дущем профессионально важном качестве, обеспечивающем успешность их учебной деятельности, а также приобретение практических навыков по управлению и регуляции собственными эмоциями и эмоциями окружающих. Учитывая трёхкомпонентный состав эмоционального интеллекта, программа его развития включает три блока: развитие аффективного, когнитивного и конативного компонентов. Каждый блок включает в себя теоретические, практические занятия и самостоятельную работу студентов-психологов, что представляет собой традиционную схему усвоения необходимого учебного материала. Осуществление программы проходит подготовительный, основной и заключительный этапы. На подготовительном этапе разрабатываются и подбираются практические упражнения и теоретические занятия по дифференцированному развитию компонентов эмоционального интеллекта. При этом дифференциация определяется выделенными составляющими аффективного, когнитивного и конативного компонентов. Основной этап предполагает реализацию разработанной программы развития эмоционального интеллекта через включение её в учебный процесс в рамках специального учебного курса в различных формах аудиторной (беседу, групповые дискуссии, психологический тренинг, игровые формы работы, мастер-классы, проблемные лекции) и внеаудиторной работы (работа с теоретическим материалом, анализ эмоционально окрашенной информации, применение методов саморегуляции и др.). Заключительный этап представляет собой оценку результатов программы. Проводятся мероприятия по диагностике и описанию динамики показателей когнитивного, аффективного и конативного компонентов эмоционального интеллекта, определяющих успешность учебной деятельности студентов-психологов.
Предваряет реализацию программы начальный диагностический срез. В его рамках нами измерены параметры эмоционального интеллекта и успешности учебной деятельности сту-дентов-психологов по трём компонентам эмоционального интеллекта и двум сторонам успешности. Показано, что величины данных показателей дифференцированы на высокий, средний и низкий уровни. Средние значения по эмоциональному интел-
Библиографический список
лекту составляют для экспериментальной группы 20,6%, 61,9% и 17,5% соответственно; для контрольной группы - 34,9%, 47,6% и 17,5% соответственно. Средние значения по успешности составляют для экспериментальной группы 40,8%, 42,9% и 16,3% (высокий, средний и низкий уровни соответственно); для контрольной - 45,3%, 38,1% и 16,6% соответственно. Статистический анализ показал, что достоверных различий между экспериментальной и контрольной группами по измеренным показателям не обнаружено (уровень значимости колеблется от 0,05 до
2
0,32 ед.; использован критерий X - Пирсона).
Результаты начального среза показали, что потенциал развития успешности есть, обе стороны успешности требуют коррекции в сторону роста.
Контрольный диагностический срез по параметрам эмоционального интеллекта и успешности показал, что изменения, произошедшие от начального этапа эксперимента к контрольному, существенные, что позволяет связать эти изменения с реализацией программы развития эмоционального интеллекта. Так, показатель объективной успешности значимо вырос с 5,7 до
2
8,1 ед. (использован критерий х - Пирсона). При оценке испытуемых главными критериями оказались мотивированность студентов на приобретение знаний, инициативность и любознательность, в том числе в научно-исследовательской деятельности, практико-ориентированная позиция при усвоении учебного материала. Показатель субъективной успешности значимо вырос с 0,56 ед. до 0,86 ед., что позволяет констатировать факт сближения и большей согласованности запланированных студентом целей и результатов в актуальной для него деятельности и достижимости этих планов и целей в реальных условиях этой актуальной деятельности.
Таким образом, статистически достоверные изменения в показателях успешности позволяют нам считать экспериментально доказанным, что специальное воздействие на показатели эмоционального интеллекта, представленные параметрами когнитивного, аффективного и конативного компонентов, связано с позитивной динамикой субъективной и объективной успешности учебной деятельности студентов-психологов.
1. Рубцов, В.В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход. - М., 2008.
2. Росина, Н.Л. Интегративная психологическая система формирования профессиональной обучаемости студентов-психологов в вузе: дис... д-ра психол. наук. - Н. Новгород, 2012.
3. Ашихмина, О.А. Эмоциональная устойчивость психологов системы образования на разных этапах профессионализации: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2010.
4. Донцов, А.И. Профессиональные представления студентов-психологов / А.И. Донцов, Г.М. Белокрылова // Вопр. психол. - 1999. - № 2.
5. Юркевич, В.С. Проблема эмоционального интеллекта // Вестник практической психологии образования. - 2005. - № 3(4).
6. Mescheryakova, I.N. Emotional intelligence's development for students-psychologists during its university education: Ph. D. (psychology). Kursk.
Bibliography
1. Rubcov, V.V. Socialjno-geneticheskaya psikhologiya razvivayuthego obrazovaniya: deyateljnostnihyj podkhod. - M., 2008.
2. Rosina, N.L. Integrativnaya psikhologicheskaya sistema formirovaniya professionaljnoyj obuchaemosti studentov-psikhologov v vuze: dis...
d-ra psikhol. nauk. - N. Novgorod, 2012.
3. Ashikhmina, O.A. Ehmocionaljnaya ustoyjchivostj psikhologov sistemih obrazovaniya na raznihkh ehtapakh professionalizacii: dis. ... kand.
psikhol. nauk. - M., 2010.
4. Doncov, A.I. Professionaljnihe predstavleniya studentov-psikhologov / A.I. Doncov, G.M. Belokrihlova // Vopr. psikhol. - 1999. - № 2.
5. Yurkevich, V.S. Problema ehmocionaljnogo intellekta // Vestnik prakticheskoyj psikhologii obrazovaniya. - 2005. - № 3(4).
6. Mescheryakova, I.N. Emotional intelligence's development for students-psychologists during its university education: Ph. D. (psychology).
Kursk.
Статья поступила в редакцию 04.09.13
УДК 378
Kholoimov A.U., Tuhlov I.A., Tsakoev A.A. EXTRACURRICULAR PHYSICAL PREPARATION OF STUDENTS IN ORDER TO RAISE OF PATRIOTIC EDUCATION. The article discusses problems and principles of patriotic education of students, the results of studying patriotism in university, showing the insufficient development of the system of patriotic education in high school. The author outlines the modernization of the system and focuses on the forms of extracurricular activities of physical culture and sports as a means of systematic education of patriotism.
Key words: patriotic education, physical culture, sports, pedagogical system, civic consciousness.
А.Ю. Холоимов, канд. пед. наук, доц. каф. физического воспитания и спорта МГУ им. М.В. Ломоносова), г. Москва, E-mail: [email protected]; И.А. Тухлов, ст. преп. каф. физического воспитания и спорта МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва; А.А. Цакоев, ст. преп. каф. теории и методики спортивной борьбы и гимнастики Северо-Осетинского гос. университета им. К.Л. Хетагурова, г. Беслан,
E-mail: [email protected]
ВНЕАУДИТОРНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В статье рассматриваются задачи и принципы патриотического воспитания студентов, приведены результаты исследования патриотизма обучающихся вузов, позволяющие констатировать недостаточную развитость системы патриотического воспитания в высшей школе. Авторы статьи намечают пути модернизации данной системы и делает акцент на внеаудиторные формы занятий физической культурой и спортом как на одно из средств системного воспитания патриотизма.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, физическая культура, спорт, педагогическая система, гражданское самосознание.
Актуальность проблемы патриотического воспитания студентов обусловлена изменениями, которые происходят в обществе и, в свою очередь, оказывают влияние на изменения в современной системе высшего профессионального образования. Переосмысление исторического прошлого нашей страны и противоречивые духовные ценности, которые предлагаются социумом и некоторыми представителями средств массовой информации, как отмечают многие исследователи [1], привели к духовной дезориентации людей, утере ими ценностных идеалов, что во многом способствовало искажению понятия «патриотизма» как нравственной ценности, а сохранение самобытности зачастую подменяется национализмом, которому стремятся придать позитивный характер.
Патриотическое воспитание студентов - организованная многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность администрации, профессорско-преподавательского состава, общественных студенческих организаций, учебных групп по формированию у студентов высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Таким образом, целью патриотического воспитания является развитие у студентов гражданственности как важнейшего духовно-нравственного и социального перечня ценностей, формирование профессионально-значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
В свою очередь принципами патриотического воспитания являются системно организованный подход (чётко спланированная работа всех государственных и общественных структур); адресный подход (использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп); активность и наступатель-ность (настойчивость и инициатива в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок); универсальность основных направлений патриотического воспитания (целостный и комплексный подход к ним); учет региональных условий (пропаганда идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного) [2].
Для осуществления вышеперечисленных целей, в первую очередь, требуется выполнение следующих задач: проведение научно-обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания студентов; создание новой эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у студентов верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению гражданского долга; создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы патриотического воспитания молодежи.
Цель, задачи и принципы патриотического воспитания студентов реализуются на практике посредством функционирования в вузе сложной разветвленной системы обучения и воспитания, прежде всего в ходе изучения дисциплин гуманитарного цикла, а также с помощью различных форм, методов и средств осуществления этой деятельности. Такая система обучения и воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи и заканчивая высшими органами государства, и предполагает как организацию мероприятий патриотической направленности на федеральном и региональном уровнях, так и проведение индивидуально-воспитательной работы с отдельно взятой личностью [3].
Инвариантный блок, представляющий собой основу и в то же время первый этап процесса формирования профессиональ-
ной культуры будущего специалиста, обеспечивается воздействием целостного педагогического процесса общеобразовательной и профессиональной школы. Вместе с тем на его становление оказывают влияние факторы социальной среды, средства массовой информации, стереотипы массового сознания, характерные для данного этапа развития общества [4].
В условиях обострения проблем патриотического воспитания граждан в современной России социально необходимой становится патриотическая составляющая как компонент профессиональной культуры личности, которая проявляется в любви к Родине, готовности к самоотверженному труду ради ее блага, развитом чувстве гражданского долга. Патриотическая направленность личности специалиста в свою очередь проявляется в его профессиональной этике.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в вузе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности студента. Для этого сейчас государственная власть и общественность объединили свои усилия, особое внимание уделили патриотическому воспитанию молодёжи, так как она является важнейшим общественным институтом воспитания подрастающего поколения россиян. Это направление государственной политики нашло отражение в федеральных целевых программах «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и «Формирование установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)».
Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Актуальным проявлением профессиональной культуры в современных социально-экономических условиях становится способность к поисковой, творческой активности. Одним из направлений творческой активности становится деятельность по повышению культуры образовательной, производственной или социально-бытовой среды.
Проведенные исследования личностных характеристик студентов вузов, связанных с качествами патриотизма, позволили выделить среди них три группы.
Первая группа - это студенты, в целом положительно относящиеся к необходимости усиления патриотического воспитания в ходе изучения дисциплин гуманитарного цикла. Однако они считают, что лекционных и других форм аудиторных занятий вполне достаточно для решения задачи патриотического воспитания студентов в вузе. Количественная доля данных студентов достигает 60% среди всех обучающихся.
Вторая группа занимает по отношению к проблеме патриотического воспитания более активную позицию, которая проявляется в их участии во внеаудиторной патриотической работе (научные кружки и секции краеведения в вузе, музейная работа). Доля этих студентов - 20-25% среди общего количества.
К третьей группе относятся студенты, которые проявляют стойкий интерес к государственно-патриотической проблематике, участвуют (и готовы активно участвовать) в пропагандистс-ко-агитационной работе (чтение лекций, руководство детскими организациями, выступления в агитбригадах, подготовка тематических вечеров, фильмов, сайтов в Интернете патриотической направленности и т.п.), секциях по военно-прикладным видам спорта, военно-поисковых клубах. В педагогических вузах они составляют 15-20% среди общей студенческой группы.
Данное исследование позволило сделать вывод о недостаточно проработанной системе положений, которые позволили бы построить педагогическую систему формирования патриотизма у студентов вузов в ходе изучения ими гуманитарных дисциплин.
Система, в которой осуществляются воспитательные функции, определяется как педагогическая система, предъявляющая специфические требования к обучаемому, ею же обусловлен уровень подготовки специалистов. Именно в педагогической системе вуза происходит целенаправленное, преднамеренное и систематическое воздействие на поведение студентов.
В числе подсистем единой системы учебного заведения можно назвать следующие частные, но взаимодействующие ее подсистемы: административную, педагогическую, научно-исследовательскую, производственную и др.
Структура педагогической системы по формированию патриотизма у студентов вузов представляется следующей взаимосвязанной совокупностью инвариантных элементов: 1 - студенты; 2 - цели воспитания (общие и частные); 3 - содержание воспитания; 4 - процессы воспитания (собственно обучения); 5 - преподаватели; 6 - ТСО (технические средства обучения); 7 - организационные формы воспитательной работы. Кроме того, в нее входят 8 - результат; 9 - управление; 10 -тех. диагностика.
Очень важно, что в структуре педагогической системы четко просматриваются два исходных понятия всякой научной теории: ее задачи и технология их решения. В структуре дидактической задачи, как и задачи в любой сфере человеческой деятельности, отображается цель, достижение которой обусловлено ситуацией (условиями) и требуемой для деятельности информацией (содержанием). Для дидактической задачи цель - необходимость формирования определенных качеств личности, ситуация (условия) - это исходные личностные качества студентов, а информация - содержание учебного предмета или воспитательного влияния.
Физкультурно-спортивная деятельность молодежи в процессе физической подготовки осуществляется по двум основным направлениям [5]: совершенствование базовой физической культуры в образовательных учреждениях и развитие внеаудиторных форм занятий по физической культуре и спорту.
Большое значение должно придаваться совершенствованию организации и проведения внеаудиторных форм занятий по физической культуре и спорту. Содержание и методы организации внеаудиторных форм занятий должны отвечать следующим требованиям: воспитательной и военно-патриотической направленности; массовости; свободному выбору молодым человеком вида занятий по физической подготовке. Это в первую очередь способствует углубленному изучению области физической культуры и спорта через доступность и привлекательность занятий, через соответствие содержания и методики разнообразных форм занятий уровню развития и физической подготовленности студентов.
Внеаудиторные формы занятий по физической культуре и спорту могут реализоваться через соответствующие направления: военно-прикладную физическую подготовку; оздоровительную тренировку; профильную спортивную подготовку; физкультурно-оздоровительную деятельность в режиме дня (физическую зарядку, физкультминутки, коррекционные и профилак-
Библиографический список
тические мероприятия, спортивно-массовые мероприятия, домашние занятия).
Также социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается вузовскими стенами. Современная педагогика подчеркивает, что процесс воспитания должен строиться как целенаправленное взаимодействие преподавателей и студентов, как организация определенных отношений между учащимися, преподавателями и окружающей жизнью. Поэтому мы можем утверждать, что комплексный подход имеет закономерный характер и является одним из принципов воспитания студентов. Комплексный подход отражает важнейшую особенность воспитания - направленность на целостное формирование всесторонне и гармонично развитой личности студента. Он объективно требует сочетания всех сторон гармонично развивающейся личности; органической связи задач, содержания, методов и форм организации процесса воспитания; четкого согласованного взаимодействия вуза, семьи, производственных коллективов и общественности; единства воспитания и самовоспитания студентов. Только при правильном учете методологической обусловленности комплексного подхода мы можем раскрыть его наиболее существенные характеристики как принципа демократического воспитания. Нам кажется, что в обучении объективно уже заложены возможности и факторы воспитательного влияния, но их превращение в действительность не может происходить автоматически, без умелых действий и специального внимания преподавателя. Это дает возможность определить патриотическое воспитание как систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и организаций, коллектива вуза, общественности, родителей по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины. Чтобы объединить усилия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, скоординировать и направить их работу на все социальные и возрастные группы, семью как главную ячейку общества, нужна единая государственная политика в области патриотического воспитания граждан России и соответствующая этой политике государственная система патриотического воспитания граждан, способная консолидировать и координировать эту многоплановую работу. Создание такой системы обязательно предполагает консолидацию деятельности всех органов исполнительной власти, научных и образовательных учреждений, общественных организаций и объединений в соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации как в центре, так и в регионах.
Таким образом, для формирования грамотных подходов к патриотическому воспитанию в вузах необходимо создание рационального педагогического и методического обеспечения теоретической и практической деятельности студентов в рамках занятий физической культурой [6], а именно:
- разработки учебных и специальных программ, методик по организации и проведению патриотического воспитания;
- развития и совершенствования форм и методов патриотического воспитания;
- обобщения результатов учебно-методических разработок и информирования о новациях с акцентом не только на базовый курс занятий, но и на внеурочную деятельность с учетом индивидуальных качеств студентов,
- территориальной ориентации воспитательного процесса,
- усиления научно-теоретического обеспечения занятий в рамках курса, предполагающего организацию исследований в сфере патриотического воспитания и использование их результатов в практической деятельности,
- разработку методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности гражданина.
1. Овчинникова, Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики // Педагогика. - 2007. - № 1.
2. Концепция патриотического воспитания молодежи в Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России на период до 2020 года от 18 июня 2010. - № 23.
3. Рыжкин, Ю.Е. Военно-патриотическое воспитание: методич. пособие. - Спб., 1999.
4. Холоимов, А.Ю. Здоровье человека в городских условиях: проблемы и методы их преодоления // Здоровье населения - основа процветания России: материалы IV Всероссийской научно-практич. конф. с международным участием. - Анапа, 2010.
5. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания: учебник. - Ростов-на-Дону, 2008.
6. Цакоев, А.А. Формирование спортивной культуры личности студентов // Мир науки, культуры образования. - 2013. - № 4(41).
Bibliography
1. Ovchinnikova, N.P. Ideya patriotizma i Otechestva v istorii russkoyj pedagogiki // Pedagogika. - 2007. - № 1.
2. Koncepciya patrioticheskogo vospitaniya molodezhi v Obtherossiyjskoyj obthestvenno-gosudarstvennoyj organizacii «Dobrovoljnoe obthestvo sodeyjstviya armii, aviacii i flotu Rossii na period do 2020 goda ot 18 iyunya 2010. - № 23.
3. Rihzhkin, Yu.E. Voenno-patrioticheskoe vospitanie: metodich. posobie. - Spb., 1999.
4. Kholoimov, A.Yu. Zdorovje cheloveka v gorodskikh usloviyakh: problemih i metodih ikh preodoleniya // Zdorovje naseleniya - osnova procvetaniya
Rossii: materialih IV Vserossiyjskoyj nauchno-praktich. konf. s mezhdunarodnihm uchastiem. - Anapa, 2010.
5. Vasiljkov, A.A. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya: uchebnik. - Rostov-na-Donu, 2008.
6. Cakoev, A.A. Formirovanie sportivnoyj kuljturih lichnosti studentov // Mir nauki, kuljturih obrazovaniya. - 2013. - № 4(41).
Статья поступила в редакцию 05.09.13
УДК 378
Mokretsova L.A., Boyko E.N. ISSUES IN STUDENTS' FORMATION OF BUSINESS CULTURE OF INTERNATIONAL COMMUNICATION THROUGH INTERNET-COMMUNICATION TOOLS. The article is dedicated to the study of theoretical and practical basis of students' formation of business culture of international communication through Internet-communication tools. The article considers the technology which allows students' communication to be transformed from informal into quasiproffesional.
Key words: higher education, business culture, international communication, Internet-communication tools, technology.
Л.А. Мокрецова, проф. каф. педагогики Алтайской гос. академии образования им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: [email protected]; Е.Н. Бойко, ст. преп. Сибирского института управления -филиала Российской академии народного хозяйства и гос. службы при Президенте Российской Федерации, г. Новосибирск, соискатель Алтайской гос. академии образования им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: [email protected]
НЕКОТОРЫЕ ДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБЩЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ
Статья посвящена рассмотрению теоретических и практических основ формирования у студентов деловой культуры международного общения средствами Интернет-коммуникации. В статье рассматривается технология, позволяющая перевести неформальное общение студентов в квазипрофессиональное общение средствами Интернет-коммуникации.
Ключевые слова: высшее профессиональное образование, деловая культура, международное общение, Интернет-коммуникация, технология.
Модернизация системы высшего профессионального образования является главным стратегическим ориентиром образовательной политики современной России, в рамках которой осуществляется переход на Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), где наряду с формированием профессиональной компетентности у студентов большая роль отводится освоению множества различных культур: информационной, художественной, религиозной, речевой, в том числе деловой культуры международного общения. Это обусловлено современными социокультурными условиями развития общества: процессами глобализации, культурной интеграции и информатизации, способствующей реализации потребности передачи больших объемов разнообразной информации и сверхбыстрой коммуникации представителей разных стран. Таким образом, актуальность исследования формирования у студентов деловой культуры международного общения средствами Интернет-коммуникации определяется социальным заказом общества на подготовку будущего специалиста, который должен владеть такими общекультурными компетенциями, как: способность к эффективному деловому общению, способность к иноязычной речевой деятельности, электронным коммуникациям; способность применять для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии; владение культурой делового общения в сфере коммуникации, знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своей профессиональной деятельности, личностном и культурном развитии; способность и готовность к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества.
Необходимо отметить, что в настоящее время Интернет-коммуникации развиваются достаточно стремительно и являются вполне доступными для поколения молодых людей, кото-
рые уже имеют определенный запас знаний и умений в данной области, являясь постоянными пользователями таких социальных сетей как Facebook, Twitter, LiveJournal. При этом педагогический потенциал Интернет-коммуникации для личностного и профессионального становления студентов, а также для расширения круга их профессиональных контактов используется не в полной мере.
К настоящему времени сложились определенные теоретические предпосылки для научного обоснования и разработки технологии формирования у студентов деловой культуры международного общения средствами Интернет-коммуникации. Так, вопросы деловой культуры обсуждались и продолжают обсуждаться в исследованиях Ф.А. Кузина [1], Л.В. Торопова [2] и др. Некоторые аспекты международного общения как межнационального общения нашли отражение в работах В.И. Матиса [3] и др. В рамках международного общения выделяются социально-психологические механизмы (адаптации, идентификации, рефлексии), отражение которых нашло в работах А.М. Новикова [4] и др. Вопросы информатизации образования высшей школы рассмотрены в исследованиях С.Г. Григорьева, В.В. Гринш-куна [5], И.В. Роберт [6] и др. Различные аспекты Интернет-коммуникации в образовательном процессе высшей школы нашли отражение в работах Е.И. Горошко [7] и др.
В результате анализа основных категорий «культура», «деловая культура», «общение», «международное общения» и изучения ФГОС ВПО деловая культура международного общения студентов раскрывается нами как владение системой знаний и осознание совокупности культурных норм, правил и ценностей деловой культуры в процессе международного обмена информацией с целью извлечения специфических знаний в квазипро-фессиональном международном общении студентов.
05814071