Научная статья на тему 'Совершенствование патриотического воспитания современных российских школьников'

Совершенствование патриотического воспитания современных российских школьников Текст научной статьи по специальности «Теория развития личности»

CC BY
5056
511
Поделиться
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Константинов С. А.

В статье рассматриваются актуальность, значение, цели, задачи, направления, формы и методы патриотического воспитания российских школьников. Обосновывается педагогическая программа патриотического воспитания современных школьников. Представлены содержание и результаты реализации программы патрио тического воспитания.

PERFECTION OF PATRIOTIC EDUCATION OF MODERN RUSSIAN SCHOOLBOYS

The article considers the urgency, value, purposes, problems, directions, forms and methods of patriotic education of Russian schoolboys. It proves the pedagogical program of patriotic education of modern schoolboys. The contents and results of realization of the program of patriotic education are presented.

Текст научной работы на тему «Совершенствование патриотического воспитания современных российских школьников»

УДК: 37.035.6

С.А. Константинов

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются актуальность, значение, цели, задачи, направления, формы и методы патриотического воспитания российских школьников. Обосновывается педагогическая программа патриотического воспитания современных школьников. Представлены содержание и результаты реализации программы патриотического воспитания.

Ключевые слова: воспитание, патриотизм, патриотическое воспитание школьников.

Развитие российского государства и общества ставит новые задачи в области воспитания молодого поколения. В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Данное направление воспитания должно внести весомый, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело формирования достойных граждан, подготовки умелых и сильных защитников Отечества [1].

Важность и в то же время сложность решения задач патриотического воспитания молодежи подчеркивает президент Российской Федерации Д. А. Медведев, отмечая, что «...грамотных и продуманных действий требуют вопросы, связанные с военно-патриотическим воспитанием молодежи. Эта тема вечная, но очень сложная» [2].

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» были определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставилась задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.

Русскую педагогическую мысль на всем протяжении ее многовековой истории отличал патриотический настрой. Воспитательные традиции педагогической мысли связывались с формированием у юношества чувства любви к родительскому дому и близким людям, к малой родине, к своему Отечеству, стремления собственным трудом приумножить его достоинство и благополучие. В наши дни в задачи образования входит укоренение в сознании молодого поколения священных понятий, определяющих духовную жизнь нации: родина, семья, родной язык, родная природа, народ, его история, вера, духовная культура в целом. Все это - фундамент становления личности.

Исследование проблем патриотического воспитания требует изучения и всестороннего анализа происходящих в обществе изменений, процессов и явлений, оказывающих влияние на общественное сознание, мнения, настроения, традиции, взаимоотношения, на процесс воспитания и практику социально-педагогической деятельности в стране. Особое значение приобретает поиск и разработка новых подходов к воспитанию школьников, учитывающих систему их ценностей и интересов, соответствующих тенденциям развития российского общества и системы образования.

Актуальность педагогического исследования проблем патриотического воспитания у современных российских школьников обосновывается следующей аргументацией.

Во-первых, необходимостью более глубокого и всестороннего анализа сущности, содержания, структуры патриотизма, его роли и места в системе воспитания подрастающего поколения в контексте основных изменений, происходящих в обществе и его военной организации.

Во-вторых, противоречием между огромным потенциалом патриотизма (особенно духовнонравственным, социальным, деятельностным) в формировании важнейших качеств современных школьников и ослабившейся его реализацией в 1990-е гг. Данное противоречие проявилось в неудовлетворенности как субъектов патриотического воспитания, так и самих школьников уровнем и эффективностью воспитания патриотизма.

В-третьих, необходимостью коренного улучшения деятельности по воспитанию патриотизма у школьников с учетом их возрастных, психолого-пе-дагогических особенностей, личных и групповых интересов и ценностей, происходящих в обществе изменений на основе создания в начале XXI в. в нашем государстве условий, способствующих патриотическому воспитанию, реализации соответствующих сегодняшним реалиям методов, форм, средств воспитания патриотизма у школьников.

В-четвертых, необходимостью обеспечения большей научности, системности, целеустремленности, активности и результативности патриоти-

ческого воспитания школьников с учетом проявившегося в 1990-е гг. определенного кризиса в сфере социально-педагогического знания и практики воспитательной деятельности.

В-пятых, потребностью государства в обеспечении защищенности личности, общества и государства с учетом наличия многочисленных внешних и внутренних угроз национальной безопасности, в первую очередь связанных с резко активизировавшейся деятельностью террористических и экстремистских организаций.

Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что исследование, концептуальное и технологическое решение проблемы патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ является весьма актуальным для развития педагогики, в целом для российского общества.

Наряду с указанным выводом следует также констатировать, что результаты научных исследований данной проблемы, степень ее разработанности, в том числе в педагогической науке, не соответствуют сегодняшним реалиям, тем набирающим силу тенденциям, которые происходят в социальной сфере по формированию гражданина России.

Это проявляется, во-первых, в неадекватности значительной части теоретического знания, разрабатываемого и накапливаемого на протяжении двух последних десятилетий, потребностям и задачам преобразований в обществе, а также тем, которые должны произойти в деятельности, связанной с патриотическим воспитанием школьников.

Во-вторых, это проявляется в недостаточно глубоком и всестороннем осмыслении в контексте обновления и перспектив развития нашего общества роли, места и значения патриотического воспитания в общем ряду так или иначе связанных с ними социально значимых проблем, задач, направлений деятельности, от решения и реализации которых во многом зависит успех в воспитании юных граждан России.

В-третьих, в нереализованных еще возможностях научно-педагогических исследований в разработке до сих пор не решенных проблем патриотического воспитания школьников, а также в слабой опоре на конкретный эмпирический материал.

Таким образом, с учетом новых научно-исследовательских задач, поставленных в повестку дня в условиях развития российского общества, в том числе и такой сферы деятельности, как воспитание гражданина Отечества, актуализировалась необходимость разработки и решения целого ряда проблем. Важнейшей из них является воспитание подрастающего поколения, нацеленного на благо России, способствующего своими делами ее процветанию, убежденного в необходимости защиты Отечества, готового и способного реализовывать эту

функцию в любой сфере жизни общества. В русле данной проблемы особого внимания заслуживает исследование педагогических аспектов патриотического воспитания школьников.

Проведенное исследование показывает, что патриотическое воспитание школьников призвано педагогическими формами и методами формировать и развивать у юного гражданина важнейшие морально-психологические качества, которые необходимы ему и как будущему защитнику Отечества, готовому и способному вносить свой вклад в обеспечение безопасности личности, общества, государства, так и в целом как человеку, личности, труженику, гражданину России: твердость характера, ответственность, трудолюбие, самоотдача, законопослушность, решительность, настойчивость.

Прежде всего патриотическое воспитание призвано формировать морально-психологические, личностные качества, необходимые для решения задач обеспечения безопасности Отечества, личности, общества и государства.

Целью патриотического воспитания является формирование у школьников глубокого понимания патриотического долга, готовности встать на защиту Родины и в целом - воспитание граждан, способных обеспечивать безопасность Отечества и его граждан, решение задач укрепления целостности и единства страны, упрочения дружбы народов Российской Федерации.

Однако достижение этой цели усложняется тем обстоятельством, что изменения, произошедшие в стране, смена системы социальных отношений, образовавшийся в 1990-е гг. идеологический вакуум привели к распаду сложившейся системы патриотического и интернационального воспитания. В указанный период в условиях отсутствия единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан оживились различные воззрения националистического, шовинистического толка. Отечественный опыт патриотического воспитания зачастую игнорировался. Президент Российской академии образования Н. Д. Никанд-ров отмечал, что «...в первые годы независимой России патриотизм вдруг стал ругательным словом, почти равнозначным национализму и даже фашизму» [3].

С начала XXI в. в России во многом благодаря усилиям как руководства страны, так и общественности и непосредственно научного сообщества, гуманитариев, педагогов, работников сферы образования отмечаются процессы возрождения и активизации воспитательной составляющей в деятельности образовательных учреждений, силовых структур. Происходит переоценка ценностей, возрождение значения и востребованности гражданских, патриотических взглядов и убеждений.

Складывается понимание того, что чувство национального самосознания и чувство любви к Отечеству должны формироваться не стихийно, а быть воспитаны в человеке семьей, школой, системой образования. С самого раннего возраста нужно закладывать в молодежи патриотизм с помощью родителей и в дальнейшем воспитывать его в учреждениях образования на всех его ступенях и уровнях.

Следовательно, задача воспитания граждан-пат-риотов, стоящая перед педагогами, работниками сферы образования, весьма сложная и ответственная.

С учетом указанных обстоятельств необходимо определить, комплекс каких форм, методов, приемов патриотического воспитания позволит педагогам, участникам процесса воспитания достигнуть требуемого результата - привить современному школьнику чувства патриотизма, гражданственности и соответствующие личностные качества.

По своей структуре патриотическое воспитание -это процесс социальный, призванный реализовывать положения Конституции, действующего законодательства по вопросам безопасности и обороны.

Непосредственной нормативно-правовой основой патриотического воспитания являются такие правовые документы, как Концепция патриотического воспитания граждан РФ [1], постановление Правительства РФ от 24.07.2000 г. № 551 «О военно-патриотических, молодежных и детских объединениях» [4], государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» [5].

В целом можно выделить следующие направления патриотического воспитания школьников:

1) воспитание на истории и традициях государства и общества:

- изучение истории Отечества;

- мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость Родины (шефство над памятниками и братскими захоронениями; вахты памяти; выставление почетного караула у памятников, возложение цветов; проведение митингов и других патриотических мероприятий на местах захоронения воинов и в других памятных местах);

- создание музеев, аллей, выставок боевой славы в образовательных учреждениях;

- проведение экскурсий, уроков мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной и других войн, участниками боевых действий, участниками контртеррористической операции на Северном Кавказе, операции по принуждению Грузии к миру;

- празднование памятных дат, организация концертов, выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов и др.;

2) военно-спортивное воспитание:

- организация туристских слетов и походов по местам боевой, воинской славы, спартакиад и спортивных соревнований, посвященных памятным датам в истории России, Вооруженных сил, других силовых ведомств;

- организация и участие в военно-спортивных играх, которые в комплексе решают задачи патриотического воспитания: организационное укрепление коллектива школьников, развитие общественной активности молодежи, формирование качеств, необходимых гражданину, защитнику Отечества;

- проведение месячников оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивных эстафет и праздников, Дня защитника Отечества, дней милиции, внутренних войск, спасателя и т. п.;

3) воспитание через взаимосвязь и взаимодействие школьных и воинских коллективов:

- участие военнослужащих в организации и ведении военно-прикладных кружков и секций для школьников;

- организация оборонно-спортивных лагерей, военно-полевых сборов;

- проведение встреч с военнослужащими, сотрудниками правоохранительных органов.

Подчеркивая значение указанных направлений патриотического воспитания и отмечая роль внеклассной, внешкольной, внеучебной воспитательной деятельности, работы с учащимися по патриотическому воспитанию, нужно в целом отметить, что в основе всего воспитательного процесса все же должны быть плановые учебные занятия (уроки в школе). При этом надо учитывать, что каждый учебный предмет объективно располагает большим воспитательным потенциалом, в том числе и патриотическим.

Однако проведенное исследование показало, что сегодня в массовой школе достаточно много учителей, которые не знают, как пробудить и развить патриотические качества, необходимые для гражданина нашей Родины. Анализ показал, что необходимые сведения военно-патриотической направленности рассеяны по отдельным предметам без определенной системы и должной логики и, как правило, носят информационный характер.

На теоретическое и практическое решение проблемы совершенствования патриотического воспитания была направлена разработанная и реализованная автором в 2005-2008 гг. в школах г. Санкт-Петербурга педагогическая программа «Патриотическое воспитание школьников». Непосредственно опытно-экспериментальная работа проводилась на базе школы № 154, а также в школах № 183, 193, 206, 153 г. Санкт-Петербурга.

Новизна программы заключалась в целенаправленности и системности деятельности педагогиче-

ских коллективов школ, общественных организаций, клубов по формированию у учащихся гражданских и патриотических качеств, верности своему Отечеству, городу, школе, готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей.

Программа определила основные пути развития системы патриотического воспитания школьников. В ней применительно к современным условиям изложены концептуальные основы патриотического воспитания, его содержание и основные направления.

В настоящее время государством и обществом прилагаются существенные усилия по возрождению воспитательной функции образовательных учреждений, активизации патриотического воспитания граждан России и прежде всего молодежи.

Несмотря на кризисные явления 1990-х гг., героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки, военного дела, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов для граждан, что создает реальные предпосылки проведения мероприятий патриотического воспитания учащихся.

Программа патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности, патриотизма в процессе обучения и воспитания в школе, массовую патриотическую работу.

Основная идея программы патриотического воспитания школьников заключается в формировании их как патриотов, граждан России, готовых к служению Отечеству с учетом опыта и достижений прошлых поколений, современных реалий и проблем, тенденций развития нашего общества.

Целью программы является развитие системы патриотического воспитания, способствующей формированию патриотических чувств и сознания школьников.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

- создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование системы патриотического воспитания в школах;

- формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в мире; сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, свой город, свою школу;

- воспитание личности гражданина-патриота России, способного встать на защиту интересов страны, города, коллектива, семьи, личности;

- формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения системы патриотического воспитания.

Была определена последовательность решения поставленных задач. Реализация программы осуществлялась в течение 2005-2008 гг. в два этапа: первый этап - 2005-2006 гг., второй этап - 20072008 гг.

На первом этапе осуществлялись: предварительная диагностика, проработка организационных основ реализации программы; создание и совершенствование нормативно-правовой базы патриотического воспитания; разработка руководством школ, классными руководителями подпрограмм, планов; открытие (обновление) школьных музеев (залов славы); проведение классных и школьных мероприятий; активное участие в городских мероприятиях патриотической направленности.

В ходе первого этапа был определен уровень сформированности важнейших социально значимых качеств, прежде всего патриотизма и готовности к защите Отечества, у юношей (учащихся старших классов пяти указанных средних школ Центрального района г. Санкт-Петербурга). Из анализа полученных данных следует, что важнейшие качества гражданственности и патриотизма в достаточной степени сформированы примерно только у шестой части старших школьников. Большая же ее часть (примерно 85 %) проявляет эти качества слабо или не проявляет их вовсе.

Результаты исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время ценности российских школьников характеризуются следующими чертами:

- большинство молодежи (около 90 %) проявляет негативное отношение к коммунизму и социализму как ценностям. Вместе с тем целый ряд ценностей, сформировавшихся в условиях советского строя, но во многом лишенных уже своей идеологической оболочки, таких как «равенство», «братство», «справедливость», «коллективизм», «сочетание личных и общественных интересов» и других, раскрывающих главный смысл социализма, занимают сознание части молодежи. Среди некоторых категорий молодежи роль этих ценностей возрастает;

- большое место в структуре сознания школьников занимают так называемые общечеловеческие ценности: «здоровье», «счастье», «любовь», «дружба», «добро», «красота», «свобода», «семья», а также связанные с ними в силу своей обусловленности этими ценностями индивидуальные: «личный успех», «престиж», «статус», «любимая работа и досуг», «личное благополучие», особенно материальное, и т. д.;

- в число приоритетных ценностей входят ценности религии и церкви; однако вследствие отсутствия у многих молодых людей глубоких духовно-нравственных основ их внутренний мир

является иррациональным, что нашло выражение в предрасположенности к мистике, магии, экстрасенсам и т. п.;

- многие ценности школьников приобрели явно выраженную национальную и националистическую окраску. Заметен рост национального самосознания русской молодежи; растут амбиции и активно проявляются националистические воззрения и ориентации целого ряда народов России;

- среди части молодежи формируется стремление к авторитарной власти;

- менее ценятся право, закон; многие молодые люди не видят ничего предосудительного в их нарушении, отнюдь не способствуя своими действиями и поступками укреплению правопорядка.

На втором этапе проводился комплекс мероприятий по реализации программы в процессе учебной и внеучебной работы:

- создание на основе Федерального закона «О днях воинской славы России» календаря памятных дней как историко-правовой основы патриотического воспитания в школе;

- создание (обновление) школьных музеев: их аттестация в соответствии с требованиями нормативных документов; разработка плана использования композиций школьных музеев для увековечения памяти воинов-земляков, воинов-выпускников школы; создание архивов школьных музеев; экскурсии классов в музеи;

- участие в городских конкурсах воспитательных проектов по патриотическому воспитанию в современных условиях;

- разработка системы оценки и прогноза состояния патриотического воспитания учащихся в школе; мониторинг процессов патриотического воспитания;

- организация и проведение военно-спортивной игры «Зарница»;

- обобщение и распространение накопленного опыта организации патриотического воспитания в школе;

- в летние каникулы - создание опорной зоны патриотического воспитания (профильный лагерь);

- организация и проведение периодической учебы классных руководителей по вопросам проведения патриотического воспитания учащихся;

- разработка и учреждение ежегодных почетных грамот и других видов поощрения учащимся «За достижения в патриотическом воспитании»;

- систематические встречи учащихся с ветеранами, участниками локальных войн, родителями выпускников, погибших в горячих точках, выпускниками военных учебных заведений;

- организация и проведение мероприятий, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне; Дню защитника Отечества и т. д.;

- участие в городских конкурсах, фестивалях, мероприятиях военно-патриотической направленности;

- проведение смотра-конкурса военной и патриотической песни, школьных военно-спортивных конкурсов;

- подготовка и участие в городских смотрах, военно-спортивных играх; по военно-прикладным видам спорта;

- участие в циклах мероприятий с молодежью призывного возраста в период организации призывов на воинскую службу;

- подготовка аудио- и видеоматериалов, статей патриотической направленности.

Проводимые мероприятия включали управление и контроль за реализацией программы, в том числе создание системы управления и контроля, способной обеспечить решение задач патриотического воспитания личности; организация службы психолого-педагогической диагностики; поддержка творческих инициатив и различных форм организаций патриотического воспитания в школьном коллективе.

Организация системы воспитания патриотизма у школьников включает:

- формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в общеобразовательной школе: формирование у учащихся школ готовности к действиям в специфических и экстремальных условиях (в том числе к военной и другим видам государственной службы на занятиях по ОБЖ и физической культуре, на учебно-полевых сборах, в других формах в зависимости от местных условий и типа учебного заведения);

- патриотическую и военно-патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными и общественными органами и организациями, органами местной власти и управления, органами Вооруженных сил, военкоматами, объединениями воинов запаса, ветеранов, общественными движениями и организациями молодежи (патриотические и военно-патриотические, культурно-исторические и военно-исторические, военно-технические и военно-спортивные клубы и объединения, специальные школы, курсы, кружки, секции; клубы, учебные пункты будущего воина; месячники и дни патриотической работы, вахты памяти, поисковая деятельность, военно-спортивные игры, походы и т. д.);

- деятельность средств массовой информации, творческих союзов, работников культуры и искусства, научных, молодежных ассоциаций, организаций, направленную на отображение, изучение, поиск решения проблем патриотического воспита-

ния, на формирование и развитие личности гражданина Отечества.

Данная программа патриотического воспитания, реализованная в ряде школ г. Санкт-Петербурга, показала свою эффективность, способствовала процессу подготовки обучающихся к защите Родины, придала всей проводимой воспитательной работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечила преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности молодежи.

Результаты реализации программы:

- создание системы патриотического воспитания в школе;

- внедрение в педагогический процесс школы передовых форм и методов патриотического воспитания;

- сохранение и развитие у учащихся чувства гордости, любви к Родине, родному городу, школе;

- активизация потенциала ветеранов Великой Отечественной войны, участников локальных войн, выпускников школы в воспитании;

- формирование у школьников готовности к защите Родины;

- расширение участия школьников в военноприкладных видах спорта;

- воспитание у школьников уважения к подвигу отцов, дедов, ровесников в годы Великой Отечественной войны и других военных действиях;

- формирование готовности учащихся к действиям в экстремальных ситуациях;

- привлечение широкой общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию школьников;

- расширение и совершенствование информационной и материальной базы патриотического воспитания в школе;

- повышение эффективности мер по охране здоровья учащихся;

- повышение эффективности воспитания в системе образования;

- активизация творческого потенциала педагогов в деле патриотического воспитания.

Проведенное исследование показало, что разработанная программа позволяет сформировать патриотические чувства и сознание учащихся, сохранить и развить чувство гордости за страну, город, школу, воспитать личность учащихся - граждан, патриотов Родины. Важным показателем эффективности проведенной работы явился рост процента выпускников школ, поступивших в вузы военного профиля.

В целом на основе проведенного исследования главная цель патриотического воспитания современных школьников может быть сформулирована

следующим образом: воспитание патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание и развитие школьника, обладающего важнейшими социально значимыми качествами, способного проявить их в созидательном процессе в интересах своей личности, государства и общества, в том числе и в тех видах деятельности, которые связаны с обеспечением его защиты и безопасности.

Из общей цели воспитания вытекают следующие задачи:

- мировоззренческая подготовка молодежи, приобщение молодежи к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры нашего Отечества;

- создание условий для проявления гражданственности, патриотизма, достойного выполнения гражданского и воинского долга;

- воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и гражданской ответственности;

- воспитание положительного отношения к труду как важнейшей ценности в жизни, развитие потребности в труде на благо общества, государства;

- формирование и развитие потребности к духовной жизни, в нравственно здоровом образе жизни, способности жить счастливой жизнью с семьей, близкими людьми, поддерживать благоприятный климат в коллективе.

Главной задачей патриотического воспитания, определяемой его целью, является повышение эффективности этой деятельности, особенно за счет более целенаправленного воспитания школьников в духе высокой социальной активности, мобилизация всех сил общества, его социальных и государственных институтов на активное участие в создании и реализации необходимых условий для воспитания патриотизма у школьников как духовнонравственной и социально значимой составляющей развития России.

Таким образом, проведенный анализ теории и практики, выполненное экспериментальное исследование позволяют сделать вывод о возможности и целесообразности рассмотрения и реализации патриотического воспитания современных школьников как педагогической программы, включающей совокупность средств, форм, методов, приемов, обеспечивающих достижение целей патриотического воспитания. При этом основную нагрузку по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения должны нести образовательные учреждения, среди которых особую роль призваны играть общеобразовательные школы.

Список литературы

1. Концепция патриотического воспитания граждан РФ // Воспитание школьников. 2005. № 1.

2. Медведев Д. А. Выступление на заседании Президиума Государственного Совета в г. Рязани 22 апреля 2009 г. // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://president.kremlin.ru

3. Никандров Н. Д. Вера и нравственность: православные традиции и современность // Сибирская православная газета. URL: http://www. ihtus.ru

4. О военно-патриотических, молодежных и детских объединениях: постановление Правительства РФ // Российская газета. 2000. № 144.

5. Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы: государственная программа // Собрание законодательных актов РФ. 2005. № 29.

Константинов С. А., кандидат педагогических наук, доцент.

Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения.

Ул. Правды, 13, г. Санкт-Петербург, Ленинградская область, Россия, 191126.

E-mail: voronkovserg@mail.ru

Материал поступил в редакцию 08.01.2010.

S. A. Konstantinov

PERFECTION OF PATRIOTIC EDUCATION OF MODERN RUSSIAN SCHOOLBOYS

The article considers the urgency, value, purposes, problems, directions, forms and methods of patriotic education of Russian schoolboys. It proves the pedagogical program of patriotic education of modern schoolboys. The contents and results of realization of the program of patriotic education are presented.

Key words: education, patriotism, patriotic education of schoolboys.

St.-Petersburg State University of Cinema and TV.

Ul. Pravda, 13, St.-Petersburg, Leningrad oblast, Russia, 191126.

E-mail: voronkovserg@mail.ru