Научная статья на тему 'Развитие теории и практики патриотического воспитания современных российских школьников'

Развитие теории и практики патриотического воспитания современных российских школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1351
154
Поделиться
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / EDUCATION / PATRIOTISM / PATRIOTIC EDUCATION OF SCHOOLBOYS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Константинов Сергей Александрович

В статье рассматриваются актуальность, значение, цели, задачи, направления, формы и методы патриотического воспитания российских школьников. Обосновывается необходимость развития теории и практики патриотического воспитания современных школьников. Представлены содержание и результаты реализации программы патриотического воспитания.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Константинов Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Development of the theory and practice of patriotic education of modern Russian schoolboys

In article the urgency, value, the purposes, problems, directions, forms and methods of patriotic education of the Russian schoolboys are considered. The pedagogical program of patriotic education of modern schoolboys proves. The contents and results of realization the program of patriotic education are presented.

Текст научной работы на тему «Развитие теории и практики патриотического воспитания современных российских школьников»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011

5. Певцова, Е. Л. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. — № 3. — 2004. — С. 70-81.

6. Шемкова, Л. Л. Современное правосознание и правовая культура (теоретико-правовые аспекты) / Глобализационные процессы в сфере права: проблемы правового развития в России и СНГ. — М.: Изд-во МГУ, 2001. - С. 212-214.

7. Экимов, Л. И., Моисеев, Л.Л. Правосознание, правовая культура и правовой нигилизм // Теория государства и права. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. Закон и право, 2001. — С. 396.

Literature

1. Efremov, O. Y. Pedagogics. — St.-Petersburg, 2009.

2. Ilyin, И. Л. About essence of sense of justice. — Moscow, 1993.

3. Kochin, A. A. Pedagogical the concept and technology of preventive maintenance the antisocial behavior minor in activity of the Ministry of Internal Affairs of Russia. — St.-Petersburg, 2005.

4. Nersesjants, V. S. Sense of justice and legal culture // General theory of the right and the state. — Moscow, 2002.

5. Pevcova, E. A. Modern approaches to legal culture and legal consciousness // Magazine of the Russian right. — 2004. — № 3.

6. Shemkova, A. A. Modern sense of justice and legal culture (theoretic-legal aspects) / Global processes in right sphere: problems of legal development to Russia and the CIS. — Moscow, 2001.

7. Ekimov, A. I., Moiseyev, A. A. Sense, legal culture and legal nihilism // The state and right Theory. — Moscow, 2001.

УДК: 37.035.6 С. А. Константинов*

Развитие теории и практики патриотического воспитания современных российских школьников

В статье рассматриваются актуальность, значение, цели, задачи, направления, формы и методы патриотического воспитания российских школьников. Обосновывается необходимость развития теории и практики патриотического воспитания современных школьников. Представлены содержание и результаты реализации программы патриотического воспитания.

Ключевые слова: воспитание, патриотизм, патриотическое воспитание школьников.

S.A. KonstantinoV . Development of the theory and practice of patriotic education of modern Russian schoolboys. In article the urgency, value, the purposes, problems, directions, forms and methods of patriotic education of the Russian schoolboys are considered. The pedagogical program of patriotic education of modern schoolboys proves. The contents and results of realization the program of patriotic education are presented.

Keywords: education, patriotism, patriotic education of schoolboys.

Развитие российского государства и общества, динамичные процессы в молодежной среде ставят новые задачи в области воспитания молодого поколения. В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ, школьников. Данное направление воспитания должно внести весомый, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело формирования достойных граждан российского государства, способных и готовых жить в многонациональной стране [1].

Важность и в то же время сложность решения задач патриотического воспитания молодежи подчеркивает Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, отмечая, что «...грамотных и продуманных действий требуют вопросы, связанные с военно-патриотическим воспитанием молодёжи. Эта тема вечная, но очень сложная» [2].

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» определены приоритетные направления образования, среди которых особо отмечается увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. При этом ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в т.ч. и патриотизма.

* Константинов, Сергей Александрович. Начальник управления по воспитательной работе Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения. Кандидат педагогических наук, доцент. Адрес: Россия, Санкт-Петербург, ул. Правды, 13. Тел.: 9214386103. E-mail: voronkovserg@mail.ru.

* Konstantinov, Sergei Aleksandrovich. The head of department on educational work The St.-Petersburg state university of cinema and TV. The candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer. Address: Russia, St.-Petersburg, Pravda st., 13. Ph.: 89214386103. E-mail: voronkovserg@mail.ru.

Статья поступила в редапкцию 21 января 2011 года.

Русскую педагогическую мысль на всём протяжении ее многовековой истории отличал патриотический настрой. Воспитательные традиции педагогической мысли связывались с формированием у юношества чувства любви к родительскому дому и близким людям, к малой Родине, к своему Отечеству, стремлением собственным трудом приумножить его достоинство и благополучие. В наши дни в задачи образования входит укоренение в сознании молодого поколения священных понятий, определяющих духовную жизнь нации: Родина, семья, родной язык, родная природа, народ, его история, вера, духовная культура в целом. Все это — фундамент становления личности.

Исследование проблем патриотического воспитания требует изучения и всестороннего анализа происходящих в обществе изменений, процессов и явлений, оказывающих влияние на общественное сознание, мнения, настроения, традиции, взаимоотношения, на процесс воспитания и практику социальнопедагогической деятельности в стране. Особое значение приобретает поиск и разработка новых подходов к воспитанию современных российских школьников, учитывающих особенности их ценностей и интересов, и анализ их соответствия тенденциям развития российского общества и системы образования.

Актуальность педагогического исследования проблем патриотического воспитания современных российских школьников обосновывается следующим.

Во-первых, необходимостью более глубокого и всестороннего анализа сущности, содержания, структуры патриотизма, его роли и места в системе воспитания подрастающего поколения в контексте основных изменений, происходящих в обществе, системе образования, а также реформирования силовых ведомств (МВД России, Минобороны России).

Во-вторых, противоречием между огромным потенциалом патриотизма (особенно духовнонравственным, социальным, деятельностным) в формировании важнейших качеств школьников и ослабленной реализацией этого потенциала. Данное противоречие проявилось в неудовлетворенности как субъектов патриотического воспитания, так и самих школьников уровнем и эффективностью воспитания патриотизма и его роли в жизни общества.

В-третьих, необходимостью коренного улучшения деятельности по воспитанию патриотизма у школьников с учетом их возрастных, психолого-педагогических, национальных особенностей, личных и групповых интересов и ценностей, происходящих в обществе изменений и процессов.

В-четвертых, необходимостью обеспечения большей научности, системности, целеустремленности, активности и результативности патриотического воспитания школьников с учетом проявившегося в 1990-е гг. определенного кризиса в сфере социально-педагогического знания и практики воспитательной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В-пятых, возрастающей потребностью в обеспечении безопасности личности, общества и государства с учетом наличия многочисленных внешних и внутренних угроз национальной безопасности, связанных в первую очередь с деятельностью террористических и экстремистских организаций, опасностями национализма, экстремизма, радикализма.

Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что развитие теории и практики патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ является весьма актуальным не только для развития педагогики, но и в целом российского общества и обеспечения его безопасности. Наряду с указанным выводом следует также констатировать, что результаты научных исследований данной проблемы, степень ее разработанности, в т.ч. в педагогической науке, не соответствуют сегодняшним реалиям, тем тенденциям и процессам, которые происходят в социальной сфере.

Это проявляется, во-первых, в несоответствии значительной части теоретического знания, разрабатываемого и накапливаемого на протяжении двух последних десятилетий, потребностям личности, общества и государства. Во-вторых, это проявляется в недостаточно глубоком и всестороннем осмыслении в контексте перспектив развития нашего общества роли, места и значения гражданского, патриотического, межнационального воспитания в общем ряду так или иначе связанных с ними социально значимых проблем, задач, направлений деятельности, от решения и реализации которых во многом зависит состояние всех сфер жизни общества. В-третьих, — в нереализованных еще возможностях научно-педагогических исследований в разработке до сих пор не решенных проблем патриотического воспитания школьников, а также в слабой опоре на конкретный эмпирический материал. Таким образом, с учетом новых научноисследовательских задач актуализировалась необходимость разработки и решения целого ряда проблем. Важнейшей из них является воспитание подрастающего поколения, которое бы способствовало своими делами процветанию России, убежденного в необходимости защиты Отечества, готового и способного реализовывать эту функцию в любой сфере жизни общества. В русле данной проблемы особого внимания заслуживает исследование педагогических аспектов патриотического воспитания школьников.

Проведенное исследование показывает, что патриотическое воспитание школьников призвано педагогическими формами и методами формировать и развивать у юных граждан важнейшие моральнопсихологические качества, которые необходимы им и как будущим защитникам Отечества, готовым и способным внести свой вклад в обеспечение безопасности личности, общества, государства, так и каждому из них — как человеку, личности, труженику, гражданину России. Это такие качества, как твердость характера, ответственность, трудолюбие, самоотдача, законопослушность, решительность, настойчивость. Прежде всего патриотическое воспитание призвано формировать морально-психологические, личностные качества, необходимые для решения задач обеспечения безопасности личности, общества и государства. Целью патриотического воспитания является формирование у школьников глубокого понимания патриотического долга, готовности встать на защиту Родины, а в целом — воспитание граждан, способных обеспечить безопасность Отечества, решать задачи укрепления целостности и единства страны, способствовать упрочению дружбы народов Российской Федерации.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (49) 2011

Однако достижение этой цели осложняется тем обстоятельством, что изменения, происшедшие в стране, смена системы социальных отношений, образовавшийся в 1990-е гг. идеологический вакуум, привели к распаду сложившейся системы патриотического и интернационального воспитания. В указанный период в условиях отсутствия единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан оживились различные воззрения националистического, экстремистского толка. Отечественный опыт патриотического воспитания зачастую игнорировался. Президент Российской академии образования Н.Д. Никандров отмечал, что «.. .в первые годы независимой России патриотизм вдруг стал ругательным словом, почти равнозначным национализму и даже фашизму» [3]. С начала XXI в. в России во многом благодаря усилиям как руководства страны, так и общественности и непосредственно научного сообщества, гуманитариев, педагогов, работников сферы образования, органов внутренних дел усилились процессы возрождения и активизации воспитательной составляющей в деятельности образовательных учреждений, силовых структур. Происходит переоценка ценностей, возрождение значения и востребованности гражданских, патриотических взглядов и убеждений. Складывается понимание того, что чувство национального самосознания и чувство любви к Отечеству должны формироваться не стихийно, а быть воспитаны в человеке семьей, школой, системой образования. С самого раннего возраста нужно воспитывать молодежь в духе патриотизма с помощью родителей, и в дальнейшем продолжить такое воспритание в учреждениях образования на всех его ступенях и уровнях.

С учетом указанных обстоятельств необходимо определить, комплекс каких форм, методов, приемов патриотического воспитания позволит педагогам — участникам процесса воспитания достигнуть требуемого результата, привить современному школьнику чувства патриотизма, гражданственности, интернационализма и толерантности и соответствующие личностные качества. По своей структуре патриотическое воспитание — это процесс социальный, призванный реализовывать положения Конституции, действующего законодательства по вопросам безопасности и обороны.

Непосредственной нормативно-правовой основой патриотического воспитания являются такие правовые документы, как Концепция патриотического воспитания граждан РФ [1], Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 551 «О военно-патриотических, молодежных и детских объединениях» [4], Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» [5].

В целом можно выделить следующие направления патриотического воспитания школьников:

1) воспитание на истории и традициях государства и общества:

— изучение истории Отечества;

— мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость Родины (шефство над памятниками и братскими захоронениями; вахты памяти; выставление почетного караула у памятников, возложение цветов; проведение митингов и других патриотических мероприятий на местах захоронения воинов и в других памятных местах);

— создание музеев, аллей, выставок боевой славы в образовательных учреждениях;

— проведение экскурсий, «Уроков мужества», встреч с ветеранами Великой Отечественной и других войн, участниками боевых действий, контртеррористических операций, сотрудниками органов внутренних дел;

— празднование памятных дат, организация концертов, выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов и др.;

2) военно-спортивное воспитание;

— организация туристических слётов и походов по местам боевой, воинской славы, спартакиад и спортивных соревнований, посвященных памятным датам в истории России, Вооруженных Сил, других силовых ведомств;

— организация и участие в военно-спортивных играх, которые в комплексе решают задачи патриотического воспитания: организационное укрепление коллектива школьников, развитие общественной активности молодежи, формирование качеств, необходимых гражданину, защитнику Отечества;

— проведение месячников оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военноспортивных эстафет и праздников, Дней Защитника Отечества, дней милиции, внутренних войск, спасателя и т.п.;

3) воспитание через взаимосвязь и взаимодействие школьных коллективов и подразделений МВД, Минобороны, МЧС России и др. силовых ведомств:

— участие военнослужащих и сотрудников силовых ведомств в организации и ведении военноприкладных кружков и секций для школьников;

— организация оборонно-спортивных лагерей, военно-полевых сборов;

— проведение встреч с военнослужащими, сотрудниками правоохранительных органов.

Подчеркивая значение указанных направлений патриотического воспитания и отмечая роль

внеклассной, внешкольной, внеучебной воспитательной деятельности, нужно в целом отметить, что в основе всего воспитательного процесса всё же должны быть плановые учебные занятия (уроки в школе). При этом надо учитывать, что каждый учебный предмет объективно располагает большим воспитательным потенциалом, в т.ч. и патриотическим. Однако проведенное исследование показало, что сегодня в массовой школе достаточно много учителей, которые не знают как пробудить и развить патриотические качества, необходимые для гражданина нашей Родины. Анализ показал, что необходимые сведения военно-патриотической направленности рассеяны по отдельным предметам без определенной системы и должной логики и, как правило, носят информационный характер.

На теоретическое и практическое решение проблемы совершенствования патриотического воспитания была направлена разработанная и реализованная автором в 2005-2008 годах в школах

Санкт-Петербурга педагогическая программа «Патриотическое воспитание школьников». Непосредственно опытно-экспериментальная работа проводилась на базе школы № 154, а также в школах №№ 183, 193, 206, 153 Санкт-Петербурга.

Новизна программы заключалась в целенаправленности и системности деятельности педагогических коллективов школ, общественных организаций, клубов по формированию у учащихся гражданских и патриотических качеств, верности своему Отечеству, городу, школе, готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей.

Программа определила основные пути развития системы патриотического воспитания школьников. В ней систематизировано, применительно к современным условиям, изложены концептуальные основы патриотического воспитания, его содержание и основные направления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время государством и обществом прилагаются существенные усилия по возрождению воспитательной функции образовательных учреждений, активизации патриотического воспитания граждан России и прежде всего молодежи. Несмотря на кризисные явления 1990-х гг., героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки, военного дела, культуры и спорта ещё сохранили качества нравственных идеалов для граждан, что создаёт реальные предпосылки проведения мероприятий патриотического воспитания учащихся.

Программа патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности, патриотизма в процессе обучения и воспитания в школе, массовую патриотическую работу. Основная идея программы патриотического воспитания школьников заключается в формировании их как патриотов, граждан России, готовых к служению Отечеству с учётом опыта и достижений прошлых поколений, современных реалий и проблем, тенденций развития нашего общества.

Целью программы является развитие системы патриотического воспитания, способствующей формированию патриотических чувств и сознания школьников.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

1) создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование системы патриотического воспитания в школах;

2) формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в мире; сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, свой город, свою школу;

3) воспитание личности гражданина-патриота России, способного встать на защиту интересов страны, города, коллектива, семьи, личности;

4) формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения системы патриотического воспитания.

Была определена последовательность решения поставленных задач. Реализация программы осуществлялась в течение 2005-2008 гг. в два этапа: первый этап — 2005-2006 гг., второй этап — 2007-2008 гг.

На первом этапе осуществлялось: предварительная диагностика, проработка организационных основ реализации программы; создание и совершенствование нормативно-правовой базы патриотического воспитания; разработка руководством школ, классными руководителями подпрограмм, планов; открытие (обновление) школьных музеев (залов славы); проведение классных и школьных мероприятий; активное участие в городских мероприятиях патриотической направленности.

В ходе первого этапа был определен уровень сформированности важнейших социально значимых качеств, прежде всего патриотизма и готовности к защите Отечества у юношей (учащихся старших классов пяти указанных средних школ Центрального района Санкт-Петербурга). Из анализа полученных данных следует, что важнейшие качества гражданственности и патриотизма в достаточной степени сформированы примерно только у шестой части старших школьников. Большая же ее часть (примерно 85%) проявляет эти качества слабо или не проявляет их вовсе.

Результаты исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время ценности российских школьников характеризуются следующими чертами:

1) большинство молодежи (около 90%) проявляет негативное отношение к коммунизму и социализму как ценностям. Вместе с тем целый ряд ценностей, сформировавшихся в условиях советского строя, но во многом лишенных уже своей идеологической оболочки, таких как «равенство», «братство», «справедливость», «коллективизм», «сочетание личных и общественных интересов» и др., раскрывающих главный смысл социализма, занимают сознание части молодежи. Среди некоторых категорий молодежи роль этих ценностей возрастает;

2) большое место в структуре сознания школьников занимают так называемые «общечеловеческие ценности»: «здоровье», «счастье», «любовь», «дружба», «добро», «красота», «свобода», «семья», а также связанные с ними индивидуальные: «личный успех», «престиж», «статус», «любимая работа и досуг», «личное благополучие», особенно материальное и т.д.;

3) в число приоритетных ценностей входят ценности религии и церкви; однако, вследствие отсутствия у многих молодых людей глубоких духовно-нравственных основ, их внутренний мир является иррациональным, что нашло проявление в предрасположенности к мистике, магии, экстрасенсам и т.п.;

4) многие ценности школьников приобрели явно выраженную национальную и националистическую окраску. Заметен рост национального самосознания русской молодежи; растут амбиции и активно проявляются националистические воззрения и ориентации ряда народов России;

5) среди части молодежи формируется стремление к авторитарной власти;

6) менее ценятся право, закон; многие молодые люди не видят ничего предосудительного в их нарушении, отнюдь не способствуя своими действиями и поступками укреплению правопорядка.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (49) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (49) 2011

На втором этапе проводился комплекс мероприятий по реализации программы в процессе учебной и внеучебной работы:

— создание на основе Федерального закона «О днях воинской славы России» календаря памятных дней как историко-правовой основы патриотического воспитания в школе;

— создание (обновление) школьных музеев; аттестация школьных музеев в соответствии с требованиями нормативных документов; разработка плана использования композиций школьных музеев для увековечения памяти воинов-земляков, воинов-выпускников школы; создание архивов школьных музеев; экскурсии в музеи;

— участие в городских конкурсах воспитательных проектов по патриотическому воспитанию в современных условиях;

— разработка системы оценки и прогноза состояния патриотического воспитания учащихся в школе; мониторинг процессов патриотического воспитания в школах;

— организация и проведение военно-спортивной игры «Зарница»;

— обобщение и распространение опыта организации патриотического воспитания в школе;

— в летние каникулы — создание опорной зоны патриотического воспитания (профильный лагерь);

— организация и проведение периодической учёбы классных руководителей по вопросам патриотического воспитания учащихся;

— разработка и учреждение ежегодных почётных грамот и др. видов поощрения учащимся «За достижения в патриотическом воспитании»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— систематические встречи учащихся с ветеранами, участниками локальных войн, родителями выпускников, погибших в «горячих точках», выпускниками военных учебных заведений;

— организация и проведение мероприятий, посвящённых Дню Победы в Великой Отечественной войне; Дню защитника Отечества и т.д.;

—участие в городских конкурсах, фестивалях, мероприятиях военно-патриотической направленности;

— проведение смотра-конкурса военной и патриотической песни, школьных военноспортивных конкурсов;

— подготовка и участие в городских смотрах, военно-спортивных играх, соревнованиях по военно-прикладным видам спорта;

— участие в циклах мероприятий с молодёжью призывного возраста в период организации призывов на воинскую службу;

— подготовка аудио- и видеоматериалов, статей патриотической направленности.

Проводимые мероприятия включали управление и контроль за реализацией программы, в т.ч.,

создание системы управления и контроля, способной обеспечить решение задач патриотического воспитания личности; организация службы психолого-педагогической диагностики; поддержка творческих инициатив и различных форм организаций патриотического воспитания в школьном коллективе.

Организация системы воспитания у школьников патриотизма включает:

1) формирование и развитие у школьников социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в общеобразовательной школе; формирование у учащихся школ готовности к действиям в специфических и экстремальных условиях (в т.ч. к военной и другим видам государственной службы на занятиях по ОБЖ и физической культуре, на учебнополевых сборах, в др. формах в зависимости от местных условий и типа учебного заведения);

2) патриотическую и военно-патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными и общественными органами и организациями, органами местной власти и управления, органами Вооруженных Сил, военкоматами, объединениями воинов запаса, ветеранов, общественными движениями и организациями молодежи и др. (патриотические и военно-патриотические, культурноисторические и военно-исторические, военно-технические и военно-спортивные клубы и объединения, специальные школы, курсы, кружки, секции; клубы, учебные пункты будущего воина; месячники и дни патриотической работы, вахты памяти, поисковая деятельность, военно-спортивные игры, походы и т.д.);

3) деятельность средств массовой информации, творческих союзов, работников культуры и искусства, научных, молодежных ассоциаций, организаций, направленную на отображение, изучение, поиск решения проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина Отечества.

Данная программа патриотического воспитания, реализованная в ряде школ Санкт-Петербурга, показала свою эффективность, способствовала процессу подготовки обучающихся к защите Родины, придала всей проводимой воспитательной работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечила преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности молодежи.

Результатами реализации программы являются:

— создание системы патриотического воспитания в школе;

— внедрение в педагогический процесс школы передовых форм и методов патриотического воспитания;

— сохранение и развитие у учащихся чувства гордости, любви к Родине, родному городу, школе;

— активизация потенциала ветеранов Великой Отечественной войны, участников локальных войн, выпускников школы в воспитании;

— формирование у школьников готовности к защите Родины;

— расширение участия школьников в военно-прикладных видах спорта;

— воспитание у школьников уважения к подвигу отцов, дедов, ровесников в годы Великой Отечественной войны и других военных действиях;

— формирование готовности учашихся к действиям в экстремальных ситуациях;

— привлечение широкой обшественности к участию в работе по патриотическому воспитанию школьников;

— расширение и совершенствование информационной и материальной базы патриотического воспитания в школе;

— повышение эффективности мер по охране здоровья учашихся;

— повышение эффективности воспитания в системе образования;

— активизация творческого потенциала педагогов в деле патриотического воспитания.

Проведенное исследование показало, что разработанная программа позволяет сформировать

патриотические чувства и сознание учашихся, сохранить и развить чувство гордости за страну, город, школу, воспитать личность учашихся — граждан, патриотов Родины. Важным показателем эффективности проведенной работы явился рост процента выпускников школ, поступивших в вузы военного профиля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основе проведенного исследования главная цель патриотического воспитания современных школьников может быть сформулирована следующим образом: воспитание патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание и развитие школьника, обладаюшего социально-значимыми качествами, способного проявить их в созидательном процессе в интересах своей личности, государства и обшества, в т.ч. и в тех видах деятельности, которые связаны с обеспечением его зашиты и безопасности.

Пз обшей цели воспитания вытекают следуюшие задачи:

— мировоззренческая подготовка молодежи, приобшение её к системе социокультурных ценностей, отражаюших богатство и своеобразие истории и культуры нашего Отечества;

— создание условий для проявления гражданственности, патриотизма, достойного выполнения гражданского и воинского долга;

— воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и гражданской ответственности;

— воспитание положительного отношения к труду как важнейшей ценности в жизни, развитие потребности в труде на благо обшества, государства;

— формирование и развитие потребности к духовной жизни, в нравственно здоровом образе жизни, способности жить счастливой жизнью с семьей, близкими людьми, поддерживать благоприятный климат в коллективе.

Главной задачей патриотического воспитания является повышение эффективности этой деятельности, особенно за счет более целенаправленного воспитания школьников в духе высокой социальной активности, мобилизация всех сил обшества, его социальных и государственных институтов на активное участие в создании и реализации необходимых условий для воспитания патриотизма у школьников как духовно-нравственной и социально-значимой составляюшей развития России.

Таким образом, проведенный анализ и выполненное исследование позволяют сделать вывод о необходимости и особой актуальности развития теории и практики патриотического воспитания современных российских школьников на основе рассмотрения и реализации патриотического воспитания как комплексной образовательной технологии, включаюшей совокупность средств, форм, методов, приёмов, обеспечиваюших достижение целей патриотического воспитания. При этом основную нагрузку по патриотическому воспитанию подрастаюшего поколения должны нести образовательные учреждения, среди которых особую роль призваны играть обшеобразовательные школы.

Список литерятуры1

1. Концепция патриотического воспитания граждан РФ / / Воспитание школьников. — 2005. — № 1.

2. Кочин, A. A. Педагогическая концепция и технология профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в деятельности органов внутренних дел МВД России. — СПб.: Санкт-Петербургский институт ГПС МЧС России, 2005.

3. Медведев, А. A. Выступление на заседании Президиума Государственного Совета в г. Рязани 22 апреля 2009 г. // Официальный сайт Президента РФ. http://president.kremlin.ru.

4. Никандров, Н. А. Вера и нравственность: православные традиции и современность // Сибирская православная газета. http://www.ihtus.ru.

5. О военно-патриотических, молодежных и детских объединениях : постановление правительства РФ / / Российская газета. 2000. — № 144.

6. Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы : государственная программа // Собрание законодательных актов РФ. — 2005. — № 29.

Literature

1. The concept of patriotic education of citizens of the Russian Federation // Education of schoolboys.

— 2005. - №1.

2. Kochin, A. A. Pedagogical the concept and technology of preventive maintenance the antisocial behavior minor in activity of the Ministry of Internal Affairs of Russia. — St.-Petersburg, 2005.

3. Medvedev, D. A. Performance at session of Presidium of the State Council in Ryazan on April, 22nd, 2009 // Official site of the President of the Russian Federation. — http: // president.kremlin.ru.

4. Nikandrov, N. D. Belief and morals: orthodox traditions and the present // the Siberian orthodox newspaper. — http: // www.ihtus.ru.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011

5. About military-patriotic, youth and children’s associations: the governmental order of the Russian Federation / / Russian newspaper. — 2000. — № 144.

6. Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2006-2010: the state program / / Assembly of acts of the Russian Federation. — 2005. — № 29.

УДК 378

A.A. Копысова*, A.A. Кочин**

Профессиональное и личностное развитие обучающихся в вузах в контексте модернизации отечественного образования

В статье рассматриваются вопросы теории и практики профессионального и личностного развития обучающихся в высших учебных заведениях. Отмечается, что модернизация образования неразрывно связана с обоснованием, разработкой и внедрением педагогических технологий профессионального и личностного развития обучающихся и требуют теоретического и практического поиска. Представлены этапы и критерии профессионального и личностного развития обучающихся в вузе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: профессиональное и личностное развитие, образовательная среда вуза; учебная деятельность; психолого-педагогическое сопровождение, мотивация учебной деятельности, мотивация профессиональной деятельности.

L.A. Kopysova*, A.A. Kochin** . Professional and personal development trained in high schools in a context of modernization of domestic education. In article questions of professional and personal development trained in higher educational institutions are considered. It is noticed that education modernization inseparably linked with working out and introduction of pedagogical technologies of professional and personal development trained and demand theoretical and practical search. Stages and criteria of professional and personal development trained in high school are presented.

Keywords: professional and personal development, educational environment of high school, educational activity, psychology-pedagogical support, motivation.

Социально-экономические процессы, происходящие в мире и стране, выдвигают высокие требования к системе образования, к качеству образовательного процесса. В Федеральном законе «Об образовании» определено, что Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной. В Национальной доктрине образования отмечается, что образование должно стать основой социально-экономического и духовного развития России.

Свидетельством внимания государства и общества к проблемам образования является проведение в 2010 г. в России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 259 Года учителя. Открывая 21 января 2010 г. в РГПУ им. А.А. Герцена Год учителя, Президент России Д. А. Медведев отметил, что проведение Года учителя в России — это дань уважения благородному учительскому труду, и выразил надежду, что 2010-й станет годом начала серьёзной модернизации отечественного образования, годом позитивных перемен.

В настоящее время руководством страны, научно-педагогической общественностью ведущая роль образования подчеркивается в модернизации государства и общества, в решении острейших проблем современного мира, в обеспечении инновационного развития и конкурентоспособности экономики. Образование занимает важнейшее место и в моделях будущей России. Понимание значимости образования, обозначенного в государственной политике главным фактором инновационного развития страны, нашло отражение в ряде стратегических документов, в проектах развития, в конкретных действиях по реформированию отечественной системы образования:

— «Российское образование — 2020: модель образования для инновационной экономики», отражающая стратегию развития отечественного образования;

— приоритетный национальный проект «Образование», направленный на поддержку лидеров в сфере образования;

* Копысова, Лариса Анатольевна, проректор по управлению качеством образования, Кировская государственная медицинская академия, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент. Адрес: Россия, 610027, г. Киров, ул. К.Маркса, д. 12. Тел.: (8332) 374915. Мб.: 8 9128264722. E-mail: kopysova@kirovgma.ru.

** Кочин, Андрей Анатольевич, заместитель начальника Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 7442439. E-mail: mail@univermvd.ru

* Kopysova, Larissa Anatolevna, the pro-rector on formation quality management the Kirov state medical academy, the candidate of agricultural sciences, the senior lecturer. Address: Russia, 610027, Kirov, K.Marx"s street, 12. Ph. (8332) 374915; 89128264722.

** Kochin, Andrey Anatolevich, the deputy chief of the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the doctor of pedagogical sciences, the professor. The St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1. Ph. 7442439.

Статья поступила в редакцию 21 января 2001 года.