Научная статья на тему 'Готовность к силовому задержанию правонарушителя: исторический опыт и современные требования к подготовке сотрудника полиции'

Готовность к силовому задержанию правонарушителя: исторический опыт и современные требования к подготовке сотрудника полиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / POLICE OFFICER / ПРАВОНАРУШЕНИЯ / OFFENSES / ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ / APPLICATION OF SPECIAL MEANS / INTEGRATED PREPARATION / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кущев Павел Михайлович, Находкин Евгений Николаевич, Головинский Игорь Валентинович, Черноусов Максим Викторович

В статье рассмотрены вопросы правового применения сотрудниками полиции физической силы. Проведен анализ различных источников и исторических фактов по данному вопросу, а также практики реформ в других странах и их последствий для этих государств. Исследованы различные системы служебно-прикладных единоборств и физической подготовки полицейских.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кущев Павел Михайлович, Находкин Евгений Николаевич, Головинский Игорь Валентинович, Черноусов Максим Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE READINESS FOR THE FORCE DETENTION OF THE OFFENDER: HISTORICAL EXPERIENCE AND MODERN REQUIREMENTS TO TRAINING OF POLICE OFFICER

In article questions of legal use of physical force by police officers are considered. The analysis of various sources and historic facts on the matter, and also practice of reforms in other countries and consequences for these states is carried out. Various systems of office and applied single combats and physical training of police officers are analysed.

Текст научной работы на тему «Готовность к силовому задержанию правонарушителя: исторический опыт и современные требования к подготовке сотрудника полиции»

7. Васильев Ф. П., Косиковский А. Р. Применение специальных средств сотрудниками полиции МВД России // Российский следователь. 2012. № 4.

8. Инструкция по организации снабжения, хранения, учета, выдачи (приема) и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 12.01.2009 № 13 (прим. 2 к п. 234). URL: https: // consultant.ru

9. Приказ МВД России от 31.03.2015 № 385 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте России 12.05.2015 № 37228). URL: http:// www.pravo.gov.ru

10. Сильников А. М. Организационно-правовые основы приме нения сотрудниками полиции специальных средств принуждения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2011.

11. Попова Л., Панкин М., Козловский С. Владимир Путин вручил Рязанскому училищу ВДВ орден Суворова // ТВ Центр, Рязань 2013, 15 ноября, 22:20. URL: http://www.tvc.ru/ news/show/id/22500

of special means by the police of the MIA of Russia // Russian investigator. 2012. № 4.

8. Instructions for procurement, storage, accounting, issue (admission) and secure weapons and ammunition in the internal Affairs of the Russian Federation: the order of the Ministry of interior of Russia dated 12.01.2009 № 13 (note 2 to paragraph 234). URL: https: // consultant.ru

9. Order of the Ministry of internal Affairs of Russia from 31.03.2015 № 385 «On approval of the Procedure for the organization of training for filling positions in bodies of internal Affairs of the Russian Federation» (registered in Ministry ofjustice of Russia on 12.05.2015 № 37228). URL: http:// www.pravo.gov.ru

10. Sil'nikov A. M. legal basis for the use of members of the police special means of coercion: author. dis. ... candidate the faculty of law sciences. St. Petersburg, 2011.

11. Popova L., Pankin M., Kozlowski S. Vladimir Putin presented the Ryazan school VDV order of Suvorov // TV Center, Ryazan, 2013, November 15, 22:20. URL: http://www.tvc.ru/news/ show/id/22500

УДК 354.31 ББК 67.2

© 2015 г. П. M. Кущев,

Е. Н. Находкин, И. В. Головинский, M. В. Черноусов

ГОТОВНОСТЬ К СИЛОВОМУ ЗАДЕРЖАНИЮ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ

В статье рассмотрены вопросы правового применения сотрудниками полиции физической силы. Проведен анализ различных источников и исторических фактов по данному вопросу, а также практики реформ в других странах и их последствий для этих государств. Исследованы различные системы служебно-прикладных единоборств и физической подготовки полицейских.

Ключевые слова: сотрудник полиции, правонарушения, применение специальных средств, интегральная подготовка.

THE READINESS FOR THE FORCE DETENTION OF THE OFFENDER: HISTORICAL

EXPERIENCE AND MODERN REQUIREMENTS TO TRAINING OF POLICE OFFICER

In article questions of legal use ofphysical force by police officers are considered. The analysis of various sources and historic facts on the matter, and also practice of reforms in other countries and consequences for these states is carried out. Various systems of office and applied single combats and physical training ofpolice officers are analysed.

Key words: police officer, offenses, application of special means, integrated preparation.

Высокое качество подготовки специалиста по силовой и вооруженной защите правопорядка, как показывает исторический опыт, всегда находилось в центре внимания не только государства в целом, но и состоящего у него на службе профессионального сообщества. Между ними с самого начала объективно складывались не только отношения «заказчика - исполнителя», но и достаточно глубокие различия во взглядах на эту деятельность.

Согласно многочисленным источникам, несмотря на различные подходы к определению обязанностей и состава необходимых навыков и качеств, которыми обязан был обладать подобный специалист, основу государственной идеологии в области подготовки и деятельности, в отличие от армии, уже на этапе возникновения государства в целом составляли, как известно, определенные ограничения в причинении ущерба нарушителю.

Такие рамки изначально предопределили принципиально иные, нежели военные, требования к интеллектуальным, психологическим и физическим составляющим индивидуальной готовности служащих правопорядка, программам их подготовки, создав тем самым предпосылки для становления специфической системы профессионального поведения [15, с. 247-251]. Традиционно, равно как и в военной среде, где наряду с навыками боя (единоборства) складывается воинское искусство (навыки поведения и жизни), происходит выделение, образно говоря, полицейского воинского искусства и его частного проявления - служебно-прикладных единоборств. Как свидетельствует опыт Франции конца XIX века, СССР 30-70-х годов, Китая 50-х годов, США 60-70-х годов, Италии 80-х годов XX века и других стран попытки общегосударственных реформ и инноваций в данном направлении приводили и к позитивным, и к негативным для государства, полицейских ведомств, общества и граждан последствиям [11, с. 121-126].

Постоянное осмысление многими поколениями экспертов уроков реального силового и вооруженного противостояния и единоборства, которыми так богата военная и полицейская история любого государства, на каждом этапе выдвигало свои не менее жесткие требования к конкретным способам и средствам организации индивидуального поведения и решения служебно-боевых задач (сдерживания, пресечения, задержания) и самозащиты в условиях различной степени опасности и сложности. Взаимодействие этих двух объективно существующих и взаимно противоречивых

тенденций в подходах к деятельности специалиста по физической защите правопорядка и его возможностям становится источником непрерывного поиска все более совершенного программирования его обучения и адекватных схем поведения [8, с. 11—13].

Изучение широкого круга источников по традиционным системам служебно-приклад-ных единоборств и подготовки полицейских в целом позволяет полагать, что их создание (при общей ориентации на преимущественную разработку и применение средств сдерживания, устрашения, сковывания, обезоруживания, принуждения и т. п.) обусловливалось не только конкретно-историческими (политическими, юридическими, экономическими) и географическими условиями, национальными традициями и заимствованиями чужого опыта, но и общим уровнем развития знаний о закономерностях поведения человека и государственного служащего (что не одно и то же) в сложных условиях деятельности и подготовки к ней. Известны многочисленные примеры проведения соревнований на лучшую систему подготовки, поиска отечественных и приглашения зарубежных специалистов для организации подобной подготовки полицейских [9]. Специалистами и практиками правоохранительных органов во всем мире высоко ценятся имена выдающихся мастеров-наставников далекого и недавнего прошлого, таких как Такеда, Танемура, Д. Кано, Г. Ямагути, М. Ояма, А. Флоке, На-кае, Т. Кубота, П. Ванек, Д. Иносанто, Н. Н. Ознобишин, В. С. Спиридонов, А. А. Ощепков, Харлампиев, Врачарович, Х. Асихара, Стадт, Гарнер и многие другие, которые были авторами популярных полицейских систем борьбы и подготовки в целом [2, с. 107].

Опыт создания и функционирования этих систем в нашей стране в 30-60-е годы, несмотря на проведение значительного объема поисковой, селекционной, педагогической, методической и организационной работы, в целом решившую задачи массового обучения сотрудников милиции, долгое время носил преимущественно эмпирико-прикладной, также не подтвержденный глубокими научно-педагогическими исследованиями характер.

В силу известных причин механизм разработки наставлений, приказов, инструкций, пособий того периода не предполагал высококвалифицированной и свободной экспертизы, страдал межведомственной разграниченностью, не гарантировал использования важных достижений науки и т. д. Существовавшие источники ограничивались лишь со-

ставом отдельных технических действий, общими указаниями на тактические особенности поведения сотрудников, разрозненным и описательным приведением отдельных примеров правильного поведения и т. п. Произошедшие вследствие этого перекосы в подходах к подготовке кадров долгое время не позволяли полностью использовать достижения многих выдающихся отечественных специалистов, обеспечив преобладание в массовом сознании организаторов обучения «единственно верных», а потому и разрешенных методов обучения. Все это не могло не привести, как свидетельствуют материалы ведомственной статистики и вневедомственных социологических исследований, к формированию «декоративной», несущей в себе значительные профессионально-правовые дефекты и пустоты в «социалистической» культуре двигательного поведения сотрудников (обвинительно-репрессивный, «самонадеянный» уклон в организации поведения при низком уровне адаптивности к ситуациям различной двигательно-юридической квалификации) [12, с. 238-240].

Начавшееся с середины 80-х годов и непрекращающееся по настоящее время жесткое столкновение данной культуры с динамичной реальностью юридического, криминального, социально-экономического, национального и индивидуально-психологического противостояния выявило ее историческую несостоятельность. Однако, как показала еще совсем недавняя практика, качество принимаемых решений оказалось недостаточным для кардинального пересмотра данного положения. Одна из причин этого состоит в серьезном отставании ведомственной науки в создании современных концепций отечественной культуры одиночного двигательного поведения сотрудника при силовой защите правопорядка и разработке обоснованных предложений по формированию ее основ в образовательных учреждениях МВД России [10, с. 224-231]. Несмотря на известную активизацию в 7090-е годы прикладных научных исследований, так или иначе затрагивающих рассматриваемую проблематику, анализ ведомственных диссертационных исследований этого периода подтверждает, что в данном направлении наряду с достижениями имеется огромный пласт нерешенных научно-прикладных задач не только частного, но и общего характера. Важнейшей из них является отсутствие отвечающих требованиям фундаментальной науки серьезных теоретико-экспериментальных, социологических исследований и научно-педа-

гогических разработок, касающихся адекватности двигательной подготовки, современным профессионально-правовым требованиям к одиночной боевой готовности сотрудников органов внутренних дел, а также интеллектуальным, психомоторным и иным возможностям обучаемых и образовательных учреждений МВД России [6, с. 163-167]. Развившийся на рубеже 80-90-х годов и отмечаемый руководством МВД теоретический и концептуальный застой в разработке и внедрении образовательных технологий в области массовой и элитной подготовки специалистов данного профиля придает особую актуальность попыткам рассмотрения названных аспектов в контексте методологических и научно-исследовательских достижений современной науки. Например, как показывают проведенные в 7080-е годы многочисленные исследования надежности двигательной подготовки на материале спортивной и профессиональной деятельности, она является сложно организованным образованием, включающим в себя помимо надежности в исполнении отдельных простейших операций надежность всех составляющих и системную организацию между ними [4, с. 31-35]. Именно два последних компонента следует, на наш взгляд, рассматривать как значимые системо-порождающие элементы адекватного (точного) поведения. К сожалению, вопреки данным исследованиям, среди компонентов концепции современной подготовки им практически не нашлось места. Напомним кратко содержание этих компонентов и попытаемся определить, какая концепция организации учебного процесса могла бы предложить их в качестве предмета научения целостному поведению.

Результаты экспериментов доказали, что психологическая надежность - главный и интегральный залог надежности двигательной деятельности в целом. В свою очередь, она обеспечивается следующими факторами [1, с. 78-80]: устойчивая внутренняя позиция по отношению к деятельности (38 %); личностные особенности сотрудника, проявляющиеся в этой деятельности (14 %); эмоциональная устойчивость, связанная с богатством стереотипов поведения в экстремальных условиях (18 %), умение прогнозировать события на основе способности быстрого и правильного поиска, переработки и использования информации (11 %) [3, с. 163-167].

Известно также, что практическая деятельность сотрудника по пресечению различных правонарушений так или иначе разворачивается как многоэпизодное событие, выража-

Юристг-Прлвов^дъ, 2015, № 6 (73)

ясь через определенную последовательность двигательных проявлений (действий или бездействия). Сведение традиционных программ физической и огневой подготовки к освоению отдельных умений (приемов) или даже единоборствам при постановке (в рамках эксперимента) перед обучаемыми целостных задач выявило их несоответствие де-онтологическим (обоснованность, соразмерность, гуманность) и стратегическим (превен-тивность, наступательность и т. п.) принципам успешной служебно-боевой деятельности и противоречие стихийно осваиваемым сотрудниками на практике схемам целостного поведения. Иными словами, устойчивая способность сотрудника организовать последовательный, опережающий и правильно выполненный переход от одного этапа решения технико-тактической задачи к другому в условиях потенциального или реального осложнения ситуации является специфическим и доступным педагогическому наблюдению показателем надежности его поведения. Так, крайне перспективным для обеспечения качественных сдвигов в решении рассматриваемой проблемы на интегральной основе представляется также использование научных достижений в области психологического исследования профессионализма, слож-ноорганизованной ответственной двигательной и мыслительной деятельности в обычных и сложных условиях и ее адекватного моделирования для задач обучения и аттестации [5, с. 97-103].

В отличие от существующих подходов, интегральная подготовка может быть реали-

Литература

1. Барнаш Л. В., Тимошенко Л. И., Гуц С. И. Последствия неповиновения сотрудникам правоохранительных органов при охране общественного порядка // Юристъ-Правоведъ. 2014. № 1.

2. Блудов Ю. М., Марищук В. Л., Плахтиен-ко В. А., Серова Л. К. Методики психодиагностики в спорте: учеб. пособие. 2-е изд. М., 1990.

3. Бояров Е. Н., Тимошенко Л. И., Абрамова С. В. Безопасность жизнедеятельности: наука, образование, практика // Материалы IV межрегион. науч.-практ. конф. с международным участием. Южно-Сахалинск, 2014.

4. Гужов Е. А., Кущев П. М. Применение методики скоростной стрельбы «полигон» сотрудниками полиции // Актуальные вопросы совершенствования специальной подготовки курсантов и слушателей образовательных уч-

зована лишь на междисциплинарной основе. Самостоятельная и крайне наукоемкая задача разработки моделей массовой многоуровневой подготовки вряд ли осуществима без использования теорий систем, системного анализа и математического моделирования. Лишь они на сегодняшний день выступают достаточной основой для создания совокупности системных представлений о закономерностях освоения двигательных схем (комплексов), адекватных закономерностям реального реагирования, поведения и взаимодействия в ситуациях с различной долей сопротивления [9].

Системное представление двигательных и задачных компонентов служебно-боевой деятельности в виде дидактической модели культуры одиночного поведения никогда еще не было предметом внимания разработчиков программ подготовки сотрудников органов внутренних дел. Переход всех категорий организаторов подобной подготовки от воспроизводящей отдельные средства, способы и схемы поведения в типовых условиях парадигмы обучения к системообразующим, сис-темопорождающим и системоразвивающим педагогическим технологиям возможен только при глубоком понимании ее новаторской частью познавательных и формирующих возможностей общей и частной методологии. Только междисциплинарный, методологический и системный подходы способны «схватить» в педагогическом материале взаимосвязь наиболее сущностных и далеко не всегда очевидных сторон профессиональной и учебной двигательной деятельности.

Bibliography

1. Bamash L. V., Timoshenko L. I., Guts S. I. Disobedience consequences to law enforcement officers at protection of a public order // Yurist-Pra-voved. 2014. № 1.

2. Bludov Yu. M., Marishchuk V. L., Plakhtiy-enko V. A., Serova L. K. Of a psychodiagnostics technique in sport: Studies. Comrade of 2 prod. Moscow, 1990.

3. Boyarov E. N., Timoshenko L. I., Abramo-va S. V. Bezopasnost of activity: science, education, practice // Materials IV of Interregional scientific and practical conference with the international participation. Yuzhno-Sakhalinsk, 2014.

4. Guzhov E. A., Kushchev P. M. Application of a technique of high-speed firing «ground» police officers // Topical issues of improvement of special training of cadets and listeners of educational institutions of system of the Ministry of Internal Affairs

реждений системы МВД России: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2014.

5. Кособлик Е. В., Черноусов М. В. Проблемные вопросы подготовки гранатометных расчетов специальных подразделений МВД России в период прохождения повышения квалификации // Актуальные вопросы совершенствования специальной подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2014.

6. Краснокутский Д. Н., Тимошенко Л. И. Использование пейнтбольного и страйкбольно-го оборудования в обучении сотрудников спецподразделений МВД России // Научно-методические проблемы подготовки инструкторско-педагогических кадров по боевой и физической подготовке для ОВД: сб. материалов VI меж-вуз. науч.-практ. конф. Ставрополь, 2013.

7. Кудрявцев Р. А., Тимошенко Л. И., Тарасов В. А. Самосознание студента высшего учебного заведения // Философия права. 2014. № 2.

8. Кудрявцев Р. А., Земцев А. М., Земляной А. И., Тимошенко Л. И. Активные методы обучения в высшей школе // Вестник АПК Ставрополья. 2013. № 4.

9. Кузьменко И. П., Нефедов В. В., Тимошенко Л. И. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие. Ставрополь, 2011.

10. Ляшенко В. Н., Тимошенко Л. И. Защита от оружия массового поражения // Актуальные вопросы совершенствования специальной подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2014.

11. Перлинский А. В., Кущев П. М. Особенности методики проведения учебных занятий

в рамках модульной программы подготовки курсантов и слушателей // Актуальные вопросы совершенствования специальной подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России: материалы Все-рос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2014.

12. Тарасов В. А., Тимошенко Л. И. О необходимости проведения совместных практических занятий по тактико-специальной, огневой и специальной физической подготовке // Научно-методические проблемы подготовки инструкторско-педагогических кадров по боевой и физической подготовке для органов внутренних дел: сб. материалов VI межвуз. науч.-практ. конф. Ставрополь, 2013.

13. Тимошенко Л. И. Научно-методические проблемы подготовки инструкторско-педаго-гических кадров по боевой и физической подготовке для органов внутренних дел // Сб. ма-

of Russia: Materials of the All-Russian scientific and practical conference. Krasnodar, 2014.

5. Kosoblik E. V., Chernousov M. V. Problematic issues of preparation of grenade calculations of special divisions of the Ministry of Internal Affairs of Russia during professional development passing // Topical issues of improvement of special training of cadets and listeners of educational institutions of system of the Ministry of Internal Affairs of Russia: materials of the All-Russian scientific and practical conference. Krasnodar, 2014.

6. Krasnokutsky D. N., Timoshenko L. I. Use of the paintball and straykbolny equipment in training of staff of special forces of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Scientific and methodical problems of preparation of instructor and pedagogical shots on combat and physical training for law-enforcement bodies: collection of materials VI of in-teruniversity scientific and practical conference. Stavropol, 2013.

7. Kudryavtsev R. A., Timoshenko L. I., Taras-ov of V. A. Samosoznaniye of the student of a higher educational institution // Philosophy of Law. 2014. № 2.

8. Kudryavtsev R. A., Zemtsev A. M., Zemlia-noi A. I., Timoshenko L. I. Active methods of training at the higher school // The Bulletin of agrarian and industrial complex of Stavropol Territory. 2013. № 4.

9. Kuzmenko I. P., Nefedov V. V., Timoshenko L. I. Health and safety: manual. Stavropol, 2011.

10. Liashengko V. N., Timoshenko L. I. Protection against the weapon of mass defeat // Topical issues of improvement of special training of cadets and listeners of educational institutions of system of the Ministry of Internal Affairs of Russia: materials of the All-Russian scientific and practical conference. Krasnodar, 2014.

11. Perlinsky A.V., Kushchev P. M. Features of a technique of carrying out studies within the modular program of training of cadets and listeners // Topical issues of improvement of special training of cadets and listeners of educational institutions of system of the Ministry of Internal Affairs of Russia: materials of the All-Russian scientific and practical conference. Krasnodar, 2014.

12. Tarasov V. A., Timoshenko L. I. About need of carrying out a joint practical training on tactical and special, fire and special physical preparation // Scientific and methodical problems of preparation of instructor and pedagogical shots on combat and physical training for law-enforcement bodies: collection of materials VI of interuniversity scientific and practical conference. Stavropol, 2013.

13. Timoshenko L. I. Scientific and methodical problems of preparation of instruk-torsko-pedagog-ical shots on combat and physical training for law-

Юристъ-Правов^дъ, 2015, № 6 (73)

териалов VI межвуз. науч.-практ. конф. Ставрополь, 2013.

14. Тимошенко Л. И. Безопасность жизнедеятельности: курс лекций. Ставрополь, 2014. Ч. 2.

15. Черноусов М. В., Мартусенко С. Н. Актуальные вопросы применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия // Актуальные вопросы совершенствования специальной подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2014.

enforcement bodies // The Collection of materials VI of interuniversity scientific and practical conference. Stavropol, 2013.

14. Timoshenko L. I. Health and safety: a course of lectures. Stavropol, 2014. Part 2.

15. Chernousov M. V., Martusenko S. N. Topical issues of application by police officers of firearms // Topical issues of improvement of special training of cadets and listeners of educational institutions of system of the Ministry of Internal Affairs of Russia: materials of the All-Russian scientific and practical conference. Krasnodar, 2014.

УДК 354.31 ББК 67.2

© 2015 г. P. А. Кудрявцев, А. И. Тимошенко

ЗАНЯТИЕ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ МЕТОДОМ ОГНЕВОГО УРОКА

В статье рассматриваются различные варианты проведения занятия по огневой подготовке методом огневого урока. В процессе обучения преподавателем достигаются наиболее важные цели, необходимые для успешной дальнейшей служебной деятельности сотрудников полиции. Авторами проведен анализ результатов огневой подготовки, а также психологической и моральной подготовки сотрудников полиции.

Ключевые слова: метод огневого урока, учебное место, выполнение упражнений стрельб, многократное повторение действий.

THE CLASS OF FIRE TRAINING BY THE METHOD OF FIRING LESSON

In article various options of carrying out class in fire preparation are considered by method of a fire lesson. In the course of training by the teacher the most important objectives necessary for successful further office activity ofpolice officers are achieved. The authors analyzed of results of fire preparation, and also psychological and moral training of police officers.

Key words: method of a fire lesson, educational place, performance of exercises offiring practice, repeated repetition of actions.

Особую роль в служебно-боевой деятельности сотрудников полиции играет огневая подготовка. Главная ее цель заключается в обеспечении готовности сотрудников к эффективному использованию стрелкового оружия при выполнении оперативно-служебных задач. Достижение этой цели осуществляется посредством профессионального обучения, высшего профессионального образования и профессиональной, служебной и физической подготовки [1].

Занятия по огневой подготовке с практическим выполнением упражнений стрельб проводятся для последовательного обучения сотрудников полиции ведению огня по различным целям днем и ночью, в любых условиях обстановки. Одним из наиболее эффективных методов проведения занятия по огневой подготовке является метод огневого урока. Суть данного метода заключается в

проведении занятия одновременно с каждым обучающимся по всем изучаемым вопросам на нескольких учебных местах, что повышает эффективность занятия, позволяя изучать (повторять) теоретический материал и отрабатывать практические навыки. Это дает возможность экономить время самостоятельной работы, если говорить о профессиональном обучении, высшем профессиональном образовании, и предоставляет время для повторения теоретического материала и отработки практических навыков в рамках профессиональной, служебной и физической подготовки [6].

Огневой урок - это занятие по огневой подготовке, включающее в себя все элементы огневого обучения - от изучения порядка и правил стрельбы, материальной части стрелкового оружия и ручных гранат, мер безопасности при обращении с ними до практического выпол-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.