Научная статья на тему 'Реализация программы «Патриотическое воспитание сотрудников ОВД в профессиональной деятельности»'

Реализация программы «Патриотическое воспитание сотрудников ОВД в профессиональной деятельности» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1152
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
программа / патриотическое воспитание / сотрудник органов внутренних дел / Program / patriotic education / an officer of internal affairs agencies

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мазур Марина Анатольевна

В статье описывается реализация программы патриотического воспитания сотрудников, в рамках которой был апробирован курс «Патриотическое воспитание сотрудников органов внутренних дел в профессиональной деятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the implementation of the program of patriotic education of officers used as a piloting course of "Patriotic Education of Internal Affairs Agencies Officers in the Course of Their Professional Activities".

Текст научной работы на тему «Реализация программы «Патриотическое воспитание сотрудников ОВД в профессиональной деятельности»»

Психологические аспекты воспитательной и правовой работы

УДК 351.74

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИКОВ ОВД

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

М. А. Мазур

В статье описывается реализация программы патриотического воспитания сотрудников, в рамках которой был апробирован курс «Патриотическое воспитание сотрудников органов внутренних дел в профессиональной деятельности».

Ключевые слова: программа, патриотическое воспитание, сотрудник органов внутренних дел

Разработка и реализация программы патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел в профессиональной деятельности способствовали активизации процесса патриотического воспитания. Это формировало у сотрудников патриотические знания, приобщало к духовным и нравственным ценностям, вело к сохранению традиций и ритуалов органов внутренних дел. Целью здесь является побуждение сотрудников эффективно и добросовестно выполнять профессиональные функции и осуществлять регуляцию профессиональной деятельности.

В ходе нашего исследования была разработана комплексная программа патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел, в рамках которой был апробирован курс «Патриотическое воспитание сотрудников органов внутренних дел в профессиональной деятельности» в системе общественной государственной подготовки (далее - ОГП) по воспитательной работе, в которой определено ядро содержания патриотического воспитания сотрудников. Она представляла собой совокупность согласованных организационно-педагогических мероприятий, направленных на расширение патриотических знаний, формирование и развитие профессионально и личностно значимых качеств патриотизма, верности служебному долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к работе и др.

Программа готовила сотрудников к трудностям, опасностям, экстремальным ситуациям, к пониманию жизненных ценностей, так как она была составлена на основе взаимосвязи структурных и функциональных элемен-

тов патриотического воспитания. Структурными элементами ее являлись:

- определение целей и задач патриотического воспитания сотрудников ОВД;

- установление уровня развития патриотизма у сотрудника ОВД;

- выявление оптимального сочетания форм, методов и средств патриотического воспитания сотрудников.

Предложенная программа позволила решить задачи, отражающие несколько взаимосвязанных аспектов учебно-воспитательной работы в подразделениях органов внутренних дел:

- построить целостное представление об истории развития патриотизма и патриотического воспитания;

- обеспечивать формирование патриотических, нравственных, моральных качеств, необходимых при действиях как в экстремальных условиях (чрезвычайных ситуациях), так и в повседневной служебной деятельности;

- способствовать развитию у сотрудников патриотических чувств и патриотического сознания, патриотического мировоззрения, сознательного отношения к выполнению профессионального (служебного) долга, дисциплинированности и ответственного отношения к работе;

- развивать у сотрудников ОВД стремление к дальнейшему самообразованию на основе активизации познавательной деятельности;

- приобщать к духовным и нравственным ценностям, традициям и ритуалам в органах внутренних дел;

- обеспечивать преемственность поколений (включая работу с ветеранами).

Данная программа являлась интегративной и выполняла взаимосвязанные функции: познавательную, мировоззренческую, практическую и воспитательную.

Познавательная функция состояла в изучении истории патриотизма и основных его понятий (Родина, Отечество, патриотизм, патриотическое воспитание, героизм, мужество, профессиональный долг, совесть, честь).

Мировоззренческая функция развивала взгляд на мир, общество, законы его развития, который может быть научным только тогда, когда опирается на объективную реальность.

Практическая функция заключалась в патриотической активности, т. е. целенаправленной инициативной деятельности сотрудника, готового защищать интересы Отечества даже с риском для жизни.

Воспитательная функция способствовала развитию патриотических качеств, помогала осознать такие категории, как Отечество, честь, профессиональный долг, добро и зло, морально-нравственные ценности.

Программа «Патриотическое воспитание сотрудников органов внутренних дел в профессиональной деятельности» реализовывалась посредством осуществления во взаимосвязи учебно-воспитательной работы в подразделениях и самовоспитания сотрудников. Учебно-воспитательная работа предполагала использование разнообразных форм организации обучения в процессе профессиональной подготовки сотрудников ОВД: индивидуальной (развитие личности), групповой (сплочение коллектива, поддержание и сохранение традиций и ритуалов), массовой (формирование патриотической направленности)1.

Целью подготовленной программы являлось создание и реализация условий для эффективного патриотического воспитания в органах внутренних дел как неотъемлемой части единой воспитательной работы.

Реализация данной цели предполагала решение следующих задач:

- расширение и углубление патриотических знаний сотрудников;

- активизация патриотической деятельности, совершенствование специальных и патриотических умений, необходимых для профессиональной деятельности;

- формирование позитивной установки сотрудников к службе в органах внутренних дел;

- развитие верности служебному долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к работе;

- разъяснение необходимости решительной борьбы с преступностью как национальным бедствием, личной ответственности каждого сотрудника в этом важном деле;

- обеспечение реализации и активизации познавательной деятельности сотрудников ОВД;

- обеспечение приобщения к духовным и нравственным ценностям, традициям и ритуалам в органах внутренних дел, развитие мотивации;

- пропаганда примеров героизма и мужества сотрудников ОВД, образцового исполнения служебного долга;

- освоение и использование новых педагогических методик воспитательной работы.

При разработке содержания данной программы мы опирались на следующие принципы: интегративность изучаемого материала; государственно-патриотическая и профессиональная направленность воспитания; систематичность и последовательность; сознательность, активность сотрудников; уважение к личности в сочетании с разумной требовательностью; опора на положительное в личности; воспитание в процессе деятельности.

Учебный план курса представлен следующими темами: «Этапы становления понятия “ патриотизм” и эволюция идей патриотического воспитания», «Исторические корни патриотизма», «Сущность, истоки и особенности патриотизма», «Государственные символы Россий-

ской Федерации», «Система ритуалов в ОВД, их сущность и назначение», «Профессионально важные психологические качества сотрудника ОВД», «Героизм и мужество - неотъемлемые профессиональные качества сотрудника ОВД», «Совесть, долг и честь - необходимые качества сотрудников ОВД», «Морально-психологические качества, необходимые в профессиональной деятельности сотрудников ОВД», «Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации», «Повторительно-обобщающее занятие. Подведение итогов».

Курс «Патриотическое воспитание сотрудников органов внутренних дел в профессиональной деятельности» реализовывался в ходе профессиональной подготовки, через учебно-воспитательный процесс и самовоспитание. Развитие патриотизма велось в индивидуальной (развитие личности), групповой (сплочение коллектива, поддержание и сохранение традиций и ритуалов), массовой (патриотическая направленность) формах.

Данный курс знакомил сотрудников с историей развития патриотизма, с этапами становления понятия «патриотизм» и эволюцией идей патриотического воспитания, сущностью и особенностями патриотизма, что позволило дать целостное представление о патриотизме.

Системообразующей категорией курса «Патриотическое воспитание сотрудников органов внутренних дел в профессиональной деятельности» являлось понятие «патриотизм». Оно рассматривалось в различных темах курса, с разных точек зрения: философской, педагогической, психологической. Это позволило рассматривать патриотизм как чувство, качество, принцип, мотив, социально-нравственную ценность и др.

В ходе преподавания курса «Патриотическое воспитание сотрудников органов внутренних дел в профессиональной деятельности» было систематизировано изложение научной информации по изучаемой проблеме, при этом особое внимание уделено видам патриотизма, его общепедагогическим и специфическим признакам. В содержание курса было введено также понятие «патриотическое сознание», рассматривались профессиональные, нравственные и морально-психологические качества, необходимые для сотрудника ОВД.

На первых занятиях были даны целостное представление о патриотизме и патриотическом воспитании, цели и задачи данного курса, его роль и место в системе ОГП. Изложены история развития патриотизма, патриотического воспитания в работах зарубежных педагогов прошлого (К. А. Гельвеций, Я. А. Коменский и др.), идеи патриотизма в трудах выдающихся русских ученых. Приводились примеры воззрений великих русских полководцев, т. е. целью было воспитание интереса к героическому прошлому и профессиональной деятельности.

Занятия ориентированы на расширение и углубление патриотических знаний и проводились с использованием проблемного изложения материала, требовавшего от сотрудников самостоятельности, его осмысления и логичного изложения, что способствовало активизации полученных знаний, формированию правильных понятий.

Так, на занятии «Совесть, долг и честь - необходимые качества сотрудников ОВД» были глубоко проанализированы понятия «совесть», «честь», «долг», «профессиональный долг», «человеческое достоинство», «ответственность». Одним из занимательных элементов занятий являлось толкование пословиц, объяснение их сущности, например таких, как «Кто любит свою Родину и свой народ, тот настоящий патриот», «Русский народ - настоящий патриот», «Российскому патриоту любой подвиг в охоту», «Тот не победит, кто в землю глядит», «Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит», «Трус умирает тысячу раз, а герой только однажды», «Пример героя зовет на подвиг», «Мало отвагу иметь, надо сражаться уметь» и др.

В рамках изучения темы «Морально-психологические качества, необходимые в профессиональной деятельности сотрудников ОВД» рассматривалась система морально-психологической подготовки в органах внутренних дел, которая обеспечивает единство, общую целеустремленность, последовательность, сущность понятий моральной и психологической подготовки.

Важным направлением работы по данной теме было знакомство сотрудников с теорией морали, определение взаимоотношения общей и профессиональной морали, выделение принципов профессиональной морали. Особое внимание уделялось характеристике ценностей и патриотизма как социально-нравственной ценности. На основе изучения теории выделялись моральные качества личности, характерные для сотрудника ОВД, рассматривалась их структура и пр.

Занятие на тему «Героизм и мужество - неотъемлемые профессиональные качества сотрудника ОВД» начиналось с высказывания А. С. Макаренко «Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, -все равно в чем - в сдержанности, в прямом, открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости... человека нужно не лепить, а ковать... создать такую цепь упражнений, цепь трудностей, которые надо преодолевать и благодаря которым выходит хороший человек»2. Это способствовало развитию дискуссий о героических поступках сослуживцев, о любви к Родине, верности долгу и преданности своему Отечеству. Кроме того, при анализе конкретных жизненных ситуаций, связанных с проявлением таких качеств, как героизм и профессиональный долг, многие отметили, что развитие высоких патриотических чувств, а также их формирование является неотъемлемой частью самой профессии милиционера.

На лекции «Система ритуалов в органах внутренних дел, их сущность и назначение» внимание обращалось на историю ритуалов и традиций в органах внутренних дел. Сотрудникам предлагалось на конкретных примерах определить роль и место ритуалов, традиций в жизни коллектива органов внутренних дел, сущность и способы воздействия ритуалов на эмоциональное настроение сотрудников и улучшение морально-психологической атмосферы. При изучении данной темы использова-

лись технические средства обучения (обучающие видеофильмы), а также плакаты, иллюстрации и примеры из деятельности подразделений.

Просмотр видеофрагментов неизменно вызывал бурную реакцию сотрудников, сопровождающуюся дискуссиями, выступлениями, предложениями, которые свидетельствовали о повышении уровня сопричастности сотрудников к ритуалам и традициям органов внутренних дел.

Особое значение в процессе изучения ритуалов придавалось торжественности проведения мероприятий, эмоциональности, красоте и величественности, целостности, устойчивости и преемственности. Освоение теоретического материала шло параллельно с практической деятельностью, что позволяло сотрудникам понимать сущность традиций и ритуалов в профессиональной деятельности. Так, тему данного занятия рассматривали не только в учебном классе, но и при непосредственном участии сотрудников в организации и проведении соответствующих мероприятий. Воспитательное воздействие милицейских ритуалов заключается в том, что они олицетворяют в службе в органах внутренних дел самоотверженность, самопожертвование и смелость при выполнении профессионального долга перед Родиной и народом.

Ритуалы приобщают сотрудников к героическому прошлому, воспитывают чувство патриотизма, формируют высокие моральные качества, вдохновляют на выполнение профессионального долга по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Воспитательное значение ритуалов в настоящее время возрастает и выражается в участии при проведении торжественного ритуала, где сотрудники демонстрировали любовь к Родине, самоотверженность и укрепление боевого духа, братство и сплоченность руководителей и подчиненных, готовность бдительно стоять на страже Закона. При изучении темы «Государственные символы Российской Федерации» в ходе лекции использовались слайды с изображением и описанием Государственного герба, флага и гимна Российской Федерации, что также вызвало эмоциональный отклик сотрудников.

Важная роль в реализации теоретического аспекта программы принадлежала теме «Профессионально важные психологические качества для сотрудников ОВД», при изучении которой раскрывались индивидуальнопсихологические особенности личности, их назначение в профессиональной деятельности и пр.

Целью занятий являлась подготовка сотрудников, обладающих профессиональными знаниями и необходимыми нравственными качествами. Подробно изучался Кодекс профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, где определены основные требования к сотруднику ОВД: быть примером в исполнении законов, не допускать влияния любых политических взглядов на свои профессиональные действия, глубоко осознавать личную ответственность за защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от пре-

ступных и иных посягательств; проявлять твердость, профессионально-нравственную устойчивость и непримиримость в борьбе с преступностью; уметь уважать права тех, кто оступился или по злому умыслу совершил преступление; быть постоянно готовым бескорыстно прийти на помощь тем, кто в ней нуждается; быть мужественным и смелым; считать своим моральным долгом высокую организованность, дисциплинированность, исполнительность.

Особое значение при изучении курса придавалось практическим занятиям, экскурсиям и др. При этом внимание сотрудников акцентировалось на том, что патриотизм имеет важное значение в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Семинары и практические занятия как формы обучения сотрудников выполняли функцию по обобщению и систематизации знаний, развивали умение анализировать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и умозаключения.

Данные занятия обеспечивали повышение уровня знаний, создавали условия для актуализации полученных знаний в практической деятельности и содействовали развитию патриотизма сотрудников в профессиональной деятельности.

Таким образом, в процессе изучения курса сотрудники приобрели систематизированные знания по истории традиций, ритуалов органов внутренних дел, приобрели практические навыки, у них формировалась патриотическая мотивация (защита Родины, верность Отечеству, стремление ставить общественные интересы выше личных) к активному проявлению профессиональных качеств в интересах качественного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач и др.

Данный курс связан с развитием у личного состава ОВД психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения, связанные со службой, других психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности.

1 Лойт Х. Х., Шамаров В. М. Основы воспитательной работы в органах внутренних дел. М., 1998. С. 47.

2 Цит. по: Лебедев Г П. Патриотическое воспитание сотрудников органов внутренних дел: метод. рекомендации. Домодедово, 2004. С. 14.

УДК 340

ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ В СТАНОВЛЕНИИ СОТРУДНИКА ОВД

Т А. ТИтаренко

Рассматривается роль индивидуального правосознания в формировании профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел. От того, как он понимает право, правовые явления, насколько глубоки его знания, его вера в действенность правовых норм, уважение к ним, зависит эффективность его профессионального становления.

Ключевые слова: индивидуальное правосознание, профессионализм, сотрудники, профессионально важные качества, правовая культура

В последнее время наблюдается тенденция роста противоправного поведения сотрудников ОВД, в том числе совершения тяжких преступлений, не снижается количество фактов коррупции, злоупотреблений должностными полномочиями, прежде всего, корыстной мотивации. Имеют место случаи превышения должностных полномочий, выражающиеся в грубости и цинизме в обращении с гражданами, а также в незаконном применении оружия, физической силы и специальных средств. Нарушение права человека на неприкосновенность личности свидетельствует о низком уровне правосознания и правовой культуры сотрудников.

В литературе отмечается, что по-прежнему вызывает обоснованную тревогу состояние служебной дисциплины, остаются актуальными проблемы предупреждения зависимости сотрудников от игромании, злоупотреблений алкоголем, немедицинским потреблением наркотиков. Эти негативные явления нередко выступают в качестве условий совершения административных и дисциплинарных правонарушений, а подчас и в качестве криминогенной детерминанты иных, более опасных нарушений уголовно-правовых запретов (вплоть до убийств)1.

Особенностью негативного поведения выступает авторитарный, неумеренно властный характер действий. Авторитарность как неотъемлемое полномочие сотрудника ОВД обязывает его к принятию жестких мер по предотвращению преступлений и их расследованию, но, с другой стороны, превышение полномочий влечет негативные последствия, когда сотрудник ОВД переходит границы дозволенного, злоупотребляет правом. Негативные стереотипы и взгляды на отношения с людьми приводят к вседозволенности, собственной «карательной миссии». Здесь налицо нравственно-правовая деформация. Поэтому необходимо особое внимание уделять формированию положительных качеств личности, и, прежде всего, этике поведения. Предоставление сотрудникам соответствующих полномочий предполагает и разумное их использование с учетом характера содеянного виновным, сложившейся ситуации, личности субъекта, в отношении которого применяются те или иные меры правового характера.

Важно отметить, что профессиональная деятельность сотрудников ОВД является разновидностью государственной службы, с присущими этой деятельности специфическими качествами. Работа сотрудника ОВД характеризуется чрезвычайным разнообразием решаемых задач. Каждое новое дело для сотрудника ОВД представляет собой новую задачу. Поэтому эффективность выполнения служебных обязанностей зависит не только от задатков, призвания и образования, но и служебного опыта, ряда профессиональных навыков и умений, от уровня правосознания.

Сотрудник ОВД обладает личностными качествами, знаниями, которые тесно переплетаются, взаимодейству-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.