средняя степень выраженности радикализма, способность к анализу и прогнозированию, высокий уровень логического мышления, стремление выполнять социальные требования, гибкость, ассертивность, самостоятельность. Детерминируют процесс становления социально-психологической компетентности у сотрудников отдела безопасности такие индивидуально-психологические особенности их личности, как эмоциональная устойчивость, невысокая степень фрустрированности, отсутствие доминирования негативных эмоций, способность к эмпатии, самостоятельность, способность адекватно оценивать результаты своей деятельности, широкий спектр поведенческих реакций в стрессовых и обыденных ситуациях, гибкость в общении, ответственность, интеллектуальные особенности не ниже среднего.
1. Участие сотрудников уголовно-исполнительной системы в специально разработанной программе психологического сопровождения, направленной на становление их социально-психологической компетентности, способствовало положительной динамике таких показателей, как гибкость в общении, эмоциональная устойчивость, способность адекватно выражать эмоции, аутентичность взаимодействия, гибкость и самостоятельность в деятельности, выбор ассертивной стратегии поведения в стрессовой ситуации, снижение стремления к асоциальным, агрессивным действиям и избеганию ответственности.
2. Изменения произошли под влиянием условий, способствующих более глубокому познанию самого себя, наличием обратной связи у членов экспериментальной группы, усвоением эффективных методов саморегуляции, общения, воздействия и познания других людей. Гипотеза о влиянии на социально-психологическую компетентность стажа работы в уголовно-исполнительной системе, занимаемой должности, уровня образования, возрастных особенностей не подтвердилась.
Следовательно, эффективными условиями становления социально-психологической компетентности у сотрудников уголовно-исполнительной системы являются самоактуализация, своевременное и целенаправленное использование специальной программы психологического сопровождения, осуществляемое с учетом индивидуально-психологических особенностей личности сотрудников (интеллектуальных, коммуникативных, эмоционально -волевых, нравственных).
ЛИТЕРАТУРА
1. Белицкая Г. Э. Социальная компетенция личности // Сознание личности в кризисном обществе. - М., 1995.
2. Дебольский М. Г., Свирилова И. Б. Социально-психологическая компетентность руководителя ОВД: учебное пособие. - М., 1999.
3. Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала. - М., 2000.
4. Ежова О. Н. Проблема психологической компетентности сотрудника уголовно-исполнительной системы // Актуальные проблемы психологического обеспечения в уголовно-исполнительной системе: мат-лы науч.-практ. конф. психологов УИС / под ред. М. Г. Дебольского. - М., 2006.
5. Зимняя И. А. Компетентность человека - новое качество результата образования // Проблемы качества образования: мат-лы XIII Всерос. совещания. - М., 1999. - Кн. 2. / под ред. В. Г. Казановича и др.
6. Митюрина Н. Ю. Личность в сфере правоохранительной деятельности: развитие профессионализма. - Саратов, 2002.
7. Настольная книга войскового психолога, офицера по организации общественно-государственной подготовки и военно-социальной работы. - М., 2003. - Вып. 44.
8. Сафронова И. Н. Адаптация сотрудников пенитенциарной системы к профессиональной деятельности в экстремальных условиях: дис. ... канд. психол. наук. - Томск, 2002.
9. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловых взаимодействиях. - СПб., 2003.
10. Совершенствование социально-психологической компетентности педагогического персонала: методические рекомендации / под ред. С. М. Петровой. - Псков, 2004.
11. СусловаЕ. А., ЕршоваН. Н. Развитие социально-перцептивной компетентности в системе профессионального общения // Развитие социально-перцептивной компетентности личности: мат-лы научной сессии, посвященной 75-летию академика А. А. Бодалева. - М., 2006.
12. Хасан Б. И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность: монография. - Красноярск, 1996.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
С. А. Константинов, О. Ю. Ефремов
В статье рассмотрена проблема патриотического воспитания российских граждан в педагогическом плане. Основное внимание уделено содержанию и методам организации и оценки качества патриотического воспитания в отечественных учебных заведениях.
Ключевые слова: воспитание, патриотическое воспитание, учебные заведения.
В современной России на фоне мирового экономического кризиса важно не допустить развития духовного кризиса, в частности, кризиса патриотических чувств, сознания и поведения. Отказ от службы в армии, дезертирство, массовое распространение «дедовщины» в армии, проявление в молодежной среде фашистской и националистической идеологии - наиболее очевидные негативные проявления этого процесса. Поэтому на воспитание патриотизма у граждан и молодежи нацелена принятая 11 июля 2005 г. Правительством РФ Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (2). В 2005 г. закончился срок действия такой Программы, принимавшейся на 2001-2005 гг., которая, однако, не смогла в полной мере мобилизовать и реализовать все резервы патриотизма в обществе.
В контексте развития теории и практики патриотического воспитания особое внимание следует обратить на то, что различные социальные группы и общественные слои, политики и государственные деятели по-разному трактуют, понимают и используют патриотизм. На чувствах патриотизма порой осуществляются политические спекуляции и разжигается социальная вражда. В этой связи полезно под педагогическим углом зрения рассмотреть эту проблему и на научной основе определить мето-
ды и инструменты ее решения с учетом традиций социальной и политической жизни российского общества и государства и новых условий мирового развития.
В широком, общепринятом смысле патриотизм понимается как общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение граждан к своей стране. В жизни это отношение проявляется в сложном комплексе чувств, знаний, ценностных ориентаций, установок, действий, обычно понимаемом как любовь к Родине. Словарь В. Даля определяет патриота как «любителя отечества, ревнителя о благе его...». Ключевое, удачно найденное В. И. Далем слово в этом определении - ревнитель, т. е. усердный защитник, поборник интересов Родины. Если мы попытаемся провести операционализа-цию, то увидим, что под любовью к Родине следует понимать: заботу об интересах и исторической судьбе своей страны; гордость ее достижениями и критику недостатков; сочувствие к страданиям и социальным нуждам народа; уважение к историческому прошлому и традициям своей родины; привязанность к месту рождения, жительства - «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам»; готовность к самопожертвованию, борьбе с врагами отечества, защите интересов Родины.
В значительной степени реализация Программы патриотического воспитания возложена и на учебные заведения, а данное направление воспитательной работы является одним из важных показателей качества образовательного процесса. Чтобы оценить уровень организации патриотического воспитания в образовательном учреждении (ОУ), необходимо проанализировать цели, задачи, направления, по которым оно осуществляется, сформулированные образовательным учреждением, и критерии оценки его эффективности. В ходе проведенного нами исследования организация патриотического воспитания изучалась на базе СОШ № 122, 163, 304 Центрального района Санкт-Петербурга в 2008 г., а также в Санкт-Петербургском государственном университете кино и телевидения и в Военной академии связи.
Главная цель патриотического воспитания, которую ставит администрация ОУ, это формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование и развитие подрастающего поколения, обладающего активными социально значимыми качествами, способного проявить их в созидательном процессе в интересах российского общества.
Из общей цели патриотического воспитания вытекают задачи, выполнение которых способствует значительному повышению уровня социальной активности, патриотизма и готовности к достойному служению Отечеству у учащихся:
- формирование национального самосознания, ценностного отношения к личности, обществу, государству, к идеям и ценностям их возрождения и развития;
- приобщение подрастающего поколения к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества, народа, формирование потребности в высоких духовнонравственных и культурных ценностях и в их дальнейшем развитии;
- воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной ответственности как важнейшей характеристики молодых граждан, проявляющейся в заботе о благополучии своей страны, ее укреплении и защищенности;
- воспитание положительного отношения к труду, развитие потребности в труде на благо общества, государства, формирование социально значимой деятельностной целеустремленности;
- формирование и развитие потребности в духовной жизни, в нравственно здоровом образе жизни, способности жить счастливой жизнью с семьей, близкими людьми, поддерживать благоприятный климат в коллективе.
Решение этих задач предполагает осуществление следующих мер:
- целенаправленная работа по созданию условий для социального, культурного, духовного и физического развития учащихся;
- обеспечение возможности для полноценной социализации детей и подростков, более активного вовлечения ее в решение социально-экономических, культурных, научных, экологических и других проблем;
- утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов, идеалов, уважения к старшим, религиозным воззрениям граждан, историческому и культурному прошлому России;
- повышение эффективности системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждой личности любви к Отечеству, готовности укреплять основы общества и государства, достойно и честно выполнять обязанности гражданина Отечества, патриота России.
Результатами реализации этих мер, выполняемых в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20062010 годы», должны стать: повышение уровня патриотизма и интернационализма у российских граждан, усиление их социальной активности и уровня социализации и самореализации; минимизация негативных проявлений в молодежной среде; снижение уровня преступности; укрепление общественной безопасности и правопорядка.
Основные направления патриотического воспитания в образовательных учреждениях определяются особенностями переживаемого периода общественного развития, проблемами, решаемыми в процессе преобразований, состоянием патриотического воспитания школьников, а также целями и задачами Программы и призваны обеспечить ее выполнение.
Эти направления представляют собой систему взаимосвязанных мер, реализуемых непосредственно в сфере деятельности патриотического воспитания граждан в определенные сроки, осуществляемых соответствующими исполнителями, располагающими необходимыми возможностями и ресурсами.
Направления патриотического воспитания подразделяются на две основные группы. В первую включены мероприятия, призванные поднять эффективность деятельности по патриотическому воспитанию на более высокий уровень, решить накопившиеся проблемы, со-
здать лучшие условия для ее осуществления, новые, оптимальные возможности для формирования личности гражданина - патриота России. Мероприятия, предназначенные для выполнения этих задач, систематизированы по следующим основным направлениям: информационно-аналитическое; нормативно-правовое; организационно-методическое; обеспечение взаимодействия и координации; подготовка и повышение квалификации кадров; финансово-экономическое обеспечение.
Вторая группа направлений патриотического воспитания включает системные мероприятия самой этой деятельности. Важнейшими из них являются: историкопатриотическое; социально-патриотическое; культурнопатриотическое; спортивно-патриотическое; гражданско-патриотическое; военно-патриотическое.
Основное содержание деятельности, осуществляемой по этим направлениям, сфокусировано на формировании у учащихся исторической памяти, уважения к героической и драматичной истории страны, высокой культуры, духовности, любви к России, на конкретном наполнении патриотической идеи, особенно на основе ценностей и интересов общества, государства, личности, гражданской ответственности, готовности к достойному служению Отечеству и защите, в случае необходимости, суверенитета, государственной целостности и национальных интересов Российской Федерации.
Воспитательная деятельность, в том числе по формированию патриотизма, особенно осуществляемая образовательными учреждениями в Российской Федерации, не может и не должна проводиться без контроля ее результатов. Это учитывается в новых нормативных документах федерального уровня, определяющих развитие сферы образования. Так, среди ключевых задач в области обеспечения качественного образования (включающего оценку качества образования с целью его контроля), определенных основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2010 г., выделяются такие задачи, как «утверждение ценностей гражданского общества, становление и социализация личности ученика в условиях современного мира», «формирование трудовой мотивации», «поддержание дисциплины в образовательных учреждениях», решаемые на основе воспитательного компонента образовательного процесса.
Учтено это и в федеральных нормативных актах (нормативных документах, обязательных для исполнения в системе образования РФ), определяющих содержание контроля результатов среднего и высшего профессионального образования: в рамках аккредитационного показателя «Воспитательная деятельность», установленного приказами Минобразования России, и в рамках соответствующих компонентов государственных стандартов образования указанных уровней. Поскольку в отношении общего образования, наиболее массового в РФ и имеющего свою специфику, регламентирующие документы такого уровня пока отсутствуют, эффективный контроль и, следовательно, целенаправленное осуществление воспитательной деятельности учреждений
общего образования невозможны без определения федерального (общеобязательного) содержания контроля результатов образовательной деятельности учреждений, реализующих общеобразовательные программы.
Такое содержание выражается в перечне соответствующих критериев оценки, состоящих из следующих элементов: параметр оценки (формулировка критерия), его весовой коэффициент (степень значимости данного критерия для решения задач указанного контроля и его место в системе интегральной характеристики результатов контроля); норматив (норма оценки - уровень, которого должен достичь результат оценки по данному критерию для констатации соответствия данных контроля установленным требованиям к результатам образовательной деятельности учреждений данного типа, имеющих воспитательное значение).
Исходя из указанных выше норм, данный перечень определяется содержанием планируемых результатов образовательной деятельности, по отношению к которым оцениваются результаты этой деятельности, что и составляет суть их контроля.
Основные планируемые результаты образовательной деятельности в РФ в соответствии с законодательством определены:
- в целях образования, установленных Законом РФ «Об образовании» и Конвенцией ООН о правах ребенка, ратифицированной РФ;
- в целях, задачах и функциях общего образования различного уровня и направленности, установленных типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, введенными в действие постановлениями Правительства РФ;
- в государственных образовательных стандартах;
- в показателях и критериях аттестаций государственной аккредитации учреждений образования различных типов и видов, определяемых содержанием планируемых результатов и установленных соответствующими федеральными нормативными правовыми актами.
Следовательно, для определения содержания (критериев оценки) государственного контроля результатов воспитательной деятельности необходимо выделить воспитательно значимые компоненты указанных основных планируемых результатов общеобразовательной деятельности в Российской Федерации.
Для этого в первую очередь необходимо определить в целом содержание воспитательно значимого компонента образования (нравственного, патриотического, эстетического, правового и т. д.) в соответствии с действующим законодательством. Воспитательный компонент образования конкретизируется по своим направлениям.
Так, в соответствии с Методическими рекомендациями по аттестационной и аккредитационной оценке образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и направленности (1), в реализации данного компонента следует учитывать направления развития личности, обеспечиваемые воспитанием либо обучением и воспитанием:
- социально-нравственное (усвоение понятий о социальных нормах отношений, в том числе общечеловеческих ценностях, определяемых в соответствии с содер-
жанием Конституции РФ, федеральных нормативных актов, о нормах экономических, правовых и иных отношений в обществе; сформированность элементов гражданско-патриотического сознания; усвоение обобщенных закономерностей жизни и развития общества и человека в нем);
- общеинтеллектуальное (усвоение понятий об эффективных способах мыслительных действий применительно к решению задач и другим видам практического применения аналитико-синтетической деятельности; усвоение элементов общенаучных методов познания);
- общекультурное (усвоение общеэстетических понятий; усвоение экологических понятий, отражающих непосредственное взаимодействие человека с окружающей средой и его последствия; усвоение понятий, определяющих управление собой - своим здоровьем, физическим развитием, творческим самосовершенствованием и т. д.).
При более детальной конкретизации воспитательного компонента образования по своим направлениям в соответствии с указанными направлениями развития личности, современной спецификой образования в РФ и применительно к содержанию и методам оценки воспитательного компонента в системе государственного контроля качества общего образования целесообразно говорить о направлениях воспитательного компонента образования, служащих основаниями для определения оцениваемых в рамках такого контроля критериев, как: нравственно -этиче ское; гражданско -патриотиче ско е (формирование национального самосознания, патриотических чувств и готовности действовать в соответствии с уважительным отношением к ценностям отечественной культуры и, как следствие, других культур, формирование способности к межличностному и межкультур-ному диалогу, формирование собственной позиции личности по отношению к обществу); правовое, трудовое, экономическое, художественно-эстетическое, экологическое, умственное, физическое, формирование готовности личности управлять собой.
Таким образом, важнейшим условием эффективности работы по патриотическому воспитанию является постоянный анализ ее состояния, объективная оценка достигнутых результатов и определение на этой основе новых возможностей и направлений их реализации в целях обеспечения перспектив развития этой деятельности. Активная разработка ее научно-методических основ призвана способствовать значительному повышению уровня и качества работы по патриотическому воспитанию, сделать дееспособными все звенья этого процесса, завершенность которого определяется достигнутым результатом. В силу этого постоянная нацеленность на него в ходе выполнения различных задач при проведении тех или иных форм патриотического воспитания должна стать правилом, нормой, критерием этой деятельности в образовательных учреждениях, от которых во многом зависит настоящее и будущее России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Письмо Минобразования России от 15 октября 2003 г. № 24-51-212/13-28-51-793/16 «Методические рекомендации
по аттестационной и аккредитационной оценке образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и направленности» // Вестник образования. - 2003. - № 23.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422 «О Государственной программе “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы”» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 29. - Ст. 3064.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ
Е. А. Семенова
В статье дается обоснование актуальности изучения проблемы профессионального самосознания студентов, представлен теоретический анализ основных подходов к понятию «профессиональное самосознание». Раскрываются особенности профессионального самосознания будущих юристов в вузе.
Ключевые слова: профессиональное самосознание, профессиональная деятельность и профессионально важные качества юриста.
Демократизация и гуманизация современного общества, политические, экономические и социальные перемены в нашей стране требуют подготовки компетентных специалистов, обладающих высоким интеллектуальным потенциалом, глубоконравственными личностными качествами и адекватной профессиональной Я-концепцией. Изучение профессиональной Я-концеп-ции и самосознания является перспективным направлением исследований в психологии. Особенно важно изучение указанного феномена как составной части человеческого фактора в современной юриспруденции (В. Л. Васильев (1), Л. А. Воскобитова (8), М. И. Ени-кеев (2), В. Б. Тепликов (10) и др.).
Психологические исследования свидетельствуют, что профессия влияет на восприятие и понимание мира субъектом и самого себя в этом мире (Е. А. Климов (3), Ю. Н. Кулюткин (5), С. В. Тарасов (5) и др.). Профессионалы, как правило, воспринимают себя и окружающий мир через призму своей профессии. По мнению психологов, мир профессии представляет собой групповой инвариант субъективного отношения человека к миру и является неотъемлемой частью субъективной модели образа мира у профессионалов. Люди, воспринимающие свою профессию как образ жизни, отражают объективную действительность и самого себя в соответствии с опытом пережитых деятельностей. Исследования ученых А. К. Марковой (4), Т. Л. Мироновой (6), Л. М. Митиной (7) и других доказывают, что существует связь между сформированностью профессионального самосознания и успешностью профессионала независимо от вида профессиональной деятельности.
Проблема развития и формирования профессионального самосознания неоднократно рассматривалась разными авторами (Е. А. Климов (3), А. К. Маркова (4), Т. Л. Миронова (6), Л. М. Митина (7), Е. Ю. Пряжникова (9) и др.). Несмотря на обилие работ, посвященных исследованию проблемы самосознания личности, вопрос