Научная статья на тему 'Теоретический анализ деятельности педагога - куратора в образовательных организациях МВД России'

Теоретический анализ деятельности педагога - куратора в образовательных организациях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ / ПЕДАГОГ КУРАТОР / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / CADETS / EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE SYSTEM OF THE MIA OF RUSSIA / TUTOR / EDUCATIONAL ACTIVITY / MORAL BUILDING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панкратова Екатерина Павловна

Представлен анализ деятельности педагога куратора в образовательных организациях МВД Росси. Проанализированы и перечислены основные нормативные правовые акты, на которые должен опираться педагог куратор при организации воспитательного процесса курсантов образовательных организаций МВД России. Рассматриваются основные функции, выполняемые педагогом куратором. Раскрываются основные задачи, решаемые педагогом-куратором, направленные на индивидуальную работу с курсантами (слушателями), меры по повышению успеваемости, культурно-досуговые мероприятия (посещение музеев, выставок, встречи с творческой интеллигенцией), работа по профилактике, предупреждению нарушений служебной дисциплины и законности, употребления спиртных напитков, наркотиков, профилактика ДТП. Проведен анализ возможных подходов и выявлена необходимость создания особой культурологической ценностной среды, насыщенной обучающими социально-педагогическими ситуациями, необходимыми в деятельности педагога куратора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панкратова Екатерина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical analysis of tutors’ activities in educational institutions in the system of the MIA of Russia

Article presents some results of theoretical analysis of tutors’ activities in educational institutions in the system of the MIA of Russia. The main laws and regulations constituting the base for tutors have to rely on in their educational activities are reviewed and listed in the paper. The author discusses main functions to do by tutors, main goals to achieve by tutors in the course of their individual work with cadets (attendees), actions to raise the academic performance, cultural and recreational events (visits to museums, exhibitions, meetings with creative intellectuals), preventive measures to reduce disciplinary violations and consumption of alcoholic beverages, drugs, to prevent accidents. The analysis of potential approaches is made and the necessity of special cultural and value-based environment created plenty of educative social and pedagogical cases is brought to light.

Текст научной работы на тему «Теоретический анализ деятельности педагога - куратора в образовательных организациях МВД России»

© Е.П. Панкратова, 2018 УДК 378 ББК 74

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА — КУРАТОРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

Екатерина Павловна Панкратова,

адъюнкт кафедры педагогики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

Е-mail: katuhka1493@mail.ru

Научная пециальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Представлен анализ деятельности педагога — куратора в образовательных организациях МВД Росси. Проанализированы и перечислены основные нормативные правовые акты, на которые должен опираться педагог — куратор при организации воспитательного процесса курсантов образовательных организаций МВД России. Рассматриваются основные функции, выполняемые педагогом — куратором. Раскрываются основные задачи, решаемые педагогом—куратором, направленные на индивидуальную работу с курсантами (слушателями), меры по повышению успеваемости, культурно-досуговые мероприятия (посещение музеев, выставок, встречи с творческой интеллигенцией), работа по профилактике, предупреждению нарушений служебной дисциплины и законности, употребления спиртных напитков, наркотиков, профилактика ДТП. Проведен анализ возможных подходов и выявлена необходимость создания особой культурологической ценностной среды, насыщенной обучающими социально-педагогическими ситуациями, необходимыми в деятельности педагога — куратора.

Ключевые слова: курсанты, образовательные организации МВД России, педагог — куратор, учебная деятельность, воспитательная работа.

Для цитирования: Панкратова Е.П. Теоретический анализ деятельности педагога — куратора в образовательных организациях МВД России. Вестник экономической безопасности. 2018;(2):317-22.

THEORETICAL ANALYSIS OF TUTORS' ACTIVITIES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE SYSTEM OF THE MIA OF RUSSIA

Ekaterina P. Pankratova,

Associate Professor of Pedagogy Moscow University Ministry of Internal Affairs of Russia V.Ya. Kikot

Abstract. The article presents some results of theoretical analysis of tutors' activities in educational institutions in the system of the MIA of Russia. The main laws and regulations constituting the base for tutors have to rely on in their educational activities are reviewed and listed in the paper. The author discusses main functions to do by tutors, main goals to achieve by tutors in the course of their individual work with cadets (attendees), actions to raise the academic performance, cultural and recreational events (visits to museums, exhibitions, meetings with creative intellectuals), preventive measures to reduce disciplinary violations and consumption of alcoholic beverages, drugs, to prevent accidents. The analysis of potential approaches is made and the necessity of special cultural and value-based environment created plenty of educative social and pedagogical cases is brought to light.

Keywords: cadets, educational institutions in the system of the MIA of Russia, tutor, educational activity, moral building.

Выбранная тема исследования очерчивает поле применения тех или иных технологий и подходов педагогической работы — образовательные организации МВД России. Соответственно, перед нами предстает фигура педагога — куратора как офици-

ально уполномоченного должностного лица образовательной организации МВД России, на которого возложена воспитательная деятельность в курсантских коллективах. Таким образом, педагогом — куратором осуществляются первичные воспитатель-

ные процедуры с малыми группами и с каждым курсантом в отдельности, включая личностно-ори-ентированный подход и использование принципов индивидуального подхода, учета возрастных особенностей, адресной работы.

Таким образом, целью настоящей статьи является педагогический анализ деятельности педагога — куратора в образовательных организациях МВД России.

Деятельность педагога-куратора образовательной организации МВД России регламентирована рядом нормативных правовых актов. Что интересно, в системе нормативно-правовой базы работы с курсантами в соответствии с современными требованиями делается акцент на психологические методы контроля, выявления, учета в работе лиц, требующих повышенного психолого-педагогического внимания. К сожалению, в основном на них и сосредоточена работа по поддержанию должного уровня морально-психологического состояния личного состава.

Ниже представлены нормативные правовые акты [1—5], на которые должен опираться в своей деятельности педагог — куратор образовательной организации МВД России:

1. Приказ МВД России № 1142 от 24.12.2008 г., «О профилактике суицидальных происшествий в органах, подразделениях, учреждениях системы МВД России» (п. 2.1; 12.6; 14.12);

2. Приказ МВД России № 660 от 02.09.2013 г. «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации» (п. 5.7; 8.4);

3. Приказ МВД России № 80 от 11.02.2010 г. «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» (п. 30; 31; 34; 34; 36; 37; 39; 41; 47);

4. Приказ МВД России № 391 от 25.05.1999 г. «Программа психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России на весь период обучения» (п. 2.1; 2.3; 3.2);

5. Методические рекомендации «По организации работы с сотрудниками (курсантами, слушателями) Московского университета МВД России, включенными в группу повышенного психолого-

педагогического внимания» (приложение № 2 от 14.12.2013 г. № 1116).

Документ Методические рекомендации «По организации работы с сотрудниками (курсантами, слушателями) Московского университета МВД России, включенными в группу повышенного психолого-педагогического внимания» (приложение № 2 от 14.12.2013 г. № 1116) определяет, что «Группа повышенного психолого-педагогического внимания (далее — ГПППВ) представляет собой категорию лиц, у которых наследственные, конституциональные, интеллектуальные, индивидуально-характерологические, функциональные, психофизиологические характеристики, а также ситуативные факторы и другие особенности предопределяют повышенную вероятность возникновения состояний дезадаптации, способствуют развитию нервно-психических и психосоматических заболеваний, асоциального поведения, аутоагрессии, приводят к снижению эффективности и надежности служебной деятельности и профессиональной подготовки», что изначально ориентирует педагога — куратора на работу с проблемными курсантами, нуждающимися в коррекции поведения, а не с основной массой курсантов.

Насколько данный подход оправдан? Очевидно, психологическая сторона чрезвычайно важна, но не может быть единственным подходом в работе профессорско-преподавательского состава, так как при работе только с психологическими аспектами вымывается воспитательная составляющая. Кроме того, решение проблем психологического сопровождения требует специальных компетенций от осуществляющего его лица. Следовательно, в данном случае корректно говорить о психолого-педагогическом сопровождении, как и сформулировано в документе, хотя по факту можно было бы обозначить данное направление как социально-психологическое сопровождение.

За рамками данного исследования при этом остается дискуссионный факт наличия у курсантов, то есть индивидуумов, прошедших профессиональный психологический отбор, подобных состояний, которые были бы объяснимы при рассмотрении фокус-группы сотрудников, принимавших участие в служебно-боевых мероприятиях.

Как видно из анализа структуры деятельности педагога — куратора образовательных организаций

МВД России, свою деятельность педагог — куратор осуществляет на основании создаваемого на базе действующих нормативных правовых актов, утверждаемого и согласовываемого «Плана работы педагога — куратора».

Деятельность педагога-куратора в рамках данного плана направлена на решение задач по воспитанию курсантов в духе преданности Присяге, соблюдения норм Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации; формирования и развития у курсантов профессионально значимых качеств личности сотрудника органов внутренних дел; формирования благоприятного социально-психологического климата в коллективе учебного взвода; воспитания у курсантов высокой культуры поведения, стремления к самосовершенствованию и самовоспитанию; укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава.

Следовательно, рассматривая нормативно-обусловленную деятельность педагога-куратора по проведению воспитательной работы, можно констатировать, что данная деятельность является плановой, а ее основное направление — содействие социально-психологической адаптации курсантов.

Таким образом, основная задача педагога — куратора — обеспечить планомерное течение учебного процесса для группы и для каждого курсанта и вовремя принять меры в случае, если возникают внешние (организационного плана) и внутренние (индивидуально-личностные проблемы курсанта) препятствия. В первую очередь выделяется функция куратора как медиатора в диалоге между курсантом и образовательной организацией: регулирование процесса адаптации, вхождения курсантов в ритм жизни образовательной организации МВД России, взаимодействие с различными службами, документооборот и другие проблемы, возникающие перед курсантом.

Соответственно, медиация является важной функцией педагога — куратора в обеспечении базового социально-психологического фона как в курируемом подразделении в целом, так и у каждого курсанта.

В сфере внимания педагога — куратора — учебный взвод. В качестве основных параметров работы выделяются: индивидуальная работа с курсантами

(слушателями), меры по повышению успеваемости, укреплению дисциплины, культурно-досуго-вые мероприятия (посещение музеев, выставок, встречи с творческой интеллигенцией), работа по профилактике, предупреждению нарушений служебной дисциплины и законности, употребления спиртных напитков, наркотиков, профилактика ДТП.

Наименование рассматриваемой должности — педагог — куратор, подразумевает сочетание не только воспитательных функций, но и функций куратора, то есть лица, проводящего мониторинг в определенном направлении, подразумевающий оперативную коррекцию возникающих трудностей.

Подразумевается, что позиция педагога-куратора предусматривает не пассивное наблюдение, а активное и целенаправленное корректирование деятельности курсантов в решении повседневных организационных проблем и деятельности по направлениям. Практика подсказывает, что в целом вышеперечисленные направления работы тесно взаимосвязаны и системно влияют друг на друга. Меры по повышению успеваемости и укреплению дисциплины неразрывно связаны с организационной точки зрения в любом образовательном процессе, в особенности применительно к образовательным организациям МВД России, так как высокий уровень сознательной дисциплины входит в структуру профессиональных качеств и ценностей сотрудника силовых ведомств.

Отдельно следует сделать акцент на осознанном отношении курсантов образовательных организаций МВД России к приобретению профессионально-значимых компетенций [7, с. 139—144]. Данное направление следует рассматривать как ключевое в деятельности педагога — куратора, так как все остальные его функциональные задачи призваны работать на достижение цели получения качественно подготовленного специалиста. Соответственно, и повышение культурного уровня курсанта, и укрепление дисциплины, и формирование здорового образа жизни — все это нацелено на неустанное усвоение курсантом профессиональных знаний.

При этом значимой линией проходит та часть воспитательной работы, которая и содержит духовно-нравственное воспитание как неотъемлемое

качество личности будущего сотрудника органов внутренних дел. Доказано, что любые навыки и знания без духовно-нравственных основ их применения могут оказаться вредоносными [8, с. 372—385]. Курсанты образовательных организаций МВД России получают доступ к достаточно специфичным компетенциям, включая владение оружием, приемы рукопашного боя, обращение со спецсредствами. Все это при недостаточно прочной сформированно-сти морально-волевого компонента, нравственных основ, патриотических убеждений, усвоения профессиональной этики — способно нанести серьезный ущерб как безопасности на различных уровнях, так и позитивному имиджу сотрудников органов внутренних дел.

Деятельность педагога-куратора при всем ее многообразии преследует две взаимосвязанные цели: качественное усвоение профессиональных компетенций и формирование высокого уровня духовно-нравственных качеств.

В этом аспекте педагога — куратора можно рассматривать и как выполняющего задачи тьютора, обеспечивая в необходимой и достаточной степени индивидуализацию образовательного маршрута курсанта. Тьюторская функция куратора будет распространяться на содействие курсанту в самообразовании и самовоспитании, то есть руководство кругом чтения, помощь в решении проблемных ситуаций межличностного общения в тех случаях, которые не относятся к сфере психологической профессиональной помощи.

В статье А.В. Каменева рассмотрены аспекты воспитательной работы кураторов учебных групп: «Кураторство за учебной группой нашего института есть форма непосредственного и постоянного участия преподавателей в проведении воспитательной и организационно-методической работы с курсантами и слушателями, призванная содействовать повышению качества подготовки специалистов для органов внутренних дел и личностному росту курсантов и слушателей» [6, с. 84—87]. В частности, он отмечает, что в деятельности любого преподавателя, в особенности в системе МВД России, в любом случае присутствуют умело применяемые воспитательные функции.

Еще один важный тезис в работе А.В. Каменева — это работа по выяснению влияния со-

циального окружения курсанта на его выбор профессии, систему ценностей. Стихийное или целенаправленное воздействие социального окружения ни в коем случае нельзя игнорировать. Семья, дружеские контакты по месту жительства и предыдущего места учебы — все они обладают своими оценочными суждениями в отношении выбора профессии курсантом, влияют на его мотивы [6, с. 84—87].

Таким образом, мы постепенно подходим к идее, что педагог — куратор сам должен являться примером личности духовно-нравственной направленности. Именно об этом аргументировано пишут В.И. Федянин, Б.А. Ершов и др., анализируя исторические тенденции и современное состояние дел в области духовно-нравственного воспитания курсантов. Как инструмент педагогического воздействия авторы предлагают активное участие курсантов в празднованиях значимых дат военной истории России, дней воинской славы [10, с. 63—67]. Совершенно справедливо в этом они усматривают просветительскую работу — через приобщение к славной истории силовых структур нашей страны. Такое воспитание способствует усвоению курсантами национальных приоритетов.

Основные функциональные виды деятельности педагога — куратора представлены в таблице «Функции педагога — куратора и реализация направлений деятельности» (табл. 1).

В таблице намеренно отсутствует информация о воспитательной функции педагога — куратора, направленной на формирование качеств, заявленных в теме данного исследования.

Обозначим, что вышеперечисленные функции являются базисными, обеспечивающими благоприятную почву для свободного проведения воспитательных процедур. Они обеспечивают курсантам возможность качественного усвоения профессиональных компетенций.

В этом плане функция «личный пример» несет в себе двойное значение: она показывает курсантам реальность воплощения в повседневной жизни не только таких утилитарных качеств, как собранность, дисциплинированность, аккуратность, эффективная коммуникация, но и практическое проявление высокого уровня духовно-нравственного воспитания.

Таблица 1

Функции педагога-куратора и реализация направлений деятельности

Функции В чем выражаются Ожидаемый эффект На какие направления деятельности влияют больше всего

Социально-психологическая Профилактика противоправного поведения, негативных проявлений эмоционально-личностной и поведенческой сферы Искоренение нарушений дисциплины, употребления алкоголя и табакокурения, иных негативных молодежных проявлений Поддержание дисциплины. Обеспечение здорового образа жизни курсантов

Медиация Посредничество и налаживание взаимодействия курсанта. с вспомогательными службами образовательной организации Создание благоприятного эмоционально-психологического настроя и сосредоточенность на учебе Социальная и организационная поддержка процесса обучения

Мониторинг и коррекция Наблюдение за социальными взаимоотношениями в учебном взводе, за поведением и дисциплиной каждого курсанта, выявление его склонностей и особенностей Получение информации о социально-психологическом климате в коллективе учебного взвода, прогнозирование действий и успешного овладения учебными программами каждого курсанта Обеспечение формирования профессиональных компетенций

Тьюторство координация выбора курсантом индивидуального образовательного и культурного маршрута с учетом его индивидуальных склонностей или объективной необходимости содействие в максимальном использовании возможностей самообразования и самовоспитания Обеспечение самообразования, самовоспитания. Обеспечение получения профессиональных компетенций

Личный пример Демонстрация применения в повседневной жизни тех ценностей, которые пропагандируются в рамках воспитательных процедур Понимание курсантами достижимости регламентируемых моделей поведения На все, присущие педагогу-куратору, включая духовно-нравственное воспитание

Это проявляется в мотивации действий куратора, в его словах, способах реагирования на возникающие у курсантов трудности.

Определившись со структурой функциональных задач педагога — куратора, получаем возможность детально сосредоточиться на тех его сегментах, в рамках которых проводится деятельность по формированию нравственно-патриотической направленности личности.

Так как при анализе возможных подходов выявлена необходимость создания особой культурологической ценностной среды, насыщенной обучающими социально-педагогическими ситуациями, то эта деятельность, что также было установлено при выборе психолого-педагогических подходов, должна быть интегрирована во все направления профессиональной деятельности педагога-куратора.

Очевидно, что педагог — куратор должен сам как личность обладать теми качественными харак-

теристиками, которые он призван формировать у своих подопечных.

В работе Л.А. Мельниковой и П.Е. Суслонова, посвященной проблеме профессионального патриотизма как основы патриотического воспитания курсантов образовательных организаций МВД России, говорится о том, что для сотрудников правоохранительных органов патриотизм — это в первую очередь долг перед Родиной, стремление его выполнять. Авторы подчеркивают, что кодекс профессиональной этики в качестве нравственной ценности вводит еще и понятие лояльности как верности государству и ведомству, что является конкретизацией и «профессионализацией» понятия патриотизма применительно к службе в органах внутренних дел» [9, с. 101—103].

Следует понимать, что педагог — куратор не является единственным субъектом, осуществляющим воспитательное воздействие на курсантов в рамках служебной деятельности. Его планы работы, как

это рассмотрено выше, согласовываются с руководством факультета. Более того, представляется более эффективным, если педагог — куратор будет действовать вне общей системы воспитательной работы факультета. Следовательно, эффективность работы куратора находится во взаимосвязи с общей принятой методикой работы факультета, учитывая специфику профиля подготовки курсантов.

Таким образом, складывается иерархия задач воспитательной деятельности куратора, направленной на формирование нравственно-патриотической направленности личности курсантов, где:

• на обязательном уровне находится встроен-ность педагога в общую систему воспитательной работы факультета, то есть выполнение им и его коллегами единого плана работы, учитывающего специфику образовательной организации в целом и профиля подготовки на данном факультете;

• далее следует базисный уровень, включающий в себя работу педагога — куратора в соответствии с «Журналом педагога — куратора» и выполнение им задач тьютора, медиатора, социально-психологической адаптации, коррекции поведения курсантов;

• высшим уровнем мастерства педагога — куратора является личный пример. Теоретический анализ деятельности педагога-

куратора в образовательных организациях МВД России послужит основой для дополнительных экспериментальных исследований в данном направлении и разработке модели формирования нравственно-патриотической направленности личности курсантов образовательных организаций МВД России.

Литературы

1. Приказ МВД России № 1142 от 24.12.2008 г., «О профилактике суицидальных происшествий в органах, подразделениях, учреждениях системы МВД России» (п. 2.1; 12.6; 14.12).

2. Приказ МВД России № 660 от 02.09.2013 г. «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации» (п. 5.7; 8.4).

3. Приказ МВД России № 80 от 11.02.2010 г. «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» (п. 30; 31; 34; 34; 36; 37; 39; 41; 47).

4. Приказ МВД России № 391 от 25.05.1999 г. «Программа психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России на весь период обучения» (п. 2.1; 2.3; 3.2).

5. Методические рекомендации «По организации работы с сотрудниками (курсантами, слушателями) Московского университета МВД России, включенными в группу повышенного психолого-педагогического внимания» (приложение № 2 от 14.12.2013 г. № 1116).

6. Каменев А.В. О деятельности преподавателей-кураторов учебных групп в воспитании курсантов и слушателей института // Образование. Качество. Инновация. 2007. № 1.

7. Ковров В.В. Формирование индивидуального профессионального опыта и развитие субъектной позиции студента в вузе // В сборнике: Приоритетные направления развития образования и науки Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. В 2-х т. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017.

8. Ковров В.В., Якурина О.А. Воспитательная работа с курсантами образовательных организаций МВД России средствами организации социально-педагогической деятельности киноклуба // В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017.

9. Мельникова Л.А., Суслонов П.Е. Профессиональный патриотизм как основа патриотического воспитания курсантов образовательных организаций МВД России // Перспективы науки и образования. 2013. № 5.

10. Федянин В.И., Ершов Б.А., Зубов И.В. Духовно-нравственное воспитание курсантов в институтах ГПС МЧС и высших военных учебных заведениях в современной России: история и современность // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2016. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.