Научная статья на тему 'Культурно-патриотическое воспитание учащихся колледжей милиции средствами музыки'

Культурно-патриотическое воспитание учащихся колледжей милиции средствами музыки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
562
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КОЛЛЕДЖ МИЛИЦИИ / СОТРУДНИК ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / МУЗЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фомина Н. А.

Рассматриваются сущность, содержание, методы, принципы, формы, средства культурно-патриотического воспитания будущих сотрудников органов внутренних дел. Обосновывается актуальность постановки исследования возможности культурно-патриотического воспитания учащихся колледжей милиции средствами музыки, предлагаются критерии культурно-патриотического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фомина Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурно-патриотическое воспитание учащихся колледжей милиции средствами музыки»

РАЗДЕЛ 2. ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ.

УДК 008 ФОМИНА Н. А.

КУЛЬТУРНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖЕЙ

МИЛИЦИИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ

Фомина Наталия Алексеевна Тверской государственный университет

Аннотация. Рассматриваются сущность, содержание, методы, принципы, формы, средства культурно-патриотического воспитания будущих сотрудников органов внутренних дел. Обосновывается актуальность постановки исследования возможности культурнопатриотического воспитания учащихся колледжей милиции средствами музыки, предлагаются критерии культурно-патриотического воспитания.

Ключевые слова: культурно-патриотическое воспитание, колледж милиции, сотрудник внутренних дел, музыка

Можно с различных позиций подходить к проблеме культурно-патриотического воспитания учащихся колледжей милиции, по-разному трактовать цели, задачи и методы этого воспитания. В любом случае представляется бесспорным, что оно должно опираться на фундамент отечественной культуры, ориентироваться на национальные духовные ценности, базироваться на национальной идее, как она понимается философами, культурологами, социологами, педагогами, искусствоведами.

В решении этой проблемы существенную помощь может оказать обращение к истории отечественной музыкальной педагогики XIX века. Этот период может быть назван «золотым веком» русской музыки. Глинка, Даргомыжский, Мусоргский, Балакирев, Римский-Корсаков, Чайковский - таков далеко не полный перечень музыкантов, в деятельности которых национальная идея получила кристаллически-чистое выражение. Причём не только в их произведениях (операх, симфониях и др.), но и в их философско-эстетических и педагогических воззрениях, запечатлённых в письмах, статьях, публичных выступлениях и т. д.

Обращение к творческому наследию классиков русской музыки, к их концептуальным философским, культурологическим и педагогическим позициям, способно оказать сегодня реальную помощь при определении приоритетов в области культурно-патриотического воспитания и образования. Всестороннее рассмотрение данной проблемы немыслимо также без обращения к философским идеям В.С. Соловьёва, Е.Н. Трубецкого, В.В. Розанова, И.А. Ильина, В.В. Зеньковского, Н.А. Бердяева и др. о русской культуре как особом феномене в истории мировой цивилизации; об особом самосознании и нравственном идеале россиян; о специфике русского пути цивилизации и культурного развития. Расстановке методологически важных акцентов при рассмотрении проблемы могут служить концептуальные положения русских дидактов и реформаторов образования, выступавших в XIX в. с идеями внедрения народных идеалов и нравственных приоритетов в учебно-воспитательный процесс.

Анализ художественной и педагогической практики русских композиторов XIX века позволяет выявить сущность, генезис русской национальной идеи в отечественной музыкальной культуре XIX века, определить формы её проявления в музыкальном воспитании и образовании. Важный вывод заключается в том, что национальная направленность художественного творчества Глинки, Даргомыжского, Балакирева и Римского-Корсакова не является прерогативой исключительно композиторской деятельности, но закономерно распространяется на их воспитательную и образовательную деятельность, поскольку « педагогическая подсистема» является составной частью, элементом «художественной системы» в целом как творческого направления в искусстве, школы (в данном случае «новой русской школы»), нормы и принципы которой распространяются на все составляющие её элементы.

Обобщение опыта музыкально-просветительской и музыкально-образовательной деятельности названных мастеров позволяет сделать вывод о том, что за относительно короткий исторический период им удалось создать фундамент отечественной системы музыкального и культурно-патриотического воспитания и обучения, базирующийся на русской национальной музыкально-образовательной идее и тех ценностях, которые имманентно присущи этой идее.

Исходя из сказанного, естественным представляется обращение в современной практике музыкального и культурно-патриотического воспитания к традиционной национальной идее с заложенными в ней категориями, высокой нравственности, добра, истины, любви, эмпатии межличностных взаимоотношений и др.; естественна реставрация этой идеи, сопровождаемая попытками утвердить и закрепить её в фундаменте образовательной «политики» в стране. Выступая как своего рода концентрат аксиологических предпочтений и значимостей для большинства россиян, как система исторически выработанных и откристаллизовавшихся ценностных ориентации, эта идея имеет все основания стать центральным вектором в современной российской образовательной стратегии и тактике.

Сказанное приводит нас к убеждению, что духовным стержнем культурнопатриотического воспитания будущих сотрудников отделов внутренних дел (ОВД) может и должна стать национальная идея, которая обеспечит преемственность традиционных духовнонравственных ценностей.

На современном этапе социального, экономического и политического переустройства общества, в условиях перехода к новым государственным, межнациональным, межрегиональным и общественным отношениям эффективность защиты граждан, борьба с правонарушителями во многом зависит от нравственной и общекультурной готовности сотрудников ОВД к охране правопорядка. Преступность является своеобразным индикатором состояния общества. Ее рост усиливает социальную роль правоохранительных структур. Основной задачей подготовки специалистов ОВД является воспитание патриота и культурного человека. Необходимость совершенствования профессиональной подготовки, повышения культурно-патриотического уровня учащихся колледжей милиции подчёркивается в нормативно-правовых документах Правительства и МВД РФ [1-3].

Степень доверия населения к милиции невысока, бытует мнение, что ее сотрудники коррумпированы и применяют насилие. Никакими материальными благами, устрашающими мерами невозможно заставить человека быть добрым, порядочным, не за страх, а за совесть исполнять законы государства и моральные принципы общества. Именно поэтому, сегодня культурно-патриотическое воспитание (КПВ) будущих сотрудников ОВД выступает как важнейшая задача совершенствования профессиональной подготовки учащихся колледжей милиции.

Вместе с тем, КПВ учащихся колледжей милиции средствами музыки на сегодняшний день не разработано ни в теоретическом, ни и практическом отношениях. Существует противоречие между потребностью в культурно-патриотически воспитанных сотрудников ОВД и недостаточной разработанностью процесса КПВ (и в частности - средствами музыки) учащихся колледжей милиции, осуществляющих их подготовку. Это определяет актуальность постановки исследования возможности культурно-патриотического воспитания учащихся колледжей милиции средствами музыки. Исходя из специфики предмета деятельности - музыки, нами разработаны критерии культурно-патриотического воспитания:

- уровень культурно-патриотического сознания, где считаем возможным определить соответствие патриотического сознания учащегося требованиям современного понимания патриотизма;

- широта культурно-патриотических чувств, которая позволяет выяснить степень развитости эмоциональной сферы личности с точки зрения современной трактовки отечественного патриотизма;

- устойчивость культурно - патриотического поведения, которая наиболее полно характеризует результативность воспитательных воздействий, помогает определить способность к активному проявлению патриотизма, сознательность и самостоятельность в оценке явлений действительности истории, культуры и национальных традиций нашей страны;

- систематичность овладения музыкально-художественными ценностями, как трудолюбие, активность, добросовестность учащихся в учебновоспитательном процессе;

- любовь к русской национальной музыкально-отечественной культуре рассматривается, как: национальная идея, ответственное созидание патриотической идеологии национального самосознания, духовного и культурного возрождения нации;

- интерес к музыке народов ближнего зарубежья, как уважение к культуре и историческим традициям других народов, сохранение российского наследия вместе с цивилизационными и культурными традициями других наций;

- нравственно-эстетическая убеждённость, выявляющая

уверенность учащегося в необходимости использования музыки при воспитании культуры и патриотизма.

На основе анализа исторических аспектов эстетического, нравственного и патриотического воспитания личности разных эпох мы предлагаем определить понятие «культурнопатриотическое воспитание будущих сотрудников ОВД» как процесс целенаправленного, систематического и организованного педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, в целом, личность учащихся с целью развития у них: разносторонней эмоционально-чувственной сферы, социально-нравственных, эстетических (в том числе музыкально-художественных), общественно-художественных ценностей.

В состав культурно-патриотического воспитания входят следующие компоненты: потребностно-мотивационный, интеллектуально-эмоциональный, поведенческий и волевой (с учётом национальной специфики и социокультурных условий общества).

Можно выделить также следующие аспекты культурно-патриотического воспитания:

- изучение истории и культуры нашей страны;

- деятельность по сохранению культуры и национальных традиций;

- формирование гражданского мировоззрения.

В результате культурно-патриотического воспитания у учащихся формируются и развиваются:

- разносторонняя эмоционально-чувственная сфера,

- высокое патриотическое сознание и чувство верности своему

Отечеству,

- готовность к выполнению гражданского и служебного долга,

- нравственные идеалы,

- культура личности и эстетическое отношение к действительности,

- гражданское мировоззрение,

- высокие морально-боевые качества.

В нашем исследовании проблема КПВ рассматривается в социокультурном аспекте. Предмет музыки, как никакой другой, располагает возможностями для созидания, так как музыка есть предмет сотворчества на уровне личности учителя и личности учащегося, где ведущее значение приобретает потенциал личности будущих сотрудников ОВД, их потребность и способность к творчеству, самореализации, совершенствованию.

Особый простор для КПВ будущих сотрудников ОВД представляет собой внеаудиторная музыкально-эстетическая работа в различных её формах, как кружковых (инструментальные, хоровые, музыкально-театральные кружки и др.), так и массовых (посещение концертов, музыкальных театров, музеев; организация творческих встреч с известными музыкантами, героями ВОВ, ветеранами ОВД, героями России и др.).

Литература

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.". - М.: Российский государственный военный историкокультурный центр при Правительстве РФ, 2001.

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской

Федерации на 2006-2010 гг.". - М. Российский государственный военный историко-

культурный центр при Правительстве РФ, 2006.

- «Программа комплексного реформирования системы организации работы с личным составом органов, подразделений, учреждений системы МВД России на 2007-2009 годы». - М. Приказ МВД России от 1 февраля 2007 года № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.