УДК 37.013.2: 37.013.78
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ЕЕ МОТИВАЦИИ К ПРОФЕССИИ
В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НА МАТЕРИАЛАХ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В.Е. Шинкевич1, П.В. Карлова2
1Сибирский юридический институт МВД России, Красноярск, Россия, Муниципальное управление МВД России «Красноярское», Красноярск, Россия e-mail: [email protected]; [email protected]
Рассматривается ценность компетентностного подхода в условиях организация образовательного процесса в образовательных организациях органов внутренних дел. Обосновывается идея необходимости повышения внимания к подготовке сотрудников полиции как профессионалов, обращается внимание на необходимость развитие акме-потенциала будущих полицейских с самых первых дней профессионального обучения. Автор анализирует результаты социологического исследования, направленного на исследование субъективных акмеологических установок обучающихся в образовательной организации МВД России и основных акмеологических факторов, способствующих развитию личности обучающегося, формированию профессиональной компетентности в период нахождения в образовательном учреждении правоохранительных органов.
Ключевые слова: компетенции, компетентность, образование, профессионализм, акме-потенциал, акмеология.
FORMATION OF THE PERSONALITY OF A LAW ENFORCEMENT OFFICIAL AND ITS MOTIVATION TO THE PROFESSION IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF A COMPETENCE-BASED APPROACH INTO THE
EDUCATIONAL PROCESS: ON THE MATERIALS OF A SOCIOLOGICAL STUDY
V.E. Shinkevich1, P.V. Karlova2
1Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation,
Krasnoyarsk, Russia, 2Intermunicipal board of the MIA of Russia "Krasnoyarskoe", Krasnoyarsk, Russia
The article considers the value of a competency building approach in the context of educational arrangements in educational organizations of internal affairs bodies. The idea to increase attention to police training as professionals is justified; attention is drawn to the need to develop acme potential of future police officers from the very first days of their vocational training. The author analyzes the results of a social research aimed at studying the subjective acmeological attitudes of students at an educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the main acmeological factors contributing to the development of a student's personality, the formation of professional competence while in an educational institution of law enforcement bodies.
Keywords: competence, competency, education, professionalism, acmepoten-tial, acmeology.
Введение
Мир динамичен, он не стоит на месте, особенно ощутимы перемены в последние два десятилетия. В полном объеме это относится и к современной России: что-то рождается, что-то приходит в негодность, что-то совершенствуется, реформируется, что-то принимается обществом быстро и сразу, что-то — лишь впоследствии, что-то вызывает бурные дискуссии и отвержение обществом, приводя в движение оппозицию всех мастей и сами массы. Радикальное обновление российского общества в начале 1990-х гг. привело к признанию человека высшей ценностью на земле, а гарантию его прав и свобод — важнейшей обязанностью государства. В свою очередь, от становления личности нового типа прямо зависит и формирование открытого демократического общества. В то же время в условиях происходящих социально-экономических реформ, сопровождающихся сложностью криминогенной обстановки в стране, приобретает особую значимость подготовка высококвалифицированных специалистов для органов внутренних дел, способных обеспечить высокую эффективность противодействия правонарушениям, в том числе профессиональной преступности.
Глубокие и многоплановые преобразования в правоохранительной сфере общества начали предъявлять высокие требования к личности сотрудника органов внутренних дел, его деятельности. Возникла острая потребность в высококлассных профессионалах, способных принимать самостоятельные решения и отвечать за их последствия. К сожалению, несмотря на принимаемые меры по совершенствованию деятельности института ОВД, повышению профессионализма сотрудников, государственных служащих и работников данного ведомства, имеют место претензии общества к деятельности Министерства внутренних дел России (Маслодудова, 2014).
Необходимо считаться с тем, что для успешного саморазвития — вначале как обучающегося, а в дальнейшем как полицейского — следователя, сотрудника кадровых и воспитательных структур и т.д., необходима потребность в самопознании, самооценке и самосовершенствовании, котораяе может возникнуть и поддерживаться только у высокомотивированного к данному виду деятельности человека. Уровень мотивации можно считать высоким тогда, когда в выбранной профессии сотрудник органов внутренних дел видит возможности удовлетворения всех своих естественных, социальных, духовно-нравственных и интеллектуальных и профессиональных потребностей. А также способен выработать в себе систему ценностных ориентаций. Благодаря ценностным ориентациям человек делает свою жизнь осмысленной, определяя: а) что он дает жизни (ценности жизнедеятельности); б) что он берет от жизни (ценности переживаний); в) в чем его предназначение, которое он не в состоянии изменить (ценности отношения). Применительно к деятельности сотрудников органов внутренних дел эти ценностно-смысловые конструкты могут означать следующее: а) что сотрудник полиции приносит в профессию, каков его вклад в реализацию задач, стоящих перед Министерством внутренних дел России как социального института; б) что приобретает сотрудник в процессе исполнения своего профессионального долга, какие качества и ценности формирует, развивает; в) в чем предназначение сотрудника органа внутренних дел как конкретного звена правоохранительной системы.
В контексте рассмотрения проблемы формирования профессионализма возникают вопросы: на каком этапе профессионального роста сотрудника органов внутренних дел мы можем говорить о профессионализме как сформированной качественной интегральной характеристике? Что означает полицейский как профессионал, т.е. чем он отличается от «среднестатистического» специалиста с точки зрения комплекса личностных качеств?
Надо признать, что факт окончания обучения в образовательной организации и получения соответствующего диплома еще не является показателем профессионализма. По определению профессионализм проявляется в достижении работником устойчиво высоких результатов в самостоятельной профессиональной деятельности. Соответственно без вовлечения выпускника вуза в самостоятельную профессиональную деятельность и получения соответствующего опыта нельзя говорить о профессионализме.
Современный образовательной стандарт предполагает реализацию компетентного подхода в образовании, призван формировать такие качества будущего
специалиста органов внутренних дел, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность в сочетании с лучшими морально-психологическими качествами личности. Следовательно, по окончании образовательной организации любого профиля (среднего, высшего, дополнительного и пр.) выпускник должен быть готов выполнять свои обязанности по конкретной профессии, по крайней мере, на базовом уровне. Нельзя утверждать, что та система подготовки специалистов, от которой мы сегодня отказываемся, имела исключительно лишь недостатки, была затратной для государства в тех сферах, где предусматривалось государственное финансирование (справедливости ради необходимо сказать, что в советское время никакое иное финансирование образовательных учреждений не предусматривалось). Думается, это не так. Если бы система подготовки кадров была неэффективной, то от нее отказались бы в пользу подготовки конкретных специалистов, готовых непосредственно исполнять профессиональные задачи сразу же по окончании учебного заведения. Однако она существовала не один десяток лет, и выпускники не просто вливались в профессиональные коллективы после окончания образовательных организаций, они через небольшие промежутки времени (где больше, где меньше) уже самостоятельно могли выполнять тот объем заданий, который соответствовал профессиональному предназначению и с соответствующим качеством.
Постараемся обозначить некоторые положительные и отрицательные стороны данной системы. К достоинствам можно отнести следующее.
Во-первых, относительная универсальность. Обучаемым, как будущим специалистам, закладывались общие знания по выбранной профессии, данные знания становились профессиональным потенциалом, т.е. тем, что может быть полезно в будущей профессии, была возможность на основе имеющихся общих знаний о профессии как системе совершенствовать методы практической деятельности, выбирать оптимальные приемы и конструировать новые методы и методики профессиональной деятельности.
Во-вторых, меньшая затратность системы подготовки специалистов, так как время на обучение, как правило, несколько меньше, чем в образовательных организациях, реализующих в образовании компетентностный подход.
В-третьих, наличие предметной подготовки, когда итогом являются оценки по конкретным дисциплинам, предусмотренным учебным планом, способствует расширению кругозора обучающихся, дает возможность выстраивать диалог не только со специалистами родственных сфер, но и иных направлений деятельности.
В-четвертых, формирование адаптационных способностей и готовности к освоению новых методик, технологий, технических, информационных и иных систем в соответствии с профилем базового образования.
В-пятых, даже в ситуации, когда выпускник по завершении обучения не имеет возможности работать по профилю полученного образования либо выбрал иной род деятельности, базовое образование сформировало у выпускника определенный уровень общей культуры, который в полном объеме будет использован и на новом профессиональном поприще.
Данная система подготовки кадров имела и ряд недостатков. Эти недостатки, как правило, логически отражали особенности самой системы, были связаны между собой и дополняли друг друга.
Во-первых, такая система позволяла молодому человеку, стоявшему на начальном этапе своего жизненного пути, связанного с решением проблемы выбора будущей профессии, особо не задумываться в правильности сделанного выбора в пользу той или иной профессии. Главное — получить образование определенного уровня, предпочтительно — высшее.
Во-вторых, выбирая образовательную организацию, кандидаты на обучение зачастую и не задумывались, будут ли они в дальнейшем работать в соответствии с выбранной профессией.
В-третьих, наблюдается низкая закрепляемость выпускников за профессиями, соответствующими профилю образования.
В-четвертых, нарушается баланс количества выпускников и количества востребованных специалистов.
В-четвертых, со временем нивелируется ценность образования как средства профессионального интеллектуального развития человека, престижность получения образования и функциональной его роли в реализации ценностно и жизненно значимых целей человека (Шинкевич и др., 2018).
Можно выделить и ряд других качеств как положительного, так и негативного наполнения. Это характерно для любых систем, и не только образовательных, и в целом является неотъемлемым признаком функционирующих механизмов. Однако одни системы имеют более выраженный спектр положительных, а другие — отрицательных качеств, значительно или не очень уменьшающих результативность их функционирования.
Переориентация на компетентностный подход в образовательной деятельности имеет целью прежде всего минимизировать недостатки дисциплинарной системы образования, наполнить знания как результат процесса познавательной деятельности, умения — как способности проделать определенную работу в соответствии с полученными знаниями, навыки — как приемы деятельности, сформированные путем повторения и доведения до автоматизма в процессе компетентностного подхода к образованию.
Методы и результаты исследования. Для оценки состояния организации образовательного процесса, потенциальной готовности обучающихся к освоению образовательной программы в соответствии с новыми федеральными образовательными стандартами в октябре-ноябре 2017 г. с использованием специальной анкеты был проведен опрос курсантов и слушателей Сибирского юридического института МВД России. В процессе подготовки исследования использовалась многоступенчатая выборка по основному массиву, учитывающая половозрастную структуру, курсы обучения в образовательной организации (Невирко, Шинкевич, Горбач, 2009).
Как показало исследование, большинство обучающихся до поступления на обучение (79%), как мужчин (78%), так и женщин (80%), проживали в городской местности, что в целом соответствует уровню урбанизации региона. Основная часть
обучающихся (97%) поступает в образовательное учреждение сразу же по окончании средней общеобразовательной школы. При этом около 85% сделали свой выбор осознанно, поступают по желанию. Среди курсантов, обучающихся на различных курсах, более 27% составляют те, кто продолжил семейные традиции. Данная часть обучающихся имеет хорошее представление о специфике правоохранительной службы, следовательно — более высокий акме-потенциал к службе. Более 75% курсантов и слушателей выросли в полных семьях, до которых около 74% были не единственными детьми в семье. Более 90% опрошенных согласились либо в основном согласились с тем, что их семьи материально обеспечены. Следовательно, семьи имели возможность «вложить» в сына или дочь дополнительный человеческий капитал, что значимо для накопления акме-потенциала, необходимого для достижимости жизненно значимых целей.
Вместе с тем то, что практически 100% пополнения обучающихся очного обучения — это вчерашние выпускники общеобразовательных учебных заведений, позволяет предположить относительно невысокую выраженность у абитуриентов той составляющей акме, которая основана на имеющемся жизненном самостоятельном опыте будущих сотрудников органов внутренних дел. Данный факт во многом объясняет такое социально негативное профессиональное явление, как текучесть кадров, особенно на первоначальном этапе службы, сложности профессиональной деятельности в условиях напряженного ритма и больших объемов решаемых задач.
Несомненно значимым для определения акме-потенциала обучающихся является уровень субъективной и объективной оценки интеллектуального, физического развития теми, кто решил связать свою жизнь с правоохранительной деятельностью. Более 50% поступающих на первый курс обучения имеют средний балл диплома о среднем общеобразовательном образовании выше 4 баллов, более 72% — оценивают свою физическую подготовленность не ниже «хорошей», в то же время при относительно равном распределении данного показателя среди обучающихся до числа мужчин и женщин относительный вес тех, кто оценивает свою физическую подготовленность как «отличная», среди женщин на 5% больше, чем среди мужчин (32% и 27% соответственно).
Первоначальное представление о будущей правоохранительной службе, окрашенное некоторым романтизмом, уверенностью в социальной защищенности по сравнению с другими сферами деятельности, определенным образом влияет на выбор будущей профессии. Вместе с тем можно предположить, что со временем первичные детерминанты могут быть ослаблены реальностью, «суровой правдой жизни», человек может переоценить и свои возможности, что приведет к разочарованию профессиональным выбором, уменьшить акме-потенциал, формирование качеств, необходимых сотруднику органов внутренних дел (Маслодудова, 2014). В целях оценки уровня правильности первоначального выбора было установлено, что и по прошествии времени, при получении первого опыта службы в образовательном учреждении, подавляющее большинство обучающихся считают, что выбор был сделан правильно. В целом индикаторы «да, вполне» и «скорее да, чем нет» выбрали более 90%. Наиболее выражен акме-потенциал прежде всего у тех обучаю-
щихся, которые однозначно оценивают правильность своего выбора. Данной точки зрения придерживается в целом около 67% обучающихся, вместе с тем наиболее ярко выражена данная уверенность у женской (около 70%) по сравнению с мужской (64%) группой обучающихся. При оценке выраженности индикаторов «да, вполне», «скорее да, чем нет» было установлено, что она остается практически стабильной на всем протяжении обучения. Этому во многом способствует сбалансированная работа администрации, профессорско-преподавательского состава и сотрудников воспитательных подразделений.
Отмечаются некоторые «провалы» индикатора «да, вполне» при оценке ответов обучающихся четвертого курса. Они несколько ниже веса соответствующего показателя других курсов. Данный факт можно объяснить прежде всего тем, что обучающиеся четвертого курса к моменту опроса прошли первичную стажировку, получили соответствующие впечатления о правоохранительной службе до первичных источников, а не до рассказов старших товарищей, до многочисленных «мыльных» милицейско-полицейских сериалов и т.п. Возможно, первые трудности, с которыми столкнулись стажирующиеся, активизировали некоторые сомнения относительно правильности сделанного профессионального выбора. Это предполагает более внимательный подход к организации практики курсантов четвертого курса, контролю за ее прохождением со стороны руководителей до числа профессорско-преподавательского состава, выбора подразделений, где будут проходить практику обучающиеся.
Вместе с тем один до самых высоких показателей максимальной оценки правильности профессионального выбора отмечен по результатам опроса обучающихся выпускного курса (более 75%). Среди выпускников практически нет тех, которые считают, что выбор профессии был сделан ошибочно. Опрос проведен по завершении практики, в период которой пятикурсники проходили стажировку в основном на тех должностях, на которые они будут назначены по окончании обучения. Выпускники имели возможность на личном опыте убедиться в особенностях конкретных правоохранительных специальностей, показать уровень своей компетентности, комплекс знаний, умений и навыков, сформированных в процессе обучения, непосредственно «прикоснуться» к будням, получить первые похвалу и поддержку от старших товарищей. Уверенность в правильно сделанном выборе способствует укреплению акме-составляющей к последующей правоохранительной службе, постановке и реализации профессионально и личностно значимых целей. Целесообразно по возможности предусмотреть стажировку и профессорско-преподавательского состава совместно по времени с обучаемыми и в качестве руководителей практики, и в качестве стажеров по должности.
Формированию акме обучающихся во многом призвана способствовать комплексная система организации образовательного процесса. Качество предоставленного образования непосредственно оказывает влияние на мотивацию человека к успешному освоению дисциплин учебного плана, формирует уверенность в том, что при определенных личных усилиях могут быть достигнуты и высокие результаты.
Обучаемым было предложено оценить по десятибалльной шкале уровень реализации образовательной организацией основных составляющих образователь-
ной деятельности. Анализ результатов опроса показал, что средняя оценка уровня эмоционального восприятия образовательного процесса обучающихся оценивается 6,5 балла, вариационный размах эмоционального восприятия реализации задач образовательной организации различными слагаемыми составил 2 балла, практически все слагаемые превышают срединный уровень шкалы измерения, равный 5 баллам. Самыми относительно высокими показателями отмечены такие индикаторы, как «организация обеспеченности учебной литературой» (7,2 балла) и «организация учебного процесса в институте» (7,1 балла).
Необходимо отметить: во-первых, значимость данных организационных процессов для развития акме обучающихся, уверенности в правильном выборе профессии, образовательной организации, которая за годы обучения проявит себя как организация, способная сформировать необходимые профессиональные компетенции; во-вторых, то, что положительный потенциал еще используется не в полном объеме. Где заложены ресурсы совершенствования учебного процесса? Требуется изучение возможного источника ресурсов: это могут быть и проблемы с последовательностью изучения дисциплин и модулей, объемы часов, отводимых на отдельные дисциплины, организация самостоятельной подготовки, и привлекательность, насыщенность применяемых на занятиях новых активных и интерактивных, креативных методик, и их разнообразие, и вопросы доступности преподавателя в удобное для обучающихся время, и отдаленная доступность учебного материала, и т.п.
Наименьшие относительные показатели уровня положительной эмоциональной составляющей набрал такой индикатор, как «организация личного времени в институте» (5,2 балла). Необходимо признать, что это невысокий показатель. Индикаторы оценки организации личного времени могут быть представлены и количественными (например, объемом времени, которое может быть выделено обучающимся на личный досуг, количеством предлагаемых досуговых развивающих мероприятий и пр.) и качественными показателями (например, его разнообразие, территориальная и материальная доступность и пр.). В рамках изучения феномена досуга в жизни обучающихся образовательной организации органов внутренних дел следует определить уровень удовлетворенности не только теми мероприятиями, которые предлагаются подразделениями по работе с личным составом, кураторским пулом и организованы в часы, отводимые для досуга, личного времени, выходные дни, но и возможностями обучающихся выбирать себе занятия в часы досуга самостоятельно, по интересам. Ведь под досугом понимается прежде всего время, которое человек может потратить на себя, для себя, для души. А ценность феномена личного досуга для человека доказана рядом исследований (Проблема объективности расчетов..., 2014, Шинкевич, Ступина, 2015). Досуг формирует навыки самоанализа, самоорганизации, поиска наиболее оптимальных форм занятости, наиболее полно отвечающих запросам человека, развивает творческую акме человека, это регулятор психологически комфортного настроения, способствует профилактике социальной деформации и негативных зависимостей, разрушающих личность (Шинкевич, 2015).
Высокие показатели, полученные при анализе результатов ответов на вопросы, связанные на начальном этапе с личным выбором образовательной организации
для приобретения профессии, положительной составляющей удовлетворенности своим выбором, в дальнейшем — уже в процессе обучения, коррелируют с результатами опроса обучающихся на вопрос «Как вы считаете, ваша учеба в целом проходит успешно?» Около 90% согласны или в основном согласны, что учеба проходит успешно. При этом гендерное различие относительных показателей в процентах составило 10 единиц. женщин, которые считают, что учеба проходит в основном успешно и выше, около 95%, мужчин — 85%.
Большое значение как для дальнейшей профессиональной деятельности, так и для определения профессиональной составляющей логистики акме имеет четкое представление не только о том, как учат, но и о том, чему учат. Большое заблуждение считать, что не важно, как учат и чему учат, достаточно лишь желания и стремления получить образование. В слабой образовательной организации невозможно получить достойное образование, способное расширить акме-потенциал будущего специалиста. Образование должно быть конкурентоспособным, следовательно, и образовательная организация должна быть таковой. При этом ценность личностного стремления к получению образования остается очень значимой для акме человека. Опять же в конкурентоспособном образовательном учреждении, где активно генерируется ценность передачи и получения образования, где разрабатываются и внедряются новейшие образовательных технологии в обучение и воспитание, она более выражена.
Первый признак того, хотят ли обучаемые изначально получить качественное образование и смогут ли реализовать его потенциал в дальнейшем в процессе будущей профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел, — знают ли они содержание того минимума профессиональных компетенций, которые должны сформировать по окончании обучения в соответствии с федеральным образовательным стандартом по выбранному направлению подготовки.
Акме-потенциал в части нацеленности на получение соответствующего образования у будущих сотрудников органов внутренних дел является довольно высоким, составляет на уровне «имею представление» более 90%. Вместе с тем высокие результаты опросов по предложенным индикаторам, скорее всего, есть следствие того, что сам вопрос был воспринят опрашиваемыми как риторический. Кто наберется смелости с уверенностью говорить о том, что он не знает, какими компетенциями он должен обладать по окончании обучения? Вероятнее всего, данный индикатор выбрали в большинстве своем и те, кто имел хотя бы какие-то представления о содержании профессиональных компетенций. Таким образом, можно говорить о том, что представления о содержании компетенцией имеют в пределах 50% обучающихся. Настораживает тот факт, что даже среди сделавших выбор индикатора «да, знаю» лишь немногие смогли воспроизвести хотя бы частично, в приближенном варианте содержание компетенций. И это при том, что они общедоступны и любой может с ними абсолютно свободно при желании ознакомиться.
Однако, как показывает исследование, личная заинтересованность в ознакомлении обучающихся с содержанием профессиональных компетенцией не выражена, следовательно, акме-потенциал, составляющий базу дальнейшего профессиональ-
ного роста, в период обучения остается в «спящем» состоянии. Этому во многом способствует сохранившаяся реально предметная организация обучения. Основная цель обучающегося в процессе экзаменационной сессии — сдать экзамен, получить зачет по предмету, а не показать уровень сформированности компетенций или конкретной отдельной компетенции. Для расширения представлений обучающихся о профессии и в начале, и в процессе изучения дисциплин профессорско-преподавательскому составу целесообразно четко обозначать обучающимся, какие компетенции должны быть ими сформированы по завершении изучения тем, предусмотренных тематическим планом дисциплины, это во-первых. А во-вторых, в фондах одиночных средств и в контрольно-измерительных материалах также должны быть определены соответствующие параметры по измерению уровня сформированности компетенций. Оптимальное объединение в целом объема знаний по дисциплине и содержания компетенций, формируемых данной дисциплиной, предполагает ком-петентностный подход в образовании, даже в условиях, когда практически каждое образовательное учреждение само определяет количество и перечень профессиональных компетенцией, которые призвана формировать та или иная дисциплина. Данная работа профессорско-преподавательского состава, учебных и учебно-методических подразделений призвана способствовать оптимальному использованию образовательного акме-потенциала обучающимися.
Для унификации качества и количества знаний, передаваемых обучающимся в образовательной организации в рамках по крайней мере одного социально института, каковым является институт органов внутренних дел, целесообразно в большей части согласовывать их перечень по дисциплинам, преподаваемым в различных образовательных организациях одного направления подготовки. При этом методическая составляющая, ее количественно-качественная составляющая должны оставаться прерогативой каждой образовательной организации. Должна проявляться здоровая конкурентная составляющая во взаимоотношениях между образовательными организациями при сохранении института обмена передовым опытом, его распространения и пропаганды, методик преподавания между образовательными организациями органов внутренних дел. Однако опыт каждая отдельная образовательная организация может лишь принять или отвергнуть, но абсолютно недопустимо его административное навязывание под предлогом его «исключительной» ценности, инновационности, эффективности, апробированно-сти и прочих достоинств (выделенных, как часто бывает, субъективно наблюдателем, контролером, членом комиссии и другими лицами от контроля качества образования). Каждая образовательная организация уникальна. При внешней схожести они имеют различные учебно-воспитательные, научные, материальные, людские, интеллектуальные, территориальные и иные ресурсы. Идеальную образовательную организацию строить бесперспективно и во многом утопично, более реально формировать и реализовывать возможности базовой организации, именно она оптимально может реализовать весь комплекс потенций, которыми располагает каждая конкретная образовательная организация с учетом всех собственных особенностей.
Формирование соответствующих компетенций, предусмотренных образовательными стандартами, расширение акме обучающихся невозможно без напряженной, но сбалансированной нагрузки. Это обусловлено как физиологическими, так и эмоционально-психологическими особенностями человека, включенного в образовательный процесс. Умение распределить нагрузку не равномерно, а оптимально — величайшее искусство человека, рассчитывающего на успех. Да, он может очень много времени уделять профессии, личному совершенствованию, как покажется внешнему наблюдателю, и очень мало — досугу, отдыху. Соотношение времени на труд и отдых может быть различным у различных людей. Для акме главное — комфортное сочетание труда и отдыха, даже в тех условиях, когда деятельная составляющая явно превышает досуговую. Однако досуг не может быть исключен до жизнедеятельности человека. Каждый нуждается в эмоциональной разгрузке, переключении внимания, восстановлении психологического равновесия. В противном случае со временем возможно эмоциональное и психологическое истощение, падение творческой активности, невозможность адекватно оценить как свои потенциальные возможности, так и потенции социального окружения, материальные возможности. И это не говоря об обострении всевозможных болезненных состояний, возможных проблем с близкими родственниками.
Вершину рейтинга основных ресурсов для реализации социально значимых целей, реализации акме сотрудника органов внутренних дел занимают факторы «наличие специального образования и умение аккумулировать профессиональный опыт» (более 19%), «уверенность в себе, упорство в достижении цели» (около 18%), «наличие цели в деятельности» (14%).
Данные факторы отражают суть личного деятельного начала в акме человека. Обучающийся, отличающийся трудолюбием, усердием, настойчивостью и решительностью, имеет высокие потенциальные возможности достижения высоких результатов и в профессиональной деятельности. Середину рейтинга занимает такой фактор, как «поддержка и хорошее отношение в семье» (7%). Это относительно хороший показатель. Именно в хорошей семье человек находит душевное спокойствие, приобретает уверенность и бескорыстную веру в самых близких людей. Следовательно, в дальнейшем при организации своей профессиональной деятельности недопустимо забывать уделять время и семье, детям.
Анализируя значения факторов, занимающих нижние рейтинговые места, мы видим, что большинство до них («поддержка и уважение в коллективе», «поддержка влиятельных высокопоставленных покровителей», «поддержка непосредственных руководителей», «умение выбирать друзей и находить подходы к людям, от которых зависит ваша служебная деятельность») — это утилитарные ресурсы внешнего плана, имеющие некоторое значение, но в большинстве своем отличающиеся более чем на десять пунктов от факторов верхнего рейтингового уровня.
Офицеру органов внутренних дел в условиях профессиональной деятельности, как показывает практика правоохранительной службы, необходима как высокая выучка, так и устойчивые профессионально-этические качества, готовность противостоять влиянию факторов профессиональной деформации и выгоранию. Эти
качества формируются и развиваются на протяжении всей службы, при решении оперативно-служебных задач, выработке личной системы ценностей, но их становление, как свидетельствуют опыт и специальные исследования, начинается в период обучения, повышения квалификации, переподготовки в стенах образовательной организации органов внутренних дел. В процессе опроса обучающимся было предложено ответить на вопрос «Назовите наиболее ценные качества, которыми должен обладать сотрудник органов внутренних дел». Из 18 социально значимых качеств предлагалось выбрать не более трех, что обеспечивало охват всех возможных вариантов ответов.
Как значимые в большей или меньшей мере отмечены обучающимися все рассматриваемые качества, более того, дополнительно названы как значимые и иные. Наиболее ценными, по мнению обучающихся, качествами, которыми должен обладать сотрудник органов внутренних дел, являются «высокая профессиональная подготовка» (более 26%), дополненная необходимостью специального профессионального образования (более 8%), «ответственность» (около 20%) и однозначно связанное с данным качеством «умение самостоятельно принимать решения» (около 15%). В сфере «принятия решения» каждый человек проживает свою жизнь, либо принимает решения сам, либо по отношению к нему принимается решение теми, кто наделен властью, и самое главное, чтобы это решение было адекватным ситуации, возможностям, положительным по последствиям.
Большое ценностное значение для обучающихся имеет фактор личного уважения и признания. Данный фактор неотъемлемо связан с реализацией в дальнейшем акме сотрудника органов внутренних дел и как человека, и как профессионала. Обучающимся было предложено проранжировать восемь социальных феноменов, которые по результатам научных исследований способствуют реализации в будущем обучающимися накопленного профессионального потенциала, и оценить вес рангов данных феноменов. При относительно небольшой разнице в весах наблюдаемых факторов обучающиеся считают наиболее значимыми: «уважение и признание в обществе», «уважение и признание руководителей», «уважение и признание результатов родственниками», «уважение и признание товарищей по службе».
Заключение
Таким образом, на основании проведенного исследования акме-потенциала обучающихся были получены следующие наблюдения:
• основная часть обучающихся поступают в образовательное учреждение сразу же по окончании средней общеобразовательной школы, ощущается дефицит курсантов, имеющих до поступления в институт самостоятельный жизненный опыт, имеющих опыт службы в российских Вооруженных силах или опыт правоохранительной службы на должностях младшего командного состава;
• большинство семей курсантов материально обеспечены, имели возможность обеспечить дополнительное развитие детей, поддержать в школьные годы их интерес к занятиям в секциях, кружках и т.п. по интересам, оплатить при необходимости дополнительное образование, сформировать первоначальный акме-капитал;
• большинство курсантов приняли решение о поступлении в образовательное учреждение органов внутренних дел осознанно, самостоятельно и по личному желанию;
• более половины поступающих на первый курс обучения имеют средний балл диплома о среднем общеобразовательном образовании выше 4 баллов, около трех четвертей оценивают свою физическую подготовленность не ниже «хорошей»;
• первоначальное представление о будущей правоохранительной службе окрашено некоторым романтизмом и определенным образом влияет на выбор будущей профессии;
• основная часть выпускников не сомневается в правильности сделанного выбора, что способствует укреплению акме-составляющей и последующей правоохранительной службы, постановки и реализации профессионально и личностно значимых целей;
• относительно высоко, хотя и не максимальными баллами, обучающимися оцениваются «организация учебного процесса в институте» и «организация обеспеченности учебной литературой», наименьшие оценки характерны для «организации личного времени в институте» и «организации питания в институте»;
• отмечается положительная динамика субъективной оценки уровня успешности освоения программ учебных дисциплин по мере приближения окончания обучения, наиболее успешно программы учебных дисциплин осваивают те обучающиеся, которые имеют более высокую базовую подготовку до поступления на службу;
• у обучающихся, как сотрудников органов внутренних дел, отмечается довольно высокий уровень желания получения соответствующего образования при недостаточных знаниях содержания профессиональных компетенций;
• учебный процесс, культурно-массовая деятельность и общественная работа, по субъективным оценкам респондентов, занимает основной объем времени у обучающихся, при этом большинство до них считают, что времени достаточно для решения учебно-воспитательных задач в институте, что данный вид деятельности наиболее полно обеспечен временем. Некоторый дефицит отмечается во времени, которое может выделить курсант для решения досуговых задач. При общем недостатке свободного времени у обучающихся всех курсов наиболее выражена данная проблема на первоначальном этапе обучения;
• процесс активной фазы профессиональной социализации у большинства курсантов и слушателей наиболее активно проявляется прежде всего с третьего курса, именно здесь начинают усиливаться основные составляющие акме, связанные с дальнейшей профессиональной деятельностью обучающихся как сотрудников органов внутренних дел;
• в целом обучаемые имеют хорошо выраженную интенцию, адекватно оценивают перспективы службы, карьерного роста;
• обучающиеся первого курса относительно чаще, чем обучающиеся других курсов, отмечают слабую подготовку к очередным занятиям, при этом на первом курсе, по мнению опрошенных, наиболее четко выражена возможность адекватно соотнести время труда и отдыха. Наибольшая напряженность образовательно-
го процесса отмечается на третьем курсе, именно на данном курсе отмечаются сложности оптимизации режима труда и отдыха, несколько ниже возможности личностного регулирующего влияния;
• курсанты изначально признают ценности образовательной организации, функционирующий как авторитарный институт, признают необходимость соблюдать мероприятия, предусмотренные распорядком дня;
• большое значение для реализации социально значимых целей, реализации акме сотрудника органов внутренних дел занимают факторы «наличие специального образования и умение аккумулировать профессиональный опыт», «уверенность в себе, упорство в достижении цели», «наличие цели в деятельности»;
• наиболее ценными, по мнению обучающихся, качествами, которыми должен обладать сотрудник органов внутренних дел, являются «высокая профессиональная подготовка», «наличие специального профессионального образования», «ответственность» и «умение самостоятельно принимать решения»;
• реализация акме сотрудником органов внутренних дел возможна только при четком осознании всего комплекса ресурсов, которые гипотетически может использовать человек, осознающий жизненно важные цели и готовый приложить оптимальные усилия для их достижения.
Профессорско-преподавательскому составу для расширения представлений обучающихся о профессии целесообразно в начале и в процессе изучения дисциплин четко обозначать обучающимся, какие компетенции должны быть ими сформированы по завершении изучения тем, предусмотренных тематическим планом дисциплины. В фондах одиночных средств и в контрольно-измерительных материалах также должны быть определены соответствующие требования по определению уровня сформированности компетенций.
Для унификации качества и количества знаний, передаваемых обучающимся в образовательной организации в рамках по крайней мере одного социально института, каковым является институт органов внутренних дел, целесообразно согласовывать их перечень по дисциплинам, преподаваемым в различных образовательных организациях одного направления подготовки.
Организаторам учебного процесса, профессорско-преподавательскому составу, специалистам воспитательных структур необходимо наиболее внимательно относиться к этапу социализации обучающихся третьего курса, умело сочетать теоретический учебный материал, содержание общих воспитательных мероприятий с будущей профессиональной деятельностью.
Сотрудникам учебного, научно-исследовательского и редакционно-издатель-ского, морально-психологического отделов, профессорско-преподавательскому составу обратить внимание на оптимальное сочетание различных видов деятельности, учебных дисциплин, как предусмотренных федеральными образовательными стандартами, так и определяемых и предлагаемых образовательной организацией, на правильное распределение познавательных усилий.
Руководству курсантскими подразделениями целесообразно обратить внимание на состояние организации самостоятельной подготовки обучающихся, прежде
всего на первом курсе, и оказать организующее содействие курсантам третьего курса по оптимизации режима труда и отдыха.
Предусмотреть комплекс мероприятий с обучающимися по формированию навыков и умений, направленных на минимизацию проблемы дефицита опыта по самостоятельной организации отдыха в условиях напряженной служебной деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Невирко Д.Д., Шинкевич В.Е., Горбач Н.А. Методика организации научного исследования и практика оформления его результатов. Красноярск, СибЮИ МВД России, 2009.
Профессиограмма сотрудников следственных и оперативных подразделений: отчет о научно-исследовательской работе (заключ.). СибЮИ ФСКН России, Науч. рук. Н.В. Маслодудова. Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2014.
Проблема объективности расчетов и охвата населения развивающими досуговыми учреждениями как необходимых составляющих оценки эффективности наркотической профилактической деятельности: отчет о научно-исследовательской работе (заключ.). СибЮИ ФСКН России. Науч. рук. В.Е. Шинкевич. Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2014. № гос. регистрации 01201453222, инв. № 214073070010.
Шинкевич В.Е., Евтихов О.В, Маслодудова Н.В., Молоков В.В. Совершенствование процесса формирования профессиональной компетентности сотрудников органов внутренних дел: акмеологический аспект. Красноярск: СибИ МВД России, 2018.
Шинкевич В.Е., Ступина С.А. Уровень охвата населения досуговыми учреждениями как фактор эффективной организации здорового образа жизни. Вестник СибЮИ ФСКН России, 2015, No. 2.
Шинкевич В.Е. Феномен зависимости как проблема социологического исследования. Социально-гуманитарные знания, 2015. No. 1.
REFERENCES
Nevirko D.D., Shinkevich V.E., Gorbach N.A. (2009) Metodika organizacii nauchnogo issledovaniya i praktika oformleniya ego rezul 'tatov [Methods of organizing scientific research and the practice of presenting its results]. Krasnoyarsk, SibYUI MVD Rossii.
Professiogramma sotrudnikov sledstvennyh i operativnyh podrazdelenij: otchet o nauch-no-issledovatel 'skoj rabote (zaklyuch.). (2014). Nauch. ruk. N.V. Maslodudova [Professi-ogram of the staff of the investigative and operational units: research report (concluding) SibLI of Federal Drug Control Service of Russia; research advisor N.V. Maslodudova]. Krasnoyarsk: SibYUI FSKN Rossii.
Problema ob"ektivnosti raschetov i ohvata naseleniya razvivayushchimi dosugovymi uchrezhdeniyami kak neobhodimyh sostavlyayushchih ocenki ehffektivnosti narkotich-eskoj profilakticheskoj deyatel'nosti: otchet o nauchno-issledovatel'skoj rabote (zaklyuch.). (2014). SibYUI FSKN Rossii. Nauch. ruk. V.E. SHinkevich. № gos. registracii
01201453222, inv. № 214073070010. [The problem of objectivity of calculations and population coverage by developing leisure establishments as necessary components of the evaluation of the effectiveness of narcotic preventive activities: research report (concluding). SibLI of Federal Drug Control Service of Russia; research advisor V.E. Shinkevich. Registration number 01201453222, Identification number 214073070010]. Krasnoyarsk: SibYUI FSKN Rossii.
Shinkevich V.E., Evtihov O.V, Maslodudova N.V., Molokov V.V. (2018). Sovershenstvo-vanie processa formirovaniya professional'noj kompetentnosti sotrudnikov organov vnu-trennih del: akmeologicheskij aspect [Improving the process of formation of professional competence of employees of internal affairs bodies: acmeological aspect]. Krasnoyarsk: SibYUI FSKN Rossii.
Shinkevich V.E., Stupina S.A. (2015). Uroven' ohvata naseleniya dosugovymi uchrezh-deniyami kak faktor ehffektivnoj organizacii zdorovogo obraza zhizni [The level of population coverage by leisure establishments as a factor in the effective organization of a healthy lifestyle]. Vestnik SibYUI FSKN Rossii [Vestnik of SibLI of Federal Drug Control Service of Russia], no 2.
Shinkevich V.E. (2015). Fenomen zavisimosti kak problema sociologicheskogo issle-dovaniya [The phenomenon of dependence as a problem of sociological research]. So-cial'no-gumanitarnye znaniya [Social and humanitarian knowledge], no 1.