УДК 378 ББК 74
DOI 10.24411/2414-3995-2019-10118 © Н.В. Михайлова, 2019
Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
Наталья Владимировна Михайлова,
доцент кафедры психологии и педагогики, кандидат педагогических наук
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское ш., д. 3)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассмотренная проблема является актуальной и представляет собой попытку снять противоречие между необходимостью непрерывного профессионально-личностного развития сотрудника ОВД, достижения вершины профессионального мастерства и не разработанностью проблемы акмеологической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России. Описаны результаты исследования готовности курсантов к саморазвитию. Логично и доказательно представлены понимание и сущность акмеологической компетентности, определена ее структура в единстве знаниевого, деятельностного, личностного и моти-вационного компонентов, разработана комплексная система формирования акмеологической компетентности курсантов образовательных организаций МВД России, реализуемая как в рамках учебного процесса, так и в рамках работы педагогов-кураторов с курсантами.
Ключевые слова: акмеологическая компетентность, профессионально-личностное развитие, акмеологичесая подготовка.
ACMEOLOGICAL COMPETENCE AS A FACTOR OF PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MIA OF RUSSIA
Natal'ya V. Mihaylova,
Associate Professor of the Department of psychology and pedagogy,
Candidate of Pedagogical Sciences
Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia (603950, Nizhny Novgorod, Ankudinovskoye sh., d. 3)
Abstract. The problem considered in the article is relevant and is an attempt to remove the contradiction between the need for continuous professional and personal development of the police officer, reaching the top of professional skills and undevelopment of the problem of acmeological training of cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia. The paper describes the results of a study of the readiness of cadets for self-development. The authors logically and evidently presented the understanding and essence of acmeological competence, defined its structure in the unity of knowledge, activity, personal and motivational components, developed a comprehensive system of formation of acmeological competence of cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia, implemented as part of the educational process, and within the work of teachers-curators with cadets.
Keywords: acmeological competence, professional and personal development, acmeological training.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Михайлова Н.В. Акмеологическая компетентность как фактор профессионально-личностного развития курсантов образовательных организаций МВД России. Вестник экономической безопасности. 2019;(2):348-50.
Современные требования к деятельности правоохранительных органов, сложность условий труда, усиление динамичности всех сфер жизнедеятельности общества обуславливают потребность в непрерывном профессионально-личностном развитии сотрудников органов внутренних дел [1, с. 106— 109]. Обеспечение данной потребности определяет необходимость вооружения курсантов образовательных организаций МВД России акмеологическим инструментарием профессионального становления.
Акмеология (от греч. акте — высшая степень, вершина) определяется в психологических и педагогических словарях как современная комплексная наука, изучающая специфические закономерности психического развития человека на этапе зрелости: поступательный и прогрессивно восходящий характер развития, направленность на высшие уровни, оптимумы, развития, обратное влияние личности на деятельность, возрастание целостности и интегри-рованности личности на этапе зрелости [6].
«Акме» как вершина профессионального и личностного роста не является статичным образованием, но демонстрирует достижение человеком наивысшего уровня развития на определенном этапе жизни и профессиональной деятельности, устойчивость эффективности выполняемых профессиональных задач.
На достижение «акме» влияют многие объективные и субъективные факторы. Так к объективным (внешним) факторам можно отнести условия, специфику и сложность трудовой деятельности, к субъективным (внутренним) факторам относятся наличие тех или иных способностей, развитость профессионально значимых качеств личности, уровень компетентности, ценностные ориентации, профессионально-личностный опыт, физическое развитие, здоровье личности и др. Данные факторы определяют индивидуальную траекторию развития личности, ее профессионального становления.
Возникнув как новая парадигма на стыке наук общественных, технических, гуманитарных и естественных, акмеология решает задачи выявления оптимальных факторов и условий, которые позволяют взрослому человеку состояться как индивиду, личности и субъекту деятельности, т.е. достичь своего «акме» (прежде всего в профессиональной деятельности) [2].
Акмеологическая компетентность обеспечивает способность личности к осуществлению непрерывного профессионально-личностного развития, направленность на достижение вершины профессионального мастерства.
Акмеологическая компетентность представляет собой сложную систему компонентов:
1. Знаниевый компонент, представляет собой совокупность знаний о условиях, факторах, механизмах достижения «акме»:
• знание основ профессионального становления;
• знание акмеологических механизмов развития личности как профессионала;
• знание условий профессионального становления личности;
• знание методов самоанализа личности;
• знание методов саморазвития личности;
2. Деятельностный компонент обеспечивает формирование умений и навыков профессионально-личностного развития:
• умение осуществлять самоанализ;
• владение навыками рефлексии;
• владение навыками проектирования направлений профессионального становления;
• владение акмеологическими методами и средствами профессионального саморазвития.
3. Личностная составляющая обеспечивает формирование значимых, для достижения «акме» качеств личности:
• самокритичность;
• требовательность;
• целеустремленность;
• настойчивость.
4. Мотивационный компонент обеспечивает осознанное отношение курсантов к непрерывному самосовершенствованию [3, с. 65—71]:
• нацеленность на самоактуализацию;
• нацеленность на саморелизацию;
• нацеленность на достижения наивысшего уровня профессионального мастерства.
• способность видения траектории собственного развития.
Акмеологическая компетентность позволяет обеспечить выявление и эффективное использование профессионально-личностных ресурсов, формирование мотивации на непрерывное самосовершенствование, нацеленность на достижение наивысшей точки профессионального мастерства.
В рамках исследования был проведен опрос курсантов на предмет определения готовности к саморазвитию по методике В. Павлова. По результатам исследования установлено, что большинство курсантов 52,9% от числа опрошенных, желают и осознают способность изменить себя, 23,6% — желают измениться, но не знают каким образом этого достичь, 17,7% — считают, что при желании могут измениться, но не хотят этого делать, 5,8% — не владеют методами самосовершенствования и не имеют желания совершенствоваться (см. табл.).
Таким образом, большинство опрошенных курсантов 76,5% желают знать себя лучше.
При осуществлении подготовки курсантов в образовательных организациях МВД России отсутствует дисциплина «Акмеология», что потребовало создания системы формирования акмеологической компетентности в рамках реализуемых дисциплин «Профессиональная этика и служебный этикет», «Психология», «Педагогические основы воспита-
№ 2 / 2019
Вестник экономической безопасности
349
Таблица
Результаты опроса «Готовность к самосовершенствованию» (В. Павлов)
А — «могу самосовершенствоваться», но «не хочу себя знать» 17,7 %
Б — «хочу знать себя, «могу измениться» 52,9 %
В — «не хочу знать себя», «не хочу изменяться» 5,8 %
Г — «хочу знать себя», но «не могу себя изменить» 23,6 %
тельной работы в ОВД», а также в рамках работы педагогов-кураторов с курсантами:
• «Профессиональная этика и служебный этикет» обеспечивает формирование ценностных ори-ентаций курсантов, значимых качеств личности, духовно-нравственное развитие, нацеленность на непрерывное самосовершенствование;
• «Психология» способствует формированию способности проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния, обеспечивает формирование способности курсантов на самопознание, самосовершенствование, самоактуализацию личности;
• «Педагогические основы воспитательной работы в ОВД» — позволяют курсантам овладеть акмеологическими инструментами определения личностного потенциала, методами самовоспитания и саморазвития;
• работа педагогов-кураторов с курсантами осуществляется по многим направлениям [4, с. 317—322], в том числе по определению пути профессионально-личностного становления (осуществляется работа с дневником саморазвития, анализ личностного потенциала и возможностей с использованием метода SWOT-анализа, работа по формированию личной траектории развития личности с использованием авторских моделей стратегического управления личностным потенциалом, стратегического плана личных достижений) [5, с. 223—227]. Формирование акмеологической компетентности при подготовке курсантов образовательных организаций МВД России позволит сформировать мотивацию к самосовершенствованию, обеспечить непрерывное самосовершенствование, саморазвитие, направленность на достижение профессионального мастерства, поступательное движение на пути раз-
вития творческого потенциала, достижения высокого уровня профессионально-личностного развития будущих офицеров.
Таким образом проведенный анализ по проблеме формирования акмеологической компетентности курсантов образовательных организаций МВД России, послужит теоретической основой в профессиональной подготовке курсантов к будущей служебной деятельности и будет способствовать экспериментальным исследованиям в данной области.
Литература
1. Лебедев И.Б., Чуманов Ю.В., Милюкова Ю.Д. Психофизический тренинг как способ социально-психологической адаптации курсантов образовательных организаций МВД России // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2018. № 2.
2. Кузьмина Н.В. Акмеологический подход к проблемам профессионального обучения в вузе / Н.В. Кузьмина, А.А. Реан. СПб., 1995.
3. Русскова Ю.Н., Ульянова И.В. Формирование профессиональных компетенций курсантов образовательных организаций МВД России посредством интерактивных технологий // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 4(75).
4. Панкратова Е.П. Теоретический анализ деятельности педагога — куратора в образовательных организациях МВД России // Вестник экономической безопасности. 2018. № 2.
5. Русакова Н.Г. Роль педагога-куратора в формировании этического компонента культуры речи курсантов (слушателей) образовательных организаций МВД России // Материалы Всероссийской научно-практической видеоконференции: Актуальные проблемы профессиональной коммуникации и обучения языкам. / Под ред. Е.И. Бегловой, 2018.
6. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Электронный ресурс]. — иЯ!: Ыйр:// psychology_pedagogy.academic.ru/ Акмеология (дата обращения: 20.11.2018).