Научная статья на тему 'Формирование у курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России компетенций по силовому пресечению правонарушений'

Формирование у курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России компетенций по силовому пресечению правонарушений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оперативно-служебная деятельность сотрудников полиции / физическая и психическая подготовленность / деятельность в экстремальных ситуациях / тактико-техническая подготовка / профессионально-специализированные компетенции. / field operation activity of police officers / physical and psychological readiness / activity in emergency / tactical and technical training / professionally-specialized competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чехранов Юрий Валентинович, Горелов Станислав Александрович

В статье рассматриваются проблемные вопросы формирования профессионально-специализированных компетенций у курсантов (слушателей) образовательных организаций высшего образования МВД России компетенций по силовому пресечению правонарушений, задержанию и сопровождению правонарушителей на учебных занятиях по физической подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чехранов Юрий Валентинович, Горелов Станислав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming cadets` competences in suppressing offences at higher educational establishments of the RF Ministry of Internal Affairs

The article deals with problem issues of forming the cadets` professionally-specialized competences in suppressing offences, as well as apprehending and convoying offenders during physical training

Текст научной работы на тему «Формирование у курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России компетенций по силовому пресечению правонарушений»

УДК 796.0

Ю. В. Чехранов, С. А. Горелов

ЧЕХРАНОВ, Юрий Валентинович, доцент кафедры «Физическая подготовка» учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук, доцент. Адрес: Россия, 117437, г. Москва, ул. Академика Волгина, д.12. Тел.: (495)3355755.

CHEKHRANOV, Yuriy Valentinovich, associate professor of the chair «Physical training» educational and scientific complex of special training of the Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor. Address: Russia, 117437, Moscow, Academika Volgina str., 12. Tel: (495)3355755.

ГОРЕЛОВ, Станислав Александрович, врио начальника кафедры деятельности ОВД в особых условиях Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат психологических наук. Адрес: Россия, 198206 г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел.: 744-70-93.

GORELOV, Stanislav Alexsandrovich, deputy chief of internal bodies' activity in special conditions of the St. Petersburg University of the Ministry internal affairs of Russian Federation. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Tel .: 744-70-93.

Формирование у курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России компетенций по силовому пресечению правонарушений

Forming cadets' competences in suppressing offences at higher educational establishments

of the RF Ministry of Internal Affairs

В статье рассматриваются проблемные вопросы формирования профессионально-специализированных компетенций у курсантов (слушателей) образовательных организаций высшего образования МВД России компетенций по силовому пресечению правонарушений, задержанию и сопровождению правонарушителей на учебных занятиях по физической подготовке.

Ключевые слова: оперативно-служебная деятельность сотрудников полиции, физическая и психическая подготовленность, деятельность в экстремальных ситуациях, тактико-техническая подготовка, профессионально-специализированные компетенции.

The article deals with problem issues of forming the cadets' professionally-specialized competences in suppressing offences, as well as apprehending and convoying offenders during physical training

Keywords: field operation activity of police officers, physical and psychological readiness, activity in emergency, tactical and technical training, professionally-specialized competence.

Современная политическая обстановка в мире сти ОВД в особых условиях. В ряде образовательных

и внутриполитическая ситуация в стране требуют организаций подобные кафедры имеют несколько

от сотрудников полиции высокого уровня профес- иные названия, но решают они аналогичные задачи.

сионального мастерства во всех проявлениях их слу- При этом изучаемые дисциплины трёх последних ка-

жебной деятельности. Особенно это относится к под- федр имеют выраженную специализированную на-

готовленности сотрудников к выполнению действий правленность, в то время как физическая подготовка,

в экстремальных условиях, характерных для опера- при всей её профессионально-прикладной направ-

тивно-служебного и служебно-боевого видов про- ленности, относится к циклу общегуманитарных дис-

фессиональной деятельности полицейских. Наиболее циплин. Такой подход к предмету находит отражение

высокого уровня формирования подготовленности к в источниках по физической подготовке в МВД Рос-

подобным действиям, соответственно, и компетент- сии, где встречаются призывы авторов к курсантам и

ности, практические подразделения ожидают от вы- слушателям «рассматривать и использовать занятия

пускников образовательных организаций высшего по физической подготовке и спорту как средство ак-

образования МВД России. И эти ожидания вполне тивного отдыха и восстановления организма после

обоснованы, поскольку курсанты (слушатели) инсти- напряженной умственной работы» [6, с. 19]. тутов, академий и университетов, получая высшее об- Подобные призывы находят отклик не толь-

разование, обучаются в течение пяти лет, в отличие от ко у обучающихся, но и у преподавателей кафедр,

обучающихся других образовательных организаций которые нередко воспринимают занятия на данной

ведомства или центров профессиональной подготов- учебной дисциплине как некую физическую и эмо-

ки, в которых сроки обучения существенно короче. циональную разрядку, позволяющую затем заняться

Компетенции по силовому пресечению право- более серьёзными учебными предметами. Несомнен-

нарушений у курсантов (слушателей) образователь- но, что активный отдых и положительные эмоции

ных организаций высшего образования МВД России являются составляющими компонентами физиче-

формируются в первую очередь в процессе освоения ской культуры и спорта, но в силовых ведомствах

учебных дисциплин на таких практических кафедрах, важен прикладной характер физических упражне-

как кафедры физической подготовки, огневой подго- ний, о чём свидетельствует и название учебной дис-

товки, тактико-специальной подготовки, деятельно- циплины - «физическая подготовка» (соответствен- 183 -

но, к профессии сотрудника полиции). На учебных ^ занятиях по данному предмету курсанты приобре-р тают ряд важных профессиональных компетенций, ^ проявление которых позволяет делать вывод о каче-^ стве подготовленности выпускника образовательной ^ организации высшего образования к практической я правоохранительной деятельности. ^ Необходимые курсантам компетенции регла-

^ ментируются основными образовательными про-р? граммами высшего образования для различных спе-§ циальностей. Данные программы разрабатываются ¡2 образовательными организациями высшего образо-^ вания МВД России на основе примерных основных ^ образовательных программ высшего образования для й обеспечения достижения обучающимися результатов, § установленных соответствующим Федеральным госу-¡^ дарственным образовательным стандартом высшего Ц образования (ФГОС ВО). Указанные Программы обе-£ спечивают образовательные потребности личности, ^ общества и государства в области юриспруденции, а также реализуют подготовку квалифицированных £ кадров органов внутренних дел. При этом в процессе С обучения и воспитания у обучающихся формируются й общекультурные, профессиональные, а также проста фессионально-специализированные компетенции в % соответствии с ФГОС ВО [2; 3].

* Выпускник, освоивший программу специалите-

о та, должен обладать рядом общекультурных и про-Ю фессиональных компетенций, которые ему важны, независимо от получаемой специальности. К подобным компетенциям относятся и способности, приобретаемые на занятиях по физической подготовке. В первую очередь это относится к способности выпускника организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни, которую включает в себя общекультурная компетентность под № 9 (ОК-9) [2; 3].

На учебных занятиях по физической подготовке у выпускников должны быть сформированы способности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, защите жизни и здоровья граждан, охране общественного порядка, относящиеся к профессиональным компетенциям (ПК-7) [2] и (ПК-12) [3]. Общими для всех специальностей являются также способности по выполнению профессиональных задач в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и в военное время, по оказанию первой помощи, обеспечению личной безопасности и безопасности граждан в процессе решения служебных задач, относящиеся к компетенциям (ПК-23) [2] и (ПК-11) [3].

К важнейшим компетенциям относятся способности выпускников осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, задержанию и сопровождению правонарушителей, правомерно и эффективно применять и использовать табельное оружие, специальные средства (ПК-18) [2]. Невзирая на то, что указанная компетенция прописана не во всех специальностях выпускников по программе «специалитета», именно эти способности обеспечивают возможность выполнения сотрудниками полиции права на применение физической силы в соответствии со ст. 18 Федерального Закона о полиции [1].

Действия по силовому пресечению правонарушений могут проводиться посредством применения

огнестрельного оружия, специальных средств или физической силы - боевых приёмов борьбы (БПБ). Основой БПБ, их «поражающими факторами», позволяющими пресечь противоправные действия правонарушителей, являются следующие «операции»: удары, броски, удушающие и болевые приёмы. Правильная техника выполнения этих «операций», заключающаяся в их точной структуре, быстроте выполнения и оптимальном силовом воздействии, при многократном повторении на несопротивляю-щемся ассистенте позволяет курсантам приобрести необходимый навык их выполнения. Перечисленные приёмы техники в сочетании с тактическими приёмами (защитными, отвлекающими, обманными, расслабляющими, выводящими из равновесия и т.п.) дают возможность создавать комплексные приёмы, позволяющие изучать действия по обезоруживанию, задержанию и сопровождению правонарушителей на несопротивляющемся ассистенте. Даже несущественное сопротивление ассистента нарушает структуру и, соответственно, технику изучаемого приёма. В этом случае курсанту потребуется вариативная техника и соответствующие вариативные тактические действия, позволяющие преодолеть сбивающие факторы в этой незначительной, но тем не менее экстремальной ситуации. Подготовленность к таким ситуациям должна моделироваться в условиях, позволяющих регулировать сопротивление от малых до значительных величин. И такие условия давно изобретены и существуют не первый год - это учебные занятия по физической подготовке с использованием спортивных методов.

В 30-е гг. прошлого столетия непосредственно для сотрудников правоохранительных органов была создана система самбо, которая вобрала в себя лучшие приёмы отечественной и мировой систем самозащиты. В настоящее время спортивное и боевое самбо, наряду с боксом и рукопашным боем, являются прикладными видами спорта, по которым проводятся соревнования в подразделениях и образовательных организациях МВД России. Мы гордимся курсантами, слушателями и сотрудниками практических подразделений ведомства, занимающими высокие места на соревнованиях различного уровня, от регионального до международного. Но участники этих состязаний - это спортсмены высокого класса, занимающиеся спортом профессионально или полупрофессионально. Данный высокий уровень спортивной подготовки далеко не всем под силу, и совсем не обязательно всем курсантам стремиться к уровню мастера спорта.

Немало курсантов занимается самбо и другими видами единоборств в различных спортивных клубах, секциях в свободное от учебных и служебных обязанностей время, в своё удовольствие, не стремясь к высоким наградам. Такой спорт - пример отмеченной выше «физической и эмоциональной разрядки» или, по Л.П. Матвееву, спортивно-оздоровительной рекреации [7]. Автор указывает, что занятия спортом такой направленности приобретают характер физкультурно-кондиционной тренировки и ограничиваются по целям участия в состязаниях.

Таким образом, нами определено, что профессиональный спортивный уровень курсантам не требуется, но в то же время, любительский спорт «для отдыха и развлечений» в качестве подготовки к бу-

дущей профессии для курсантов малопригоден. Чтобы выявить, какая же форма спортивных занятий необходима курсантам для улучшения качества их физической подготовки, следует рассмотреть структуру спорта. Достаточно подробно она рассмотрена у Л.П. Матвеева [7] и наглядно представлена на схеме у Ж.К. Холодова, В.С. Кузнецова [8] (рис. 1).

Из рисунка следует, что спортивное движение представляет собой два больших направления: общедоступный спорт (массовый) и спорт высших достижений, который ещё называют «большой спорт». Последний представлен тремя большими формами: супердостиженческий (любительский) спорт, профессиональный спорт и профессионально-коммерческий спорт, которые все являются в разной степени разновидностями профессионального спорта. Тот же супердостиженческий спорт называется любительским достаточно условно, он скорее полупрофессиональный. Такой формой спорта, например, занимаются спортсмены-курсанты (слушатели) и сотрудники ОВД, выступающие на всероссийских и международных соревнованиях среди полицейских. Уровень подготовки таких спортсменов-«любителей» не уступает уровню спортсменов-профессионалов. При этом они, как правило, получают за высокие достижения и материальное вознаграждение, которое является отличительной чертой профессионализма. Установлено, что в спорт высших достижений переходит всего около 2 % занимающихся, а по отношению ко всему населению доля спортсменов высшего уровня мастерства составляет сотые доли процента [7]. Поэтому для выявления необходимой основы для спортивных занятий всем представителям правоохранительных органов нам следует подробнее рассмотреть формы массового спорта.

Основой общедоступного спорта является школьно-студенческий спорт, целью которого ставится достижение базовой физической подготовленности, а главная задача - оптимизация общей физической работоспособности обучающихся. Данная форма спорта всем знакома со школьных лет, многие образовательные организации высшей школы вовлечены в систему студенческого спорта. При этом организации силовых ведомств, в т.ч. и МВД России, за редким исключением в эту систему не включаются: считается, что им достаточно соревнований ведомственного уровня. В то же время спортсмены-курсанты, участвуя в студенческих соревнованиях, имеют возможность проявлять свою высокую физическую подготовленность, представляя, таким образом, в лучшем свете свою образовательную организацию и свою важную профессию. Безусловно, данная форма спорта на определённом этапе сливается со спортом высших достижений и, соответственно, не может охватывать всех курсантов (слушателей) образовательных учреждений.

Такая форма, как физкультурно-кондиционный спорт, нередко носит сезонный характер, поскольку целью его, как правило, является участие в массовых официальных соревнованиях, перед которыми главной задачей выступает повышение физической подготовленности, а в последующем - поддержание достаточного уровня работоспособности. Данной формой спорта курсанты занимаются по своему выбору, имея определённые склонности, способности и предпочтения.

Оздоровительно-рекреативный спорт также входит в массовое спортивное движение как средство здорового отдыха, восстановления и оздоровления организма, что позволяет использовать его как метод на занятиях по физической культуре (как и на физической подготовке) и в самостоятельных занятиях по месту жительства. В определённой мере этот спорт присутствует во всех образовательных организациях.

Особо мы хотели бы отметить, конечно, такую форму массового спортивного движения, как профессионально-прикладной спорт, представляющий собой средство подготовки к определённой профессии, в нашем случае - к профессии сотрудника правоохранительных органов. И целью данной формы спорта является приобретение и регулярное совершенствование навыков ведения противоборства с применением элементов БПБ в полном сопротивлении сторон. Медали, дипломы, спортивные разряды и звания приветствуются и поощряются, но не являются целью - это сопутствующие задачи. При этом достигаются более важные задачи: приобретается опыт выполнения приёмов единоборств в экстремальных условиях повышенного адреналина в крови, предельного напряжения мышц, работы при значительной степени утомления, воспитывается сильная воля и твёрдый характер бойца.

Очевидно, что не всем курсантам и слушателям, тем более женского пола, такая форма спорта может нравиться. Тем не менее спортивная составляющая профессиональной подготовки в виде учебных и контрольных соревновательных схваток (боёв) по прикладным видам единоборств должна обязательно присутствовать на учебных занятиях по физической подготовке курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России. Абитуриенты, поступающие в образовательные организации ведомства, должны быть готовы после поступления на обучение не только регулярно выполнять нормативные требования к оценке показателей развития своих физических качеств и демонстрировать полученные умения и навыки БПБ на несопротивляющемся ассистенте. Они все должны быть морально готовы на учебных занятиях по физической подготовке участвовать в учебных схватках по упрощённым правилам по самбо и дзюдо, а в последующем - и в учебных боях по боевому самбо и рукопашному бою.

В настоящее время подобные учебные поединки не являются обязательным компонентом рабочих учебных программ кафедр физической подготовки, соревновательные методы обучения БПБ применяются лишь преподавателями-энтузиастами единоборств или педагогами-учёными в качестве исследований данных методов обучения. Повысить качество обучения сотрудников полиции может повсеместное обязательное внедрение соревновательных методов в программу предмета «Физическая подготовка». В отличие от дисциплины «Физическая культура» в гражданских образовательных организациях, в которых профессионально-прикладная подготовка занимает лишь определённую долю программы, дисциплина «Физическая подготовка» своим названием свидетельствует о своём профессионально-прикладном характере.

В статье И.В. Герасимова с соавторами [4] подчёркивается, что в практических подразделениях полиции учебные занятия по физической подготовке имеют ярко выраженную тренировочную направлен-

^ ность, и это должно вызывать только одобрение. Но ^ авторы указывают, что задачами занятий сотрудники ^ ставят, как правило, только повышение своих конди-^ ционных способностей, при этом не имея достаточ-^ ной теоретической подготовки. Подобные примеры к подтверждают, что учебно-тренировочный характер о занятий по физической подготовке в правоохранительных органах востребован, курсантам необходим 1-д навык упражнений, повышающих не только физиче-W ские способности, но и совершенствующих умения и ^ навыки тактико-технических действий единоборств, £ с применением соревновательного метода. к А.А. Кочин, С.А. Горелов, О.А. Коченогов под-^ чёркивают, что необходимые компетенции по тактике к применения табельного оружия формируются у кур-^ сантов при обязательном воспроизведении на учеб-2 ных занятиях экстремальных ситуаций, моделирую-о щих появление реальной угрозы их здоровью и жизни [5]. Далее указанные авторы отмечают, что наиболее адаптирована к тактическим ситуациям служебной £ деятельности сотрудников полиции стрельба по мишени, которая может воспроизводиться с помощью Й различных компьютерных программ, тренирующих (j систем. Известно, что в ряде стран для дополнитель-g ной профессиональной подготовки телохранителей успешно применяется игра с применением маркеров ^ - пейнтбол, позволяющая моделировать «перестрелку» сторон, максимально приближая тренировочную ситуацию к реальной служебно-боевой обстановке. Представленные примеры доказывают, что только моделирование реальной обстановки, с применением соревновательного метода и соблюдением необходимых мер безопасности, может позволить формировать умения и навыки применения средств силового пресечения правонарушений в экстремальных условиях. В тех случаях, когда в качестве подобных

средств выступает не огнестрельное оружие, а БПБ, моделировать ситуацию позволяют соревновательные поединки по единоборствам, в которых применяется борцовская и ударная техника приёмов.

Таким образом, имеются основания утверждать, что формирование компетенций по силовому пресечению правонарушений у курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России может проводиться в соответствии с требованиями законодательства и запросами практических подразделений ведомства только при условии комплексного обучения техническим и тактическим действиям раздела «Боевые приёмы борьбы». Основой данного обучения должно являться включение в рабочие учебные программы кафедр физической подготовки требований обязательного освоения курсантами практики ведения поединков прикладных видов спорта МВД России: самбо, дзюдо, бокса и рукопашного боя. По данным видам массового профессионально-прикладного спорта на учебных занятиях по физической подготовке должно быть предусмотрено регулярное проведение учебно-тренировочных поединков по упрощённым правилам, а в состав требований по допуску к промежуточной аттестации (зачёту), должно быть предусмотрено обязательное участие не менее чем в двух контрольных поединках по упрощённым правилам. Внедрение соревновательного метода обучения в процесс профессиональной физической подготовки на основе проверенных временем и научными исследованиями специалистов МВД России видов профессионально-прикладного спорта [4; 6; 9] позволит всем курсантам освоить БПБ на уровне владения «оружием, которое всегда с тобой» и существенно повысить свою профессиональную компетентность.

Список литературы

1. О полиции : федер. закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Российская газета. - 2011. - № 25.

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета) : приказ Министерства образования и науки РФ от 16 ноября 2016 г. № 1424 [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант». - Режим доступа: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 01.06.2017).

3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 10.05.05 Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере (уровень специалитета) : приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2016 г. № 1612 [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант». - Режим доступа: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 01.06.2017).

4. Герасимов, И. В., Моськин, С. А., Подрезов, И.Н. Самостоятельные занятия в системе подготовки сотрудников полиции // Наука-2020. - 2016 - № 4 (10) - С. 159-165.

5. Кочин, А. А. Горелов, С. А., Коченогов, О. А. Формирование профессионально-специализированных компетенций у обучающихся при проведении тактических стрельб в условиях моделирования оперативно-служебной деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2017. - № 1 (73). - С. 185-189.

6. Купавцев, Т. С., Морозов, Ю. А. Физическая подготовка в МВД России : курс лекций. - Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2008. - 94 с.

7. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 260 с.

8. Холодов, Ж. К., Кузнецов, В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.

9. Чехранов, Ю. В., Хромов, В. А., Платонов, Д. А., Пужаев, В. В. К вопросу развития методики обучения боевым приёмам борьбы сотрудников полиции // Вестник Московского университета МВД России. - 2015. -№ 4. - С. 254-257.

© Чехранов Ю. В., Горелов С. А., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.