НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ (СЛУШАТЕЛЕЙ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ К ДЕЙСТВИЯМ ПО СИЛОВОМУ ПРЕСЕЧЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
SOME ASPECTS OF INCREASE OF EFFICIENCY OF VOCATIONAL TRAINING OF CADETS (LISTENERS) OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE INTERIOR MINISTRY OF RUSSIA FOR ACTION FORCE TO CURB CRIME
Аннотация: в статье рассматриваются возможности оптимизации процесса обучения курсантов (слушателей) силовым действиям по пресечению правонарушений (преступлений), в том числе в условиях ограниченного пространства, как составляющей части профессиональной подготовки сотрудника полиции. Предложенная технология комплексирования заданий по огневой, физической и тактико-специальной подготовке в моделируемых условиях предстоящей оперативно-служебной деятельности, по мнению авторов, позволит повысить уровень подготовленности сотрудников полиции к силовой нейтрализации противоправных проявлений. Также определены задачи профессионально-прикладной физической подготовки как составляющей части профессиональной подготовки сотрудника полиции. Позиции авторов о необходимости оптимизации подготовки курсантов (слушателей) образовательных организаций системы МВД России к действиям по силовому противостоянию противоправным посягательствам основываются на анализе криминогенной обстановки на территории Российской Федерации в 2015-2017 годах.
Ключевые слова: еловое пресечение правонарушений, тактико-технические действия, огневая подготовка, физическая подготовка, ограниченное пространство, тактико-специальная подготовка, оптимизация, комплексирование заданий.
Abstract: the article discusses the possibility of optimizing the learning process of students (students) violent acts on suppression of offenses (crimes) including in confined spaces, as a component of professional training of a police officer. The proposed technology integration tasks on fire, physical and tactical and special training, in simulated conditions, upcoming operational activities, according to the authors, will allow to increase the level of preparedness of the police to force neutralization of illegal manifestations. Also defines the tasks professionally-applied physical training as an integral component of professional training of police officers. The position of the authors about the need of optimization of training of cadets (listeners) of educational institutions of the MIA of Russia for action on violent opposition to illegal encroachments are based on the analysis of a criminogenic situation in the territory of the Russian Federation in 2015-2017.
Keywords: the forceful suppression of offenses, tactical and technical operation, fire training, physical training, confined space, tactical and special training, optimization, integration tasks.
Несмотря на прилагаемые усилия, криминоген- преступлений в 2015 году выросло на 8,6% по ная обстановка в России продолжает оста- сравнению с 2014 годом. Преступники становят-ваться напряженной. Число зарегистрированных ся более агрессивными, дерзкими, появляются
УДК 378.6
А.А. ТАРАСЕНКО,
A.A. TARASENKO,
candidate of pedogogical sciences (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
кандидат педагогических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) [email protected]
Е.Н. ЧИРКОВ
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) [email protected]
E.N. CHIRKOV
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
новые формы преступности. Согласно официальной статистике МВД России, в 2016 году зарегистрировано 2160,1 тыс. преступлений. В результате преступных посягательств погибло 29,2 тыс. человек, здоровью 44,9 тыс. граждан причинен тяжкий вред. 6,0 тыс. преступлений совершено с использованием оружия. Каждое второе (56,7%) расследованное преступление совершено лицами, ранее совершавшими преступления, за последние пять лет прирост количества повторных преступлений составил 27,7%, каждое третье (37,0%) преступление совершается в состоянии алкогольного опьянения [7, 8].
Помимо этого, по данным Главного управления собственной безопасности (ГУСБ) МВД России, с начала 2017 года на сотрудников полиции совершено более 12 тыс. нападений, из них порядка 10 тыс. посягательств - в момент нахождения сотрудника при исполнении служебных обязанностей.
Фактически еженедельно в России гибнет один полицейский, еще несколько получают травмы и ранения. В большинстве случаев это происходит при задержании преступников и при нападении на сотрудников с целью завладения оружием. Анализ результатов служебных проверок по фактам нападения на сотрудников полиции позволяет установить, что в ряде случаев сами сотрудники показывали низкий уровень боевой подготовленности, неумело действуя в экстремальной ситуации, связанной с силовым противодействием преступному элементу, пренебрегали мерами личной безопасности.
Результаты комиссионных проверок территориальных органов и образовательных организаций МВД России дают основания заключить, что уровень тактико-специальной, огневой и физической подготовки как уже действующих сотрудников полиции, так и выпускников учебных заведений продолжает оставаться на недостаточном уровне.
Приказ МВД России от 31.03.2015 № 385 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» определяет, что «профессиональное обучение проводится в целях приобретения сотрудниками основных профессиональных знаний, умений и компетенций, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в том числе связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия»1.
1 Приказ МВД России от 31.03.2015 № 385 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант-Плюс».
Следовательно, система подготовки в образовательных организациях МВД России призвана обеспечить правоохранительные органы сотрудниками, способными эффективно решать разнообразные задачи правовой защиты общества, в том числе и силовыми методами. В процессе обучения курсанты (слушатели) получают определенный объем теоретических знаний, практических умений и навыков (способов действий), необходимых для качественного решения вопросов оперативно-служебной деятельности, т.е. к моменту окончания обучения выпускник должен обладать определенной компетенцией в избранной сфере деятельности [1].
В процессе обучения эти цели достигаются в том числе и средствами профессионально-прикладной физической подготовки, которая призвана решать следующие задачи:
«- Систематически пополнять и совершенствовать двигательные умения, навыки, способствующие освоению избранной профессиональной деятельности.
- Способствовать развитию необходимых для данной профессии физических качеств, учитывая индивидуальные особенности человека.
- Повысить сопротивляемость организма по отношению к неблагоприятным воздействиям условий среды и его адаптационные возможности, в которых протекает трудовая деятельность. Содействовать увеличению, сохранению и улучшению здоровья.
- Воспитывать прикладные психические качества: нравственные, духовные, волевые и другие качества, характеризующие целеустремленных, высокоактивных членов общества, созидающих его материальные и духовные ценности» [6].
Решение этих задач в процессе освоения программ физической подготовки позволит направить в территориальные органы МВД России разносторонне развитых и эффективно действующих в экстремальных ситуациях сотрудников.
Функции и задачи различных структурных подразделений органов внутренних дел существенно различаются. Вместе с тем неизменным остается круг оперативно-служебных задач, к решению которых обязан быть готов каждый сотрудник полиции. Это направление профессиональной деятельности связано с риском для жизни и здоровья в условиях непосредственного противоборства с правонарушителями.
Силовое пресечение противоправных проявлений в условиях ограниченного пространства для большинства сотрудников органов внутренних дел можно отнести к действиям в нестандартных ситуациях, но в то же время для сотрудников полиции на транспорте, в силу специфики условий несения службы,
данная ситуация может быть рассмотрена как типичная.
Анализируя особенности учебного процесса по физической и служебно-боевой подготовке курсантов (слушателей) образовательных организаций системы МВД России, хочется отметить недостаточную взаимосвязь трех основных учебных предметов, формирующих уровень подготовки будущего сотрудника полиции, связанной с силовым противостоянием преступному элементу, - физической, огневой и тактико-специальной подготовки, а также высокий уровень стандартизации технических действий, отрабатываемых на практических занятиях.
Многолетние исследования профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел показали, что силовое противостояние с преступником может происходить в очень разнообразных условиях (на открытой местности, в движущемся транспорте, в тесном пространстве лифта или тамбура поезда, в условиях недостаточной видимости и т.д.) и при действии различных сбивающих факторов. Также доказано, что оперативно-служебная деятельность полицейского в экстремальных условиях (в том числе и при силовом варианте пресечения преступления или правонарушения в условиях ограниченного пространства) носит комплексный характер, требующий проявления максимального уровня выполнения технико-тактических действий по задержанию правонарушителя на фоне значительного эмоционально-волевого напряжения [2].
Следовательно, на занятиях по огневой или физической подготовке, проводимых раздельно, невозможно в полной мере предусмотреть и смоделировать все многообразие ситуаций, с которыми сотрудник полиции может столкнуться в процессе оперативно-служебной деятельности. Для выхода из этой проблемной ситуации можно порекомендовать следующий методический прием.
После прохождения курса базовой технической подготовки в применении оружия и боевых приемов борьбы задачей преподавателей должно стать привитие обучающимся навыков тактического мышления и комплексного применения полученных боевых навыков в их различных со-
четаниях и в меняющейся обстановке. С этой целью целесообразно ставить перед обучающимися тактические задачи по разрешению оперативно-служебных ситуаций, при работе над которыми они могли бы реализовать накопленные знания и навыки в действиях по силовому пресечению преступлений и правонарушений. Ком-плексирование заданий огневой, тактико-специальной и физической подготовки различной направленности должно осуществляться в соответствии с ролевыми установками и режимами реальной деятельности сотрудника полиции при силовом пресечении правонарушений [3].
Для сотрудников полиции на транспорте большая часть занятий по совершенствованию тактико-технических действий при силовом пресечении правонарушений должна проходить в моделированных условиях ограниченного пространства.
Исследованиями, проведенными российскими учеными, доказано, что специально подобранные средства проведения занятий по огневой, тактико-специальной и физической подготовке позволяют ускорить процесс адаптации сотрудников полиции к возникающим экстремальным условиям оперативно-служебной деятельности. Именно поэтому в современных условиях формирование и совершенствование профессионально важных психофизических качеств курсантов (слушателей) образовательных организаций системы МВД России путем комплексного использования специальных средств и методов перечисленных учебных дисциплин приобретает первостепенное значение.
Необходимо отметить, что техническую подготовленность по силовому противодействию правонарушителю, полученную на занятиях по огневой и физической подготовке, нельзя рассматривать отдельно от тактической подготовленности. Готовность сотрудника к решению оперативно-служебных задач в условиях силового пресечения правонарушения и задержания преступника следует представлять как совокупность физических, психических, тактических и других возможностей, направленных на достижение одной цели - нейтрализацию правонарушителя и пресечение противоправного деяния [4.5].
Литература
1. Адова О.Л., Семерханова Н.Ф. Самостоятельные занятия физической культурой как критерии сформированности компетенций / Инновационная наука: прошлое, настоящие, будущее: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Саранск: Омега Сайт, 2016. С. 105-107.
2. Буданов А.В. Обучение сотрудников правоохранительных органов тактике и методам обеспечения личной безопасности: учебно-практическое пособие. - Москва: МЦ при ГУК МВД России, 1997.
3. Евсиков А.И. Профессионально ориентированные технологии и методы физической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах: автореф. дис. ... кан. пед. наук. - Санкт-Петербург, 2010.
ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
2017'2
ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД
4. Еремин Р.В. Физическая подготовка как фактор, определяющий качество профессиональной деятельности и развития личности II Наука и практика. 2014. № 2(59). С. 167-170.
5. Морев Д.Г. Методика подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России в условиях ограниченного пространства: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 2001.
6. Уйманова И.П. Профессионально-прикладные навыки в спорте I Материалы конференций Института физической культуры, спорта и туризма Петрозаводского государственного университета: сборник статей. - Петрозаводск, 2015. С. 189-191.
7. О криминогенной ситуации в Российской Федерации за 2016 год [Электронный ресурс]. URL: http: mrdou.livijournal.com
8. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2016 года [Электронный ресурс]. URL: http: мвд.рф
References
1. Adova O.L., Semerhanova N.F. Samostojatel'nye zanjatija fizicheskoj kul'turoj kak kriterii sformirovannosti kompetencij I Innovacionnaja nauka: proshloe, nastojashhie, budushhee: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. -Saransk: Omega Sajt, 2016. S. 105-107.
2. Budanov A.V. Obuchenie sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov taktike i metodam obespechenija lichnoj bezopasnosti: uchebno-prakticheskoe posobie. - Moskva: MC pri GUK MVD Rossii, 1997.
3. EvsikovA.I. Professional'no orientirovannye tehnologii i metody fizicheskoj podgotovki kursantov obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii k dejstvijam pri chrezvychajnyh obstojatel'stvah: avtoref. dis. ... kan. ped. nauk. - Sankt-Peterburg, 2010.
4. Eremin R.V. Fizicheskaja podgotovka kak faktor, opredeljajushhij kachestvo professional'noj dejatel'nosti i razvitija lichnosti II Nauka i praktika. 2014. № 2(59). S. 167-170.
5. MorevD.G. Metodika podgotovki kursantov obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii v uslovijah ogranichennogo prostranstva: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Moskva, 2001.
6. Ujmanova I.P. Professional'no-prikladnye navyki v sporte I Materialy konferencij Instituta fizicheskoj kul'tury, sporta i turizma Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta: sbornik statej. - Petrozavodsk, 2015. S. 189-191.
7. O kriminogennoj situacii v Rossijskoj Federacii za 2016 god [Jelektronnyj resurs]. URL: http: mrdou.livijournal.com
8. Sostojanie prestupnosti v Rossii za janvar'-dekabr' 2016 goda [Jelektronnyj resurs]. URL: http: mvd.rf
(статья сдана в редакцию 11.10.2017)