Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание курсантов (слушателей) Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина на примерах деятельности легендарных сыщиков и мужественных поступков бесстрашных полицейских - героев России'

Патриотическое воспитание курсантов (слушателей) Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина на примерах деятельности легендарных сыщиков и мужественных поступков бесстрашных полицейских - героев России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1253
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЖЕСТВО / ГЕРОИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТОЙКОСТЬ / ВЫДЕРЖКА / САМООБЛАДАНИЕ / COURAGE / HEROISM / PATRIOTIC EDUCATION / FORTITUDE / ENDURANCE / SELF-CONTROL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хрисанов В. А., Полушкин М. Ю., Устинов А. А.

Сложившаяся система подготовки курсантов (слушателей) вузов МВД России не позволяет в полной мере решить задачи по формированию навыков мужественного поведения в напряженных ситуациях профессиональной деятельности полицейских. Отзывы на выпускников вузов МВД России показывают, что многим молодым офицерам в условиях выполнения служебно-боевых задач недостает уверенности в своих силах, смелости, решительности, терпения, стойкости, выдержки, самообладания. Очевиден дефицит психолого-педагогических знаний о сущности мужества и героизма. В статье обосновываются педагогические приемы в воспитании мужества, героизма, выносливости, товарищества у курсантов (слушателей). Проведенное исследование свидетельствует о том, что применение разнообразных методических приемов приводит к росту эффективности процесса воспитания профессионализма, мужества у курсантов (слушателей), особенно когда воспитательный процесс строится на примерах из жизни легендарных сыщиков и героических, бесстрашных поступках сотрудников полиции при выполнении ими служебно-боевых задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Хрисанов В. А., Полушкин М. Ю., Устинов А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Existing system of training of cadets (listeners) of educational institutions of the MIA of Russia does not allow to fully solve the problem of formation of skills of courageous behavior in stressful situations professional. Reviews of graduates of the MIA of Russia show that many young officers in terms of implementation of official-battle tasks lack confidence in their abilities, courage, determination, patience, steadfastness, endurance, self-control. The obvious lack of professional. psychological-pedagogical knowledge about the nature of courage and heroism. In the article pedagogical techniques in the education of courage, heroism, endurance, and associations of students (students) the study suggests that the use of a variety of instructional techniques increases the effectiveness of the education of professionalism is the courage of the students especially when the educational process is based on examples of the legendary and the heroic detectives, fearless police officers when performing service and combat missions.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание курсантов (слушателей) Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина на примерах деятельности легендарных сыщиков и мужественных поступков бесстрашных полицейских - героев России»

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ (СЛУШАТЕЛЕЙ) БЕЛГОРОДСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ ИМЕНИ И.Д. ПУТИЛИНА НА ПРИМЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕГЕНДАРНЫХ СЫЩИКОВ И МУЖЕСТВЕННЫХ ПОСТУПКОВ БЕССТРАШНЫХ ПОЛИЦЕЙСКИХ - ГЕРОЕВ РОССИИ

PATRIOTIC EDUCATION OF CADETS (LISTENERS) OF THE BELGOROD LAW INSTITUTE OF MIA OF RUSSIA NAMED AFTER

I. D. PUTILIN EXAMPLES OF THE LEGENDARY DETECTIVES AND COURAGEOUS ACTIONS, FEARLESS OF THE POLICE - THE

HEROES OF RUSSIA

УДК 37.035.6

В.А. ХРИСАНОВ,

доктор географических наук, профессор (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) [email protected]

М.Ю. ПОЛУШКИН

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) [email protected]

А.А. УСТИНОВ

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) [email protected]

V.A. KHRISANOV,

doctor of geographical sciences, professor

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)

M.Y. POLUSHKIN

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)

А.А. USTINOV

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)

Аннотация: сложившаяся система подготовки курсантов (слушателей) вузов МВД России не позволяет в полной мере решить задачи по формированию навыков мужественного поведения в напряженных ситуациях профессиональной деятельности полицейских. Отзывы на выпускников вузов МВД России показывают, что многим молодым офицерам в условиях выполнения служебно-боевых задач недостает уверенности в своих силах, смелости, решительности, терпения, стойкости, выдержки, самообладания. Очевиден дефицит психолого-педагогических знаний о сущности мужества и героизма.

В статье обосновываются педагогические приемы в воспитании мужества, героизма, выносливости, товарищества у курсантов (слушателей). Проведенное исследование свидетельствует о том, что применение разнообразных методических приемов приводит к росту эффективности процесса воспитания профессионализма, мужества у курсантов (слушателей), особенно когда воспитательный процесс строится на примерах из жизни легендарных сыщиков и героических, бесстрашных поступках сотрудников полиции при выполнении ими служебно-боевых задач.

Ключевые слова: мужество, героизм, патриотическое воспитание, стойкость, выдержка, самообладание.

Abstract: the Existing system of training of cadets (listeners) of educational institutions of the MIA of Russia does not allow to fully solve the problem of formation of skills of courageous behavior in stressful situations professional. Reviews of graduates of the MIA of Russia show that many young officers in terms of implementation of official-battle tasks lack confidence in their abilities, courage, determination, patience, steadfastness, endurance, self-control. The obvious lack of professional. psychological-pedagogical knowledge about the nature of courage and heroism. In the article pedagogical techniques in the education of courage, heroism, endurance, and associations of students (students) the study suggests that the use of a variety of instructional techniques increases the effectiveness of the education of professionalism is the courage of the students especially when the educational process is based on examples of the legendary and the heroic detectives, fearless police officers when performing service and combat missions.

Keywords: courage, heroism, Patriotic education, fortitude, endurance, self-control.

В настоящее время человечество вступило в эпоху глобальных изменений в экономике, политике, культуре, образовании. В этих условиях обеспечение стабильного экономического роста, устойчивого формирования гражданского общества в России выступает одной из приоритетных задач правоохранительных органов, компетентность и правильные действия которых во многом зависят от их профессионализма. В связи с этим организация образования и воспитания требует разнообразных эффективных научно-педагогических подходов [1].

Современная профессиональная подготовка кадров МВД России с целью обеспечения эффективности реализации правоохранительных функций не должна топтаться на месте, а должна находиться в постоянном поиске и динамическом развитии.

Вооруженные конфликты требуют сегодня от выпускников вузов МВД России не только соответствующей профессиональной подготовленности, но и проявления мужества как морально-боевого качества сотрудника полиции. Поэтому сегодня проблема совершенствования профессионально-личностных качеств у курсантов занимает особое место [2].

Пока сложившаяся система подготовки курсантов (слушателей) вузов МВД России не позволяет в полной мере решить задачи по формированию навыков мужественного поведения в напряженных ситуациях военно-профессиональной деятельности. Отзывы на выпускников вузов МВД России показывают, что многим молодым офицерам в условиях выполнения служеб-но-боевых задач недостает уверенности в своих силах, смелости, решительности, терпения, стойкости, выдержки, самообладания. Очевиден дефицит психолого-педагогических знаний о сущности понятия «мужество и героизм» и способов его самовоспитания. На сегодня по-прежнему велика цифра увольнения молодых офицеров из рядов полиции, которые после окончания вуза не проработали и трех лет.

Этому способствует и то, что в современном обществе по-прежнему идет процесс размывания духовно-нравственных идеалов прошлого и появление новых, что порождает в массовом сознании молодежи ощущение утраты некоторых духовных ценностей. Все это ведет к разрыву между поколениями по мировоззренческим, жизненным ценностям, представлениям о смысле жизни, моральным нормам и нравственным мотивам поведения.

От нравственно-политической культуры молодого поколения, гражданской зрелости, самостоятельности мышления, способности осмысливать политические и жизненные цен-

ности будет зависеть судьба нашего государства. Данный посыл особенно актуален для сотрудников правоохранительных органов России.

Важность профессионально-нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел особо подчеркнута в нормативных правовых документах МВД России [3], в которых предлагается в процессе профессионального образования основное внимание сосредоточивать на формировании у сотрудников нравственных установок, личной убежденности, ориентации на верность Присяге, Конституции и законам Российской Федерации, соблюдение норм Кодекса чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации.

Сегодня как никогда нравственное воспитание курсантов в вузах МВД России рассматривается как важнейшая составная часть государственной кадровой политики, а главной целью воспитательной работы является формирование всесторонне развитой, профессионально подготовленной, морально и психологически устойчивой молодежи с такими качествами, как быстрота ума, сообразительность, находчивость, наблюдательность, внимательность, смелость, решительность, инициативность, нервно-психическая устойчивость и другие, которые в единстве с профессиональными знаниями, навыками и умениями составляют личный жизненный опыт курсанта, способствуют успешному профессионально-личностному становлению.

Таким образом, исходя из всего этого, к основным направлениям воспитательной работы с курсантами и слушателями в вузах МВД России относится патриотическое воспитание, под которым понимается развитие личности, обладающей высокими качествами гражданина - патриота России, ответственного за судьбу народа [4]. Патриотическое воспитание - составная часть нравственного, эстетического и любого другого воспитания, так как патриотизм - одна из высших духовных ценностей, которая уходит корнями в историю, культуру, экономику и политику конкретного народа и государства.

Патриотизм как личностное качество сотрудника выступает не только как важнейшее моральное качество человека, имеющее огромное значение в его социальном и духовном развитии, но является одним из ключевых элементов его профессиональной компетентности. У человека формируется и укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за могущество и независимость своего государства. В личностном плане вырабатываются многие положительные качества, такие как благородство, совесть, мужество, самопожертвование и т.д.

В современных условиях, когда государство обращается к ценностям российской духовности, чувству национальной гордости, патриотизму, как никогда возникает необходимость проведения более активной воспитательной работы среди курсантов и слушателей вузов МВД России.

Общеизвестно, что в процессе жизнедеятельности у человека формируется патриотическое сознание, мужество и отвага, чувство верности традициям государства, гражданином которого он является. Все эти черты формируются укладом жизни в обществе, целенаправленной воспитательной работой. Эффективность процесса становления личности сотрудника органов внутренних дел - гражданина и патриота России находится в прямой зависимости от качества и систематичности воспитательных воздействий на его сознание и чувства.

Основными задачами патриотического воспитания преподаватели нашего института считают: а) изучение истории России; б) объяснение необходимости решительной борьбы с преступностью, личной ответственности каждого сотрудника за порученное дело как исполнение его патриотического долга; в) пропаганду примеров мужества и героизма сотрудников, образцового исполнения служебного долга; г) изучение и пропаганду истории органов внутренних дел, своего коллектива, его служебного пути, и на этой основе воспитание у сотрудников верности традициям органов внутренних дел, стремление их развивать и преумножать; д) обеспечение преемственности поколений, постоянную заботу о ветеранах органов внутренних дел, семьях погибших сотрудников [5].

Главные направления и принципы патриотического воспитания в системе МВД четко определены Правительственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». В ней учитываются достижения прошлого, современный опыт, а также проблемы и тенденции современного развития общества. Данная программа определяет патриотическое воспитание как систематическую и планомерную деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

На наш взгляд, именно с патриотизмом в первую очередь связано формирование мировоззрения личности будущего офицера, все формы жизнедеятельности, все способы самореализации, т.к. патриотизм в воспитательном процессе уже сам по себе является

мощной мобилизационно-побудительной силой, которая заключается в том, что любовь к Родине вдохновляет и побуждает сотрудников на достижение значимых успехов, особенно в экстремальных и опасных ситуациях служеб-но-профессиональной деятельности.

В современных условиях жизнедеятельности среди сотрудников органов внутренних дел патриотами по праву называют тех, кто не устраняется от активной созидательной деятельности, направленной на служение народу, обществу, Родине и реализуется в безукоризненном выполнении служебных задач по защите конституционных прав граждан, надлежащей охране общественного порядка и безопасности.

Анализ научно-теоретических данных в нашем институте показывает, а педагогическая практика подтверждает, что к основным качествам, формируемым в процессе патриотического воспитания в вузах МВД России следует относить деловые качества (компетентность, ответственность, трудолюбие, творчество, уверенность в своих силах, гибкость, настойчивость в достижении цели, продуктивность, практичность в оценке достигнутого и др.); качества, выражающие отношение к другому человеку (правдивость, тактичность, общительность, уважение чужого мнения, терпимость, сочувствие, милосердие и др.); волевые качества (решительность, выдержка, самоконтроль и др.); качества, выражающие отношение к социальному окружению (верность Родине, верность долгу и др.); качества, выражающие отношение к себе (самосовершенствование, гордость, независимость, скромность, бережливость, щедрость и др.) личности.

Мы ставим такую задачу, что процесс патриотического воспитания в вузах МВД России должен проникать во все формы и методы учебно-воспитательного процесса, обеспечивая системность воспитательных воздействий с целью решения главных задач патриотического воспитания.

Таким образом, лишь комплексное использование всего арсенала педагогических средств, методов и форм в учебно-воспитательном процессе вуза МВД России обеспечивает высокую эффективность патриотического воспитания обучаемых и в целом качество профессионального воспитания курсантов и слушателей.

Обобщая изложенное, необходимо отметить, что патриотическое воспитание курсантов (слушателей), являясь частью профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел, несет нагрузку формирования и развития у сотрудников качеств, необходимых защитнику Отечества. Это означает осознание каждым личной ответственности за обеспечение безопасности Родины, за укрепление и поддержание на высо-

ком уровне боеготовности; выдвижение в учебно-воспитательном процессе на передний план идеалов добра, дисциплины, честности, добросовестного отношения к служебным обязанностям, сочетаемые с творческой инициативой и активностью; эффективное выполнение требований Присяги, воинских уставов, обязанностей по службе; готовность на высоком уровне к мужественным и решительным действиям при выполнении слу-жебно-профессиональных задач.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что, несмотря на значительную востребованность, вопросы, рассматривающие формирование мужества, не находят должного отражения в публикациях. Речь идет о сущности, психологической структуре самого качества, педагогической модели воспитания мужества, о критериях оценки эффективности формирования и развития данного качества. Речь идет в первую очередь о том, что это морально-боевое качество полицейского, которому присущи смелость, решительность, стойкость, выдержка, самообладание, самоотверженность, чувство собственного достоинства и долга. Выражается в способности полицейского действовать решительно и наиболее эффективно в опасной, сложной и напряженной ситуации.

Исходя из структуры мужества, модель воспитания данного качества у курсантов будет включать субъектов, задачи, содержание, технологии, этапы и критерии оценки результата.

Перед преподавателями главные воспитательные задачи состоят в развитии интеллектуально-познавательной сферы, ценностно-смысловых и целевых установок обучающихся на мужественное поведение в ходе решения слу-жебно-боевых и повседневных задач; выработку умений и привычек вести себя в соответствии с высоким званием российского офицера, для которого характерно чувство долга, ответственности, чести и личного достоинства; формирование эмоционально-волевой устойчивости, профессионализма и творческого подхода к решению поставленных задач.

Мы считаем, что среди педагогических технологий следует прежде всего выделить убеждаю-ще-стимулирующие, педагогической поддержки, личного примера, развивающего и проблемного обучения, интерактивные, контрольно-оценивающие, проектные, контекстные и др.

Результат развития мужества может быть определен по параметру готовности к осуществлению мужественного поведения (функционально-психологическое состояние личности, характеризующееся настроем на полную самоотдачу при выполнении поставленных задач, саморегуляцией поведения, мастер-

ским владением способами выполнения поставленных задач).

Воспитательный потенциал внеучебного времени в целях развития мужества у курсантов и совершенствования полученных знаний, навыков и умений мужественного поведения в системе аудиторных занятий практически неисчерпаем. Во многом это связано со свободным выбором курсантами видов внеучебной деятельности и, соответственно, более высокой мотивацией в занятиях ею.

Наряду со всесторонним патриотическим воспитанием курсантов (слушателей) для формирования у них чувства мужества, стойкости, героизма важное значение имеет воспитание их на примерах легендарных профессионалов уголовного сыска и мужественных сотрудников полиции - Героев России. В нашем вузе преподаватели проводят занятия, показывая образец профессионализма, мужества, героизма очень многих сотрудников сыска и героев-полицейских. Ниже расскажем лишь о некоторых.

Говоря курсантам (слушателям) о великом сыщике - нашем земляке Иване Дмитриевиче Путилине (1830-1889), преподаватели отмечают, что он принадлежал к семье заурядного коллежского регистратора из Нового Оскола. В 23 года он идет служить в полицию, где получает должность младшего помощника квартального надзирателя на рынке. В этой должности И.Д. Путилин сразу же проявил свои таланты и продемонстрировал большую смелость при раскрытии и поимке опасных преступников. Работа на этом беспокойном месте дала ему огромный профессиональный и жизненный опыт. Вдобавок И.Д. Путилин нередко в свободное время переодевался чернорабочим и отправлялся изучать нравы социального дна, осваивая жаргон, запоминая лица и клички. Вскоре он с успехом научился выдавать себя за своего и среди бродяг, и священнослужителей, и купцов. Его способности к перевоплощению неоднократно помогали ему и в сыскной работе.

В России в конце XIX - начале XX века работа уголовного сыска продолжала бурно прогрессировать. В этот период выросла целая плеяда блестящих сыщиков, чьи имена до революции были весьма известны в обществе. Об И.Д Путилине, А.Ф. Кошко, В.В. Ланге (руководивших в разное время сыскной полицией соответственно Петербурга, Москвы и Одессы) и о других замечательных мэтрах российского сыска писали книги и складывали легенды. Некоторые операции по задержанию преступников в детективах тех лет и ныне кажутся потрясающими. Так, например, одесского афериста Беню Аронова, удравшего с похищенными миллионами в Италию, российские

сыщики достали и там. Установив его местопребывание на одной из итальянских вилл, они нейтрализовали охрану, схватили афериста и вывезли его на родину в трюме торгового судна.

Настоящей знаменитостью Иван Дмитриевич Путилин стал при исполнении должности начальника сыскной полиции Санкт-Петербурга на протяжении 23-х лет, с 1866 по 1889 г. с небольшими перерывами. Известный судебный деятель того времени, А.Ф. Кони, говорил: «В Петербурге в первой половине семидесятых годов не было ни одного сложного уголовного дела, в розыск по которому И.Д. Путилин не вложил бы своего труда высокого профессионала».

Выйдя в отставку после 40-летней службы в полиции, И.Д. Путилин решил рассказать о некоторых из раскрытых им преступлений в мемуарах. В работе над ними ему помогал литератор М.А. Шевляков. К сожалению, мемуары вышли в печати только после смерти Ивана Дмитриевича. Зато его имя быстро получило огромную славу по всей России. Шевляков написал про него цикл документальных рассказов. А множество авторов сочиняли бульварные детективы, главным героем которых был Путилин. Одной из самых талантливых стала «Путилиниада», написанная А. Добрым. До революции в России нарицательным именем сыщика было не «Шерлок Холмс», а знаменитый наш земляк-«Иван Путилин».

Преподаватели Белгородского юридического института МВД России им И.Д Путилина, рассказывая курсантам о Якове Вагине (1926-2010), заостряют внимание на том, что этого человека считают одним из основателей советской школы сыска. Яков Вагин родился в Харькове в 1926 году. В системе МВД он проработал 65 лет. В начале войны Яков Вагин с семьей был эвакуирован в город Пермь. Оттуда по комсомольской путевке его направили на работу в органы внутренних дел. Серьезная школа жизни прошла у него в Якутии, в отделе борьбы с бандитизмом. Затем Вагин вернулся в город Пермь, где в 27 лет возглавил первый районный отдел милиции. В 1969 году профессиональный сыщик стал начальником уголовного розыска Пермской области. Там он в полной мере проявил свои лучшие сыскные и руководящие качества. По уровню раскрываемости преступности пермская милиция уступала только Москве и Ленинграду. Яков Вагин в результате кропотливого труда смог раскрыть весьма громкое дело банды Ведерникова, поймать ярого кунгурского маньяка. Преданного Родине милиционера отличала мудрость и человечность, он горой стоял за своих подчиненных, позволял им спокойно работать и принимать нестандартные решения. Талантливый организатор Яков Вагин постоянно внедрял самые

передовые методы и средства для раскрытия различных преступлений, в том числе и приборы ночного видения. В следственные группы он набирал специалистов разного профиля, обучал их и каждый, как элемент часов, занимал свое место и работал не покладая рук.

На занятиях профессорско-преподавательский состав, командиры курсантских подразделений, офицеры воспитывают курсантов и слушателей и на примере подвига Героя Российской Федерации подполковника Масло-ва Ивана Владимировича. В июне 2011 года подполковник Иван Маслов был направлен в служебную командировку в Республику Дагестан. С июня по август неоднократно принимал участие в специальных операциях по поиску и ликвидации вооруженных бандгрупп.

17 августа 2011 года в составе подразделения отряда специального назначения «Тайфун» вел поиск вооруженной бандгруппы в Хасавюртовском районе Республики Дагестан. После ее обнаружения завязался бой, в ходе которого бандиты попытались прорваться через боевые подразделения спецназа. Подполковник Иван Маслов правильно оценил обстановку и, чтобы не дать боевикам уйти от преследования, ввел в бой резерв, который сам возглавил, и уничтожил полностью бандгруппу.

Рассказывая курсантам и слушателям о банд-группах на Северном Кавкзе, преподаватели приводят в пример подвиг Героя Российской Федерации капитана Задорожного Игоря Сергеевича.

Капитан Игорь Задорожный в период с 2000 по 2003 год четырежды выезжал в длительные командировки на территорию Северо-Кавказского региона для выполнения служеб-но-боевых задач по разоружению незаконных вооруженных формирований в Чеченской Республике. Принимал участие в проведении 151 специальной операции, 80 разведывательно-поисковых мероприятиях.

28 января 2003 года разведывательно-поисковой группе под командованием капитана Игоря Задорожного была поставлена задача провести специальные мероприятия в районе населенного пункта Ялхой-Мокх с целью обнаружения и уничтожения базы боевиков. В 11.50 база бандитов была обнаружена. Капитан Игорь Задорожный принял решение сковать боем обнаруженную бандгруппу и, вызвав точный огонь артиллерии, полностью уничтожил ее в их базовом лагере.

Преподаватели, рассказывая о совместных боевых действиях спецназа и ОМОНа на Кавказе, приводят пример героического подвига Никиты Кулькова. 9 января 2000 года группе под командованием майора Никиты Кулькова

предстояло выполнить главную для спецназовцев задачу — встретить и сопроводить тыловую колонну. В 9 часов 25 минут поступила информация о стрельбе в районе железнодорожного вокзала города Аргун и о том, что автомобиль «Урал» разведроты находится на блокпосту у ОМОНа. Необходимо было оказать помощь разведчикам и эвакуировать машину. В 10.00 стало известно об обстреле колонны, которую должны были встречать подчиненные Никиты Кулькова.

Когда к мосту примчался комендант Аргуна, для Никиты сразу все стало ясно — предстоит жестокая схватка с противником. Комендант просил о помощи. Шестнадцать человек на трех БМП ринулись в неравный бой и спасли сотни человек, приняв на себя основной удар боевиков, расположившихся тогда в Аргуне.

Схватка была кровавой. Майор Никита Кульков руководил своими парнями, будучи раненым, не теряя самообладания. Решения в ходе боя принимал грамотно, по-командирски. Вдохновлял офицеров и солдат по-комиссарски — личным примером. И погиб как герой, спасая от смерти других.

Указом Президента РФ от 24 июня 2000 года майору Кулькову Никите Геннадьевичу присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

С точки зрения умения профессионально командовать подразделениями для курсантов и слушателей показателен пример действий Героя Российской Федерации полковника Груд-нова Игоря Сергеевича.

Успех любой операции во многом зависит от четких, слаженных действий основных и приданных подразделений. Это правило крепко усвоил выпускник Военной академии им. М.В. Фрунзе полковник Игорь Груднов. Возглавляя в сентябре 1999 года войсковой оперативный резерв одного из соединений внутренних войск, он обеспечил быстрое продвижение частей российской армии по горной дороге Галашки — Аршты и далее до Бамута, что способствовало успешному взятию этого населенного пункта.

С началом освобождения от боевиков Грозного полковник Игорь Груднов был назначен командиром группировки внутренних войск «Север». Его подчиненным приходилось действовать на одном из сложнейших направлений — в промышленной зоне Ленинского района. В неприступные крепости превратили боевики здания консервного и молочного заводов. И только четкое взаимодействие между всеми подразделениями, задействованными в операции, позволило сломить сопротивление противника и овладеть этими важными в стратегическом плане

объектами. А уже 3 февраля полковник Груднов во главе одного из подразделений, подавляя сопротивление боевиков, вышел в центр чеченской столицы.

За мужество и отвагу, умелое руководство операцией по освобождению Грозного от террористов 29 февраля 2000 года полковнику Груднову Игорю Сергеевичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

Профессорско-преподавательский состав на занятиях приводит примеры высокой профессиональной подготовки, раскрывая действия Героя Российской Федерации генерал-полковника Панькова Михаила Анатольевича.

В сентябре 1999 года генерал Михаил Анатольевич Паньков возглавил группировку внутренних войск в Северо-Кавказском регионе. Он лично руководил проведением специальных операций в Новолакском районе Республики Дагестан, где под его командованием было освобождено от боевиков 14 населенных пунктов.

На втором этапе контртеррористической операции генерал Михаил Паньков возглавил группировку внутренних войск на территории Чеченской Республики, высокий уровень профессиональной подготовки командующего и подчиненных ему офицеров позволил в короткие сроки провести зачистку от боевиков крупных населенных пунктов: Горагорск, Шелковская, Толстой-Юрт, Суворов-Юрт, Червленная, Майское. 14 октября 1999 года при проведении спецоперации в населенном пункте Знаменское подразделение внутренних войск попало в засаду боевиков. Находясь на выездном командном пункте, генерал Михаил Паньков взял на себя руководство действиями отряда спецназа. В ходе боя подразделение внутренних войск было выведено из-под огня противника, а бандгруппа была полностью ликвидирована. Внутренние войска МВД России в рамках контртеррористической операции уже к декабрю 1999 года провели более 130 специальных операций против бандформирований. Самым тяжелым этапом в этой работе было освобождение от боевиков города Грозного. И эта задача была успешно выполнена.

Указом Президента России от 11 января 2000 года генерал-полковнику Панькову Михаилу Анатольевичу было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Преподаватели при патриотическом воспитании курсантов и слушателей большое внимание уделяют героическим примерам наших земляков.

Воробьёв Вячеслав Михайлович родился 29 мая 1984 года в городе Белгороде. После окончания профтехучилища в 2002 году был призван в ряды Российской Армии. Срочную службу проходил в отряде специального назна-

чения «Русь», внутренних войск МВД РФ. В составе подразделения, будучи солдатом срочной службы, провёл 14 месяцев в служебной командировке в Северо-Кавказском регионе на должности огнемётчика и стрелка.

В октябре 2004 года был уволен в запас. Продолжил службу в спецподразделении ОМОН. В мае 2005 года зачислен на должность милиционера. За 4 года трижды выезжал в составе подразделения в служебные командировки на территорию Северо-Кавказского региона. Был неоднократно поощрён руководством УВД области, руководством Министерства внутренних дел Российской Федерации за выполнение специальных заданий на территории Северного Кавказа. В декабре 2008 года в числе бойцов Белгородского ОМОНа Вячеслав Воробьев был направлен в очередную трехмесячную командировку на Кавказ.

12 февраля Белгородский ОМОН участвовал в составе штурмовой группы в ликвидации бандгруппы, находящейся в частном доме в юго-западном районе Назрани. Старшему сержанту Воробьёву была поставлена задача проникнуть на территорию домовладения и обеспечить прохождение штурмовой группы. Проникнув на территорию домовладения, он увидел готовящихся к бою боевиков. В группу входили снайперы и гранатомётчики. Сержант принял решение открыть огонь, чем себя обнаружил и вызвал на себя огонь и был ранен. Услышав выстрелы, остальные бойца штурмовой группы быстро совершили перегруппировку и, заняв выгодные огневые позиции, вступили в ожесточенный бой.

Бронетранспортёр, который должен был прикрывать действия бойцов, сломал ворота, въехал во двор домовладения и был подбит. Он откатился назад, и путь к подходу был отрезан: боевики открыли шквальный огонь из гранатомётов и пулемётов. В этот момент Воробьёв вышел на связь и стал корректировать огонь, докладывал о всех перемещениях боевиков. В ответ открыл огонь снайпер и стал методично его расстреливать, но боец продолжал вести корректировку огня до тех пор, пока не были подавлены все огневые точки противника.

Боевики, видя безвыходность своего положения, привели в действие взрывное устройство. В результате взрыва более 11 человек получили ранения, 4 погибли. Вячеслава Воробьева засыпало обломками битого кирпича, бетона. Через 40 минут его откопали, доставили в Северо-Кавказский военный госпиталь, а оттуда отправили в Москву. Тяжелейшая контузия, 16 проникающих огнестрельных ранений — жизнь ему спас бронежилет и другие средства защиты.

После боя во дворе полностью разрушенного дома было обнаружено тело «Мустафы» — главаря Малгобекской бандгруппы, причастной к организации ряда особо тяжких преступлений террористической направленности, а также тела других преступников. Там же находилось большое количество оружия и боеприпасов. Только мощность найденных самодельных взрывных устройств составила около 1000 кг в тротиловом эквиваленте.

Указом Президента Российской Федерации (№ 334) 30 марта 2009 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга, старшему сержанту милиции Воробьёву Вячеславу Михайловичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

Владимир Васильевич Бурцев в 90-е годы принимал участие в боевых действиях почти во всех «горячих точках» страны. Был ранен и дважды контужен. В августе 1996-го в Чечне взял на себя командование группой, которая оказалась блокирована боевиками. Почти 30 дней осады милиционеры вели бой. За героический подвиг и спасенные жизни Владимир Васильевич был награжден звездой Героя России. Во время второй чеченской кампании он стал первым начальником отдела внутренних дел Курчалойского района. Отдел был сформирован из белгородских милиционеров. Владимир Бурцев посчитал своим долгом принять участие в становлении подразделения. Потом были еще несколько командировок в Курчалой. Выезд в Чечню 12 сентября 2000 года стал для Героя России последним. Ночью 13 числа на территории Краснодарского края автомобиль сопровождения, в котором ехал Владимир Васильевич, протаранила иномарка, за рулем которой был пьяный водитель. В каждом сотруднике Владимир Бурцев старался воспитать патриота своей страны, профессионала своего дела. Бурцев стоял у истоков создания Белгородского лицея милиции (ныне - правоохранительный колледж имени В.В. Бурцева). Считал, что главная задача учреждения - воспитание настоящих мужчин. Сегодня здесь открыли мемориальную доску памяти Героя России. В образовательной организации создан музей памяти Владимира Бурцева. Отличники учебы получают специальную стипендию имени Героя России. На Аллее Героев в парке Победы установлен его бюст.

Сотрудники полиции, преданные своей Родине, находясь на различных заданиях, продолжают совершать героизм и подвиги. Так, совсем недавно героический поступок совершил Магомед Нурбагандович Нурбагандов. 9 июля 2016 года Магомед с родственниками отдыхал в лесу недалеко от села Сергокала. Утром к их

палатке подошли пять вооружённых человек и в грубой форме стали будить отдыхающих. После короткой словесной перепалки сначала был застрелен его двоюродный брат. Один из напавших узнал, что Магомед Нурбагандов является действующим сотрудником полиции. Нападавшие затолкали его в багажник машины и, отъехав на некоторое расстояние от зоны отдыха, застрелили и его.

Нападавшие, называвшие себя рекрутами «Исламского государства», снимали всё происходящее на камеру мобильного телефона и впоследствии загрузили видеоролик на один из экстремистских сайтов.

В ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий по поимке боевиков несколько из них были ликвидированы, двое — задержаны. При осмотре тел уничтоженных боевиков был найден телефонный аппарат, на который велась видеосъёмка. Просмотр оригинала видеозаписи позволил установить, что боевики загрузили на видеохостинг смонтированный ролик, из которого предварительно вырезали эпизод, демонстрирующий геройский поступок Нурбагандова. Стало известно, что перед убийством Магомеда принуждали призвать своих коллег уйти с работы, но он только призвал их продолжать работать, сказав «Работайте, братья».

Указом Президента Российской Федерации № 486 от 21 сентября 2016 года лейтенант полиции Магомед Нурбагандов посмертно удостоен звания Героя Российской Федерации за мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга Президент РФ Владимир Путин на встрече с родителями полицейского назвал его «настоящим героем, настоящим мужчиной, который под угрозой смерти остался верен присяге, долгу и своему народу».

Именем Магомеда Нурбагандова названа центральная улица села Сергокала, есть информация, что среднюю школу с. Урахи (родина М. Нурбагандова) им А.Тахо-Годи планируется назвать его именем. Также будет установлен бюст герою, улицы его имени появятся в Махачкале. По указу Главы Чеченской Республики Р.А. Кадырова в г. Грозный назвали улицу и микрорайон его именем. Установлены три мемориальные плиты в селе Сергокала: в школе, дома и на улице.

Таким образом, сегодня жизнь на каждом шагу дает нам примеры героического, самоотверженного исполнения служебного долга сотрудниками полиции. Правительство высоко ценит геройство, выдержку и самообладание, проявляемые сотрудниками правопорядка. Только в течение последнего десятилетия за мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении

служебных обязанностей, тысячи сотрудников ОВД награждены орденами и медалями.

Органы внутренних дел многонациональны по своему составу. Они комплектуются из представителей всех национальностей, и не национальная принадлежность, а деловые качества работника являются определяющим условием для приема на работу и продвижения по службе.

Одной из основных традиций сотрудников полиции является верность присяге, мужество и героизм при исполнении служебного долга. Эти нравственные требования сконцентрированы в Присяге. В 20-30 годы на рукоятках клинков сотрудников советской милиции было выгравировано «Без нужды не вынимай, без славы не вкладывай». Эти слова можно считать девизом для всех владеющих оружием.

Каждый сотрудник органов внутренних дел должен твердо помнить: оружие вручается ему не в собственность и не в бесконтрольное владение, а только для решения строго определенных задач, для защиты интересов граждан и борьбы с преступностью. Оружие не игрушка, владение им не расширяет права сотрудника, а налагает на него обязанности и высокую ответственность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Очень важно сотрудникам полиции соблюдать славные традиции - коллективизм, товарищество, взаимную выручку при выполнении служебно-боевых задач. Эти традиции формировались и передавались из поколения в поколение. «Человек без друзей, что дерево без корней», «Сам погибай, а товарища выручай» - так говорится об этом в народных пословицах.

Солидарность, товарищеская взаимовыручка, чувство локтя, готовность к самопожертвованию во имя общего дела - эти качества всегда, с первых дней создания рабоче-крестьянской милиции, отличали сотрудников органов внутренних дел.

Замечательная традиция сотрудников органов внутренних дел- строжайшее соблюдение законности, уважение прав и достоинства граждан.

Сущность законности - в строгом соблюдении и добросовестном исполнении законов всеми государственными учреждениями, общественными организациями, должностными лицами, которые должны проявлять заботу о защите прав и интересов граждан России, а также в обязанности каждого гражданина строго соблюдать законы и установленные правила, активно участвовать в поддержании и укреплении правопорядка.

Сотрудник полиции, являясь должностным лицом, наделен особыми государственно-властными полномочиями и выступает от имени государства. Следовательно, он должен хорошо знать и понимать законы, постановления Правительства России, инструкции и другие руководящие документы, уметь правильно применять

ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

20171

ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД

нормативные акты, действовать в пределах предоставленных ему прав и полномочий.

Необходимо не забывать, что важнейшая из традиций российской полиции - патриотизм, беззаветная преданность Родине. Быть преданным своей Родине означает для сотрудников полиции беззаветно выполнять свой служебный долг, превыше всего ставить интересы народа, не щадить своей жизни в борьбе за укрепление правопорядка в стране.

Таким образом, основными традициями органов внутренних дел являются:

- безграничная преданность и любовь к своей Родине, Отчизне;

- тесная связь с народом, глубокое уважение к человеку;

- коллективизм, товарищество, взаимная выручка при выполнении служебных задач;

- строжайшее соблюдение законности;

- профессиональная бдительность и дисциплина при исполнении своего служебного долга, любовь к своему делу, стремление к совершенствованию знаний и умений;

- патриотизм и интернационализм; научный подход к явлениям общественной жизни.

В заключение необходимо отметить, что патриотическое воспитание курсантов и слушателей на героических примерах сотрудников ОВД должно решаться путем комплексного использования разнообразных педагогических приемов, форм и средств, при этом следует добиваться, чтобы всем основным традициям органов внутренних дел были присущи торжественность, эмоцио-

нальность, привлекательность. Это поможет находить все новых и новых приверженцев хороших традиций, будет способствовать их распространению и укреплению. Героическое прошлое народа, органов внутренних дел всегда остается неисчерпаемым источником дальнейшего совершенствования воспитательной работы с личным составом. В ней главное внимание надо сосредоточить на том, чтобы каждый сотрудник понял сущность и значение прогрессивных традиций, проникся глубоким уважением к ним, стремился следовать примеру героев, осознал свою роль и ответственность в преумножении дел старших поколений. Практика педагогики за последние десятилетия выработала свою теорию и систему мер, направленных на непрерывность воспитательного воздействия на личность. Эта теория прошла апробацию и доказала свою жизненность и необходимость. В органах внутренних дел служат люди широкого возрастного диапазона с уже сложившимся мировоззрением, взглядами, нормами поведения. Поэтому воспитательный процесс должен активно проводиться в начале пути формирования полицейского. Опыт показывает, что одним из наиболее эффективных направлений воспитания молодого человека является воздействие на его чувства с помощью особого вида эмоциональных переживаний, носящих отчетливый и выраженный предметный характер, отличающихся сравнительной устойчивостью. В этом смысле чувства связаны с представлением или идей о конкретном человеке или обобщенном понятии (любовь к Родине).

Литература

1. Миронченко С.Ю. Правовые и организационные основы подготовки кадров органов внутренних дел в условиях реформы системы государственной службы Российской федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М, 2008.

2. Шинкевич В.Е. Мобилизация как интегральная основа формирования профессиональных качеств обучаемых в образовательных учреждениях силовых институтов России: опыт и проблемы (по материалам социологических исследований специфики профессиональной подготовки сотрудников в учебных заведениях органов внутренних дел): автореф. дис. ... д-ра социол. наук. - Барнаул, 2007.

3. Астапенко В.С. Формирование научного мировоззрения курсантов МВД России: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Воронеж, 2011.

4. ЛюлюкА.М. Организационно-педагогические условия развития воспитательной системы вуза МВД: автореф. дис. . канд. пед. наук. - Кострома, 2006.

5. Нарыков Н.В. Права и обязанности человека в системе социальных норм // Общество и право. 2012. № 2(39).

References

1. Mironchenko S.Yu. Legal and organizational bases of training of law-enforcement bodies in the conditions of reform of system of public service of the Russian Federation: auth. dis. ... cand. of Law. - M., 2008.

2. Shinkevich V.E. Mobilization as an integrated basis of formation of professional qualities of trainees in educational institutions of power institutes of Russia: experience and problems (on materials of sociological researches of specifics of vocational training of employees in educational institutions of law-enforcement bodies): auth. ... d-r of Sociology. - Barnaul, 2007.

3. Astapenko V.S. Formation of scientific outlook of cadets of the Ministry of the Interior of Russia): auth. dis. ... d-r of Pedagogics. - Voronezh, 2011.

4. Lyulyuk A.M. Organizational and pedagogical conditions of development of educational system of higher education institution of the Ministry of the Interior: auth. dis.. cand. of Pedagogics. - Kostroma, 2006.

5. Narykov N.V. The rights and duties of the person in system of social norms // Society and law. 2012. № 2(39).

(статья сдана в редакцию 23.11.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.