Научная статья на тему 'Проблемы и пути совершенствования физической подготовки в образовательных организациях МВД России'

Проблемы и пути совершенствования физической подготовки в образовательных организациях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1140
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ / КУРСАНТЫ / СЛУШАТЕЛИ / PHYSICAL TRAINING / FIGHTING METHODS / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN THE SYSTEM OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / CADETS / POLICE STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муханов Ю.В., Тарасенко А.А., Лопатин И.И.

В данной статье рассмотрена служебно-прикладная физическая подготовка в образовательных организациях МВД России, которая представляет собой эффективное средство повышения профессионального мастерства сотрудников полиции, так как обучение физической подготовке обеспечивает готовность к преследованию, единоборству и силовому задержанию преступника с учетом соблюдения требований закона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муханов Ю.В., Тарасенко А.А., Лопатин И.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article deals with the service-applied physical training in the educational in-stitutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia which is an effective means of improving the professional skills of police officers since physical training pro-vides readiness for tracing, fighting, and forceful detention of a criminal subject to compliance with the law.

Текст научной работы на тему «Проблемы и пути совершенствования физической подготовки в образовательных организациях МВД России»

20171

ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОИ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД

РОССИИ

PROBLEMS AND WAYS OF IMPROVEMENT OF PHYSICAL TRAINING IN THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

УДК 343.7

Ю.В. МУХАНОВ,

кандидат педагогических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) muchanov555@yandex.ru

А.А. ТАРАСЕНКО,

кандидат педагогических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) (4722) 52-55-35

И.И. ЛОПАТИН,

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) (4722) 52-55-35

Y.V. MUKHANOV,

candidate of pedagogical sciences (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)

A.A. TARASENKO,

candidate of pedagogical sciences (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)

I.I. LOPATIN,

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)

Аннотация: в данной статье рассмотрена служебно-прикладная физическая подготовка в образовательных организациях МВД России, которая представляет собой эффективное средство повышения профессионального мастерства сотрудников полиции, так как обучение физической подготовке обеспечивает готовность к преследованию, единоборству и силовому задержанию преступника с учетом соблюдения требований закона.

Ключевые слова: физическая подготовка, боевые приемы борьбы, образовательные организации системы МВД России, курсанты, слушатели.

Abstract: this article deals with the service-applied physical training in the educational in-stitutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia which is an effective means of improving the professional skills of police officers since physical training pro-vides readiness for tracing, fighting, and forceful detention of a criminal subject to compliance with the law.

Keywords: physical training, fighting methods, educational organizations in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, cadets, police students._

Переменный состав, обучающийся на очной форме по программам высшего образования в образовательных организациях МВД России, большей частью своей состоит из недавних выпускников школ. Данное обстоятельство заставляет усовершенствовать учебный процесс по физической подготовке, так как проблемы преподавания физической культуры в школах сегодня остаются весьма актуальными. Кроме того, социально-политические процессы, осуществляющиеся в Российской Федерации, сейчас характеризуются сложной общественной и криминогенной ситуациями в обществе. Вследствие чего курсанты через год обучения уже могут быть привлечены к участию в охране общественного порядка. Другими словами, 17-18-летние юноши и девушки, приняв присягу, становятся полноценными сотрудниками органов внутренних дел и обязаны

быть физически готовы к исполнению служебных задач по охране правопорядка [1].

Безусловно, обеспечение надлежащего уровня образования и высочайшей степени боеготовности при таких критериях возможно с помощью улучшения педагогических основ обучения служебно-прикладной физической подготовке, в особенности боевым приемам борьбы [2].

Уровень подготовленности специалистов любого профиля зависит от аргументированности: цель изучения (для чего обучать), содержание изучения (чему обучать) и структура изучения (как обучать).

При определении цели обучения важным условием является соблюдение принципа взаимосвязи с жизнью и, в первую очередь, с профессиональной спецификой, или же так называемый деятельност-ный подход, а окончательный уровень образованности должен проверяться по результатам решения

ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД

20171

заданий, составленных на основе ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности [3]. В соответствии с этим целью преподавания служеб-но-прикладной физической подготовки в образовательных организациях МВД России должна считаться сформированная у обучающихся готовность к решению служебных задач, связанных с единоборством и задержанием вооруженных или невооруженных правонарушителей, а не демонстрация приемов на несопротивляющемся партнере.

Содержание обучения - это конкретный учебный программный материал, который был использован курсантом для успешного решения учебно-служебных заданий.

Можно выделить несколько направлений модернизации содержания служебно-прикладной физической подготовки согласно особенности вузовского образования [4].

Заполнение рабочей программы новым содержанием является основным направлением. Обучение физической подготовке в образовательных организациях МВД России, прежде всего, должно обеспечить готовность к преследованию, единоборству и силовому задержанию преступника при уверенной психофизической мобилизации курсантов с учетом соблюдения требований правомерного применения физической силы [5].

Смена способов изучения и методологий физического воспитания на базе новейших научных достижений считается следующим направлением улучшения физической подготовки сотрудников органов внутренних дел [6].

В настоящее время практикой физической подготовки в образовательных организациях МВД России остаются невостребованными прогрессивные достижения теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки, поэтому способности по единоборствам, которые не проверяются постоянно в соревновательной ситуации, не обеспечивают своевременного формирования профессиональных физических качеств и прикладных двигательных навыков, в том числе боевых приемов борьбы, до необходимого уровня [7, 8]. Следовательно, для достижения слушателями высоких результатов в практической деятельности, профессорско-преподавательскому составу кафедры физической подготовки необходимо добиваться того, чтобы в период обучения в образовательной организации каждый курсант (слушатель) принимал участие в соревнованиях по различным видам единоборств (бокс, самбо, дзюдо и др.).

Прогрессивная модель обучения боевым приемам борьбы должна характеризоваться конкретным арсеналом бросковой, ударной (руками и ногами) техники, с неотъемлемыми заканчивающимися составляющими задержания (контролирования), с ориентацией на более эффективные

приемы, выделением в семестрах конкретных периодов с целевым курсом на изучение и тренировку с абсолютной психофизической мобилизацией обучающихся в спаррингах и состязаниях [9]. Это считается очередным направлением улучшения физической подготовки в образовательных организациях МВД России.

Большое значение имеет также использование в образовательном процессе комплексных форм проведения занятий, которые включают в себя как элементы из различных разделов физической подготовки (ускоренное передвижение, преодоление препятствий, прикладная гимнастика, различные упражнения для развития психофизических качеств, боевые приемы борьбы, в том числе соревновательные поединки по спортивным единоборствам), так и технико-тактические элементы применения навыков огневой подготовки и спецсредств [3, 10, 11].

Структурой изучения считается основа организации учебного процесса, отличительные черты планирования обучения в преподаваемых дисциплинах. К сожалению, рабочие программы и методические рекомендации обычно не содержат сведений, связанных с технологией обучения, следовательно, это снижает эффективность учебно-воспитательного процесса в целом.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить основные направления для совершенствования преподавания учебной дисциплины «Физическая подготовка» в образовательных организациях МВД России:

- обширное распространение современных подходов и прогрессивных технологий преподавания, формирующих у курсантов и слушателей модели правомерного применения огнестрельного оружия, спецсредств и физической силы, прививающих навыки выживания и обеспечения личной безопасности в экстремальных ситуациях;

- совершенствование системы обучения и повышение квалификации кадров, организующих и проводящих профессиональную служебную и физическую подготовку в органах внутренних дел, организация такой подготовки на базе надлежащего образовательного стандарта;

- повышение роли и места физической культуры и спорта в служебно-боевой подготовке сотрудников, развитие и пропаганда служебно-прикладных видов спорта, совершенствование системы управления спортивно-массовой работой в МВД России;

- развитие учебно-материальной базы образовательных организаций МВД России, что предполагает улучшение финансирования, переработку нормативных правовых актов и прочих документов, регламентирующих табельную положен-ность, материально-техническое и финансовое обеспечение служебно-боевой подготовки.

20171

ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

Внедрение указанных предложений в учебный процесс физической подготовки курсантов и слушателей представляет значительные изменения стандартной рабочей программы, количества

ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД

часов, отводимых на изучение соответствующих разделов, что будет способствовать более качественной подготовке выпускников образовательных организаций МВД России.

Литература

1. Гадалов А.В. Формирование готовности курсантов вузов МВД России к единоборству с правонарушителями: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2000. С. 24.

2. Еремин Р.В. Физическая подготовка в учебных заведениях МВД России / Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: материалы девятнадцатой Всероссийской научно-методической конференции. - Иркутск: ВСИ МВД России, 2014. С. 271-273.

3. Баркалов С.Н., ГерасимовИ.В. Физическая подготовка курсантов образовательных организаций МВД России: состояние, проблемы и пути совершенствования // Общество и право. 2014. № 4 (50). С. 299-304.

4. Жолобов А.С., Косяченко В.И. Системный подход к обучению слушателей вузов МВД РФ рукопашным единоборствам / Совершенствование системы боевой подготовки в учебных заведениях МВД России в свете реализации Концепции многоуровневой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров МВД РФ: тезисы межвузовской научно-практической конференции. - Орел: ОВШ МВД России, 1996. С. 38-42.

5. Герасимов И.В. Специфика правомерного применения физической силы сотрудниками органов внутренних дел // Наука и практика. 2015. № 4 (65). С. 43-46.

6. Иваницкий А.Т. Организационно-педагогическая система профессионального развития и саморазвития курсантов (слушателей) вузов МВД России: дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2000. С. 385.

7. Моськин С.А. Учебно-тренировочные поединки на занятиях по физической подготовке как средство обучения и воспитания курсантов / Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: материалы девятнадцатой Всероссийской научно-методической конференции. - Иркутск: ВСИ МВД России, 2014. С. 304-306.

8. Кузнецов М.Б. Метод спортивной тренировки в процессе обучения боевым приемам борьбы курсантов и слушателей в образовательных организациях МВД России / Наука и инновации в сфере образования и производства: сборник научных трудов. - Орел: Орловский государственный университет, 2015. С. 138-143.

9. Моськин С.А. Особенности методики обучения боевым приемам борьбы / Наука и инновации в сфере образования и производства: сборник научных трудов. - Орел: Орловский государственный университет, 2015. С. 157-161.

10. Баркалов С.Н., Флусов Е.В. Комплексное применение физических упражнений в служебно-боевой подготовке курсантов образовательных организаций МВД России // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2014. № 3. С. 3-7.

11. Баркалов С.Н. Содержание и оценка выполнения специальных комплексных заданий на занятиях по физической подготовке с курсантами образовательных организаций МВД России // Наука и практика. 2015. № 3 (64). С. 141-144.

References

1. Gadalov A.V. Formation of cadets' readiness in higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia to fighting offenders: the author's dis.....cand. of Pedagogy. - M., 2000. P. 24.

2. Eremin R.V. Physical training in educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia / Training of personnel for law enforcement agencies: modern trends and educational technologies: materials of the nineteenth All-Russian Scientific and Methodological Conference. - Irkutsk: All-Russia Interior Ministry, 2014. P. 271-273.

3. BarkalovS.N., GerasimovI.V. Physical training of cadets in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia: condition, problems and ways of improvement // Society and Law. 2014. № 4 (50). P. 299-304.

4. ZholobovA.S., Kosyachenko V.I. System approach to the police students' training in higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the RF to hand-to-hand martial arts / Improving the combat training system in the educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the light of the implementation of the Concept of multilevel training, retraining and advanced training of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation: theses of the interuniversity scientific and practical conference. -Oryol: The DIA MIA of Russia, 1996. P. 38-42.

5. Gerasimov I.V. Specificity of the lawful use of physical force by law enforcement officers / Science and practice. 2015. № 4 (65). P. 43-46.

6. Ivanitsky A.T. Organizational-pedagogical system of professional development and self-development of cadets (police students) in higher educational institutions of the MIA of Russia: dis. ... doctor of Pedagfogy. - St. Petersburg, 2000. P. 385.

7. Moskin S.A. Training fights at the lessons on physical training as means of training and educating cadets / Training of personnel for power structures: modern trends and educational technologies: materials of the nineteenth All-Russian Scientific and Methodological Conference. - Irkutsk: All-Russia Interior Ministry, 2014. P. 304-306.

8. KuznetsovM.B. Method of sports training in the process of training combat techniques of cadets and police students in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia / Science and innovations in the field of education and production: the collection of scientific works. - Oryol: The Oryol State University, 2015. P. 138-143.

9. Moskin S.A. Features of the method of teaching combat techniques of fighting / Science and innovations in the sphere of education and production: the collection of scientific works. - Oryol: The Oryol State University, 2015. P. 157-161.

10. Barkalov S.N., Flusov E.V. Comprehensive application of physical exercises in the service and combat training of cadets in educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia // News of the Tula State University. Physical Culture. Sport. 2014. № 3. P. 3-7.

11. Barkalov S.N. Contents and assessment of performing special complex tasks at physical training classes with cadets of educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia // Science and practice. 2015. № 3 (64). P. 141-144.

(статья сдана в редакцию 05.04.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.