игр, как полидеятельностные игры, игры-эпопеи, игры-путешествия, ситуационно-ролевые игры (Б.В.Куприянов, М.И.Рожков, И.И.Фришман) [9]. Все они, так или иначе, могут быть представлены в практике работы с курсантами образовательных организаций МВД России. В ряде случаев при разработке интерактивной игровой программы использовались компоненты разного типа игр.

Современные технологии обучения предусматривают активное использование деловых игр и при работе с взрослыми. Естественно, в зависимости от возрастных особенностей контингента обучаемых будут меняться содержание игр, приемы и методы их проведения [10].

Таким образом, игра, являясь общепринятым методом обучения и воспитания, в контексте обучения курсантов образовательных организаций МВД России + приобретает новую смысловую нагрузку, а именно:

• помогает усвоить содержание алгоритмов повседневной коммуникативной деятельности сотрудника правоохранительных органов;

• подготавливает к выбору оптимального поведения в опасной ситуации, например, организованных действий при экстренной эвакуации из учреждений с массовым пребыванием людей;

• формирует навыки управления социальной ситуацией.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс формирования творческого мышления у курсантов образовательных организаций МВД России сложный и инновационный процесс. Для успешной реализации данной задачи, необходимо внедрение в учебный процесс игровых методик, что существенным образом будет способствовать качественному усвоению учебного материала общих и специализированных дисциплин, а также повысит потенциал сотрудников органов внутренних дел.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бердяев Н.А. Смысл творчества. М.: АСТ, 2011. С.98. 672 с.

2. Каган М. С. Воображение как онтологическая категория // Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11-13 апреля 2000 г. Серия «Symposium», выпуск 3. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. 2000. С. 71-74

3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. М.: Педагогика/ 1982—1984. Т. 3: Проблемы развития психики / Под. ред. А. М. Матюшкина. 1983. 369 с.

4. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Сост., новая ред. пер. с фр., коммент. В. А. Лукова. М.: Педагогика-Пресс 2014. 526 с.

5. Сластенин В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин [и др.]; под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия. 2012. 576 с.

6. Щедровицкий Г. П. Предисловие. Система педагогических исследований. (Методологический анализ) // Педагогика и логика. М. 2013. 200 с.

7. Телегина Э. Д. Роль мотивов учебной деятельности в развитии творческой активности учащихся // Вопросы психологии познавательной деятельности: сб. науч. тр. М.: МГПИ им. В. И. Ленина. 2002. С. 30-40.

8. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для вузов. М.: Академия-Центр. 2015. 272 с.

9. Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И.. Взрослые игры для детей. Методическое пособие. М.: Владос. 2010. 134 с.

10. Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество: монография для философов, психологов, педагогов. М.: МПСИ. 2013. 720 с.

1. Berdyayev N.A. Sense of creativity. Moscow, AST Publ., 2011. P.98. 672 p. (in Russian)

2. Kagan M.S. Imagination as an Ontological Category // Virtual Space of Culture. Proceedings of the scientific conference, April 11-13, Series "Symposium", issue 3. St. Petersburg: Saint-Petersburg Philosophical Society. 2000. pp. 71-74 (in Russian)

3. Vygotsky L.S. Collection of works: in 6 Vol. / Ed. A.V. Zaporozhets. Moscow, Pedagogy Publ. / 1982-1984. V. 3: Problems of the development of the psyche / Ed. A. M. Matyushkin. 1983. 369 p. (in Russian)

4. Piaget J. Speech and thinking of the child / Comp., Ed. V. A. Lukov. Moscow, Pedagogika-Press, 2014. 526 p. (in Russian)

5. Slastenin V.A. Pedagogy: Textbook for students of higher pedagogical educational institutions / [and others]; Ed. V.A. Slastenin. Moscow, Academy Publ., 2012. 576 p. (in Russian)

6. Shchedrovitsky G.P. Preface. The system of pedagogical research. (Methodological Analysis) / Pedagogy and Logic. Moscow, 2013. 200 p. (in Russian)

7. Telegina E.D. The role of motives of educational activity in the development of creative activity of students / Questions of psychology of cognitive activity: collection of scientific papers. Moscow, Moscow State Pedagogical University. 2002. pp. 30-40. (in Russian)

8. Polat E.S. New pedagogical and information technologies in the education system: Textbook. manual for universities. Moscow, Academy-Center. 2015. 272 p. (in Russian)

9. Kupriyanov B.V., Rozhkov M.I., Frishman I.I. Adult games for children. Toolkit. Moscow, Vlados Publ., 2010. 134 p. (in Russian)

10. Matyushkin A.M. Thinking, training, creativity: a monograph for philosophers, psychologists, educators. Moscow, MPSI Publ., 2013. 720 p. (in Russian)

REFERENCES

Информация об авторе

Кожаев Максим Сергеевич

(Россия, Москва) Капитан полиции, адъюнкт кафедры педагогики Московский университет МВД России имени В.Я.Кикотя E-mail: [email protected]

Information about the author

Maxim S. Kozhaev

(Russia, Moscow) Captain of police, adjunct Moscow University of the Ministry of Interior of Russia named after V. J. Kikot E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.