Научная статья на тему 'Теория и практика реализации духовно-нравственной составляющей в патриотическом воспитании молодежи'

Теория и практика реализации духовно-нравственной составляющей в патриотическом воспитании молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1551
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ / УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Константинов Сергей Александрович

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты проблемы совершенствования патриотического воспитания детей и молодежи в отечественных учебных заведениях на основе реализации духовно-нравственной составляющей этого воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article covers theoretical and practical aspects of improving patriotic education of children and youth in domestic educational institutions on the basis of the moral component of this education.

Текст научной работы на тему «Теория и практика реализации духовно-нравственной составляющей в патриотическом воспитании молодежи»

С. А. Константинов

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты проблемы совершенствования патриотического воспитания детей и молодежи в отечественных учебных заведениях на основе реализации духовно-нравственной составляющей этого воспитания.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, воспитание молодежи, учебные заведения.

S. Konstantinov

THEORY AND PRACTICE OF REALISATION OF THE MORAL COMPONENT IN PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH

The article covers theoretical and practical aspects of improving patriotic education of children and youth in domestic educational institutions on the basis of the moral component of this education.

Key words: patriotic education, moral education, education of youth, educational institutions.

В современных условиях все более важной проблемой общества и государства становятся теоретические основы, содержание и практические технологии воспитательной работы, обеспечивающей формирование высоких патриотических качеств у молодого поколения россиян. Неотъемлемой стороной воспитания патриотизма, гражданской ответ-

ственности молодежи является духовно-нравственная составляющая.

Подрастающее поколение составляет существенную часть населения страны, его состояние, подготовка к участию в жизни общества имеет принципиальное политическое и общественное значение. Педагогическая наука обязана с использованием соот-

ветствующего исследовательского инструмента изучать состояние и способствовать совершенствованию воспитания подрастающего поколения как граждан и патриотов России.

Среди важнейших проблем патриотического воспитания следует отметить: формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях; воспитание социально активных граждан, обладающих умением общаться, критически думать, разрешать социальные конфликты; формирование осознанного восприятия норм гражданского поведения и гражданской деятельности, основанного на добровольном их выборе и личной вовлеченности в жизнь общества.

Изменения в экономической, политической, социальной и культурной сферах в последнее десятилетие предъявляют более высокие требования к человеку, содержанию его интеллектуального, нравственного потенциала. Этот духовно-интеллектуальный потенциал общества нельзя приумножить без экономического, социально-культурного развития страны, системы образования. Образование тесно связано с процессами государственного строительства, экономическими преобразованиями, обороноспособностью страны и ее национальной безопасностью, здоровьем нации. Процесс воспитания учащихся в учебных заведениях должен проводиться на основе целенаправленного и системного подхода к решению задач гражданского, правового, духовно-нравственного и патриотического воспитания. Основной формой этого процесса должна являться систематическая и продуманная воспитательная работа с учетом индивидуальных особенностей конкретного молодого человека.

В процессе патриотического воспитания должна формироваться гражданская ответственность, характеризующаяся стремлением и умением оценивать свое поведение, соизмерять свои поступки с господствующими в обществе требованиями, нормами, законами, соотносить свои потребности с реальными

возможностями, руководствуясь интересами личности, общества, государства. При этом важно, чтобы формируемые гражданственность и патриотизм становились потребностью жизни конкретного молодого человека.

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» определено, что комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех категорий граждан Российской Федерации. Однако приоритетным направлением является патриотическое воспитание подрастающего поколения - детей и молодежи. При этом главный акцент делается на работу в образовательных учреждениях как интегрирующих центрах совместной воспитательной деятельности.

Необходимость и важность реализации духовно-нравственной составляющей патриотического воспитания осознает сегодня большинство российских педагогов. Ведь патриотизм - важнейшая составляющая отечественной культурно-педагогической традиции, а его воспитание - очень ответственная и сложная задача не только педагогической практики, но также ее теории и методологии.

На современном этапе развития государства, общества, педагогической науки необходимо новое осмысление всех элементов патриотического воспитания российской молодежи - целей, задач, содержания, ценностей, составляющих, место в системе целостного процесса социализации, воспитания, образования личности, ее духовно-нравственного становления, формирования нравственного самосознания. При этом необходимо адекватно оценивать духовную и нравственную ситуации, в которой сегодня находится российское общество, культура и как их неотъемлемая часть образование.

Любой народ с развитым патриотическим сознанием, любящий свое Отечество и заботящийся о его благе и процветании, прежде всего заботится о том, чтобы передать будущим поколениям основополагающие духовно-нравственные ценности, приобщить к достижениям национальной культуры. В этом

смысле педагогика должна нести и действительно несет на себе ярко выраженную печать той цивилизации, которой она принадлежит в тот или иной период развития общества. Она выполняет главную роль передачи знаний, умений, навыков, ценностей, опыта трудовой и творческой деятельности, опыта духовной жизни, характерных именно для данной культуры, для данной цивилизации. Для того чтобы общество могло выжить и сохранить свою уникальную культуру, должна быть передача тех духовных, ценностных ориентиров, на которых держалось общество на протяжении сотен лет.

Исходные положения современной методологии патриотического воспитания определены в основополагающих государственных документах: Конституции Российской Федерации, Национальной доктрине образования. Эти документы ориентируют современное российское образование на идею исторической преемственности поколений, устойчивость в череде преобладающих ценностей, определяющих самобытное лицо отечественной культуры.

Вопросу об успешности вхождения России в мировую цивилизацию уделяет большое внимание другой важный государственный документ в области образования - Концепция модернизации образования. Если Национальная доктрина определяет стратегические цели образования до 2025 года - это документ долгосрочного планирования, то Концепция модернизации образования до 2010 года - документ, нацеливающий на решение тактических задач. Однако, решая текущие тактические задачи, необходимо не упускать из виду стратегические ориентиры. Задачи патриотического воспитания, основанные на духовно-нравственных идеях устойчивости ценностных ориентиров культуры, должны занять первенствующее место по отношению к задачам «адаптации к рынку», выступающим на первый план в ныне действующей Концепции. «Адаптация к рынку» не может быть стратегическим ориентиром. Задача адаптации к рынку вообще поставлена, на наш взгляд, не совсем верно. Надо не

адаптироваться к рынку, а осваивать механизмы рынка - это разные вещи. Рынок - не самоцель, а только механизм управления, в том числе и в сфере образования. Цель действия механизмов подобного рода - достоинство и достаток человека в частности и страны в целом.

Если «мировую цивилизацию» мы будем понимать как «всечеловеческую», то для интеграции или вхождения в нее требуется решать одновременно две задачи, обе равно неотложные: во-первых, восстановление духовных и нравственных основ современного цивилизационного развития, позволяющих реализоваться духовно-нравственному потенциалу народа, и уже на этой базе - задачу модернизации, понимаемую как технологическое обновление систем производства, информации и коммуникации в стране.

Развитие патриотического сознания составляет важнейшую часть первой из этих задач. Самая важная связь в нравственном мире - это связь поколений. Возможно ли достоинство и самостояние там, где народ отрекается от доблестей и преданий отеческих? Забывает родное пепелище и отеческие гробы? Со скрытым сарказмом говорит о череде исторических лиц, собравших и сохранивших для нас нашу землю, возделавших и украсивших ее, построивших наши города, и села, и монастыри, и храмы? Память поколений - это такая же важная задача образования, как и освоение нового. Сегодня в приоритетах образования ей уделяется слишком мало места. Она слишком явно недооценивается.

Воспитание духовности и нравственности - это не одна из многих составных частей -это основа патриотического воспитания как такового. К сожалению, сегодня идея воспитания зачастую некоторыми авторами сужается до чисто социального механизма адаптации и социализации. Напротив, в классической педагогической традиции воспитание связывается с идеями «внутреннего человека», внутреннего мира человека.

Нравственность связана со свободой. Нравственный человек - тот, кто свободно

признает личность в другом человеке, считается с ней, строит жизнь на началах взаимодействия свободных и разумных людей. Таким человек не рождается, он должен стать таким посредством воспитания, представляющего собой процесс целенаправленно организованного взаимодействия с людьми на началах культуры, разума и свободы. В этом заключена основа идеи реализации духовно-нравственной составляющей патриотического воспитания молодежи.

Патриотизм, как любовь к Родине и готовность к служению Отечеству, связан с исполнением заповеди о почитании родителей. Только в идее патриотизма, правильно воспринятой и впитанной посредством воспитательных установлений среды, человек вообще в состоянии постичь духовно-нравственное основание взаимодействия с людьми. Патриотизм раскрывается как почитание Отечества. Чтить - означает почитать заслуги, прощать заблуждения, терпеть грехи, исправлять пути, принимать наследство, в том числе и платить доставшиеся по наследству долги.

Патриотическое воспитание - сложная образовательная задача. Она включает в себя исследование прошлого, уяснение его, в том числе и отрицательных сторон прошлого. Однако патриотическое сознание не будет принимать соблазн осудить прошлое, предков, отречься от них. Отречься от прошлого -значит оказаться на пустой и выжженной земле. Отсюда одни исход - идти в рабы к другим народам, у кого есть дом, и сад, и земля, и страна. Это путь к национальному небытию. Чтобы предостеречь от этого, школа должна привить ребенку понимание общего смысла и хода отечественной истории в контексте судеб всего человечества.

Познание себя через познание Родины -еще одна самостоятельная и важная задача патриотического воспитания. «Родина есть священная тайна каждого человека, так же как и его рождение», - пишет С. Н. Булгаков [1, с. 220]. Живое чувство Родины составляет основу воинского патриотизма. Воинский патриотизм и чувство воинского долга - го-

товность до конца защищать Родину, отдать за нее жизнь - формируется не на отвлеченных представлениях, а на почве реального переживания связи с родной землей, предками, Отечеством. Важную часть патриотического воспитания составляет почитание воинов, павших за Отечество. Для нашей духовной традиции гордость за победу в войне отступает перед чувством благодарности и скорби о павших на поле брани. Россия вела суровые войны. Доставляя славу государству, укрепляя его силу, военные победы уносили множество жизней.

Патриотическое государственное сознание воспитывается в понимании взаимности долга воина отдать жизнь за Отечество и долга оставшихся живыми деятельно помнить о нем: предать земле останки, поминать в церковной и гражданской традиции поминовения павших, опекать вдов и сирот, создать достойные условия жизни инвалидам и ветеранам войны.

Важное направление реализации духовно-нравственной составляющей патриотического воспитания молодежи, обозначившееся в последнее десятилетие, связано с поисковой работой, т. е. с поиском и захоронением павших в «забытых» войнах ХХ века - Первой мировой войне, финляндской войне - и «забытых» сражениях Великой Отечественной войны, завершившихся временным отступлением советских войск и потому не вошедшим в реестр ее побед. Рост общественного признания православной церковной традиции сегодня открывает возможность возвращения к государственной традиции церковного поминовения павших - отпевания усопших, совершения в их память церковных поминальных служб (панихид).

Устойчивость ценностей в череде поколений основывается на воспитании у молодежи почтения к родителям, сыновней верности, на пробуждении сознания духовного преемства родной истории.

Истоком патриотического воспитания является переживание сопричастности Родине, укорененности своей индивидуальности в соборной личности народа, в семейном предании.

Необходимые элементы патриотического воспитания содержатся в живых традициях, составляющих ткань культурной жизни народа. Это традиции семейного домостроительства, воинского служения, поминовения воинов, павших за Отечество, попечения о семьях павших воинов и об инвалидах войны, другие традиции, сохраняющие ценности государственного служения, гражданского достоинства и ответственности за благополучие всех граждан Отечества.

На основании вышеизложенного можно сделать выводы, что современная методология патриотического воспитания во главу угла должна ставить идею исторической преемственности поколений. Задача образования - передать будущим поколениям основополагающие ценности национальной культуры.

В результате проведенного исследовании была разработана программа патриотического воспитания студентов Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, включающая основные направления: духовно-нравственное, историческое, политико-правовое, профессиональное, патриотическое, психологическое. Эти направления органически связаны, объединены в процессе практической деятельности с целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами патриотического воспитания. При этом важно, чтобы в соответствии с ними каждое новое поколение студентов проходило свой путь понимания демократических ценностей.

Для реализации данной программы и в целом совершенствования воспитания современной учащейся молодежи в Санкт-Петербургском государственном университете кино и телевидения было создано управление по воспитательной работе.

Реализация данной программы предполагает следующее:

1. Проведение вузовской политики по созданию условий для социального, культурного, духовного, нравственного и физического развития студентов.

2. Создание возможностей для полноценной социализации обучающихся, активного вовлечения их в решение социально-экономических, политических, научных, культурных и других проблем.

3. Утверждение в сознании и чувствах студентов национально-патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому наследию России, ее традициям.

4. Повышение престижа службы государству.

Патриотическое воспитание, включая его духовно-нравственную составляющую, является приоритетным в формировании у студентов вуза высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

При этом в целом в патриотическом воспитании выделены две основные взаимосвязанные стороны: во-первых, воспитание специфическими средствами патриотизма, во-вторых, приобщение учащихся к социально-нравственному опыту (как, например, зашита Отечества), в основе которого лежит любовь к Родине.

В содержание патриотического воспитания включены: передача учащимся и усвоение ими определенного объема гражда-новедческих, правовых знаний; воспитание социальной ответственности; сохранение и укрепление здоровья учащихся; повышение образовательного уровня, раскрытие прикладного и мировоззренческого значения знаний.

Патриотическое воспитание в своем воздействии на учащихся основывается на дидактических принципах и нравственных основах педагогики. При этом одна из важнейших функций обучения - ценностная, способствующая патриотическому воспитанию учащихся, - состоит в формировании у них определенного мировоззрения, а мировоззренческие качества, как правило, создают предпосылки для формирования других компонентов.

Реализация духовно-нравственной составляющей патриотического воспитания должна базироваться на следующих подходах:

1. Патриотизм формируется и развивается как чувство, все более социализируясь на основе духовно-нравственного обогащения общества.

2. Будучи глубоко социальным по своей природе, патриотизм является не только гранью общества, но и источником его существования и развития, выступает как атрибут жизнеспособности, а иногда и выживаемости социума.

3. Возрождение патриотизма является важнейшим условием возрождения России -великой державы.

4. В роли первоосновы патриотического воспитания выступает личность, приоритетной социально-нравственной задачей которой является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине как высшего принципа, определяющего смысл и стратегию ее функционирования; патриотизм, духовный в своей основе, предполагает бескорыстие, беззаветное, вплоть до самопожертвования, служение Отечеству.

В ходе исследования были определены наиболее эффективные методы патриотического воспитания как пути воздействия на сознание, волю и чувства учащихся: метод убеждения, метод формирования активного отношения к Родине и практической готовности к ее защите, метод стимулирования и торможения как внешней, так и внутренней деятельности, который в основном воздействует на чувства учащихся.

На практике методы патриотического воспитания реализуются с помощью разнообразных форм воспитания, которые определяются содержанием, местом, временем и способами их влияния на учащихся.

Патриотическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью сложившейся системы учебно-воспитательной работы. Через систему обучения, воспитательную работу реализуются возможности развития у

учащихся чувства познания и осознания Родины, духовных, нравственных, физических качеств для защиты ее и государственных интересов.

Применение активных форм, методов обучения и воспитания предполагает интег-рированность в решении проблемных задач, научного подхода к общественным явлениям, нравственное и духовное совершенство, использование опыта старшего поколения, национальных традиций народа. Исследование подтвердило, что формирование качеств гражданина-патриота и патриотического сознания должно проводиться с учетом возрастных особенностей молодежи.

Из общей цели воспитания, заключающейся в формировании у молодежи, начиная с раннего возраста, социально значимых качеств, готовности реализовать их в интересах общества и государства, вытекают следующие задачи, решение которых способствует реализации духовно-нравственной составляющей патриотического воспитания молодежи:

1. Философско-мировоззренческая подготовка молодежи, помощь ей в определении смысла жизни, формирование самосознания, ценностного отношения к личности, обществу, государству, к их развитию.

2. Приобщение молодежи к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры Отечества, народа, формирование потребностей в высоких духовно-нравственных и культурных ценностях и в их дальнейшем развитии.

3. Создание условий для проявления молодежью гражданственности, патриотизма, достойного выполнения воинского долга.

4. Воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и гражданской ответственности как важнейшей характеристики молодежи, проявляющейся в заботе о благополучии своей страны, ее укреплении и защищенности.

5. Воспитание положительного отношения к труду как важнейшей ценности в жизни, развитие потребности в труде на бла-

го общества, государства, во имя служения Отечеству, формирование социально значимой целеустремленности.

6. Формирование и развитие потребности в духовной жизни, в нравственно здоровом образе жизни, способности жить счастливой жизнью с семьей, близкими людьми, поддерживать благоприятный климат в микрогруппе и т. п.

В целом рассмотрение вопросов теории и практики реализации духовно-нравственной составляющей патриотического воспитания позволяет утверждать, что учебные заведения исторически были и остаются впредь важным звеном не только для получения образования, но и для духовного и гражданского становления, воспитания молодого поколения российских граждан.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Булгаков С. Н. Моя родина. Статьи. Очерки. Письма // Новый мир. 1989. № 10.

2. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. М., 2003.

3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». Собрание законодательства Российской Федерации. № 29. 18.07.2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.