Научная статья на тему 'Методика обучения бросковой технике курсантов (слушателей) образовательных организаций МВД России на занятиях по физической подготовке'

Методика обучения бросковой технике курсантов (слушателей) образовательных организаций МВД России на занятиях по физической подготовке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
665
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ / БРОСКОВАЯ ТЕХНИКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / PROFESSIONAL TRAINING / FIGHTING TECHNIQUES / THROWING TECHNIQUE / PHYSICAL FITNESS / TEACHING METHODS / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Струганов Сергей Михайлович, Украинский Сергей Викторович, Баркалов Сергей Николаевич

В статье исследуется актуальная проблема совершенствования техники применения боевых приемов борьбы обучающимися образовательных организаций МВД России и сотрудниками органов внутренних дел. Рассматриваются специальные и специфические методы обучения, способствующие наиболее эффективному формированию умений и навыков владения бросковой техникой на занятиях по физической подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Струганов Сергей Михайлович, Украинский Сергей Викторович, Баркалов Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technique of training of casting equipment educational organizations of the MIA of Russia on classes for physical training of cursors (listeners)

The article examines the actual problem of improving the technology of the use of combat techniques by students of educational organizations of the Internal Affairs Bodies and employees of the Internal Affairs Bodies. Special and specific training methods that contribute to the most effective formation of skills and skills in the use of throwing equipment in physical training classes are considered.

Текст научной работы на тему «Методика обучения бросковой технике курсантов (слушателей) образовательных организаций МВД России на занятиях по физической подготовке»

Струганов Сергей Михайлович Украинский Сергей Викторович Баркалов Сергей Николаевич

Методика обучения бросковой технике курсантов (слушателей) образовательных организаций МВД России на занятиях по физической подготовке

В статье исследуется актуальная проблема совершенствования техники применения боевых приемов борьбы обучающимися образовательных организаций МВД России и сотрудниками органов внутренних дел. Рассматриваются специальные и специфические методы обучения, способствующие наиболее эффективному формированию умений и навыков владения бросковой техникой на занятиях по физической подготовке.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, боевые приемы борьбы, бросковая техника, физическая подготовленность, методика обучения, методы обучения, образовательный процесс.

Technique of training of casting equipment educational organizations of the MIA of Russia on classes for physical training of cursors (listeners)

The article examines the actual problem of improving the technology of the use of combat techniques by students of educational organizations of the Internal Affairs Bodies and employees of the Internal Affairs Bodies. Special and specific training methods that contribute to the most effective formation of skills and skills in the use of throwing equipment in physical training classes are considered.

Key words: professional training, fighting techniques, throwing technique, physical fitness, teaching methods, educational process.

Реалии современной России предъявляют высокие требования к подготовке сотрудников правоохранительных органов и других силовых структур. В связи с этим необходимо уделять особое внимание профессиональному обучению сотрудников полиции, в первую очередь их физической подготовленности [1, с. 147], формированию у них компетенций, необходимых для успешного выполнения оперативно-служебных и служеб-но-боевых задач.

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (далее -ФЗ «О полиции») каждый сотрудник органов внутренних дел обязан защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществлять противодействие преступности, охранять общественный порядок, собственность и обеспечивать общественную безопасность. Кроме того, сотрудник правоохранительных органов должен действовать «...с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления .обязан стремиться к

минимизации любого ущерба» (п. 3 ст. 19 ФЗ «О полиции») [2]. Однако сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия только в случаях и порядке, предусмотренных в законе (ст. 19, 21 ФЗ «О полиции»).

В связи с этим формирование системы практических умений и навыков, обеспечивающих адекватное (правомерное) применение физической силы, специальных средств для пресечения противоправных действий в типичных и экстремальных ситуациях служебной деятельности, является первостепенной задачей и обязанностью сотрудников полиции [3, с. 162].

В ситуации, когда несиловые способы не обеспечивают выполнение возложенных на сотрудника полиции обязанностей, он непременно сталкивается с необходимостью применения физической силы против правонарушителей. Поэтому актуальной проблемой является повышение качества организации и проведения занятий по изучению боевых приемов борьбы, т. к. преподавателям и инструкторам по физической и профессиональной подготовке необходимо за короткий период сформировать необходимые навыки и умения у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России и сотрудников ОВД [6, с. 203].

108

В настоящее время в вузах силовых ведомств обучение бросковой технике сводится к тому, что преподаватель или инструктор в течение одного-двух занятий объясняет и показывает технику выполнения приемов без детального разучивания, однако этого недостаточно для их усвоения и отработки [7, с. 117]. Поэтому для повышения эффективности обучения сотрудников, курсантов и слушателей образовательных организаций силовых ведомств боевым приемам борьбы необходимо проводить рациональное планирование образовательного процесса [8, с. 33] с учетом следующих условий:

1. При изучении приема внимание должно уделяться его отдельным составляющим частям, поскольку на начальной стадии обучения прием в целом воспринимается достаточно тяжело. Согласно теории обучения приемам борьбы они состоят из следующих элементов: 1) захват. Внимание обучающихся необходимо акцентировать на технике его выполнения, поскольку если он сделан неправильно, прием провести невозможно; 2) выведение противника из равновесия. Данный элемент важен, т. к., только потеряв равновесие, противник упадет, а прием будет считаться выполненным. В теории борьбы существует восемь способов выведения из равновесия. Важно нарабатывать технику выведения из равновесия за счет рывков и толчков, прямолинейных и круговых движений по всем возможным направлениям [9, с. 79]. Методы выведения из равновесия незаменимы при наработке правильной техники выполнения приемов. Данный элемент имеет большое значение в ситуации, когда противник превосходит сотрудника в силе; 3) подворот, т. е. способность быстро группировать свое тело в положение, оптимальное для эффективного выполнения броска. При этом тело бросающего должно принять такое положение, которое бы обеспечило наилучший для данного броска рычаг силы; 4) бросок. При его выполнении необходимо сделать быстрое взрывное движение, благодаря которому противник упадет. Чем более резким оно будет, тем эффективнее окажется бросок.

Важным для повышения мастерства обучающегося является формирование навыка выполнять прием в любой ситуации. Для этого используются различные сбивающие факторы (кувырки, физическая нагрузка, смена партнера и т. д.).

2. Использование на занятиях метода формальной отработки. Смысл его заключается в том, чтобы в процессе отработки приема выводить партнера из состояния равновесия и выполнять подворот. При этом сам бросок не доводить до завершения (выполнять элементы броска - с первого по третий), после чего воз-

вращаться в исходное положение и повторять весь цикл движений снова, не отпуская захват. Во время их выполнения нужно стараться, чтобы скорость двигательных действий постепенно увеличивалась. Как правило, при формальной отработке обучающийся девять раз выполняет подготовительные стадии броска, а во время десятой попытки, когда скорость его движений будет максимальной, он делает его полностью. Данный метод отработки приемов достаточно эффективный, но на занятиях по физической подготовке в образовательных организациях МВД России он практически не используется.

3. Включение в тренировочный процесс такого метода отработки приемов, как учебная схватка, которая проводится с целью совершенствования изученных приемов в обстановке, приближенной к боевой. Моделирование тренировочных заданий осуществляет преподаватель. Он, например, может предложить следующее упражнение: один обучающийся проводит конкретный прием, а второй выполняет пассивную роль -защищается передвижением или сопротивляется не в полную силу (20-30% от уровня максимального сопротивления) и т. д.

4. Особое внимание следует уделять отработке приема на скорость с противниками, имеющими различные типы телосложения. Основной проблемой на ранних стадиях обучения является то, что обучающийся при отработке приемов «включают голову», т. е. начинает осознанно их выполнять, что отражается на скорости его движений. В реальном поединке с правонарушителем прием должен быть проведен немедленно и максимально эффективно. Данная методика позволяет прочно закрепить навык, довести выполнение приемов борьбы до автоматизма. Оптимальной является ситуация, когда один из обучающихся встает в центр ковра, а остальные атакуют его. Цель упражнения заключается в том, чтобы быстро провести прием на одном из нападающих и сразу же суметь переключиться на другого и т. д. Конечно, в первый раз при отработке данного упражнения скорость обучающегося будет не очень высокой, но чем чаще оно будет использоваться, тем быстрее будут выполняться приемы. Отметим, что данное упражнение требует от обучающегося затраты большого количества энергии, поэтому целесообразно его выполнять в течение 30-60 с, в редких случаях отработка на скорость длится более одной минуты.

5. Следуя принципу педагогического воспитания «от простого к сложному», в тренировочном процессе необходимо использовать упражнения, направленные как на отработку бросковой техники, так и развитие скорости выполнения приемов. Суть их заключается в следующем: обучающийся в течение 40 с от-

109

рабатывает бросок на одном партнере в медленном темпе, при этом его внимание должно быть сосредоточено на правильном выполнении техники приема. Затем по команде преподавателя он проводит этот же прием с максимальной скоростью в течение 20 с, стараясь произвести наибольшее количество бросков, после чего, также по команде преподавателя, обучающийся снова переходит к отработке приема в спокойном темпе. Эта серия упражнений повторяется 5 раз, т. е. общее время их выполнения составляет 5 мин. Следует заметить, что данные упражнения применяются на более поздних этапах обучения, когда идет процесс совершенствования навыков и обучающиеся уже достаточно подготовлены к тяжелым физическим нагрузкам. Основная цель их заключается не только в отработке правильной техники приема в спокойном темпе, но и соблюдении ее при выполнении приема с максимальной скоростью и на фоне усталости.

6. На заключительном этапе формирования умений и навыков владения бросковой техникой боевых приемов борьбы следует использовать упражнения для совершенствования специальной физической силы, т. е. тех качеств, которые непосредственно необходимы для выполнения конкретных приемов. Суть этого метода заключается в том, что при выполнении приема преподаватель или третий участник упражнения придерживает обучающегося за спину, захватывает его сзади за пояс или обхватывает его со спины так, чтобы

максимально усложнить проведение приема. В результате обучающийся, выполняя бросок, борется с двумя ассистентами. Поэтому если он не соблюдает технику выполнения приема, то ему будет сложно даже сдвинуть противников с места, но если прием делается технически правильно, то одержать победу над соперником, в том числе превосходящим его в силе, будет легко. На начальном этапе применения этого упражнения сила сопротивления ассистента должна составлять примерно 20-30% от максимальной. По мере того как уровень мастерства и физического развития обучающихся будет расти, степень сопротивления партнеров можно увеличить до 40-60% и т. д.

Описанные выше методические подходы позволяют формировать умения и навыки бросковой техники боевых приемов борьбы с минимальными затратами времени. Следует помнить о том, что нельзя останавливаться на определенном уровне подготовки, необходимо постоянно отрабатывать технику выполнения приемов, в первую очередь на скорость, с нападением противников, вооруженных ножом, палкой, с нанесением различных ударов руками или ногами, моделируя различные ситуации из оперативно-служебной деятельности сотрудников полиции [10, с. 170].

В заключение отметим, что владение сотрудниками полиции в совершенстве боевыми приемами борьбы является весомым преимуществом и эффективным средством противодействия преступности.

1. Баркалов С.Н. Боевые приемы борьбы в системе физической подготовки сотрудников ГИБДД // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования. 2018. № 1(1).

2. Кузнецов М.Б. Особенности применения педагогических технологий в конфликтных ситуациях на занятиях по физической подготовке с курсантами образовательных организаций МВД России // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2018. № 4(77).

3. Осипов Д. В. Правовые особенности применения боевых приемов борьбы в служебной деятельности сотрудников полиции // Научный вестник Орлов. юрид. ин-та МВД России им. В. В. Лукьянова. 2018. № 4(77).

4. Андреев А.А., Росадюк В.С., Струга-нов С.М. Инновационные взгляды на повышение профессионально-прикладных качеств курсантов и слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств //

1. Barkalov S.N. Fighting methods of struggle in the system of physical training of traffic police // Management of activities to ensure road safety: status, problems, ways of improvement. 2018. № 1(1).

2. Kuznetsov M.B. Features of the use of pedagogical technologies in conflict situations in the classroom for physical training with cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia // Scientific Bulletin of the Orel law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov. 2018. № 4(77).

3. Osipov D.V. Legal features of the use of fighting techniques in the performance of police // Scientific Bulletin of the Orel law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V. V Lukyanov. 2018. № 4 (77).

4. Andreev A.A., Rosadyn V.S., Struganov S.M. Innovative views on improving professional applied qualities of cadets and listeners of educational institutions and employees of law enforcement agencies // Bulletin of the East Siberian Institute of MIA of Russia. 2016. № 3(78).

110

Вестн. Восточ.-Сибир. ин-та МВД России. 2016. № 3 (78).

5. О полиции: федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (ред. от 01.04.2019). Доступ из справ. правововой системы «Гарант».

6. Бокий А.Н. Основы методики ускоренного обучения боевым приемам борьбы сотрудников органов внутренних дел // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. 2017. № 3(37).

7. Струганов С.М. Методы обучения технико-тактической подготовке курсантов и слушателей на занятиях по физической подготовке // Вестн. Восточ.-Сибир. ин-та МВД России. 2011. № 1(56).

8. Струганов С.М. Внедрение инновационных технологий в учебный процесс высших образовательных заведений МВД России для подготовки высококвалифицированных специалистов // Вестн. Восточ.-Сибир. ин-та МВД России. 2012. № 1(60).

9. Баркалов С.Н. Актуальные аспекты оптимизации образовательного процесса по физической подготовке в вузах МВД России // Наука-2020. 2018. № 1-2 (17).

10. Витютнев Е.Е. Ситуационно-ориентированная физическая подготовка курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России - будущих сотрудников специальных подразделений // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. 2016. № 1(31).

5. About police: federal law of 07.02.2011 № 3-FL (ed. from 01.04.2009.). Access from the legal reference system «Garant».

6. Bokiy A.N. The basics of accelerated methods of teaching combat fighting techniques of the employees of internal Affairs bodies // Bull. of the Krasnodar University of of Russian MIA. 2017. № 3(37).

7. Struganov S.M. Methods of teaching technical and tactical training of cadets and students in the classroom for physical training // Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2011. № 1 (56).

8. Struganov S.M. Introduction of innovative technologies in the educational process of higher educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia for the training of highly qualified specialists // Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2012. № 1(60).

9. Barkalov S.N. Actual aspects of optimization of educational process on physical training in universities of the Ministry of internal Affairs of Russia // Nauka-2020. 2018. № 1-2(17).

10. Vityutnev E.E. Situation-oriented physical training of cadets and students of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia - future employees of special units // Bulletin of the Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2016. № 1(31).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Струганов Сергей Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической подготовки Восточно-Сибирского института МВД России; e-mail: [email protected];

Украинский Сергей Викторович, старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Краснодарского университета МВД России; e-mail: [email protected];

Баркалов Сергей Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры физической подготовки и спорта Орловского юридического института МВД России им. В.В. Лукьянова; e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT AUTHORS

S.M. Struganov, Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Assistant Profess or of the Chair of Physical Training of the East-Siberian Institute of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: sergej_05@ mail.ru;

S.V. Ukrainsky, Senior Lecturer of the Chair of Physical Training and Sports of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected];

S.N. Barkalov, Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Head of the Chair of Physical Training and Sports of the Oryol Law Institute of the Ministry of the In terior of Russia named after V.V. Lukyanov; e-mail: [email protected]

111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.