Научная статья на тему 'Внедрение борцовских и рукопашных поединков в систему физической подготовки сотрудников ОВД, обучающихся по программам профессионального обучения (профессиональной подготовки)'

Внедрение борцовских и рукопашных поединков в систему физической подготовки сотрудников ОВД, обучающихся по программам профессионального обучения (профессиональной подготовки) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая сила / боевые приемы борьбы / травматизм / внедрение методики обучения / рукопашный поединок / борцовская схватка / physical strength / fighting techniques / traumatism / implementation of learning method / hand-to-hand fight / wrestling

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранов Алексей Михайлович, Чичин Сергей Валерьевич, Огородников Максим Анатольевич, Блудова Инна Николаевна

Сложившаяся система физической подготовки сотрудников ОВД не отвечает современным требованиям. Процесс обучения навыкам единоборства с правонарушителем, проявляющим агрессию или применяющим насилие, оказывающим активное сопротивление, нуждается в кардинальном совершенствовании. На основе статистического анализа и изучения обстоятельств происшествий, связанных с причинением правонарушителями сотрудникам полиции травм и увечий, обсуждается природа низкой физической готовности сотрудника полиции к адекватным действиям в условиях рукопашного поединка или борцовской схватки. Внедрение в систему высшего профессионального образования, профессионального обучения (профессиональной подготовки) методики обучения спортивному рукопашному бою и технике борьбы, интеграция в структуру занятий рукопашных поединков и борцовских схваток существенно изменят в положительную сторону криминогенную обстановку, обусловленную девиантным поведением в отношении сотрудника правоохранительного органа или представителя власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баранов Алексей Михайлович, Чичин Сергей Валерьевич, Огородников Максим Анатольевич, Блудова Инна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of Wrestling and Hand-to-Hand Fights in the System of Law enforcement Officers' Physical Training within Professional Training Programmes

The modern system of Law enforcement officers’ physical training does not meet the requirements. The process of mastering skills of fighting with offenders who show aggression or use violence and resist forcefully requires crucial improvement. Making statistical analysis and studying circumstances of the cases where police offices got injured by the offenders enable the authors to discuss the causes of low level of police officers’ readiness to act adequately in hand-to-hand or close fights. Introduction of methods of mastering hand-to-hand fights into the higher education and professional training, integration of hand-to-hand and close fights in the lesson structure will significantly improve criminogenic environment determined by deviant behaviour towards police officers or government officials.

Текст научной работы на тему «Внедрение борцовских и рукопашных поединков в систему физической подготовки сотрудников ОВД, обучающихся по программам профессионального обучения (профессиональной подготовки)»

УДК 378 © А. М. Баранов, С. В. Чичин, М. А. Огородников, И. Н. Блудова, 2018. DOI: 10. 24411/1999-6241-2018-12011

Внедрение борцовских и рукопашных поединков в систему физической подготовки сотрудников ОВД, обучающихся по программам профессионального обучения (профессиональной подготовки)

Баранов Алексей Михайлович,

кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях Омской академии МВД России Омск, Россия. е-mail: Baranaff@mail.ru

Чичин Сергей Валерьевич,

начальник кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях Омской академии МВД России Омск, Россия. е-mail: Chichin18@mail.ru

Огородников Максим Анатольевич,

старший преподаватель кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях Омской академии МВД России Омск, Россия. е-mail: azzz.85@yandex.ru

Блудова Инна Николаевна,

старший преподаватель кафедры физической подготовки

Омской академии МВД России Омск, Россия. е-mail: Baranaff@mail.ru

Сложившаяся система физической подготовки сотрудников ОВД не отвечает современным требованиям. Процесс обучения навыкам единоборства с правонарушителем, проявляющим агрессию или применяющим насилие, оказывающим активное сопротивление, нуждается в кардинальном совершенствовании. На основе статистического анализа и изучения обстоятельств происшествий, связанных с причинением правонарушителями сотрудникам полиции травм и увечий, обсуждается природа низкой физической готовности сотрудника полиции к адекватным действиям в условиях рукопашного поединка или борцовской схватки. Внедрение в систему высшего профессионального образования, профессионального обучения (профессиональной подготовки) методики обучения спортивному рукопашному бою и технике борьбы, интеграция в структуру занятий рукопашных поединков и борцовских схваток существенно изменят в положительную сторону криминогенную обстановку, обусловленную девиантным поведением в отношении сотрудника правоохранительного органа или представителя власти.

Ключевые слова: физическая сила; боевые приемы борьбы; травматизм; внедрение методики обучения;

рукопашный поединок; борцовская схватка.

Для цитирования: Баранов А. М, Чичин С. В., Огородников М. А, Блудова И. Н. Внедрение борцовских и рукопашных поединков в систему физической подготовки сотрудников ОВД, обучающихся по программам профессионального обучения (профессиональной подготовки) // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 2(73). С. 67-73.

Служба в органах внутренних дел относится к тем видам деятельности, которые сопряжены с повышенным риском и характеризуются одним из наиболее высоких уровней экстремальности . При этом в России, а также за рубежом в деятельности сотрудников полиции многократно возросло количество экстремальных ситуаций . В связи с этим полицейские-выпускники образовательных организаций должны быть подготовлены к осуществлению эффективной и целесообразной профессиональной деятельности в любых условиях

Со вступления в силу Федерального закона «О полиции» 1 вопросы правомерности применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия рассмотрены достаточно широко в научной литературе О правовых пределах и тактике их применения размышляют как ученые-специалисты, так и дилетанты-прагматики, активно обсуждающие и публикующие фото-, видеоматериалы в интернет-пространстве и в прессе

В системе права наиболее передовые научные работы в этой области принадлежат таким известным российским ученым, как А. М. Артемьев [1], Д . Н . Бахрах [2], О . И . Бекетов [3], В . Н . Белик [4], А. И . Каплунов [5], Э . А. Кононов [6], В. Г. Лупырь [7], А. И . Рарог [8], О . Ю . Филиппов [9] и др .

На современном этапе относительно рассматриваемого аспекта сформулированы и опубликованы квалифицированные комментарии, раскрыты узкие административные и тактические вопросы, методика обучения и подготовки кадров МВД России реформирована путем применения компетентностного подхода и интеграции межпредметного комплексного принципа [10, с. 57-59; 11, с 309] В Г Лупырь по существу данной ситуации отмечает: «Современная педагогика как одна из главных наук о человеке находится на острие интеграционных преобразований. Активное применение доступных образовательных технологий в учебном процессе усиливает научность обучения и его связь с практикой, делает знания более доступными и прочными, повышает мотивацию и расширяет спектр восприятия изучаемого материала» [12, с. 25].

1 О полиции : федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ . Доступ из справ . -правовой системы «КонсультантПлюс» .

На наш взгляд, вопросы практического применения физической силы сотрудниками российской полиции требуют дополнительной проработки и изучения на учебно-методическом уровне

Проблемы непрофессионального поведения сотрудника полиции в условиях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия были предметом внимания в период действия Закона Российской Федерации «О милиции», не потеряли они актуальности и сегодня. К сожалению, нередко общение с правонарушителем заканчивается не в пользу сотрудника полиции, травмами, увечьями или даже смертью последнего

Анализ материалов служебных проверок по фактам травм или ранений, полученных сотрудниками полиции при задержании правонарушителя или пресечении правонарушения, свидетельствует о недостаточном уровне навыков в применении физической силы, а именно об отсутствии необходимой тактико-технической практики применения боевых приемов борьбы. Статистические данные о различных посягательствах на жизнь и здоровье сотрудников органов внутренних дел говорят о значительной проблеме. Только в 2016 г. 676 сотрудников правоохранительных органов получили различные травмы и увечья, 104 сотрудника погибли . Объем страховых выплат по фактам только травм и контузий по сравнению с 2015 г. увеличился на 17,9% и составил более 9 млн рублей 2.

Таблица 1 . Динамика зарегистрированных преступлений (Table 1. Dynamics of Registered Crin

Тревогу вызывают факты, свидетельствующие о том, что травмы и увечья сотрудникам полиции причиняют не только особо опасные преступники, но и лица, привлекающиеся к административной ответственности [13, с. 133-134], т. е. граждане с положительным пенитенциарным статусом [14, с. 15].

По официальным данным, количество совершенных преступлений, связанных с посягательством на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ), применением насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ) или оскорблением представителя власти (ст. 319 УК РФ), с 2011 г. по 2016 г. говорит о тенденции к повышению криминализации общества в этом направлении (табл . 1 3).

Регионы России, на территории которых зафиксированы наибольшие количественные показатели перечисленных преступных деяний, представлены в таблице 2

Отдельного внимания заслуживают такие регионы, как республики Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Чеченская Республика, Республика Крым, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, г. Москва, где выявлено наибольшее количество лиц, совершивших данные преступления

Как уже отмечалось, «посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов» или «насилие в отношении представителя власти» имеют тесную причинно-

в отношении сотрудников правоохранительных органов íes against Law Enforcement Officers)

Преступление (статья УК РФ) 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Посягательство на жизнь сотрудника... (ст. 317), кол-во фактов 789 704 641 469 335 303

Применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318), кол-во фактов 9151 8821 9522 10 315 10 711 10 264

Оскорбление представителя власти (ст. 319), кол-во фактов 13 088 11 842 11 823 13 336 13 562 14 404

Всего 23 028 21 367 21 986 24 120 24 608 24 971

Таблица 2 . Количество преступлений в отношении сотрудников правоохранительных органов, совершенных

в разных регионах Российской Федерации в 2016 г. (Table 2 . Number of Crimes against Law Enforcement Officers in different Regions of Russia in 2016)

Регион России Количество выявленных преступлений Выявлено лиц, совершивших преступления

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ) Применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ) Оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ)

Башкортостан 3 228 244 451

Бурятия 5 137 19 122

Дагестан 103 127 241 411

Ингушетия 52 27 5 64

Татарстан 0 260 456 638

Кабардино-Балкарская Респ . 24 56 28 132

Ставропольский край 8 206 396 557

Санкт-Петербург и Ленинградская область 6 447 550 896

Москва 10 369 146 447

Ростовская область 6 178 395 562

Республика Крым 5 159 452 544

Чеченская Республика 23 32 83 158

Всего по России 303 10 264 14 404 22 087

2 Официальная статистика составляет информацию для служебного пользования, в связи с чем не приводится .

3 Таблица составлена согласно сведениям ВЦ ИЦ УМВД России по Омской области .

следственную связь с «оскорблением представителя власти» (ст. 319 УК РФ) и «неповиновением законному распоряжению сотрудника полиции...» (ст. 19. 3 КоАП РФ) .

Наибольшее количество правонарушений, связанных с неповиновением сотруднику правоохранительного органа, зафиксировано в 2016 г. (табл. 3) 4

Таблица 3 . Динамика зарегистрированных административных правонарушений, связанных с неповиновением сотруднику правоохранительных органов (Table 3 . Dynamics of the Registered Administrative Cases of Resistance to a Law Enforcement Officer)

В средствах массовой информации, научных трудах и аналитических материалах все чаще поднимается проблема, связанная с нерешительностью и неуверенностью в действиях представителей органов внутренних дел [15, с . 29]. Причинами, как правило, называют низкую правовую компетентность, неуверенность в наличии законных оснований, прагматизм последующей социально-правовой оценки действий [16, с. 5].

На наш взгляд, одна из основных причин получения сотрудниками органов внутренних дел травм и увечий, а в некоторых случаях и смертельных ранений заключается в отсутствии у них соответствующих борцовских и бойцовских навыков, формирование и совершенствование которых возможно при соответствующей организации физической подготовки В настоящее время применение физической силы необходимо рассматривать уже не только как административно-правовую процедуру, но и как весьма сложную тактико-физическую задачу, решаемую только путем проведения профессионального бойцовского поединка или борцовской схватки — в зависимости от характера и динамики ситуации.

Исследуя зарубежный опыт, стоит отметить, что в США на занятиях по физической подготовке с первого учебного дня в полицейской академии дается максимальная физическая нагрузка в целях выявления индивидуального предела психофизических возможностей будущего полицейского Активно проводятся занятия по рукопашному бою, поединки могут проходить как с инструктором, так и с курсантами В дальнейшем в учебные поединки вводятся палки, макеты ножей и прочие предметы . Цель таких занятий — сформировать максимально возможный предел психофизической готовности. В систему занятий по общефизической подготовке активно включаются занятия и упражнения на силу и выносли-

вость [17, с. 195]. Будущий сотрудник полиции Германии еще при профессиональном отборе проходит тест на выносливость и рукопашный спарринг с таким же кандидатом Одержавший победу продолжает тестирование, потерпевший поражение из конкурса выбывает В ходе всего курса физической подготовки параллельно с медицинским контролем продолжается учебный процесс по борьбе и рукопашному бою Как правило, из троих обучающихся двое не выдерживают нагрузки 5 . В системе физической подготовки польского сотрудника полиции имеются свои особенности . В соответствии со ст. 61 Закона Республики Польша от 6 апреля 1990 г. № 30 «О полиции» 6 закреплена обязанность каждого полицейского самостоятельно поддерживать свой индивидуальный уровень физической подготовленности. Ежегодно сотрудники полиции сдают установленные ведомственным приказом нормативы на силу и выносливость, включая рукопашную схватку [18, с. 185-187].

Физическая подготовка в системе органов внутренних дел РФ является одним из основных предметов профессиональной служебной и физической подготовки и направлена на формирование двигательных умений и навыков эффективного применения физической силы, а также боевых приемов борьбы. Процесс физического воспитания и подготовки в системе органов внутренних дел организуется в строгом соответствии с действующим федеральным законодательством и Наставлением по физической подготовке курсантов и слушателей 7.

В организационно-методическом отношении при подготовке к занятиям в обязательном порядке учитываются объем и интенсивность физической нагрузки; строго контролируется соблюдение мер безопасности; особое методическое внимание уделяется подготовительной части занятия, в том числе разминке [19, с. 230].

Основная часть занятия по изучению боевых приемов борьбы организуется и проводится часто в традиционной форме, такой как «рассказ — показ — демонстрация» В условиях проведения занятия в группе используются апробированные и достаточно эффективные методы изучения вышеуказанных приемов: круговой, равномерно-последовательный, интервальный, повторный и др По сути, эти методы предусматривают один и тот же принцип обучения — развить навык от простого к сложному, в зависимости от условий занятия и количества обучающихся. Положительное свойство данных методов заключается в возможности преподавателя обеспечить планомерность и дозированность изучаемого учебного материала

Наиболее опытные преподаватели не останавливаются на боевом приеме борьбы как отдельном физическом элементе, а отрабатывают его с обучающимися в комплексе с другими сопутствующими ситуационными элементами:

— сближением с вооруженным (невооруженным) правонарушителем;

2013 г., 2014 г., 2015 г., 2016 г.,

кол-во кол-во кол-во кол-во

УУП 15 869 16 527 17 989 18 110

ППСП 20 488 23 567 25 838 25 910

ОВО 9857 11 905 13 390 16 210

ГИБДД 15 354 8684 15 354 17 143

Всего 56 931 64 701 76 696 79 715

4 Сведения за 2016 г. об административной практике органов внутренних дел. Форма I-АП (577). М. , 2016 .

5 URL: https://www. bmi.bund. de/DE/service/lexikon/lexikon-node.html (дата обращения: 30.10.2017).

6 URL: http://www. isap. sajm .gov.pl (дата обращения: 30.10.2017).

7 Об утверждении Наставления по организации физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 13 ноября 2012 г. № 1025дсп.

— внезапным нападением правонарушителя (попытки завладеть оружием, произвести захват, охват) и т. п. [20, с. 14-17].

Как показывает анализ текущей обстановки, этого недостаточно. Проблемы физического воспитания сотрудников российских органов внутренних дел в части совершенства их двигательных навыков, необходимых для адекватного физического противостояния правонарушителю путем проведения профессионального борцовского или рукопашного поединка, при таком организационном подходе не разрешаются По мнению педагогов-практиков образовательных организаций МВД России, навыки применения боевых приемов борьбы выпускников имеют фрагментный характер, не систематизированы в единую компетенцию — уметь вести рукопашный поединок или борцовскую схватку с потенциальным правонарушителем, оказывающим активное сопротивление [21, с. 16]. Например, Е. А. Чигоряев, рассуждая об эффективности проблемного метода обучения в системе физической подготовки ОВД, отмечает недопустимость использования ситуационного метода ввиду того, что последний может формировать у обучающихся изначально ложный стереотип поведения, так как в таких условиях отсутствует тот экстремальный уровень физической и психологической нагрузки, обусловленный пределами шкалы физической силы и выносливости, ловкости и психологической устойчивости . Без данных критериев разучиваемый боевой прием борьбы чисто механическим способом впоследствии окажется забытым или неэффективным [22, с. 151-152].

Научные исследования в области теории управления движениями показывают, что в организме человека имеются все механизмы по формированию любых сложных движений и действий, заложены скрытые способности, позволяющие решать многие задачи самостоятельно (Н. А. Бернштейн, 1947; П. К. Анохин, 1973; М. М. Боген, 1979 и др.) . Следует лишь создать такие педагогические условия на практических занятиях, при которых занимающийся раскроется и, опираясь на свой потенциал и имеющийся опыт, решит поставленную перед ним двигательную задачу [22, с. 153].

В дополнение к сказанному добавим, что ряд педагогов-практиков образовательных организаций МВД России в ходе своей деятельности умышленно «выходят за пределы дозволенного» и применяют практико-ориентированные проблемные методы обучения в структуре и содержании занятий . Например, Р А. Муслимов делится своим опытом: «В настоящее время большой популярностью у обучающихся пользуются приемы, использующиеся при силовом контакте с правонарушителем в борьбе лежа Действительно, значимость навыков борьбы лежа сложно переоценить, ведь нередки случаи противоборства сотрудника и правонарушителя в положении, когда сотрудник сбит с ног, стоит на четвереньках или лежит на земле Владея приемами борьбы лежа, сотрудник ОВД имеет возможность, захватив правонарушителя-противника болевым приемом, ограничить его подвижность и задержать» [23, с. 3671-3675]. Тем самым Р А. Муслимов не только резюмирует положительную перспективу обучения приемам борьбы лежа, но и указывает на актуальность борцовских схваток в содер-

жании занятий как необходимый компонент подготовки сотрудников МВД России

Одним из основных элементов высокой успеваемости по дисциплине «Физическая подготовка» как действующих сотрудников ОВД, так и курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД выступают мотиваци-онная готовность и личностная направленность, психологическая и волевая составляющие такой подготовки [24, с. 19-22. ]. На наш взгляд, одним из вариантов разрешения обозначенной проблемы является внедрение в систему физической подготовки и воспитания курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России дисциплины спортивного рукопашного боя, которая охватывает борцовскую и рукопашную технику В историческом плане такое внедрение уже осуществлялось Был наработан положительный опыт, который сейчас реализуется лишь в специализированных спортивных школах.

Стоит сказать и о зависимости ведомственных образовательных организаций от требований федеральных государственных образовательных стандартов и нормативных правовых актов МВД России. Научная экспертиза современных организационно-педагогических условий таких занятий уже проводилась, и в свете соответствия вышеуказанным источникам сомнений они не вызывают [25, с. 12-15]. Современный сотрудник органов внутренних дел испытывает острый дефицит профессиональных компетенций, связанных с наличием «бойцовских» и «борцовских» навыков .

Таким образом, изложенное позволяет сделать следующие выводы

1. Динамика показателей фактов травм и увечий сотрудников ОВД, полученных при несении службы в результате контактных действий с правонарушителями, в том числе при применении физической силы, свидетельствует о негативной тенденции к росту активного противодействия и сопротивления полиции правонарушителей и преступников

2 . В современных условиях профессиональной подготовки и профессионального образования некоторая непрофессиональность сотрудников ОВД, вызванная низкими правовыми знаниями, отсутствием соответствующих борцовских и бойцовских навыков, достигла предельной остроты и актуальности Такая ситуация требует адекватного нормотворческого и методико-педагогического разрешения

Внедрение в дисциплину физической подготовки как часть системы высшего профессионального образования и профессионального обучения (профессиональной подготовки), помимо поэлементного изучения боевых приемов борьбы, разделов спортивного рукопашного боя и борьбы положительно изменит учебный процесс физической подготовки, в частности:

— обеспечит реальное погружение обучающегося в экстремальную обстановку, что будет способствовать укреплению и совершенствованию личностных волевых качеств, необходимых для успешной мобильной адаптации в условиях травматического стресса;

— повысит уровень внимания обучающегося к поиску и выбору наиболее приемлемых способов решения

двигательных и тактических задач поединка или схватки в зависимости от личных физических качеств силы, ловкости и выносливости

Список литературы

I. Артемьев А. М. Государственная правоохранительная служба: системные свойства, функции, правовое обеспечение : дис. ... д-ра юрид. наук. М . , 2008. 411 с .

2 . Административное право России : учебник / под ред. Д . Н . Бахраха. М. , 2011. 622 с.

3 . Бекетов О. И. Полицейский надзор: теоретико-правовое исследование : дис. ... д-ра юрид. наук. Омск, 2011. 319 с.

4. Белик В. Н. Конституционные права личности и их защита : учеб . пособие. М. , 2016. 195 с.

5 . Каплунов А. И. О правовой основе применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права : мат-лы ежегодной всерос . науч . -практ. конф . , посвященной памяти д-ра юрид. наук, проф. , залуженного деятеля науки Российской Федерации В Д Сорокина (к 90-летию со дня рождения) : в 2-х ч СПб., 2013 .Ч . 1. С. 3-11.

6. Кононов Э. А., Шилакин В. Б. Проблемы применения физической силы сотрудниками ОВД (полиции) // Актуальные вопросы публичного права. 2013 . № 9(21) . С. 53-63.

7. Психолого-педагогическое проектирование комплексных занятий по огневой подготовке с курсантами образовательных учреждений МВД России : учеб -метод пособие / С. В . Бронников, С. О . Екимов, М. С. Десятов, В . Г. Лупырь и др . Омск, 2008. 118 с .

8 . Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Ю . В . Грачева, Л . Д . Ермакова, А . И . Ра-рог и др . М. , 2004.912 с.

9 . Филиппов О. Ю., Слышалов И. В. Административно-правовые аспекты задержания граждан в условиях реформирования полицейского законодательства: проблемы и перспективы // Научный вестник Омской академии МВД России . 2013 . № 1(48). С. 33-37.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 . Баранов А. М., Шипицин В. А. О повышении эффективности профессионального обучения (профессиональной подготовки) в системе органов внутренних дел // Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование : сб науч тр междунар. молодежной науч . -практ. конф. (17-18 ноября 2016 г.) : в 2-х т. / отв . ред. Е. В. Павлов . Курск, 2016. Т. 1 . С. 57-59.

II. Баранов А. М., Шипицин В. А. О роли образовательного процесса в области повышения безопасности, профилактики экстремизма и предупреждения актов терроризма // Юность и Знания — Гарантия Успеха 2016 : сб . науч . тр. 3-ей междунар. молодежной науч . конф. (5-6 октября 2016 г.) / отв . ред. А. А. Горохов. Курск, 2016. С. 309.

12 . Лупырь В. Г., Щипин А. И. Теоретические основы междисциплинарной интеграции в боевой подготовке курсантов // Психопедагогика в правоохранительных органах 2008 № 4(35) С 25-28

13 . Литвин Д. В. Анализ практики применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции ГУ МВД России по Краснодарскому краю // Совершенствование огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов: всерос. круглый стол (29 июня 2017 г.) : сб. мат-лов. Орел, 2017. С 133-134.

14. Ашрапова Р. Р. Личностные особенности осужденных с разным пенитенциарным статусом // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 1(68). С. 14-17.

15. Филиппов О. Ю. Новеллы правового регулирования применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции // Научный вестник Омской академии МВД России. 2015 . № 4(59) . С 29-31 .

16 . Каплунов А. И., Милюков С. Ф., Уткин Н. И. Правовые основы применения и использования огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел : учеб . пособие . 2-е изд . , перераб , и доп М , 2004 271 с

17. Асямов С. В. Полиция зарубежных стран: система организации и опыт профессиональной подготовки кадров : учеб . пособие. Ташкент, 2015. 452 с.

18 . Рыбалкин Д. А., Халилуллин Ф. Ф. Особенности физической подготовки сотрудников полиции в США, Европе и в России // Совершенствование огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов: всерос. круглый стол (29 июня 2017 г. ) : сб . мат-лов . Орел, 2017. С 185-187.

19. Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел. (профессиональная подготовка полицейских) : учебник : в 2 ч . / под общ. ред. В. Л . Кубышко . М. , 2015 . Ч . 2. 687 с.

20 . Троян Е. И., Астафьев Н. В. Подготовка сотрудников ОВД к решению типовых ситуаций служебной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015 . № 3(62) . С 14-17.

21. Лукутин А. А., Устюжанин Н. Н. Уроки апробации определения готовности сотрудников полиции к правомерному применению огнестрельного оружия по итогам специальной подготовки // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2017. № 1(37). С 53-58.

22 . Чигоряев Е. А. Метод проблемного обучения боевым приемам борьбы // Организация и совершенствование образовательного процесса в вузе : мат-лы межвуз учеб -метод конф . / под ред . А . Г. Парадникова, А . В . Шувалова, Т. Ю . Морозовой Омск, 2010 С 151-152

23 Муслимов Р. А. Приемы борьбы лежа в физической подготовке сотрудников МВД России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 20. С 3671-3675. URL: http://e-koncept ru/2014/54999.htm (дата обращения: 30.10.2017) .

24. Бенин А. А. Организация дополнительных занятий по физической подготовке со слабоуспевающими // Совершенствование огневой и тактико-специальной подготовки : все-рос круглый стол : сб мат-лов Орел, 2016 С 19-22

25. Лупырь В. Г. Организационно-педагогические условия профессиональной служебной и физической подготовки курсантов МВД России (междисциплинарный аспект) // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015 . № 2(61) . С 12-15 .

Поступила 12.11.2017

Implementation of Wrestling and Hand-to-Hand Fights in the System of Law enforcement Officers' Physical Training within Professional Training Programmes

Baranov Aleksey M.,

Candidate of Sciences (Biology), senior lecturer at the department of Law enforcement

agencies' work in special conditions, the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs Omsk, Russia. е-mail: Baranaff@mail.ru

Chichin Sergey V.,

chief of the department of Law enforcement agencies' work in special conditions, the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs Omsk, Russia. е-mail: Chichin18@mail.ru

Ogorodnikov Maksim A.,

senior lecturer at the department of Law enforcement agencies' work in special conditions, the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs Omsk, Russia. е-mail: azzz.85@yandex.ru

Bludova Inna N.,

senior lecturer at the department of Physical Training, the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs

Omsk, Russia. е-mail: Baranaff@mail.ru

The modern system of Law enforcement officers' physical training does not meet the requirements. The process of mastering skills of fighting with offenders who show aggression or use violence and resist forcefully requires crucial improvement. Making statistical analysis and studying circumstances of the cases where police offices got injured by the offenders enable the authors to discuss the causes of low level of police officers' readiness to act adequately in hand-to-hand or close fights. Introduction of methods of mastering hand-to-hand fights into the higher education and professional training, integration of hand-to-hand and close fights in the lesson structure will significantly improve criminogenic environment determined by deviant behaviour towards police officers or government officials.

Keywords: physical strength; fighting techniques; traumatism; implementation of learning method;

hand-to-hand fight; wrestling.

Citation: Baranov A. M., Chichin S. V., Ogorodnikov M. A., Bludova I. N. Implementation of Wrestling and Hand-to-Hand Fights in the System of Law enforcement Officers' Physical Training within Professional Training Programmes. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 2(73). 2018. P 67-73.

References

1. Artemyev A . M. Public Law enforcement Service: System features, functions, legal maintenance . Doctor of Sciences Thesis (Law). Moscow, 2008. 411 p . (In Russ . )

2 . Russian Administrative Law. Ed. by Bakhrakh D. N. Moscow, 2011. 622 p. (In Russ.)

3 . Beketov O. I . Police Supervision: Theory and Application Study. Doctor of Sciences Thesis (Law). Omsk, 2011. 319 p. (In Russ.) 4. Belik V. N . Constitutional Personal Rights and their Protection . Moscow, 2016. 195 p . (In Russ . )

5 . Kaplunov A . I . On Legal Grounds for Use of Coercive force, Special Means and Firearms by Police. Topical Problems of Administrative and Administrative Procedural Law: materials of annual all-Russian science-to-practice conference in commemoration of Sorokin V. D. (Doctor of Law, professor, honoured worker of science of the Russian Federation) in 2 parts . St Petersburg, 2013 . Part 1. Pp . 3-11. (In Russ . )

6 . Kononov E . A . , Shilakin V. B. Problems of Using Coercive Force by Police . Topical Issues of Public Law. No . 9(21). 2013 . Pp . 53-63. (In Russ )

7. Bronnikov S . V. , Ekimov S . O. , Desyatov M. S. , Lupyr V. G. Psychologically-Pedagogical Plan of Complex Firearms Lessons for Cadets of the Russian MIA Educational Institutions . Omsk, 2008. 118 p. (In Russ . )

8 . Gracheva Yu. V. , Ermakova L. D. , Rarog A. I. Comments to the Criminal Code of the Russian Federation . Moscow, 2004. 912 p. (In Russ )

9 . Filippov O . Yu. , Slyshalov I . V. Administrative Law Aspects of Detaining Citizens with regard to Reforms in Police Legislation: Problems and Prospects . The Scientific Bulletin of the Omsk Academy of the Russian MIA. No . 1(48). 2013. Pp . 33-37. (In Russ. )

10 . Baranov A . M. , Shipitsin V. A . On Increasing Efficiency of Professional Training in Law enforcement Agencies . Product Quality: Control, Management, Increase, Planning: materials of international science-to-practice conference (November 17-18 , 2016) in 2 vol. Ed. by Pavlov E . V. Kursk, 2016 . Vol. 1. Pp . 57-59. (In Russ. )

11 Baranov A M , Shipitsin V A Role of Education in Increasing Security, Prevention of Extremism and Terrorism Youth and Knowledge — Guarantee of Success: materials of 3rd international youth scientific conference (October 5-6, 2016). Ed. by Gorokhov A . A . Kursk, 2016. P. 309. (In Russ. )

12 . Lupyr V. G . , Shchipin A. I . Theoretical Fundamentals of Interdisciplinary Integration of Cadets' Combat Training. Psychopedagogy in Law Enforcement. No . 4(35). 2008. Pp. 25-28. (In Russ . )

13 . Litvin D. V. Analysis of the MIA Chief Directorate in Krasnodar region Police Officers' Using Firearms . Advanced Firearms and Tactic and Special Training of Law enforcement Officers: all-Russian Round table (June 29, 2017). Orel, 2017 . Pp . 133-134. (In Russ . )

14. Ashrapova R . R . Personal Peculiarities of Convicts with various Penitentiary Status . Psychopedagogy in Law Enforcement. No . 1(68). 2017. Pp. 14-17. (In Russ.)

15 . Filippov O. Yu. Novels in Legal Regulation of Police Officers' Using Firearms . The Scientific Bulletin of the Omsk Academy of the Russian MIA. No. 4(59). 2015. Pp. 29-31. (In Russ. )

16. Kaplunov A . I . , Milyukov S . F. , Utkin N. I . Legal Basis for Law enforcement Officers' Using Firearms. Moscow, 2004. 271 p. (In Russ . )

17 . Asyamov S . V. Foreign Police: System of Organization and Personnel Professional Training. Tashkent, 2015. 452 p . (In Russ. )

18 . Rybalkin D. A. , Khalilullin F. F. Specifics of Police Training in the USA, Europe and Russia . Advanced Firearms and Tactic and Special Training of Law enforcement Officers: all-Russian Round table (June 29, 2017). Orel, 2017. Pp. 185-187. (In Russ.)

19 . Law enforcement Professional Training (Professional Police Training). Course-book in 2 parts. Ed. by Kubyshko V. L. Moscow, 2015 . Part 2. 687 p. (In Russ. )

20 . Troyan E. I . , Astafiev N . V. Training Police officers to Tackle Common Professional Tasks . Psychopedagogy in Law Enforcement. No . 3(62). 2015. Pp. 14-17. (In Russ.)

21 Lukutin A A , Ustyuzhanin N N Lessons of Testing Police Readiness to Lawfully Use Firearms after Special Training Legal Science and Practice. Journal of Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. No. 1(37). 2017. Pp. 53-58. (In Russ. )

22 . Chigoryaev E. A . Problem Learning in Mastering Self-Defence._Organization and Improvement of Education at Higher Educational Institutions: materials of inter-university methodical conference. Ed. by Paradnikov A. G. , Shuvalov A. V. , Morozova T. Yu. Omsk, 2010 . Pp. 151-152 . (In Russ.)

23 . Muslimov R. A. Fighting Techniques from lying-down position Used for Russian MIA Officers' Physical Training. Scientific Electronic Journal "Concept". Vol. 20. 2014. Pp. 3671-3675. URL: http://e-koncept.ru/2014/54999.htm (accessed 30.10.2017). (In Russ.)

24. Benin A . A . Organizing Additional Physical Training for Students with Poor Results: materials of All-Russian Round-table. Orel, 2016. Pp. 19-22 . (In Russ.)

25 . Lupyr V. G . Organizational and Pedagogical Conditions of the Russian MIA Cadets' Professional Service and Physical Training (interdisciplinary aspect). Psychopedagogy in Law Enforcement. No . 2(61). 2015 . Pp . 12-15 . (In Russ. )

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.