Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание школьников средствами песенно- хорового искусства'

Патриотическое воспитание школьников средствами песенно- хорового искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1113
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЕСЕННО-ХОРОВОЕ ИСКУССТВО / ДУХОВНАЯ ПЕСНЯ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ХОРОВОЕ ПЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богатов Виктор Васильевич, Бобылева Наталья Викторовна

В статье отмечается, что проблема патриотического воспитания является одной из самых актуальных не только в пространстве общественного, но и научного дискурса. Ученые разных направлений и отраслей научного знания по-разному подходят к ее изучению и решению, предлагая определенные подходы и методики с целью формирования патриотических установок у молодого поколения. В данной статье авторы исходят из того, что воспитательным потенциалом, который можно и должно использовать в процессе патриотического воспитания молодежи, обладает песенно-хоровое искусство, поскольку оно выступает неотъемлемой частью культурно-исторического наследия общества, приобщение к которому необходимо для формирования любви к своему Отечеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание школьников средствами песенно- хорового искусства»

УДК 316

Богатов Виктор Васильевич

Заслуженный работник культуры РФ, кандидат педагогических наук, профессор. Таганрогский институт имени АЛ. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «Ростовский

государственый экономический (« »)

[email protected]

Бобылева Наталья Викторовна

кандидат филосовских наук, методист. МБУ ДО «ДШИ с. Покровское» НР РО [email protected]

Victor V. Bogatov

candidate of pedagogical sciences, professor, Honored worker of culture of the Russian Federation, The Taganrog institute of A.P. Chekhov FGBOU'S (branch) IN «The Rostov state economic university («RINH») [email protected]

Natalya V. Bobyliova

candidate filosovskikh of sciences, methodologist.

MBU TO «page DShI. Pokrovsk» HP PO [email protected]

Патриотическое

воспитание школьников средствами песенно-хорового искусства

Patriotic education of

school students means of song and choral art

Аннотация. В статье отмечается, что проблема патриотического воспитания является одной из самых актуальных не только в пространстве общественного, но и научного дискурса. Ученые разных направлений и отраслей научного знания по-разному подходят к ее изучению и решению, предлагая определенные подходы и методики с целью формирования патриотических установок у молодого поколения. В данной статье авторы исходят из того, что воспитательным потенциалом, который можно и должно использовать в процессе патриотического воспитания молодежи, обладает песенно-хоровое искусство, поскольку оно выступает неотъемлемой частью культурно-исторического наследия общества, приобщение к которому необходимо для формирования любви к своему Отечеству.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, песенно-хоровое искусство, духовная песня, музыкальное воспитание, хоровое пение.

Annotation. The problem of patriotic education is one of the most urgent not only in space of a public, but also scientific discourse. Scientists of the different directions and branches of scientific knowledge differently approach her studying and the decision, offering certain approaches and techniques for the purpose of formation of patriotic installations at the younger generation. In this article authors recognize what the educational potential which it is possible and has to use in the course of patriotic education of youth, song and choral art as it acts as an integral part of cultural and historical heritage of society, familiarizing with which is necessary for formation of love to the Fatherland, possesses.

Keywords: patriotism, patriotic education, song and choral art, spiritual song, musical education, choral singing.

Политические и экономические изменения, произошедшие в стране за последние годы

и появление новых проблем, связанных с воспи-

,

сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Косинов С.С. и Самыгин С.И. в статье «Система социальной мобильности российского общества: оценка эффективности в условиях современной реальности» отмечают, что снижение социального самочувствия российской молодежи, ее духовная и , -

даптация той, достаточно большой, части молодежи, которая не имеет доступа к социальным

ресурсам, обеспечивающим успешное продвижение в российской стратификационной систе-,

,

глубокого социологического осмысления функционирующей в России системы социальной ,

, -

альных возможностей в процессе профессионального становления и продвижения. По мне,

системы общества предполагает анализ ее динамических процессов и типов перемен, которые происходят в процессе осуществления индиви-

дами социальной мобильности. В каждом обществе существует система социального неравенства. Не стоит обольщаться, что возможно построение общества всеобщего равенства - это миф, утопия. Но система неравенства в каждом обществе существенно отличается, имеет свою специфику, обусловленную ментальными, культурными, социально-экономическими и политическими факторами конкретного социума.

«Даже в открытом обществе, в котором отсутствуют формальные ограничения социальной мобильности и действует принцип равноправия прав и возможностей в процессе жизненной самореализации, по мнению ученых, существуют

социальные, расовые и половые барьеры соци-

,

множество формальных и неформальных ограничений и установлений, которые благоприятствуют продвижению лиц из высшей страны и препятствуют тем, кто относится к низшей» [1].

Является ли российское общество открытым? Это вопрос достаточно сложный и однозначного ответа на него может и не быть, поскольку официально, конечно же, наше общество является открытым демократическим обществом, в котором провозглашено равноправие прав и возмож-. -вие очень часто не реализуется и страдает от этого в большей степени молодежь, дифференцированная по имущественному и поселенче-.

общества к тому или иному типу (открытому или

закрытому) связана с переходным состоянием

,

в новых условиях прежних установлений, принципов и ценностей общественного порядка. Это (

) -

никновения институциональных рисков и роста нестабильности как отражение неспособности социальных институтов эффективно адаптироваться к динамично меняющейся реальности.

Для современной российской молодежи, согласно результатам социологического исследования сотрудников Института социологии РАН, образом идеала выступают чаще всего родственники и друзья [2], да и полагается современная российская молодежь преимущественно на родственные связи в процессе жизненной самореализации и, , . многое зависит и от самого индивида, так как самый высокий семейный капитал не сможет гарантировать восходящую социальную мобильность или хотя бы сохранение социального статуса, дарованного семейным положением, если потомок не прилагает для этого определенных усилий.

, ,

том числе и российского, основная проблема заключается в том, что в нем социальный статус не может быть просто передан от родителей к детям, как это было в прежние времена при сословной .

Социальная мобильность или социальный лифт

выступает своего рода кровеносной системой

,

его члены перемещаются из одной социальной группы в другую по социальной лестнице. В стабильном обществе каналы социальной мобиль-, -

альной мобильности П. Сорокина, каналы верти, -

ми, по мнению этого выдающегося социолога, являются институты семьи, армии, церкви, школы, политические, экономические и профессиональные организации [3], функционируют стабильно. Без эффективного социального лифта, по которому бы продвигалась мотивированная на достижение социальных высот молодежь, стимулируемая социумом, правительством, невозможно запустить механизмы экономического роста. И в целом развитие общества невозможно. Сегодня в российском обществе идет процесс депрофессионализации и профессиональ-, -

тус, не обеспеченный соответствующим матери, ,

выступает источником снижения профессио-

,

обесценивания таких важных профессий, как учитель, воспитатель, врач, а также профессий в .

Современная российская реальность такова, что позволяет констатировать: основные каналы социальной мобильности находятся в кризисном состоянии и не гарантируют успешное социальное продвижение той части молодежи, которая имеет для этого все основания, но в ситуации жесткой системы социального неравенства [4] не может реализовать свои права на жизненную самореализацию. Особенную тревогу вызывает институт образования как основной канал социальной циркуляции.

, -

,

в современном мире, определяет, насколько общество готово к инновациям, к их освоению и креа-. -зования происходит освоение и внедрение инноваций и технологий, стремительно развивающихся в информационном обществе, и потому так важно, чтобы система образования была не просто адаптивной, соответствующей времени, - она должна

опережать время и быть готовой к инновациям. В

,

современное российское общество, требуется качественно иной уровень и тип образования, но при этом нельзя игнорировать прежний опыт, как дидактический, так и социокультурный в целом, поскольку только на его основании, вбирая все луч,

общества, можно выйти на уровень высоко инновационного и эффективного развития [5].

Разрушительная политика российского государства в образовательной сфере привела к тому, что мы утратили свою парадигму образования, которая позволяла производить и воспроизводить общество образованного и духовно ориентированного типа на основе идеологии гуманизма [6], в поисках

которой сегодня находится Россия. -

столь сложной в настоящее время млодёжи. И в первую очередь, воспитания нравственно-отети-

ческого, гражданственного и, конечно, патриотиче-

,

военно-политическими «играми» НАТО и расширенным антитеррористическим движением.

Решение проблемы воспитания патриотизма потребовало новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение, вследствие чего была разработана Министерством образования и науки РФ «Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных », «

направления организации воспитания и социализации учащихся общеобразовательных учре-», - -

тическому воспитанию.

, -

цепция формирования гражданина, патриота

России в современных условиях ещё не создана. -

, : -

дня в содержание патриотического воспитания, какими средствами следует его осуществлять? Безусловно, патриотическое воспитание подрастающего поколения - залог стабильного развития страны в будущем. Этот процесс длительный по времени, сложный по содержанию и достаточно разбалансированный с точки зрения методического осуществления. Особое значение в рамках данной проблемы придается предметам гуманитарного цикла и, в частности, предме-« » ,

формам музыкального обучения. Уроки эстетического цикла всегда были и есть важными в целостном педагогическом процессе. Формирование патриотических чувств во многом зависит от развития эмоциональной сферы учащихся. Это развитие возможно также при пении в хоре.

К вопросу о значении хорового пения и хорового искусства в целом в воспитании духовно богатой личности обращались многие выдающиеся педагоги, музыканты, учёные (Д. Локшин, В. Соколов, А. Свешников и др.) [7].

Для полного и целенаправленного проведения патриотического воспитания учителю музыки общеобразовательной школы необходимо хорошо знать сущность понятий «патриотизм» и

«патриотическое» воспитание. Рассматривая

« », -

, -.

имеет индивидуальный смысл. Это зависит от его уровня культуры, мировоззрения, жизненного опыта. Определение патриотизма, как «любовь к Родине, преданность ей», слишком размыто, так как каждым понимается по-своему. Не всякий человек, живущий в своей стране, является её патриотом. Можно жить в стране, но не быть её патриотом. В нашей стране были и есть люди, которые не жили в России, по разным причинам, в силу сложившихся обстоятельств, но горячо её любили (М. Плисецкая, С. Рахманинов, А. Солженицын, Шаляпин и многие другие).

Разными исследователями проблема патриотизма рассматривается в различных исторических, политических и социально-экономических

,

,

и т.п., отношения к своему Отечеству. Достаточно полно раскрыл содержание данного понятия философ И.Е. Кравцов: «Патриотизм - это любовь к своему отечеству; к родным местам («земле отцов»), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и гос. - -ветная преданность своей Родине, готовность защищать её независимость» [8].

Воспитание сегодня - это содержательное, разностороннее, общественное явление. В качестве современных приоритетов воспитания выдвигается социализация личности, приобщение её к культуре, нормам и ценностям общества.

Поэтому музыкальное воспитание, из-за специфически эмоционального содержания музыки, играет важную роль в деле воспитания молодёжи.

Хоровое пение - наиболее эффективная, доступная и действенная форма музыкального воспитания. В качестве музыкального инструмента здесь выступает человеческий голос, са-« »,

Б.В. Асафьева, пользоваться которым могут почти все дети [9]. Воспитательные возможности хорового пения огромны. Оно всегда имело позитивный характер в музыкально-эстетическом

,

является история музыкального воспитания в России, об этом труды С.И. Миропольского,

А.Н. Карасева, ЯН. Зарина и др.

, -

, -

ные и познавательные задачи. Воспитательное значение хорового пения исключительно велико и определяется оно воздействием на детей

единством музыки и слова, самой природой пев, -

ции. Ведь именно в песенно-хоровом произведении как ни в каком другом произведении литературы и искусства, органично сочетаются эмоциональные переживания, навеваемые музыкой, осмысление нравственных понятий, вызываемое содержанием поэтического текста. Если есть у музыки такие ценные для искусства качества, как

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

правдивость, глубина её содержания и вырази,

исполнителей, но и до слушателя, и воспитательное значение её проявится в полной мере. Пение в хоре дает ребенку возможность выражать свои чувства и переживания, свое отношение к содержанию песни. Участвуя в хоровом пении, дети становятся как бы сотворцами музыкального произведения. Передавая образ песни, её содержание собственными впечатлениями о жизни, детей захватывает возможность коллективно выразить чувства и настроения песни, её . -

ведений развивает воображение, которое способствует развитию мышления. Успех патриоти-

, ,

хоровом классе во много зависит от того, какие произведения поют школьники - участники хора. Поэтому репертуар является определённым фактором в практике патриотического воспитания детей школьного возраста.

- -

лектива, он должен быть идейно-гадержатель-ным и ценным в художественном отношении, отвечать требованиям учебной программы, отвечать требованиям мероприятий, в которых хоры принимают участие. В репертуарах хоровых коллективов должны звучать произведения , -

,

произведения, что поспособствует патриотическому воспитанию хористов. Яркие художествен,

мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания. Отбор репертуара осуществляется на основе ряда принципов, один из которых является учет единства воспитания и обучения. Суть его заключается в том, что хоровой репертуар должен содействовать не только приобретению музыкальных навыков и умений,

сколько общему художественному развитию,

,

, -

вать патриотическому воспитанию участников

хора, а также слушателей. Подбор полноценного -

чрезвычайно важным делом, тж. в значительной степени обеспечивает эффективность воспита-.

Выяснив и изучив сущность содержания понятия «»

,

способствует воспитанию у школьников такого благородного чувства как патриотизм. С точки зрения жанрового разнообразия полноценный репертуар включает в себя героические, патриотические, духовные, а также произведения рус. , своей Родины обязательно должен знать государственную символику. Т.е. иметь представление о том, как выглядит флаг, герб и, конечно же,

знать гимн своей страны - главную государ,

любовь и патриотизм. Слова - величавые, музыка гимна - торжественная, эмоционально приподнятая, передаёт не только твердость и оптимизм, свойственные государственной песне, а также присущую русской музыкальной культуре .

Преданность и любовь к своему Отечеству мож-

,

в репертуаре песни о войне и произведения во,

огромна. Мастера песни сумели правдиво выразить чувства и мысли людей, стойкость и мужество, беззаветную преданность Родине. Их песни, в свое время, стали могучей мобилизирую-

щей силой в жизни народа и армии. Особенно велико значение героических песен, призывающих к возмездию, мщению, а также суровых походных песен драматического характера. В этих песнях не просто слова «преданность и лю-», , . -

городные герои и их поступки, описанные в , -

шах. Образы людей, совершающих подвиги, по-

настоящему героические поступки, так ярки и

,

примером, а в последствии - рождением нового .

В основе патриотизма лежит не только привязанность к той культурной среде, в которой жи-

, ,

земле, где ты родился, тревога за судьбу своего отечества. Любовь к родному дому является основой любви и уважения к своему государству, его политическим и государственным учреждениям, закону, правительству, культуре, языку, искусству. В этой связи большое значение приобретает изучение фольклора, песен, которые являются той основой, на которой строится любовь и уважение к своей стране, земле, народам,

. -

,

культуре играет значительную роль в художе--

.

Народная песня знакомит с вековыми традициями и историческим прошлым народа, приобщает участников хора и слушателей к национальной

культуре с ее характерными интонациями, широ-

, , -

той и свободой звуковедения, ритмическими .

Принятое Русью тысячу лет назад Крещение послужило основой создания великой культуры, государственности, формирования патриотизма, понимание которых невозможно без усвоения ценностей Православия как основной религии .

Духовная музыка - неотъемлемая часть культурного, исторического наследия России, в которой ярко и полно выразились - художественный

,

народа. Она несет в себе ценностно-этические

,

реальности и даёт основание верить, что наша

, -

ховном, «хоровом» начале, осознает себя общественно активной личностью, руководящейся мотивами любви и преданности своему Отечеству и народу.

, , -

ющее в детях патриотизм, сопереживание, воображение, творческое мышление, формирует

, ,

которых является репертуар, состоящий из произведений о войне, песен военных лет, песенных образцов русского фольклора, а также произведений русской духовной музыки.

Литература:

1. Шкаратан О.И. Социология неравенства. Теория и реальность. М. : Изд. дом Высшей школы экономики. 2012. С. 216.

2. Горшков М.К. Молодежь России: социологический портрет. 2-е изд. доп. и исправл. / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги М. : ИС РАН, 2010. С. 128.

3. Сорокин ПЛ. Социальная мобильность / Под общ. Ред. В.В. Сапова. М. : Academia; LVS, 2005. С. 149.

4. Скворцов Н.Г. Социальное неравенство в России: вызовы национальной идентичности / Н.Г. Скворцов, А.В. Верещагина, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 10. С. 95-102.

5. . . -менного образования в исторической проекции и динамике модернизации его парадигмальных оснований в условиях вызовов информационной

/ . . , . . , . . // : -фия о мире и человеке. 2016. № 2. С. 74-91.

6. . . -

// -гуманитарные знания. 2006. № 2. С. 3-15.

7. . . -истинно народное. М.,1962. С. 3-7.

8. . . . , 1989. С. 12-15.

9. . . . ,

1980. С. 286.

Literature:

1. Shkaratan O.I. Inequality sociology. Theory and reality. M. : Prod. house of Higher School of Economics, 2012. P. 216.

2. Gorshkov M.K. Molodezh's of Russia: sociological portrait. 2nd prod. additional and ncnpaB/i. / M.K. Gorshkov, F.E. Sheregi M. : IS RAS, 2010. P. 128.

3. Sorokin P.A. Social mobility / Under a general Edition of V.V. Sapov. M. : Academia; LVS, 2005. P. 149.

4. Skvortsov N.G. Social inequality in Russia: calls of national identity / N.G. Skvortsov, A.V. Veresh-chagin, S.I. Samygin // Humanitarian, social and economic and social sciences. 2016. № 10. P. 95-102.

5. Vereshchagina A.V. Valuable crisis of modern education in a historical projection and dynamics of modernization his paradigmalnykh of the bases in the conditions of calls of information era / A.V. Vereshchagina, V.N. Nechipurenko, S.I. Samygin // the Context and a reflection: philosophy about the world and the person. 2016. № 2. P. 74-91.

6. Volkov Yu.G. Humanity ideology in formation of the Russian identity // Social and humanitarian knowledge. 2006. № 2. P. 3-15.

7. Sveshnikov A.V. Choral singing - art truly national. M., 1962. P. 3-7.

8. Aronov A.A. To bring up patriots. Moscow, 1989. P. 12-15.

9. Asafyev B.V. About choral art. Moscow, 1980. P. 286.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.