Научная статья на тему 'Реализация проекта деятельности педагога-куратора, направленного на формирование нравственно-патриотической направленности личности курсантов образовательных организаций МВД России'

Реализация проекта деятельности педагога-куратора, направленного на формирование нравственно-патриотической направленности личности курсантов образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагог-куратор / проект деятельности / нравственно-патриотическая направленность личности / профессиональное образование / педагогический процесс / teacher-curator / project activities / moral and patriotic orientation of the individual / professional education / pedagogical process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Екатерина Павловна Панкратова

Рассматривается роль деятельности педагога-куратора в формировании нравственно-патриотической направленности личности курсантов образовательных организаций МВД России. Проведен анализ философской и педагогической литературы по изучаемой проблеме. Автором проведена опытно-экспериментальная работа по изучению эффективности реализации проекта деятельности педагога-куратора в формировании патриотических убеждений курсантов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Екатерина Павловна Панкратова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of the Project Activities Educator-Curator, Aimed at the Formation of Moral-Patriotic Orientation of the Individual Cadets of Educational Institutions of the MIA of Russia

The role of activity of the teacher-curator in formation of moral and Patriotic orientation of the personality of cadets of the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia is considered. The analysis of philosophical and pedagogical literature on the studied problem is carried out. The author conducted experimental work on the study of the effectiveness of the project activities of the teachercurator in the formation of patriotic beliefs of students.

Текст научной работы на тему «Реализация проекта деятельности педагога-куратора, направленного на формирование нравственно-патриотической направленности личности курсантов образовательных организаций МВД России»

УДК 378 ББК 74

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10162

Реализация проекта деятельности педагога-куратора,

направленного на формирование нравственно-патриотической направленности личности курсантов образовательных организаций МВД России

Implementation of the Project Activities Educator-Curator, Aimed at the Formation of Moral-Patriotic Orientation of the Individual Cadets of Educational Institutions of the MIA of Russia

Екатерина Павловна ПАНКРАТОВА.

адъюнкт факультета подготовки

научно-педагогических и научных кадров

Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: [email protected]

Научный руководитель: И.А. Кушнаренко, доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

Аннотация. Рассматривается роль деятельности педагога-куратора в формировании нравственно-патриотической направленности личности курсантов образовательных организаций МВД России. Проведен анализ философской и педагогической литературы по изучаемой проблеме. Автором проведена опытно-экспериментальная работа по изучению эффективности реализации проекта деятельности педагога-куратора в формировании патриотических убеждений курсантов.

Ключевые слова: педагог-куратор, проект деятельности, нравственно-патриотическая направленность личности, профессиональное образование, педагогический процесс

Важнейшим социальным институтом развития патриотического воспитания молодежи становится современная образовательная система, в том числе профессиональная. Основная сложность состоит в том, что молодые люди, проходящие обучение в образовательных организациях МВД России, выйдя из стен школы с ее особенностями патриотического воспитания, не сразу адаптируются к особенностям патриотического воспитания взрослых людей. Кроме того, для курсантов этот процесс еще более сложен и многогранен в сравнении со студентами гражданских вузов — они должны усвоить патриотические ценности в тесной сово-

Abstract. The role of activity of the teacher-curator in formation of moral and Patriotic orientation of the personality of cadets of the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia is considered. The analysis of philosophical and pedagogical literature on the studied problem is carried out. The author conducted experimental work on the study of the effectiveness of the project activities of the teacher-curator in the formation of patriotic beliefs of students.

Key words: teacher-curator, project activities, moral and patriotic orientation of the individual, professional education, pedagogical process

купности с профессиональным мировоззрением, которое также формируется при поступлении в образовательную организацию МВД России.

Основным связующим звеном между курсантом как начинающим сотрудником полиции и сферой профессионального менталитета с системой взглядов, ценностей, традиций МВД России как корпоративной среды является педагог-куратор, в обязанности которого входит не только организационное сопровождение учебного процесса, но и интеграция курсантов в профессиональное сообщество, в том числе усвоение высокого уровня этических норм, одним из звеньев которых является нравственно-патриотическая направленность личности.

Исторически сложилось, что в XIX веке началось бурное развитие педагогической мысли, которое оказалось неразрывно связанным с осмыслением идей патриотизма как такового в его философском понимании. На философском уровне идеи патриотизма, содержание данного понятия рассматривались практически всеми российскими мыслителями, в том числе А.Н. Радищевым [10], В.Г. Белинским [2, с. 313], Н.М. Карамзиным [3, с. 219] и др. Большинство философов, писателей и государственных деятелей (И.С. Аксаков, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский) [4] считали своим долгом выразить собственное понимание патриотизма как социального явления, как цели воспитания и средства достижения обороноспособности государства.

Понимание мыслителями необходимости целенаправленного формирования, воспитания патриотизма у подрастающего поколения, наряду с другими характеристиками личности, позволяет говорить о начале целенаправленного патриотического воспитания как управляемого педагогического процесса [5].

В свете изучаемой темы интересна предложенная А.В. Мудриком [8] классификация факторов, влияющих на формирование патриотизма. Он выделяет: макрофакторы (государственный строй, психологическая атмосфера в обществе, состояние гражданского общества, история страны, ее международный авторитет, геополитические интересы, архетип нации); мезофакто-ры (условия региона: традиции, культура, специфика производства, уклад, быт, образ жизни, национальные особенности, природно-климатические и социально-демографические условия); микрофакторы (малые социальные группы, среда сверстников, образовательные и др.). Такая классификация представляется необходимой и достаточной, но возникает задача правильного применения данных факторов как инструмента формирования патриотизма, а не факторов стихийного воздействия. Вполне очевидно, что данные факторы «работают» и сами по себе, осуществляя стихийную социализацию. По сути, управляемы, причем тоже относительно — на уровне конкретного педагога, только микрофакторы, что требует более детальной разработки инструментария их использования для выстраивания целостного воспитательного процесса.

Патриотическое воспитание курсантов образовательных организаций МВД России является важной задачей в системе стабилизации и устойчивого развития общества. Нравственно-патриотические качества личности российского офицера всегда составляли значимую часть образа

российского офицерства в целом и правоохранительных органов в частности. Завет Ф.Э. Дзержинского «чистые руки, горячее сердце и холодная голова» [6, с. 62] в полной мере относится и к сотрудникам МВД России. Во все времена сотрудники правоохранительных органов находятся в фокусе общественного внимания. И на фоне социальной нестабильности они призваны быть образцом нравственно-патриотической направленности личности, что проявляется в подходе к оперативно-служебной деятельности. Практика показывает, что наблюдается расхождение между социальным ожиданием и реальностью в данной области, что негативно отражается на доверии населения к правоохранительным органам и снижает в связи с этим эффективность их повседневного труда [3].

Человек, находящийся на страже закона и порядка в своей стране, должен обладать определенным мировоззрением, которое позволит ему полноценно выполнять свои профессиональные обязанности и при этом не подвергаться риску профессиональной деформации. Именно поэтому значение нравственно-патриотического воспитания на современном этапе выходит на ключевые позиции в работе с курсантами образовательных организаций МВД России, учитывая, что военно-патриотический аспект в значительной степени обусловлен самим фактом выбора карьерной и образовательной траектории.

Курсанты образовательных организаций МВД России получают доступ к достаточно специфичным компетенциям, включая владение оружием, приемами рукопашного боя, обращение со спецсредствами. Все это при недостаточно прочной сформированности морально-волевого компонента, нравственных основ, патриотических убеждений, усвоения профессиональной этики способно нанести серьезный ущерб как безопасности на различных уровнях, так и позитивному имиджу сотрудников органов внутренних дел [1]. Деятельность педагога-куратора при всем ее многообразии преследует две взаимосвязанные цели: качественное усвоение профессиональных компетенций и формирование высокого уровня духовно-нравственных качеств.

Педагогическая цель деятельности педагога-куратора в условиях образовательной организации МВД России заключается в формировании у курсантов как будущих специалистов ключевых компетенций. Под компетенциями в современной педагогике понимается интегрированное свойство личности, включающее взаимосвязанные знания, умения, способы деятельности, ценностные отношения, а также готовность мобилизовать и реализовать их при необходимости.

В процессе разработки и реализации проекта деятельности педагога-куратора формируются общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции (ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-16, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6, ПК-5, ПК-6, ПК-90).

Взаимосвязь между деятельностью по формированию нравственно-патриотической направленности личности курсантов образовательных организаций МВД России и проектной деятельностью педагога-куратора выражается в следующем:

(1) нравственно-патриотический аспект присутствует в любом виде деятельности курсантов образовательных организаций МВД России: учебно-служебной, ценностно-ори-ентационной, профессиональной, коммуникативной, общественно-полезной и др.;

(2) проектная деятельность объединяет в себе элементы всех вышеперечисленных видов деятельности.

В рамках проекта деятельности педагог-куратор разрабатывает и реализует реальные и виртуальные, социальные и индивидуальные, а также коллективные мероприятия, направленные на формирование нравственно-патриотической направленности. Все они позволяют курсантам образовательных организаций МВД России глубже изучить особенности оперативно-служебной деятельности сотрудников полиции, историю России, выявить потенциал собственных интеллектуально-нравственных способностей в сфере развития и процветания Родины и пр. [9].

Достоинством таких форм деятельности по формированию аксиосферы, в отличие от традиционных, являются большая заинтересованность курсантов образовательных организаций МВД России, а также активность и самостоятельность педагогов-кураторов в осуществлении идей по формированию нравственно-патриотической направленности личности.

Таким образом, можно сделать вывод, что проектная деятельность педагога-куратора является эффективным средством формирования нравственно-патриотической направленности личности курсантов образовательных организаций МВД России в силу того, что именно проектирование предоставляет возможность реализовать в процессе профессионального образования принцип личной ответственности за полученные результаты, что является одним из показателей сформированности нравственно-патриотической направленности личности. Проектная деятельность позволяет педагогу-куратору осуществлять постоянную рефлексию собственных достижений

и затруднений, формирует потребность в преодолении возникающих проблем; возможность находить решения вопросов нравственно-патриотического характера в образовательном процессе. Проектная деятельность также позволяет не только понять собственные действия, но и наблюдать, анализировать и корректировать действия других субъектов образовательного процесса.

Курсанты, участвуя в мероприятиях организованных педагогом-куратором, осознают реальность и осязаемость результата проекта, применяемость его в практической деятельности, что является важным фактором их профессионального становления как специалиста органов внутренних дел.

Реализация проекта деятельности педагога-куратора стимулирует развитие у курсантов и у профессорско-преподавательского состава взаимоподдержки, чуткости, честности и способствует становлению активной жизненной позиции, что также является неотъемлемой частью формирования нравственно-патриотической направленности личности курсантов образовательных организаций МВД России [7].

Авторский проект деятельности педагога-куратора образовательной организации МВД России лег в основу нашего эксперимента. Ниже представлены экспериментальные данные, показывающую эффективность деятельности педагога-куратора по формированию нравственно-патриотической направленности личности курсантов.

Современное состояние патриотического воспитания курсантов образовательных организаций МВД России требует осуществления трансформации организации и содержания подготовки будущих специалистов для органов внутренних дел с учетом специфики оперативно-служебной деятельности. Эти изменения должны коснуться:

■ учебной и учебно-воспитательной деятельности, воспитательного воздействия, выполняемого руководством курса и факультета, профессорско-преподавательским составом, сотрудниками отдела организации воспитательной работы управлении по работе с личным составом;

■ развития патриотической мотивации курсантов;

■ патриотической работы, осуществляемой в рамках деятельности научных кружков профилирующих кафедр.

Результатом таких действий должно стать повышение познавательной активности, инициативности, ответственности и самостоятельности в формировании себя как патриота и защитника Отечества и правопорядка.

Следует понимать, что педагог-куратор не является единственным субъектом, осуществляющим воспитательное воздействие на курсантов в рамках служебной деятельности. Его планы работы, как это рассмотрено выше, согласовываются с руководством факультета. Более того, представляется более эффективным, если педагог-куратор будет действовать вне общей системы воспитательной работы факультета. Следовательно, эффективность работы педагога-куратора находится во взаимосвязи с общепринятой методикой работы факультета, учитывая специфику профиля подготовки курсантов.

Деятельность педагога-куратора должна носить творческий характер, он должен постоянно разрабатывать программу мероприятий для курсантов, которая будет направлена не только на расширение кругозора курсанта, но и на формирование определенных качеств, в нашем случае — нравственно-патриотическую направленность.

В рамках настоящего исследования был проведен эксперимент, в котором приняли участие

235 курсантов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Основной замысел педагогического эксперимента заключался в том, что был исследован уровень сформированности патриотических убеждений у курсантов, далее курсанты участвовали на протяжении трех месяцев в патриотических мероприятиях, организованных педагогом-куратором в рамках реализации его проекта деятельности.

Достоверность динамики эмпирического материала проводилась при сравнении уровней исследуемых качеств по двум видам выборок:

(1) связанных — данные респондентов на начало и на конец эксперимента;

(2) несвязанных — данные респондентов экспериментальных групп и респондентов контрольных групп с использованием статистического углового преобразования Фишера.

Итоговые результаты количественного и качественного анализа сформированности патриотических убеждений по модифицированной методике М.И. Рожкова представлены на рис. 1.

Рис. 1. Оценка уровня сформированности патриотических убеждений у курсантов (в динамике)

Эмпирические значения угловых коэффициентов Фишера Ф*эмп = 3,302 (при сравнении данных перед участием курсантов в мероприятиях, организованных педагогом-куратором, и после участия в цикле мероприятий, организо-

Таблица 1. Определение угловых коэффициентов Фишера («Сформированность патриотических убеждений»)

ванных в рамках проекта деятельности педагога-куратора), полученные путем автоматического онлайн-расчета для выборок из рис. 1, находятся в зоне значимости (табл. 1).

Уровень / Группы / Высокий уровень Средний и низкий Суммы,

Этапы Количество Количество %

После проведения 40,2 59,6 100

мероприятии

До проведения 29,3 70,7 100

мероприятии

Угловой коэффициент

Ф*эмп = 3,302

На основании статистических расчетов можно сделать вывод: доля лиц, у которых проявляется наблюдаемый эффект формирования патриотических убеждений, достоверно больше (на 20,9%) после участия курсантов образовательных организаций МВД России в патриотических мероприятиях, организованных педагогом-куратором. Таким образом, мы можем констатировать положительный эффект деятельности педагога-куратора по формированию нравственно-патриотической направленности личности курсантов образовательных организаций МВД России.

Список литературы

1. Алпатова О.Б., Милюкова ЮД. Формирование позитивного имиджа сотрудника полиции посредством проведения военно-спортивных мероприятий с учащейся молодежью // Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы: Сб. науч. тр. II Междунар. конф. имени В.Я. Кикотя «Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы» (6— 7 июня 2018 г.). М., 2018. С. 422—426.

2. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982.

3. Духовно-нравственное воспитание будущего специалиста: становление: монография / И.Э. Ярмакеев [и др.]; под ред. Г.Г. Габдуллина. М.: Владос, 2008.

4. Евсеева И.Г., Алпатова О.Б., Панкратова Е.П. Формирование нравственно-патриотической направленности личности курсантов обра-

зовательных организаций МВД России в процессе воспитательной деятельности педагога-куратора // Научные исследования и образование. 2017. № 4 (28). С. 15—19.

5. Евсеева И.Г., Осокин Р.Б., Чуманов Ю.В., Русецкая Д.В., Милюкова Ю.Д. Формирование законопослушного поведения и правовое воспитание учащейся молодежи: Практ. пособие. Рязань: ИП Коняхин A.B.(Book Jet), 2019.

6. Карамзин Н.М. О любви к Отечеству и народной гордости // Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. М.: Педагогика, 1987.

7. Ковров В.В., Панкратова Е.П. Социально-педагогическая поддержка педагогов-кураторов учебных взводов в образовательных организациях МВД России // Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы: Сб. науч. тр. II Междунар. конф. М., 2018. С. 452—456.

8. Мудрик A.B. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2000.

9. Панкратова Е.П. Теоретический анализ деятельности педагога-куратора в образовательных организациях МВД России // Вестник экономической безопасности. 2018. № 2. С. 317—322.

10. Радищев А.Н. Беседа о том, что есть сын Отечества. М.: Классика Книга Фонда, 2009.

11. Султанова Р.М., Чуманов Ю.В. Роль имиджа сотрудников полиции при обеспечении общественной безопасности во время массовых мероприятий // Прикладная юридическая психология. 2018. № 4. С. 102—108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.