ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ Евсеева И.Г.1, Кожаев М.С.2
'Евсеева Ирина Георгиевна — кандидат психологических наук, доцент, начальник кафедры; 2Кожаев Максим Сергеевич — адъюнкт, кафедра педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя, г. Москва
Аннотация: в статье рассматриваются творческое мышление и особенности его формирования у курсантов образовательных организаций МВД России. Показана актуальная значимость творческого мышления в оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Рассмотрены основные теоретические предпосылки формирования творческого мышления, а также обозначены основные противоречия и предпосылки, препятствующие качественному развитию творческого мышления курсантов образовательных организаций МВД России.
Ключевые слова: курсанты, образовательные организации МВД России, творческое мышление, служебная деятельность.
УДК 378.14
На современном этапе в условиях совершенствования и развития системы морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел, и пристального внимания руководства министерства, к качественному выполнению служебных задач возложенных на сотрудника полиции, требуется переосмысление отдельных теоретических и практических проблем в сфере профессиональной подготовки и образования выпускников образовательных организаций МВД России.
В связи с ростом преступлений в различных сферах, совершенствованием материально-технической базы, внедрением инновационных методов с оперативно-служебную деятельность система МВД России, нуждается в выпускниках образовательных организаций МВД России, которые способны использовать творческий потенциал. Учёные признают, что при качественно сформированном творческом мышлении человек способен получать «личностное знание» [1, с. 19]. Перед образовательными организациями МВД России стоят задачи такой организации учебного процесса, в котором бы каждому курсанту обеспечивались условия к обнаружению противоречий, поиску и проверке гипотез, нахождения оригинальных путей решения поставленной служебной задачи [3, с. 429].
Несмотря на то, что исследователями разработаны исходные методологические основания, накоплен значительный теоретико-экспериментальный материал, позволяющий определить направления психолого-педагогической работы по формированию творческого мышления студенческой молодёжи, система образовательных организаций МВД России не в полной мере использует накопленный научный потенциал при решении указанных задач.
Образовательный процесс в системе МВД России в большинстве случаев ещё остаётся репродуктивным, служебная потребность в воспитании творчески мыслящих сотрудников не находит своего полного претворения в практике вуза. По последним данным, - только 3% выпускников вуза осознают ценность творческого мышления, удельный вес времени, отводимого на творчество курсанта в вузе, составляет около 5%: практически курсант ещё находится в роли пассивного слушателя, «потребителя» готового знания.
Рассмотрение процесса формирования творческого мышления курсантов образовательных организаций МВД России является педагогической проблемой, для решения которой существуют предпосылки.
Общеметодологические: связаны с рассмотрением сущности творческого мышления в трудах философов (Н.А. Бердяева, А.А. Зиновьева, М.С. Кагана, Б. М. Кедрова), психологов (Э. Бине, А.В. Брушлинского, П.Я Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Ж. Пиаже, Я.А. Пономарева, Б.М. Теплова, Д.Б. Эльконина), педагогов (В.И. Андреева, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, М.Н. Скаткина, А.П. Тряпицыной).
В соотношении с такими понятиями, как «творческая деятельность», «творческий потенциал», «творческая активность», «творческие способности», творческое мышление является предметом изучения в трудах целого ряда отечественных (Д.Б. Богоявленской, И.П. Калошиной, А.М. Матюшкина, В.А. Моляко, Я.А. Пономарева, В.Г. Рындак, М.Г. Ярошевского) и зарубежных учёных (Ф. Баррона, Дж. Гилфорда, Б. Клега, С. Медника, Дж. Рензулли, Н. Роджерса, Р. Стернберга, К. Тейлора, Е. Торренса, П. Бич, М. Уоллеса, Д. Халперна).
Психолого-педагогические: включают разные точки зрения на проблему формирования творческого мышления:
- обосновано определение творческого мышления как интегративного качества (3.И. Калмыковой, Я.А. Пономаревой), позволяющего личности обеспечить самопознание и самореализацию (К.А. Абульхановой-Славской, Н.Д. Левитовым);
- изучены творческие умения (В.В. Игнатовым, Б.Г. Скоком, В.Д. Шадриковым);
- рассмотрены индивидуально-психологические характеристики творческих личностей (Г.Ю. Мошковой, М.Г. Ярошевским);
- обоснована идея субъектной позиции при формировании творческого мышления (Л.И. Анцыферовой, А.Г. Асмоловым, Н. М. Борытко, И.Г. Петровым, В. А. Петровским, Э.В. Сайко);
- доказано, что формирование творческого мышления опирается на положительную мотивацию (В.К. Вилюнасом, А.К. Марковой, X. Хекхаузеном), целеполагание (В.П. Беспалько, А.Н. Леонтьевым, Б.Ф. Ломовым, О.К. Тихомировым, А.Ф. Эсауловым), рефлексию (Н.Г. Алексеевым, О.С. Анисимовым, Б.3. Вульфовым, А.3. Заком, И.Н. Семеновым, Л.Б. Соколовой, С.Ю. Степановым);
- развитие творческого мышления связывают с процессами биосоциогенеза и ноосферогенеза (Ф.Ш. Терегулов); активного обучения в высшей школе (А.А. Вербицкий); познавательного интереса, организации учебной деятельности (А.П. Тряпицына, Г.И. Щукина); применения дидактических многомерных инструментов (В.Э. Штейнберг); использования алгоритмических методов решения проблем (Г.С.Альтшуллер, Л.В.Занков, М.М.Зиновкина, С.И. Мелешко).
В исследованиях третьей группы, научно-методических, как эффективный психолого-педагогический механизм представлена рефлексия (Г.Г. Ермаковым, А.М. Новиковым, Г.П. Щедровицким).
При всей безусловной значимости проведённых исследований, проблема формирования творческого мышления курсанта нуждается в дальнейшей разработке с учётом специфики служебной деятельности, в связи с этим, нами выявлены противоречия между:
- профессиональным заказом государства и руководства министерства внутренних дел на творческую личность и недостаточной обращённостью системы ведомственного образования МВД России к подготовке выпускников, способных осуществлять самостоятельную продуктивную деятельность;
- потребностями курсантов в развитии своего творческого мышления и невозможностью реализовать эту потребность в образовательном процессе, предусматривающем ещё репродуктивную направленность;
- требованием практики в научно-методическом обеспечении процесса формирования творческого мышления курсанта и слабой разработанностью педагогических условий эффективного формирования творческого мышления;
- сюжетно-ролевая игра, как вид деятельности способствует формированию творческого мышления курсанта и формирует у него креативность, которая в свою очередь, является одним из факторов успешности в служебной деятельности.
Таким образом можно с уверенностью сказать, что проблема формирования творческого мышления у курсантов образовательных организаций МВД России является актуально-значимым направлением морально-психологического обеспечения служебной деятельности и приоритетной в педагогических исследованиях.
Список литературы
1. Дубнякова И.А. Образ сотрудника полиции в сознании граждан // Психопедагогика в
правоохранительных органах, 2013 № 4 (55). С. 19-21.
2. Мариновская И.Д., Тихомиров С. Н. Юридическая психология: учеб. пособие. М., 2005.
С. 92-93.
3. Маркова С.В., Никитская Е.А. Содержательные аспекты организации производственной практики студентов на базе образовательного учреждения для подростков с девиантным поведением. Человек как предмет междисциплинарного гуманитарного познания // сборник научных статей Международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы Л.Ф. Уварова, Е.В. Федосенко, 2015. С. 359-365.
4. Мороз Е. Ф. Система образования как фактор обеспечения национальной безопасности // Философия образования, 2014. № 3. С. 33-42.
5. Ульянова И.В., Евсеева И.Г., Борисова Е.В. Подготовка курсантов - будущих социальных педагогов к консультативной деятельности. Современные проблемы науки и образования, 2015. № 6-0. С. 429.
ОПТИМАЛЬНОЕ НОРМИРОВАНИЕ НАГРУЗОК В КОМПЛЕКСАХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКИ Бабичева И.В.
Бабичева Ирина Вячеславовна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физического воспитания, Ташкентский университет информационных технологий, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена разработке технологии оздоровительной аэробики в образовательном процессе по физическому воспитанию студенток. Выявлена реакция сердечно-сосудистой системы на каждое физическое упражнение в процессе проведения практических занятий. Комплексы оздоровительной аэробики дифференцированы по зонам интенсивности.
Ключевые слова: технология, оздоровительная аэробика, частота сердечных сокращений, регулирование, оптимизация.
В настоящее время большой популярностью пользуются различные виды гимнастики танцевальной направленности, что является одним из эффективных средств вовлечения студенческой молодежи в систематические занятия физическими упражнениями. Следует отметить, что отношение студенток к различным танцевальным направлениям характеризуется положительной мотивацией, заметно растёт интерес к занятиям, удовлетворённость ими. В связи с вышесказанным становится очевидной необходимость внесения изменений в процесс физического воспитания студенток, а именно: совершенствование учебного процесса средствами определенного вида двигательной активности [1, 2].
Для организации и построения образовательного процесса, а также определения средств и методов компенсации двигательной активности студенток была разработана и экспериментально обоснована технология поэтапного применения средств оздоровительной аэробики, подобранных в соответствии с физической и технической подготовленностью занимающихся.
Разработанная программа была основана на использовании различных видов двигательной активности, применяемых в оздоровительной тренировке женщин: классической аэробики, ритмической гимнастики, системы Пилатес, шейпинга, восточных танцев, стретчинга, йоги, статических упражнений. Такое сочетание обеспечивает равномерное распределение физической нагрузки на основные мышечные группы, не приводит к однообразию, снижению эмоциональности занятий и потере к ним интереса, упрощает оптимизацию физической нагрузки. Средства из вышеназванных видов оздоровительной гимнастики достаточно популярны и доступны большинству занимающихся. Однако задачи, принципы, компоненты и методика их применения несколько различаются [3, 4].
При составлении программы для определения соответствия применяемых средств и методов особенностям женского организма, сочетания различных по направленности упражнений в одном комплексе с оптимальным нормированием нагрузок по объему и интенсивности использовали монитор сердечного ритма. Непрерывная регистрация и анализ показателей ЧСС на протяжении всего занятия позволили проследить за изменениями функционального состояния сердечнососудистой системы занимающихся и определить оптимальное соотношение используемых средств.
Использование монитора сердечного ритма позволило выявить, что в комплексах оздоровительной аэробики используются упражнения аэробно-анаэробной и анаэробной