Научная статья на тему 'Игра как инструмент формирования творческого мышления курсантов образовательных организаций МВД России'

Игра как инструмент формирования творческого мышления курсантов образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / КУРСАНТЫ / ДЕЛОВАЯ ИГРА / CREATIVE THINKING / CADETS / BUSINESS GAME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожаев Максим Сергеевич

Анализируется проблема потребности творческого мышления у сотрудников правоохранительных органов как необходимого качества для эффективного решения служебных задач в динамичной обстановке современного социума. Одним из направлений решения этой задачи видится внедрение в образовательный процесс методики деловых сюжетноролевых игр, что повысит эффективность подготовки курсантов и действующих сотрудников к решению нестандартных коммуникативных ситуаций, сложных оперативных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кожаев Максим Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Game as a tool of formation of creative thinking of cadets of the educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia

Currently, the problem of the need for creative thinking among law enforcement officers as a necessary quality for the effective solution of official tasks in a dynamic environment of modern society is fixed. One of the directions of solving this problem is the introduction into the educational process of the methodology of business plot-role-playing games, which will increase the effectiveness of training cadets and existing employees to address non-standard communication situations, complex operational tasks.

Текст научной работы на тему «Игра как инструмент формирования творческого мышления курсантов образовательных организаций МВД России»

© М.С. Кожаев, 2018 УДК 378 ББК 74

ИГРА КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Максим Сергеевич Кожаев,

адъюнкт

Научная пециалъностъ 13.00.08 — теория и методика профессионального образования СНайоп-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Анализируется проблема потребности творческого мышления у сотрудников правоохранительных органов как необходимого качества для эффективного решения служебных задач в динамичной обстановке современного социума. Одним из направлений решения этой задачи видится внедрение в образовательный процесс методики деловых сюжетно-ролевых игр, что повысит эффективность подготовки курсантов и действующих сотрудников к решению нестандартных коммуникативных ситуаций, сложных оперативных задач.

Ключевые слова: творческое мышление, курсанты, деловая игра.

Для цитирования: Кожаев М.С. Игра как инструмент формирования творческого мышления курсантов образовательных организаций МВД России. Вестник экономической безопасности. 2018;(2):302-6.

GAME AS A TOOL OF FORMATION OF CREATIVE THINKING OF CADETS OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Maksim S. Kozhaev,

adjunct

Abstract. Currently, the problem of the need for creative thinking among law enforcement officers as a necessary quality for the effective solution of official tasks in a dynamic environment of modern society is fixed. One of the directions of solving this problem is the introduction into the educational process of the methodology of business plot-role-playing games, which will increase the effectiveness of training cadets and existing employees to address non-standard communication situations, complex operational tasks.

Keywords: creative thinking, cadets, business game.

На современном этапе в условиях совершенствования и развития системы морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел (ОВД), а также пристального внимания руководства министерства к качественной подготовке курсантов, т.е. будущих практических сотрудников курсантов МВД России, требуется переосмысление отдельных теоретических и практических проблем в сфере профессиональной подготовки и образования выпускников образовательных организаций МВД России.

Системе МВД России, в связи с ростом преступлений в различных сферах, совершенствованием

материально-технической базы, внедрением инновационных методов с оперативно-служебную деятельность требуются выпускники образовательных организаций МВД России, обладающие творческим мышлением. Перед образовательными организациями МВД России стоят задачи такой организации учебного процесса, при которой каждому курсанту обеспечивались бы условия к обнаружению противоречий, поиску и проверке гипотез, нахождению оригинальных путей решения поставленной служебной задачи, налаживанию эффективной коммуникации как в реальном, так и виртуальном дискуссионном поле.

К сожалению, система вузов МВД России недостаточно эффективно использует накопленный

научный потенциал, позволяющим определить направления психолого-педагогической работы по формированию творческого мышления студенческой молодежи. Образовательный процесс в системе МВД России большинстве случаев еще остается репродуктивным, служебная потребность в воспитании творчески мыслящих сотрудников не находит своего полного претворения в практике вуза. По последним данным, только 3% выпускников вуза осознают ценность творческого мышления, удельный вес времени, отводимого на творчество курсанта в вузе, составляет около 5%: практически курсант еще находится в роли пассивного слушателя, «потребителя» готового знания.

Из всего вышесказанного вытекает, что существует противоречие и оно вполне очевидно, между профессиональным заказом руководства государства и министерства внутренних дел на творческую личность сотрудника правоохранительных органов и недостаточной обращенностью системы ведомственного образования МВД России к подготовке выпускников, способных к самостоятельной продуктивной деятельности. Также выделяется противоречие между потребностью курсанта в развитии своего творческого мышления и невозможностью реализовать эту потребность в образовательном процессе, где превалирует репродуктивная направленность, слабо разработаны педагогические условия эффективного формирования творческого мышления.

Представляется, что игровые методики, куда включается обучающая сюжетно-ролевая (деловая) игра, как вид деятельности способствует формированию творческого мышления курсанта и формирует у него креативность, которая в свою очередь, является одним из факторов успешности в служебной деятельности.

Основанием для такого достаточно смелого и дискуссионного на первый взгляд утверждения лежат в теоретико-методологических исследованиях и анализе практической деятельности на примере Московского университета МВД имени В.Я. Ки-котя. Методологическую основу исследования составили идеи демократизации и гуманизации воспитания; концепции целостного подхода к рассмотрению педагогического процесса; философские воззрения на природу самоорганизуемого творче-

ства как генетически исходную функцию личности; выводы гуманистической философии о становлении личности как активном самостоятельном росте, самостроении, поиске, о приоритете творчества над репродукцией, самостоятельности над внешней за-данностью, сознания над сознательностью, активности над активизмом; теоретические положения о системе и закономерностях развития систем.

Для полноценного анализа изучаемой проблемы следует уточнить комплекс рассматриваемых понятий применительно к его предназначению в дальнейшей служебной деятельности курсантов образовательных организаций МВД России. Найти баланс в применении творческого подхода к решению повседневных или экстраординарных задач служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов достаточно сложно, так как на современном этапе деятельность сотрудника все более и более приобретает характер алгоритмизации, ограничивается существенным количеством инструкций.

Наличие регламентов (протоколов) работы, применения тех или иных методов и средств, безусловно, способствует созданию единого правового поля, единства подходов к решению типовых ситуаций, что во многом призвано снизить статистику конфликтов между населением и правоохранительными органами, вызванных разночтением целесообразности использования тех или иных решений. Например, в ряде случаев, по мнению конкретного сотрудника исходя из конкретной ситуации, есть смысл при работе с обращением гражданина сделать акцент на ознакомление его с нормативной документацией, а в каких-то случаях акцент беседы смещается на морально-нравственные стороны обсуждаемой ситуации. Данный подход, при условии того, что действия сотрудника основаны на социально-психологическом анализе ситуации, а не на иных посылах, в том числе коррупционных или личной некомпетентности, способен приносить позитивный результат. Но при этом в эпоху повсеместного распространения гаджетов и социальных сетей любой шаг сотрудника правоохранительных органов становится достоянием обсуждения широкой общественностью, которая не всегда в состоянии дать адекватную оценку деятельности сотрудника.

Но, в то же самое время, жизнь неоднократно доказывает, что действие только по заранее регламентированному шаблону не всегда приводит к оптимальному результату, особенно в оперативно-боевой обстановке.

Таким образом, вырисовывается актуальность уточнения понятия «творческое мышление курсантов образовательных организаций МВД России». Более того, очевидно, что и механизм формирования данного качества личности будет иметь свою специфику, что обусловлено, с одной стороны, дальнейшим применением на практике рассматриваемого качества, а с другой — сложившимися особенностями построения образовательного процесса в системе подготовки курсантов МВД России.

Следует отметить, что рассмотрение таких диффиниций, как «творчество», «творческое мышление», представлено достаточно широко в отечественной и зарубежной науке, причем с различных позиций. Так, философские аспекты творчества представлены в работах Н.А. Бердяева [1], который в произведении «Смысл творчества» отстаивал концепцию, согласно которой суть стремления к творчеству есть стремление человека обрести свободу, вырваться из рутины повседневного бытия. По Н.А. Бердяеву, «творчество есть творчество из ничего, то есть из свободы», а также «творческий акт всегда есть освобождение и преодоление» [1]. В конечном итоге, он и философию предлагает рассматривать как творчество.

А.А. Зиновьев [2], внесший вклад в развитие социологии, считал, что для развития человека «нужна мечта, утопия», то есть продукт и процесс творчества, рассматривая общественную и умственную деятельность как социальную функцию. В таком понимании А.А. Зиновьева творчество — это производство новых смыслов и ценностей.

М.С. Каган [3], рассматривавший методологию и теоретику культуры и ценностей, под творчеством понимал глубинные процессы рождения образов как вынашивания замысла и его материального воплощения: «общим законом художественного творчества является зависимость его успешного завершения изначальной образности, поэтичности замысла (в уже известном нам эстетическом значении этого термина)» [3, с. 285].

Безусловно, рассматривая категорию «творческое мышление», мы должны иметь четкое представления, что понимается под данным инфинитивом психологами, в компетенции которых находится данный психический процесс. Оговорим, что «психология творчества» является отдельной областью знания, и ее детальный анализ не входит в задачи данной работы. Среди психологических исследований в области творческого мышления, проявлений творчества методологически важны те, которые помогут приблизиться к структуре творческого мышления, соотношению управляемых и неуправляемых компонентов.

Проблемой творческого мышления в той или иной степени занимались практически все ведущие психологи, в том числе Э. Боно, А.В. Брушлин-ский, П.Я Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Я.А. Пономарев, Б.М. Теплов, Д.Б. Эль-конин.

Творческое мышление педагогов является и предметом изучения педагогов, в основном применительно к процессу обучения (В.И. Андреев, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, А.П. Тряпицына). Более того, современная парадигма образования, предусматривающая в первую очередь формирование метапредметных компетенций, среди которых ключевой является работа с информацией, ее получение, анализ, обмен информацией, как раз нацеливает на развитие творческого подхода к освоению действительности.

В педагогическом аспекте творчество тесно связано с умением самостоятельно оперировать усвоенными знаниями, умениями, навыками, терминологией, компоновать их для получения итогового продукта. В процессе обучения продукт может быть условным, в виде учебного упражнения, выполнение которого позволяет оценить уровень творчества обучаемого, то есть самостоятельного и свободного владения им формируемыми компетенциями.

Таким образом, педагогический аспект творчества не подразумевает создания продукта как такового. Он имеет функции мониторинга успешности освоения компетенций и тренировки слагаемых осваеваемой компетенции в процессе выполнения творческого задания, когда обучаемый ставится в проблемную ситуацию выбора средств решения задачи.

Педагогическая наука расширила сферу применения термина, и в соотношении с такими понятиями, как «творческая деятельность», «творческий потенциал», «творческая активность», «творческие способности», творческое мышление является предметом изучения целого ряда отечественных (Д.Б. Богоявленская, И.П. Калошина, А.М. Матюш-кин, В.А. Моляко, Я.А. Пономарев, В.Г. Рындак, М.Г. Ярошевский) и зарубежных ученых (Ф. Бар-рон, Дж. Гилфорд, Б. Клег, С. Медник, Дж. Рензул-ли, Н. Роджерс, Р. Стернберг, К. Тейлор, Е. Торренс, П. Бич, М. Уоллес, Д. Халперн).

Следует отметить на этом фоне, что в научно-педагогический оборот сравнительно недавно введено понятие «креативный», понимаемое как разновидность творчества, но с более ярким, быстрым результатом — некое небольшое, но существенно важное здесь и сейчас «свежее решение», способное стать двигателем дальнейшего созидательного процесса. С точки зрения лексико-семантической, термины «креатив» и «творчество» синонимичны, но не случайно в русский язык понятие «креатив, креативный» вошло как самостоятельное. Творческий процесс как таковой может быть значительно растянут во времени, достаточно вспомнить, что великий художник А.А. Иванов писал картину «Явление Христа народу» более 20 лет. Более того, у известного литературного персонажа Манилова (Н.В. Гоголь, «Мертвые души») творческий процесс происходил постоянно, но не был эффективным в плане получения готового верифицируемого и социально-значимого продукта, что и сделало такой вид мыследеятельности нарицательным («маниловщина»). Таким образом, когда мы говорим о креативном творчестве, то чаще всего подразумеваем генерирование идей, имеющих практическое применение.

В таком случае встает закономерный вопрос: в чем сущностное, коренное отличие творческого мышления, формируемого у курсантов образовательных организаций МВД России от творческого мышления, формируемого, к примеру, у студентов педагогического вуза?

С учетом специфики образовательных организаций МВД России следует сделать вывод, что под необходимым и достаточным творческим мышлением курсанта как будущего сотрудника следует по-

нимать такой уровень развития творческого мышления, который позволит сотруднику эффективно, то есть быстро и качественно решать оперативно-боевые, аналитические и другие служебные задачи в интересах получения конечного результата.

Исследование путей и способов формирования творческого мышления у курсантов образовательных организаций МВД России методологически базируется на вышеизложенных теоретических предпосылках.

Также мы исходили из того, что у курсанта должны быть индивидуально-психологические особенности, базовые способности, которые могут диагностироваться с помощью достаточно широкого спектра тестов и проб, в том числе давно известные на основании идей Д.Б. Богоявленской «метод креативного поля» (1986) и др.

Второй индивидуальной составляющей формирования творческих способностей является совокупность целей и мотивов индивидуума, его стремлений. С учетом специфики направления профессиональной подготовки, представляется логичным рассматривать данный аспект в едином векторе с мотивационным компонентом «стать эффективным сотрудником правоохранительных органов». То есть курсант долен отчетливо понимать, где и каким образом он сможет применить в решении служебных задач творческие способности.

Третья составляющая — это доступность приемов и методов формирования у курсантов творческого мышления. То есть курсант в определенном смысле должен оказаться в сфере действия определенной программы обучения, воспитания и развития, в которой будет заложен механизм формирования творческих способностей.

Таким образом, мы можем выделить:

• психологический аспект;

• социально-педагогический аспект;

• дидактический аспект.

Наиболее управляемым фактором является дидактический, под которым понимается применение определенных методик формирования творческого мышления.

С ним тесно связан социально-педагогический фактор, то есть создание у курсанта положительной мотивации и настроя к усвоению программы, участию в обучающих тренингах, саморазвитию.

Отметим, что эта задача непосредственно управляема опять же отбором методик. В качестве эффективного комплексного инструмента воздействия и на мотивацию к развитию у себя творческого мышления, и воздействия на имеющиеся задатки и способности с целью их укрепления и взращивания были предложены обучающие игры.

Следующая ступень деловых игр — это ролевые игры. Как правило, часто используется эта методика при подготовке специалистов профессий системы «человек-человек», где ошибка, неловкость неопытного сотрудника не только отрицательно скажутся на результате работы в целом, но и нанесут вред объектам, на которые направлена деятельность — живым людям с их чувствами, восприятием. Беспомощно разводящий руками в сложной ситуации межличностного общения участковый уполномоченный, следователь, сотрудник патрульно-постовой службы — явление недопустимое. Активно используется деловая игра в обучении педагогов в виде «пробных уроков», экскурсий, где студент-педагог проводит занятие не для детей, а для своих товарищей и преподавателя. Таким образом, деловая игра оставляет обучаемому право на ошибку и ее безопасное устранение.

Фактически деловая игра — это целенаправленно, согласно сценарному плану, смоделированная обычная или несколько усложненная типичная рабочая ситуация, с которой будущий сотрудник внутренних дел так или иначе будет часто встречаться в повседневной практике и должен быть готов профессионально грамотно, с соблюдением норм служебной этики и максимально эффективно найти общий язык с гражданином, оказавшимся в затруднительном положении, и устранить проблему.

В ходе деловой игры люди выполняют свою профессиональную деятельность, используя в качестве объектов воздействия статистов, причем из числа обучаемых, которые, находясь «по другую сторону баррикад», но обладая профессиональной подготовкой, могут объективно оценить действия коллег и детально обсудить с ними при модерации преподавателя реперные точки эффективности выполнения задания. Для качественного проведения деловой игры все ее участники должны четко пред-

ставлять последовательность и промежуточный итог производственных операций имитируемого процесса.

Имитируется только ситуация — так как принятие решений в ходе решения проблемы не повлечет реальных материальных и правовых рисков. Все действия выполняются так, как это делается в реальной аналогичной ситуации.

Например, при проведении тренинга по действиям участкового уполномоченного при решении семейно-бытового конфликта в густонаселенной коммунальной квартире, роль соседей и родственников выполняют курсанты. Но все действия курсанта, назначенного на роль участкового, будут реальными: он следует предписанным инструкциям и процедурам, тщательно подбирает алгоритм общения, не отвечает на провокации участников конфликта.

Таким образом, эффективность данного процесса зависит от следующих организационно-педагогических условий:

• игровые методики должны применяться в образовательном процессе на основе системно-дея-тельностного подхода;

• игровые методики должны не только моделировать стандартные служебные ситуации, но и готовить курсантов к действиям в ситуациях, требующих быстрого принятия адекватного решения;

• моделирование ситуаций в игровых методиках должно формировать у курсантов позитивную модель реагирования на стрессогенные факторы;

• активное применение игровых методик в образовательном процессе для закрепления творческого мышления как характеристики личности, должно быть подкреплено активной творческой, в том числе сценической, деятельностью курсантов.

Литература

1. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Эксмо. М., 2018.

2. Зиновьев А.А. Зияющие высоты. Издательство «АСТ». М., 2008.

3. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л., 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.