Научная статья на тему 'Акмеологический подход в теории иновационного обучения курсантов военных вузов по дисциплине «Физическая культура»'

Акмеологический подход в теории иновационного обучения курсантов военных вузов по дисциплине «Физическая культура» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЯ / PSYCHOLOGY / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL EDUCATION / ИНТЕНСИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / INTENSIVE TRAINING / ОПТИМИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / OPTIMIZATION OF LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садиев Н. Н.

В настоящее время назрела острая необходимость переосмыслить целевые функции образования как системы, цели и задачи её отдельных ступеней и звеньев. Необходимо пересмотреть традиционные представления о социальной сущности образования, его взаимосвязи с другими формами и видами общественной практики, месте и роли образования как социального института в жизни человека и общества. Методы исследования:контент-анализ научно-методической литературы, моделирование, педагогическая квалиметрия. Материал. Рассматриваются вопросы оптимизации процесса обучения физической культуре курсантов военно-инженерного вуза на основе акмеологического подхода. Результаты. Для улучшения качества обучения курсантов программа обучения должна включать в себя обязательный и вариативный компоненты, что позволяет дифференцировать учебный материал в зависимости от образовательных потребностей и познавательных возможностей обучаемых. Кроме того, проектирование программы должно быть основано на интеграции модульного и квалиметрического подходов. Оптимизация педагогического процесса по физической культуре, созданная на базе новых технологий, включает в себя следующие структурные составляющие: цели обучения и диагностически заданные планируемые результаты обучения; содержание обучения; средства диагностики и контроля состояния результатов обучения; методы обучения; организацию учебного процесса; средства обучения; результат деятельности достигаемый уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки. Заключение. Использование квалиметрического подхода с использованием методов математической статистики, теории шкал и теории педагогических измерений позволит сформировать математически корректный и научно обоснованный аппарат расчета системы рейтинговых показателей и пересчетных шкал при разработке рейтинговой квалиметрической системы контроля и оценки качества обучения по дисциплине «Физическая культура».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Acmeological approach to the theory of innovative teaching of cadets at military universities on the discipline "physical culture"

Nowadays there is a great need for objective functions rethinking of an education as a system, an aim and an objective of its separate stages and parts. It is necessary to reconsider traditional notions of a social essence of education, interconnection between education and other forms and kinds of social practice, its place and role as a social institution in a person's life and society in general. Research methods: a content analysis of a scientific-methodical literature, modeling, pedagogical qualimetry. Material. The questions of physical culture teaching process optimization of cadets from a MilitaryEngineering University on the basis of an acmeological approach are considered. Results. In order to improve the quality of cadets teaching the program on the discipline "Physical culture " should include a compulsory and a variative component, which will help to differentiate curricular material depending on educational demands and cognitive abilities of cadets. Moreover, a program projection should be based on a modular and a qualimetric approaches integration Pedagogical process optimization on physical culture, created on the basis of new technologies, includes the following structural components: the aims of teaching and diagnostically defined planned results of teaching; content of teaching; the means of teaching diagnostics and monitoring; results teaching methods; educational process organization; training tools; activity result and this is an achieved level of general education and vocational training. Conclusion. The use of a qualimetric approach, with the use of the methods of mathematical statistics, theory of scales and theory ofpedagogical measurements, will allow to form mathematically correct and scientifically grounded apparatus of the system of rating indices calculation and recalculating scales while creating a rating qualimetric system of teaching quality control and estimation on the discipline "Physical culture".

Текст научной работы на тему «Акмеологический подход в теории иновационного обучения курсантов военных вузов по дисциплине «Физическая культура»»

УДК 378.1 ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ТЕОРИИ ИНОВАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Н.Н. Садиев - преподаватель ФГБОУ ВПО «Тюменское высшее военно-инженерное командное училище (военный институт)»,

Тюмень, Россия

ACMEOLOGICAL APPROACH ТО THE THEORY OF INNOVATIVE TEACHING OF CADETS AT MILITARY UNIVERSITIES ON THE DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE"

N.N. Sadiev - a teacher

Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Professional Education "Tyumen Higher Military-Engineering Command College (Military Institute)", Tyumen, Russia

Ключевые слова: акмеология, физическая культура, интенсивное обучение, оптимизация обучения.

Аннотсщия. В настоящее время назрела острая необходимость переосмыслить целевые функции образования как системы, цели и задачи её отдельных ступенегi и звеньев. Необходимо пересмотреть традиционные представления о социальной сущности образования, его взаимосвязи с другими формами и видами общественного практики, месте и роли образования как социального института в жизни человека и общества.

Методы исследования: контент-анализ научно-методической литературы, моделирование, педагогическая квалиметрия.

Материал. Рассматриваются вопросы оптимизации процесса обучения физической культуре курсантов военно-инженерного вуза на основе акмеологического подхода.

Результаты. Для улучшения качества обучения курсантов программа обучения должна включать в себя обязательный и вариативный компоненты, что позволяет дифференцировать учебный материал в зависимости от образовательных потребностей и познавательных возможностей обучаемых. Кроме того, проектирование программы должно быть основано на интеграции модульного и квалиметрического подходов.

Оптимизация педагогического процесса по физического культуре, созданная на базе новых технологгш, включает в себя следующие структурные составляющие: цели обучения и диагностически заданные планируемые результаты обучения: содержание обучения: средства диагностики и контроля состояния результатов обучения: методы обучения: организсщию учебного процесса: средства обучения: результат деятельности - достигаемый уровень общеобразовательного и профессионал ьной подготовки.

Заключение. Использование квалиметрического подхода с гсспользовангсем методов математического статистики, теории шкал и теории педагогических измерений позволит сформировать математически корректный и научно обоснованный аппарат расчета системы регОтинговых показателей и пересчетных шкал при разработке регОтинговогО квалиметрической системы контроля и ог\енки качества обучения по дисгщплине «Физическая культура».

Keywords: psychology, physical education, intensive training, optimization of learning.

Annotation. Nowadays there is a great need for objective functions rethinking of an education as a system, an aim and an objective of its separate stages and parts. It is necessary to reconsider traditional notions of a social essence of education, interconnection between education and other forms and kinds of social practice, its place and role as a social institution in a person's li fe and society in general.

Research methods: a content analysis of a scientific-methodical, literature, modeling, pedagogical qua lime try.

Material. The questions of physical culture teaching process optimization of cadets from a MilitaryEngineering University on the basis of an acmeological approach are considered.

Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической щтыщры и спорта, Ж»4(33) 2014 _' _ISSN2070 47

Results. In order to improve the quality of cadets teaching the program on the discipline "Physical culture " should include a compulsory and a variative component, which will help to differentiate curricular material-depending on educational demands and cognitive abilities of cadets. Moreover, a program projection should be based on a modular and a qualimetric approaches integration

Pedagogical process optimization on physical culture, created on the basis of new technologies, includes the following structural components: the aims of teaching and diagnostically defined planned results of teaching: content of teaching: the means of teaching diagnostics and monitoring: results teaching methods: educational process organization: training tools: activity residt and this is an achieved level of general education and vocational training.

Conclusion. The use of a qualimetric approach, with the use of the methods of mathematical statistics, theory of scales and theory ofpedagogical measurements, will allow to form mathematically correct and scientifically grounded apparatus of the system of rating indices calculation and recalcidating scales while creating a rating qualimetric system of teaching quality control and estimation on the discipline 'Physical, culture ".

В настоящее время требуется системное осмысление профессионализма

военнослужащего XXI в., чтобы ориентированно оценить его место и роль в системе безопасности государства.

На становление профессионализма влияют не только индивидуальные особенности курсанта -будущего защитника страны, но и особенности окружающей его инновационной

образовательной среды. Понятие

«инновационная образовательная среда» отражает комплекс взаимосвязанных условий, обеспечивающих образование человека, формирование личности курсанта

(военнослужащего) с инновационно-творческим мышлением, его

профессиональную компетентность.

Развитию профессионализма курсантов способствует создание инновационной образовательной среды как среды психолого-педагогического и методического

сопровождения; как среды, обеспечивающей созидательную деятельность курсантов; как среды, гарантирующей условия для самосовершенствования и самоактуализации. Под профессионализмом курсанта

(военнослужащего) понимается высокий уровень его морально-психологических, научно-предметных знаний и умений в области военно-профессиональной деятельности в сочетании с соответствующим культурно-нравственным обликом. Военнослужащий-профессионал - это специалист, овладевший высоким уровнем профессиональной деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в процессе своей военно-профессиональной деятельности, вносящий свой индивидуальный вклад в профессию.

Главным фактором достижения

профессионализма курсантов является процесс самосовершенствования. Профессионализм позволяет курсанту (военнослужащему),

достигнув состояния осмысления, начать движение к состоянию осознанности, то есть накоплению конкретных знаний и постижению военной профессии, а в финале - совершить переход в состояние умелости, осуществимости того, что осознано. Профессионализм курсанта (военнослужащего) не может быть раз и навсегда достигнутой высотой. Он «прорастает» каждый раз в конкретном месте и времени, в процессе общения, являясь личностным свойством, поэтому подлежит непрерывному становлению и развитию. Профессионалом можно стать только в том деле, которое способствует раскрытию индивидуального жизненного смысла (переживания) [5].

И здесь немаловажное значение для развития и становления курсантов как

профессиональных защитников государства и, соответственно, для развития их профессионализма, по нашему мнению, имеют основные положения акмеологического подхода.

Предмет акмеологии - творческий потенциал человека, закономерности и условия достижения субъектом деятельности различных уровней раскрытия творческого потенциала, вершин самореализации [5].

Основоположники акмеологии A.A. Бодалев, A.A. Деркач, Н.В. Кузьмина определяют ее как науку, изучающую закономерности и феномены развития человека на ступени его зрелости, и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. В современных акмеологических исследованиях сформулированы и обоснованы два акмеологических закона.

Первый закон - это закон личностно-профессионального развития и умножения личностного потенциала, который

устанавливает взаимозависимость между процессом становления профессионального

мастерства и формированием личностной целостности.

Посредством этого закона, с одной стороны, констатируется, что движущей силой личностно-профессионального развития

выступают различные противоречия между перспективным, потенциальным и наличным. А с другой стороны, раскрывается содержание личностно-профессионального развития в контексте изменения соотношения

индивидуализации и социализации, умножения потенциала, изменения мотивационно-смысловой и потребностной сфер личности, расширения объектного и предметного полей деятельности, повышения психологической культуры и пр.

Второй акмеологический закон - это закон самовыражения личности в профессии. В нем описываются процессы и механизмы профессионального самоопределения,

самоутверждения, самореализации,

профессионального образа «Я» и личностно-профессионального роста в контексте самовыражения личности в профессии. Следовательно, акмеологические законы и закономерности отражают устойчивые отношения, связанные с процессами прогрессивного развития личности, и в частности личностно-профессионального

развития [2].

Работать профессионально - значит не иметь срывов, грубых ошибок, промахов. Кроме того, творчество - необходимый компонент профессионализма. У всех курсантов необходимо вырабатывать потребность в саморазвитии, самосовершенствовании,

самообразовании и самоконтроле. Однако для того чтобы эти акмеологические факторы «сработали», необходимы сильные

побудительные причины. Таковыми могут стать мотивы достижения. Задача преподавателя физической культуры - помочь курсантам в формировании их мотивов и потребностей в занятиях физической культурой [1].

Исходя из этого, возникает необходимость разработки и применения открытых систем интенсивного обучения. Эти системы дают курсанту возможность выбора подходящей ему технологии обучения и разработки индивидуальной программы формирования и актуализации личности. Но реализация синтеза открытых систем интенсивного обучения возможна лишь при соблюдении ряда условий:

всестороннего учёта характеристик педагогической среды, в которой будет проходить процесс обучения: содержательные

характеристики педагогической среды определяются знаниями, умениями и навыками, познавательным и культурным потенциалами, формами и методами организации обучения и самостоятельной работы курсантов;

- соблюдения принципа адаптации процесса обучения к личности курсанта; этот принцип реализует на практике через нелинейное структурирование дисциплины и составление разветвленной программы её изучения курсантами;

ускорения индивидуального освоения курсантами общенаучных и специальных знаний в области физической культуры благодаря проектированию «логического конструктора» дисциплины, в котором даны базовые знания в свёрнутом виде.

Таким образом, нам необходимо говорить об оптимизации системы физического воспитания курсантов. В свою очередь, преподаватели высшей военной школы имеют довольно высокую научную квалификацию и поэтому могут строить учебный процесс не стереотипно, не методом проб и ошибок, а путём научного обоснования творческого выбора, поиска, исследования его оптимальных вариантов. Именно в этом и состоит сущность оптимизации.

Оптимизация физического воспитания не представляет какие-либо методы или средства. Это направленные действия к

структурированию учебного процесса на основе закономерностей и принципов теории и методики физического воспитания,

осмысленный научно-обоснованный выбор оптимального для конкретных ситуаций, условий вариаций построения учебных занятий и в целом учебно-тренировочного процесса на занятиях физической культурой.

Сущность процесса оптимизации обучения по физической культуре состоит:

- в изменении самой организации обучения за счёт введения цикличности в этот процесс;

в более точном определении непосредственного объекта обучения двигательным навыкам - в условиях реализации практической цели обучения;

в осуществлении личностно-деятельностного подхода в обучении физической культуре [3].

В этой связи для улучшения качества обучения курсантов программа обучения по дисциплине «Физическая культура» должна включать в себя обязательный и вариативный компоненты, что позволяет дифференцировать учебный материал в зависимости от образовательных потребностей и

познавательных возможностей курсантов. Кроме того, проектирование программы должно быть основано на интеграции модульного и квалиметрического подходов.

При модульной интерпретации дисциплины следует установить число и наполняемость модулей, соотношение теоретической и практической частей, их очерёдность, содержание и формы контроля, а также содержание и формы итогового контроля.

Построенная таким образом программа обучения курсантов по дисциплине «Физическая культура» позволяет:

обеспечить необходимый уровень подготовки курсантов в сфере физической культуры, обладающих современными знаниями, организаторскими способностями, умениями и навыками физического самосовершенствования;

- создать эффективную систему управления учебным процессом в условиях возрастающих профессиональных требований к выпускникам военных вузов;

- сформировать пакет учебно-программной и методической документации для каждого направления подготовки;

унифицировать структуру и формы изложения учебного материала;

регулярно осуществлять обновление учебного материала.

В свою очередь, использование квалиметрического подхода с использованием методов математической статистики, теории шкал и теории педагогических измерений позволит сформировать математически корректный и научно обоснованный аппарат расчета системы рейтинговых показателей и пересчетных шкал при разработке рейтинговой квалиметрической системы контроля и оценки качества обучения по дисциплине «Физическая культура» [4].

ВЫВОДЫ: Оптимизация педагогического процесса по физической культуре, созданная на базе новых технологий, включает в себя следующие структурные составляющие: цели обучения и диагностически заданные планируемые результаты обучения; содержание обучения; средства диагностики и контроля состояния результатов обучения; методы обучения; организацию учебного процесса; средства обучения; результат деятельности -достигаемый уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки.

Литература

1. Деркач, A.A. Акмеология : учебник под общ, ред. A.A. Деркача. - М. : РАГС. 2004. - 298 с.

2. Деркач, A.A. Акмеология : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению спец. психологии / Деркач A.A., Зазыкин В.Г. -СПБ. : Питер, 2003. - 252 с.

3. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : Учеб. пособие / И. А. Зимняя. - Ростов-на-Дону : Изд-во «Феникс», 1997. - 480 с.

4. Наговицын, С.Г. Система формирования компетенций в сфере физической культуры в процессе обучения студентов в вузе : дис....д-ра пед. наук / С.Г. Наговицын. - Набережные Челны, 2014. - 386 с.

5. Разина, H.A. Акмеологический подход к развитию профессионализма современного педагога в инновационной образовательной среде средней школы / H.A. Разина // Вестник научной школы педагогов «АКМЕ» : выпуск 3 (2009) / [Электронный ресурс] URL: www. referatwork.m (дата обращения 15.09.2014).

References

1. Derkach, A. A. Acmeology: a textbook under edition A.A. Derkach. - Moscow: Russian Academy of Civil Service, 2004. - 298 p.

2. Derkach, A.A. Acmeology: a manual for students in the sphere of psychology / Derkach A. A., Zazykin V.G. - Saint Petersburg: Piter, 2003. - 252 p.

3. Zimnyaya, I.A. Pedagogical psychology: a manual / I. A. Zimnyaya. - Rostov-on-Don: "Phoenix" publishing house, 1997.'-480 p.

4. Nagovitsyn, S.G. The system of competencies formation in the sphere of physical culture in the process of students teaching at a University: dissertation of the doctor of pedagogics / S.G. Nagovitsyn. - Naberezhnye Chelny, 2014.-386 p.

5. Razina, N.A. An Acmeological approach to professionalism development of a modern teacher in an innovative educational environment of secondary school / N.A. Razina // A bulletin of teachers' scientific school "AKME": Issue 3 (2009) / [Electronic resource] URL: www.referatwork.ru (last accessed data 15.09.2014).

Статья поступила в редакцию: 18.12.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.