Научная статья на тему 'Традиции в органах внутренних дел как основа героико-патриотического воспитания'

Традиции в органах внутренних дел как основа героико-патриотического воспитания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4702
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТРАДИЦИИ / ПАТРИОТИЗМ / НАСТАВНИЧЕСТВО / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / MORAL EDUCATION / TRADITIONS / PATRIOTISM / MENTORING / THE HISTORICAL CONTINUITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Маюров Н. П., Трофимова Т. А.

Рассматриваются цели, задачи, значение героико-патриотического воспитания в органах внутренних дел; традиции в органах внутренних дел как основа патриотического воспитания. Сформулированы предложения по совершенствованию воспитательного процесса, направленного на формирование социально значимых ценностей у сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITION IN THE BODIES OF INTERNAL AFFAIRS AS THE BASIS OF THE HEROIC-PATRIOTIC EDUCATION

This article discusses the goals, objectives, the value of the heroic-patriotic education in the internal affairs bodies; considers the traditions of the bodies of internal affairs as the basis of patriotic education; recommendations on improvement of educational process aimed at the formation of a socially significant values of the employees of internal affairs bodies

Текст научной работы на тему «Традиции в органах внутренних дел как основа героико-патриотического воспитания»

А ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы организации правоохранительной деятельности

ТРАДИЦИИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК ОСНОВА ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Н.П. МАЮРОВ,

доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации, полковник полиции, начальник кафедры кадровой и воспитательной работы Санкт-Петербургского университета МВД России

E-mail: mayurov2010@mail.ru;

Т.А. ТРОФИМОВА,

профессор кафедры кадровой и воспитательной работы Санкт-Петербургского университета МВД России,

кандидат философских наук, доцент, полковник полиции

E-mail: borisov-af@mail.ru Научная специальность: 12.00.11 — судебная власть, прокурорский надзор,

организация правоохранительной деятельности Рецензент: доктор философских наук, профессор В.В. Балахонский

Аннотация. Рассматриваются цели, задачи, значение героико-патриотического воспитания в органах внутренних дел; традиции в органах внутренних дел как основа патриотического воспитания. Сформулированы предложения по совершенствованию воспитательного процесса, направленного на формирование социально значимых ценностей у сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: нравственное воспитание, традиции, патриотизм, наставничество, историческая преемственность.

TRADITION IN THE BODIES OF INTERNAL AFFAIRS AS THE BASIS OF THE HEROIC-PATRIOTIC EDUCATION

N.P. MAYUROV,

doctor of legal sciences, professor, honored lawyer of the Russian Federation, the colonel of police head of the department of personnel and educational work Saint-Petersburg university of Ministry of internal affairs of Russia;

T.A. TROFIMOVA,

professor of the department of personnel and educational work Saint-Petersburg university of Ministry of internal affairs of Russia, the candidate of philosophical sciences, associate professor, the colonel of police

Annotation. This article discusses the goals, objectives, the value of the heroic-patriotic education in the internal affairs bodies; considers the traditions of the bodies of internal affairs as the basis of patriotic education; recommendations on improvement of educational process aimed at the formation of a socially significant values of the employees of internal affairs bodies. Keywords: moral education, traditions, patriotism, mentoring, the historical continuity.

Глубокие политические, социально-экономические, правовые и иные преобразования, осуществляемые в последние годы в России, принесли не только реальное утверждение прав и свобод человека и гражданина, расширение международных связей и другие результаты строительства правового гражданского общества, но и ряд сложных проблем, требующих принципиально новых безотлагательных решений. Одной из них стала проблема воспитания нового поколения на славных боевых традициях и ритуалах, патриотических ценностях, достойного служения Отечеству. Современному обществу нужны мужественные, храбрые, дисциплинированные люди, умеющие не только работать на благо Родины, но и встать на ее защиту.

В свете поставленной задачи повышается и значимость героико-патриотического воспитания как основы формирования достойных граждан, мужественных защитников Отечества.

Обострение криминальной обстановки — следствие крупного и очень быстрого, в историческом

смысле, изменения фундаментальных правил, действовавших на протяжении многих десятилетий, условий жизни российского общества.

Правоохранительная или правозащитная деятельность — это широкомасштабная общегосударственная работа специально уполномоченных органов и всех законопослушных сил общества, направленная на установление и поддержание в стране правопорядка и законности.

Однако, для того, чтобы МВД России действительно могло успешно противостоять преступности, ему необходимо иметь надлежащее кадровое обеспечение. И здесь важную роль играет воспитание личного состава.

Формирование личности сотрудника полиции, отвечающей требованиям времени и ожиданиям общества, находится и в сфере героико-патриотического воспитания. Патриотическое воспитание — это особая форма многогранного процесса развития человека, сознательное и систематическое культивиро-

Актуальные проблемы организации правоохранительной деятельности

вание в нем общечеловеческих нравственных качеств; формирование норм и принципов морали с целью воплощения их в практическую деятельность. Это, прежде всего процесс, который имеет практически преобразовательную направленность. Это всегда процесс взаимодействия, сотворчества людей, в ходе которого происходит формирование определенных нравственных качеств. Жизнь подтвердила необходимость поиска новых методов и форм в воспитании патриотизма личности в новых социально-экономических условиях.

Одной из таких форм в воспитании патриотизма стали традиции и служебные ритуалы. В обществе постоянно происходит смена поколений. Каждое старшее поколение оставляет после себя не только материальные ценности, но и нормы поведения, правила взаимодействия между людьми, коллективами, которые передаются из поколения в поколение, приобретая устойчивый характер, становятся неписаным законом общества, его традициями.

Действительно, традиции представляют собой такую разновидность исторического сознания, где прошлое претендует быть прообразом настоящего и даже одним из источников совершенства будущего. Природа традиций противоречива, что порождает крайности ее восприятия и оценки. С одной стороны, традиции выглядят как абсолютизация и консервация прошлого, символ неизменности, с другой, — выступают как необходимое условие сохранения преемственности, предпосылкой и конституирующим началом формирования идентичности человека, социальной группы, целого общества. Утрата или ослабление традиций не редко воспринимается как разрыв с прошлым, распад «связи времен», утрата исторической памяти, вне которой осмысленная и целесообразная деятельность индивида или общества становится просто невозможной. Появление таких феноменов как «возвращение к истокам» или «новое — хорошо забытое старое», только подтверждает актуальность проблемы интерпретации традиций. Вместе с тем, традиции могут выступать и в роли консервативной силы на пути становления новых, более прогрессивных форм и норм жизни. Только живое противоречие между традициями и новацией, традициями и современностью может проявлять свою действительную жизнеутверждающую силу, когда традиции готовы к обновлению и сами становятся источником развития. Практика показывает, что, где счи-

таются с традициями реформируемого общества, модернизация идет более успешно. При этом традиции сохраняют свою жизненную силу и продолжают обновляться лишь когда они отвечают потребностям времени.

Действительно, в функциональном плане традиции выступают посредником между прошлым и современностью, механизмом хранения и передачи образцов, приемов, навыков деятельности. Традиции осуществляются посредством повтора и тиражирования традиционных связей, моральных принципов и норм (кодексов).

Как видим, преемственность поколений — закономерность развития общества. Это двусторонний процесс, в котором призвание старших — передавать молодой смене все лучшее, что накоплено за многие годы борьбы и труда; на личном примере воспитывать у молодежи чувство гражданственности, патриотизма, любовь к Отечеству.

В целях повышения престижа защитников правопорядка, поддержания доверия и авторитета к системе МВД по инициативе Российского совета ветеранов ежегодно проводится акция «Честь и доблесть». Лучшие представители основных служб МВД со всех регионов России, пройдя отбор, приглашаются в Москву, где в лучших залах страны проводится чествование лауреатов премии с вручением дипломов. Такой участи в 2011 г. был удостоен начальник кафедры кадровой и воспитательной работы Санкт-Петербургского университета МВД России полковник полиции Н.П. Маюров.

Роль ветеранских организаций в воспитании патриотизма у молодых сотрудников особенно велика и требует сегодня по новому взглянуть на взаимодействие Советов ветеранов и кадровых аппаратов с целью активизации участия ветеранских организаций в патриотическом воспитании личного состава органов внутренних дел.

Действительно, высокие моральные качества состава органов внутренних дел с особой силой проявились в годы Великой Отечественной войны. Под Москвой и Ленинградом, Сталинградом и Новороссийском, у стен Одессы, Киева, Севастополя, Тулы — повсюду, на фронтах и в глубоком тылу оккупантов, отважно сражались с врагами дивизии, полки, батальоны внутренних войск, сотрудники милиции. Многие бойцы и командиры этих формирований удостоены высших воинских отличий и правительственных на-

Актуальные проблемы организации правоохранительной деятельности

град. Так, с начала Великой Отечественной войны и до конца 1943 г. более 8 тыс. работников милиции за мужество и самоотверженность были награждены правительственными наградами. Только за 1943 г. было поощрено 40 762 чел. (I кв. — 7911 чел., II кв. — 9460 чел., III кв. — 7290, IV кв. — 16 101 чел.) В 1944 г. правительственные награды и «различного рода награждения и поощрения» получили 56 427 сотрудников милиции1.

Среди поощренных сотрудников милиции правами Наркома внутренних дел было много лиц младшего начальствующего состава и женщин. Так, «За самоотверженность и стойкость при задержании вооруженных преступников» была награждена знаком «Заслуженный работник НКВД» оперуполномочен-ная ОУР УНКВД по Пензенской области Е.В. Баранова: «За проявленное мужество при оцеплении очага поражения и оказание помощи пострадавшим в период налета вражеской авиации» была объявлена благодарность Наркома и выдана денежная премия 300 руб. милиционеру Краснодара П.П. Шенцовой «За вскрытие крупных хищений и разбазаривание хлеба» в Рязанской области были поощрены начальник ОБХСС области И.Н. Гольтяева, заместитель начальника Старожиловского РОВД С.Н. Воробцова и старший оперуполномоченный ОБХСС Управления милиции П.И. Федосеева. «За мужество, самоотверженность и умелые действия на посту по рассредоточению и спасению граждан, проявленное во время артиллерийского обстрела противником г. Ленинграда» милиционеру П.В. Кириллову приказом Наркома от 29 июня 1943 г. № 450 была объявлена благодарность и выдано денежное вознаграждение в размере одного месячного оклада2. 30 июня 1943 г. приказом НКВД СССР № 459 была награждена большая группа работников служебного собаководства милиции из г. Москвы, Челябинской области, Татарской АССР, Ленинградской и ряда других областей, силами которых было раскрыто 1210 преступлений и возвращено государству и частным лицам имущества на сумму свыше 5 млн руб.3.

Наиболее зримо и действенно традиции проявляются в период потрясений, резкого перехода к новым экономическим отношениям, в чрезвычайных ситуациях, в боевой обстановке. Боевые традиции вбирают в себя героический дух народов страны, их непревзойденные морально-боевые качества, которые родились и окрепли в глубине веков, прошли ис-

пытание временем и живут в сознании людей современного общества.

Народ знал, что без самоотверженности и героизма не отстоять родную землю. И сегодня как самое дорогое и святое, молодому поколению передаются боевые традиции, любовь к родному краю, Отчизне, к славе героев борьбы за Русь.

Историческая преемственность героических традиций закреплена государственными актами об учреждении орденов и медалей Суворова, Кутузова, Ушакова, Нахимова, Александра Невского, Жукова и др.

В патриотическом воспитании сотрудников органов внутренних дел достойное место занимает наставничество, которое способствует профессиональному и духовному росту сотрудника и направлено на то, чтобы молодой человек стал мастером своего дела, обладающим высоким сознанием общественного долга, чувством ответственности за порученное дело.

Наставничество позволяет органически соединить профессиональное обучение с воспитанием, самовоспитанием, обеспечивает индивидуализацию воспитательного процесса в коллективе; гарантирует комплексный подход к его организации применительно к каждому молодому сотруднику.

Обучать молодежь делу борьбы с преступностью должны специалисты, обладающие большим жизненным и профессиональным опытом. На всех исторических этапах развития органов внутренних дел была и остается актуальной задача формирования морально-устойчивого, высококультурного сотрудника, отвечающего требованиям, предъявляемым к нему обществом и государством. Этим сегодня обусловлена необходимость использования новых методов и форм в воспитательной работе с личным составом. Возрастание роли наставничества в современных условиях определяется и тем обстоятельством, что оно выполняет ряд важных функций общества:

♦ воспитывает профессионально-значимые качества у молодых сотрудников, знакомя их с историей и традициями органов внутренних дел и своего подразделения;

♦ формирует на примере опыта старших товарищей активную, гражданскую и жизненную позицию, ответственное и сознательное отношение к службе.

1 ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3. Д. 383. Л. 55.

2 Архив ГУВД СПб и Л.О. Ф. 2. Оп. 1. Д. 54. Л. 510; Д. 55. Л. 1, 13, 14, 72.

3 Архив ГУВД СПб и Л.О. Ф. 2. Оп. 1. Д. 55. Л. 74, 75.

Актуальные проблемы организации правоохранительной деятельности

Функционирующая система воспитательной работы с личным составом ОВД представляет собой определенный набор элементов, где результатом становится формирование необходимых профессиональных и морально-нравственных качеств личности, ее ценностных ориентаций.

Нормальная нравственная атмосфера вокруг органов правопорядка сегодня как никогда востребована обществом. Уважение к общественным ценностям, которые призвана защищать полиция, приобретает первостепенное значение. Преступление должно восприниматься в сознании общества не только как противоправное, запрещенное государством деяние, но и как проявление безнравственности, бездуховности человека. Ценность моральных принципов в профессиональной деятельности сотрудников ОВД очевидна, но реализовать их довольно сложно, так как они имеют весьма узкую сферу действия даже там, где предметом профессиональной деятельности выступают социальные отношения и свойства человека. Вот почему так важно, чтобы в качестве регуляторов человеческой деятельности выступали традиции и обычаи; совокупность символичных, стереотипных, коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы, ценности, вызывающие определенные коллективные чувства. Сила традиций в том, что на их примере происходит рациональное усвоение тех или иных ценностей и идеалов. Социальная роль традиций определяется содержанием тех идей и представлений, которые они воплощают, способствуя усвоению личностью определенных социальных идей, норм и ценностей.

Сегодня в обществе происходит переоценка ценностей, возрождение значения и востребованности гражданских и патриотических взглядов и убеждений; понимание, что чувство любви к Отечеству формируется не стихийно, а в процессе воспитания патриотических ценностей на основе традиций и ритуалов.

Поэтому в деятельности силовых ведомств можно выделить такие направления патриотического воспитания как:

а) воспитание на истории государства, органов внутренних дел, их традициях и ритуалах;

б) создание музеев, выставок боевой славы;

в) проведение встреч с ветеранами органов внутренних дел, участниками боевых действий;

г) празднование памятных дат, организация выставок и концертов;

д) мероприятия по увековечению памяти павших за независимость Родины, вахты памяти, возложение цветов.

Подчеркивая значение перечисленных направлений в формировании патриотических ценностей, необходимо отметить, что патриотическое воспитание сотрудников ОВД на основе традиций и ритуалов призвано развивать важнейшие морально-психологические качества, которые необходимы им как защитникам Родины, способным внести свой вклад в обеспечение безопасности общества и государства. Несмотря на кризисные явления 1990-х гг., героические события отечественной истории, достижения в области культуры и науки сохранили качества нравственных идеалов в современном обществе, что создает реальную возможность воспитания патриотизма как духовно-нравственной и социально-значимой составляющей развития современной России.

Литература

1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции».

2. Приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».

3. Приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1139 «Об утверждении Положения об организации наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации».

4. Колокольцев В.А. Московская милиция в лицах и делах: сб. очерков. М., 2010.

5. Кубышко В.Л. Воспитательная работа в органах внутренних дел и пути ее комплексного реформирования // «Профессионал» Популярно-правовой альманах МВД России. 2007. № 80. С. 9—13.

6. Нургалиев Р.Г. Министерство внутренних дел Российской Федерации 1902—2002: ист. очерк. М., 2004.

7. Плахов В.Д. Традиции и общество. М., 1982.

8. Сб. мат-лов Всерос. совещ. рук. органов, подразделений, учреждений системы МВД РФ. М., 2008 г.

9. Солдаты правопорядка. Летопись подвига в бронзе и граните. Памятный альбом. МВД России. М., 2005.

10. Шилов И. Взаимодействие ветеранских организаций с ОВД и подразделениями внутренних войск // «Профессионал» Популярно-правовой альманах МВД России. 2007. № 8. С. 17—19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.