Научная статья на тему 'Исторические аспекты проблемы формирования патриотической культуры у сотрудников органов внутренних дел'

Исторические аспекты проблемы формирования патриотической культуры у сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
640
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазур Марина Анатольевна

В данной статье рассматривается историография формирования патриотической культуры у сотрудников органов внутренних дел, проводится анализ теоретического осмысления феномена патриотизма в истории философской и педагогической мысли, выделяются этапы развития проблемы и их характеристика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторические аспекты проблемы формирования патриотической культуры у сотрудников органов внутренних дел»

65

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА №1(2) 2014

УДК 37.01 МЛ. Мазур

М.А. Mazur

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

К данной статье рассматривается историография формирования патриотической культуры у сотрудников органов внутренних дел, проводится анализ теоретического осмысления феномена патриотизма в истории философской и педагогической мысли, выделяются этапы развития проблемы и га характеристика.

Ключевые слова: патриотическая культура, патриотическое воспитание, патриотизм.

HISTORICAL ASPECTS OF THE POLICE STAFF’S PATRIOTIC CULTURE FORMING

The article focuses on historiography of the police staff's patriotic culture forming: analyses theoretical development of such phenomenon as patriotism in the history of philosophy and pedagogics; singles out the stages in the problem development and their character features.

Keywords: patriotic culture; patriotic upbringing; patriotism.

Проблема формирования патриотической культуры имеет многовековую историю, обращение к которой позволяет выявить сущность процесса формирования у граждан любви к своей Родине. Выдающиеся ученые, философы, историки, психологи, педагоги, публицисты, писатели в своих трудах неоднократно обращались к этой теме на протяжении всей истории развития человечества.

Однако постановка нами акцента на патриотическое воспитание сотрудников ОВД требует исследования именно того исторического периода, когда: а) органы внутренних дел функционировали в современном виде; б) началась теоретическая и методологическая разработка проблемы патриотического воспитания именно этой категории граждан.

В связи с этим мы определяем исходную точку генезиса исследуемой нами проблемы началом XX века - периодом, когда в России произошли социально-политические и экономические преобразования, изменившие, в свою очередь, направление исследований, связанных с проблемой патриотического воспитания российских граждан и сотрудников органов внутренних дел в частности.

С у четом этого при определении дат смены периодов развития проблемы патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел мы выделяем следующие периоды:

I период - с 1917 г. до начала 90-х гг. XX в.;

II период - с начала 90-х гг. XX в. до 2011 г.;

Ill период - с 2011 г. до настоящего времени.

Дадим характеристику каждого из этих периодов.

Первый период исторического развития системы органов внутренних дел, обеспечивающих правопорядок, и системы патриотического воспитания российских граждан, сложившейся в СССР, рассматривается нами как важнейший этап, в рамках которого появился целый ряд социально-педагогических предпосылок для возникновения исследуемой проблемы.

Правовым основанием организации советской милиции явилось Постановление Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) «О рабочей милиции» от 28 октября (10 ноября) 1917г.

К) мая 1918 года коллегия НКВД приняла следующее распоряжение: «Милиция суще-

ствует как постоянный штат лиц, исполняющих специальные обязанности, организация милиции должна осуществляться независимо от Красной Армии, фу нкции их должны быть строго разграничены». 21 октября 1918 года НКВД была утверждена Инстру кция об организации советской рабоче-крестьянской милиции, в которой были установлены организационно-правовые формы милиции для всей России.

3 апреля 1919 года Совет народных комиссаров (СНК) РСФСР издал декрет «О советской рабоче-крестьянской милиции», и таким образом. в основном, завершился этап организационного становления милиции. В таком виде милиция

66

№ 1 (2) 2014 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

существовала до начала Великой Отечественной войны.

В условиях начавшейся войны в дополнение к основным задачам по охране общественного порядка и борьбе с преступностью у милиции появилось много новых: борьба с нарушителями правил военного учета, с дезертирами и лицами, уклоняющимися от призыва и службы в армии, с мародерами, выявление вражеских агентов, борьба с хищениями военных грузов.

В период военных действий сотрудники милиции, как и все граждане нашей страны, выполняли свой патриотический долг, проявляя героизм и самоотверженность.

После 1918 года в России вопросы патриотического воспитания молодежи приобрели особую акту альность и новое содержание. Изменение идеологии и определение целей коммунистического воспитания нашли отражение в работах педагогов того времени.

Многие государственные деятели, касаясь вопросов воспитания подрастающего поколения, подчеркивали важность развития у молодежи любви к Родине, советского патриотизма. При этом в основу понимания патриотизма было положено определение В.И. Ленина: «Патриотизм одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» |5, с. 190|. С этого времени данное понятие трактуется в духе марксистко-ленинской идеологии.

Этот подход впоследствии полу част закрепление и развитие в тру дах советских ученых. В них раскрываются как теоретико-методологические аспекты патриотического воспитания (сущность патриотического воспитания, его характеристики, пу ти и средства формирования, содержание понятий «патриотизм» и «советский патриотизм» и пр ), так и его прикладные аспекты (обосновывается необходимость и раскрывается содержание различных направлений патриотического воспитания: военно-патриотическое, воспитание на тру довых и боевых традициях советского народа и дру гие).

Среди педагогических исследований, посвященных данной проблеме, в 50-60-с гг. выделяются работы В.М. Боева, И.С. Марьенко, М.А. Терентия, Ф.И. Хвалова и других.

70-80-с годы XX столетия ознаменовались многочисленными научными изысканиями в области патриотического воспитания подрастающего поколения. Анализ философских работ (Б.А. Воронович, И.Е. Кравцев, Р.Я. Мирский и дру гие) показывает, что в содержании патриотизма в советский период особо выделялись: верность

идеям революции, отстаивание преимуществ советского общественного строя, превосходства социализма над капитализмом, непримиримость к любым отклонениям от социалистических норм жизни.

В советской педагогической нау ке единой точки зрения на патриотизм в данный период нс было. Н И. Болдырев. Н.К. Гончаров, В.П. Есипов и дру гие рассматривают патриотизм как нравственный принцип; Д.С. Лихачев, И.Т. Огородников и другие - как нравственное чувство, а Т.А. Ильина, И.С. Марьенко, Г.И. Щукина и дру гие - как нравственное качество личности.

Важно отмстить, что в этот период появляются серьезные, хотя и немногочисленные научные исследования, связанные с проблемой патриотического воспитания военнослужащих (Н С. Кравчун).

Особого внимания заслуживают немногочисленные исследования, связанные с выявлением места и роли патриотизма в структуре культуры (Н И. Корниец, А.А. Миголатьсв,

В.Н. Росснко и др ).

Проведенные в этот период исследования можно считать ключевыми в становлении актуального для настоящего времени такого направления как патриотическое воспитание сотрудников органов внутренних дел.

Итак, анализ первого периода показывает, что в это время осу ществлялась разработка теоретических и методических аспектов проблемы патриотического воспитания в условиях развития советского общества, при этом проводились исследования, отражающие специфику данного направления воспитательной работы с различными гру ппами граждан, в том числе и с военнослужащими. Практически все исследования данного этапа были построены в соответствии с сушествующей идеологией. Исследований, связанных с научной разработкой проблемы патриотического воспитания сотру дников органов вну тренних дел, практически не было, хотя такая необходимость у же назрела.

Важным является и то, что к этому периоду в России у же сложилась госу дарственная правоохранительная система.

В частности, к началу 90-х гг. XX века:

1) в России был накоплен богатый опыт патриотического воспитания различных возрастных категорий граждан;

2) сформировалась и устойчиво фу нкционировала государственная система правоохранительных органов;

3) проблема повышения качества воспитательной работы, в том числе и патриотического

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА №1(2) 2014

67

воспитания, в подразделениях ОВД приобрела особую актуальность в связи с изменением социально-политических и экономических условий в стране.

Вес вышеизложенное позволяет утверждать, что исследуемая нами проблема в данный период нс могла быть осознана и поставлена педагогическим сообществом в силу отсутствия социального заказа и понимания обществом и государством прямой зависимости от ее научного решения нс только качества воспитательной работы в подразделениях ОВД, но и профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел в целом. Однако необходимо отмстить, что, несмотря на незначительный исследовательский интерес к проблеме патриотического воспитания в подразделениях ОВД, патриотическое воспитание сотрудников осуществлялось достаточно интенсивно. Свидетельством этого является активное участие сотрудников ОВД в борьбе с фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, поддержание правопорядка в стране в сложных послевоенных условиях и т.д. Патриотическое воспитание сотрудников ОВД осуществлялось представителями различных общественных организаций (комсомольских, партийных, профсоюзных и пр ).

Таким образом, данный период развития исследуемой нами проблемы, характеризовался: стабилизацией функционирования системы органов внутренних дел: недостаточностью обшспс-дагогичсского интереса к проблеме патриотического воспитания сотрудников ОВД: отсутствием социального заказа на формирование патриотической культуры у сотрудников органов внутренних дел.

Второй триод - с начала 90-х гг. XX в. до 2011 г. характеризуется следу ющим.

С обозначенного нами периода начался новый виток исследования теоретико-методологических аспектов данной проблемы, что обу словлено заменой прежних нормативов и ценностей новыми, отсутствием четко определенной обществом национальной идеи, ценностных ориентиров в духовно-нравственной, экономической, политической сферах. В этих условиях особенно остро встает вопрос о необходимости воспитания у граждан любви к Родине, верности Отечеству. Более того, особенно актуальной становится проблема патриотического воспитания у граждан, связанных с обеспечением стабильности в обществе и защитой госу дарства - сотру дников правоохранительных органов и военнослужащих.

В начале 1990-х гг. реорганизация институ тов госу дарства проходила в обстановке жесткой

идеологической кампании против КГБ, МВД и армии. В этот период произошло внешне малозаметное, но важное изменение всех правоохранительных органов (МВД, КГБ, суда и проку ратуры) - у ход большой части квалифицированных кадров. К этому побу ждали две причины: сильное давление прессы, которая дискредитировала эти органы, и быстрое относительное понижение зарплаты 111.

90-е годы XX века были отмечены у силением внимания госу дарства к проблеме патриотического воспитания граждан, что нашло отражение в разработке официальных документов (Концепции военно-патриотического воспитания молодежи |4, с. 191 и др.).

В связи с этим в качестве социального заказа педагогической науке высту пило создание новой теоретико-методологической базы для организации и осу ществления патриотического воспитания граждан России.

Ответом на данный запрос стало проведение философско-педагогических исследований, посвященных различным аспектам данной проблемы. Так, в работах В.И. Лутовинова, Ю Н. Трифонова раскрываются философские основания патриотического воспитания молодежи в современной России, выявляется су щность и характеристики понятия «патриотизм».

В педагогических исследованиях этого периода (А.В. Беляев, А С. Гаязов, В.Н. Мощенко,

С.К. Пылев, Н.Н. Фролов и другие) патриотическое воспитание рассматривается в совоку пности с проблемой гражданского воспитания, «по своей су щности данное направление более тесно связано именно с гражданским воспитанием, так как оно специфично связывается с понятием Отечество, госу дарство, Родина, страна» |2, с. 851. Соглашаясь с автором в том, что правильно организованное гражданское воспитание формирует доминиру ющее над у зколичностными чувство патриотизма |2, с. 861, мы все же считаем возможным рассматривать патриотическое и гражданское воспитание как относительно самостоятельные, но взаимосвязанные направления воспитания.

Разработка общетеоретических основ патриотического воспитания дала толчок к осуществлению исследований, отражающих особенности патриотического воспитания у военнослу жащих. В диссертационных исследованиях А.А. Крупника, И И. Мельниченко, А С. Рыб-чинчу ка, Ш.Ш. Хайрулина и др. определяются су щность, содержание, формы и методы патриотического воспитания военнослу жащих, ку рсантов военного вуза. При этом подчеркивается особая

68

№ 1 (2) 2014 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

важность данного направления воспитательной работы в формировании личности военнослужащего.

В 90-х годах XX века была разработана программа воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России 11()|.

Таким образом, в этот период были сформированы предпосылки развития проблемы патриотического воспитания в новых социально-политических условиях в России.

С 2000 года развитие проблемы патриотического воспитания сотрудников ОВД было продолжено. Этому способствовало принятие ряда нормативных документов (Концепция патриотического воспитания граждан РФ, Государственные программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы», «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы», «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы»), где определялись основные ориентиры осуществления патриотического воспитания граждан России.

С опорой на данные положения в рассматриваемый период получила свое научное развитие и собственно проблема патриотического воспитания сотрудников ОВД. Нормативную базу осуществления научных исследований по данному направлению составили: Концепция воспитания личного состава внутренних войск МВД России в современных условиях служебно-боевой деятельности, Приказы МВД России от 01 февраля 2007 г. № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в ОВД», от 11 февраля 2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности ОВД РФ» |4; 6; 7|.

Различные аспекты данной проблемы иссле-довались в работах В.В. Анциферова, В.В. Вах-ниной и В.П. Трубочкина Г.П. Лебедева и других. В данных исследованиях раскрываются теоретические основания патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел (цель, задачи, содержание и т.д.); методические аспекты данного направления воспитательной работы.

Важную роль в развитии теории патриотического воспитания и формировании патриотизма как ее отдельного аспекта сыграли исследования А.А. Крупника, В.И. Лутовинова. В.В. Макарова и других.

Итак, анализ второго периода показывает, что в данный период осуществлялась исследование проблемы патриотического воспитания с учетом преобразований российского общества, при этом новую трактовку получили понятия

«патриотическое воспитание», «патриотизм». Также дальнейшее развитие получило данное направление воспитательной работы с такими категориями граждан, как военнослужащие, сотрудники ОВД. Однако существующие исследования по патриотическом} воспитанию свидетельствуют о том, что обозначенная проблема на данный момент остается все же малоизученной.

Третий период (с 2011 г. до настоящего времени) связан с преобразованием института милиции в полицию. В качестве нормативной основы данных преобразований высту пил Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции» и Федеральный закон от 30 ноября 201 I года № 342-ФЗ «О слу жбе в органах вну тренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» |8; 9|. В соответствии с Федеральным законом «О полиции» основными направлениями деятельности являются: защита личности, общества, госу дарства от противоправных посягательств: предупреждение и пресечение престу плений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений и др. 181.

Согласно Федеральному закону «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» основными принципами слу жбы в органах вну тренних дел являются: единоначалие и субординация (подчиненность) на слу жбе в органах внутренних дел; обязательный профессиональный отбор и многое дру гое |9|.

Остановимся подробно на требованиях, предъявляемых к служебному поведению сотрудника ОВД в профессиональной деятельности. Сотру дник органов вну тренних дел должен: соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допу скать принятия решений из соображений личной заинтересованности, нс совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации; проявлять у ва-жснис, вежливость, тактичность по отношению к гражданам, в пределах служебных полномочий оказывать им содействие в реализации их прав и свобод; нс допускать публичные высказывания, су ждения и оценки; проявлять уважение к национальным обычаям и традициям, учитывать ку льтурные и иные особенности различных этнических и социальных гру пп; выполнять служебные обязанности добросовестно |9|.

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА №1(2) 2014

69

С учетом произошедших изменений и повышения требований к сотрудникам ОВД перед педагогической наукой возникла новая проблема -поиска путей совершенствования воспитательной работы в подразделениях органов внутренних дел в целом и патриотического воспитания сотрудников как составной части этой системы.

Основой для решения данной задачи является Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20II-2015 годы»|3|.

В педагогической науке в рамках этого периода пока еще нет серьезных научных исследований по проблеме патриотического воспитания сотрудников ОВД. однако свидетельством того, что интерес исследователей к данном}' аспект} воспитательной работы в подразделениях органов внутренних дел не уменьшается, что находит отражение в различных публикациях И.Б. Дорожкина, Н А. Ефименко, С.М. Молокова, В.В. Сергеевой, С.Н. Филипченко и др.

Эти и другие нормативные акты и научные исследования дали новый импульс для развития теории и практики патриотического воспитания

сотрудников ОВД в новых условиях и обусловили необходимость выделения формирования патриотической культуры у сотрудников ОВД в самостоятельную проблем} исследования, продуктивное решение которой связано с разработкой соответствующей педагогической воспитательной системы и выявлением условий ее эффективного функционирования.

Таким образом, третий этап становления исследуемой нами проблемы характеризуется: преобразованием института милиции в полицию: повышением требований к качеств} воспитательной работы в подразделениях ОВД в целом и патриотического воспитания сотрудников как составной части данной системы; необходимостью проведения дальнейших исследований в области патриотического воспитания сотрудников ОВД в профессиональной деятельности.

Итак, проведение историографического анализа показало, что выбранная нами проблема является значимой для современного этапа развития теории профессиональной педагогики и требует исследования в теоретическом и экспериментально-практическом направлениях.

Примечания

1. Воронцов С. А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. История и современность. - Ростов н/Д. : Изд-во «Феникс», 1999. - 704 с.

2. Гаязов А. С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы : моногр. - Челябинск : Изд-во ЧГПУ «Факел», 1995. - 238 с.

3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» : утв. постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795.

4. Концепция военно-патриотического воспитания молодежи. - М., 1998. - 27 с.

5. Ленин В. И. Ценные признания Питирима Сорокина // Поли. собр. соч - М. : Политиздат, 1975.-Т. 37.-246 с.

6. О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел : приказ МВД России от 01 февраля 2007 г. № 120.

7. О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД РФ от 11 февраля 2010 г. № 80.

8. О полиции : федер. закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -2011. -№ 7. - Ст. 900.

9. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 49 (ч. 1). - Ст. 7020.

10. Об утверждении Программы воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России : приказ МВД России от 9 апреля 1997 г. № 215.

МАЗУР Марина Анатольевна, старший специалист (по воспитательной работе) группы морально-психологического обеспечения отдела по работе с личным составом, .межмуниципальный отдел МВД России «Ханты-Мансийский». E-mail: ruzam86 c/.ramblcr.ru

MAZUR Marina Anatolievna. Senior Specialist (for education), group of moral-and-psychological support, Personnel Department, Intermunicipal Department of Khanty-Mansi Autonomous Area of the Ministry of Internal Affairs of Russia. E-mail: ru zam 8 6 <r/y ram bier m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.